Научная статья на тему 'Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества'

Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
гуманитарное сотрудничество / сотрудничество России и Испании / российско-испанское сотрудничество / испанская культура / испанский язык / испанские университеты / научно-исследовательское сотрудничество / humanitarian cooperation / Russia-Spain cooperation / Russian-Spanish collaboration / Spanish culture / Spanish language / Spanish universities / scientific research cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шерги Закария, Соболев Егор

Во все времена развития государств огромное значение в обеспечении национальных интересов придавалось развитию международного сотрудничества в различных стратегических областях, что способствует установлению доверительных отношений между странами и наращиванию внутреннего потенциала. Отдельное внимание многие государства уделяют развитию социально-культурного взаимодействия с зарубежными партнерами, что связано с формированием международных связей с целью повышения имиджа государства на международной арене. На протяжении многих десятилетий российское и испанское государство отдавали предпочтение наращиванию гуманитарного взаимодействия, что связано с заинтересованностью укрепления культурных традиций. Обострение геополитической ситуации в феврале 2022 года привело к ухудшению российско-испанского взаимодействия в связи с негативным отношением Запада на начало специальной военной операции, Испания оказалась под давлением стран Европы и США относительно нивелирования сотрудничества с Россией. Данное обстоятельство неоднозначно оценивается многими исследователями, поскольку несмотря на множество негативных факторов на современном этапе прослеживаются положительные тенденции в возобновлении гуманитарного сотрудничества между странами. Целью настоящего исследование является проведение ситуационного анализа для выявления перспектив возобновления российско-испанского гуманитарного сотрудничества, в связи с чем были поставлены задачи в ретроспективном анализе взаимодействия государств посредством исследования опыта социально-культурного сотрудничества, современного состояния международных контактов и определения позиций заинтересованных сторон. Решение поставленных задач и достижение цели исследования было реализовано с использованием индукционно-дедукционного, ретроспективного методов исследования, а также методов анализа, синтеза, обработки, конкретизации информации. По результатам были определены сценарии развития событий относительно дальнейшего гуманитарного сотрудничества между Россией и Испанией, приоритетным из которых является продолжение приостановления социально-культурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шерги Закария, Соболев Егор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of Russian-Spanish humanitarian cooperation

Throughout the development of nations, significant importance has always been attached to advancing international cooperation in various strategic areas to ensure national interests. This contributes to building trust between countries and enhancing domestic potential. Many states specifically focus on developing socio-cultural interaction with foreign partners, aiming to form international relations to boost the country’s image on the global stage. For decades, both Russian and Spanish states have favored the expansion of humanitarian cooperation, driven by the interest in strengthening cultural traditions. The escalation of the geopolitical situation in February 2022 led to a deterioration in Russian-Spanish interaction due to the negative stance of the West towards the initiation of a special military operation. Spain found itself under pressure from European countries and the United States to reduce cooperation with Russia. This circumstance is evaluated ambivalently by many researchers, as despite numerous negative factors, positive trends in the renewal of humanitarian cooperation between the countries can be observed. The objective of this study is to conduct a situational analysis to identify prospects for the resumption of Russian-Spanish humanitarian cooperation. Tasks were set for a retrospective analysis of state interactions through the examination of the experience of socio-cultural collaboration, the current state of international contacts, and the determination of positions of involved parties. The solution to these tasks and the achievement of the research goal were realized using inductive-deductive and retrospective research methods, as well as analysis, synthesis, and processing methods to specify information. As a result, scenarios for the development of events regarding further humanitarian cooperation between Russia and Spain were identified, with the continuation of the suspension of socio-cultural interaction being a prioritized scenario.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества»

Шерги Закария

Магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Соболев Егор

Магистрант, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Перспективы развития Российско-Испанского гуманитарного сотрудничества

На протяжении многих десятилетий российско-испанское сотрудничество достаточное интенсивно развивалось, что связано с повсеместной диверсификацией социально-культурного взаимодействия, при этом за весь период было заключено множество различных соглашений. Активное взаимодействие двух государств началось с начала нового тысячелетия и ознаменовалось заключением Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 23 мая 2002 г. [3], а также Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испания о научном и технологическом сотрудничестве от 23 мая 2002 г [2]. Два представленных документа стали фундаментом становления гуманитарного взаимодействия российского и испанского государств, при этом в дальнейшем был принят перечень иных нормативных правовых актов.

9 февраля 2006 года было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях [4], а также о сотрудничестве в сфере туризма [5]. Представленные документы способствовали сближению научно-исследовательской деятельности и развитию туризма. В этом же году в российском государстве испанский язык был включен в перечень языков единого государственного экзамена.

3 марта 2009 года между Россией и Испанией была подписана Декларация о стратегическом партнерстве, в результате чего на протяжении десятилетия государства осуществляли выгодное гуманитарное сотрудничество в области продвижения культуры, науки, исследований и иных направлений [1]. Дальнейшие нормативные правовые акты двух государств были направлены на внутреннюю политику относительно развития и продвижения языка и куль-

тура, однако Россия и Испания определяли друг друга в качестве значимых стратегических партнеров, что стало причиной «перекрестных годов» в сотрудничестве двух стран, приходившиеся на 2010-2011 годы, 2015-2016 годы, 2018-2020 годы.

Распространение коронавирусной инфекции в 2020 году оказало воздействие на все сферы государственной политики многих стран, в том числе негативно повлияло на содержание внешнеполитического сотрудничества, однако в аспекте гуманитарного взаимодействия России и Испании продолжали предприниматься мероприятия, направленные на поддержание коммуникаций в научно-исследовательской деятельности. В ноябре 2020 года была запущена неделя языка и культуры между двумя государствами, которая была проведена в дистанционном формате в связи с отсутствием возможности очного проведения на основании эпидемиологической ситуации.

Особое внимание всегда уделялось развитию непосредственно образовательной сферы, в связи с чем в 2021 году было принято Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о взаимном признании образования и ученых степеней [6]. Российско-испанское сотрудничество привело к развитию двусторонних образовательных программ, что сопряжено с необходимостью увеличения объема совместной деятельности в связи с наличием общих интересов в достижении общей цели, что стало причиной разработки и реализации различных мероприятий по получению двойного образования.

На протяжении многих лет гуманитарное сотрудничество между Россией и Испанией характеризовалось положительной динамикой, оба государства были заинтересованы в установлении взаимодействия в научно-исследовательской, образовательной, языковой, культурной деятельности, однако февральские события 2022 года резко негативно сказались на сотрудничества двух стран. В отношении российского государства на основании проведения специальной военной операции было введено несколько санкционных пакетов со стороны западных стран, в результате курс развития российско-испанского сотрудничества был резко изменен во многих стратегически значимых направлениях. Испания под давлением Запада приостановила сотрудничество в научно-образовательной сфере с Россией, при этом любое взаимодействие юридически было не прекращено, однако многие испанские университеты начали «замораживать» сотрудничество с российскими учебными заведениями.

После начала специальной военной операции испанским мини-

стром культуры был объявлен отказ от российской культуры, что ■

связано с обязательствами Королевства Испания перед НАТО, при этом российское правительство с уважением отреагировало на данное заявление. В дальнейшем множество спортивных и культурных проектов между Россией и Испанией были заморожены по инициативе испанского государства, при этом фактическое прекращение сотрудничества осуществлено не было.

Изначально сотрудничество с Россией приостановило Министерство культуры и спорта Испании [9], в дальнейшем к данном позиции присоединилось Министерство науки и инноваций [10], определившие невозможность заключения ранее спланированных соглашений с российскими университетами, что стало причиной «заморозки» научно-образовательного сотрудничества между двумя государствами. Все двусторонние проекты, где принимали участие российские и испанские ученые и академики, были прекращены, при этом к такой позиции испанское государство призывало и другие страны, поскольку считало необходимым оградить Россию от любого вида сотрудничества с зарубежными партнерами.

Прекращение гуманитарного сотрудничества с Испанией связано с остановкой исследовательских проектов с Россией со стороны Европейской комиссии, в результате чего были прекращены программы по обмену студентами между университетами, в том числе заморожены проекты Erasmus и Euratom [13]. Это способствовало ухудшению положения российского государства в развитии научно-образовательной деятельности, поскольку прекращение международного сотрудничества означало ограничение исследовательских возможностей. Европейская комиссия объявила об исключении дальнейшего возобновления сотрудничества с российскими научно-образовательными организациями, Испания как член Европейской комиссии также заняла данную позицию.

Дальнейшее сотрудничество России и Испании продолжало усугубляться, Российский союз ректоров поддержал специальную военную операцию, что привело к приостановлению членства России в Ассоциации университетов Европы, в связи с чем было прекращено взаимодействие с четырнадцатью российскими институтами [17]. Членство российских университетов также было приостановлено на базе Общеевропейской федерации академии наук [11]. Представленные события привыкли к ухудшению гуманитарного сотрудничества России и Испании в научно-образовательной сфере, поскольку были закрыты возможные каналы

_rjiïîV,

взаимодействия между двумя государствами, а испанские учебные заведения продолжали отказываться от совместной деятельности с российскими организациями.

Изначально сотрудничество было прекращено Университетом Севильи, первым отказавшимся от взаимодействия со всеми раннее сотрудничавшими российскими институтами, после чего от любых контактов с Россией начали отказывать и другие учебные заведения [13]. Университет Валенсии помимо приостановления сотрудничества с российскими образовательными организациями заморозил деятельность Русского центра, действующего на территории Испании с целью пропаганды российской культуры и языка, а также исключил возможность продолжения действия программ двойного диплома [14].

До начала февральских событий 2022 года Университет Гранады осуществлял более тридцать проектов с российскими образовательными организациями, которые были приостановлены после объявления испанского государства об отказе в научной взаимодействии с Россией [12]. Однако в настоящее время на базе Университета Гранады продолжается координация действий относительно выборочного сотрудничества с российскими учебными заведениями, что определяет возможность отечественных студентов, ученых и академиков в частном порядке подать соответствующие документы в испанские комиссии образовательных ассоциаций с целью научно-исследовательского сотрудничества.

Активное научно-образовательное сотрудничество России и Испании осуществлялось на базе Российского университета дружбы народов, однако в отношении данного учебного заведения было заморожено множество проектов. Университет Кадиса и Балеарских островов заморозил множество российско-испанских соглашений в образовательной сфере, а в дальнейшем была приостановлена деятельность Института Пушкина на территории Испании. В альянсе российско-испанских университетов, реализующих программы получения двойных дипломов, участвовали также Университет Рови-ра-и-Вирджили и Овьедо и Университет Мадрида, которые также приостановили сотрудничество с российскими образовательными организациями [15].

Все представленные выше обстоятельства привели к ухудшению сотрудничества России и Испании в сфере науки и образования, в том числе к исключению возможности заключения новых соглашений относительно гуманитарного взаимодействия в перспективе, что

связано с началом российских действий на территории Украины и резко негативным отношением НАТО к данному процессу. Именно поэтому Испания как член многих европейских организаций, устанавливающих ограничения во взаимодействия с Россией, начала замораживать множество научно-исследовательских и образовательных проектов с российскими учебными заведениями.

Феноменом является тот факт, что фактически культурное, научное, инновационное и исследовательское сотрудничество между Россией и Испанией не прекращено, а приостановлено, при этом в отношении непосредственно крупных программ, поскольку в настоящее время некоторые испанские организации продолжают выборочно взаимодействовать с российскими научными институтами. В частном порядке с отечественными студентами и исследователями сотрудничает Университет Гранады, предлагающий возможность в реализации совместной научной деятельности, что говорит о благоприятной тенденции и возможной перспективе возобновления гуманитарного взаимодействия.

В настоящее время в российском государстве продолжает действовать Институт Сервантеса, предлагающий возможность сдачи экзамена на знание испанского языка. Данное обстоятельство является положительным в аспекте продолжения российско-испанского сотрудничества в сфере продвижения языка и культуры Испании на территории России, при этом на территории Испании пропаганда российской культуры остается замороженной, как и деятельность отечественных организаций в испанском государстве, что создает дисбаланс в гуманитарном взаимодействии государств. Тем не менее сотрудничество в сфере науки, образования и культуры является выгодным для обоих стран, поскольку оно имеет особое стратегическое значение для развития.

В рамках настоящего исследования нами были определены значимые нормативные правовые документы, заключенные между российским и испанским государствами, которые фактически остаётся действующими на данном этапе, поскольку все соглашения и совместные проекты исключительно приостановлены, что говорит о возможности продолжения гуманитарного сотрудничества в перспективе. Однако Испания является членом Европейского союза и иных организаций, имеющих резко негативное отношение к России в связи с проведением специальной военной операции, в результате чего Испания вынуждена следовать требованиям европейских стран относительно прекращения сотрудничества с Россией.

Положительной тенденцией является объявленная в сентябре 2022 года испанская позиция: «Испания не имеет ничего против российского народа», в связи с чем в отношении русских граждан продолжается выдача виз для посещения Испании, а также выборочное сотрудничество с российскими образовательными организациями, что свидетельствует о заинтересованности испанского государства во взаимодействии с Россией, однако оно оказывается под негативным влиянием третьей стороны. В контексте проведения ситуационного анализа нами были определены позиции России, Испании, США и Европейского союза, играющие значительную роль в определении тенденции дальнейшего российско-испанского гуманитарного сотрудничества, что представлено на рисунке 1.

В специальной литературе многие авторы также определяют собственные позиции относительно продолжения российско-испанского сотрудничества. Так, Блохин К.В. [7, С. 29], Карговская Е.А. и Кузнецова В.В. [8, С. 76] сходятся во мнении, что сложившаяся геополитическая ситуация может привести не только к приостановлению сотрудничества России и Испании в сфере науки, культуры, образования, но и к окончательному прекращению гуманитарного взаимодействия, поскольку испанское государство как член НАТО и ЕС оказывается под воздействием третьей стороны, что исключает возможность принятия самостоятельного решения о возобновление международных контактов. При этом Россия и Испания имеют богатый опыт гуманитарного сотрудничества, множество реализованных

Россия Межгосударственное сотрудничество в сфере образования,

науки п культуры для повышения имиджа государства на мировой арене

Испания Межгосударственное сотрудничество в сфере науки.

образования и высоких технологий, развитие туризма, в том числе при взаимодействии с Россией

'-'ША Ослабление позиции России на мировой арене и контроль над

испанским флотом

ЕС

Призыв России к прекращению специальной военной операции при введении санкций

Рисунок 1. Позиции России, Испании, США и ЕС в продолжении межгосударственного взаимодействия [Составлено автором].

совместных проектов, при этом в настоящее время продолжается выборочное взаимодействие между государствами, что связано с выдачей испанских виз для россиян и подачей российскими студентами документов в испанские университеты, что является благоприятным фактором для дальнейшего сотрудничества. Однако противостояние российского государства и Запада, продолжение санкционного давления негативно отражается на перспективах российско-испанского сотрудничества.

На основании ретроспективного анализа российско-испанского сотрудничества, определения значимых соглашений между государствами, анализа сложившейся ситуации и позиций главных акторов всех действий, нами были определены три сценария развития событий, связанных с возможностью дальнейшего сотрудничества России и Испании в гуманитарной сфере, что представлено на рисунке 2.

Проведённый ситуационный анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее приоритетным направлением дальнейшего взаимодействия России и Испании является продолжение прио-

Прекращение сотрудничества

Прпо становление сотрудничества

Россия одерживает победу в специальной военной операции, что для Запада является нарушением целостности Украины и причиной обострения военного конфликта с Россией, в результате чего гуманитарное сотрудничество между Россией и Испанией прекращается, что переплетается в укреплении отношений между США и Испанией

Россия продолжает специальную военную операцию на Украину, что порождает введение новых санкций со стороны ЕС и США п способствует продолжению «заморозки» российско-испанских проектов в сфере науки, культуры п образования, что является невыгодным для Испании

Россия побеждает в специальной военной операции на Украине, что становится причиной отмены санкций со стороны ЕС и США и опорной точкой в налаживании межгосударственных связей, когда «замороженные» российско-испанские проекты возобновляют свое действие

Рисунок 2. Сценарии развития событий российско-испанского сотрудничества в сфере науки, культуры и образования [Составлено автором].

Возобновление сотрудничесгва

■ становления сотрудничества между государствами, что не являет-

ся взаимовыгодным. Испания не заинтересована в прекращении сотрудничества с Россией, поскольку внутренняя политика государства направлена на научное, образовательное, культурное развитие, при этом оба государства имеют богатый опыт реализации совместных проектов и продолжают частично взаимодействовать в настоящее время. Однако негативное воздействие позиций третьей стороны заставляет испанское государство в ущерб собственным интересам возобновление сотрудничества с Россией.

Библиографический список

1. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 3 марта 2009 г. // URL: http://kremlin.ru/supplement/163 (Дата обращения: 17.12.2023)

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о научном и технологическом сотрудничестве от 15 ноября 2001 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/902019928 (Дата обращения: 17.12.2023)

3. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров (с изменениями на 24 сентября 2007 года) от 15 ноября 2001 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901830386?section=status (Дата обращения: 17.12.2023)

4. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 9 февраля 2006 г. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901969228?section=stat us (Дата обращения: 17.12.2023)

5. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в сфере туризма от 9 февраля 2006 г. // URL: https://base.garant.ru/2563729/ (Дата обращения: 17.12.2023)

6. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о взаимном признании образования и ученых степеней от 2021 г. // URL: http://www.pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&link_id=43&nd=102551628&bpa=cd00000&bpas=cd00000&intelsea rch=%EE+%EA%EE%ED%EE%F0%EE%EB%E5+%E7%E0+%F1%EE%EE%F2%E2%E5%F 2%F1%F2%E2%E8%E5%EC+%F0++ (Дата обращения: 17.12.2023)

7. Блохин К. В. Россия и Запад. Военно-политический конфликт 2022 года. Меняя правила игры //Свободная мысль. 2022. №. 2 (1692). С. 25-34.

8. Карговская Е.А., Кузнецова В.В. Российско-испанские отношения в научно-образовательной сфере после февраля 2022 г. // Международные отношения. 2022. № 4. С. 60-80.

9. El Ministerio de Ciencia e Innovación y el de Universidades suspenden relaciones con Rusia y Bielorrusia // La noción. // URL: https://www.lanocion.es/espanya/20220310/el-min-isterio-de-ciencia-e-innovacion-y-el-de-univ-5137.html (Дата обращения: 17.12.2023)

10. El Ministerio de Cultura insta a suspender los proyectos con Rusia // La Vanguardia. // URL: https://www.lavanguardia.com/cultura/20220310/8113410/ministerio-cultu-ra-espana-insta-suspender-proyectos-rusia.html (Дата обращения: 17.12.2023)

11. La Asociación Europea de Universidades expulsa a 12 centros rusos por apoyar la invasión de Ucrania // El Diario. // URL: https://www.eldiario.es/internacional/ ultima-hora-invasion-rusa-ucrania-directo-lunes_6_8807725_1086180.html (Дата обращения: 17.12.2023)

12. La Universidad de Granada analiza "cada caso" de relación con Rusia tras el veto desde los Ministerios de Ciencia y Universidades // Granada hoy. // URL: https://www.granadahoy.

ЯюАл-

com/granada/Universidad-Granada-reladon-Rusia_0_1664234349.html (Дата обращения: 17.12.2023)

13. La Universidad de Sevilla suspende relaciones con 40 universidades rusas // ABC de Sevilla // URL: https://sevilla.abc.es/sevilla/sevi-universidad-sevilla-suspende-relaciones-40-uni-versidades-rusas-202203071807_noticia.html (Дата обращения: 11.04.2023)

14. La UV suspenderá los programas de movilidad académica y de doble titulación con universidades rusas el próximo curso 2022-23 // La universidad de Valencia // URL: https:// www.uv.es/uvweb/uv-noticies/es/noticias/uv-suspendera-programas-movilidad-academi-ca-doble-titulacion-universidades-rusas-proximo-curso-2022-23-1285973304159/Novetat. html?id=1286250064120&plantilla=UV_Noticies/Page/TPGDetaillNews (Дата обращения: 17.12.2023)

15. Las universidades españolas de la Alianza de Universidades Ruso-Españolas (AURE) suspenden de forma temporal las puesta en marcha de nuevas acciones conjuntas // La Universidad Carlos III de Madrid. // URL: https://www.uc3m.es/ss/Satellite/UC3MInstitucional/es/ Detalle/Comunicacion_C/1371329753717/1371216001259/Las_universidades_espanolas_ de_la_Alianza_de_Universidades_Ruso-Espanolas_(AURE)_suspenden_de_form (Дата обращения: 17.12.2023)

16. Еще одна страна ЕС выступила за продолжение выдачи виз россиянам. // URL: https://www.rbc.ru/life/news/633155c19a7947c262a5d779 (Дата обращения: 17.12.2023)

17. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации, введённые после 22 февраля 2022 г. // «Информационная система «ПАРАГРАФ». // URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=33343533&sub_id=30&pos=429;-37#pos=429;-37 (Дата обращения: 17.12.2023)

References

1. Declaration on the strategic partnership between the Russian Federation and the Kingdom of Spain dated March 3, 2009 // URL: http://kremlin.ru/supplement/163 (12.17.2023)

2. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Spain on scientific and technological cooperation dated November 15, 2001 // URL: https://docs.cntd.ru/document/902019928 (12.17.2023)

3. Agreement between the Russian Federation and the Kingdom of Spain on the activities of cultural centers (as amended on September 24, 2007) dated November 15, 2001 // URL: https://docs.cntd.ru/document/901830386?section=status (12.17.2023)

4. Agreement between the Russian Federation and the Kingdom of Spain on cooperation in the field of research and use of outer space for peaceful purposes dated February 9, 2006 // URL: https://docs.cntd.ru/document/901969228?section=status (12.17.2023)

5. Agreement between the Russian Federation and the Kingdom of Spain on cooperation in the field of tourism dated February 9, 2006 // URL: https://base.garant.ru/2563729/ (Date of access: 12/17/2023)

6. Agreement between the Russian Federation and the Kingdom of Spain on mutual recognition of education and academic degrees from 2021 // URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&link_id=43&nd=102551628&bpa=cd00000&bpas =cd00000&intelsearch= %EE+%EA%EE%ED%EE%F0%EE%EB%E5+%E7%E0+%F1%EE%EE%F2%E2%E5%F2%F 1%F2%E2%E8%E5% EC+%F0++ (12.17.2023)

7. Blokhin K.V. Russia and the West. Military-political conflict in 2022. Changing the rules of the game // Free Thought. 2022. № 2 (1692). P. 25-34.

8. Kargovskaya E.A., Kuznetsova V.V. Russian-Spanish relations in the scientific and educational sphere after February 2022 // International relations. 2022. № 4. P. 60-80.

9. El Ministerio de Ciencia e Innovación y el de Universidades suspenden relaciones con Rusia y Bielorrusia // La noción. // URL: https://www.lanocion.es/espanya/20220310/el-min-isterio-de-ciencia-e-innovacion-y-el-de-univ-5137.html (17.12.2023)

10. El Ministerio de Cultura insta a suspender los proyectos con Rusia // La Vanguardia. // URL: https://www.lavanguardia.com/cultura/20220310/8113410/ministerio-cultu-

ra-espana-insta-suspender-proyectos-rusia.html (17.12.2023)

11. La Asociación Europea de Universidades expulsa a 12 centros rusos por apoyar la invasión de Ucrania // El Diario. // URL: https://www.eldiario.es/internacional/ultima-hora-inva-sion-rusa-ucrania-directo-lunes_6_8807725_1086180.html (17.12.2023)

12. La Universidad de Granada analiza "cada caso" de relación con Rusia tras el veto desde los Ministerios de Ciencia y Universidades // Granada hoy. // URL: https://www.granadahoy. com/granada/Universidad-Granada-relacion-Rusia_0_1664234349.html (17.12.2023)

13. La Universidad de Sevilla suspende relaciones con 40 universidades rusas // ABC de Sevilla // URL: https://sevilla.abc.es/sevilla/sevi-universidad-sevilla-suspende-relaciones-40-uni-versidades-rusas-202203071807_noticia.html (11.04.2023)

14. La UV suspenderá los programas de movilidad académica y de doble titulación con universidades rusas el próximo curso 2022-23 // La universidad de Valencia // URL: https:// www.uv.es/uvweb/uv-noticies/es/noticias/uv-suspendera-programas-movilidad-aca-demica-doble-titulacion-universidades-rusas-proximo-curso-2022-23-1285973304159/ Novetat.html?id=1286250064120&plantilla=UV_Noticies/Page/TPGDetaillNews (17.12.2023)

15. Las universidades españolas de la Alianza de Universidades Ruso-Españolas (AURE) suspenden de forma temporal las puesta en marcha de nuevas acciones conjuntas // La Universidad Carlos III de Madrid. // URL: https://www.uc3m.es/ss/Satellite/UC3MInstitucio-nal/es/Detalle/Comunicacion_C/1371329753717/1371216001259/Las_universidades_es-panolas_de_la_Alianza_de_Universidades_Ruso-Espanolas_(AURE)_suspenden_de_form (17.12.2023)

16. Another EU country advocated continuing to issue visas to Russians. // URL: https:// www.rbc.ru/life/news/633155c19a7947c262a5d779 (12.17.2023)

17. Guide to sanctions and restrictions against the Russian Federation introduced after February 22, 2022 // "PARAGRAPH Information System". // URL: https://online.zakon.kz/doc-ument/?doc_id=33343533&sub_id=30&pos=429;-37#pos=429;-37 (12.17.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.