Научная статья на тему 'Перспективы развития предпринимательства Чеченской республики: сетевые формы объединения организаций'

Перспективы развития предпринимательства Чеченской республики: сетевые формы объединения организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаев Л. А.

Разработана и предложена сетевая форма организации производственного цикла на автомобильном транспорте и использование двухуровневой модели ее регулирования в условиях восстановления экономики Чеченской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития предпринимательства Чеченской республики: сетевые формы объединения организаций»

2^5

полезности получаемых благ, т.е. прирост полезности, полученный ими от использования субсидии, может быть значительно больше, что отразится на благосостоянии общества.

Таким образом, формализованной научной основы для сравнения экономических и социальных предпочтений при реализации экономических функций муниципалитетов пока не существует, но если в результате предпринятых мер наступает улучшение по Парето, можно утверждать, что общественное благосостояние повысилось. Т.к. не все действия муниципалитета приводят к таким изменениям, то межперсональные сопоставления необходимы для анализа эффективности реализации функций муниципалитета. При этом функция общественного благосостояния рассматривается нами как возможность оценить приращение доходов для лиц, имеющих разные уровни доходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровская М.А. Управление муниципальной собственностью в системе региональной экономики: теоретико-прикладной аспект. Автореферат. Ростов н/Д, 2002.

2. Вебер А. Теория размещения промышленности. М., 1926.

3. Велихов В.А. Основы городского хозяйства Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С. 218.

перспективы развития предпринимательства чеченской республики: сетевые формы объединения организаций

МУСАЕВ Л. А.

_ _0

Грозненский государственный нефтяной институт, кафедра «Информатика и менеджмент», q

ст. преподаватель, e-mail: musaevla@yandex.ru

Разработана и предложена сетевая форма организации производственного цикла на автомобильном ^

транспорте и использование двухуровневой модели ее регулирования в условиях восстановления ^

экономики Чеченской республики.

Ш

Ключевые слова: предпринимательство; сетевая организация; автомобильный транспорт; восстанов- д

ление экономики |—

00

Коды классификатора JEL: О 18, L 26 О

СУ

Сфера предпринимательства является важным элементом хозяйственной системы как страны в целом, так

и ее субъектов. Предпринимательство Чеченской Республики не является исключением в этом отношении. £

Предпринимательство играет постоянно растущую роль в мировой, национальной и региональной эконо- ^

мике. Ему присущи мобильность, способность к быстрой смене деятельности, адаптации к местным условиям ££

хозяйствования, сравнительно простая структура управления. Отличительная особенность организации и ю

функционирования предпринимательства в Чеченской Республике заключается в том, что он существует в ^

кризисных условиях всеобщего разрушения инфраструктуры промышленности, строительства и объектов ^ социально-бытовой сферы. Уровень нестабильности, кризиса ситуации не позволяет использовать в полной мере функциональные возможности предпринимательства.

Состояние экономики Чеченской Республики в значительной мере определяет транспортный комплекс и его инфрастуктура. В этих условиях возрастает роль автомобильного транспорта как предпринимательской системы

в восстановлении инфраструктуры экономики Чеченской Республики. С началом восстановления и развития от- ^

раслей экономики: сельского хозяйства, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов <

и т.д. в республике увеличились объемы перевозок, выполняемых автомобильным транспортом. Его техническое о

оснащение и состояние автодорожной сети должны обеспечить бесперебойное функционирование экономики и спрос как населения на пассажирские перевозки автобусами, так и предприятий строительной индустрии, занятых в восстановительном процессе экономики региона, на грузовые перевозки грузовыми автомобилями. Ак-

0

1_

0

1_

о

тивное развитие частного сектора на автомобильном транспорте ЧР, характерное для большинства регионов РФ, т

смягчило остроту проблем транспортного обслуживания населения, что нельзя сказать об обслуживании пред- ^

приятий и организаций различных форм собственности, занятых в восстановлении экономики республики. При о

сохранении сложившихся тенденций в ближайшее время транспортная ситуация в регионе начнет тормозить ^

экономический рост, не обеспечивая пространственной мобильности рабочей силы. =§

Предприятия транспортного комплекса Чеченской Республики, имеющие современные производствен- о

но-технические базы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, недостаточно загру- т жены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую

деятельность может стать важным импульсом для ее активизации. □

Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инноваци- ®

онной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе |

и рационализации производственно-рыночных процессов. Такое объединение усилий в некоторых странах о

оказалось довольно эффективным при реализации программ экономического развития регионов, а иногда и о

национальных систем [1]. 00

х ч

I-

Объединение участников бизнес-среды базируется на положениях сетевого подхода, получившего широкое распространение в международной хозяйственной практике последних десятилетий. Спецификой сетевого подхода (в рамках более общего системного подхода) является интеграция отраслевых и территориальных аспектов, возможность более полного использования инфраструктурного потенциала, а также способность к изменению конфигурации сети: замене элементов, присоединению дополнительных элементов.

Объединение организаций в единую сеть осуществляется на основе вертикальных и горизонтальных взаимодействий между различными бизнес-субъектами и их симбиозной взаимозависимости, определяемой принципом синергизма. Такие объединения позволяют малым и средним организациям комбинировать преимущества малых форм предпринимательства и крупных производств.

Одной из разновидностей современных сетевых объединений являются предпринимательские сети .

Предпринимательская (деловая) сеть - это группа фирм, объединившихся с целью использования своих особенностей, ресурсов, специфических преимуществ перед другими для совместной реализации предпринимательских проектов. Предпринимательские сети основаны на горизонтальных взаимоотношениях, и через специализацию и дополнение друг друга они решают общие проблемы и получают возможность достигать более высоких результатов. В самом общем виде с позиции кибернетики процесс функционирования предпринимательской среды можно представить в виде «черного ящика», «на входе» которого поступают сырьевые материалы (или импульс к действию), на «выходе» готовая продукция (работы, услуги) - результат действия.

Конфигурация сети характеризует направление материальных и информационных потоков во взаимодействующих элементах (бизнес-субъектов) предпринимательской сети.

Рассмотрим вариант предпринимательской сети , который позволяет объединить вхождением в предпринимательскую сеть следующие предприятия: малые автотранспортные предприятия, комплексные аТп, име-П ющие собственные ремонтные базы, автозаправочные станции и автомагазины-поставщики запасных частей ^ и материалов. Их взаимоотношения позволят: О - укрепить рыночные отношения;

^ - обеспечить поиск дополнительных инвестиций. Вхождение в предпринимательскую сеть позволит малым АТП быстрее получить по лизингу необходимую технику и оборудование, чем когда они работают самостоятельно; 2 - наладить прочные информационные контакты; щ - расширить территориальные границы рыночной сферы;

2 - получение дополнительного эффекта при выполнении объединенных процессов ресурсного обеспече-

0 ния сетевых партнеров; - получение дополнительного эффекта при выполнении объединенных процессов по реализации про-

д дукции сетевых партнеров;

□ - использовать весь комплекс преимуществ, свойственных крупному бизнесу.

01 Представляется, что для всех участников предпринимательской сети (реальных и потенциальных) целе-О сообразно использовать двухуровневую модель ее регулирования. Первый уровень (базовый) должен реалист зовываться руководством бизнес-единицы, он связан с разработкой локальных планов ее развития и обосно-^ ванием целей интегрированного развития данного сетевого партнера, также определением путей, методов, о ресурсов, необходимых для достижения этих целей [1] .

^ Второй уровень связан с анализом, координацией, уточнением отдельных локальных стратегических ^ планов сетевых партнеров, с анализом сочетаемости их целей, возможностей, ресурсов и разработкой общего комплексного плана.

о Модель двухуровневого стратегического управления развитием предпринимательской сети представле-

0 на на рис. 1. Рассмотрим более подробно основные блоки стратегического управления развитием предпри-

1 нимательской сети.

® Блок 1.1 включает:

о - анализы проблем, возникающих перед бизнес-единицами под воздействием внешней и внутренней о среды;

^ - формирование перспективных целей стратегического развития, анализа возможности их достижения в ^ рамках предпринимательской сети;

Ф - обоснование комплекса мероприятий бизнес-плана, реализация которых обеспечит достижение стра-^ тегических целей;

£3 - составление проектного варианта локального бизнес-плана для конкретной бизнес-единицы, выступа-§ ющей в роли сетевого партнера.

0 Проектный вариант основан на учете в первую очередь собственных интересов и возможностей и на £ гипотезе, предположении о возможностях и готовности потенциального партнера к интеграции в ПС.

^ Проектный (желательный) вариант передается для согласования и разработки комплексного бизнес-

1 плана (его проектного варианта) предпринимательской сети партнерам (или временному коллективному о органу, управленческому подразделению, организации, которой поручена проектная координация страте-^ гических планов). На предприятиях автомобильного транспорта ЧР, которые войдут в предпринимательские

сети, функция проектной координации стратегических планов может быть поручена ГУП «Чечавтотранс».

Блок 2.1 предусматривает: рассмотрение локальных бизнес-планов на их сочетаемость; формирование и анализ вариантов взаимодействия сетевых партнеров; отбор наиболее предпочтительных; корректировка; Ц составление проектного варианта комплексного бизнес-плана и анализ его эффективности. о Блок 2.2 предусматривает рассмотрение полученной от блока 2.1 информации о реальных возможнос-о тях взаимодействия с сетевыми партнерами, уточнения решений, мероприятий, т. е. проектного варианта, и О превращение его в рабочий проект.

о ш

т

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1

2.2

2.3

2.4

Рис. 1. Модель двухуровневого управления созданием (развитием)

предпринимательской сети (ПС). Условные обозначения: БЕ - бизнес-единица; СП - сетевой партнер;

ПС - предпринимательская сеть

Блок 2.3 предусматривает интеграцию локальных рабочих вариантов в единый комплексный рабочий бизнес-план развития предпринимательской сети. На этом этапе обосновываются значения целевых показателей развития предпринимательской сети в целом, которые должны быть достигнуты после реализации бизнес-плана ее развития.

Блок 1.3 содержит действия по реализации локального бизнес-плана сетевого партнера, являющегося частью комплексного бизнес-плана развития всей сети. На этом этапе реализуются мероприятия бизнес-плана: предоставляются для взаимного использования элементы потенциала, происходит определенное изменение специализации, углубляется разделение и кооперация труда т. д. Именно на этом этапе бизнес-единица превращается в сетевого партнера.

Данные о ходе реализации процедур блока 1.3 поступают:

- в блок 2.3 корректировки взаимосвязанных работ при реализации локальных бизнес-планов сетевых партнеров и для общего анализа хода реализации комплексного бизнес-плана сети;

- в блок 1.4 для оперативных действий по осуществлению бизнес-процессов.

Данные о ходе реализации комплексного бизнес-плана из блока 2.3 используются для уточнения хода реализации локального бизнес-плана и обеспечения сопоставимости локальных составляющих комплексного плана.

В результате реализации локального бизнес-плана бизнес-единица превращается в сетевого партнера.

Блок 1.4 включает процедуры управления процессом взаимодействия сетевого партнера с другими участниками предпринимательской сети. данные о ходе этих процессов поступают к блоку 2.4, в котором собирается и анализируется информация обо всех интеграционных процессах в сети. В нем могут вырабатываться управленческие решения о корректировке во времени и пространстве потоков от одного сетевого партнера к другому, т. е. управленческие воздействия, направленные обратно к блоку 1.4.

В блоках 1.4 и 2.4 формируется информация, характеризующая качество, функционирование, как отдельных сетевых партнеров, так и предпринимательской сети в целом. Она поступает в блок 3, где анализируется эффективность реализуемых планов и при значительном отклонении от плановых вырабатывается информация, импульс по пересмотру и корректированию реализуемых локальных и комплексных планов развития предпринимательской сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим исследование влияния пассажирского транспорта с учетом взаимодействия его подвидов на результаты экономической деятельности в регионе с использованием корреляционно-регрессионного анализа.

Исследование влияния транспорта на результаты экономической деятельности в регионе предполагает рассмотрение с этих позиций пассажирского транспорта. При этом пассажирский транспорт оказывает влияние на макроэкономические результаты через систему взаимодействия различных видов транспорта.

Согласно основным законам развития систем вообще и экономическим систем в частности, а к таковым относятся и автотранспортные предприятия, все они находятся в постоянном движении, т.е. измерении своих со-

СП

л ь о

х

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I— ф

I— ^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф со

I—

О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о о

со О

I—

О

о о.

о ф

о ф

т

0

1

о 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.