УДК 614.257
Е.Ю. Лудупова 4 5, К.Ж. Маланов И.С. Николаев 2, В.М. Багинова 3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
1 Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
2 Байкальский институт природопользования СО РАН (Улан-Удэ)
3 Восточно-Сибирский технологический университет (Улан-Удэ)
4 Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко (Улан-Удэ)
5 Бурятский филиал НЦРВХ СО РАМН (Улан-Удэ)
В данной работе обсуждаются вопросы предпринимательства в сфере здравоохранения. Значительное внимание уделяется, государственно-частному партнерству в здравоохранении.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, здравоохранение, государственно-частное партнерство
PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF BUSINESS IN THE SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICE
E.Yu. Ludupova 4 5, K.Zh. Malanov I.S. Nikolaev 2, V.M. Baginova 3
1 Buryat State University, Ulan-Ude
2 Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude 3East-Siberian State Technological University, Ulan-Ude 4Republican Clinical Hospital named after N.A. Semashko, Ulan-Ude
5 Buryat Branch of Scientific Center of Reconstructive and Restorative Surgery SB RAMS, Ulan-Ude
The article is devoted, to the discussion of business problems in the sphere of public health, service. Great attention is paid, to the state-private partnership in public health, service.
Key words: business, public health services, state-private partnership
Многие проблемы российского здравоохранения связаны с тем, что до настоящего времени несбалансированны государственные гарантии по оказанию медицинской помощи и финансовые ресурсы, обеспечивающие их использование, и, как следствие, наблюдается увеличение объемов платных медицинских услуг. В управлении здравоохранения используются устаревшие принципы финансирования, как и раньше, преимущественное финансирование получает стационарная помощь [2]. Сегодня отсутствует налоговое стимулирование инвестиций и платежей в здравоохранение для юридических и физических лиц, что не позволяет легализовать платежи. Реально существуют значимые различия в доступности и качестве оказываемых медицинских услуг в субъектах РФ муниципальными учреждениями в городе и на селе для обеспеченных и малообеспеченных граждан. До настоящего времени не сформировано единое информационное поле, включая по реестру мощностей лечебно-профилактических учреждений, больных, застрахованных граждан, обновленных лекарственных препаратов, по телемедицине и др. Сохраняется низкая информированность населения по профилактике болезней и неразвитость институтов общественного контроля за изменениями, которые происходят в системе здравоохранения. Кроме того, еще низка мотивация руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинского персонала по улучшению качества оказываемой медицинской помощи, а страхового
сектора — по обеспечению, прежде всего, интересов населения [4]. Заинтересованность самих граждан нашего общества в сохранении и укреплении собственного здоровья не сложилась, не сформирована эффективная система действенной пропаганды и стимулирования здорового образа жизни, не введена практика публичных отчетов и персональной ответственности руководителей соответствующего уровня за состояние здоровья населения [2, 5].
Наряду с этим общее число амбулаторнополиклинических и больничных учреждений в государственном секторе уменьшается, часть из них ликвидируется, а некоторые службы объединяются. На этом фоне увеличивается количество негосударственных медицинских организаций. Возрастают расходы на лекарственное обеспечение и получаемые населением медицинские услуги. В России наблюдается крайне неблагоприятное соотношение между государственными (бюджетными) расходами на охрану здоровья и затратами населения — около 40 %, в то время как в большинстве других стран вклад населения составляет не более 25 % [1, 6]. Очевидно, что расходы на охрану здоровья в будущем будут возрастать, и эта тенденция обусловлена внедрением в клиническую практику новых высокозатратных технологий, современных лекарств за счет использования при оказании медицинской помощи дорогостоящего оборудования, повышения заработной платы медицинским работникам [4]. Одновременно с этим
П11 llllllim I I I I I I I I I I III I I I
209
будут увеличиваться потребности в медицинских услугах в соответствующие периоды жизни человека, главным образом, в связи со старением населения [1, 3, 5]. К этому следует отнести и некоторые специфические проблемы России, способствующие увеличению расходов на охрану здоровья. Это отсутствие в стране целостной государственной политики по реформированию отрасли, концепция развития здравоохранения, активно обсуждаемая в 2008 — 2010 гг., не получила завершенного воплощения. Оставляет желать лучшего качество оказываемой медицинской помощи, связанное с низким уровнем, эффективность управления и технологического оснащения учреждений здравоохранения, а также с проблемой квалификации медицинских кадров и, в первую очередь, управленческих [2]. Существующая система медицинского страхования малоэффективна, в ней не действуют важнейшие страховые принципы, и на нее не распространяется закон о страховом деле. Кроме того, действуют сегодня не всегда оправданные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственных заказов [1, 5]. Низка еще общая культура населения.
Этими обстоятельствами можно отчасти объяснить неудовлетворенность граждан страны качеством медицинских услуг, их доступностью, особенно в сельской местности. Так, по данным социологических исследований [2, 4], свыше 60 % населения не довольны качеством медицинских услуг. С появлением платных видов медицинской помощи взаимоотношения «врач — больной» стали претерпевать сложные этические трансформации, к которым они оказались не готовы. Больным приходится узнавать, есть ли более дешевые альтернативные методы лечения и лекарства для них. Для сельского населения получение надлежащей медицинской помощи остается проблематичным. Трудным оказывается в государственной статистике учет потенциала мощностей частного сектора. Известно, что только 183 клиники из 30000 частных организаций здравоохранения привлечены для оказания государственных медицинских услуг. А в большинстве зарубежных стран (Италия, Канада, Германия, Франция и др.) в планы оказания медицинских услуг населению вовлечены мощности как государственных, так и частных и некоммерческих организаций [4, 5].
Определенно, при рассмотрении частного бизнеса как поставщика медицинских услуг важно иметь в виду два принципиальных аспекта. Первый связан с мотивацией бизнеса в получении прибыли, а другой — с инновационным потенциалом предпринимательства. Известно, что задача любой коммерческой структуры — это получение прибыли, а учреждения здравоохранения — это особые организации, которые несут на себе значительную социальную нагрузку, что принципиально отличает их от других частных предпринимателей, оказывающих услуги. Кроме того, важно учитывать ситуацию, при которой высококачественные услуги частной медицины доступны для ограниченного
высокооплачиваемого населения. Сегодня в России уже сложилась сеть крупнейших «игроков» частного бизнеса на рынке медицинских услуг. Это крупные негосударственные медицинские структуры в ОАО «РЖД», сети стоматологических клиник, ОАО «МЕДСИ», а также «Европейский медицинский центр», сеть клиник по ЭКО, Ассоциации частных врачей Санкт-Петербурга, Самары и др., а также фармацевтические компании [1]. Появилась и первая саморегулируемая организация в сфере здравоохранения, объединяющая 30 учреждений
— «Стандарты фармацевтического рынка», зарегистрированная Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии.
Безусловно, значима роль бизнеса в продвижении высокотехнологичной медицинской помощи и других инноваций в сфере здравоохранения; с точки зрения получения прибыли бизнесу выгодны высокотехнологичные виды помощи, а государству и обществу — более дешевые и эффективные услуги на уровне, прежде всего, первичного звена здравоохранения. Таким образом, система нашего здравоохранения находится на перекрестке интересов государства и бизнеса не только в плане обеспечения качественной медицинской помощи больным, а также по инвестированию охраны здоровья населения. Так, интересы государства направлены на снижение экономических потерь, трудовых ресурсов; повышение эффективность деятельности трудоспособного населения; сокращение затрат на восстановление трудового потенциала; повышение эффективности в использовании государственных средств. Бизнес заинтересован [1] в снижении затрат на социальные выплаты, экономии расходов, увеличении доступности трудовых ресурсов, снижении экономических потерь (уменьшение коммерческих рисков и коррупционного давления, повышение предсказуемости государственной политики и защищенности), увеличении операционной деятельности (доступ на новые рынки, повышение конкурентоспособности, снижение налогов и бюрократического давления).
На стыке именно этих интересов должно получить, на наш взгляд, развитие государственночастное партнерство (ГЧП) в сфере здравоохранения, несмотря на недостаточную нормативноправовую базу. В конституции (ст. 7.41) Российская Федерация определена как социальное государство, в котором гарантируется равный доступ всем гражданам страны к бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения всех форм собственности на принципах государственного регулирования взаимоотношений. В Кодексах РФ
— гражданском, налоговом, бюджетном, трудовом, земельном, градостроительном, а также в пенсионном законе в определенной мере отражаются вопросы государственно-частного партнерства. К сожалению, в них нет прямых ссылок и подробных комментариев. В связи с этим нужны законы о государственно-частном партнерстве в здравоохранении, дополнения к принятым законам по развитию государственно-частного партнерства. Но-
210
П11 ИМИИЛ111111111111111
вые законы, учитывающие указанную специфику, будут способствовать развитию государственночастного партнерства в сфере здравоохранения и, выражая интересы общества, бизнеса и государства, существенным образом изменят ситуацию в здравоохранении и позволят снизить социальную напряженность в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Войцекович Б.А., Редько А.Н., Козиева И.С. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. — М., 2008. — 238 с.
2. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. — М., 2002. - 328 с.
3. Ковалевский С.С., Гладков Ю.М. Математические методы в управлении обязательным медицинским страхованием. — М., 2008. — 800 с.
4. Колосницына М.Г., Шейман М.М. Экономика здравоохранения. — М., 2009. — 479 с.
5. Основы политики. Планирование оказания медицинской помощи. Обзор международного опыта / под ред. S. Ettelt, E. Nolte, S. Thomson, N. Mays ; пер. с англ. яз. — М., 2009. — 64 с.
6. Системы здравоохранения и проблемы инфекционных заболеваний. Опыт Европы и Латинской Америки / под ред. R. Coker, R.Atun, M. McKee. — М. : Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2009. — 286 с.
Сведения об авторах
Лудупова Евгения Юрьевна - старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета Бурятского государственного университета, главный врач Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко, младший научный сотрудник Бурятского филиала Научного центра реконструктивной и восстановительной хирургии СО РАМН (670047, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 12; тел.: 8 (3012) 45-19-98).
Маланов Ким Жапович - заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета Бурятского государственного университета (670047, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а).
Николаев Игорь Сергеевич - инженер экономического отдела Байкальского института природопользования СО РАН (670031, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д. 6, оф. 119).
Багинова Виктория Матвеевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории экономического факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета (670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в; тел.: 8 (3012) 43-14-15).
п I imiiim II и 11 и I
211