Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
медицинское право / охрана здоровья граждан / здравоохранение / medical law / health of citizens / healthcare

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорькина А.Н., Масловская М.В.

Работа построена на исследовании теоретических положений, норм закона, судебной практики, которые касаются механизмов обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации, так же выявление недостатков в правовом регулировании и выработка вариантов по устранению данных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION IN FIELD OF SECURITY AND IMPLEMENTATION OF RIGHT TO PROTECTION HEALTH AND MEDICAL CARE

The work is based on a study of theoretical provisions, legal norms, and judicial practice that relate to mechanisms for ensuring the constitutional right of citizens to health care and medical care in the Russian Federation, as well as identifying shortcomings in legal regulation and developing options to eliminate these shortcomings.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ»

УДК 34 Зорькина А.Н., Масловская М.В.

Зорькина А.Н.

студентка юридического института Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

Масловская М.В.

канд. юрид. наук, доц. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

(г. Саранск, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАВ СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Аннотация: работа построена на исследовании теоретических положений, норм закона, судебной практики, которые касаются механизмов обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации, так же выявление недостатков в правовом регулировании и выработка вариантов по устранению данных недостатков.

Ключевые слова: медицинское право, охрана здоровья граждан, здравоохранение.

Развитие российского законодательства в сфере обеспечения и реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет особое значение для общества. Это направление является ключевым в обеспечении высокого уровня медицинской помощи, поддержания здоровья граждан и улучшения качества жизни.

На территории Российской Федерации реализуются национальные проекты: «Здравоохранение» и «Демография», федеральные проекты: «Развитие

системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи», «Обеспечение медицинских учреждений системы здравоохранения квалифицированными кадрами, «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение, инновационных медицинских технологий», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», «Развитие экспорта медицинских услуг». Данные программы являются хорошим стартом для положительных изменений системы здравоохранения, но, к сожалению, на данный момент не все регионы задействованы в данных программах в той степени, чтобы граждане могли воспользоваться ими [3, с.5].

Правительство России в ближайшие шесть лет планирует полностью модернизировать первичное звено здравоохранения. Об этом 10 мая 2024 года заявил М.В. Мишустин, выступая на пленарном заседании в Государственной Думе. В его выступлении отмечалось, что «предстоит многое сделать для дальнейшего повышения качества и доступности оказания медицинской помощи населению. Добиться этого можно только за счет слаженных действий на всех уровнях. С опорой на обратную связь от граждан и медицинского сообщества. В ближайшие шесть лет предстоит полностью модернизировать первичное звено. Это позволит дополнительно более чем 7 млн человек своевременно выявлять заболевание и начинать терапию» [7].

На уровне Правительства Российской Федерации обсуждается вопрос о приоритетности укрепления и сбалансированности развития регионов страны и инфраструктуры, также было отмечено о создании новой модели оплаты труда для сотрудников бюджетной социальной сферы, что им положено достойное вознаграждение за их осуществляемую трудовую деятельность [11].

Для большей наглядности отразим в таблице 1. приоритетные направления деятельность в области здравоохранения в разрезах 2024-2030 гг. и 2031-2035 гг.

Таблица 1. Приоритетные направления развития российского здравоохранения до 2035 г.

2024-2030 2031-2035

1. Общесистемные приоритеты Цифровая трансформация здравоохранения Персонификация и повышение комфортности условий оказания медицинской помощи

Развитие превентивного здравоохранения

Ликвидация кадрового дефицита в здравоохранении

2. Приоритеты в развитии видов медицинской помощи Укрепление первичной медико-санитарной помощи

Расширение лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении

Развитие реабилитационной помощи

Интеграция медицинской помощи

3. Целевое здравоохранение 3-Д Доступное, Достойное, Дружественное

Обратим внимание на пункт 3 данной таблицы - «целевое состояние -3Д». Заметим, что данная характеристика довольно часто используется авторами и исследователями в области здравоохранения, когда речь идет о перспективах развития. 3Д расшифровывается следующим образом: здравоохранение должно быть доступным, достойным, дружественным.

Доступное здравоохранение означает, возможность получения всеми гражданами на равных условиях надлежащей медицинской помощи, достойное здравоохранение подразумевает под собой уровень технологического развития отрасли и качества оказания медицинских услуг, развитие цифровизации, применение искусственного интеллекта и новые медицинские технологии, отвечающие современным требованиям. Дружественное же здравоохранение подразумевает под собой уровень комфортности получения медицинской помощи, повышение качества взаимоотношений между медицинским персоналом и пациентами, позитивный этический характер коммуникаций [7, с. 241].

А какие движущие силы могут обеспечить реализацию и формирования должным образом «здравоохранения -ЗД»? Обратимся к таблице 2.

Таблица 2. Движущие силы изменений в Российском законодательстве.

Движущие силы Современное состояние Необходимое состояние

Финансирование Заметный рост только в чрезвычайной ситуации - соуго-19 Стабильный рост

Новые медицинские и информационные технологии, цифровизация здравоохранения Фрагментарное внедрение Эффективное системное вне дрение

Государственное управление Усиление централизации управления Новый баланс в распределении полномочий и ответственности между уровнями управления

Интеграция Слабая, только по вертикали Усиление по горизонтали

Компетенция кадров Медленное повышение Выход на новый уровень компетенций

Трудовая мотивация Слабая Стабильная политика обеспечения эффективной трудовой мотивации

Мотивация граждан к сохранению здоровья Слабая Усиление

Прозрачность системы Ухудшается Последовательная политика усиления прозрачности

Конкурентность Слабая Последовательная политика развития конкуренции

Для современного общества трудно представить свою жизнь без информационных технологий, они повсюду, и, следовательно, в здравоохранении объективно необходимо выделить цифровую трансформацию как одну из приоритетных задач развития на будущие годы [12, с.21].

В рамках трансформации можно выделить следующие направления:

- создание баз данных с физиологическими данными пациентов, систематизация в приложения доступных каждому гражданину, для бесперебойного доступа к информации о здоровье, мониторинга состояния здоровья пациентов на основе искусственного интеллекта, чтобы пациенты могли видеть свое состояние здоровья и могли оценить риски заболеваний и предпринять действия к лечению или профилактике,

- развитие телекоммуникационных технологий для консультации пациентов дистанционно,

- внедрение информационных технологий, которые могли бы автоматизировать процессы работы в области здравоохранения, например электронный документооборот, создание порталов для общения пациентов с врачами.

Одной из областью перспективного развития здравоохранения является превентивное здоровье населения. В рамках данного направления следует расширить состав мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения. Необходимо поставить акценты в эволюции развития диспансеризации на различные группы риска, проведение мониторинга, профилактических осмотров для социально неблагополучных групп населения, и категорий граждан подверженных наиболее высоким рискам ухудшения здоровья.

При этом необходимо создавать проектный подход в диспансеризации населения, например, развитие программ для ведения больных с конкретными заболеваниями, в которых существует потребность у населения, формирование групп врачей и медицинского персонала, которые будут задействованы в мероприятиях по ведению больных в определенных категориях заболеваний на

постоянной основе, мониторинг результатов ведения больных: снижения частоты заболеваний, госпитализации, вызовов скорой медицинской помощи, для целевой ориентации государственных программ. Также немаловажное значение оказывает пропаганда и обеспечение самопомощи пациентов, и проведение экспертизы качества страховыми организациями предоставления медицинских услуг [8, с. 182].

Весьма важно ликвидировать кадровый дефицит в здравоохранении. Главными инструментами в данном направлении являются: повышение оплаты труда, социальные программы для кадров, программы профессионального развития. Особое значение для пациентов оказывают врачи общей практики, ведь именно на них возлагается большая загруженность пациентами. Данную категорию врачей необходимо стимулировать денежными выплатами, мотивировать, а для нуждающихся в жилье, предоставлять его.

Необходим комплекс мер по качеству профессиональной привлекательности работы в качестве врача общей практике в сельских местностях, для этого следует создать коммуникацию между крупными медицинскими центрами и отдаленными медицинскими практиками. На наш взгляд, нужны серьезные изменения в части подготовки медицинских кадров: создание медицинских подразделений на базе институтов/ факультетов, где будет происходить усиленная подготовка профессиональных кадров по специальности «Общая врачебная практика», обучение младшего медицинского персонала современным стандартам и качествам оказания медицинской помощи [5, с. 9].

Важно повышать комфортность условий оказания медицинской помощи и доступа любой категории граждан к ней в ходе реализации проекта «Цифровая трансформация здравоохранения». В рамках данной программы необходимо широко внедрить дистанционный мониторинг пациентов, широко использовать системы предиктивной аналитики для оценки персонального риска пациентов на основе накапливаемых данных об их физиологическом состоянии и образе жизни.

Особого внимания требует укрепление первичной медико-санитарной помощи, которая, в первую очередь, предполагает расширение масштабов использования мобильных выездных бригад и комплексов для диагностики и оказания медицинской помощи в отдаленных местностях [9, с. 59].

Следует снизить нагрузку на врачей участковой службы с помощью разработки современных условий предоставления неотложной помощи в зависимости от состояния пациентов, создать приемные отделения на территории поликлиник для оказания неотложной помощи. А если внедрить в штат поликлиник социальных работников, то они помогали бы выявлять уязвимые категории населения и вести их мониторинг для своевременного оказания медицинской помощи.

Необходимо развитие новых моделей организации первичной медико-санитарной помощи, основываясь на позитивной практике отечественного и зарубежного здравоохранения (рисунок 1).

Действующие модели

Переходная модель

Новые модели

Поликлиника Общая Фельдшерско-

врачебная акушерский

практика пункт

Центр Расширенная Интегриро- Клиника Фельдшерская

специализи- общая ванная на дому (акушерская)

рованной врачебная медико- практика

амбулаторной практика социальная

медицинской практика

помоши

Рисунок 1. Модели организации первичной медико-санитарной помощи.

На приведенном рисунке стрелки указывают возможные направления трансформации действующих моделей, это расширенная общая врачебная практика, организация центров специализированной амбулаторной медицинской

помощи, интегрированная медико-социальная практика, клиника на дому, поликлинические центры, фельдшерская практика. Главным отличием новых моделей является то, что они обеспечивают качественное предоставление медицинских услуг в современных реалиях.

Актуально отметить расширение сети медицинских организаций, оказывающих услуги по медицинской реабилитации с широким применением цифровых платформ. На основе данных организаций открывается возможность проведения на дому восстановительных курсов лечения, без личного обращения в медицинские организации. В настоящее время уже имеется государственная цифровая платформа «Дневной стационар 2.0», в рамках которой получают реабилитацию дети с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями. Данный проект реализуется на базе Москвы, Ростовской, Ивановской области и Пермского края. Также на территории Республики Адыгея, Красноярского края, Республики Татарстан, Чеченской Республики, Воронежской, Ивановской, Самарской областях реализуется платформа телереабелитации «Степс Реабил», которая предназначена для двигательной, речевой, психологической реабилитации пациентов с помощью телемедицинских технологий. В перспективе развития можно внедрить искусственный интеллект для данного направления, но в данный момент это находится на стадии разработки и апробации [10].

На территории Москвы действует система ЕМИАС, разработанная в 2013 году для повышения качества и доступности медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, разработанная Департаментом информационных технологий и Департаментом здравоохранения г. Москвы в рамках государственной программы «Информационный город». В реализации и работы данной системы работают более 23 тысячи медицинских работников, которые обеспечивают стабильную работу приложения и развитие с учетом современных технологий. ЕМИАС, является региональным сегментом Единой государственной информационной системы в здравоохранении. Данная система позволяет государственным медицинским учреждениям г. Москвы, управлять

потоками пациентов (СУПП), выписывать электронные рецепты, вести консолидированный управленческий учет, а также персонифицированный учет медицинской помощи. Система также содержит интегрированную в приложение амбулаторную медицинскую карту, внедрена аналитика о загруженности медицинских учреждений и востребованности врачей, что позволяет управлять медицинскими регистрами, решая медико-организационные задачи применительно к различным категориям граждан, имеющих определенные заболевания.

Рассматривая тенденции перспективного развития здравоохранения на территории Республики Мордовия в 2024 году, стоит отметить плановую реализацию на территории субъекта единого цифрового контура в больницах и поликлиниках. Это поспособствует создать в регионе Единую централизированную медицинскую информационную систему, которая будет хранить в себе данные о результатах обследования пациентов и проводимом лечении, независимо в каком медицинском учреждении пациент наблюдался ранее. Внедрение данной системы сократит время на постановку диагноза, и поможет сформулировать индивидуальную программу лечения, реабилитации и профилактики пациентов.

Стоит заметить, что к информационной системе также будут постепенно присоединяться и сельские учреждения здравоохранения. Фельдшерские пункты оказания медицинской помощи будут использовать в своей работе спутниковые технологии, это даст возможность получить доступ к электронному ведению медицинских карт пациентов. Нельзя забывать и о плановом внедрении искусственного интеллекта в здравоохранение, что позволит использовать модуль распознавания речи при заполнении медицинской документации и записи на прием к врачу через СОЭТАСТ СЕМГЕЕ. На данный момент электронная запись к врачу на территории Республике Мордовии реализуется через государственный портал «Госуслуги», раздел «Здоровье». Анализ статистики записей граждан показал, что за первый квартал 2024 года более

160.000 тысяч человек воспользовались услугами дистанционной записи к врачу

[4].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сфера здравоохранении нуждается в совершенствовании. Если принять во внимание такие ключевые индикаторы социально-экономической сферы общества как рождение и смертность, то мы можем увидеть по данным Росстата, что за 1 квартал 2024 года рождаемость упала на 3,5 %, а смертность увеличилась на 4,4% по сравнению с 2023 годом. В результате естественная убыль (разница между числом родившихся и умерших) по итогам квартала достигла 179,6 тыс. человек, что на 20,8% выше результата годом ранее [9, с. 61].

Стоит добавить, что Президент РФ В.В. Путин Указом от 7 мая 2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» года поставил задачу увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, а ожидаемую продолжительность жизни - до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036-му [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов.система]. - URL: http://www.соnsultаnt.m/dосumеnt^оns_dос_LАW_28399/.-Режим доступа: сеть Интернет;

2. Гаджиев А.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность / А. А. Гаджиев. - Текст: непосредственный // Сборник материалов заочной Международной научно- практической конференции. - Москва, 2021. - № 5. - С. 50 - 53;

3. Гончарова С.Г. Правовая защита человека как социальный инструмент становления и развития правового государства / С. Г. Гончарова. - Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. - Москва, 2022. - №8. - С. 3-12;

4. Государственное Собрание Республики Мордовия: официальный сайт. - Республика Мордовия: 2024. - URL: кйр8://91-221-0-194.е-шогёоу1а.гц/ (дата обращения: 01.06. 2024). -Режим доступа: сеть Интернет. - Текст: электронный;

5. Литовка А.Б. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития / А.Б. Литовка. - Текст: непосредственный // Правоведение. - Москва, 2022. - №1. - С. 8 - 15;

6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309]. -Текст: электронный // Гарат: [справ.-правов.система].- URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/. - Режим доступа: сеть Интернет;

7. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. - Москва: 2024. - URL: http://government.ru/news/51560/ (дата обращения: 11.05.2024). - Режим доступа: сеть Интернет. - Текст: электронный;

8. Сивконь А.С. Социальные права гражданина в Российской Федерации / А.С. Сивконь.

- Текст: непосредственный // Труды молодых учебных Алтайского государственного университета. - Алтай, 2017. - № 4. - С. 240 - 242;

9. Сидорова С.М. Государственное регулирование обязательного медицинского страхования / С. М. Сидорова. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук. - Москва, 2021. - №55-2. - С. 181-186;

10. Слатустушинская Т.В. Конституционно-правовое регулирование реализации права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь / Сластустушинская Т. В. - Текст: непосредственный // «Наука. Государство. Общество. Трибуна молодого автора».

- Москва, 2023. - № 11. - С. 58 - 63;

11. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - Москва: 2024.

- URL: https://rоsstаt.gоv.ru/stаtistiс (дата обращения: 05.05.2024). - Режим доступа: сеть Интернет. - Текст: электронный;

12. Цифровая платформа «ДОБРОДЕЛ»: сайт. - Москва: 2024. - URL: https://dоbrоdеl.mоsrеg.ru/ (дата обращения: 23.05.2024). - Режим доступа: сеть Интернет. -Текст: электронный;

13. Чепаксов Р.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / Р.А. Чепаксов. - Текст: непосредственный // Гуманитарные научные исследования. - Москва, 2021. - № 2. - С. 21 - 25;

14. Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О.П. Щепин. -Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2019. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-2216-8. - Текст: непосредственный

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 3. ИЮНЬ 2024 г. Zorkina A.N., Maslovskaya M. V.

Zorkina A.N.

Mordovian State University (Saransk, Russia)

Maslovskaya M.V.

Mordovian State University (Saransk, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF RUSSIAN LEGISLATION IN FIELD OF SECURITY AND IMPLEMENTATION

OF RIGHT TO PROTECTION HEALTH AND MEDICAL CARE

Abstract: the work is based on a study of theoretical provisions, legal norms, and judicial practice that relate to mechanisms for ensuring the constitutional right of citizens to health care and medical care in the Russian Federation, as well as identifying shortcomings in legal regulation and developing options to eliminate these shortcomings.

Keywords: medical law, health of citizens, healthcare.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.