Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / КРИЗИС / NATIONAL ECONOMY / SPATIAL DEVELOPMENT / REAL ECONOMY / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STRATEGIC DEVELOPMENT / CORONAVIRUS PANDEMIC / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смыслова Ольга Юрьевна, Осипова Ирина Викторовна, Филоненко Наталья Юрьевна, Иванова Наталья Валерьевна

Цель работы. В статье раскрываются перспективы развития бизнеса в реальном секторе экономики в новых кризисных условиях постпандемии. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. В работе использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение информации), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материалов. Основой для проведения исследования послужили труды ученых по вопросам цифровизации экономики и разработки направлений развития предпринимательского сектора в сложных условиях кризиса экономики. Результаты работы. В сложившихся условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, наиболее пострадавшими признаны предприятия малого и среднего бизнеса, а именно те, кто работает в особо уязвимых отраслях экономики (автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, общественное питание, культура и спорт и др). В этой связи в работе делается вывод, что принимаемые Правительством РФ беспрецедентные меры по поддержке предприятий и организаций, функционирующих в особо пострадавших отраслях экономики, следует рассматривать в качестве важнейших и стратегически необходимых инструментов государственной помощи, которые направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране в целом, сохранение занятости, недопущение роста безработицы населения, а также финансовую поддержку функционирующих предприятий для выплат заработной платы своим сотрудникам в период кризиса. В работе предложены перспективные направления развития предприятий реального сектора экономики в условиях кризиса. Ключевую роль в дальнейшем развитии должно сыграть массовое внедрение цифровых технологий, а также экосистем их распространения и использования. Благодаря такому воздействию этих передовых технологий предполагается постепенный переход к новой распределительной модели бизнеса в сочетании с развитием роботизации и цифровизации большого количества производственно-хозяйственных процессов, которая позволит «превратить продукты в сервисы» и расширить цепочки создания ценностей, поставок товаров и услуг. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для выстраивания стратегии бизнеса в новых условиях постпандемии. Выводы. Если по максимуму учесть предложенные рекомендации и выстроить стратегию бизнеса, рецессия может стать точкой роста: открываются новые возможности, появляются новые партнеры, высвободившаяся ниша рынка предстает новым направлением развития бизнеса по приемлемой цене и условиям функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смыслова Ольга Юрьевна, Осипова Ирина Викторовна, Филоненко Наталья Юрьевна, Иванова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF REAL SECTOR ENTERPRISES ECONOMICS IN THE NEW REALITIES OF POST-PANDEMICS

Purpose of work. The article reveals the prospects for business development in the real sector of the economy in the new post-pandemic crisis conditions. Method or methodology of the work. The research is based on a General scientific methodology that provides for a systematic approach to problem solving. The paper uses methods of empirical research (observation, comparison, collection and study of information), current and prospective analysis and synthesis of theoretical and practical materials. The research was based on the works of scientists on the issues of digitalization of the economy and the development of directions for the development of the business sector in difficult conditions of the economic crisis. Result of work. In the current conditions of the crisis caused by the coronavirus pandemic, the most affected are small and medium-sized businesses, namely those working in particularly vulnerable sectors of the economy (road transport, air transport, tourism, exhibition activities, hotels, entertainment and leisure, public catering, culture and sports, etc.). In this regard, the paper concludes that the unprecedented measures taken By the government of the Russian Federation to support enterprises and organizations operating in particularly affected sectors of the economy should be considered as the most important and strategically necessary tools of state assistance aimed at stabilizing the economic situation in the country as a whole, maintaining employment, preventing the growth of unemployment, as well as financial support for functioning enterprises to pay their employees during the crisis. The paper offers promising directions for the development of enterprises in the real sector of the economy in a crisis. Mass adoption of digital technologies, as well as their distribution and use ecosystems, should play a key role in further development. Thanks to this impact of these advanced technologies, a gradual transition to a new distribution business model is expected, combined with the development of robotics and digitalization of a large number of production and economic processes, which will "turn products into services" and expand the value chain, supply of goods and services. Scope of the results. The results of the study can be used to build a business strategy in the new post-pandemic environment. Conclusions. If you take into account the proposed recommendations to the maximum and build a business strategy, the recession can become a point of growth: new opportunities open up, new partners appear, and the freed market niche appears as a new direction of business development at an acceptable price and operating conditions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ»

Экономика предпринимательства

УДК: 338 СМЫСЛОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

д.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

ФИЛОНЕНКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

к.филол.н., доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг»Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

старший преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

ОСИПОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-04-107-115 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ПОСТПАНДЕМИИ

Аннотация. Цель работы. В статье раскрываются перспективы развития бизнеса в реальном секторе экономики в новых кризисных условиях постпандемии. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. В работе использованы методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение информации), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материалов. Основой для проведения исследования послужили труды ученых по вопросам цифровизации экономики и разработки направлений развития предпринимательского сектора в сложных условиях кризиса экономики. Результаты работы. В сложившихся условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, наиболее пострадавшими признаны предприятия малого и среднего бизнеса, а именно те, кто работает в особо уязвимых отраслях экономики (автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, общественное питание, культура и спорт и др). В этой связи в работе делается вывод, что принимаемые Правительством РФ беспрецедентные меры по поддержке предприятий и организаций, функционирующих в особо пострадавших отраслях экономики, следует рассматривать в качестве важнейших и стратегически необходимых инструментов государственной помощи, которые направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране в целом, сохранение занятости, недопущение роста безработицы населения, а также финансовую поддержку функционирующих предприятий для выплат заработной платы своим сотрудникам в период кризиса. В работе предложены перспективные направления развития предприятий реального сектора экономики в условиях кризиса. Ключевую роль в дальнейшем развитии должно сыграть массовое внедрение цифровых технологий, а также экосистем их распространения и использования. Благодаря такому воздействию

этих передовых технологий предполагается постепенный переход к новой распределительной модели бизнеса в сочетании с развитием роботизации и цифровизации большого количества производственно-хозяйственных процессов, которая позволит «превратить продукты в сервисы» и расширить цепочки создания ценностей, поставок товаров и услуг. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы для выстраивания стратегии бизнеса в новых условиях постпандемии. Выводы. Если по максимуму учесть предложенные рекомендации и выстроить стратегию бизнеса, рецессия может стать точкой роста: открываются новые возможности, появляются новые партнеры, высвободившаяся ниша рынка предстает новым направлением развития бизнеса по приемлемой цене и условиям функционирования. Ключевые слова: экономика страны, пространственное развитие, реальный сектор экономики, малый и средний бизнес, стратегическое развитие, пандемия коронавируса, кризис.

SMYSLOVA OLGA YURYEVNA

Dr.Sc. of Economics, associate Professor, Professor of the Department of Economics, management and marketing of the Lipetsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: [email protected]

FILONENKO NATALIA YURYEVNA

Ph.D. in Philology, associate Professor of the Department of Economics, management and marketing»Lipetsk branch of Finance University under

the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

IVANOVA NATALIA VALER'EVNA

senior lecturer of the Department «Economics, management and marketing»

of the Lipetsk branch of the financial University University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: [email protected]

OSIPOVA IRINA IKTOROVNA

Ph.D. in Economics, associate Professor of the Department of Economics, management and marketing of the Lipetsk branch of Finance University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: [email protected]

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF REAL SECTOR ENTERPRISES ECONOMICS IN THE NEW REALITIES OF POST-PANDEMICS

Abstract. Purpose of work. The article reveals the prospects for business development in the real sector of the economy in the new post-pandemic crisis conditions. Method or methodology of the work. The research is based on a General scientific methodology that provides for a systematic approach to problem solving. The paper uses methods of empirical research (observation, comparison, collection and study of information), current and prospective analysis and synthesis of theoretical and practical materials. The research was based on the works of scientists on the issues of digitalization of the economy and the development of directions for the development of the business sector in difficult conditions of the economic crisis. Result of work. In the current conditions of the crisis caused by the coronavirus pandemic, the most affected are small and medium-sized businesses, namely those working in particularly vulnerable sectors of the economy (road transport, air transport, tourism, exhibition activities, hotels, entertainment and leisure, public catering, culture and sports, etc.). In this regard, the paper concludes that the unprecedented measures taken By the government of the Russian Federation to support enterprises and organizations operating in particularly affected sectors of the economy should be considered as the most important and strategically necessary tools of state assistance aimed at stabilizing the economic situation in the country as a whole, maintaining employment, preventing the growth of unemployment, as well as financial support for functioning enterprises to pay their employees during the

crisis. The paper offers promising directions for the development of enterprises in the real sector of the economy in a crisis. Mass adoption of digital technologies, as well as their distribution and use ecosystems, should play a key role in further development. Thanks to this impact of these advanced technologies, a gradual transition to a new distribution business model is expected, combined with the development of robotics and digitalization of a large number of production and economic processes, which will "turn products into services" and expand the value chain, supply of goods and services. Scope of the results. The results of the study can be used to build a business strategy in the new post-pandemic environment. Conclusions. If you take into account the proposed recommendations to the maximum and build a business strategy, the recession can become a point of growth: new opportunities open up, new partners appear, and the freed market niche appears as a new direction of business development at an acceptable price and operating conditions.

Keywords: national economy, spatial development, real economy, small and medium-sized businesses, strategic development, coronavirus pandemic, crisis.

Введение. Еще в начале 2020 года никто не предполагал, что начавшаяся весной пандемия коронавируса охватит не только все страны, но коренным образом изменит жизнь и деятельность населения всего земного шара. Накатывая как волна, эпидемия постепенно парализовы-вала «жизненно важные сосуды и артерии» отраслей экономики страны, затормаживая, а во многих случаях останавливая, производственно-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Наиболее чувствительными к такого рода «экономическим аномалиям» оказались субъекты малого и среднего бизнеса. И это, как показывает практика, закономерное явление.

Стоит оглянуться всего лишь на 30 лет назад, и мы увидим, что Россия уже переживала два крупнейших экономических кризиса: это дефолт 1998 года, который стал следствием внутренней экономической политики 1992-1998 годов и «азиатского» кризиса, и кризис 2008 года как следствие мирового финансового упадка. Каждый из этих периодов имел серьезные негативные последствия для экономики страны, которые проявлялись в накапливании структурных проблем, замедлении темпа роста экономики, обострении ситуации на политической арене и финансовому упадку. Тем не менее приминаемые на уровне государства меры поддержки по стабилизации в стране не позволили окончательно обрушить российскую экономику, а создали новые условия для ее роста и развития. Так, к примеру, введенные после присоединения Крыма к России западные санкции послужили вводу с нашей стороны моратория на ввоз некоторых видов продукции из-за границы, что дало толчок к развитию отечественного рынка товаропроизводителей. Многие российские сельхозпредприятия смогли выйти не только на региональные, но и международные рынки сбыта; фермерские хозяйства получили государственную поддержку и «задышали», насыщая продуктовые рынки отечественной продукцией.

Все это подтверждает тот факт, что развитие экономики подвержено циклическому характеру, вызванному как объективными, так и субъективными причинами. Как отмечается во многих научных исследованиях, для некоторых предпринимателей экономический кризис является смертельным ударом, после которого они не могут восстановиться и ликвидируются. Для других — это возможность развития, поиск новых незанятых ниш и развитие современных, конкурентоспособных видов деятельности, востребованных в новых условиях развития экономики и общества в целом. Мы придерживаемся того же мнения, что и многие эксперты-экономисты [1, 2, 3, 5, 8, 9], что в нынешних условиях таким новым вектором развития экономики должна стать цифровизация и применение на этом фоне современных цифровых технологий. В связи с этим, как нам видится, для разработки мер по выходу из кризиса и стабилизации экономики важно рассмотреть направления цифровизации экономики и применения современных цифровых технологий в развитии региональных производственных систем, которые, в свою очередь, мы будем рассматривать в качестве основного двигателя экономики любого региона и страны в целом.

Организационно-правовые основы развития процессов цифровизации в России

По данным исследования ученых из Лаборатории исследования проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС [6], было установлено, что от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, потенциально могут пострадать дополнительно около 65 % субъектов малого и сред-

него бизнеса. Причиной такой ситуации следует рассматривать принадлежность предприятий к тем видам экономической деятельности, которые вошли в список особо уязвимых отраслей, подготовленный Правительством РФ1 и Банком России2. Сюда вошли такие виды деятельности, как автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, общественное питание, бытовые услуги, культура и спорт и др.

Принимаемые Правительством РФ беспрецедентные меры по поддержке предприятий и организаций, функционирующих в особо пострадавших отраслях экономики, следует рассматривать в качестве важнейших и стратегически необходимых инструментов государственной помощи, которые направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране в целом, сохранение занятости, недопущение роста безработицы населения, а также финансовую поддержку функционирующих предприятий для выплат заработной платы своим сотрудникам в период кризиса. Такая незамедлительная реакция со стороны федеральных органов государственной власти на «обеспечение устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» дает основания считать, что государство в качестве основной цели видит реализацию комплекса стратегических мер, направленных на сохранение и поддержание экономики страны и ее населения в целом.

При этом важно отметить тот факт, что наряду с реализуемыми Правительством РФ многочисленными мерами поддержки граждан, бизнеса, регионов страны и в целом экономики в условиях борьбы с коронавирусом все большее внимание со стороны государства отводится развитию процессов цифровизации и наращиванию потенциала цифровой экономики страны.

Присоединяясь к мнению Д. С. Медовникова и его коллег из Высшей школы экономики [15], которые в своем докладе «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса» описывают процесс цифровизации как «... социально-экономическую трансформацию, инициированную массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации», важно отметить следующее: современная цифровая экономика является продуктом развития информационного общества за последние 35-40 лет. И сегодня на современном этапе трансформации общественных и экономических отношений мы пришли к понимаю того, что системный и последовательный переход в цифровой вид традиционных форм деловых и производственных отношений, а также форм взаимодействия населения и предприятий с государством является неизбежным процессом предстоящих изменений, серьезным толчком к которым послужила ситуация в стране, вызванная пандемией короновируса.

Анализ предыдущих лет показал, что разработка и масштабное внедрение государственных программ цифровизации экономики или отдельных ее сфер стали общемировым трендом. В этот процесс активно включилась и Российская Федерация. Понимание того, что «.новый скачок в цифровом и технологическом развитии способен обеспечить стране и ее регионам не только устойчивый экономический рост, но и лидирующие позиции по производству лучших цифровых и технических решений нового поколения, послужило толчком к активной разработке и внедрению новых государственных программ3, созданию коммерческих и некоммерческих объединений, специализирующихся на продвижении идеи компьютеризации производства и развитии технологических инноваций» [13].

Утвержденная Правительством РФ в 2017 году программа «Цифровая экономика Российской Федерации» создала новую организационную основу для развития цифровой экономики в Российской Федерации, в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет»4. В целях обеспечения условий для развития в Российской Феде-

1 Решения, принятые на заседании Правительства 16 апреля 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/39520/, свободный. — Загл. с экрана. Дата обращения 15.04.2020.

2 Пресс-релиз Банка России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/press/PR/? file=20032020_133645if2020-03-20T13_36_08.htm, свободный. — Загл. с экрана.

3 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (с изменениями и дополнениями)»; Национальный проект «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 год.

4 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/

Шes/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLWPgu4bvR7M0.pdf, дата обращения: 27.04.2020, свободный. — Загл. с экрана.

рации общества знаний Президентом РФ была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»5. В соответствии с данной Стратегией в Российской Федерации в настоящее время реализуются мероприятия по развитию информационных и коммуникационных технологий, направленных на формирование информационного общества, создание национальной цифровой экономики и обеспечение тем самым национальных интересов государства.

В 2018 году майским указом Президента РФ6 были определены ключевые задачи по осуществлению прорывного научно-технологического и экономического развития Российской Федерации, часть из которых легли в основу национальных проектов «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», а также национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»7.

Обозначенные выше нормативно-правовые и организационные документы в области циф-ровизации и развития информационного общества дают основание полагать, что в экономике России создана организационно-правовая основа для развития новых технологий и высококонкурентных производств, которые в сегодняшних условиях кризиса должны стать локативом экономического роста в производственном секторе экономики страны.

Перспективы развития реального сектора экономики в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса

Как показывают последние исследования [6], от последствий пандемии коронавируса в наибольшей мере пострадали предприятия малого и среднего бизнеса. В период карантина значительное падение спроса на услуги индустрии общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, а также индустрии красоты и товаров непродовольственного сектора, вызванное в первую очередь объявлением Правительством РФ долговременных нерабочих дней и обязательной самоизоляцией населения страны, это катастрофически негативно отразилось на финансово-экономической стабильности хозяйствующих субъектов России и вызвало ряд негативных последствий. Те предприятия, которые по различным причинам не смогли быстро перестроиться на предоставление товаров и услуг в онлайн-режиме или в формате индивидуальной траектории развития бизнеса, попали в число потенциальных банкротов.

Весьма вероятным сценарием развития дальнейших событий представляется снижение числа предприятий в секторе малого и среднего бизнеса. Как следствие этого, многие предприятия обанкротятся [17]. Из-за значительного падения доходов населения кризис следует рассматривать в виде стремительного сжатия спроса и «коллапса предложения». В этой связи в качестве мер по стабилизации ситуации следует рассматривать переход и активное внедрение цифровых технологий и процессов в бизнес-модели управления компаниями.

Как отмечают аналитики компании Microsoft, «ключевую роль в дальнейшем развитии мировой ИТ-индустрии должно сыграть массовое внедрение так называемых "технологических платформ" — наборов совместимых технологий, продуктов и каналов их распространения, а также экосистем их распространения и использования. Основными элементами этих новых технологических платформ в настоящее время считаются: облачные вычисления, мобильность, интернет вещей, технологии больших данных, бизнес-аналитики и машинного обучения» [16]. Благодаря такому воздействию этих передовых платформенных технологий, предполагается постепенный переход к новой распределительной модели бизнеса в сочетании с развитием роботизации и цифровизации большого количества производственно-хозяйственных процессов, которая позволит «превратить продукты в сервисы» и расширить цепочки создания ценностей, поставок товаров и услуг.

Проведенные ранее нами исследования по анализу готовности регионов к новой промышленной революции [4, 13], разработке мер государственного регулирования деятельности

5 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/, свободный. — Загл. с экрана.

6 Указ Президента РФ от 07.09.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57425, свободный. — Загл. с экрана. Дата обращения 20.04.2020.

7 Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты [Электронный ресурс] http://government.ru/ projects/selection/741/35675/, свободный. — Загл. с экрана. Дата обращения 20.04.2020.

предприятий сельскохозяйственного машиностроения в кризисных условиях развития [11], поиску новых возможностей для развития агробизнеса на сельских территориях через инвестиции в технологии [14], а также применению современных геоинформационных систем в макроэкономическом и пространственном регулировании устойчивого развития территорий страны [12] позволили нам сегодня сделать вывод, что наблюдаемая последние годы положительная динамика развития территории регионов, обусловленная рядом механизмов пространственного развития, в числе которых государственная поддержка приоритетных направлений, развитие агломераций, масштабное внедрение инноваций и технологическая модернизация, развитие ОЭЗ и ТОСЭР и многие другое, предполагает наличие на этих территориях высокого уровня потенциала к устойчивому развитию (экономического, социального, инновационного, инвестиционного), обеспечивающего «быструю реакцию» и менее болезненную адаптацию к негативным макроэкономическим воздействиям. При этом ключевую роль в этом процессе обеспечивает развитие и наращивание объемов использования предприятиями реального сектора экономики в своей производственно-хозяйственной деятельности информационно-телекоммуникационных технологий.

Для обеспечения этого процесса необходимо развитие пяти основных элементов цифровой экономики: инфраструктурного, технологического, программного, а также нормативного и законодательного. Как уже было отмечено нами выше, работа в этом направлении в России ведется достаточно активно, и в настоящее время разработано необходимое количество нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих и регулирующих организацию этих процессов.

Как нам видится, в условиях постпандемии и поиска путей выхода экономики страны из кризиса необходимо обратить особое внимание на активную разработку и внедрение процессов цифровизации в новые распределительные бизнес-модели управления компаниями. Данные модели, в которых «сотрудники по максимуму перемещаются в хоум-офисы и общение ведется не только через почту или видеочат, но также с использованием виртуальных заменителей совещаний, презентаций, присутствия» [18, 20], в настоящее время приобретают особую популярность, и многие компании стремятся перейти на новый формат работы. При этом одновременно возникают трудности перевода сотрудников на удаленный режим работы, связанные в основном с большими финансовыми издержками. Впрочем, как показали опросы некоторых предпринимателей, пандемия оказалась для многих компаний так называемым катализатором, который позволил в короткий срок рационально распределить и перенастроить профиль работы не задействованных в непрерывных производственных процессах работников. Однако в этих условиях нам видится в дальнейшем вероятность возникновения проблемы с выводом определенного количества работающих на удаленном доступе сотрудников на аутсорсинг или полное сокращение и перевода их функционала в цифровую систему. В данном случае следует говорить о поиске новых направлений развития компании, запуске новых проектов и переориентации высвободившихся работников на новые направления развития бизнеса.

Выводы и рекомендации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что новые экономические реалии, в которых функционируют сейчас и будут развиваться в дальнейшем предприятия реального сектора экономики, дают возможность предпринимателям перестроить свой бизнес на новый формат организации бизнес-процессов. И практика показывает, что многие предприниматели открыли свой бизнес именно в трудные времена кризиса.

В этих условиях современные цифровые технологии могут помочь компаниям стать более гибкими, а значит, более устойчивыми к происходящим изменениям.

Как известно, в кризисный период бизнесу важно сохранить финансовую устойчивость, что заставляет многие компании искать пути оптимизации затрат. По мнению аналитиков, избежать проблем, не востребованных в связи потерей спроса на продукцию и услуги, можно с помощью облачных технологий. «Облачные сервисы сохраняют продуктивность работы сотрудников в удаленном режиме и смягчают резкие колебания спроса» [7].

Сложившаяся ситуация с самоизоляцией населения страны показала, что люди смогли переключиться на дистанционный формат взаимодействия, и получение товаров и услуг в он-

лайн-формате становится привычным и достаточно удобным способом ведения дел. В этой связи цифровизация становится трендовым направлением развития бизнеса [10].

Однако важно отметить, что переход на цифровые технологии, с одной стороны, должен облегчить работу компании, с другой стороны — может повлечь за собой сокращение штата сотрудников и пополнить безработными рынок труда, что в кризисных условиях негативно влияет на общее благосостояние населения и экономики страны в целом. В этих условиях большинство специалистов сходятся во мнении, что важно сохранить коллектив компании, так как потеря высокопрофессиональных кадров нанесет больший урон бизнесу, нежели их присутствие на рабочих местах. В подобных ситуациях предлагается переориентировать имеющиеся свободные рабочие силы на поиск и реализацию новых направлений развития компании. Это возможно осуществить за счет оптимизации производственных процессов, внедрения цифровых технологий, разработки и применения диверсифицированных направлений развития бизнеса с ориентацией на новые незанятые рынки сбыта товаров и услуг. Высвободившихся специалистов целесообразно направлять на переобучение и повышение квалификации, чтобы сохранить сложившийся коллектив профессионалов и обеспечить подготовленными кадрами развитие новых областей и видов деятельности компании. Но при этом необходимо помнить, что работников должно быть столько, чтобы вести бизнес намеченными темпами.

Кризис меняет поведение людей, их образ жизни и отношение к деньгам. Именно поэтому на сломе экономических эпох реализуются самые смелые бизнес-идеи [19]. В этих условиях важно не упустить время на раскачку. «Больше всего заработает тот, что откроет новаторский бизнес первым. Этот же пионер привлечет больше инвесторов» [21].

Не менее важными аспектами сохранения и развития бизнеса в период кризиса следует рассматривать доступность цены и внимание к клиенту. В период экономической нестабильности на плаву, как правило, остаются те компании, которые смогут охватить и сохранить как можно больше клиентов по приемлемой для них цене. И именно цена выступает здесь ключевым фактором успеха. При этом учет индивидуальных предпочтений и требований клиентов может усилить положительный эффект и нарастить клиентскую базу компании.

Все рассмотренные выше рекомендации указывают на формирование так называемых новых трендов развития бизнеса в посткризисной экономике. Здесь можно говорить о направлениях, где есть шансы начать, сохранить и главное — развить свой бизнес. Если по максимуму учесть предложенные рекомендации и выстроить стратегию бизнеса, рецессия может стать точкой роста: открываются новые возможности, появляются новые партнеры, высвободившаяся ниша рынка предстает новым направлением развития по приемлемой цене и условиям ведения бизнеса. Опыт прошлых лет показал, что в кризис выживают не самые креативные, а самые дальновидные и организованные. Даже самая креативная идея должна быть грамотно выстроена и обеспечена необходимыми ресурсами.

Литература

1. Абрамов В. И., Евдокимов Д. С. Влияние цифровизации на развитие региональных социально -экономических систем в России и за рубежом // Региональное управление и развитие. — 2019. — С. 6-21.

2. Водянова В. В., Заичкин Н. И. Риски в области цифровизации экономики // СИЛА систем. — 2019. — № 2 (11). — С. 6-11.

3. Гаджиев Н. Г., Коноваленко С. А., Трофимов М. Н. Создание и развитие новых форм взаимодействия государства и бизнеса //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 11. — С. 1713.

4. Гис-технологии для управления устойчивым пространственным развитием регионов России: коллективная монография / Строев П. В., Фаттахов Р. В., Макар С. В., Власюк Л. И., Кашин В. К., Макрушин С. В., Нестерова Н. Н., Низамутдинов М. М., Решетников С. Б., Скирдов М. Р., Смыслова О. Ю., Москва, 2018.

5. Зверева А. А., Беляева Ж. С., Coxar ^ Влияние цифровизации экономики на благосостояние в развитых и развивающихся странах // Экономика региона. — 2019. — Т. 15. — Вып.4. — С. 1050-1062.

6. Земцов С. П., Царева Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально -экономического развития. — 2020. — № 10(112). Апрель.

7. Колебания спроса: как бизнесау стать устойчивее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.bfm.ru/news/439852, своб. — Загл. с экрана. Дата обращения 01.05.2020.

8. Магомедов А. М., Камилов М.-К. Б. Общенациональные и региональные аспекты развития цифровой экономики //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 11. — С.14-26.

9. Макаров В. Л. Глобальное цифровое общество и трансформация ценностей // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Междунар. Лихачевские науч. чтения (18-20 мая 2017г.). СПб.: Изд-во СПбГУП. — 2017. — 592 с.

10. Савельев А. И. Влияние современных информационных технологий по обработке «Больших Данных» (BigData) на защиту частной жизни при трансграничной передаче персональных данных: Зарубежный и российский опыт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.hse.ru/ data/2014/11/29/, свободный. — Загл. с экрана. Презентация: 1104568120/Big%20Data.% 20презентация.pdf

11. Савенкова О. Ю., Глеков П. М., Юдин О. И. Государственное регулирование деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения, направленное на снижение рисков // ФЭС: Финансы. Экономика. — 2013. — № 9. — С. 42-49.

12. Смыслова О. Ю., Нестерова Н. Н., Меренкова И. Н., Строев П. В. Гис-моделирование в системе макроэкономического и пространственного регулирования устойчивого развития России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2017. — № 3-1. — С. 69-80.

13. Смыслова О. Ю. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции / О. Ю. Смыслова //Вестник Томского государственного университета: Экономика. — 2019. — № 48. — С. 9-28.

14. Смыслова О. Ю. Инвестиции в технологии: новые возможности для развития агробизнеса на сельских территориях / Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях, Воронеж. 2019. — С. 79-83.

15. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Доклад ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://imi.hse.ru/pr2017 1, свободный. — Загл. с экрана. Дата обращения 27.04.2020.

16. Цифровая трансформация: технологии и примеры индустриального применения, Microsoft Corporation, 2017.

17. Яськова Н. Ю., Лукманова И. Г. Новые горизонты конкурентоспособности национальной экономики // Технология текстильной промышленности. — 2019. — №2 (380). — С. 23-28.

18. On the way to welfare 4.0. Digitalization of the Welfare State in labor market, health care and innovation policy: a European Comparison /Buhr D., Christ C., Fregin M., Schmid J., Tramer M. Berlin: Friedrich-Ebert -Stiftung, 2016. — 45 p.

19. Evangelista R., Guerrieri P., Meliciani V. The economic impact of digital technologies in Europe. Camerino: University of Camerino, 2014. 15 p.

20. Bloomberg J. Digitization, digitalization, and digital transformation: confuse them at your peril. 2018. [An electronic resource]. Access mode: https://www.forbes.com/sites/jasonbloomberg/2018/04/29/ (дата обращения: 15.04.2020), free. Heading from the screen.

21. Lane J., Stodden V., Bender S., Nissenbaum H. Privacy, Big Data and the Public Good: Frameworks for Engagement. Cambridge University Press, 2014. 344 p.

References:

1. Abramov V. I., Evdokimov D. S. Vliyanie cifrovizacii na razvitie regional'nyh social'no-ekonomicheskih sis-tem v Rossii i za rubezhom //Regional'noe upravlenie i razvitie. — 2019. — S. 6-21.

2. Vodyanova V. V., Zaichkin N. I. Riski v oblasti cifrovizacii ekonomiki // SILA sistem. — 2019. — № 2 (11). — S. 6-11.

3. Gadzhiev N. G., Konovalenko S. A., Trofimov M. N. Sozdanie i razvitie novyh form vzaimodejstviya gosudar-stva i biznesa //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. — 2019. — № 11. — S. 17-13.

4. Gis-tekhnologii dlya upravleniya ustojchivym prostranstvennym razvitiem regionov Rossii: kollektivnaya monografiya / Stroev P. V., Fattahov R. V., Makar S. V., Vlasyuk L. I., Kashin V. K., Makrushin S. V., Nesterova N. N., Nizamutdinov M. M., Reshetnikov S. B., Skirdov M. R., Smyslova O. YU., Moskva, 2018.

5. Zvereva A. A., Belyaeva ZH. S., Coxar K. Vliyanie cifrovizacii ekonomiki na blagosostoyanie v razvityh i razvivayushchihsya stranah //Ekonomika regiona. — 2019. — T. 15. — Vyp.4. — S. 1050-1062.

6. Zemcov S. P., Careva YU. V. Tendencii razvitiya sektora malyh i srednih predpriyatij v usloviyah pandemii i krizisa //Monitoring ekonomicheskoj situacii v Rossii. Tendencii i vyzovy social'no-ekonomicheskogo razvitiya. — 2020. — № 10(112). Aprel'.

7. Kolebaniya sprosa: kak biznesau stat' ustojchivee [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.bfm.ru/news/439852, svob. — Zagl. s ekrana. Data obrashcheniya 01.05.2020.

8. Magomedov A. M., Kamilov M. -K. B. Obshchenacional'nye i regional'nye aspekty razvitiya cifrovoj ekonomiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. — 2019. — № 11. — S. 14-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Makarov V. L. Global'noe cifrovoe obshchestvo i transformaciya cennostej // Global'nyj mir: sistemnye sdvi-gi, vyzovy i kontury budushchego: XVII Mezhdunar. Lihachevskie nauch. chteniya (18-20 maya 2017 g.). SPb.: Izd-vo SPbGUP. — 2017. — 592 s.

10. Savel'ev A. I. Vliyanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij po obrabotke «Bol'shih Dann-yh» (BigData) na zashchitu chastnoj zhizni pri transgranichnoj peredache personal'nyh dannyh: Zarubezhnyj i rossijskij opyt // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pravo.hse.ru/data/2014/11/29/, svobodnyj. — Zagl. s ekrana. Prezentaciya: 1104568120/Big%20Data.%20prezentaciya.pdf

11. Savenkova O. YU., Glekov P. M., YUdin O. I. Gosudarstvennoe regulirovanie deyatel'nosti predpriyatij sel'skohozyajstvennogo mashinostroeniya, napravlennoe na snizhenie riskov // FES: Finansy. Ekonomika. — 2013. — № 9. — S. 42-49.

12. Smyslova O. YU., Nesterova N. N., Merenkova I. N., Stroev P. V. Gis-modelirovanie v sisteme mak-roekonomicheskogo i prostranstvennogo regulirovaniya ustojchivogo razvitiya Rossii // Izvestiya Tul'skogo

gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. — 2017. — № 3-1. — S. 69-80.

13. Smyslova O. YU. Gotovnost' regionov k novym vyzovam promyshlennoj revolyucii / O. YU. Smyslova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: Ekonomika. — 2019. — № 48. — S. 9-28.

14. Smyslova O. YU. Investicii v tekhnologii: novye vozmozhnosti dlya razvitiya agrobiznesa na sel'skih terri-toriyah / Upravlenie innovacionnym razvitiem agroprodovol'stvennyh sistem na nacional'nom i regional'nom urovnyah, Voronezh. 2019. — S. 79-83.

15. Cifrovaya ekonomika: global'nye trendy i praktika rossijskogo biznesa. Doklad VSHE. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://imi.hse.ru/pr2017 1, svobodnyj. — Zagl. s ekrana. Data obrashcheniya 27.04.2020.

16. Cifrovaya transformaciya: tekhnologii i primery industrial'nogo primeneniya, Microsoft Corporation, 2017.

17. YAs'kova N. YU., Lukmanova I. G. Novye gorizonty konkurentosposobnosti nacional'noj ekonomiki // Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti. — 2019. — №2 (380). — S. 23-28.

18. On the way to welfare 4. 0. Digitalization of the Welfare State in labor market, health care and innovation policy: a European Comparison /Buhr D., Christ C., Fregin M., Schmid J., Tramer M. Berlin: Friedrich-Ebert -Stiftung, 2016. — 45 p.

19. Evangelista R., Guerrieri P., Meliciani V. The economic impact of digital technologies in Europe. Camerino: University of Camerino, 2014. 15 p.

20. Bloomberg J. Digitization, digitalization, and digital transformation: confuse them at your peril. 2018. [An electronic resource]. Access mode: https://www.forbes.com/sites/jasonbloomberg/2018/04/29/ (data obrashcheniya: 15.04.2020), free. Heading from the screen.

21. Lane J., Stodden V., Bender S., Nissenbaum H. Privacy, Big Data and the Public Good: Frameworks for Engagement. Cambridge University Press, 2014. 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.