Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / малое предпринимательство / сфера услуг / государственная поддержка / кризис / меры поддержки бизнеса / государственная политика / экономический рост / small business / small businesses / service sector / government support / crisis / business support measures / government policy / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Ольга Николаевна, Смирнова Алина Анатольевна

В развитых экономиках на долю малого предпринимательства приходится более половины ВВП страны; малое предпринимательство является драйвером экономического роста и источников рабочих мест для населения. Ввиду влияния совокупности причин (географических, экономических и политических) развитие сектора МСП в России не достигло таких результатов как за рубежом. В настоящий момент российская экономика в очередной раз столкнулась с новыми вызовами и необходимостью вырабатывать новые паттерны для выхода из кризисной ситуации. Гипотезой исследования является предположение, что в текущих условиях несмотря на то, что сектора МСП сильно пострадал, именно малое предпринимательство сможет быстрее адаптироваться к новым реалиям. Методологической базой исследования стали работы российских ученых и практиков, а также статистические данные и аналитика Общественной организации «Опора России». В исследовании был проведен текущего состояния малого предпринимательства в сфере услуг и влияния на него кризисной ситуации. Результатом статьи является предложение вариантов по поддержке малого предпринимательства в сфере услуг, которые позволят нивелировать основные сложности в работе малого бизнеса в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR RUSSIAN SMALL SERVICE BUSINESS IN THE CRISIS PERIOD

In developed economies, small businesses account for more than half of the country's GDP; small business is a driver of economic growth and a source of jobs for the population. Due to the influence of a combination of reasons (geographical, economic and political), the development of the small business sector in Russia has not reached such results as abroad. At the moment, the Russian economy is once again facing new challenges and the need to develop new patterns to overcome the crisis. The hypothesis of the study is the assumption that in the current environment, despite the fact that the SME sector has been hit hard, it is small business that will be able to quickly adapt to new realities. The methodological basis of the study was the works of Russian scientists and practitioners, as well as statistical data and analytics of the Public Organization "Support of Russia". The study was carried out on the current state of small business in the service sector and the impact of the crisis situation on it. The result of the article is a proposal of options for supporting small business in the service sector, which will help to level the main difficulties in the work of small businesses in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 334.012.64:338.46(045) О.Н. Быкова, А.А. Смирнова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

В развитых экономиках на долю малого предпринимательства приходится более половины ВВП страны; малое предпринимательство является драйвером экономического роста и источников рабочих мест для населения. Ввиду влияния совокупности причин (географических, экономических и политических) развитие сектора МСП в России не достигло таких результатов как за рубежом. В настоящий момент российская экономика в очередной раз столкнулась с новыми вызовами и необходимостью вырабатывать новые паттерны для выхода из кризисной ситуации. Гипотезой исследования является предположение, что в текущих условиях несмотря на то, что сектора МСП сильно пострадал, именно малое предпринимательство сможет быстрее адаптироваться к новым реалиям. Методологической базой исследования стали работы российских ученых и практиков, а также статистические данные и аналитика Общественной организации «Опора России». В исследовании был проведен текущего состояния малого предпринимательства в сфере услуг и влияния на него кризисной ситуации. Результатом статьи является предложение вариантов по поддержке малого предпринимательства в сфере услуг, которые позволят нивелировать основные сложности в работе малого бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, сфера услуг, государственная поддержка, кризис, меры поддержки бизнеса, государственная политика, экономический рост.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-6-941-947

Период с начала 2020 года выдался непростым для мировой экономики. Глобальная пандемия COVID-19, повлекшая за собой вынужденные локдауны в большинстве стран мира, временные остановки производственных процессов, возросшую безработицу, оказалась серьезным ударом для бизнеса. Экономика России, несмотря на широкую программу поддерживающих мероприятий для граждан и предпринимателей, не смогла избежать спада.

Военный конфликт России и Украины в 2022 году значительно усугубляет ситуацию: введенные санкции против России существенно ослабляют национальную экономику, значительные средства из государственного бюджета тратятся на ведение военных действий, многие крупные компании покидают российский рынок (временно или окончательно), что спровоцировало значимое сокращение рабочих мест и увеличение безработицы. Безусловно, трудно отрицать, конец 2022 года - начало 2023 года является не лучшим временем для открытия бизнеса: текущая экономическая конъюнктура явно складывается не в пользу начинающего предпринимателя. Однако кризис и уход многих крупных компаний с отечественного рынка освободил для российских предпринимателей крайне широкую нишу, ранее занятую западными брендами. Основным вопросом, который будет подниматься в данном исследовании, является поиск и определение перспектив для открытия и развития малого бизнеса в условиях высокой волатильности экономической конъюнктуры российского рынка.

В рамках исследования предполагается решение следующих задач:

- анализ текущего состояния российской экономики;

- определение наиболее пострадавших отраслей в результате вышеописанных событий и, наоборот, наиболее устойчивых сфер предпринимательства;

- выявление опустевших ниш на рынке;

- анализ текущих направлений государственной поддержки малого предпринимательства, выявление наиболее приоритетных сфер деятельности с точки зрения государства.

Первым блоком исследования станет анализ экономики России в динамике за предыдущие периоды, включая анализ предпринимательской активности малого бизнеса.

В контексте данного исследования особый интерес представляет аналитика квартальной и годовой статистики изменения предпринимательских настроений. Рассмотрим динамику индекса RSBI, иллюстрирующего деловую активность малого и среднего бизнеса. Предлагаем проанализировать деловую активность сектора МСБ, начиная с 2020 года к настоящему моменту. Аналитика по более ранним периодам представлена в статье о состоянии малого бизнеса до 2019 года, и какое влияние на него оказала глобальная пандемия [1].

Настоящее положение сектора малого и среднего предпринимательства в России обусловлено особенностью исторического развития страны, ее географическими, экономическими, политическими и социальными особенностями. Следствием воздействия совокупности данных причин стало относительно меньшая результативность деятельности российского МСП, чем за рубежом [2].

Важным фактором, о котором обязательно необходимо упомянуть в контексте анализа дальнейших перспектив малого бизнеса в России после 2022 года, является следующее обстоятельство: к

2020 году в вопросах развития сектора МСП не удалось добиться поставленных целей (а именно, существенно повысить долю занятых в малом бизнесе и долю малого предпринимательства в ВВП страны). Пандемия COVID-19 лишь сильнее усугубила разрыв между планом и фактом.

В 2020 году наблюдался значительный спад деловой активности - в апреле индекс RSBI достиг пиковых значений, упав до 38,5 пунктов. Однако далее, несмотря на пандемию, деловая активность предпринимателей продолжала устойчиво расти и к 2021 году вышла на значения 2019 года; необходимо также отметить корреляцию индекса RSBI и ВВП РФ - в 2021 году показатель также продемонстрировал рост [3].

Очевидно, что в марте 2020 года (именно в марте на территории РФ начали вводиться первые ограничения) наблюдается резкий спад как ВВП, так и индекса деловой активности предпринимательства [4]. Объяснением этому предсказуемо является временная приостановка деятельности многих компаний, введенные карантинные ограничения и невозможность предполагать и планировать на ближайшее будущее, что имеет решающее значение для предпринимателя: риск любой деятельности в условиях фактически совершенной неопределенности крайне высок.

Однако к концу 2020 года ситуация начала постепенно выправляться, и, как мы видим, в начале

2021 года индекс деловой активности достигает значений 2019 года до начала пандемии.

Позитивные ожидания по поводу будущего подтверждаются и статистикой: предприниматели

стали больше вкладываться в бизнес. Компонента «Инвестиции» показателя RSBI демонстрировала устойчивый рост с апреля 2020 года до конца 2021 (более чем в 3 раза).

Доля МСБ, планирующих расширять инвестиции, выросла с 24 % до 29 %, а ожидающих сокращения - снизилась до исторических минимумов, 4 % [3]. Предприниматели наращивали инвестиции и планировали продолжать вкладывать в развитие бизнеса, что говорит о снижении степени тревожности по поводу пандемии и ощущения стабильности.

Особый интерес представляют также статистические данные, иллюстрирующие результаты опроса предпринимателей касательно их ожиданий по поводу бизнеса в будущем году.

Почти в два раза увеличилось количество предпринимателей, ожидающих увеличение выручки своего дела в 2022 году, что свидетельствует об оптимистичных настроениях российских предпринимателей касательно будущих периодов.

В 2021 году мы видим приросты по всем сферам деятельности малого бизнеса, особенно в сфере производства.

Однако 2022 год принес российскому предпринимательству новые вызовы. Многие предприниматели столкнулись с необходимостью принимать решение: пытаться адаптироваться к новым реалиям или же закрыть бизнес. Как показывает аналитика Общественной организации «Индекс опоры», по итогам года 39 % МСБ сообщило о сокращении выручки. Положение малого бизнеса было особенно уязвимым: ввиду отсутствия возможности делать даже среднесрочные прогнозы сложно говорить о развитии бизнеса [5]. Также необходимо отметить, что существенно пострадал рынок сбыта ввиду резкой и массовой эмиграции части населения.

Как показала статистика, больший урон был нанесен наиболее уязвимой категории предпринимателей - малому и микробизнесу, в особенности в сфере услуг и торговли. Более половины предпринимателей среди факторов, негативно повлиявших на их деятельность в 2022 году, отмечают прежде всего снижение платежеспособности населения и сложности с внешнеэкономической деятельностью.

В 2022 году российская экономика столкнулась с опустевшими нишами, вызванными массовым уходом западных компаний. Это произошло из-за обострения политической ситуации и введения санкций со стороны международного сообщества.

Одной из ключевых отраслей, пострадавших от этого явления, стала IT-индустрия. Крупные технологические корпорации, такие как Apple, Google, и Microsoft, сократили свое присутствие, оставив за собой вакуум на рынке программного обеспечения и облачных сервисов.

Вторая сфера, заметно пострадавшая, - автомобилестроение. Западные автопроизводители, такие как Volkswagen, General Motors и Ford, вынуждены были сократить свою деятельность в России, что спровоцировало недостаток автомобилей иностранных марок и проблемы с обслуживанием.

Также уход западных банков, включая Citigroup и JP Morgan, привел к снижению присутствия международных финансовых институтов и утрате специализированных инвестиционных возможностей.

Эти ниши, опустевшие после ухода западных компаний, открыли возможности для местных бизнесов в России. Однако проблемы, такие как недостаток технологической экспертизы и ограниченные инвестиции, создают сложности для быстрого заполнения данных вакуумов.

В 2022 году сфера услуг в России испытала значительное снижение активности из-за ухудшения платежеспособности населения и массовой эмиграции. Это привело к многочисленным негативным последствиям для экономики и предприятий, оказывающих услуги.

Сокращение покупательской способности граждан вызвало уменьшение спроса на услуги широкого спектра: от ресторанов и гостиниц до салонов красоты и спортивных клубов. Многие предприятия сферы услуг столкнулись с вынужденными закрытиями и сокращением персонала.

Параллельно с этим массовая эмиграция специалистов и предпринимателей привела к утрате квалифицированных кадров и дополнительному снижению спроса на услуги. В результате многие предприятия испытывали затруднения с подбором квалифицированных специалистов и сохранением высокого уровня обслуживания [б].

Отдельно в данном контексте стоит выделить влияние запрета на использование социальных сетей компании Meta, которые активно использовались для привлечений трафика клиентов как раз прежде всего представителями микро- и малого бизнеса. Предприниматели были вынуждены искать новые рекламные возможности для своего бизнеса, поскольку клиентская база ожидаемо сократилась ввиду описанных выше причин.

Однако эта сложная ситуация также способствовала возникновению новых возможностей для местного бизнеса, поскольку некоторые предприятия смогли адаптироваться и найти новые рыночные ниши. Например, появилась большая потребность в услугах дистанционного обучения и онлайн-развлечений.

Таким образом, сфера услуг России в 2022 году столкнулась с серьезными вызовами, но в то же время искала пути адаптации и развития в сложившихся условиях.

Однако, даже в этих условиях, есть перспективы для развития малого бизнеса в сфере услуг.

С одной стороны, кризисные условия могут вынудить людей обратиться к более доступным услугам, которые могут предоставлять малые компании. С другой стороны, необходимость адаптироваться к новым реалиям может привести к инновациям и развитию новых продуктов и услуг. Одним из решений стало развитие цифровых технологий и внедрение онлайн-сервисов. Компании перешли на удаленный формат работы, предлагая свои услуги через интернет. Такой подход позволил охватывать более широкую аудиторию, снижая зависимость от географического расположения и сокращая издержки на аренду и содержание офисов.

Кроме того, в условиях снижения активности населения, предприятия стали активнее работать над повышением лояльности и удовлетворенности клиентов. Внедрение программ лояльности, скидок, акций и бонусов стало одним из ключевых инструментов удержания клиентов и стимулирования повторных покупок.

Кроме того, государство может начать активно поддерживать малый бизнес в этот период, что может способствовать его развитию и сохранению рабочих мест.

Несмотря на сложности, малый бизнес в России в 2023 году имеет потенциал для роста и развития в сфере услуг, если компании будут готовы адаптироваться и использовать возможности, которые предоставляются в условиях кризиса.

Малый бизнес в сфере производства также имеет потенциал для развития и успешной деятельности. Однако существуют определенные препятствия, которые нужно преодолеть для достижения успеха.

Среди главных вызовов для малых производственных компаний являются ограниченный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие современного оборудования и технологий, низкая производительность, а также высокие затраты на сырье и транспортировку [7].

В 2022 году предприниматели России были вынуждены адаптироваться к сложным условиям. В ответ на эти вызовы многие предприятия приняли ряд стратегий и мер.

1. Цифровая трансформация: компании активно развивали онлайн-платформы и приложения для предоставления своих услуг в цифровом формате. Это позволило привлечь новых клиентов, снизить издержки и увеличить эффективность.

2. Диверсификация предложений: многие предприятия стали предлагать новые виды услуг, адаптированные под изменяющиеся потребности населения. Например, рестораны внедрили доставку еды, а салоны красоты начали предоставлять мобильные услуги на дому.

3. Фокус на локализацию: в связи с уходом иностранных компаний и закрытием границ, предприятия сферы услуг стали больше ориентироваться на локальные рынки и местные источники.

4. Улучшение эффективности и снижение издержек: компании проводили реструктуризацию и оптимизацию своих процессов, внедряя автоматизацию и сокращая ненужные расходы, чтобы уменьшить затраты и сохранить конкурентоспособность.

5. Сотрудничество и партнерства: некоторые предприятия находили новые возможности для сотрудничества с другими компаниями, обменивались опытом и ресурсами для совместного развития и преодоления трудностей. В сотрудничестве многие бизнесмены видят и рекламные возможности: подобного рода кооперация позволяет партнерам обменяться аудиторией, что позволяет нивелировать упущенные возможности рекламы через социальные сети. Следует также отметить рост значимости межотраслевого сотрудничества и кросс-маркетинга. Совместные проекты и партнерские программы между компаниями разных отраслей позволили оптимизировать расходы и привлечь новых клиентов, предлагая им более выгодные и комплексные предложения.

Государство также приняло меры для стабилизации положения МСП в период высокой вола-тильности.

Так, среди основных мер, реализованных для поддержки малого предпринимательства, можно выделить следующие, имеющие определяющее значение для сферы услуг:

1. Меры поддержки IT-компаниями.

2. Программу поддержки сектора МСБ от Министерства экономического развития и компании VK: малый и средний бизнес может удвоить бюджет на продвижение на платформе VK Реклама.

3. Программа продвижения предпринимателей от Ozon и Минэкономразвития России.

4. Антикризисные программы льготного кредитования.

5. Мораторий на проверки для МСП до конца 2023 года.

6. Гранты для молодых предпринимателей.

7. Кредитные каникулы.

8. Продление компенсации за расчёты по СБП: переход для малого бизнеса на систему быстрых платежей позволит уменьшить расходы на эквайринг.

9. Гранты для туристической отрасли [8].

В 2022 году государственная поддержка малого бизнеса была реализована комплексно, включая не только прямую финансовую помощь, но и создание возможностей для развития бизнеса через обеспечение кооперации с крупным бизнесом. Сотрудничество с крупными устойчивыми организациями, такими как VK и Ozon, даст отличный старт для многих начинающих предпринимателей и развитие для уже действующих бизнесов. В результате такой кооперации выгоду получат обе стороны: крупный бизнес усилит свои позиции на рынке и обретет стабильных лояльных партнеров. Данные кейсы стали отличным примером.

Одной из задачей государства в контексте поддержки малого предпринимательства должно стать развитие такого рода инициатив: крупный бизнес необходимо заинтересовать в сотрудничестве с малыми предприятиями не директивно.

Поддержка кооперации малого и крупного предпринимательства имеет большой потенциал для развития обеих сторон и несет в себе значительные перспективы [9]. В кризисный период именно государство должно взять на себя роль формирования условий для сотрудничества малых и крупных предпринимательских структур и мотивировать крупный бизнес к совместным инициативам [10].

В итоге, можно сказать, что российский малый бизнес в сфере услуг имеет перспективы даже в нынешних реалиях, но для их реализации необходимо преодолеть некоторые трудности и использовать возможности, которые предоставляются в условиях современной экономики и технологического прогресса. Для исправления положения малого бизнеса в России в 2023 году значимая роль должна быть отведена государству.

Чтобы поддержать малые компании, правительство может предоставить следующие виды поддержки:

1. Налоговые льготы. Государство может предоставить налоговые льготы и освобождения, чтобы уменьшить затраты налогоплательщиков и повысить конкурентоспособность малых компаний.

2. Содействие экспорту. Государство может оказывать помощь в выходе малых компаний на международный рынок стран-партнеров, например, предоставлять информационную и юридическую поддержку, а также специальные экспортные кредиты.

3. Улучшение доступа к информации и обучению. Государство может создавать программы обучения и консультаций для малых бизнесов, а также обеспечивать доступ к информационным ресурсам и сетям.

4. Упрощение бюрократических процедур. Государство может упрощать и ускорять процедуры регистрации бизнеса, получения разрешений и лицензий, что позволит малым компаниям быстрее реагировать на изменения в рыночной ситуации.

5. Формирование благоприятных условий для организации сотрудничества крупных предприятий с малыми в качестве предоставление льгот крупному бизнесу за привлечение малых предприятий в качестве исполнителей.

В заключение сфера услуг в России столкнулась с серьезными вызовами, однако, благодаря адаптации к новым условиям и внедрению инновационных решений, сектор продолжает развиваться. Важную роль в этом процессе играет государственная поддержка, направленная на стабилизацию экономической ситуации и создание благоприятного климата для развития предприятий. В долгосрочной перспективе основные тренды развития сферы услуг могут включать дальнейшее развитие цифровизации, гибкие бизнес-модели и повышение уровня кастомизации предложений для клиентов.

Ускорение процесса цифровой трансформации позволит предприятиям сферы услуг оптимизировать свою деятельность, улучшить качество обслуживания и снизить операционные издержки. Внедрение искусственного интеллекта и блокчейн-технологий может стать дополнительным стимулом для роста сектора и создания новых видов услуг.

Гибкие бизнес-модели, такие как краткосрочная аренда, субабонентство и совместное потребление, также могут оказать положительное влияние на развитие сферы услуг. Это позволит предприятиям быстрее адаптироваться к меняющимся условиям рынка, повышать эффективность работы и предлагать клиентам более доступные и привлекательные услуги.

Важным фактором для дальнейшего развития сферы услуг является повышение уровня касто-мизации предложений. Растущий спрос на индивидуальные и персонализированные решения заставляет компании активнее работать над разработкой новых продуктов и услуг, а также улучшением уже существующих предложений.

Социально-экологические аспекты также играют важную роль в современной экономике. Расширение сферы услуг, направленных на улучшение экологии, социального благополучия и здравоохранения, будет способствовать устойчивому развитию общества и созданию новых рабочих мест.

В заключение стоит сказать, что сфера услуг в России столкнулась с рядом трудностей из-за экономического кризиса и других негативных факторов. Однако, благодаря адаптации к новым условиям, внедрению инноваций и активной государственной поддержке, сектор продолжает развиваться и преодолевать возникающие препятствия. Успешное развитие сферы услуг будет зависеть от способности предприятий интегрироваться в глобальные рыночные процессы, а также от уровня кооперации между бизнесом и государством. Государственная поддержка может помочь российскому малому бизнесу выйти из кризиса в 2023 году, но необходимо создать эффективные и прозрачные механизмы для ее предоставления и использования.

Обучение и развитие кадрового потенциала также является критически важным аспектом для успешного функционирования сферы услуг. Инвестиции в образование и профессиональное развитие специалистов позволят компаниям обеспечить высокий уровень качества предоставляемых услуг и поддерживать конкурентоспособность на рынке.

На макроуровне правительство должно продолжать работать над созданием благоприятных условий для поддержки пострадавших сфер бизнеса, снижением административных и налоговых барьеров, а также формированием инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства. Эти меры помогут предприятиям сферы услуг справиться с вызовами кризисного периода и укрепить их позиции на рынке.

В целом, будущее сферы услуг в России зависит от ряда факторов, включая успешную адаптацию к новым экономическим условиям, внедрение инновационных технологий и подходов, активное межотраслевое и международное сотрудничество, а также развитие кадрового потенциала и государственной поддержки. Только совместные усилия всех участников экономического процесса могут обеспечить устойчивое и успешное развитие сферы услуг в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // ЭПП. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n7o-merah-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-predprinimatelstva-v-period-pandemii-covid-19-v-rossii (дата обращения: 27.03.2023).

2. Быкова О.Н., Шпилёва А.А., Чухлебов А.А. О состоянии малого и среднего бизнеса в России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. № 5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-sostoyanii-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 20.03.2023).

3. Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса. [Интернет-ресурс] URL: https://opora.ru/site/assets/files/17096/indeks_opory_rsbi_rezultaty_za_dekabr_2022_goda.pdf (дата обращения: 20.03.2023)

4. Байдыбекова С.К. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2021. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-malogo-biznesa-v-usloviyah-pandemii-i-globalnogo-krizisa (дата обращения: 29.03.2023).

5. Магомедова З.О. Малое предпринимательство в условиях кризиса // Актуальные проблемы современной науки в XXI веке: сб. матер. VI-й междунар. науч.-практич. конф., Махачкала, 28 декабря 2014 года. Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», 2014. С. 116-117. - EDN TTSNAZ.

6. Ивершин В.С. Проблемы малого бизнеса в сфере услуг // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». 2022. № 9-1. С. 145-147. - EDN ZKJJBT.

7. Щадов И.М., Чиган К.Н. Проблемы развития малого бизнеса в России // Материалы шестнадцатой всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития экономики и предпринимательства», Иркутск, 16-18 апреля 2018 года. Иркутск: ООО фирма «Илига», 2018. С. 118-122. - EDN XPLBLF.

8. Портал поддержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес.рф (дата обращения: 20.03.2023)

9. Ластовкин И.А. Малое предпринимательство и крупный бизнес, взаимосвязь и противоречия интересов // Сая-пинские чтения: сб. матер. науч.-практич. конф., Тамбов, 19 февраля 2008 года / Редколлегия: Юрьев В.М. (главный редактор), Абдукаримов В.И., Кармышев Ю.А., Кацук О.А., Мамонтов В.Д., Смагина В.В.. Том 1. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2008. С. 185-194. - EDN TQQDYV.

10. Быкова О.Н., Руденко Л.Г. Система поддержки социально-ориентированного малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 682-686.

Поступила в редакцию 06.04.2023

Быкова Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор

Базовая кафедра Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» E-mail: Bykova.on@rea.ru Смирнова Алина Анатольевна, аспирант

Базовая кафедра Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» E-mail: Smirnova.alina117@gmail.com

ФГБОУ РЭУ имени Г. В. Плеханова 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36

O.N. Bykova, A.A. Smirnova

PROSPECTS FOR RUSSIAN SMALL SERVICE BUSINESS IN THE CRISIS PERIOD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-6-941-947

In developed economies, small businesses account for more than half of the country's GDP; small business is a driver of economic growth and a source of jobs for the population. Due to the influence of a combination of reasons (geograph-

ical, economic and political), the development of the small business sector in Russia has not reached such results as abroad. At the moment, the Russian economy is once again facing new challenges and the need to develop new patterns to overcome the crisis. The hypothesis of the study is the assumption that in the current environment, despite the fact that the SME sector has been hit hard, it is small business that will be able to quickly adapt to new realities. The methodological basis of the study was the works of Russian scientists and practitioners, as well as statistical data and analytics of the Public Organization "Support of Russia". The study was carried out on the current state of small business in the service sector and the impact of the crisis situation on it. The result of the article is a proposal of options for supporting small business in the service sector, which will help to level the main difficulties in the work of small businesses in the Russian Federation.

Keywords: small business, small businesses, service sector, government support, crisis, business support measures, government policy, economic growth.

Received 06.04.2023

Bykova O.N., Doctor of Economics, Professor

Chair of the Foundation for support of educational programs "Captains"

"Innovation management and social entrepreneurship"

E-mail: Bykova.on@rea.ru

Smirnova A.A., postgraduate student

Chair of the Foundation for support of educational programs "Captains" "Innovation management and social entrepreneurship" E-mail: Smirnova.alinal 17@gmail.com

Plekhanov Russian University of Economics Stremyanny lane, 36, Moscow, Russia, 117997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.