Научная статья на тему 'Перспективы развития российско-японских отношений: есть ли основания для оптимизма?'

Перспективы развития российско-японских отношений: есть ли основания для оптимизма? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1110
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кожевников Владимир Васильевич

В статье анализируется современное состояние российско-японских политических, экономических отношений; их психологическая составляющая. Автор продемонстрировал оригинальный комплексный подход к исследованию двусторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российско-японских отношений: есть ли основания для оптимизма?»

В.В. КОЖЕВНИКОВ

Перспективы развития российско-японских отношений: есть ли основания для оптимизма?

В статье анализируется современное состояние российско-японских политических, экономических отношений; их психологическая составляющая. Автор продемонстрировал оригинальный комплексный подход к исследованию двусторонних отношений.

Ключевые слова: история российско-японских отношений, политика, экономика, психология, территориальный вопрос, международные отношения.

В России изменился взгляд на российско-японские отношения в связи с приходом к власти в сентябре 2009 г. Демократической партии Японии и нового премьер-министра Ю. Хатояма. На сессии ООН в Нью-Йорке Д.А. Медведев сказал, обращаясь к Ю. Хатояма, что премьер-министр Японии хорошо знает Россию, и это важный фактор, который должен способствовать укреплению двусторонних отношений, развитию не только торговоэкономического сотрудничества, но и сотрудничества по всем остальным вопросам, включая наиболее сложные.

Ю. Хатояма, в свою очередь, подчеркнул, что между нашими странами существует территориальная проблема и «мы хотели бы окончательно решить этот вопрос и заключить мирный договор в нынешнем, нашем поколении».

После этой встречи на высоком уровне многие российские аналитики выразили надежду, что Япония изменит жесткую позицию в территориальном вопросе.

Попытаемся выяснить, насколько обоснованы эти надежды, поэтому прежде всего посмотрим, как обе стороны оценивают перспективы развития российско-японских отношений.

КОЖЕВНИКОВ Владимир Васильевич — кандидат исторических наук, заведующий Центром внешней политики и международных отношений Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.

Российская позиция традиционна и может быть проиллюстрирована выступлением заместителя министра иностранных дел России А.Н. Бородавкина на Шестом Российско-японском форуме: «Перспективы российско-японского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации» [10]. Он говорит о необходимости серьезного укрепления российско-японского сотрудничества по преодолению таких проблем, как мировой финансовоэкономический кризис, глобальное изменение климата, распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, наркопреступность, бедность, деградация окружающей среды, дефицит энергоресурсов, инфекционные заболевания и т. д. А.Н. Бородавкин отмечает: «Нас не разделяет идеологическая или военно-политическая конфронтация, мы, в отличие от эпохи «холодной войны», не принадлежим к противоборствующим и политически несовместимым лагерям, у нас единые ценностные ориентиры. Мы не являемся антагонистами и в мировой экономике, не конкурируем друг с другом на зарубежных рынках, наши экономические структуры, как ни банально это напоминание, взаимодополняемые» [10].

Такой же оптимистический подход российской стороны к двусторонним отношениям продемонстрировал представитель МИДа А.А. Нестеренко в мае 2010 г. Он говорил о том, что «потенциал российско-японского торговоэкономического сотрудничества огромен. Российский рынок привлекает все больше японских корпораций, о чем свидетельствует двукратный рост в 2009 году до 8,3 млрд долл. США японских инвестиций, накопленных в России. Все это — несмотря на глобальный финансово-экономический кризис». При этом подчеркивал, что развитие торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия играет исключительно важную роль в продвижении всего комплекса двусторонних отношений и создании благоприятной атмосферы, способствующей урегулированию любых, даже самых сложных проблем [3].

Подобные заявления в последние годы неоднократно делались представителями России на встречах разных уровней. Поэтому такой обостренной была реакция России летом 2009 г. на новый закон, принятый в Японии, где речь идет о «японской исконности Южных Курил». Как в официальных заявлениях, так и в средствах массовой информации России утверждалось, что не стоит связывать развитие экономических отношений с территориальным вопросом, что это осложняет двусторонние отношения.

Следует отметить, что в Японии к современному состоянию российско-японских отношений и перспективам их развития относятся неоднозначно. Здесь можно выделить два подхода: сдержанный и радикальный.

Представителем первого является президент Японского фонда Ё. Саса-кава, который недавно писал: «Природные ресурсы Сибири, в частности природный газ и нефть, стали жизненно необходимыми для Японии, которая в настоящее время практически полностью опирается на энергоносители с Ближнего Востока. А для России не может быть лучшего партнера, чем

Япония, которая располагает и финансовым и техническим потенциалами, и в то же время является миролюбивым государством [12].

Ё. Сасакава демонстрирует достаточно взвешенный, аналитический подход, учитывающий взаимную заинтересованность и в чем-то перекликающийся с позицией российской стороны. Но это не преобладающая точка зрения в японском политическом мире.

Немалая часть консервативных японских политиков и аналитиков были обеспокоены заявлениями Ю. Хатояма, из которых можно было сделать вывод о компромиссной позиции нового премьера в территориальном вопросе. В частности, профессор С. Хакамада, который долгое время был одним из основных консультантов правительства по российским делам, считает, что Япония долгое время не соблюдала «баланса между политическими и экономическими отношениями» и развивала экономические отношения с Россией, несмотря на то, что не было прогресса в решении территориальной проблемы: «И Путин и Медведев подчеркивают стремление решать территориальный вопрос на базе Совместной декларации 1956 г., то есть на базе передачи двух островов. Для Японии это неприемлемо. Новая администрация должна серьезно обсудить подход к России» [13]. Складывается впечатление, что в целом внешняя политика Японии не претерпевает значительных изменений, несмотря на обнадеживающие заявления премьер-министра, а в позициях сторон сохраняется традиционное статус-кво.

Многие российские политики утверждают, что подписание мирного договора между двумя странами на основе решения территориального вопроса откроет двери для японских инвестиций в российскую экономику и принесет нашей стране другие экономические дивиденды. Японскую сторону они стараются убедить в том, что необходимо наращивать экономические и прочие связи и тем самым создавать благоприятную атмосферу для нахождения взаимоприемлемого варианта решения территориальной проблемы.

В Японии же считают наоборот — решение политических вопросов (т. е. территориальной проблемы) приведет к активизации экономических отношений. Посол Японии в России М. Коно, говоря о перспективах сотрудничества России и Японии в энергетической области, особо отметил: «... если мы перестанем требовать возвращения северных территорий, это будет политическим самоубийством для японских политиков» [6].

Чтобы понять, насколько подобные утверждения соответствуют действительности и, вообще, как увязаны между собой политический и экономический аспекты двусторонних отношений, необходимо хотя бы кратко остановиться на состоянии и тенденциях развития торгово-экономических отношений между Россией и Японией.

В настоящее время масштабным и имеющим реальное значение для экономики и внешнеэкономических связей Дальнего Востока проектом с участием Японии является освоение нефтегазовых ресурсов шельфа о. Сахалин, оказывающее широкомасштабное влияние на ситуацию в регионе. Но сахалинские

проекты на сегодня остались едва ли не единственным крупным примером участия Японии в развитии российского Дальнего Востока. Возникшие в конце 1980-х — начале 1990-х годов совместные российско-японские предприятия практически прекратили существование.

На Японских островах ожидание больших успехов от сотрудничества с Россией за последнее десятилетие сменилось пессимизмом. Лишь немногие инвесторы, пришедшие на Дальний Восток в начале 1990-х годов, смогли адаптироваться к российским реалиям. Японцы тяготеют к комфортному бизнесу и исключительно чувствительны к отсутствию таких условий для нормального предпринимательства, как соблюдение законов, стабильность власти и правовой системы, обязательность и порядочность партнеров. Россия в глазах японцев не только унаследовала пороки советского государства — неповоротливость, забюрократизированность и т. п., но и приобрела новые: криминализацию общества, коррупцию, беззаконие. Дорогие японские товары, несмотря на их высокое качество, в условиях обнищания местного населения не выдерживают конкуренции с дешевой китайской продукцией.

Есть препятствия и концептуального характера. Они связаны с отсутствием «большой азиатской стратегии России», которая бы «во внутреннем плане» учитывала географическую и экономическую специфику огромной по территории, но малонаселенной «азиатской России», а «во внешнем» четко определила бы приоритеты многостороннего взаимодействия России с Восточной Азией.

С. Хакамада отмечает, что во времена В. Путина продвигалось сотрудничество в освоении сахалинских ресурсов. Однако, несмотря на то, что экономические отношения развивались, прогресса в переговорах по территориальной проблеме не видно, скорее наоборот, усиливается жесткая позиция по отношению к Японии [13].

Разумеется, фактом является то, что несмотря на неурегулированность территориальной проблемы и отсутствие мирного договора экономические отношения за последние годы заметно активизировались. Существенно вырос объем торговли. В 2008 г. он составил около 30 млрд долл. США. Вроде бы неплохой показатель. Однако от общего объема экспорта России на долю Японии приходилось всего лишь 2,1 % и импорта — 6,4 [8]. Следовательно, роль Японии во внешней торговле России весьма незначительна. Еще менее значима Россия во внешней торговле Японии. Ее доля — как в экспорте, так и в импорте — колеблется в пределах 1-2 %. Товарооборот же Японии с Китаем — в 10 раз больше, в стоимостном выражении — 238 млрд долл. США в год. Столь же велика разница в отношении японских инвестиций в китайскую и российскую экономики. В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на Японию приходится всего 1,4 % [9].

Структура торговли России с Японией на протяжении долгих лет не претерпевает серьезных изменений: Япония закупает у России преимущественно цветные металлы, энергоресурсы, морепродукты и лес. На эти товары

приходится свыше 90 % всего стоимостного объема российского экспорта в Японию. В российском же импорте из Японии главной статьей являются автомобили. В отличие от Советского Союза, который закупал в Японии наряду со стальными трубами для бурно строившихся нефтепроводов огромное количество так называемого комплектного оборудования (т. е. целые заводы), нынешняя Россия практически не ввозит из нее производственного оборудования для крупномасштабного обновления основного капитала своих предприятий [8]. Наша торговля с Японией носит характер обмена топлива, сырья и продовольствия (морепродуктов) на готовую промышленную продукцию, в основном потребительского характера. Если называть вещи своими именами, то мы как были, так и остаемся сырьевым придатком нашей дальневосточной соседки и рынком сбыта ее автомобилей (как новых, так и бывших в употреблении). По объему всех инвестиций в экономику России Япония, являющаяся второй экономической державой мира, находится где-то в конце первой десятки зарубежных стран-инвесторов [8]. Японские капиталы на сегодняшний день не играют сколько-нибудь заметной роли в экономике России, за исключением нефтегазовых проектов на Сахалине. Что касается российского предпринимательского капитала в Японии, то там его просто нет. Объективно говоря, на сегодняшний день Россия и Япония весьма слабо зависят друг от друга в сфере экономики. В этих условиях не приходится говорить о том, что какое-то ограничение или даже сворачивание в той или иной форме торгово-экономических отношений между двумя странами во имя политических целей будет иметь серьезный эффект для обеих стран [7].

Сейчас много говорится о необходимости развития Дальневосточного региона с помощью японских капиталов и технологий, но почему-то упускается из виду, что крупный отечественный капитал на это не очень-то хочет идти. И серьезные японские капиталы придут в Россию, и прежде всего на Дальний Восток, только тогда, когда будет создан подходящий инвестиционный климат, производственная, транспортная, финансовая и социальная инфраструктуры. А до тех пор японцы будут вкладываться в более развитые регионы, что мы видим на примере японских автопроизводителей. «Тойота», «Ниссан» и «Судзуки» строят автосборочные заводы под Санкт-Петербургом и в Ульяновске, а вовсе не в Хабаровске и Владивостоке. На Дальнем же Востоке и в Сибири японские инвестиции идут главным образом в энергетические и сырьевые проекты.

Что же касается политического фактора, то, например, наличие территориальных и политических проблем в отношениях Японии с Китаем и Южной Кореей (кстати, более острых, чем в отношениях с Россией) не является препятствием для успешного развития всеобъемлющих торгово-экономических отношений между ними. А по объему и качеству эти отношения значительно превосходят отношения Японии с нашей страной. Это с одной стороны.

А с другой стороны, как показывает опыт, колоссальная экономическая взаимозависимость Японии с Китаем и Южной Кореей отнюдь не

благоприятствует решению их территориальных споров. Отсюда можно сделать вывод: Москве и Токио следует продвигать развитие экономических и политических связей на параллельных курсах и не отягощать это развитие их взаимной увязкой.

Кроме того, ни в Японии, ни в России нет соответственно «российского» и «японского» лобби в положительном значении этого явления. Иными словами, нет или мало представителей деловых кругов, которые в интересах продвижения своего бизнеса оказывали бы воздействие на политические круги, побуждая их создавать благоприятные условия для их деятельности в стране-партнере. А эти благоприятные условия есть не что иное, как политическое сближение двух стран, урегулирование политических проблем, мешающих в том числе и строительству отношений экономической взаимозависимости.

Часто говорят, что «нерешенность территориального вопроса является сдерживающим фактором для экономического сотрудничества». Вряд ли это убедительный аргумент. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю, обсуждение которой, однако, не в состоянии на сегодняшний день привести к ее урегулированию. Несмотря на кардинально изменившееся за последние годы состояние двусторонних отношений, Россия и Япония «все еще весьма далеки друг от друга». И в России, но в большей степени в Японии, отсутствует осознание того, что радикальное улучшение отношений отвечает глубинным стратегическим интересам каждой из стран. Россия и Китай смогли окончательно урегулировать свои территориальные проблемы только после того, как их отношения вышли на уровень стратегического партнерства. Возможно ли это в российско-японских отношениях? Это не так просто, в том числе и из-за сложившихся за многие десятилетия стереотипов восприятия друг друга.

Поэтому важно учитывать и психологические моменты в двусторонних отношениях, в том числе представления друг о друге. Как известно, Россию в Японии всегда оценивали скорее негативно, чем позитивно. В списке стран «нелюбимых японцами» Россия традиционно занимает одно из первых мест, тогда как среди «любимых» — одно из последних, обычно она по популярности соседствует с Северной Кореей. Например, согласно данным опроса общественного мнения кабинета министров Японии, проведенного в октябре 2009 г., на вопрос, «с симпатией ли вы относитесь к России», положительно ответили 15,4 % опрошенных, не испытывают симпатии — 79,6 %. Что касается оценки двусторонних отношений, то «хорошими» считают отношения 21,7 %, не считают «хорошими» — 68,2 %. Эти пропорции существуют уже много лет.

Возможно, именно психология часто мешает решению международных проблем, приводит к непониманию позиций друг друга. Поэтому проблемы «менталитета» двух стран, проблемы их психологии являются важнейшими в российско-японских отношениях.

Создается впечатление, что обе стороны на переговорах не понимают друг друга, точнее сказать, «не слышат» друг друга.

Вероятно, во многом «виновата» история двусторонних отношений. Ведь большую часть ее занимают конфликты и недоверие. Определенный имидж России в Японии имеет 250-летнюю историю, в ходе которой он не претерпел существенных изменений. Суть его — осознание России как огромной и непонятной страны на севере, таящей в себе скрытую угрозу. Политические споры, территориальная проблема, взаимное непонимание, нестабильность в экономике России, сложная ситуация в международной обстановке, расхождение интересов в регионе АТР — все это повлияло на то, что и в России, и в Японии сложились определенные взаимные стереотипы, которые закрепились в менталитете обоих народов.

Следовательно, нельзя не сказать об ответственности политиков и исследователей обеих стран, которые формируют общественное мнение своими выступлениями и публикациями. Акцентируя внимание на негативном прошлом, они мешают созданию новых отношений доверия.

История показывает, что сотрудничество с Японией возможно и в условиях нерешенности территориальной проблемы. Однако его продолжению мешают многие факторы. И это также вызвано взаимным непониманием.

Кроме прочего, для определения перспектив двусторонних отношений необходимо выяснить, какое же место занимает Россия во внешней политике Японии. Заявлениям о стремлении сотрудничать с Россией противоречит стратегическая линия государства. Она выражается в определяющих иерархию отношений Японии с другими странами документах, таких, как «Голубая книгам» по вопросам внешней политики Японии и «Белая книга» по вопросам обороны, издающиеся каждый год и в силу этого позволяющие определить долгосрочную внешнюю политику Японии.

Так, в «Голубой книге» 2009 г. показан следующий порядок внешнеполитических приоритетов Японии: 1) Азия и Тихий океан; 2) Северная Америка; 3) Латинская Америка и бассейн Карибского моря; 4) Европа; 5) Россия, Центральная Азия и Кавказ; 6) Ближний Восток и Северная Африка; 7) Африка [4]. В последние годы — это традиционный порядок.

Важно, что в разделе, посвященном России, в издании 2009 г. отмечено, что «Россия — важная соседняя страна для Японии, и укрепление сотрудничества между Японией и Россией в Азиатско-Тихоокеанском регионе не только отвечает стратегическим интересами обеих стран, но и может способствовать стабильности и процветанию региона». Это традиционный зачин, характерный для всех изданий, но что конкретно Япония ждет от России? Далее читаем: «. чтобы способствовать стабильности и процветанию Азиатско-

Тихоокеанского региона, японское правительство активно вело переговоры с российским правительством, стремясь достигнуть окончательного решения проблемы северных территорий, самой большой проблемы в двусторонних отношениях» [4]. Обращает на себя внимание и то, что в последних изданиях все меньше места уделено экономическому сотрудничеству с Россией, по сравнению с изданиями 90-х годов, тем более в сравнении с оценками двусторонних отношений Японии с другими странами, в том числе с Китаем и Южной Кореей.

Интересно содержание «Белых книг» по вопросам обороны. Россия в военных концепциях Японии представлена достаточно полно. Сравним издания конца 90-х годов и 2009 г. Так, в Книге 1998 г. в отношении России выделяются три следующих момента: Россия разместила свои вооруженные силы на незаконно оккупированных северных территориях, неотъемлемой части японской территории; там сохраняется военный потенциал; будущее российских вооруженных сил неопределенно [1]. В издании 2009 г. говорится: «С 1978 г. еще при существовании СССР Россия неоднократно развертывала наземные войска на японских северных территориях Итурупе, Кунашире, Шикотане. Эти территории незаконно заняты Россией, несмотря на то, что они — неотъемлемая часть японской территории» [2].

Таким образом, очевидно, что для Японии цель ее внешней политики в отношении России — достижение в первую очередь политических целей, а не экономических. Поэтому при анализе перспектив развития русско-японских отношений следует учитывать ее политические цели. Россия, в отличие от Японии, в своей внешней политике ставит во главу угла именно экономические цели, поэтому важно определиться прежде всего самим, чем Россия сможет заинтересовать Японию в первую очередь в экономическом плане и сосредоточиться на этом.

Конечно, в настоящее время новое правительство Японии стоит на распутье: придерживаться старой политики, развивая экономические связи с Россией в надежде на ее уступчивость в территориальном вопросе или вернуться к тактике «неразделения политики и экономики», увязывая экономическое сотрудничество с продвижением в территориальном вопросе. И этот выбор пока не очевиден. На недавней сессии парламента Ю. Хатояма, говоря об отношениях с Россией, подчеркнул, что планирует параллельно развивать политические и экономические отношения, и будет добиваться заключения мирного договора на основе решения территориальной проблемы. Также он заявил, что рассматривает Россию как партнера в АТР [2].

Первая часть его заявления говорит о том, что скорее всего, политика Японии в отношении России и при новом правительстве Демократической партии не претерпит изменений, так как это традиционная государственная политика Японии на протяжении многих десятилетий и ранее она не зависела от партий, которые находились у власти.

Таким образом, строить политику России в отношении Японии следует без иллюзий, нужно объективно оценивать собственные возможности

и подходить к ее выработке исключительно на прагматической основе — т. е. с позиций собственной выгоды. Такая позиция будет понятна и нашим партнерам, которые строят политику в отношении России именно на такой базе.

Список литературы

1. Белая книга по вопросам обороны Японии. 1998. иИЬ: http://www.mod. go.jP/e/publ/w_paper/1998.html (на яп. яз.).

2. Белая книга по вопросам обороны Японии. 2009. иИЬ: http://www.mod. go.Jp/e/publ/w_paper/2009.html (на яп. яз.).

3. Брифинг официального представителя МИД России А.А.Нестеренко. 12 мая 2010 года. иИ1: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/C81CBBFEF69A9C6AC32 57721004B4BFB

4. Голубая книга по вопросам дипломатии Японии. 2009. иИЬ: http://www. mofa.go.jp/mofaj/gaiko/bluebook/2009/html/index.html (на яп. яз.).

5. Демократическая партия Японии: официальные обязательства власти // Манифест. Токио, 2009. 18 августа. 24 с. (на яп. яз.).

6. Интервью с послом Японии Масахару Коно // АиФ. 07.04.2010. № 14.

7. Итоги японо-российской торговли за 9 месяцев 2009. иИ1: http://www. jfir.or.jp/j7mailmagazine.htm (на яп. яз.).

8. Кистанов В.О. Взаимовлияние политических и торгово-экономических отношений между Россией и Японией // Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг?: материалы I науч.-практ. конф. ассоциации японоведов. 14 ноября 2008 г. иИ1: Ы^^/кикму. livejournal.eom/13327.html#cutidI

9. Панов А. Российско-японские отношения в XXI веке // Российско-японские отношения на современном этапе: будет ли качественный сдвиг: материалы I науч.-практ. конф. ассоциации японоведов. 14 ноября 2008 г. иИЬ: http://kulanov.livejournal.com/55818.html

10. Перспективы российско-японского сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации: материалы шестого Российско-Японского Форума / А.Н. Бородавкин (зам. министра иностранных дел РФ): стенограмма выступления. Иркутск. 3 октября, 2009 г. иИ1: http://www.mid.ru/ brp_4.nsf/0/6D42D6FB04236BEAC32576440036B2AA

11. Речь премьер-министра Ю. Хатояма на 173 сессии парламента. 26 октября 2009. иИ1: http://www.kantei.go.jp/jp/hatoyama/statement/200910/26syosin. Ыш1 (на яп. яз.).

12. Сасакава Ё. Можно ли оставаться России и Японии «далекими соседями» в ХХ! веке. иИ1: http://www.eri-21.or.jp/disclosure/pdf/200906-07.pdf (на яп. яз.).

13. Хакамада С Новой администрации необходимо изучать опыт политики в отношении России у кабинета Т. Ассо. иИ1: http://www.ceac.jp/cgi/m-bbs/index.php?title=&form[no]=1156 (на яп. яз.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.