УДК 94 (470) «1991...» :94 (55)
КЛЕПИКОВ Станислав Сергеевич Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
klepansky1@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИТУАЦИИ
В настоящее время международная ситуация кардинально меняется по сравнению с прошедшими годами. Российская Федерация постепенно наращивает свое влияние на мировой арене. Многие международные аспекты требуют участия России в решении этих вопросов. Наработанный Российской Федерацией за последние 16 лет экономический потенциал позволил ей в 2016 г. твердо следовать своим политическим и экономическим идеалам. Особенно явно это проявляется в роли России на Ближнем Востоке. Успешное развитие российско-иранского партнерства и участие Российской Федерации в войне в Сирии привело к увеличению российского авторитета в мире и закреплению России в ближневосточном регионе.
Исламская Республика Иран - один из ключевых игроков Ближнего Востока - после долгой жизни в условиях экономических санкций, наложенных на нее странами Запада, возвращается на международную экономическую и политическую арену. Отмена иранских санкций стала возможна благодаря ряду причин, связанных с постепенной утратой США своего влияния на Ближнем Востоке и потерей ряда рынков по покупке энергоресурсов. Именно поэтому американское правительство решилось на диалог с недавним «оплотом мирового терроризма» Ираном. Также во многом снятие санкций стало возможно благодаря деятельности нынешнего президента ИРИ Х. Хатами, который отличается более либеральными взглядами по сравнению со своими предшественниками. Несмотря на успешное развитие российско-иранского партнерства, существует вероятность ослабления этого сотрудничества, которое впоследствии может привести к разрыву отношений. Прекращение контактов России и Ирана не только принесет многомиллионные убытки российской экономике, но и ослабит влияние России на Ближнем Востоке.
Таким образом, в данной статье рассматриваются перспективы развития российско-иранских отношений в ближайшем будущем, анализируются причины возможного ослабления российско-иранского партнерства и пути преодоления нарастающих противоречий между государствами.
Ключевые слова: Россия, Иран, санкции, экономика, противоречия, сотрудничество, международные отношения.
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1 -54-58
Stanislav S. KLEPIKOV Kuban State University Krasnodar, Russia klepansky1@mail.ru
PROSPECTS OF RUSSIAN-IRANIAN RELATIONS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY INTERNATIONAL
SITUATION
At present, the international situation changes dramatically compared to previous years. The Russian Federation is gradually increasing its influence on the world stage. Many international aspects require the participation of Russia in addressing these issues. Accumulated Russian Federation over the past 16 years, the economic potential allowed it in 2016 to firmly adhere to their political and economic ideals. Especially clearly manifested in the role of Russia in the Middle East. The successful development of Russian-Iranian partnership and participation of the Russian Federation led to an increase in the authority of the Russian war in Syria in the world and the consolidation of Russia in the Middle East. The Islamic Republic of Iran, which is one of the key players in the Middle East after a long life in the conditions of economic sanctions imposed by the Western countries, is back on the international economic and political arena. Cancel Iranian sanctions was made possible by a number of reasons related to the gradual loss of its US influence in the Middle East and the loss of a number of markets for the purchase of energy. That is why the US government has decided on a dialogue with the recent "stronghold of international terrorism," Iran. Also, in many respects the lifting of sanctions was made possible thanks to the work of the current president of Iran H. Khatami, who has more liberal views than their predecessors. Despite the successful development of Russian-Iranian partnership is likely to weaken this cooperation, which subsequently can lead to the breakdown of relationships. Termination of Russia and Iran, the contacts will not only bring multimillion losses of the Russian economy but also weaken the influence of Russia in the Middle East. Thus, this article discusses the prospects of development of Russian-Iranian relations in the near future. Analyzes the reasons for the possible weakening of the Russian-Iranian partnership and ways to overcome the growing contradictions between the states.
Keywords: Russia, Iran, sanctions, economy, conflict, cooperation, international relations
В 2016 г. с Исламской Республики Иран (ИРИ) были сняты экономические санкции, которые мешали нормальному развитию страны более 15 лет. Естественно, это событие затронуло российско-иранское сотрудничество, которое является важной частью современных международных отношений.
Партнерство России и Ирана после развала СССР динамично развивается по целому ряду направлений, связанных как с экономическими отношениями, так и с политическими. Важными частями сотрудничества двух стран являются энергетические, торговые связи и, как показали недавние события в Сирии, еще и военные. С 1991 г. между Россией и Ираном было заключено огромное количество двусторонних соглашений, которые демонстрировали всему миру добрососедские отношения между РФ и ИРИ. В разгар событий, связанных с иранской ядерной проблемой, именно Российская Федерация сыграла особую роль, ограждая Иран от нападок ведущих государств Европы и США. В тот период правительство Ирана чуть было не
вышло из МАГАТЭ, но благодаря действиям Российской Федерации этот шаг удалось избежать [1]. В нелегкое для Ирана время - в период санкций и эмбарго иранской нефти - Российская Федерация оставалась одним из основных партнеров Исламской Республики, то есть в тот период Россия стала фактически единственной крупной страной, которая поддерживала с Ираном какие-либо экономические отношения. Все это говорит о прямом намерении Российской Федерации поддерживать дружеские и выгодные для себя отношения с ИРИ. Однако в условиях современных международных реалий российско-иранские отношения могут быть подвержены риску охлаждения, а в дальнейшем и к полному упадку. По крайней мере, так считают некоторые иранские и западные политологи [2]. Такое мнение начинает формироваться после отмены санкций, то есть именно конец иранских санкций формирует новую проблему, которая может привести к ухудшению партнерства между Ираном и Россией.
Несмотря на вышеописанные успехи российско-иранских отношений, в партнерстве обеих стран случались ситуации и периоды охлаждения отношений. Осмысление этих ситуаций позволит понять, как именно современная международная ситуация и участие в ней послесанк-ционного Ирана может ослабить российско-иранские отношения.
Разумеется, стоит начать с Каспийской проблемы. Как известно, территория Каспийского моря, а точнее, его дно, где находятся богатейшие месторождения нефти и природного газа, по-прежнему не разделено между странами, имеющими выход к Каспию. Данная проблема маячит перед странами каспийского бассейна уже не один десяток лет, и особого решения этой ситуации по-прежнему не выработано [3]. На последнем Прикаспийском саммите, прошедшем в 2014 г., договориться о равном разделе каспийского дна так не и удалось [4]. Иран категорически не согласен на предоставленные ему 13% территории дна, заявляя о 20-процентном праве [5]. Анализируя результаты как этого, так и предыдущих саммитов, проводившихся по данному вопросу, отмечаем неспешность иранской стороны в решении этой проблемы. Естественно, владея огромными нефтяными месторождениями в Персидском заливе, Иран может сколько угодно тянуть с обсуждением вопроса о разграничении нефтяных месторождений, пока ситуация не изменится в лучшую для него сторону. Если право на недропользование Каспийского моря не будет распределено в ближайшее время, в будущем эта проблема может стать той точкой кипения, при котором возможен разрыв российско-иранского партнерства. Следующая проблема российско-иранских отношений культивируется в основном иранскими исследователями. Их позиция связана со статусом Российской Федерации как «ненадежного» партнера [6]. Действительно за время существования современного российско-иранского сотрудничества имели место ситуации, когда российская сторона позволяла себе невыполнение своих обязательств, обычно связанных с торговлей. Например, в середине 90-х годов XX в. (из-за меморандума Гора-Черномырдина, который ограничивал поставки вооружения в Иран, была сорвана сделка между странами на сумму более 4 млрд руб., а Иран так и не получил заказанное оружие. Второй такой случай пришелся на президентство Д.А. Медведева, политика которого в угоду улучшения отношений с США привела к принятию Россией новых антииранских санкций и сорвала ряд контрактов, связанных с поставкой в Иран российских военных комплексов С-300 [7]. Естественно, это привело к негодованию иранской стороны и к временному охлаждению отношений между странами. Вышеуказанные ситуации характеризуются иранскими исследователями как ошибочное стремление правительства Российской Федерации лавировать между Западом и Ираном, которое приводит к естественному ухудшению российско-иранских отношений [8]. Отсюда стоит сделать вывод: если Россия хочет сохранить позитивные отношения с Ираном в будущем и укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, ей стоит более ответственно подходить к исполнению своих торговых обязательств.
Как уже отмечалось выше, отмена иранских санкций вернула Исламскую Республику в лоно более широких торгово-экономических отношений. Этот факт, несомненно, означает конфликт интересов России и Ирана. Обе страны являются крупнейшими экспортерами нефти и природного газа, что автоматически делает их конкурентами на рынке продажи энергоресурсов. Существует большая вероятность, что снятие эмбарго на иранское сырье позволит некоторым странам искать альтернативные источники покупки этих ресурсов. Россия, обладающая статусом «энергетической сверхдержавы», никогда не пойдет на потерю части своего рынка, что приведет к противоречиям между странами.
Более незначительной, но в то же время важной проблемой нормального развития российско-иранских отношений являются прошлые моменты сотрудничества, в основном негативные. Известно, что российско-иранское партнерство развивается в положительном ключе только последние 25 лет, все предыдущее время было обострено многочисленными конфликтами между странами, иногда переходящими в открытую неприязнь. Прошедшие исторические события сформировали негативное восприятие России в умах многих иранцев, особенно среди политической элиты. Данный момент также немаловажен для понимания будущего российско-иранских отношений. Именно с этим аспектом связан недавний комментарий иранского правительства об отсутствия планов строительства российской военной базы на территории Ирана [9].
Исследуя работы известных персидских ученых, таких как Л. Афрашани и М. Сахими, долгое время занимающихся изучением российско-иранских отношений, стоит отметить их сомнения относительно благополучной перспективы развития сотрудничества обеих стран. В своих работах они описывают нынешние отношения межу Россией и Ираном как «вынужденную дружбу против общего врага» [10].
Таким образом, важность сохранения российско-иранских отношений в положительном русле позволит Российской Федерации не только иметь надежного партнера, но и превратит Россию в ключевого игрока на Ближнем Востоке. Несмотря на успешное сотрудничество с Сирийской Республикой, Иран остается более приоритетным союзником на данной территории. Для того чтобы избежать возможных конфликтов в будущем, Российской Федерации стоит еще более активно расширять данное партнерство. Для начала стоит обращать внимание не только на экономические, но и на культурные связи между странами. Именно они помогут укрепить сотрудничество между Россией и Ираном не только на уровне политиков и элит, но и на уровне простых граждан. По мнению исследователя Ф. Руми, началом такого сотрудничества стал бы запуск в этих двух странах телевизионного спутникового канала с трансляцией новостей, исторических и этнокультурных передач, касающихся культур обеих стран. С учетом популярности спутникового телевидения, появление такого канала послужило бы отличным толчком к культурному сотрудничеству двух стран. Также посредством телевидения происходит изучение языка и традиций государства [11].
Для большего развития связей между Ираном и Россией необходимо укрепить возможность образовательной и научной деятельности для граждан обеих стран. Важнейшей частью формирования политической элиты является образование, а значит, необходимо создать базу по взаимному обмену студентами, причем на самом высоком уровне. Нужно повысить престиж российского образования, иранская молодежь всегда стремилась получать знания в России (особенно по техническим специальностям, где наша страна традиционно выпускает высококвалифицированных специалистов). Это означает, что в данном случае придется сформировать особую базу для осуществления студенческих обменов. Политика России и Ирана в области образования несомненно даст положительные результаты в процессе укрепления российско-иранского партнерства.
Новой стратегией российско-иранского сотрудничества должно стать всеобщее развитие всех экономических связей, а не только в некоторых областях торговли. Речь идет об инвестициях в гражданскую платформу Ирана. Несмотря на помощь Российской Федерации в освоении иранского мирного атома, существует огромное количество других путей для инвестиций российского капитала в иранскую гражданскую промышленность. А ведь возможности для инвестиций в Иран огромны: чего только стоят проекты по разработке водных ресурсов в районах, подверженных засухе. Разумеется, в настоящее время вливания в иранскую энергетику огромны, однако российскому правительству стоит обращать внимание и на другие гражданские экономические аспекты.
Существуют и более мелкие моменты, которые будут способствовать укреплению российско-иранских отношений. Среди них важны перспективы развития туризма между странами. Развитие туристической сферы в двустороннем порядке обычно предполагает отмену и ослабление визового режима между странами и всестороннюю рекламу как российских, так и иранских курортов и достопримечательностей. Важно, чтобы реклама была именно всесторонней (то есть реклама всех курортов - от морских до горнолыжных). Стирание границ между страна-
ми позволит, не только наладить прибыльный туристический бизнес, но и сформировать дружеские отношения между гражданами обеих государств.
Таким образом, существует большая вероятность, что с нормализацией отношений Ирана с Западом российско-иранское сотрудничество может быть повергнуто риску охлаждения, а в дальнейшем и полному упадку, именно поэтому приоритетной задачей российского правительства является выработка совершенно новой стратегии укрепления российско-иранских отношений. Естественно, важным моментом является сохранение Российской Федерацией своего ближневосточного курса (нацеленного на сохранение сотрудничества с Ираном, Сирией и др.). Просчеты России, связанные с лавированием между политическими курсами, едва ли смогут привести к плодотворным результатам в отношениях между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией.
Как уже было подчеркнуто выше, партнерство России и Ирана должно выйти за рамки сотрудничества элит, к сотрудничеству народному. Только таким способом можно будет избежать формирования напряжения, которое может возникнуть между странами в будущем. Именно укрепление российско-иранской дружбы сделает этот союз поистине стратегическим.
Понимание всех вышеуказанных аспектов позволит России и Ирану наполнить свои отношения такими проектами, которые будут выражать общие национальные интересы обеих стран. Сейчас Россия и Иран близки как никогда, и именно Россия нуждается в Иране как в стратегическом партнере в условиях российского санкционного гнета, а это значит, что российско-иранское сотрудничество остается одним из основных внешнеполитических курсов Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Рудсари Х. Ядерная программа России и Ирана в контексте российско-иранских отношений // Теория и практика общественного развития. - СПб., 2013. - С. 32
2. Shuri M. Russia and Iran, discouse analysis and the role of the the West. - Tehran, 2010. - P. 252.
3. Вартаньян Э.Г. Пути решения Каспийской проблемы (1990-е - 2014 гг.) // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. - 2016. - № 1-2. - С. 138-148.
4. Клепиков С. Прикаспийский саммит 2014 г. и его влияние на развитие российско-иранских отношений // Запад и Восток в контексте мировой истории (новое и новейшее время). - Краснодар, 2015. - С. 305.
5. Там же. - С. 307.
6. Afrasiabi L. Iran's foreign policy // The brow journal of world affairs. - New York, 2006. - P. 193.
7. Мультозаева Г. Российско-иранское военное сотрудничество в XXI в. // Историческая наука и археология. - Волгоград, 2014. - С. 34.
8. Afrasiabi L. Iran's foreign policy // The brow journal of world affairs. - New York, 2006. - P. 203.
9. В Иране пояснили статус военной базы, где разместили российские ВКС. [Электронный ресурс] - Официальный сайт РИА новости. URL://www.ria.ru (дата обращения: 4.11.2016).
10. Sahimi M. Iranian nuclear problem. - Tehran, 2012. - P. 244.
11. Руми Ф., Матвеев А. Возможности использования Россией «мягкой силы» для преодоления недоверия в российско-иранских отношениях // Научные ведомости. - Белгород, 2016. - С. 176.
REFERENCES
1. Rudsari Kh. Yadernaya programma Rossii i Irana v kontekste rossiysko-iranskikh otnosheniy. [ The nuclear program of Iran and Russia in the context of Russian-Iranian relations]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development . SPB., 2013. P. 32
2. Shuri M. Russia and Iran, discouse analysis and the role of the the West. Tehran, 2010. P. 252.
3. Vartan'yan E.G. Puti resheniya Kaspiyskoy problemy (1990-e - 2014 gg.). [ Ways to solves the problems of the Caspian Sea]. Golos minuvshego = Voice of the past. 2016, № 1-2. p. P.138-148.
4. Klepikov S. Prikaspiyskiy sammit 2014 g. i ego vliyanie na razvitie rossiysko-iranskikh otnosheniy. [Caspian Summit and it impact of the development of Russian- Iranian relations]..Zapad i Vostok v kontekste mirovoy istorii (novoe i nov-eyshee vremya) = West and East in the context of world history (modern and contemporary). Krasnodar, 2015. P. 305.
5. Klepikov S. Prikaspiyskiy sammit 2014 g. i ego vliyanie na razvitie rossiysko-iranskikh otnosheniy. [Caspian Summit and it impact of the development of Russian- Iranian relations ]. Zapad i Vostok v kontekste mirovoy istorii (novoe i nov-eyshee vremya) = West and East in the context of world history (modern and contemporary). Krasnodar, 2015. P. 307.
6. Afrasiabi L. Iran's foreign policy.The brow journal of world affairs. New York, 2006. P.193.
7. Mul'tozaeva G. Rossiysko-iranskoe voennoe sotrudnichestvo v XXI v. [Russian-Iranian military relations in XXI c.]. Is-toricheskaya nauka i arkheologiya = Historian science and archeology. Volgograd, 2014. P. 34.
8. Afrasiabi L. Iran's foreign policy. The brow journal of world affairs. New York, 2006. P.203.
9. V Irane poyasnili status voennoy bazy, gde razmestili rossiyskie VKS. Ofitsial'nyy sayt RIA novosti. Available at:: http://www.ria.ru (data obrashcheniya: 4.11.2016).
10. Sahimi M. Iranian nuclear problem. Tehran, 2012. P. 244
11. Rumi F., Matveev A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya Rossiey «myagkoy sily» dlya preodoleniya nedoveriya v rossiysko-iranskikh otnosheniyakh. [ Possibilities of Russia use of «soft power» to overcome the destruct of the Russian - Iranian relations]. Nauchnye vedomosti = Scientific statements. Belgorod, 2016. P. 176.
Информация об авторе
Клепиков Станислав Сергеевич, аспирант, кафедра новой, новейшей истории и международных отношений, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия klepansky1@mail.ru
Получена: 06.11.2016
Information about the author
Stanislav S. Klepikov, Postgraduate Student, Department of Modern and Contemporary History and International Relationships, Kuban State University, Krasnodar, Russia klepansky1@mail.ru
Received: 06.11.2016
Для цитирования статьи: Клепиков С. С., Пер- For article citation: Klepikov, S.S., Prospects of
спективы развития Российско-Иранских отно- Russian-Iranian relations in the context of con-
шений в контексте современной международ- temporary international situation. Istoricheskaya ной ситуации. Историческая и социально- i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical
образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.
Часть 1. с. 1 -54-58. 1. Part. 1. Pp. 1 -54-58.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-1-54-58. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-1-54-58.
(in Russian)