Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ЧЕБОКСАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ЧЕБОКСАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный (производственный) туризм / действующая промышленность / промышленное наследие / Чебоксарский городской округ / Чувашская Республика / industrial (production) tourism / active industry / industrial heritage / Cheboksary city district / Chuvash Republic

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Екатерина Николаевна Житова, Николай Александрович Казаков, Мария Михайловна Ростовцева, Ульяна Валерьевна Юманова

Чебоксарский городской округ имеет хорошее туристко-географическое положение. Город находится на пути прохождения межрегиональных туристических маршрутов (речные круизы, автомобильные) и граничит с крупными агломерациями в регионе. Данные факторы обусловливают привлечение значительного числа туристов. Однако природные и историко-культурные ресурсы невыразительны, в связи с чем город обладает незначительной туристкорекреационной базой. Главной достопримечательностью региона является этническая культура чувашского народа, но она значительно деформирована, поскольку в ней почти не отражается компонент городской архитектуры. Использование нового направления в туризме – промышленного туризма, основывающегося на производственной системе города, позволит привлечь туристов в Чебоксары. Промышленный туризм сравнительно недавно включен в перечень туристских услуг в России, поэтому как явление он мало исследован и в данном аспекте рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ возможностей промышленной (производственной) системы Чебоксарского городского округа для развития промышленного туризма. Оценка хозяйствующих субъектов города проводилась на основе существующих ГОСТов и стандартов, закрепленных нормативно-правовыми актами. В городе имеются объекты промышленного наследия, которые представлены «производственными» музеями. Одним из самых известных является уникальный «Научно-технический музей истории трактора» концерна «Тракторные заводы». На территории города действуют специализированные выставки науки и техники. Развитие относительно нового направления в туризме городского округа Чебоксар требует значительных материальных затрат не только от владельцев промышленных предприятий, но и городских властей. Необходимо разработать и внедрить организационно-правовую структуру в муниципальные органы управления, которая позволит оказывать организационную, методическую, технологическую и материальную помощь в создании и продвижении производственно-туристско-экскурсионного продукта. Несомненно, использование промышленного туризма возможно, но пока в незначительных объемах и, главным образом, для решения имиджевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Екатерина Николаевна Житова, Николай Александрович Казаков, Мария Михайловна Ростовцева, Ульяна Валерьевна Юманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS FOR INDUSTRIAL TOURISM IN THE CHEBOKSAR CITY DISTRICT

The Cheboksary city district has a good tourist and geographical position. The city is situated on inter-regional tourist routes (river cruises, car routes) and neighbors large agglomerations of the region. All this can help attract a significant number of tourists. Yet, natural-historical and cultural resources are inexpressive, and, therefore, the city has an insignificant tourist and recreational base. The main region’s attraction is the ethnic culture of the Chuvash people. However, it is strongly deformed, there was no component of urban architecture in it and this component is almost absent at present. It appears that a new focus on industrial tourism, based on the production system of the city, will make it possible to attract tourists to Cheboksary. Industrial tourism is a new direction of tourism and it has been included in the list of tourist services in Russia relatively recently. For this reason, industrial tourism as a phenomenon has been little researched and this study is the first to consider it from the given perspective. The purpose of our research is to analyze the possibilities of the industrial (production) system of the Cheboksary urban district in terms of the development of industrial tourism. The economic entities of the city were assessed on the basis of existing GOSTs and standards enshrined in regulatory legal acts. The city has industrial heritage sites represented by ‘industrial’ museums. Among the most famous ones is the unique Scientific and Technical Museum of the Tractor History of the Tractor Plants Concern. On the territory of the city, there are specialized exhibitions of science and technology. The development of a relatively new tourism direction requires significant material expenditures not only from the owners of industrial enterprises but also from the city authorities. It is necessary to develop and implement in municipal government bodies an appropriate organizational and legal structure that would provide organizational, methodological, technological, and material assistance in the creation and promotion of production-tourist-excursion products. Industrial tourism is undoubtedly possible, but for now on a small-scale basis, and mainly for solving the image problems.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ЧЕБОКСАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ»

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

Научная статья

УДК 338.48-6:338.45 (470.344-21)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В ЧЕБОКСАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ

Екатерина Николаевна Житова1", Николай Александрович Казаков2, Мария Михайловна Ростовцева3, Ульяна Валерьевна Юманова4

3Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия ^Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9051-9276, Author ID: 625609 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0764-5891, Author ID: 76957, Scopus ID: 55771991700 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4158-3762, Author ID: 624529

[email protected], ORCID: 0000-0002-5278-1553; SPIN-код: 7012-1813; Author ID: 76958; Scopus ID: id 57222468279

Аннотация: Чебоксарский городской округ имеет хорошее туристко-географическое положение. Город находится на пути прохождения межрегиональных туристических маршрутов (речные круизы, автомобильные) и граничит с крупными агломерациями в регионе. Данные факторы обусловливают привлечение значительного числа туристов. Однако природные и историко-культурные ресурсы невыразительны, в связи с чем город обладает незначительной туристко-рекреационной базой. Главной достопримечательностью региона является этническая культура чувашского народа, но она значительно деформирована, поскольку в ней почти не отражается компонент городской архитектуры. Использование нового направления в туризме - промышленного туризма, основывающегося на производственной системе города, позволит привлечь туристов в Чебоксары. Промышленный туризм сравнительно недавно включен в перечень туристских услуг в России, поэтому как явление он мало исследован и в данном аспекте рассматривается впервые.

Целью данного исследования является анализ возможностей промышленной (производственной) системы Чебоксарского городского округа для развития промышленного туризма. Оценка хозяйствующих субъектов города проводилась на основе существующих ГОСТов и стандартов, закрепленных нормативно-правовыми актами. В городе имеются объекты промышленного наследия, которые представлены «производственными» музеями. Одним из самых известных является уникальный «Научно-технический музей истории трактора» концерна «Тракторные заводы». На территории города действуют специализированные выставки науки и техники. Развитие относительно нового направления в туризме городского округа Чебоксар требует значительных материальных затрат не только от владельцев промышленных предприятий, но и городских властей. Необходимо разработать и внедрить организационно-правовую структуру в муниципальные органы управления, которая позволит оказывать организационную, методическую, технологическую и материальную помощь в создании и продвижении производственно-туристско-экскурсионного продукта. Несомненно, использование промышленного туризма возможно, но пока в незначительных объемах и, главным образом, для решения имиджевых задач.

Ключевые слова: промышленный (производственный) туризм, действующая промышленность, промышленное наследие, Чебоксарский городской округ, Чувашская Республика

Для цитирования: Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В. Перспективы развития промышленного туризма в Чебоксарском городском округе // Географический вестник = Geographical bulletin. 2023. № 3(66). С. 135-146

Original article

DEVELOPMENT PROSPECTS FOR INDUSTRIAL TOURISM IN THE CHEBOKSAR CITY DISTRICT

Ekaterina N. Zhitova1, Nikolai A. Kazakov2, Mariya M. Rostovtseva3, Ulyana V. Yumanova4

i 3chuvash State University, Cheboksary, Russia 4 Moscow University of Finance and Law (MFUA), Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9051-9276, Author ID: 625609 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0764-5891, Author ID: 76957, Scopus ID: 55771991700 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4158-3762, Author ID: 624529

[email protected], ORCID: 0000-0002-5278-1553; SPIN-Kog: 7012-1813; Author ID: 76958; Scopus ID: id 57222468279

И Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В., 2023

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

Abstract. The Cheboksary city district has a good tourist and geographical position. The city is situated on inter-regional tourist routes (river cruises, car routes) and neighbors large agglomerations of the region. All this can help attract a significant number of tourists. Yet, natural-historical and cultural resources are inexpressive, and, therefore, the city has an insignificant tourist and recreational base. The main region's attraction is the ethnic culture of the Chuvash people. However, it is strongly defo rmed, there was no component of urban architecture in it and this component is almost absent at present. It appears that a new focus on industrial tourism, based on the production system of the city, will make it possible to attract tourists to Cheboksary. Industrial tourism is a new direction of tourism and it has been included in the list of tourist services in Russia relatively recently. For this reason, industrial tourism as a phenomenon has been little researched and this study is the first to consider it from the given perspective. The purpose of our research is to analyze the possibilities of the industrial (production) system of the Cheboksary urban district in terms of the development of industrial tourism. The economic entities of the city were assessed on the basis of existing GOSTs and standards enshrined in regulatory legal acts. The city has industrial heritage sites represented by 'industrial' museums. Among the most famous ones is the unique Scientific and Technical Museum of the Tractor History of the Tractor Plants Concern. On the territory of the city, there are specialized exhibitions of science and technology. The development of a relatively new tourism direction requires significant material expenditures not only from the owners of industrial enterprises but also from the city authorities. It is necessary to develop and implement in municipal government bodies an appropriate organizational and legal structure that would provide organizational, methodological, technological, and material assistance in the creation and promotion of production-tourist-excursion products. Industrial tourism is undoubtedly possible, but for now on a small-scale basis, and mainly for solving the image problems.

Keywords: industrial (production) tourism, active industry, industrial heritage, Cheboksary city district, Chuvash Republic

For citation: Zhitova E.N., Kazakov N.A., Rostovtseva M.M., Yumanova U.V. (2023). Development prospects for industrial tourism in the Cheboksary city district. Geographical Bulletin. No. 3(66). Pp.135-146

Введение

Поиск со стороны регионов и муниципалитетов способов простимулировать экономическое развитие в последнее время всё чаще направлен на продвижение к индустрии туризма. Конечно, не всегда оправданы надежды на то, что именно туризм окажется той пропульсивной отраслью, которая выведет регион, муниципалитет на более высокий уровень экономического развития. Однако туризм может успешно развиваться и на территориях, лишённых или почти лишённых значимых для туризма историко-культурных ресурсов, на территориях с туристскими ресурсами, значительно деформированными индустриализацией. Именно таким направлением в туризме является промышленный туризм [12].

Материалы и методы исследования

В 2016 г. в Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был введён в действие ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» [3]. Он был подготовлен на основе международного стандарта ISO 13810:2015 «Tourism services - Industrial tourism - Service provision», который разработала «Международная организация по стандартизации» (ISO). Исходя из положений данного стандарта промышленный туризм (industrial tourism) может трактоваться как посещение туристами, экскурсантами производственного объекта с целью проведения мероприятия (экскурсии), во время которого можно объяснить экскурсантам особенности процесса производства, относящегося к прошлому, настоящему или будущему. Если доступ на производственный объект закрыт ввиду безопасности, «то может быть организовано посещение открытых территорий, прилегающих к объекту». Туристско-экскурсионная деятельность в рамках промышленного туризма связана с посещением и осмотром не только действующих промышленных предприятий, но и объектов промышленного наследия - «...материальных и нематериальных активов, используемых в прошлом для выполнения производственной деятельности или оказания услуг, свидетельства промышленной культуры.».

Несмотря на то, что в российском стандарте используется термин «промышленный туризм», в нём под объектами, на которые ориентирована туристско-экскурсионная деятельность, понимаются не только промышленные, но и сельскохозяйственные предприятия, а также организации сферы услуг, хотя в нашей стране принято отделять промышленность от сельского хозяйства и уж тем более от сферы услуг [1]. На эту нестыковку обращают внимание и исследователи, в частности, С.Р. Набиев, Е.А. Позднякова,

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

О.И. Челяпина в статье «Правовые вопросы определения промышленного туризма» [11]. И здесь возникает вопрос либо о замене термина «промышленный туризм» на более подходящий, включающий в себя и сельское хозяйство, и сферу услуг, например, термином «производственный туризм» (благо, что термин «сельскохозяйственное производство» не вызывает вопросов, а в постсоветское время широкое распространение получил и термин «нематериальное производство», связанный с сферой услуг), либо о сужении объекта промышленного туризма до собственно промышленных производств. Что касается последнего, то согласно Федеральному закону от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» относятся предприятия, добывающие полезные ископаемые, предприятия обрабатывающей промышленности, предприятия, обеспечивающие потребителей электрической энергией, газом и паром, осуществляющие кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, а также ликвидацию загрязнений [2]. Термин «производственный туризм» не является новым, его часто используют либо как синоним «промышленного туризма» (например, Э.П. Головач, Е.Н. Хутова в статье «Тенденции развития промышленного туризма в мире» [5]), либо как термин, характеризующий более обширный объект деятельности, в котором «промышленный туризм» - хотя и главное «стволовое направление», но не единственное (в частности, Н.В. Горошко, С.В. Пацала в работе «Возможности для производственного туризма в городском пространстве Новосибирска» [6]). И хотя мы придерживаемся точки зрения о том, что промышленный туризм — это лишь одна из разновидностей производственного туризма, в данной работе будем использовать термины: промышленный и производственный туризм как синонимы, следуя в русле ГОСТа Р ИСО 13810-2016 и «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [13; 7].

Нельзя не отметить, что достаточно много трудов по вопросам индустриального наследия и индустриального туризма имеется в зарубежных исследованиях. Схожее с нашим восприятие промышленного туризма отслеживается в трудах Boros, L., Kudret Gül, Melike Gül, Otgaar, A. H. J., Van Den Berg, L., & Feng, R. X. и Frew, E. A. [20-23].

Классификация направлений промышленного (производственного) туризма может строиться на ряде подходов, в числе которых: «субъектный», «организационный», «финансово-экономический» и, конечно же, «отраслевой» (по отраслям и видам экономической деятельности). В ГОСТе Р ИСО 13810-2016 особое внимание обращено на «осе-временной» аспект промышленного (производственного) туризма, выделяющий такие направления, как знакомство с объектами «промышленного наследия» (объектами промышленного (производственного) прошлого); знакомство с действующими предприятиями (объектами промышленного (производственного) настоящего); знакомство с технологиями будущего.

Результаты исследования

Промышленный (производственный) туризм, вызывающий интерес ряда людей к производственным и технологическим процессам, отвечающий на вопрос «из чего и как создано то, чем мы пользуемся в процессе своей жизнедеятельности?», гипотетически может развиваться в любом месте, где есть (или было) какое-либо производство. Исходя из этого он становится привлекательным для регионов, не обладающих значимыми природными и историко-культурными туристскими ресурсами. К таким регионам относится и Чебоксарский городской округ, сформировавшийся вокруг столицы Чувашской Республики г. Чебоксары. Наряду с Чебоксарами городской округ включает посёлки городского типа: Новые Лапсары, Сосновка, посёлок Северный и деревня Чандрово. Площадь городского округа - 252,76 км2. Основные селитебные и производственные территории находятся на

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

правом брегу р. Волги (Чебоксарского водохранилища). По состоянию на 2022 г. в округе проживает 42% населения Чувашской Республики.

Округ обладает довольно хорошим туристско-географическим положением: во-первых, относительно мест формирования крупных туристских потоков (от Казанской и Нижегородской агломераций он находится в 2-4-часовой транспортной доступности, от Московской - в полусуточной); во-вторых, относительно пролегания трасс популярных межрегиональных туристских маршрутов (Волго-Камские речные круизные маршруты, автомобильные (часто самодеятельные), проходящие по федеральным трассам М7 «Волга» (широтные) и Р176 «Вятка» (меридиональные, в том числе устремлённые к азово-черноморским курортам)). Однако одним из слабых мест развития туристской индустрии в округе является туристско-рекреационная ресурсная база, как собственная, так и непосредственно прилегающих к округу территорий. Она, к сожалению, довольно бедна и невыразительна как природными, так и антропогенными туристско-рекреационными ресурсами. Природные туристско-рекреационные условия и ресурсы Чебоксарского округа и прилегающих территорий не имеют существенных отличий от тех мест, где формируются и откуда исходят крупные туристские потоки. Степени их уникальности недостаточно, чтобы привлекать и удерживать большое число туристов относительно долгое время.

Аналогичная ситуация наблюдается и с антропогенными туристскими ресурсами, особенно историко-культурными. История развития г. Чебоксар не способствовала возникновению и сохранению на городской и пригородной территориях уникальных историко-культурных объектов, которые могли бы стать ядром притяжения туристов, не даёт она и значимых поводов для создания крупных мемориальных комплексов в настоящее время [10]. Главной достопримечательностью региона является этническая культура чувашского народа, однако она сильно деформирована, в ней практически отсутствует компонент городской архитектуры, а ряд других компонентов вследствие длительного совместного проживания и взаимовлияния культур чувашского, марийского, русского, татарского, мордовского и других волго-камских народов неспециалисту трудно различить. А вот как производственная система Чебоксарский городской округ достаточно хорошо развит. На территории округа насчитывается около 10 тысяч хозяйствующих субъектов. Здесь и поблизости функционируют крупные энергетические (ТЭЦ 2, Чебоксарская ГЭС) [15], электротехнические (ЧЭАЗ, АБС «Электро», «Чувашкабель» и др.), приборостроительные («Элара», «Хевел» (Новочебоксарск) и др.), тракторостроительные (ЧАЗ, «Промтрактор» и др.) [16], резинотехнические и химические («ЧПО им. Чапаева», «Химпром» (Новочебоксарск)), строительные («ЖБК №9», «Чебоксарская керамика» и др.), инфраструктурные (речной порт, железнодорожная станция и др.) предприятия, девять организаций высшего образования, располагающие учебными и научными лабораториями («ЧГУ им. И.Н. Ульянова», «Чувашский ГАУ», «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» и др.), предприятия пищевкусовой промышленности, в том числе известные далеко за пределами республики (кондитерская фабрика «Акконд», пивоваренная компания «Букет Чувашии» [17], «Чебоксарский ликёро-водочный завод»). Исходя из этого следует обратить внимание на развитие в округе промышленной (производственной) туристско-экскурсионной деятельности.

В 2021 г. Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации запустило «Акселерационную программу по развитию промышленного туризма в качестве механизма улучшения имиджа российских предприятий и формирования потребительской лояльности к продукции российских брендов». В положении об «Акселерационной программе» наряду с задачами по формированию положительного имиджа российских промышленных предприятий, профориентации молодёжи указывается на «создание туристского продукта, привлекающего

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

на территорию, даже не обладающую природными и историческими достопримечательностями, новые туристские потоки. Работа «Акселерационная программа» направлена на оказание образовательно-методических услуг победившим в конкурсе региональным командам, объединяющим представителей региональных и муниципальных органов власти, промышленных предприятий, предприятий туриндустрии, в развитии «профессиональных компетенций по созданию и продвижению конкурентоспособного продукта по промышленному туризму» [4]. Команда от Чувашской Республики, в которой были представители от предприятий Чебоксарского и соседнего Новочебоксарского городских округов («Промтрактор», «ВНИИР», «ЧМКФ «Вавилон», «Букет Чувашии», «ЭКРА», «Релематика», «КЕРАМИКА» ^аП;ек) и др.), прошла отбор и начала сотрудничать в сфере развития промышленного туризма в республике с АСИ. В рамках реализации программы уже был разработан ряд экскурсионных маршрутов по отдельным промышленным предприятиям, которые прошли успешную апробацию и были одобрены экспертами АСИ. Кроме того, у многих предприятий города, как вошедших в программу, так и оставшихся в стороне, имеется некоторый опыт в предоставлении производственных туристско-экскурсионных услуг и участии по созданию объектов туристской индустрии в городском округе. Некоторые предприятия хранят свою историю с советских времён, когда музеи, созданные при предприятии, рассказывали о его деятельности, проводили профориентационные экскурсии для учащейся молодёжи. Крупные предприятия сохраняют свои «корпоративные» музеи и в настоящее время и принимают участие в создании новых, публичных музеев. В частности, пивоваренная компания «Букет Чувашии» некогда участвовала в создании в Чебоксарах «Музея пива», концерн «Тракторные заводы» -уникального «Научно-технического музея истории трактора», «Фирма художественных промыслов «Паха Тере» - музея «Чудесная вышивка - Паха Тере».

Однако перспективы развития промышленного (производственного) туризма в Чебоксарском городском округе, как и в других регионах, отнюдь не безоблачны. Действующие промышленные предприятия, отдельные производственные участки, за редким исключением, не создавались с целью организации их объектов туристско-экскурсионного показа. Движение экскурсионных групп по производственным участкам может быть затруднено требованиями техники безопасности, соблюдением определённых санитарно-эпидемиологических норм (что особенно характерно для пищевых производств), негативно отражаться на сохранении коммерческой и государственной тайны, на качестве производимой продукции. Эти проблемы может решить организация специальных участков показательного производства, формирование его положительного имиджа у населения (экологического, социального и др.), привлечение на производство трудовых кадров, рекламы и сбыта изготовляемой продукции. Однако предприятие может обратиться к производственно-экскурсионной деятельности лишь при условии, что она не станет помехой в выполнении основных задач и не потребует привлечения непомерно больших ресурсов для реализации. Принявшее активное участие в сотрудничестве с АСИ в рамках «Акселерационной программы по развитию промышленного туризма ...» в Чувашии Чебоксарское ООО «КЕРАМИКА» (производство керамических санитарно-технических изделий) в 2019 предпандемийном году имело выручку более чем в 3487 млн р. при среднесписочной численности занятых около 1000 чел., т.е. выработка составила почти 3,5 млн р. на 1 чел. В это же время у одного из лидеров въездного туризма Чувашии ООО «Ясна» выручка составила около 1,5 млн р. при 3 занятых, т.е. выработка составила 0,5 млн р. на чел. в 7 раз меньше, чем на промышленном предприятии. Возникает вопрос, а стоит ли промышленному предприятию «втягиваться» в производственный туризм? На создание участков показательного производства могут потребоваться значительные затраты, отдача будет не высока, а цели формирования положительного имиджа, профориентации, рекламы и

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

реализации продукции могут быть достигнуты иными методами. Поэтому не следует ждать, что промышленные предприятия начнут массово за свой счёт перестраивать те или иные технологические процессы в угоду придания им большей зрелищности и доступности для туриста. Максимум, несколько возрастёт частота немноголюдных производственных экскурсий, посещающих предприятие, однако это никак не решит проблему привлечения и удержания больших групп туристов в Чебоксарском городском округе. Требуется не только образовательно-методическая помощь для организации промышленного туризма действующим предприятиям округа, но и не малые гранты. Наибольший эффект они могут дать на предприятиях пищевкусовой промышленности («ЧМКФ «Вавилон» «Акконд», «Букет Чувашии», «Чебоксарский ликёро-водочный завод» и др.), производящих продукцию, каждодневно потребляемую населением, где промышленный (производственный) туризм может прекрасно сочетаться с гастрономическим, с технологией производства, дегустацией продукции.

При вовлечении в промышленный (производственный) туризм объектов промышленного наследия Чебоксарского городского округа также возникает много сложностей. Промышленность города относительно молода, большинство действующих или недавно закрывшихся предприятий, а также их производственных участков были введены в строй в советское время, главным образом, во второй половине XX в. Они строились с опорой на типовые проекты, поэтому сохранившиеся производственные здания и сооружения, устаревшие производственные процессы не представляют собой историко-культурной ценности. Созданные в советское время производственные здания и сооружения, которые не нужны действующей промышленности, но востребованы другими сферами, кардинально перестраивают или сносят. В ином случае они стоят заброшенными, постепенно разрушаясь. Признанных объектов промышленного наследия в округе - считанные единицы. Из них единственным, сохраняющим производственное значение, является построенное в 1899-1901 гг., выполненное в «формах кирпичного направления эклектики» [10] здание «Чебоксарского ликёро-водочного завода» (первоначально «Казённого винного склада №3»). Также в качестве примера промышленной архитектуры середины XX в. в центре города сохранены старые производственные помещения Чебоксарского электроаппаратного завода (четырехэтажное здание 1938 г. и двухэтажное здание 1943 г.), но промышленное наполнение из них ушло, и они преобразованы в бизнес-центр «Первая площадка». Интересным арт-промышленным объектом является инсталляция, расположенная на заброшенном производственном помещении Агрегатного завода, выходящая на Проспект мира, включающая логотип завода, выполненная в середине 1980-х гг. в стиле советского конструктивизма. Отдельные объекты промышленного наследия сохраняются в публичных и «корпоративных» музеях городского округа. В целом же, признанные, сохранённые объекты промышленного наследия в округе немногочисленны и разрознены (рисунок).

Лучшим местом для знакомства с технологиями «будущего» наряду с последними, но уже внедрёнными в производство, новинками науки и техники туристам предлагаются специализированные, постоянно действующие или регулярно проводимые выставки. Примером постоянно действующих выставок могут служить: «ВДНХ», регулярно проводимые «Всемирная выставка», «МАКС», «Международный авиакосмический салон Париж-Ле-Бурже», автосалоны в Женеве, Детройте и т.д. [8] В Чебоксарах также регулярно проводятся выставки, включающие в себя научно-технологическую составляющую: Межрегиональная выставка «Регионы - сотрудничество без границ» (в рамках празднования Дня Республики), Межрегиональная отраслевая выставка «Картофель». Однако отметим, что число туристов, специально ради этого события прибывших из других регионов в Чувашию, в Чебоксары, незначительно.

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

Таким образом, в Чебоксарском городском округе довольно большое количество действующих предприятий, которые представляют интерес для промышленного (производственного) туризма. Некоторые из них сохраняют и приумножают опыт предоставления производственно-туристско-экскурсионных услуг, имеют «корпоративные музеи», организуют и проводят (хотя и не регулярные, и не многолюдные) производственные экскурсии, начали сотрудничать с АСИ в рамках «Акселерационной программы по развитию промышленного туризма .» [9; 18-19].

Условные знаки

Объекты промышленного туризма ■С Корпоративный музей JL Общественные (публичные) музеи А Памятник промышленной архитектуры середины XX века 1 Памятное сооружение 9 Перспективная площадка Jj Перспективные промышленные предприятия

для организации производственных экскурсий О Предприятие, организующее производственные экскурсии ■ Предприятие, организующее производственные экскурсии ♦ Художественная инсталляция — Туристско-экскурсионный маршрут

Objects of industrial tourism

Ж Venues (public) museums A Monument to mid-19th century architecture

J4 Promising industrial enterprises for

organizing industrial excursions О Industrial enterprises organizes excursions ■ Industrial enterprises organizes excursions

— Tourist and excursion route

Объекты промышленного туризма г. Чебоксары Industrial tourism objects of Cheboksary

В городе сохраняется ряд объектов промышленного наследия, в том числе в «корпоративных» и публичных музеях, особенно интересен «Научно-технический музей

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

истории трактора», проходят регулярные межрегиональные выставки, включающие в себя научно-технологический блок.

Выводы

Следует отметить, что ни одно из действующих предприятий округа не готово с полной отдачей к регулярной работе (хотя бы в туристский сезон) с относительно многолюдными группами экскурсантов, не имеющих профильной для предприятия подготовки, т.е. не к классической профориентационной и профподготовительной работе, или к работе с представителями общественности по формированию положительного имиджа предприятия, а к работе с «массовым» туристом, с туристом, который оплачивает экскурсии, в котором, в первую очередь, и заинтересованы муниципалитет и республика. Для такого туриста необходимо, как минимум, реорганизовать «корпоративные» музеи, повысив их интерактивность, оснастив современными средствами визуализации, разработав для них программное обеспечение, а ещё лучше создать отдельные участки показательного производства или смотровые площадки с изолированными (полуизолированными) подходами, дабы частое движение экскурсионных групп не мешало технологическому процессу, не приводило к нарушению техники безопасности и санитарных норм. При этом после выделения наиболее зрелищных технологических процессов потребуется привести производственные участки, на которых они осуществляются, в соответствие с современными нормами производственной эстетики. Кроме того, в штат предприятий нужно включить специалистов, одновременно знающих производство и способных организовывать и вести экскурсионную деятельность. Затраты на превращение предприятия или его части в туристско-экскурсионный объект могут быть не оправданно высоки и невозможны без финансового участия третьей стороны.

Для развития промышленного (производственного) туризма в Чебоксарском городском округе на первом этапе необходимо создать организационную структуру наподобие проекта «Моспром» Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы [14], которая бы скоординировала действия в сфере промышленного (производственного) туризма в Чебоксарском городском округе (либо непосредственно, либо как части Чувашской Республики), оказывая организационную, методическую, технологическую и материальную (как минимум, в нахождении источников финансирования) помощь отдельным предприятиям и их объединениям в создании и продвижении производственно -туристско-экскурсионного продукта. Кроме того, необходимо объединить имеющиеся разрозненные ресурсы действующих предприятий, «корпоративных» и публичных музеев, объектов промышленного наследия города в единый комплекс посредством включения их в тематические мультивидовые модульные экскурсионные маршруты. Примером такого маршрута может служить маршрут, разработанный и апробированный студентами направления 43.03.02 Туризм Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова «Чебоксары - город трудовой доблести». Посвящённый трудовому подвигу жителей города Чебоксары в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время он объединил городские архитектурно-скульптурные объекты (начинается у стелы «Город трудовой доблести»), памятники промышленного наследия («Первая площадка»), «корпоративные» музеи (ЧЭАЗ, ЧПО им. В.И. Чапаева), мемориальную часть городского кладбища №1, памятники архитектуры, государственные и частные публичные музеи (Чувашский национальный музей, Музей воинской славы, Научно-технический музей истории трактора) (рисунок). Одновременно с разработкой экскурсионных маршрутов нужны работы по осовремениванию экспозиций «корпоративных» и публичных музеев, созданию и оборудованию общедоступных смотровых площадок для обозрения открытых производственных территорий (аэропорта, речного порта, железнодорожной станции и Чебоксарского гидроузла со стороны верхнего бьефа).

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

Второй этап - создание в Чебоксарах аналога ВДНХ, конечно, более скромных масштабов. На площадке, действующей постоянно всечувашской ВДНХ, нужно объединить экспозиции, рассказывающие о значимых предприятиях республики (в том числе Чебоксарского городского округа): истории их создания, развития, технологиях производства (используя традиционные и современные средства визуализации), образцах продукции прошлого, настоящего и будущего. Наряду с демонстраций научно -технических достижений Чувашии выставочный комплекс будет решать задачи по формированию положительного имиджа как отдельных предприятий, так и всей Чувашской Республики у жителей региона и у гостей республики, осуществлять профориентационную и профподготовительную работу, быть рекламной витриной и шоурумом, а также базой для развёртывания более крупных межрегиональных научно-технологических выставок.

На третьем этапе необходимо создать на одном или нескольких пищевых предприятиях города участки показательного производства с дегустационными залами, объединив промышленный (производственный) и гастрономический туризм («ЧМКФ «Вавилон», «Акконд» (кондитерские), «Букет Чувашии» (пивоваренное), «Чебоксарский ликёро-водочный завод», «Волга Айс» (мороженное) и/или др.). Особый эффект здесь может дать работа с пивоваренными предприятиями, если дополнить знакомство с технологией производства пива, с технологией производства его ингредиентов - хмеля, солода и злаковых культур (за пределами Чебоксарского округа), построив пивной туристский маршрут (маршруты) по аналогии с винными турами. Именно в этом случае можно не только привлечь в регион, но и удержать большие группы туристов.

Неверно проводить прямую зависимость между развитостью производства в регионе и возможностями по развитию в нём промышленного туризма. Как правило, промышленные предприятия не готовы к регулярной работе с относительно большими экскурсионными группами, они создавались для решения иных задач. Активная экскурсионная деятельность будет мешать их нормальной работе. Да и массовому туристу нужна зрелищность, которой может похвастаться далеко не каждый технологический процесс и не во всякий час. Поэтому на сегодняшний день несмотря на кажущиеся возможности по развитию промышленного (производственного) туризма в Чебоксарском городском округе он не может быстро достичь большого размаха и пока способен решать лишь ограниченный круг задач в областях имиджевой, профориентационной и профподготовительной работы с малыми экскурсионными группами, с низкой, для нормальной экскурсионной деятельности, частотой повторений прохождения по маршруту и без финансовой отдачи. Для решения с помощью промышленного (производственного) туризма задачи по привлечению и удержанию в Чебоксарском городском округе, Чувашской Республике больших групп туристов потребуются объединение усилий органов регионального и муниципального управления, представителей промышленности и туристического бизнеса; существенные финансовые вливания в течение многих лет в создание региональной ВДНХ, участков показательного производства на отдельных предприятиях, лучше пищевкусовых, так как в нашем случае только смешение промышленного и гастрономического туризма позволит относительно быстро достичь искомого результата. В туристской индустрии, в том числе и в промышленном туризме, как и во многих других сферах, если значимые ресурсы не перешли к Вам по наследству, то затраты на их формирование окупятся лишь через много лет, так что экономически воспользоваться ими смогут только будущие поколения.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.Ру: информационно правовой портал. URL: http://base.garant.ru/136248/ (дата обращения: 12.10.2022).

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 10.09.2022).

3. ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200142466 (дата обращения: 12.10.2022).

4 .Всероссийский акселератор по промышленному туризму // Официальная страница URL:https:// promtourism.online/ (дата обращения: 12.10.2022).

5. Головач Э.П., Хутова Е.Н. Тенденции развития промышленного туризма в мире // Вестник Брестского государственного технического университета. 2018. №3. С.10 - 14.

6. Горошко Н.В., Пацала С.В. Возможности для производственного туризма в городском пространстве Новосибирска // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/507-00250. - ISSN 2413-4066 (дата обращения: 22.06.2022).

7. Зырянова И.С., Сафарян А.А. Промышленный туризм в Пермском крае // География и туризм. Пермь, Изд-во Перм. гос. нац. исслед. ун-та, 2021. №2. С. 66-71.

8. Малюженко Е.В., Кабаргина А.А., Деркачева Л.Н. Методы продвижения продукта промышленного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Сервис в России и за рубежом. Владивосток, 2020. Т. 14. С. 51-60.

9. Методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации / Агентство стратегических инициатив. М., 2020. 160 с.

10. Муратов Н.И. Объекты культурного наследия Чувашской Республики: каталог: в 2 кн. Кн. I / Н.И. Муратов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011.262 с. (с. 99 - 100).

11. Набиев С.Р., Позднякова Е.А., Челяпина О.И. Правовые вопросы определения промышленного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 3 (100). С. 56-63.

12. Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург, 2017. № 9. С. 40-44.

13. Огнева С.В., Кузьмина Н.В. Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края) // Сервис в России и за рубежом. 2015. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-promyshlennom-regione-na-primere-permskogo-kraya (дата обращения: 12.10.2022).

14. Открой Моспром URL: https://otkroimosprom.ru/ (дата обращения: 05.07.2022).

15. Официальный сайт Русгидро URL: https://visit.rushydro.ru/ (дата обращения: 08.09.2022).

16. Официальный сайт музея Промтрактора URL: http://www.trackmuseum.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).

17. Официальный сайт «Букет Чувашии» URL: https://buketbeer.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).

18. Положение об акселерационную программу по развитию промышленного туризма в качестве механизма улучшения имиджа российских предприятий и формирования потребительской лояльности к продукции российских брендов URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FYry3XNKT3lwFb18gJTtIeyLKM23CEAPpSaP5BGmWyQ6R21xntohVcotYrtdwmuU1q%2FJ6bp mRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=1.%20Положение%20об%20Акселераторе.pdf&nosw=1 (дата обращения: 05.06.2022).

19. Шабалина Н.В., Азина Е.А., Каширина Е.С. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-rossiyskih-regionov-dlya-razvitiya-promyshlennogo-turizma (дата обращения: 13.10.2022).

20. Boros, L. Industrial tourism - trends and opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal. Forum Geographic ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. Hungary, 2013. pp. 108-114.

21. Frew, E.A. (2008). Industrial tourism theory and implemented strategies. Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, 2, 27-42. doi: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.

22. Kudret Gul, Melike Gul (2020). The Role of Industry Museums in Promoting Industrial Heritage Tourism . Heritage Tourism Beyond Borders and Civilizations. 2020. Pp. 139-146

23. Otgaar, A.H.J., Van Den Berg, L., & Feng, R.X. (2010). Industrial tourism: opportunities for city and enterprise. London: Routledge.

References

1. Federalniy zakon ot 24 noyabrya 1996 g. N 132-FZ «Ob osnovah turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] [Federal Law of November 24, 1996 N 132-FZ "On the basics of tourism activities in the Russian Federation] Garant.Ru: informatsionno pravovoy portal. URL: http://base.garant.ru/136248/ (Accessed: 12.10.2022)

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

2. Federalniy zakon «О promyshlennoj politike v Rossijskoj Federatsii» ot 31.12.2014 N 488-FZ (poslednyaya redakciya) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (Accessed: 10.09.2022)

3. GOST R ISO 13810-2016 Tourist services. Industrial tourism. Provision of services. [Online], available at: https://docs.cntd.ru/document/1200142466 (Accessed: 12.10.2022)

4. All-Russian industrial tourism accelerator. [Online], available at: https:// promtourism.online (Accessed: 12.10.2022).

5. Golovach E.P., Khutova E.N. (2018), «Trends in the development of industrial tourism in the world». Bulletin of the Brest State University, vol. 3. pp. 10 - 14

6. Goroshko N.V., Patsala S.V. (2016), «Opportunities for industrial tourism in the urban space of Novosibirsk» Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University [Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU.], vol. 4 (7). - [Online], available at: http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/507-00250. - ISSN 2413-4066 (Accessed: 22.06.2022)

7. Zyryanova I.S., Safaryan A.A. (2021), «Industrial tourism in the Perm region» [Promyshlennyy turizm v Permskom krae] Geography and tourism. [Geografiya i turizm]. Perm State National Research University, vol. 2, 2021. pp. 66-71

8. Malyuzhenko E.V., Kabargina A.A., Derkacheva L.N. (2020), «Methods for promoting the product of industrial tourism: domestic and foreign experience» [Metody prodvizheniya produkta promyshlennogo turizma: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt] Service in Russia and abroad. [Servis v Rossii i za rubezhom. Vladivostok], vol.14, pp. 51-60

9. Guidelines for the organization of industrial tourism in the regions of the Russian Federation (2020), [Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii promyshlennogo turizma v regionakh Rossiyskoy Federatsii] Agency for Strategic Initiativ [Agentstvo strategicheskikh initsiativ]. Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Muratov N.I. (2011) Objects of cultural heritage of the Chuvash Republic: Catalogue. In 2 books. Book I [Obekty kulturnogo naslediya Chuvashskoy Respubliki: Katalog. V 2 kn. Kniga I]. Cheboksary: Chuvash. kn. Izd-vo, pp. 99-100.

11. Nabiev S.R., Pozdnyakova E.A., Chelyapina O.I. (2022), Legal issues of determining industrial tourism [Pravovye voprosy opredeleniya promyshlennogo turizma] Service in Russia and abroad [Servis v Rossii i za rubezhom], Vol. 16. No.3 (100), pp. 56-63.

12. Nikulina Yu.N. (2017), Industrial tourism in world practice: organizational features and development trends [Promyshlennyy turizm v mirovoy praktike: osobennosti organizatsii i tendentsii razvitiya] Intellect. Innovation. Investments. [Intellekt. Innovatsii. Investitsii]. Orenburg, Vol.9, pp. 40-44.

13. Ogneva S.V., Kuzmina N.V. (2015), Problems and prospects for the development of tourism in the industrial region (on the example of the Perm Territory) [Problemy i perspektivy razvitiya turizma v promyshlennom regione (na primere Permskogo kraya)] Service in Russia and abroad [Servis v Rossii i za rubezhom], Vol. 3 (59) available at: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-promyshlennom-regione-na-primere-permskogo-kraya (Accessed: 12.10.2022).

14. Open Mosprom. [Online], available at: https://otkroimosprom.ru/ (Accessed: 05.07.2022).

15. Official website of RusHydro. [Online], available at: https://visit.rushydro.ru/ (Accessed: 08.09.2022).

16. Official website of the Promtractor Museum. [Online], available at: http://www.trackmuseum.ru/ (Accessed: 17.10.2022).

17. The official website of the «Bouquet of Chuvashia». [Online], available at: https://buketbeer.ru/ (Accessed: 17.10.2022).

18. Regulations on the acceleration program for the development of industrial tourism as a mechanism for improving the image of Russian enterprises and building consumer loyalty to products of Russian brands [Polozhenie ob akseleratsionnuyu programmu po razvitiyu promyshlennogo turizma v kachestve mekhanizma uluchsheniya imidzha rossiyskikh predpriyatiy i formirovaniya potrebitel'skoy loyal'nosti k produktsii rossiyskikh brendov]. [Online], available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-

public%3A%2F%2FYry3XNKT3lwFb18gJTtIeyLKM23CEAPpSaP5BGmWyQ6R21xntohVcotYrtdwmuU1q%2FJ6bp mRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=1.%20Polozhenie%20ob%20Akseleratore.pdf&nosw=1 (Accessed:

05.06.2022)

19. Shabalina N.V., Azina E.A., Kashirina E.S. (2021), The potential of Russian regions for the development of industrial tourism [Potentsial rossiyskikh regionov dlya razvitiya promyshlennogo turizma] Modern problems of service and tourism [Sovremennye problemy servisa i turizma], vol. №2. available at: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-rossiyskih-regionov-dlya-razvitiya-promyshlennogo-turizma (Accessed: 13.10.2022).

20. Boros, L. (2013), Industrial tourism - trends and opportunities Forum Geographic ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. Hungary, pp. 108-114.

21. Frew, E.A. (2008). Industrial tourism theory and implemented strategies. Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, vol. 2, 27-42. doi: 10.1016/S1871-3173(08)02002-8.

Рекреационная география и туризм Житова Е.Н., Казаков Н.А., Ростовцева М.М., Юманова У.В.

22. Kudret Gul, Melike Gul (2020). The Role of Industry Museums in Promoting Industrial Heritage Tourism. Heritage Tourism Beyond Borders and Civilizations, pp. 139-146.

23. Otgaar, A.H.J., Van Den Berg, L., & Feng, R.X. (2010). Industrial tourism: opportunities for city and enterprise. London: Routledge.

Статья поступила в редакцию: 10.12.2022; одобрена после рецензирования: 10.04.2023; принята к опубликованию: 12.09.2023.

The article was submitted: 10 December 2022; approved after review: 10 April 2023; accepted for publication: 12 September 2023.

Информация об авторах Житова Екатерина Николаевна

старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 428015, Россия, г. Чебоксары, Московский пр-т, 15

e-mail: oba

Information about the authors Ekaterina N. Zhitova

Senior Lecturer, Department of Socio-Economic Geography, Chuvash State University;

15, Moskovskiy prospekt, 428015, Cheboksary, Russia. [email protected]

Казаков Николай Александрович

кандидат географических наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова; 428015, Россия, г. Чебоксары, Московский пр-т, 15.

e-mail: kzk

Nikolai A. Kazakov

Candidate of Geographical Sciences, Head of the Department of Socio-Economic Geography, Chuvash State University;

15, Moskovskiy prospekt, 428015, Cheboksary, Russia. [email protected]

Ростовцева Мария Михайловна Mariya M. Rostovtseva

старший преподаватель кафедры экономической и Senior Lecturer, Department of Socio-Economic социальной географии, Чувашский государственный Geography, Chuvash State University; университет им. И.Н. Ульянова;

428015, Россия, г. Чебоксары, Московский пр-т, 15 15, Moskovskiy prospekt, 428015, Cheboksary, Russia.

e-mail: [email protected]

Юманова Ульяна Валерьевна Ulyana V. Yumanova

кандидат географических наук, доцент кафедры Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, экономики и менеджмента Московского финансово- Department of Economics and Management, Moscow юридического университета (МФЮА); University of Finance and Law (MFUA);

117342, Россия, г. Москва, ул. Введенского, д. 1А. 1A, Vvedenskogo st., Moscow, 117342, Russia.

e-mail: [email protected]

Вклад авторов

Житова Е.Н. - обработка материала, работа с ГИС, создание карт, техническое редактирование текста. Казаков Н.А. - идея, сбор материала, обработка материала, написание статьи, редактирование карт. Ростовцева М.М. - обработка материала, перевод на английский язык. Юманова У.В. - обработка материала, научное редактирование текста. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors

Ekaterina N. Zhitova - data processing; application of geoinformation systems; creation of the maps; technical editing of the text.

Nikolai A. Kazakov - the idea; material collection and processing; writing of the article; editing of the maps. Mariya M. Rostovtseva - material processing; English translation. Ulyana V. Yumanova - material processing; scientific editing of the text. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.