Научная статья на тему 'Перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке'

Перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1518
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК / РОЗНИЧНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОК ДЕПОЗИТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заернюк В.М., Фаизова Г.Р.

В статье рассмотрены роль и перспективы розничного направления в деятельности кредитных организаций и его особенности в 2000-2012 гг. Выявлены закономерности развития отечественного розничного сегмента. Дана оценка сложившейся ситуации с просроченной задолженностью по розничным кредитам, предложены пути решения задачи возврата накопленных долгов. Сформулированы некоторые новые направления в деятельности универсальных банков, способствующие росту рынка розничных банковских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке»

Банковское дело

Удк 338.46:336.7

перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке

В. М. заернюк,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: zvm4651@mail. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

г. р. фаизова,

главный специалист E-mail: guzel_faizova@mail. ru оАо «Россельхозбанк»

В статье рассмотрены роль и перспективы розничного направления в деятельности кредитных организаций и его особенности в 2000-2012 гг. Выявлены закономерности развития отечественного розничного сегмента. Дана оценка сложившейся ситуации с просроченной задолженностью по розничным кредитам, предложены пути решения задачи возврата накопленных долгов. Сформулированы некоторые новые направления в деятельности универсальных банков, способствующие росту рынка розничных банковских услуг.

Ключевые слова: кредитные организации, розничный рынок, розничные банковские услуги, рынок депозитов.

Розничный банковский бизнес является одним из важнейших направлений в функционировании доминирующего числа кредитных организаций, который может выступать в качестве существенного по значимости источника привлечения ресурсов, а также являться перспективным вариантом размещения средств банками для получения высокого финансового результата.

В настоящее время розничный бизнес является:

- одним из основных факторов роста банковского сектора;

- ключевым сегментом деятельности большинства банков.

Доля розничного направления в банковском секторе будет расти по мере возрастания достатка российских граждан и возникновения на этой основе у них большей потребности в кредитных, расчетных, инвестиционных и прочих финансовых услугах.

Большинство кредитных организаций по-прежнему уделяет значительное внимание розничному сегменту бизнеса. В докризисный период эффективность и значимость данного направления деятельности вообще не обсуждались. Все универсальные банки были представлены на розничным рынке, стремились занять лидирующие позиции, увеличивая долю розницы в общем бизнесе.

Однако в условиях кризиса многие банки пересмотрели свои розничные стратегии, хотя никто не отказался от этого бизнеса. Надо сказать, что в настоящее время многие области банковского

финансы и кредит

17

Объемы розничных услуг в банковском секторе России в 1999-2011 гг., млрд руб.

Отчетная дата Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям и Кредиты, предоставленные физическим Удельный вес розничного кредитования, % Средства, привлеченные от организаций, и вклады физи- Вклады физических лиц Удельный вес вкладов физических лиц в общей сумме привлеченных

физическим лицам лицам ческих лиц средств, %

01.01.2000 497,1 27,6 5,6 1093,7 297,1 27,2

01.01.2001 840,5 44,7 5,3 1 669,6 445,7 26,7

01.01.2002 1 323,7 94,7 7,2 2 325,6 677,9 29,1

01.01.2003 1 796,2 142,2 7,9 2 121,1 1 029,7 48,5

01.01.2004 2 684,7 299,7 11,2 2 902,6 1 517,8 52,3

01.01.2005 3 887,5 618,8 15,9 3 983,3 1 997,2 50,1

01.01.2006 5 454,0 1 179,2 21,6 5 900,1 2 761,2 46,8

01.01.2007 8 031,4 2 065,2 25,7 8 600,0 3 809,7 44,3

01.01.2008 12 287,1 2 971,1 24,2 12 212,3 5 159,2 42,2

01.01.2009 16 526,9 4 017,2 24,3 14 681,6 5 907,0 40,2

01.01.2010 16 115,5 3 573,8 22,2 17 042,2 7 485,0 43,9

01.01.2011 17 901,7 3 997,7 22,3 20 944,9 9 818,0 46,9

01.01.2012 23 266,0 5 550,9 23,9 25 867,6 11 870,0 45,9

бизнеса испытывают определенные сложности, но перспектива розницы и ее роль очевидны.

Объемы розничных услуг в банковском секторе России за последние тринадцать лет представлены в таблице.

За рассматриваемый период доля розничного кредитования в общем объеме предоставленных кредитов выросла более чем в четыре раза и составила на начало текущего года 23,9 %. Доля вкладов физических лиц также существенно возросла. На 01.01.2012 она составила уже почти половину всех привлеченных банками ресурсов - 45,9 %.

Ситуация на рынке действительно изменилась. Столкнувшись с кризисной ситуацией, многие банки скорректировали свои розничные стратегии, поставив во главу угла более продуманную стратегию, учитывающую новые стратегические ориентиры. Однако практически никто не отказался от розничного бизнеса.

После устойчивого десятилетнего роста сокращение, произошедшее в конце 2008 г. и длившееся вплоть до мая 2009 г., оказалось ощутимым. Резкий спад рынка кредитов был обусловлен, с одной стороны, снижением платежеспособности населения, с другой - искусственными ограничениями продаж со стороны банков в целях минимизации уровня возможного кредитного риска. Только с мая 2009 г. ситуация стабилизировалась: банки стали возобновлять продажи кредитных продуктов.

Темпы роста розничного кредитования существенно опережали темпы роста кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, что

подтверждает значение и роль розничного сектора в отечественном банковском бизнесе.

Расчеты показывают, что среднегодовой темп роста розничного кредитования в 2000-2011 гг. составил 60 %, в то время как этот же показатель по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, - только 37 %.

До 2004 г. банки уделяли недостаточно внимания развитию розничного бизнеса, так как работа с корпоративными клиентами обеспечивала им приемлемый уровень доходности. На взгляд авторов, именно в это время передел клиентуры практически завершился. И даже минимальное изменение конфигурации корпоративного рынка многим банкам стало представляться довольно проблематичным. Помимо этого произошли серьезные перемены в поведении самих корпоративных клиентов, которые в последнее время оставляют банкам все меньше возможностей для маневра в вопросах привлечения и размещения денежных средств.

Особо следует остановиться на крайне серьезной для всего банковского сектора и столь очевидно присущей розничному кредитованию на отечественном рынке банковских услуг проблеме, острота которой не уменьшается уже многие годы, -проблеме невозвратов. К настоящему времени сложилась довольно непростая ситуация с возвратом просроченных долгов. Надо признать, что это обстоятельство тревожит не только финансовые власти, кредитные институты, но и их регуляторов.

Значительный рост невозвратов, который наблюдается с начала кризиса, стал тормозом для

Удельный вес просроченных кредитов к сумме основного долга в целом по розничным кредитам, %

Удельный вес просроченных кредитов к сумме основного долга в целом по

нефинансовым организациям ,

%

■ Удельный вес просроченных

кредитов к сумме основного

долга в целом по

нефинансовым организациям и

, „ „ „ _„ „„ физическим лицам, %

2,0 4,0 о,0 8,0

Рис. 1. Сравнение динамики просроченных кредитов в 2008-2012 гг

развития всех видов потребительского кредитования. На рис. 1 отчетливо прослеживается тенденция постоянного превышения удельного веса просроченных розничных кредитов в сравнении с корпоративным кредитованием (рис. 1).

Однако нельзя не отметить, что благодаря принимаемым банками мерам удалось несколько выровнять динамику увеличения просроченной задолженности в рознице: с 3,4 % на 01.01.2008 до 5,5 % на 01.01.2012. Динамика роста просроченной задолженности в корпоративном сегменте существенно выше: с 0,9 % на 01.01.2008 до 4,9 % на 01.01.2012. Можно предположить, что необходимо еще немало времени, чтобы банки переломили тенденцию роста просроченной задолженности и вышли на ее оптимальный уровень.

На взгляд авторов, одна из главных задач в настоящее время - найти взаимоприемлемые пути реструктуризации проблемных активов. Только справившись с этой проблемой, банки смогут повысить собственную финансовую устойчивость.

На улучшение ситуации с возвратом просроченных заемщиками долгов мог бы повлиять возврат к практике, когда банки могли обращаться в суды по месту выдачи кредитов. Как известно, такая практика Верховным Судом РФ была запрещена. В настоящее время иски предъявляются в суд по местонахождению ответчика1. То есть все судебные разбирательства кредитной организации с заемщиком проходят по месту регистрации физического лица.

В то же время имеют место многочисленные факты, когда ответчики по искам банка, пытаясь избежать ответственности, по нескольку раз меняют место жительства. В результате поиск недобросовестных заемщиков может длиться годами.

Поэтому банковское сообщество предлагало внести соответствующие дополнения в законопроект о потребительском кредите. Однако этот важнейший для страны документ находится в стадии рассмотрения уже более пяти лет2. На рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект попал только осенью 2007 г. и был возвращен на доработку. Последняя его редакция опубликована на сайте Министерства финансов РФ в конце марта текущего года [3].

В указанном законопроекте предпринята попытка защитить интересы кредитора, в том числе в части разрешения споров с заемщиками. В ст. 13 говорится: «В индивидуальных условиях договора потребительского кредита по соглашению между его сторонами может быть изменена территориальная подсудность для дела (дел) по иску кредитора к заемщику, который возник или может возникнуть в будущем, в любое время до принятия дела судом к своему производству...». А если соглашение между его сторонами не будет достигнуто - как быть тогда? Кроме того, в законопроекте подчеркнуто, что в индивидуальных условиях договора потребительского кредита стороны обязаны определить суд, к подсудности которого будет отнесен спор (споры) по иску кредитора, в пределах субъекта Российской Федерации по месту жительства заемщика. То есть отстаиваются интересы заемщиков.

На взгляд авторов, Верховному Суду РФ целесообразно разработать и довести до сторон, состоящих в кредитных отношениях, порядок и правила, определяющие процесс рассмотрения

1См. ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

^Первоначально он был сформулирован в 2005 г. в соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года, принятой Правительством РФ и Банком России в апреле 2005 г.

споров с потребителями-неплательщиками, так как четких рекомендаций по данному вопросу в проекте закона нет.

Рассмотрим далее рынок депозитов. На этом рынке наиболее резкое снижение происходило с сентября по ноябрь 2008 г., в то время кризис доверия спровоцировал резкий отток вкладов населения из банков. Однако уже к концу 2008 г. в результате мер, предпринятых банками и Правительством РФ, ситуация стабилизировалась. На 01.01.2009 объем вкладов населения составил 5 907 млрд руб. Можно сказать, что ныне на рынке розницы наступила некоторая стабильность. В дальнейшем можно ожидать следующих результатов этой стабильности:

- либерализация условий по кредитам;

- возможное замедление и даже некоторое снижение депозитных ставок.

Оценивая темпы роста вкладов населения, можно отметить их постоянно опережающий рост по сравнению с темпами роста денежных средств, привлеченных банками от предприятий и организаций. По расчетам авторов, среднегодовой темп роста вкладов физических лиц в 2000-2011 гг. составил 36 %, в то время как средств, привлеченных от организаций, - 29 %.

Сформировавшаяся в докризисный период тенденция увеличения доли предоставления розничных услуг сохраняется. По данным Банка России, темпы прироста вкладов физических лиц в течение 2011 г. были выше темпов прироста средств, привлеченных от организаций. Аналогичная динамика прослеживается по выданным кредитам физическим и юридическим лицам.

Следует отметить, что за февраль текущего года:

- темп прироста вкладов населения составил

1.3 %;

- темп прироста средств, привлеченных от организаций, оказался отрицательным и составил

2.4 %;

- темп прироста выданных кредитов физическим лицам - 2,1 %;

- темп прироста выданных кредитов организациям - снижение на 0,9 %.

Доминирующим источником формирования ресурсов в банковском секторе выступают вклады физических лиц. Объем привлечения средств населения на 01.03.2012 составил 11 793,4 млрд руб. из 25 167,2 млрд руб. привлеченных средств клиентов. При этом 60 % вкладов можно отнести к

устойчивым пассивам, так как они привлечены на срок свыше одного года. В свою очередь средства организаций составили 7 325,3 млрд руб.

В абсолютном выражении рынок вкладов населения продолжает расти, но в то же время объем привлечения в 2011 г. оказался ниже объема 2010 г. Рост вкладов населения по банковскому сектору в 2011 г. составил 21 %, в 2010 г. - 31 %. Лидерами рынка вкладов населения являются:

- Сбербанк России;

- ВТБ 24;

- Газпромбанк;

- Альфа-Банк;

- Райффайзенбанк.

В отношении активных операций ситуация обратная. Основной объем кредитования по банковскому сектору приходится на нефинансовые организации - 61 %. Кредиты, предоставленные физическим лицам, составляют 20 % от всего кредитного портфеля по банковскому сектору. За 2011 г. портфель кредитов, предоставленных банками частным клиентам, вырос на 36 %, или до 5 550,9 млрд руб. Это значительно превышает показатель 2010 г. (14 %). Лидерами рынка потребительского кредитования являются:

- Сбербанк России;

- ВТБ 24;

- Росбанк;

- Россельхозбанк;

- Газпромбанк.

Главной особенностью розничного банковского бизнеса является направленность на удовлетворение потребностей клиентов и необходимость постоянно подстраиваться под их запросы в условиях высокого уровня конкуренции. Исходя из этого, новый розничный бизнес в банковской сфере, по мнению авторов, подразумевает продуктовый ряд, способный мобильно меняться в соответствии с потребностями рынка, а также возможность оказания любой финансовой услуги в каждой точке продаж, имея в виду расположение этих точек в непосредственной близости к получателю услуг.

Очевидно, что развитие розничных банковских услуг напрямую зависит от:

- уровня занятости населения;

- благосостояния населения;

- стабильности финансовой ситуации в стране в целом;

- развития информационных технологий;

- правового регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровня конкуренции;

- банковской инфраструктуры.

Также важным фактором является уровень информационной прозрачности или степень доступности для клиентов информации о деятельности банка. В настоящее время население может получить информацию о банке из следующих источников:

- публикуемая отчетность;

- аналитические обзоры;

- банковские рейтинги.

Однако отчетность банков существенно отличается от формы предоставления отчетности организациями. Она достаточно сложна для клиентов банка, не обладающих специальными знаниями.

Банки с государственным участием и банки, обслуживающие бюджетные счета и получающие дешевые или долгосрочные ресурсы, порождают условия неравной конкуренции. Услуги, предоставляемые населению, являются незначительными по объемам и имеют более высокие издержки, чем услуги, предоставляемые для корпоративного сектора. Продукты и услуги розничного сегмента:

- высокостандартизированы;

- имеют схожие тарифы и условия предоставления;

- предполагают большой персонал;

- имеют наибольшую степень автоматизации и технологичности;

- предполагают постоянные инвестиции и активные продажи.

Объем предоставляемых банками услуг и продуктов напрямую зависит от уровня доходов банковских клиентов.

В настоящее время с уверенностью можно сказать, что у большинства банков в клиентской политике главным показателем является не объем, а качество. Внимание уделяется долгосрочным партнерским отношениям, что в первую очередь позволит банкам минимизировать риски, но в то же время потребует перестройки модели работы с клиентами и продвижения банковских продуктов и услуг.

Технический прогресс напрямую влияет на предпочтения клиентов в отношении банковских продуктов и услуг, что в свою очередь порождает изменения в клиентских и маркетинговых политиках и 1Т-решениях самих банков.

На взгляд авторов, одним из перспективных направлений развития рынка розничных банковских услуг для большинства банков станет переход

на полную или максимально допустимую систему дистанционного обслуживания. Для широкого круга людей в условиях нехватки времени данное сотрудничество станет весьма удобным и востребованным. Со стороны банка это в первую очередь - сокращение издержек. Ярким примером такой модели обслуживания является ЗАО Банк «Тинькофф Кредитные Системы», у которого отсутствуют офисы продаж.

Высокая эффективность деятельности банка, в частности и для розничного сегмента, во многом зависит от уровня применяемых информационных технологий. Перспективным является использование CRM-решения. CRM (Customer Relationship Management - управление отношениями с заказчиками) - бизнес-стратегия, ядром которой является ориентированный в первую очередь на клиента подход. Согласно ей компания всю свою деятельность направляет на организацию взаимовыгодных, устойчивых отношений с клиентами. Среди разработчиков прогрессивных технологий можно выделить компанию «Ай-Теко» - ведущего российского поставщика комплексных ИТ-решений и консалтинговых услуг, успешно прошедшего проведенный Британским институтом стандартов (BSI MS CIS) сертификационный аудит на соответствие системы управления информационной безопасностью требованиям международного стандарта ISO/IEC 27001:2005.

CRM-системы создают комплексную автоматизацию работы с клиентами при условии максимально удобного для потребителя сервиса. Также в качестве прогрессивного направления необходимо выделить ведущиеся в настоящее время разработки в области совмещения банковских карт с SIM-кар-той сотового телефона.

Возрастающее проникновение интернета и увеличивающееся число пользователей всевозможных социальных сетей изменили ситуацию коренным образом. Информация о качестве банковских услуг и обслуживания активно распространяется в информационных источниках, оказывая влияние на выбор потенциального потребителя, в том числе и самими банками. Здесь решается вопрос мгновенной коммуникации, когда пользователь в режиме онлайн может получить квалифицированный ответ на интересующий его вопрос. Поэтому одним из перспективных направлений установления и развития отношений между банками и клиентами является присутствие банка в социальных сетях и тематических интернет-сайтах. Перспективность

этого направления можно объяснить также и тем, что именно в социальных сетях на данный момент представлена большая часть платежеспособной российской аудитории.

На сегодняшний день многие банки уже давно активно представлены в социальных медиа. По данным агентства Frank Research Group [4], общее количество подписчиков на страницы банков в социальных медиаресурсах составило более 1,4 млн. Их количество постоянно растет. Лидерами по количеству подписчиков в социальных сетях являются:

- Сбербанк России;

- ЮниКредит;

- Связной банк;

- Траст;

- Русский Стандарт.

В то же время необходимо отметить, что не все даже наиболее крупные кредитные организации придают этому серьезное значение. По данным агентства Frank Research Group, по состоянию на 01.12.2011 из Топ-100 банков только 33 (треть банков) имеют официальную страницу в социальных сетях (рис. 2).

Конкурентная среда продолжает усиливаться приходом на рынок розничных финансовых услуг небанковских организаций3, которым разрешено осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Существенную значимость приобретают:

- мобильные операторы;

- торговые сети;

- почтовые услуги;

- платежные терминалы;

- электронные платежные системы, реализующие идею электронных денег.

Продолжает усиливаться значение маркетинговой службы в банке. Роль рекламы и бренда в продвижении розничных банковских услуг очевидна.

Перспективным направлением развития розничного бизнеса сохраняется экспансия в регионы через открытие мобильных офисов небольшого формата.

Существенное число функционирующих банков (на 01.02.2012 - 976 банков) и усиливающаяся

'Кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в п. 3 и п. 4, а также в п. 5 и п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

2

Рис. 2. Интегрированность ТОП-100 российских банков в социальных сетях, ед.: 1 - не представлены в соцсетях; 2 - представлены в одной соцсети; 3 - представлены в двух соцсетях; 4 - представлены в трех соцсетях; 5 - представлены в четырех соцсетях

конкуренция между ними ставят банки перед необходимостью поиска новых рентабельных инновационных решений с целью удовлетворения потребностей клиентов. Как правило, кредитными организациями на рынке розничных банковских услуг клиентам предоставляется одинаковый набор продуктов и услуг. Поэтому для привлечения клиентов и увеличения продаж продуктов и услуг в условиях конкурентной среды банкам приходится:

- искать и разрабатывать новые продукты и услуги;

- на основе инновационных преобразований улучшать ранее созданные банковские продукты.

Универсальность и стандартизированность банковских продуктов уходят на второй план. Важным для банков становится удовлетворение той или иной потребности определенного клиентского сегмента.

Все больше оборотов набирает предложение структурированных продуктов, имеющее целью предоставление клиентам условий, удовлетворяющих ряд их интересов одновременно [2].

В части законодательного аспекта развития рынка розничных банковских услуг стоит отметить, что принимаются законопроекты, способствующие защите интересов, в первую очередь - клиентов банка, и косвенно влияющие (по мнению авторов, в положительную сторону) на привлечение клиентов.

Актуальной продолжает оставаться стратегия по ужесточению требований по кредитам к заемщикам, сложившаяся после кризиса. В то же время

спрос на кредитные продукты у населения остается высоким. Среди кредитных продуктов в качестве перспективных можно выделить образовательное кредитование [1]. По мере развития законопроектов в сфере образовательного кредитования и экономики, диктующей необходимость в постоянном обучении, потребность в данном продукте, по мнению авторов, будет расти.

В части пассивных операций следует отметить, что планируется внедрение безотзывных банковских сертификатов. Это позволит банкам более уверенно планировать и прогнозировать свою ресурсную базу. По действующему законодательству в случае досрочного предъявления клиентом банковского сертификата банк должен вернуть вклад с учетом процентов. Поправка в Гражданский кодекс РФ, внесенная по инициативе Министерства финансов РФ, после принятия позволит изменить ситуацию и станет источником возникновения нового банковского продукта (вероятнее всего - с более привлекательным уровнем доходности).

Проведенный анализ развития розничного банковского бизнеса, имеющего в современных условиях огромный потенциал роста, позволяет сделать следующие выводы.

1. Среднегодовой темп роста розничного кредитования в 2000-2011 гг. составил 60 %, в то время как этот же показатель по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, - только 37 %.

2. В 2007-2011 гг. проблема невозвратов по выданным кредитам в наибольшей степени затронула розничный сектор кредитования. Однако именно в розничном сегменте кредитования наблюдается тенденция быстрого восстановления доли просроченных долгов к докризисному уровню.

3. В 2000-2011 гг. отчетливо прослеживается опережающий рост вкладов населения по сравнению с темпами роста денежных средств, привлеченных банками от предприятий и ор-

ганизаций: среднегодовой темп роста вкладов физических лиц составил 36 %, в то время как средств, привлеченных от организаций, - 29 %. 4. Улучшить ситуацию с возвратом просроченных заемщиками долгов мог бы возврат к практике, когда банки обращались в суды по месту выдачи кредитов. Это должно быть закреплено законодательно.

В настоящее время рынок банковских услуг приближается, на взгляд авторов, к стадии насыщения. Клиентов, которые не пользуются тем или иным банковским продуктом, становится все меньше. В связи с этим банковская стратегия взаимоотношений с клиентами меняет свою направленность, беря в основу не столько завоевание нового клиента, сколько его удержание. На первый план, как представляется авторам, выходят долгосрочные партнерские отношения с клиентами. Это требует серьезной перестройки как моделей продаж розничных продуктов, так и корректировки действующих стратегий в части розничного направления.

Список литературы

1. Заернюк В. М. Анализ потенциала и перспектив образовательного кредитования. Сборник «Современные технологии в российской системе образования». VIII Всероссийская научно-практическая конференция. М. 2010.

2. Заернюк В.М., Фаизова Г. Р. Структурированные продукты как способ расширения продуктовой линейки коммерческого банка. Проблемы и опыт менеджмента, финансов, учета и налогообложения предприятий, отраслей, комплексов: сборник статей. М.: Изд. Степаненко. 2012.

3. О потребительском кредите: проект федерального закона РФ от 28.05.2007.

4. Рейтинг «ТОП-15 банков по количеству подписчиков в социальных сетях» Frank Research Group. URL: http://www. frankrg. com/ userfiles/Frank %20RG %20 %20Social %20Media% 20%202012-04.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.