Научная статья на тему 'Особенности российско-японских политических отношений в период после окончания второй мировой войны до начала 2000-х годов'

Особенности российско-японских политических отношений в период после окончания второй мировой войны до начала 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1670
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходова София Сергеевна

В статье рассматриваются российско-японские политические отношения в период после окончания Второй мировой войны и до начала 2000-х годов. Автор делает вывод о том, что нормативно-правовая база, разработанная усилиями российских и японских политиков в период второй половины ХХ в. стала прочной базой для современных российско-японских отношений. Автор отмечает тот факт, что в двусторонних взаимоотношениях приоритетная роль отдается Дальневосточному региону с его богатым природным потенциалом. Также подчеркивается, что отсутствие между двумя странами мирного договора из-за нерешенного территориального вопроса не является тормозящим фактором в отношениях между двумя странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF RUSSIANJAPANESE POLITICAL RELATIONS IN THE PERIOD AFTER THE END WORLD WAR II PRIOR TO THE BEGINNING 2000OF THE YEARS

The article investigates Russian-Japanese political relations during the period after the end of the Second World War and prior to the beginning of 2000 years. The author makes the conclusion that the legal base developed by efforts of the Russian and Japanese politicians in second half XX century became strong base for modern Russian-Japanese relations. The author reveals significant role of the Russian Far East with its rich natural potential in bilateral relations. Also it is underlined that absence of the peace treaty between two countries because of an unresolved territorial question is not the braking factor in relations between two countries.

Текст научной работы на тему «Особенности российско-японских политических отношений в период после окончания второй мировой войны до начала 2000-х годов»

А.П. Латкин. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ФОРМИРОВАНИЯ... УДК: 327(57+520) «1945/2000»

С.С. Ходова1

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДО НАЧАЛА

2000-х ГОДОВ

В статье рассматриваются российско-японские политические отношения в период после окончания Второй мировой войны и до начала 2000-х годов. Автор делает вывод о том, что нормативно-правовая база, разработанная усилиями российских и японских политиков в период второй половины ХХ в. стала прочной базой для современных российско-японских отношений. Автор отмечает тот факт, что в двусторонних взаимоотношениях приоритетная роль отдается Дальневосточному региону с его богатым природным потенциалом. Также подчеркивается, что отсутствие между двумя странами мирного договора из-за нерешенного территориального вопроса не является тормозящим фактором в отношениях между двумя странами.

На протяжении всего ХХ в. российско-японские отношения отличались постоянной напряженностью. Одним из главных камней преткновения на пути нормализации двусторонних отношений во второй половине столетия был территориальный спор о принадлежности четырех южных островов Курильской гряды. Двусторонние переговоры на всех уровнях неизменно натыкались на территориальную проблему, которая стала и причиной и следствием противоречий между двумя государствами. Принцип неотделе-ния политики от экономики, которого Япония придерживалась в отношении России, делал проблематичным нормальное развитие двусторонних отношений.

В связи с тем, что Советским Союзом не был подписан в 1951 г. Сан-Францисский Мирный договор с Японией, страны находились в состоянии войны до 1956 г. Только принятие Совместной декларации СССР и Японии в Москве 19 октября 1956 г. прекратило состояние войны между СССР и Японией и восстановило добрососедские и дипломатические и консульские отношения2. Основу Декларации составили проблемы послевоенного урегулирования двусторонних отношений. В частности стороны подтверждали, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, и СССР поддержит просьбу Японии о принятии ее в члены данной международной организации. Пункты 5 и 6 касались проблем освобождения и репатриации японских граждан, осужденных в СССР. Данный документ наряду с политическими регламентировал и экономические взаимоотношения. В частности, стороны подтвердили обоюдное желание в возможно короткий срок вступить в переговоры о заключении договоров или соглашений для того, что поставить на прочную и дружественную основу их отношения в области торговли, торгового мореплавания и другие коммерческие взаимоотношения. Данный документ определил, что Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана между СССР и Японией и Соглашение между СССР и Японией о сотрудничестве при спасании людей, терпящих бедствие на море, подписанные в Москве 14 мая 1956 г., вступят в силу одновременно со вступлением в силу настоящей Совместной Декларации. «Учитывая заинтересованность как СССР, так и Японии в сохранении и рациональном использовании природных ресурсов рыбы и других морских биологических ресурсов, СССР и Япония будут в духе сотрудничества принимать меры в целях сохране-

1 Ходова София Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры МОЗР ВГУЭС, Е-таИ: sofia_khodova@mail.ru Специальность 07.00.03 "Всеобщая история»

2 Декларации, заявления и коммюнике Советского правительства с правительствами иностранных государств. 1954-1957. - М., 1957. - С. 313-316.

ния и развития рыболовных ресурсов, а также регулирования и ограничения ловли рыбы в открытом море»1. Что касается проблемы мирного договора между СССР и Японией, который не был заключен из-за территориальных разногласий, то в документе было особо отмечено, что СССР, «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией»1. Сроки заключения мирного договора оговорены не были, и проблема осталась не решенной.

Совершенно очевидно, что Декларация 1956 г. в целом ряде своих аспектов фиксировала и предопределяла характер российско-японских региональных связей. Не только территориальный вопрос, но и проблемы рыболовства, мореплавания, двусторонней торговли напрямую касались российского Дальнего Востока и западных префектур Японии. Столь же отчетливо региональный компонент российско-японских отношений обнаруживается в последующих межгосударственных актах второй половины ХХ в.

В начале октября 1973 г. в советско-японских отношениях произошло еще одно важное историческое событие. По приглашению правительства СССР Советский Союз посетил Премьер-министр Японии К. Танака. В ходе визита официальными лицами СССР и Японии проводились переговоры по различным вопросам японо-советских отношений, включая вопрос о заключении мирного договора, а также по важнейшим международным проблемам, представляющим взаимный интерес. По итогам переговоров 10 октября 1973 г. было подписано Совместное советско-японское заявление о визите Премьер-министра Японии в СССР, где в первую очередь было отмечено, что обе стороны выразили удовлетворение по поводу того, что с момента восстановления дипломатических отношений на основании совместной декларации СССР и Японии 1956 года советско-японские отношения получили благоприятное развитие и, в частности, значительно продвинулись в политической, экономической и культурной областях. Стороны признали, что укрепление добрососедских, дружественных отношений между СССР и Японией на основе принципов невмешательства во внутренние дела, взаимной выгоды и равенства не только отвечает общим интересам народов обеих стран, но и является большим вкладом в дело мира и стабилизации на Дальнем Востоке и во всем мире. В этой связи стороны выразили решимость прилагать усилия для дальнейшего развития отношений между СССР и Японией2.

Стороны констатировали, что в области торгово-экономических отношений за период с 1956 по 1973 г. были достигнуты определенные успехи, в частности были организованы советско-японский и японо-советский комитеты по экономическому сотрудничеству, а также, как отмечалось выше, принята Конвенция о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана между СССР и Японией. В Заявлении четко прозвучала заинтересованность японской стороны в освоении природных ресурсов Сибири. Также была достигнута договоренность о том, что правительства обеих стран будут содействовать осуществлению экономического сотрудничества, поощрять заключение контрактов между японскими фирмами и советскими организациями, содействовать нормальному и своевременному осуществлению этих контрактов3. Были затронуты проблемы двусторонних отношений в области рыболовства, энергетики, научно-технической, культурной областях, а также по вопросам охраны окружающей среды.

Советская сторона подтвердила готовность рассматривать вопросы о выезде в Японию бывших японских граждан, проживающих на территории СССР, и посещении японцами мест захоронений их родственников, что стало еще одним шагом на пути нормализации двусторонних отношений.

1 Совместная декларация СССР и Японии [Текст] // Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации. - Южно-Сахалинск, 2002. - С. 201.

1 Там же.

2 Совместное советско-японское заявление о визите Премьер-министра Японии в СССР [Текст]. - Доступно из URL: http://www.japantoday.ru/ offic/1973.shtml

3 Там же.

Немаловажной деталью являлось и то, что Заявление касалось не только проблем советско-японских отношений, но и международных вопросов. В документе были затронуты проблемы Корейского полуострова, Индокитая, Ближнего Востока. В Заявлении была особо отмечена роль ООН в деле укрепления мира и стабильности, а также выражена готовность обеих стран вносить конструктивный вклад в дело дальнейшего укрепления прочного мира и безопасности всех народов.

По определенным в Заявлении приоритетным направлениям двусторонних отношений между Японией и Советским Союзом велось сотрудничество, однако, как указывалось выше, проблема заключения Мирного договора так и оставалась нерешенной. Несмотря на то, что во время визита в Москву премьер-министра Японии советское руководство получило приглашение посетить Японию, такая встреча состоялась только в апреле 1991 г., когда первый Президент СССР М.С. Горбачев посетил с официальным визитом Японию. В ходе поездки были проведены переговоры с премьер-министром Т. Кайфу, в результате которых было подписано Совместное советско-японское заявление1. Проблемы, нашедшие отражение в данном документе, во многом повторяли те, что обсуждались в 1973 г. Неизменной осталась проблема заключения мирного договора. Стороны приняли решение продолжать совместные консультации по данному вопросу, однако сроки заключения договора не были установлены. Как и в предыдущем документе, в Заявлении 1991 г. стороны выразили единое мнение относительно необходимости «дальнейшего углубления и развития на основе дружбы и взаимной выгоды в сбалансированной форме и в рамках возможного практических связей между двумя государствами в различных областях, включая политику, экономику, внешнюю торговлю, промышленность, рыболовство, науку и технику, транспорт, экологию, культуру и гуманитарные вопросы, в целях повышения жизненного уровня народов обеих стран и внесения вклада в дальнейший прогресс международного сообщества2.

В документе впервые признавалось существование территориальной проблемы между двумя государствами, впервые было внесено предложение ввести упрощенный безвизовый режим посещения островов южнокурильской гряды японскими гражданами. Одной из важнейших деталей данного Заявления стало определение приоритетной роли Дальнего Востока в двусторонних отношениях, несмотря на то, что это касалось только отношений в области рыболовства. Также был принят пакет документов, касающихся различных областей советско-японских отношений, и многие из них определяли характер региональных связей, напрямую касались отношений между российским Дальним Востоком и Японией. К таким документам относятся: Меморандум о советско-японских межправительственных консультациях; Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о сотрудничестве в оказании технического содействия реформе по переходу на рыночную экономику в СССР; Соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Японией на период с 1991 года по 1995 год; Обменные письма о торговле потребительскими и иными товарами между дальневосточными районами СССР и Японией; Совместное советско-японское заявление о взаимном содействии проведению выставок и ярмарок в СССР и Японии; Совместное советско-японское заявление по вопросам развития сотрудничества в области рыбного хозяйства; Обменные письма об изменении приложения 1 к Соглашению между правительством СССР и правительством Японии о воздушном сообщении; Обменные письма между правительством СССР и правительством Японии относительно расширения воздушного сообщения по транссибирскому маршруту; Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между правительством СССР и правительством Японии; Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; Меморандум о сотрудничестве между СССР и Японией по сведению к минимуму последствий аварии на Чернобыльской АЭС для здоровья населения; Обмен-

1 Из Совместного советско-японское заявления 18 апреля 1991 г. [Текст] / / Советско-японская Декларация 1956 года и проблемы национальной безопасности Российской Федерации. - Южно-Сахалинск, 2002. - С. 203.

2 Там же.

ные ноты об утверждении программы реализации Соглашения между правительством СССР и правительством Японии о культурных связях на период с 1 апреля 1991 года по 31 марта 1993 года; Меморандум о связях и сотрудничестве между СССР и Японией в области охраны культурного достояния; Совместное советско-японское заявление о сотрудничестве в связи с деятельностью центра по изучению современной Японии; Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о лицах, находившихся в лагерях для военнопленных.

Политические преобразования, связанные с распадом СССР, повлияли не только на внутреннюю ситуацию в России, но и на отношения с другими странами, в частности с Японией. И японские и российские политики признали, что необходимы иные подходы к решению проблем в двусторонних отношениях. И на протяжении 90-х гг. ХХ в. и Россия и Японии вносили важные коррективы в свою политику с тем, чтобы дальнейшее развитие межгосударственных отношений опиралось на прочную договорную основу.

К 1993 г. проблема политических отношений оставалась одной из самых сложных проблем для российской дипломатии. Японская сторона по-прежнему увязывала возможность заключения мира и развития экономических отношений с Россией с необходимостью решения территориального вопроса.

Юридически Россия и Япония не находились между собой в состоянии конфронтации, войны, однако существовало много нерешенных вопросов в различных областях, и обе стороны демонстрировали готовность к окончательному урегулированию отношений. В 1993 г. (как и в 1992 г.) продолжались многочисленные российско-японские контакты, на которых, помимо вопросов сотрудничества и помощи России в проведении структурных социальных и экономических реформ, обсуждалась проблема заключения мирного договора.

9 июля 1993 г. во время Токийской встречи на высшем уровне по формуле "7+1", происходили переговоры премьер-министра Японии Миядзава и президента России Б.Н. Ельцина. Однако намного более значительным для обеих стран стал официальный визит Б. Ельцина в Японию 11 - 13 октября 1993 г. В результате встречи российского президента с премьер-министром Японии М. Хосокава была подписана Токийская декларация. В данном документе лидеры двух государств определили значение двусторонних отношений после окончания холодной войны «от структуры конфронтации к сотрудничеству, открывающему новые перспективы развития международного взаимодействия»1. Стороны подтвердили значение того, что «РФ путем претворения в жизнь принципов законности и справедливости станет активным и конструктивным партнером в этом регионе и будет вносить дальнейший вклад в развитие политических и экономических связей между расположенными в нем государствами»2, а также высказали единое мнение о том, что «существенную важность для реализации этой задачи имеет полная нормализация отношений между играющими важную роль в этом регионе Японией и Российской Федерацией, в той связи, что она позволит сделать этот регион зоной мира, стабильности, а также районом развития экономического сотрудничества на основе системы свободной торговли, открытой для всех стран и регионов, включая РФ»3.

После упоминания о серьезных переговорах по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи4 было высказано согласие сторон о том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, во-первых, исходя из исторических и юридических фактов, во-вторых, на основе выработанных по договоренности между двумя странами документов и, в-третьих, на «основе принципов законности и справедливости»5.

Неоднократно японская сторона подтверждала, что Россия является преемником СССР, и что все международные договоренности между Советским Союзом и Японией

1 Токийская декларация о Японо-российских отношениях / / Проблемы Дальнего Востока. -1993. - № 5. - С. 3.

2 Там же. С. 5.

3 Токийская Декларация о Японо-российских отношениях. С. 5.

4 Там же. С. 4.

5 Там же.

остаются в силе. Была достигнута договоренность о «дальнейшем совершенствовании проведения взаимных поездок постоянных жителей упомянутых выше островов и жителей Японии»1, (безвизовый режим взаимных поездок был введен с апреля 1992 г.). Стороны, помимо прочего, подтверждали необходимость дальнейшего продвижения процессов в области контроля над вооружениями и разоружения. В октябре 1993 г. президент России Б.Н. Ельцин объявил о намерении вывести российские войска, за исключением пограничной охраны, с Курильских островов. В результате чего к весне 1996 г. численность военнослужащих на четырех островах сократилась вдвое: с 7 000 до 3 500 человек.

После подписания Токийской декларации все более увеличивался масштаб экономического сотрудничества двух стран, как на Дальнем Востоке, так и в общероссийских масштабах (с 1991 по 1997 г. Япония обязалась оказать России поддержку на общую сумму 6,2 млрд дол.)2. На Дальнем Востоке одновременно с упадком и кризисом российской экономики, активизируется постепенное проникновение японского бизнеса в регион.

Во время визита в Японию в ноябре 1994 г. первого вице-премьера России О. Сосковца была достигнута договоренность о создании Межправительственной Комиссии (МПК) по торгово-экономическим вопросам, сопредседателями которой стали О. Сосковец и министр иностранных дел Японии Ё. Коно3. В рамках комиссии были созданы три подкомиссии: по разработке предложений по ликвидации препятствий в двусторонних экономических отношениях и повышению активности частного капитала; по обеспечению программ помощи России; по укреплению экономических связей между Японией и Дальним Востоком России4.

Еще одним значительным шагом на пути установления стабильных отношений между Россией и Японией и политики Б.Н. Ельцина на Дальнем Востоке стала «встреча без галстуков» между премьер-министром Японии Рютаро Хасимото и президентом России Борисом Ельциным, которая состоялась в Красноярске 1-2 ноября 1997 г., через четыре года после подписания Токийской декларации.

Результатом встречи стал план экономической помощи и сотрудничества между Японией и Россией, получивший название «План Хасимото - Ельцина», рассчитанный до 2000 г. Этот документ ставил своей целью не только оказание непосредственной помощи в проведении экономических реформ в России, но и содержал разделы о международном разделении труда по горизонтали.

Данный план включал в себя, наряду с программой оказания технической и интеллектуальной помощи, положения об улучшении всей системы экономической деятельности как российских, так и совместных российско-японских предприятий. Двустороннему экономическому сотрудничеству отводилась главенствующая роль. Как отмечала «Иомиури синбун», «главное в российско-японских отношениях - развитие экономического сотруд-ничества»5. В развитие достигнутых договоренностей в ноябре 1998 г. в Москве президент РФ Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии К. Обути подписали Соглашение о поощрении и защите капиталовложений, а также программы, касающейся железнодорожных перевозок, работы предприятий по сокращению количества используемого газа для уменьшения тепличного эффекта, по освоению Иркутского месторождения газа и т.п.6.

Однако, возможно более важным итогом встречи в Красноярске стала договоренность двух руководителей о том, что Япония и Россия приложат все возможные усилия для заключения мирного договора между ними до 2000 г. Основой для этого была взята Токийская декларации 1993 г., которая подразумевала решение вопроса о территориаль-

1 Там же.

2 Хокуто Адзиа Хакусё 2000 Нэнпан 21 Сэйки-но Фуронтиа (Белая книга по экономике СевероВосточной Азии 2000. На рубеже 21 столетия) / / Economic Research Institute For Northeast Asia.- Japan, 2000. - P. 97.

3 Павлятенко В.Н., Шлындов А. Российско-японские экономические отношения: некоторые итоги и перспективы / / Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 4. - С. 18.

4 Там же.

5 Иомиури Синбун, 15.09.1997.

6 Соглашение о поощрении и защите капиталовложений. - Доступно из URL: http://www.embjapan.ru

ных претензиях Японии к России, вопроса о принадлежности четырех островов - ключевого для мирного договора. Необходимо отметить, что в Токийской декларации понятие «скорейших сроков» не конкретизировалось. В Японии это соглашение Б.Н. Ельцина с японским премьер-министром было воспринято как готовность решить территориальную проблему в пользу Японии.

В Красноярске оба лидера также приветствовали прогресс на переговорах по выработке рамок для договоренности о промысле японскими рыболовными судами в районах четырех островов. Они согласились дать указания своим делегациям на этих переговорах постараться достичь, по возможности, окончательной договоренности к концу 1997 г. Ха-симото, помимо финансовой помощи, обещал помочь России со вступлением в АТЭС (решение о вступлении России в АТЭС было принято 25 ноября 1998 г.), группу из 18 стран и территорий региона, созданную в 1989 году для развития экономического сотрудничества. Его основу составляют либерализация торговли и инвестиций, экономическое сотрудничество.

В ноябре того же года в Токио на очередном раунде регулярных русско-японских консультаций премьер-министром Японии К. Обути с премьер-министром России Е. Примаковым было принято решение о создании специальной группы во главе с министрами иностранных дел двух стран, которая займется вопросом подготовки и заключения мирного договора. Также министрами был обсужден «план Хасимото - Ельцина» и достигнута договоренность по поводу осуществления ряда мероприятий в области экономики, в ходе которых конкретизировался бы или получил конкретное наполнение план Ха-симото — Ельцина.

Через полгода после встречи в Кавана с 11 по 13 ноября 1998 г. состоялся визит премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в Россию - первый официальный визит японского премьер-министра в Россию за последние 25 лет.

Основным итогом визита японского лидера в Москву стало подписание Московской декларации «Об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией»1. Данный документ, подчеркивая важную роль «Плана Ельцина - Хасимото», подтвердил стремление руководства России и Японии последовательно реализовывать проекты, входящие в данный «План», основываясь на посылке, что укрепление сотрудничества в торгово-экономической области отвечает интересам и России и Японии.

Руководители двух стран договорились активизировать переговоры о заключении мирного договора на основе Токийской декларации и договоренностей, достигнутых в Красноярске и Каване, в качестве крайнего срока подписания договора опять был назван 2000 год. Для этого стороны договорились создать в рамках Совместной японороссийской комиссии по вопросам заключения мирного договора подкомиссию по пограничному размежеванию. Была достигнута договоренность о создании подкомиссии по совместной хозяйственной деятельности на четырех островах, которая, действуя параллельно с подкомиссией по пограничному размежеванию, определила бы виды возможной совместной хозяйственной деятельности на островах, не приносящей ущерба юридическим позициям обеих сторон. Стороны в принципиальном плане договорились об организации свободного посещения островов японскими гражданами — бывшими жителями островов и членами их семей.

Особое место в Декларации отведено дальневосточному региону России. В частности, в ней говорится, что «Президент и Премьер-министр, исходя из общего понимания, что Россия и Япония обладают крупным потенциалом в области экономического сотрудничества, включая разработку богатых природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, заявляют о своем намерении и дальше содействовать развитию такого сотрудничества», и продолжение двустороннего сотрудничества в данном направлении «будет вносить вклад в процветание двух стран и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом в XXI веке»2.

1 Московская Декларация «Об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией» / / Проблемы Дальнего Востока. - № 1. - 1999. - С. 5.

2 Московская Декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией. - С. 8.

Первая половина 1999 г. была отмечена визитом в Москву (28-30 мая) министра иностранных дел Японии М. Комуры, во время которого состоялись переговоры с министром иностранных дел России И. Ивановым.

Основными результатами переговоров стало следующее. Была подтверждена преемственность при новом Правительстве России во главе с С. Степашиным стратегической линии, определенной Президентом России Б.Н. Ельциным, на строительство созидательных партнерских отношений с Японией. М. Комура от имени Правительства Японии подтвердил курс на поддержку реформ в России. Обсуждались проблемы заключения мирного договора. Достигнуты договоренности о визите в Москву Председателя Палаты советников японского парламента Дз. Сайто, а также о посещении России начальником Управления обороны Японии Х. Норота. Данный визит напрямую касался Дальнего Востока, так как в ходе визита планировалось провести переговоры по налаживанию сотрудничества по утилизации списанных атомных подводных лодок Тихоокеанского флота России и продолжению японского содействия конверсионным программам России. Япония также подтвердила готовность продолжать содействие профессиональной переподготовке российских военнослужащих, увольняемых в запас.

Отставка президента Б. Ельцина и избрание в 2000 г. президентом России В. Путина не изменили политику России в отношении Японии. Первый официальный визит президента В. Путина в Японию состоялся 3-5 сентября 2000 г. Во время визита премьер-министр Японии Ё. Мори и президент России провели три раунда переговоров, которые были посвящены следующим проблемам: развитию стратегического и геополитического сотрудничества между Японией и Россией; развитию сотрудничества в экономической сфере; переговорам о заключении мирного договора.

Следующим шагом в двусторонних отношениях стал визит в Россию министра иностранных дел Японии Ё. Коно, в результате которого был принят Меморандум о проведении IV заседания российско-японской межправительственной комиссии по торговоэкономическим вопросам, подписанный в Москве 5 ноября 2000 г. заместителем председателя правительства Российской Федерации В.Б.Христенко и министром иностранных дел Японии Ё. Коно1. В данном документе еще раз подчеркивается намерение двух стран расширять и укреплять торгово-экономические связи, в особенности на региональном уровне. Отдельными пунктами в Меморандуме стоят проблемы энергетики, связанные с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2», сохранения и рационального использования биоресурсов в морях, прилегающих к обеим странам, а также вопросы по рациональной эксплуатации Транссибирской железнодорожной магистрали.

Необходимо отметить, что в Меморандуме подчеркнута необходимость проведения в ближайшем будущем заседания Подкомиссии по вопросам экономических отношений Японии с Дальневосточным регионом РФ2.

Еще один документ, о котором нельзя не упомянуть - это новый Российско-японский план действий3, принятый 10 января 2003 г. в Москве Премьер-министром Японии Дз. Коидзуми и президентом России В. Путиным и призванный продолжить сотрудничество по направлениям, определенным в 1997 г. планом Хасимото - Ельцина. Данный документ состоит из положений, определяющих двусторонние отношения на дальнейшую перспективу и определяет действия сторон по улучшению российско-японских отношений.

Во-первых, премьер-министр Японии и президент России отметили, «в целях дальнейшего развития российско-японских отношений и укрепления взаимодействия на международной арене Россия и Япония будут и впредь стремиться... активизировать диалог на высшем уровне путем придания регулярного характера контактам между руководителями Российской Федерации и Японии, активного использования возможностей ор-

1 Меморандум о проведении IV заседания российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. - Доступно из URL:

http://www.japantoday.ru/ offic/ 2000_0.shtml

2 Меморандум о проведении IV заседания российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.

3 Российско-японский план действий / / Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - № 2. - С. 8-20.

ганизации встреч между ними в ходе многосторонних форумов., прилагать дальнейшие усилия к расширению контактов на высоком уровне путем активного осуществления встреч между министрами иностранных дел»1, а также осуществлять контакты по линии различных министерств, ведомств и парламентских групп.

Во-вторых, по проблеме заключения мирного договора было отмечено, что для продвижения переговоров по данному вопросу необходимо обеспечение в двусторонних отношениях атмосферы, избавленной от эмоций и предвзятости, чему в определенной мере способствовало осуществление безвизовых обменов между жителями островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и японскими гражданами, в которых с 1991 г. приняли участие около 10 тыс. граждан России и Японии.

В-третьих, в рамках стратегического партнерства Россия и Япония наметили укрепление взаимодействия по борьбе с международным терроризмом, расширение сотрудничества в области контроля за вооружениями, укрепление механизма координации действий по ускорению реализации проектов, связанных с демонтажем выведенных из состава флота атомных подводных лодок на Дальнем Востоке России. Также затронуты проблемы Ближнего Востока, КНДР и другие вопросы.

В-четвертых, в рамках сотрудничества в торгово-экономической области стороны особо подчеркнули необходимость в развитии сотрудничества в освоении энергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создании газо- и нефтепроводов для их транспортировки, что с экономической точки зрения внесет значительный вклад в развитие дальневосточного региона Российской Федерации и будет способствовать стабилизации ситуации на мировом рынке энергоресурсов, а также повышению уровня энергетической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом.

В-пятых, в интересах мира и безопасности России и Японии намечено осуществлять двусторонние военные обмены путем регулярного проведения визитов на уровне Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, а также консультаций с участием представителей оборонных ведомств двух стран, осуществления взаимных визитов боевых кораблей и проведения в их ходе совместных учений, а также продолжения обменов по линии военных исследовательских и учебных заведений. В области сотрудничества между правоохранительными ведомствами и службами подчеркнута необходимость сотрудничества в целях противодействия угрозам со стороны международного терроризма и международной организованной преступности, в частности таким, как незаконный оборот наркотиков и оружия, а также борьба с нелегальной торговлей похищенными автомобилями, незаконным промыслом и контрабандой морепродуктов и т.д.

В-шестых, в интересах углубления взаимопонимания и дружбы между народами России и Японии намечено проведение «Фестиваля японской культуры в России - 2003», а также аналогичных российских мероприятий, знакомящих японцев с культурными ценностями России; поощрение продвижения контактов между студентами, молодежными организациями и представителями общественных организаций; проведение совместных форумов, семинаров и других мероприятий по линии научно-исследовательских организаций и учреждений; расширение культурно-просветительских обменов между Россией и Японией, включая контакты между художественными галереями, музеями и библиотеками; развитие спортивных обменов; содействие укреплению контактов на региональном уровне, включая рассмотрение вопросов совершенствования связей между субъектами Российской Федерации и префектурами Японии, а также между городами обеих стран; по линии консульских служб обеих стран рассмотрение возможностей для дальнейшего упрощения визовых режимов в целях создания условий для максимально широкого общения между россиянами и японцами2.

Таким образом, политическое значение Плана действий состоит в том, что данный документ носит комплексный характер и затрагивает весь спектр российско-японских

1 Российско-японский план действий. - С. 8.

2 Российско-японский план действий. - С. 19-20.

отношений. Отличительной чертой является то, что по каждой сфере сотрудничества намечены не только проблемы, но и пути решения (дальнейшие действия), а также то, что расширению и углублению региональных связей отводится ведущее значение. Рассчитанный на среднесрочную перспективу - 5-10 лет План определил период, за который двусторонние отношения должны выйти на качественно новый уровень.

В июне 2003 г. состоялся визит министра иностранных дел Японии Ё. Кавагути в Россию. В ходе этого визита с 28 по 29 июня Ё. Кавагути посетила Владивосток. В ходе визита был подписан меморандум, касающийся деятельности Японского центра, подтверждено намерение продолжать и развивать содействие экономическим реформам в России с помощью этого центра.

Особо министр иностранных дел Японии подчеркнула важность успешной реализации энергетических проектов, связанных с разработкой нефти и газа на шельфе о. Сахалин, а также со строительством нефтепровода Ангарск - Находка. В ходе визита были затронуты экологические проблемы (в частности особо отмечена необходимость ратификации Россией Киотского протокола), проблемы борьбы с международным терроризмом и др.

Однако договоренности, достигнутые в ходе российского визита Ё. Кавагути, не оправдали ожидания японской стороны. Газета «Иомиури» писала, что в ходе переговоров с министром иностранных дел С. Лавровым стороны сосредоточились на подписании мирного договора. И вместо того чтобы прямо перейти к обсуждению территориального спора, Кавагути потратила массу времени, информируя С. Лаврова, не имеющего опыта в отношениях с Японией, о предыдущих переговорах Японии с Россией1.

В конце 2003 г. (с 15 по 17 декабря) Японию посетил премьер-министр России М. Касьянов. В ходе визита были приняты три документа: Совместное заявление об официальном визите в Японию Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова, Меморандум о создании Японо-Российской организации по содействию торговле и инвестициям и Совместное сообщение для печати об активизации борьбы с браконьерским промыслом в северо-западной части Тихого океана и незаконным вывозом морепродуктов в японские порты.

Цель Меморандума о создании японо-российской организации по содействию торговле и инвестициям - «расширение и углубление торгово-инвестиционной деятельности между предприятиями Японии и Российской Федерации путем усиления взаимодействия между заинтересованными организациями»2.

В Совместном сообщении для печати об активизации борьбы с браконьерским промыслом в северо-западной части Тихого океана и незаконным вывозом морепродуктов в японские порты подтверждена важность взаимовыгодных отношений в области рыболовства, а также отмечено, что хищнический браконьерский промысел морских живых ресурсов и их незаконный вывоз в порты стран АТР, включая японские, наносит значительный ущерб экологии морских районов в северо-западной части Тихого океана и запасам морепродуктов, что подрывает ресурсную базу российско-японского сотрудничества в области рыболовства3. В целях борьбы с браконьерским промыслом и контрабандой морепродуктов было достигнуто соглашение по разработке и введению в действие дополнительных скоординированных мер сотрудничества, основанных на внутреннем законодательстве России и Японии в данной области.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что наибольшая активизация японо-российских контактов за период после окончания Второй мировой войны пришлась на вторую половину 90-х гг. ХХ - начало ХХ1 в. Это связано, в первую очередь, с политическими изменениями в России, а также проведением Японией последова-

1 Иомиури синбун. 1.07.2004.

2 Меморандум о создании Японо-Российской организации по содействию торговле и инвестициям. - Доступно из URL: http://www.japantoday.ru/ offic/2003_5.shtml

3 Совместное сообщение для печати об активизации борьбы с браконьерским промыслом в северо-западной части Тихого океана и незаконным вывозом морепродуктов в японские порты / / Доступно из: http://www.japantoday.ru/ offic/2003_5.shtml

тельной политики сближения с Россией для решения своих приоритетных задач в различных областях.

С 1993 по 2003 г. состоялось девять встреч на высшем уровне, осуществлялись контакты между министрами иностранных дел, утвердилась практика обменов визитами на уровне руководителей оборонных ведомств, состоялось шесть заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам под сопредседательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии, а также активно осуществлялись контакты между руководителями министерств и ведомств Российской Федерации и Японии, способствовавшие решению практических вопросов двустороннего сотрудничества.

Несмотря на отсутствие между двумя странами мирного договора из-за нерешенного территориального вопроса, эти действия способствовали стабилизации двусторонних политических отношений между Россией и Японией.

Совершенно очевидно, что в ходе двустороннего политического диалога отношения Японии с дальневосточными регионами России занимали очень важное место, временами даже выходили на первый план. Прежде всего это касалось таких вопросов, как развитие торгово-экономических связей, контроль за экологической обстановкой в регионе, укрепление гуманитарных связей и др.

В результате в 90-е годы XX - начале XXI в. была создана достаточно обширная нормативно-правовая база для развития двусторонних российско-японских отношений как на межгосударственном, так и на региональном уровне. Успех реализации достигнутых договоренностей во многом зависел и продолжает зависеть от заинтересованности и инициативы властей, как центральных, так и местных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.