Научная статья на тему 'Перспективы развития проектного финансирования в России'

Перспективы развития проектного финансирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1617
1039
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова М.А., Никонова И.А.

В статье рассмотрены основные проблемы недостаточного развития проектного финансирования в России. Обоснованы необходимость формирования законодательной базы проектного финансирования и государственно-частного партнерства, роль и задачи институтов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития проектного финансирования в России»

28 (508) - 2012

Проектное финансирование

Удк 336; 336.77.01

перспективы развития проектного финансирования в России

м. а. Федотова,

доктор экономических наук, профессор, проректор по научным исследованиям и разработкам E-mail: mfedotova2007@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

и. а. никонова,

доктор экономических наук, профессор, академик РАЕн, заместитель директора департамента развития и координации инвестиционной деятельности E-mail: nikonova_ia@veb. ru Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)

В статье рассмотрены основные проблемы недостаточного развития проектного финансирования в России. Обоснованы необходимость формирования законодательной базы проектного финансирования и государственно-частного партнерства, роль и задачи институтов развития.

Ключевые слова: проектное финансирование, законодательная база, институты развития.

Реализация эффективных инвестиционных проектов, создающих дополнительную стоимость и обеспечивающих рост ВВП, является важнейшим условием модернизации российской экономики, перехода ее на высокотехнологичный путь развития.

Наиболее сложной и рискованной формой финансирования проектов является проектное финансирование (Project Finance).

развитие проектного финансирования в мире. В 1970-1990 гг. проектное финансирование интенсивно развивалось в электроэнергетике и других отраслях общественной инфраструктуры, широко применялось для финансирования мирового распространения мобильной телефонии.

Важнейшими драйверами развития проектного финансирования в начале XXI в. стали:

- интернационализация глобального финансового рынка и рынка инвестиций;

- приватизация предприятий общественной инфраструктуры (в частности - ЖКХ) в большинстве развитых рыночных стран.

По данным международного журнала «Project finance and Infrastructure Finance», объем сделок проектного финансирования в мире в 2001-2008 гг. вырос более чем в 3 раза и составил в 2008 г. 193,5 млрд долл.

В 2008 г. отмечен максимальный объем сделок на рынке проектного финансирования, начиная с 2001 г.

В 2009 г. в результате глобального финансово-экономического кризиса объем проектного финансирования в мире сократился на 41 % и составил в 2009 г. 115 млрд долл.

Лидирующий сектор экономики по применению проектного финансирования - энергетика. На долю этого сектора приходится 40 % объема глобального рынка проектного финансирования. На долю инфраструктуры - 38 %.

По результатам 2009 г.:

- в Западной Европе было сосредоточено 22 % рынка проектного финансирования;

- в Азии - 31 %;

- в Северной Америке - 11 %;

- в Средней Азии и Африке - 11 %;

- прочие - 25 % (в том числе 2 крупных проекта, реализуемых в Бразилии).

развитие проектного финансирования в России. В нашей стране проектное финансирование начало развиваться с середины 1990-х гг. В те годы Россия участвовала в нескольких международных проектах на принципах проектного финансирования:

- Морской старт;

- Голубой поток;

- Сахалин-2.

В этот период во многих российских коммерческих банках были созданы подразделения проектного финансирования, которые в основном занимались инвестиционным кредитованием. При этом в качестве заемщика рассматривалось действующее предприятие, которому требовалось финансирование инвестиционного проекта. Вся процедура рассмотрения заявки и принятия решения о кредитовании предприятия в этом случае осуществлялась в соответствии с нормативными документами Банка России и действующими в банках регламентами кредитования.

Наибольшего прогресса в развитии инвестиционного кредитования и в последующем проектного финансирования добились Сберегательный банк РФ, ВТБ, Росбанк.

В настоящее время проектное финансирование, соответствующее современному определению, принципам и моделям, применяется в большинстве крупных коммерческих банков России, а также в институтах развития:

- государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»;

- Евразийском банке развития.

Методологической базой отбора и реализации эффективных инвестиционных проектов являются:

- проектный анализ;

- методология организации финансирования проекта с использованием различных финансовых инструментов и форм (включая проектное финансирование);

- оценка социально-экономической эффективности проектов на разных стадиях их жизненного цикла.

Ныне в российской экономике сложилась ситуация, при которой как частные, так и бюджетные инвестиции осуществляются в огромных масштабах и практически в методологическом вакууме. С 2000 г. не обновлялись методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные совместным распоряжением Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № 477.

Многие коммерческие банки, институты развития пользуются своими корпоративными методиками оценки и анализа проектов, содержащими различные трактовки общеизвестных терминов «эффективность», «результативность», «фактический экономический эффект проекта».

Аналогичная ситуация дефицита методических разработок сложилась и в области обоснования принимаемых финансовых решений, выбора рациональной структуры и стоимости используемых для финансирования проекта инструментов и форм финансирования проектов.

Проектное финансирование, активно применяемое за рубежом, в российской практике используется пока недостаточно.

Причин подобного положения несколько:

- упрощенное понимание термина «проектное финансирование»;

- отсутствие необходимой законодательной базы для его развития;

- недостаточное развитие и емкость российского фондового рынка и применения проектных ценных бумаг;

- отсутствие у банков возможности формировать «длинные» обязательства;

- ограниченность спектра финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиционных проектов.

определение проектного финансирования. Чаще всего в литературе и в практике работы с инвестиционными проектами под термином «про-

ектное финансирование» упрощенно понимается кредитование проектной компании, созданной для реализации инвестиционного проекта.

Такое примитивное толкование приводит к нескольким негативным последствиям.

Во-первых, у банков отсутствует стимул к применению новых инструментов финансирования, сокращается спрос на:

- финансовый инжиниринг;

- применение ценных бумаг и их производных. Во-вторых, рассмотрение проектного финансирования лишь как вида кредитования:

- сокращает глубину анализа проектных рисков при проектном финансировании;

- сужает возможности применения инструментов, обеспечивающих их сокращение.

Современное определение проектного финансирования намного глубже и отражает основные особенности этой формы финансирования проектов.

Приведем несколько определений проектного финансирования:

1) целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика: обеспечение - денежные потоки проекта;

2) способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования различных инструментов и оптимального распределения рисков;

3) финансирование отдельной хозяйственной единицы, при котором кредитор готов на начальном этапе рассматривать финансовые потоки и доходы этой хозяйственной единицы как источник погашения займа, а активы этой единицы - как дополнительное обеспечение по займу;

4) метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга», основанный на займе под денежный поток, создаваемый только самим проектом.

Наиболее известными зарубежными специалистами в области проектного финансирования являлись П. Невитт и Б. Эсти.

Все приведенные определения подчеркивают отдельные особенности проектного финансирования, но не дают системного представления о проектном финансировании как специфической форме финансирования проектов. Перечислим эти особенности и сформулируем современное определение проектного финансирования.

Важнейшая особенность проектного финансирования состоит в том, что для реализации конкретного проекта создается специальная проектная компания ^РУ, SPE), которая решает следующие задачи:

- привлекает ресурсы (не только денежные) для реализации проекта;

- осуществляет реализацию проекта;

- рассчитывается с кредиторами и инвесторами проекта из средств (денежного потока), генерируемых самим проектом.

Вторая особенность проектного финансирования заключается в практическом отсутствии активов для обеспечения возврата получаемых заемных средств на начальном этапе инвестиционной стадии проекта. Обеспечением возврата заемных средств, привлекаемых SPV, является денежный поток, генерируемый проектом. По мере освоения средств на инвестиционной стадии проекта создаваемые (приобретаемые) активы могут оформляться в качестве залогового обеспечения. Именно эта особенность позволяет отнести проектное финансирование к наиболее рискованным формам финансирования проектов.

Третья особенность проектного финансирования состоит в использовании провайдерами финансовых ресурсов для проекта различных финансовых инструментов (долевых, долговых, производных) и разнообразных типов договоров. В структуре мировых сделок проектного финансирования:

- кредиты за 2009 г. составили 73,5 %;

- облигационные займы - 3,5 %;

- участие в капитале проектных компаний -23 %.

Объем сделок, структурированных на принципах PFI/PPP - государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), составил 29,1 млрд долл. - 25 %.

Учитывая перечисленные три особенности, можно дать следующее определение проектного финансирования: мультиинструментальная форма финансирования специально созданной для реализации проекта компании (SPV), при которой будущие денежные потоки проекта являются основным обеспечением возврата заемных средств и выплаты доходов инвесторам.

Проектное финансирование основано на прогнозах будущего развития проекта и проектной компании, зависит от эффективности функционирования проектной компании и эффективной реализации проекта. В проектном финансировании важны:

- стратегия развития соответствующего бизнеса;

- стратегический менеджмент проекта.

Поэтому косвенным результатом применения проектного финансирования является развитие стратегического менеджмента проектов и компаний.

К важным мотивам применения проектного финансирования относятся:

- сокращение так называемых «агентских издержек», отражающих противоречия между акционерами в случае выполнения проекта «внутри» действующей компании;

- ограничение ответственности спонсора (учредители проектной компании, формирующие акционерный капитал). Кредиторы проектной компании полагаются только на обеспечение самого проекта и его способность генерировать достаточный для покрытия обязательств денежный поток;

- возможность использования высокой долговой нагрузки до 90 % стоимости проекта. При этом стоимость долгового финансирования учитывает риски проекта;

- высокая степень контроля целевого использования инвестиций;

- возможность создавать несколько проектных компаний для реализации портфеля проектов крупной компании (банка) и вынесения рисков проектов за баланс этой компании (банка);

- разделение рисков за счет использования большого числа инструментов финансирования и защиты от различных рисков.

Что тормозит развитие проектного финансирования в России. Современное проектное финансирование требует:

- применения большого количества различных финансовых и нефинансовых инструментов;

- разнообразной правовой базы контрактов и договоров;

- проведения конкурсов, тендеров, что обуславливает значительные затраты проектной компании на правовую проработку проекта и юридическое сопровождение. Дополнительные расходы ограничивают круг инвестпроектов, для реализации которых целесообразно применять проектное финансирование, - проекты большой капиталоемкости, сложности, с большим сроком реализации.

Для финансирования таких проектов необходимы «длинные деньги», «длинные гарантии», отсутствие которых на российском финансовом рынке также тормозит развитие и проектного финансирования, и инвестиционного кредитования, и ГЧП.

«Длинные деньги» - это ресурсы, формируемые пенсионными накоплениями населения, страховыми

резервами страховых компаний, средства Фонда национального накопления РФ и Резервного фонда РФ.

«Длинные гарантии» органов государственного или муниципального управления ограничены действующим Бюджетным кодексом РФ.

Учитывая запланированную реформу в области формирования государственного бюджета и сокращения госрасходов прежде всего за счет сокращения государственных инвестиций в национальную экономику, необходимы:

- либерализация инвестиционной политики пенсионных фондов и страховых компаний;

- внедрение механизмов целевых долгосрочных внутренних займов государства у Банка России для реализации приоритетных программ развития и модернизации российской экономики.

Сжатие государственной поддержки развития российской экономики несомненно отразится на темпах ее развития и приведет к стагнации всех рыночных механизмов обеспечения реализации крупных инвестпроектов, включая проектное финансирование и ГЧП.

Тем более важно в этих условиях развитие законодательной базы проектного финансирования и ГЧП, от состояния которых напрямую зависят перспективы реализации крупных инвестпроектов на принципах проектного финансирования даже в условиях сокращения государственных инвестиций.

Существующее в российском праве регулирование отношений в сфере проектного финансирования в настоящее время можно охарактеризовать как недостаточное и фрагментарное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными законами, регулирующими отдельные элементы в сфере проектного финансирования, являются:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 19.07.2007 № 197-ФЗ «О залоге»;

- Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О банкротстве»;

- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).

В определенной степени на развитие проектного финансирования в России влияют Федеральный законы от 21.07.2005 N° 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Наряду с федеральными законами в России более чем в 30 регионах разработаны и работают региональные законы о ГЧП.

Однако законодательные акты не регулируют следующие аспекты проектного финансирования:

- обособление имущества проекта с помощью специализированного юридического лица - проектной компании;

- предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту;

- использование будущего дохода для погашения обязательств перед кредиторами на стадии строительства;

- коллективная реализация прав кредиторов;

- защита денежного потока проекта.

В связи с недостаточностью правового регулирования проектного финансирования в российском праве российские спонсоры и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам зарубежного права для заключения сделок проектного финансирования. Инструменты российского права используются в сделках проектного финансирования в ограниченной степени или не используются вовсе в силу их неконкурентоспособности по сравнению с инструментами зарубежного права.

В настоящее время разработан и обсуждается проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский Кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)».

Данный законопроект предусматривает введение ряда новых для российского законодательства понятий и инструментов в области проектного финансирования:

- специализированные хозяйственные общества (проектные компании);

- соглашения кредиторов;

- новый механизм уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;

- новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);

- управляющий залогом.

Главная цель создания проектной компании -обособление имущества проекта и использование этого имущества для реализации проекта и предоставления обеспечения кредиторам. Поскольку требования кредиторов по проекту удовлетворяются только за счет имущества проекта, необходимо устранить возможность предъявления к проектной компании требований со стороны лиц, которые не вовлечены в проект. В законопроекте данный вопрос решается путем введения в федеральные законы конструкции специализированного хозяйственного общества (далее - СХО), в уставе которого может быть предусмотрен исчерпывающий список сделок, которые вправе совершать СХО в целях реализации проекта. При этом совершение СХО сделки, которая не предусмотрена его уставом, не влечет возникновения обязанностей для СХО. Это позволяет обезопасить имущество проекта от притязаний со стороны лиц, которые не участвуют в его финансировании или реализации.

Для защиты третьих лиц от возможных злоупотреблений со стороны органов СХО при совершении сделок в нарушение положений устава СХО в законопроекте вводится правило о том, что СХО использует в своем наименовании слова «специализированное хозяйственное общество», а иные лица не вправе использовать такое наименование. Это дает третьим лицам сигнал о том, что их контрагент (СХО) может заключать только ограниченный круг сделок.

Наиболее значимым имуществом проекта являются:

- построенный (реконструированный) объект;

- доход, генерируемый таким объектом.

Но на момент предоставления финансирования это имущество отсутствует. И у кредиторов нет гарантий того, что когда объект будет построен и начнет приносить доход, заемщик (проектная компания) предоставит им объект и доход в качестве обеспечения. Поэтому в законодательстве необходимы нормы, которые дают залогодателю возможность предоставлять кредиторам в залог имущество, которое появится у залогодателя в будущем, включая будущие права.

Залог будущих прав по договорам, которые проектная компания заключает на момент предоставления финансирования или заключит в будущем, обеспечивает предоставление дохода по проекту в качестве обеспечения кредиторам по проекту. Такими договорами, например, являются:

- договоры о продаже продукции или оказании услуг, производимых в рамках проекта;

- договоры о предоставлении в аренду помещений объекта, построенного в рамках проекта.

Существенной особенностью залога будущих прав является тот факт, что на момент заключения договора о залоге проектной компании могут быть не известны точные условия будущих договоров, конкретные лица, с которыми будут заключаться такие договоры, а также даты заключения договоров. Соответственно для предоставления в залог прав из будущих договоров у кредиторов и проектной компании должна быть правовая возможность описывать такие права в договоре о залоге путем указания их родовых признаков. Те же проблемы касаются и залога иного будущего движимого имущества проектной компании. Как и доход по проекту, объект недвижимости еще не существует на стадии предоставления финансирования на его строительство.

Поэтому кредиторам необходим правовой инструмент, который позволил бы предоставлять в обеспечение объект недвижимости еще до начала его строительства. В сделках долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости таким инструментом является договор долевого участия в строительстве. В то же время для развития рынка проектного финансирования кредиторам необходим инструмент общего действия, который можно использовать в проектах с различными структурами финансирования.

В связи с этим в законопроекте предлагается общий инструмент залога будущего объекта недвижимости - договор о предоставлении ипотеки, в котором так же, как и в договоре долевого участия строительства, идентификация строящегося объекта осуществляется на основе земельного участка, на котором строится объект. Кроме того, законопроект вводит норму о внесении записи об ипотеке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании договора о предоставлении ипотеки в момент регистрации права собственности на строящийся объект недвижимости.

В новом законопроекте много новаций, стимулирующих развитие проектного финансирования. Однако в нем отсутствуют:

- определение проектного финансирования, отражающего его мультиинструментальный характер,

- предложения о введении специального счета, аккумулирующего все потоки проектной компании и обеспечивающего контроль целевого использования средств проекта.

Это не позволяет пока сделать вывод, что с выходом этого закона в России будет создана эффективная законодательная база проектного финансирования.

Важной особенностью проектного финансирования, ограничивающей возможности его применения, являются высокие требования к квалификации и профессионализму специалистов, занимающихся структурированием схемы сделки и организацией ее выполнения и последующего сопровождения. Специалисты в области проектного финансирования должны знать все инструменты, используемые в российской и международной практике финансирования компаний. На рынке банковских кадров существует их постоянный дефицит.

Для развития рынка инвестиционных проектов, формирования профессиональной среды для их реализации Внешэкономбанк продолжает выполнение в Москве и регионах образовательного проекта Подготовка специалистов - участников инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке институтов развития, а совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации - проектов повышения квалификации специалистов органов государственного и муниципального управления в области подготовки и реализации проектов ГЧП.

В силу своей специфики, сложности и трудоемкости проектное финансирование еще длительное время в России будет развиваться в основном крупнейшими коммерческими банками и институтами развития.

Будущее проектного финансирования в России связано со снятием рассмотренных ограничений его применения и активной позицией российских институтов развития.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

2. О залоге: Федеральный закон от 19.07.2007 № 197-ФЗ.

3. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ.

4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

6. О банкротстве: Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.