Научная статья на тему 'Интеграционные процессы кластеризации туризма как механизм диверсификации индустриальной специализации региона'

Интеграционные процессы кластеризации туризма как механизм диверсификации индустриальной специализации региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / СФЕРА ТУРИЗМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / TOURISM CLUSTER / TOURISM SECTOR / INTEGRATION / INDUSTRIAL SPECIALIZATION / INDUSTRIAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Оборин М.С.

В статье рассматриваются процессы кластеризации сферы туризма в российских и зарубежных регионах, обладающих туристско-рекреационной специализацией. Условия макроэкономической и геополитической нестабильности способствуют поиску эффективных методов, технологий и стратегий развития туристско-рекреационной деятельности. Кластерный подход положительно зарекомендовал себя как механизм диверсификации экономики региона, данный опыт необходимо использовать в промышленно развитых субъектах РФ, обладающих потенциалом устойчивого роста индустриального туризма. Индустриальный туризм является сравнительно новым направлением сферы услуг, экономический эффект от его развития заключается в привлечении платежеспособного спроса в регионы, имеющие материальную базу промышленного производства, росте доходов от посещения объектов, находящихся в различной степени износа. Изучены показатели статистики туризма в России, на примере Свердловской области предложены перспективные направления диверсификации экономики на основе формирования кластеров индустриального туризма. Предложена модель функционирования кластера, основными услугами которого являются несколько взаимосвязанных видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES OF CLUSTERING OF TOURISM AS A MECHANISM OF DIVERSIFICATION OF INDUSTRIAL SPECIALIZATION OF THE REGION

He article discusses the processes of clustering of tourism in Russian and foreign regions with tourist and recreational specialization. Conditions of macroeconomic and geopolitical instability contribute to the search for effective methods, technologies and strategies for the development of tourist and recreational activities. The cluster approach has proved to be a positive mechanism for diversification of the region's economy. this experience should be used in the industrialized regions of the Russian Federation, which have the potential for sustainable growth of industrial tourism. Industrial tourism is a relatively new direction of the service sector, the economic effect of its development is to attract solvent demand in the regions with the material base of industrial production, the growth of income from visiting objects that are in varying degrees of deterioration. The indicators of tourism statistics in Russia are studied, on the example of the Sverdlovsk region promising directions of economic diversification on the basis of the formation of clusters of industrial tourism are proposed. The model of functioning of the cluster, the main services of which are several interrelated types of tourism, is proposed.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы кластеризации туризма как механизм диверсификации индустриальной специализации региона»

ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА SECTORAL MARKETS AND MARKET INFRASTRUCTURE

УДК 348

DOI 10.18413/2411 -3808-2019-46-4-641 -651

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ТУРИЗМА КАК МЕХАНИЗМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНА

INTEGRATION PROCESSES OF CLUSTERING OF TOURISM AS A MECHANISM OF DIVERSIFICATION OF INDUSTRIAL SPECIALIZATION OF THE REGION

М.С. Оборин M.S. Oborin

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, 614070, г. Пермь, ул. бульвар Гагарина, 57; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», Россия, 614990, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23; ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» Россия, 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26-А

Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch 57 Gagarin Boulevard St, Perm, 614070, Russia; Perm State National Research University, 15 Bukireva St, Perm, 614990, Russia; State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, 23 Petropavlovskaya St, Perm, 614990, Russia; Sochi State University, 26-A Sovetskaya St, Sochi, 354000, Russia

E-mail: recreachin@rambler.ru

Аннотация

В статье рассматриваются процессы кластеризации сферы туризма в российских и зарубежных регионах, обладающих туристско-рекреационной специализацией. Условия макроэкономической и геополитической нестабильности способствуют поиску эффективных методов, технологий и стратегий развития туристско-рекреационной деятельности. Кластерный подход положительно зарекомендовал себя как механизм диверсификации экономики региона, данный опыт необходимо использовать в промышленно развитых субъектах РФ, обладающих потенциалом устойчивого роста индустриального туризма. Индустриальный туризм является сравнительно новым направлением сферы услуг, экономический эффект от его развития заключается в привлечении платежеспособного спроса в регионы, имеющие материальную базу промышленного производства, росте доходов от посещения объектов, находящихся в различной степени износа. Изучены показатели статистики туризма в России, на примере Свердловской области предложены перспективные направления диверсификации экономики на основе формирования кластеров индустриального туризма. Предложена модель функционирования кластера, основными услугами которого являются несколько взаимосвязанных видов туризма.

Abstract

The article discusses the processes of clustering of tourism in Russian and foreign regions with tourist and recreational specialization. Conditions of macroeconomic and geopolitical instability contribute to the

search for effective methods, technologies and strategies for the development of tourist and recreational activities. The cluster approach has proved to be a positive mechanism for diversification of the region's economy. this experience should be used in the industrialized regions of the Russian Federation, which have the potential for sustainable growth of industrial tourism. Industrial tourism is a relatively new direction of the service sector, the economic effect of its development is to attract solvent demand in the regions with the material base of industrial production, the growth of income from visiting objects that are in varying degrees of deterioration. The indicators of tourism statistics in Russia are studied, on the example of the Sverdlovsk region promising directions of economic diversification on the basis of the formation of clusters of industrial tourism are proposed. The model of functioning of the cluster, the main services of which are several interrelated types of tourism, is proposed.

Ключевые слова: туристский кластер, сфера туризма, интеграция, промышленная специализация, индустриальный туризм.

Keywords: tourism cluster, tourism sector, integration, industrial specialization, industrial tourism.

Введение

Сфера туризма на сегодняшний день обладает значительным потенциалом роста -свыше 4 % ежегодно, что по прогнозам экспертов позволит обеспечить около 10 % ВВП развитых стран к 2022 году [Стратегия развития...., 2019]. Регионы России обладают значительным потенциалом для развития разнообразного туристско-рекреационного предложения, направленного на обеспечение всех категорий населения соответствующими услугами, ожидаемыми на потребительских рынках. Синергетический эффект от развития туризма связан с улучшением медико-демографических показателей состояния здоровья населения определенной территории, ростом доходов предприятий и бюджетов всех уровней, качественным преобразованием социально-экономического пространства субъектов страны, инфраструктурным и инновационным развитием бизнес-среды.

Устойчивому росту различных видов туристско-рекреационных услуг способствуют такие субъективные факторы как повышение доходов потребителей, познавательные интересы и желание разнообразного досуга, связанного с тенденцией здорового образа жизни, внедрение безопасных цифровых технологий бронирования, оплаты и получения необходимой информации.

Объективными факторами развития туризма является реализация нормативно-правовых актов стратегического характера, направленных на создание необходимых условий и достижения целевых показателей на уровне отдельных регионов и России в целом. Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы) определено, что туризм вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, малого бизнеса и формирование новых рабочих мест, стимулируя их соотношение 1 к 5 в смежных отраслях экономики. На долю туризма приходится 3,4 % ВРП России, влияние на 53 вида деятельности [Концепция Федеральной целевой программы., 2018]. Концепция предусматривает использование кластерного подход в качестве инструмента стратегического развития туризма с акцентом на усиление его роли как фактора повышения качества жизни населения страны и регионов. Изменения в части программно-целевого подхода касаются определения приоритетного вида туризма в рамках создаваемого кластера в регионе, реализации кластерного развития территорий в соответствии с наибольшим вкладом в экономические и социальные показатели.

Кластерная политика признана высокоэффективной во многих государствах, в которых туризм вносит весомый вклад в ВВП, в современных условиях конкуренции на мировых рынках она является важным инструментом, который позволяет создавать стабильные конкурентные преимущества в регионах [Власова, Голубчиков, Курилова, 2017; Зырянов, Королев, Мышлявцева, Сафарян, 2017]. В России образование кластеров осуществляется в рамках федеральных и региональных программ по социально-

экономическому развитию субъектов страны, направлено на инфраструктурное и инновационное преобразование территорий, обеспечение транспортно-логистической доступности для потребителей основных объектов, которые являются социально и коммерчески значимыми.

Основные результаты исследования

В России за последние годы сложилась устойчивая тенденция роста объемов

туристских услуг (рис. 1).

50000

45000 ...... 43746,5 42771,7 43430,5

40000

40284,8

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

29666,1

14935,2 4128

Ъ \

22309,8 ,3

24608

26708,9

22444,3 28547,4

24920,8 ■741,3

2010 2014 2015 2016 2017

I Центральный федеральный округ I Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ

Рис. 1. Динамика роста объемов туристских услуг в регионах РФ в 2010-2017 гг., млн руб.

[Официальный сайт Ростуризма..., 2019] Fig. 1. Dynamics of growth of tourist services in the regions of the Russian Federation in 2010-2017,

mln. rub. [Official website of Rostourism..., 2019]

Информация по лидирующим регионам выявила рост за 7 лет в Центральном и Уральском федеральных округах - вдвое (146,4 % и 166,8 % соответственно), в Приволжском федеральном округе показатель увеличился в 2,2 раза. В целом по Российской Федерации объему туристских услуг составили 166,7 % в 2017 году по отношению к 2010 году.

Рассмотрим один из важных показателей внутреннего туризма - численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (рис. 2).

Рост численности размещенных лиц составил: по Уральскому федеральному округу 165,3 %; по Приволжскому федеральному округу 178,8 %; по Центральному федеральному округу 209,6 %. Положительная динамика показателя свидетельствует о росте спроса на различные виды туристско-рекреационных услуг, преобладание делового, культурно-познавательного видов туризма, которые способствуют привлечению туристского потока в промышленно, финансово, экономически развитые центры страны, к которым относится Москва, Московская область. В целом это соответствует общемировым тенденциям и прогнозам, согласно которым происходит увеличение деловых рабочих поездок, сокращение дней отпуска и его распределение в течение года на несколько поездок.

Примечательно, что лидирующие позиции заняли регионы, которые не относятся к Югу России, что также свидетельствует о росте спроса на разнообразные туристско-рекреационные услуги в различных природно-климатических условиях.

Развитие сферы туризма связано с процессами кластеризации, которые развиваются в соответствии с формированием адаптационных механизмов в условиях насыщенной конкурентной среды и геополитических факторов, влияющих на изменение туристских потоков.

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 О

15229,09

16270,65

9660,9

10563,3

7759,5

4460,2

1201

I

5707,1

784,4

506,8

I Ï585

1

7166,42 3382,01

I

7975,33 3639,25

I

2010 2014 2015 2016 2017

■ Центральный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ

Рис. 2. Динамика численности лиц, размещенных в КСР в регионах РФ в 2010-2017 гг., тыс. чел.

[Официальный сайт Ростуризма..., 2019] Fig. 2. Dynamics of the number of persons placed in the DAC in the regions of the Russian Federation in 2010-2017, thousand people [Official website of Rostourism..., 2019]

Кластерный подход в управлении развитием туристской сферы широко используется в мировой практике. Кластер - это группа географически соседних взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, которые работают в определенной области и деятельности, дополняют друг друга. Кластерный подход направлен на организацию производственной деятельности на определенной территории, что позволяет осуществлять взаимодействие экономических агентов на уровне высокой транспортной доступности, что способствует оптимизации временных, ресурсных и управленческих затрат. Результатом внедрения рассматриваемого подхода является получение конкурентных преимуществ на основе низких издержек, высокой компетентности менеджмента, оптимальной комбинации ресурсного потенциала и распределения риска между участниками кластера.

Интересный опыт осуществления кластерной политики в туризме накоплен в ЮжноАфриканской Республике (ЮАР) и Турции. Отметим три основные направления [Созиева, 2019]:

1) поддержка институционального развития туристского кластера с помощью программ международных консалтинговых компаний;

2) проведение процесса модернизации и продвижения туристических продуктов и санаторно-курортных услуг;

3) обеспечение необходимой туристам безопасности;

4) поддержка профессионального образования в сфере туризма.

На государственном уровне процесс создания кластеров в ЮАР заключался в формировании особой стратегии под управлением государства, предпринимателей, трудовых коллективов, которые объединились в Управляющую группу. Консалтинговыми работами занимался специально собранный международный консорциум, финансируемый средствами государственного бюджета, в состав которого входили специалисты из Южной Африки, США и Новой Зеландии. Главной задачей этого проекта являлось развитие индустрии туризма и санаторно-курортного комплекса, создание новых рабочих мест, формирование нового источника поступления денежных средств. К сожалению, процесс кластеризации в ЮАР не достиг ожидаемых целей, однако некоторые препятствия развитию туристической сферы были частично или полностью устранены.

Турция показала более высокие результаты кластерной политики. В 80-ых годах 20-го века правительство Турции разработало и ввело программу развития туристической отрасли страны. Ее основными принципами были:

1) осуществление государственных инвестиционных программ по развитию туризма;

2) общенациональный маркетинг отелей, санаторно-курортного комплекса;

3) экологический мониторинг и развитие туристических регионов;

4) комплексность и универсальность туристического продукта;

5) создание и активное участие в кластеризации Национальной туристической администрации.

На данный момент в Турции располагаются 7 существующих кластеров. Пятеро из них базируются на сферах пляжного и оздоровительного туризма. Самым эффективным и наиболее популярным кластером является Анталия. Центром каждого из турецких кластеров являются определенные территории и регионы, которые представляют собой источники инноваций и прогресса, развитой инфраструктуры.

Во Франции кластерный подход к туризму является очень эффективным и имеет свою специфику. Сфера услуг состоит из пляжного, познавательного, бальнеологического и развлекательного туризма, а также паломничества. На данный момент на территории Франции эффективно функционирует ряд туристических кластеров. Одним из самых популярных является кластер термальных вод AQUIO Thermes в городе Дакс. Он был создан в 2009 году, и включает в себя организации здравоохранения, туризма, гидротерапии, научно-исследовательские и образовательные учреждения. Основными целями его создания являлись [Созиева, 2019]:

1) увеличение показателей капитализации санаторно-курортного комплекса региона;

2) рост привлекательности СПА-курорта Дакс;

3) формирование крепких отношений между всеми участниками кластера Thermalisme в регионе Дакс.

В настоящее время Дакс представляет собой крупнейшего производителя лечебных грязей в Европе (до 1500 тонн в год) и может с гордостью носить звание столицы термализма Франции. В Дакс часто приезжают туристы из Марселя, и это является ярким примером межкластерного взаимодействия. Этот кластер уникален как во Франции, так и в Европе благодаря содействию развитию СПА-медицины и гидротерапии, использованию термальных вод в оздоровительных целях.

В Польше также функционирует кластер санаторно-курортной и медицинской направленности - Эльблонский туристический кластер. В его состав входит 41 организация - различные предприятия, арендодатели и риэлторы, агротуристические хозяйства и другие. Кластер осуществляет деятельность по созданию и продвижению образа региона как привлекательного для туристов района путем развития брендовых туристических продуктов в областях бизнес-туризма, культурного, рекреационного и специализированного туризма и др.

Отдельного упоминания достойна здравница Супрасль в Кнышинской Пуще, которая вместе с соседними регионами образует замкнутый комплекс. Этот кластер способствует поддержке Кнышинской Пущи как привлекательной здравницы для туристов из-за ее особого климата и лечебных грязевых ванн, культурных достопримечательностей и исторических объектов. Основные задачи образования и функционирования кластера -рост количества туристов с помощью координации маркетинговых действий, формирование новых туристических продуктов санаторно-курортного комплекса, и организация обучения в сфере туризма и рекреаций.

В Литве наибольший интерес у туристов вызывают курорты, специализирующиеся на СПА и медицине. Благодаря этому основным приоритетом в управлении туризмом в стране отдан медицинскому туризму и санаторно-курортному комплексу. Кластер Литвы не предполагает ориентации только на пляжный отдых, основываясь на развитии медицинского и оздоровительного туризма. Центром рекреационного кластера в Литве

являются 4 города-курорта: Друскининкай, Бирштонас, Паланга, Неринга. Особенностями каждой из этих территорий являются лечебный торф и минеральные воды, грязевые источники [Кластер., 2019].

Научно-образовательной базой туристического кластера является Курортологический центр Литвы, на его основе создаются кластеры медицинских услуг, такие, как одонтологии и кардиологии. Для регулирования их деятельности в 2008 году были образованы Национальная ассоциация курортов и Национальная ассоциация СПА.

Эстонский кластер оздоровительного туризма (санаторно-курортного комплекса) -это объединенное представительство, которое включает в себя эстонские медицинские компании и СПА, научные институты исследований и разработок и другие подобные организации в сфере лечебного туризма. Основной целью кластера является разработка и развитие области оздоровительного туризма в Эстонии, поддержка его конкурентоспособности и продвижение за рубежом так же, как и на национальном уровне.

Эстонский кластер санаторно-курортного комплекса на данный момент представлен 14 медицинскими спа-комплексами, 4 исследовательскими учреждениями и 6 санаторно-курортными организациями и предприятиями.

Для выполнения задач кластера эстонского оздоровительного туризма (КЭОТ) в 2011 году был составлен стратегический план кластера сроком на 4 года и учреждена Ассоциация эстонского оздоровительного туризма. КЭОТ был создан по инициативе о формировании эстонского спа-кластера с помощью финансовой поддержки по программе Фонда содействия развитию предпринимательства в 2009 году. Через некоторое время к кластеру присоединились предприятия, связанные с санаторно-курортным комплексом, которые не были членами Союза эстонских спа [Health Tourism Cluster., 2019].

КЭОТ имеет собственных партнеров, которых можно подразделить на 3 группы: компании (в основном это спа-предприятия восстановительного лечения), научно-исследовательские организации, а также зонтичные предприятия в сфере туризма. Целью такого сотрудничества является установление запланированной концепции развития, предлагаемой Фондом развития сектора оздоровительного туризма.

Основными стратегическими задачами кластера являются:

1) Увеличение экспорта услуг до 1-2 млрд крон к 2020 году;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Популяризация кластера за рубежом и рост количества туристов в санаторно-курортном комплексе;

3) Рост качества товаров и услуг, предоставляемых предприятиями оздоровительного туризма;

4) Улучшение квалификации работников санаторно-курортного комплекса;

5) Рост эффективности организаций оздоровительного туризма с помощью концепции устойчивого развития.

Для того, чтобы рационально осуществить все пункты долговременной стратегии кластера, составлена общая программа действий, а также ее бюджет. Ко всему прочему, кластер составляет подробные программы действий на отдельные полугодия для обеспечения гибкости и оперативности процесса. Для этого были образованы 4 основные рабочие группы: разработки и улучшения продукции оздоровительного направления; устойчивого развития; обучения персонала; разработки и совершенствования продукции маркетинговой ориентации. Управлением деятельностью занимается Совет кластера, каждый из партнеров выделяет в Совет одного своего представителя. Тактическое руководство кластером осуществляет и координирует руководитель проекта.

Рассмотрим процессы кластеризации в туризме на примере Свердловской области, которая входит в Уральский федеральный округ, являясь крупнейшим регионом. Субъект обладает ярко выраженной промышленной специализацией.

В структуре промышленного комплекса доминирует металлургия - чёрная и цветная (соответственно 31 % и 19 % объёма промышленного производства), обогащение урана и обогащение железной руды, машиностроение. Промышленный комплекс области включает в себя более 5400 предприятий различных отраслей и форм собственности, занятых в

горнодобывающей, металлургической, химической, лесной промышленностях, машиностроении и приборостроении, энергетике, стройиндустрии. Главные промышленные центры области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов.

Рассмотрим показатели туризма в сравнении с другими регионами округа (рис. 3).

30000 25000 20000 15000

3454,6 10000 1593,2

5000 9 4 60,5 2010

Рис. 3. Динамика роста объемов туристских услуг в регионах Уральского федерального округа в 2010-2017 гг., млн руб. [Официальный сайт Ростуризма..., 2019; Стратегия развития..., 2019] Fig. 3. Dynamics of growth of tourist services in the regions of the Ural Federal district in 2010-2017, million rubles [Official website of Rostourism..., 2019; development Strategy..., 2019]

Свердловская область является лидером региона, вносит вклад в объемы роста туристских услуг Уральского федерального округа: 79,8 % в 2010 году, 60,4 % в 2017 году. Снижение доли обусловлено повышением показателя Челябинской и Тюменской областей. Динамика численности размещенных лиц представлена на рис. 4

Рис. 4. Динамика численности лиц, размещенных в КСР в регионах Уральского федерального

округа в 2010-2017 гг., тыс. чел. [Официальный сайт Ростуризма., 2019; Стратегия развития.,

2019]

Fig. 4. Dynamics of the number of persons placed in the DAC in the regions of the Ural Federal district in 2010-2017, thousand people [Official website of Rostourism..., 2019; development Strategy..., 2019]

Можно сделать вывод на основании данных рисунка 4, что разница в показателях объема реализации двух регионов с близкими данными по заполняемости КСР (Свердловская и Тюменская область) обусловлена ценовой политикой.

Сегодня Свердловская область входит в топ-10 регионов России, наиболее привлекательных для туристов. И это подтверждает статистика: только за последние полтора года в отелях и гостиницах региона были размещены 1,3 миллиона человек. Гостей области интересовали крупные конгрессно-выставочные мероприятия и уникальные уральские достопримечательности.

Таблица 1 Table 1

Основные показатели деятельности туристских фирм Свердловской области в 2012-2017 гг.

Key performance indicators of travel companies Sverdlovsk region in 2012-2017

Показатель 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г.

Число туристских фирм - всего, в том числе: 317 363 704 714

туроператорская деятельность 9 1 13 10

туроператорская и турагентская деятельность 149 35 117 60

турагентская деятельность 152 319 551 644

только экскурсионная деятельность 7 8 23 12

Число реализованных населению турпакетов - всего, тыс. ед. в том числе: 166,2 169,6 157,0 192,0

по территории России 40,7 43,7 68,6 52,8

по зарубежным странам 125,5 125,8 88,4 139,2

Стоимость реализованных населению турпакетов - всего, млн рублей, в том числе: 8380,2 11699,6 11905,5 13964,8

по территории России 1056,8 1320,3 2758,3 2492,4

по зарубежным странам 7323,4 10379,3 9124,7 11472,4

Численность туристов, обслуженных турфирмами, тыс. человек 324,1 356,4 332,9 405,3

по территории России 69,1 69,0 129,4 103,6

по зарубежным странам 255,0 287,4 203,5 301,7

Источник: составлено автором по материалам [Официальный сайт Ростуризма..., 2019; Стратегия развития., 2019].

Рассмотрим перспективы развития туристских кластеров на территории Свердловской области, поскольку регион обладает потенциалом устойчивого роста нескольких взаимосвязанных услуг, объединенных уникальным предложением, которое может успешно формироваться в условиях интегрированного рыночного взаимодействия.

Представим краткий анализ основных видов туризма, представляющих коммерческий интерес для развития в субъекте РФ (табл. 2).

В регионе реализуется Стратегия развития внутреннего и въездного туризма Свердловской области на период до 2030 года, которая направлена на поддержку минералогического, индустриального и делового туризма.

Представим модель туристского кластера на территории Свердловской области на основе индустриального туризма (рис. 5).

В основе модели взаимосвязи заинтересованных групп стейкхолдеров: руководители промышленных предприятий, органы муниципальной власти, турагентства, предприятия различной отраслевой специализации.

Таблица 2 Table 2

Основные направления развития туристских кластеров в Свердловской области The main directions of development of tourist clusters in the Sverdlovsk region

Вид туризма и центры области Потенциал Перспективы

Индустриальный (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск- Уральский, Первоуральск, Невьянск, Ирбит, Сысерть, Березовский, Алапаевск, Полевской) Действующие предприятия (свыше 33 маршрутов): хладокомбинат № 3, Сысертский завод художественного фарфора, трикотажная фабрика и фабрика по изготовлению игрушек, колокольный завод в Каменске-Уральском, Асбестовский карьер и музей комбината «Ураласбест», западный карьер Качканарского горно-обогатительного комбината, музейный комплекс Уралвагонзавода, музей завода Уралхиммаш, Первоуральский новотрубный завод. Музеи, закрытые предприятия: музейный комплекс «Северская домна», Музей истории и развития промышленности, Ирбитский государственный музей мотоциклов, Музей быта и ремесел горнозаводского населения, Музей золота Свыше 600 крупных промышленных предприятий, 45 объектов из 1000, которые прямо относятся к данному виду туризма и разрабатывают экскурсии и туры показа производства, исторически значимых, но не действующих объектов

Познавательный (г. Екатеринбург, г. Туринск, с. Аркаево, с. Сухой Лог, пос. Арти, г. Нижний Тагил, г. Лесной, г. Верхняя Пышма, с. Покровское, г. Серов) Более 116 историко-культурных объектов, 170 центров и дворцов культуры, свыше 150 исторических памятников и объектов зодчества, 154 исторических памятников, 367 памятников природы Разрабатываются специализированные познавательные маршруты («Урал промышленный», «Урал самоцветный»)

Событийный (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил, г. Первоуральск) Проведение ежегодно свыше 60 мероприятий, из которых 5-7 направлены на позиционирование области как индустриально развитого региона (Международная промышленная выставка ИННОПРОМ, Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов RussiaArmsEXPO, Уральская индустриальная биеннале современного искусства) Фестивали: «Самоцветная сторона», детский минералогический фестиваль «Каменная палитра», фестиваль народных художественных промыслов «Тайны самоцветного кольца», международный фольклорный фестиваль и ярмарка народных ремесел «Малахитовая шкатулка» До 2025 года планируется развитие территории музея-шахты уральского золота (Берёзовский), зоны «Набережная «Тагильская лагуна» (Нижний Тагил) До 2028 года: обустройство туристских стоянок вдоль реки Чусовой (Шаля, Староуткинск), реконструкция исторической пристани у загородного клуба «Ключ-камень» (Первоуральск), проект «Максимовский проспект» (Краснотурьинск)

Активный (район Уральских гор, (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил, г. Первоуральск) Национальные парки и особо охраняемые природные территории (39 ООПТ) Горнолыжные комплексы: «Гора Белая», «Стожок», «Гора Волчиха», «Гора Пильная», «Гора Теплая», «Гора Долгая», «Гора Лиственная», «Уктусские горы», «Гора Ежовая» 2025 год: развитие экскурсионных маршрутов на территории Режевского минералогического заказника, создание досугового центра на пляжной зоне «Деревня рыбака» (Рефтинский ГО), и другие. 2035 год: создание горнолыжного комплекса на горе Качканар (Качканарский ГО)

Рис. 5. Модель туристского кластера Свердловской области с элементами сетевого взаимодействия (разработано автором) Fig. 4. Cluster model of Sverdlovsk region with elements of network interaction (developed by

the author)

Заключение

Интеграционные процессы в сфере туризма являются закономерными и необходимыми, поскольку способствуют достижению конкурентных преимуществ и устойчивости на региональных рынках субъектов бизнес-среды. Перспективы развития туризма в России связаны с активным потребительским спросом, разнообразным предложением и гибкой ценовой политикой, экспертами прогнозируется рост доли в ВВП до 10 % к 2022 году.

Развитие сравнительно новых направлений отрасли, таких как индустриальный туризм, положительно повлияют на стабильное социально-экономическое развитие регионов с промышленной специализацией. На примере Свердловской области были изучены показатели туризма, выявлены лидирующие позиции среди регионов Уральского федерального округа. Богатый природно-ресурсный и историко-культурный потенциал, наличие большого количества крупных промышленных предприятий позволяет сформировать уникальное предложение, интересное для большинства посетителей региона. Модель туристского кластера с элементами сетевого взаимодействия направлена на вовлечение промышленных предприятий в процесс индустриального туризма, обеспечение роста доходов территории, бизнес-среды и региона.

Список литературы

1. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. 2017. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов. Journal of new economy. № 4(72). С. 19-27.

2. Зырянов А.И., Королев А.Ю., Мышлявцева С.Э., Сафарян А.А. 2017. Организация территорий активного туризма на Урале. Современные проблемы сервиса и туризма. № 8. С. 130-138.

3. Кластер медицинского туризма Литвы. URL: http://www.litcare.com/homeru (дата обращения: 02.07.2019).

4. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы), утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-Р. URL: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtL CFVtBl2hHQD.pdf (дата обращения: 02.07.2019).

5. Официальный сайт Ростуризма. Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 05.09.2019).

6. Созиева З.И. Формирование и развитие туристско-рекреационных кластеров региона (зарубежный опыт). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-turistsko-rekreatsion nyh-klasterov-regiona-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 02.07.2019).

7. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2030 года URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_ turizma_sverdlovskoy_oblasti_do_2030_goda.pdf (дата обращения: 05.09.2019).

8. Health Tourism Cluster. Health republic - Estonia. 200 years of spa culture. URL: http://www.estonianclusters.ee/estonian-clusters-2/health-tourism-cluster-2/ (дата обращения: 02.07.2019).

Refences

1. Vlasova N.YU., Golubchikov O.YU., Kurilova E.V. 2017. Industrial'nyj turizm v prodvizhenii staropromyshlennyh regionov [Industrial tourism in the promotion of old industrial regions]. Journal of new economy. № 4(72). S. 19-27.

2. Zyryanov A.I., Korolev A.YU., Myshlyavceva S.E., Safaryan A.A. 2017. Organizaciya territorij aktivnogo turizma na Urale [Organization of territories of active tourism in the Urals]. Sovremennye problemy servisa i turizma. № 8. S. 130-138.

3. Klaster medicinskogo turizma Litvy [The cluster of medical tourism in Lithuania]. Available at: http://www.litcare.com/homeru (accessed: 02.07.2019).

4. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2019-2025 gody), utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 05.05.2018 № 872-R [The concept of the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)]. Available at: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4G ZzEBPQtLCFVtBl2hHQD .pdf (accessed: 02.07.2019).

5. Oficial'nyj sajt Rosturizma. Statisticheskie dannye po RF [Official website of the Federal tourism Agency. Statistical data on the Russian Federation]. Available at: https://www.russiatourism.ru/ contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (accessed: 05.09.2019).

6. Sozieva Z.I. Formirovanie i razvitie turistsko-rekreacionnyh klasterov regiona (zarubezhnyj opyt) [Formation and development of tourist and recreational clusters in the region (foreign experience)]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-turistsko-rekreatsionnyh-klasterov-regiona-zarubezhnyy-opyt (accessed: 02.07.2019).

7. Strategiya razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Sverdlovskoj oblasti na period do 2030 goda [Strategy of development of domestic and inbound tourism in the Sverdlovsk region for the period up to 2030]. Available at: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_ turizma_sverdlovskoy_oblasti_do_2030_goda.pdf (accessed: 05.09.2019).

8. Health Tourism Cluster. Health republic - Estonia. 200 years of spa culture. Available at: http://www.estonianclusters.ee/estonian-clusters-2/health-tourism-cluster-2/ (accessed: 02.07.2019).

Ссылка для цитирования статьи For citation

Оборин М.С. 2019. Интеграционные процессы кластеризации туризма как механизм диверсификации индустриальной специализации региона. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (4): 641-651. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-641-651

Oborin M.S. 2019. Integration processes of clustering of tourism as a mechanism of diversification of industrial specialization of the region. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (4): 641-651 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-641-651

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.