Научная статья на тему 'О развитии конкурентной среды в системе здравоохранения в России'

О развитии конкурентной среды в системе здравоохранения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / PUBLIC HEALTH CARE / COMPETITION / COMPETITIVE ABILITY / COMPETITIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Игорь Сергеевич, Багинова Виктория Матвеевна, Маланов Ким Жапович

В данной работе рассмотрены особенности использования рыночных механизмов в системе здравоохранения. Сформулированы проблемы и обозначены направления развития конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE SPHERE IN THE RUSSIAN SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICE

The article reviews peculiarities of use of the market mechanisms in the system of public health care. The problems are formulated and the trends of the development of competitive sphere are indicated

Текст научной работы на тему «О развитии конкурентной среды в системе здравоохранения в России»

УДК 614.251

И.С. Николаев 2, В.М. Багинова 2, К.Ж. Маланов 3

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

1 Байкальский институт природопользования СО РАН (Улан-Удэ)

2 Восточно-Сибирский технологический университет (Улан-Удэ)

3 Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)

В данной работе рассмотрены особенности использования рыночных механизмов в системе здравоохранения. Сформулированы, проблемы, и обозначены направления развития конкурентной среды..

Ключевые слова: здравоохранение, конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда

ON THE DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE SPHERE IN THE RUSSIAN SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICE

I.S. Nikolaev 2, V.M. Baginova 2, K.Zh. Malanov 3

1 Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude 2East-Siberian State Technological University, Ulan-Ude 3Buryat State University, Ulan-Ude

The article reviews peculiarities of use of the market mechanisms in the system, of public health, care. The problems are formulated, and the trends of the development of competitive sphere are indicated.

Key words: public health care, competition, competitive ability, competitive sphere

Улучшение здоровья населения положительно сказывается на формировании человеческого капитала и, соответственно, на экономическом росте. Устойчивый экономический рост в свою очередь создает предпосылки для укрепления здоровья. Крепкое здоровье способствует увеличению производительности труда и развитию экономики [1, 3]. В поддержании и укреплении здоровья важная роль отводится здравоохранению, качеству оказываемых медицинских услуг, совершенствованию системы. Реформирование отечественной системы здравоохранения характеризуется активизацией рыночных отношений [4]. Основными понятиями, выражающими их проявления, являются конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда, качество. Известно, что конкуренция — это своеобразный внутренний механизм, объективная и необходимая функция жизнедеятельности и эволюции рынка медицинских услуг; выражает определенный тип взаимоотношений между субъектами производства медицинских услуг по поводу установления цен и объемов предложения медицинских услуг, а также между потребителями — по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей, касающихся укрепления и восстановления здоровья [1, 4]. В конкурентоспособности, по нашему мнению, могут синтезироваться многие факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения. К основным факторам низкой, практически отсутствующей, конкурентоспособности в системе здравоохранения России относятся: неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе, не соответствующей действию классических экономических законов и

условий для конкуренции; отсутствие современных менеджеров в системе управления и организации деятельности учреждений и предприятий; недостаточная реализация методов научного стратегического и оперативного планирования ситуации, совершенствования медицинской деятельности с учетом социально-культурных традиций, климатогеографических условий регионов и т.д. [2, 3].

Наряду с этим нужно отметить, что рынок медицинских услуг в России имеет ярко выраженную инфляционную модель. Так, за счет роста цен стоимостный объем коммерческой медицины в 2000 — 2010 гг. увеличился более чем в 5 раз [5]. При этом объем предоставляемых населению медицинских услуг мало изменился. Рост цен на услуги в здравоохранении обусловлен во многом удорожанием аренды недвижимости, применением импортных лекарств и оборудования, повышением заработной платы медицинских и фармацевтических работников. Следует отметить некоторые противоречия, возникающие при функционировании конкуренции в сфере здравоохранения, которые проявляются между системой стимулов в этой сфере и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении); дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности населения в получении медицинских услуг; реальным наличием больных и высокой стоимости медицинских услуг (без значимого повышения качества медицинской помощи). Кроме того, действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инновационных технологий, но увеличивает издержки либо повышает качество медицинской помощи без

212

nil niiinm 1111111111 ill 11

соответствующего снижения стоимости медицинских услуг [2, 4].

Конкуренция, конкурентоспособность — понятия универсальные для любого рынка услуг. Вместе с тем каждая отрасль хозяйствования накладывает свои специфические ограничения при формировании конкурентной среды, либо оценки конкурентоспособности и качества продукции, услуги. В частности, если конкурентоспособность продукции потребитель или эксперт оценивает непосредственно, то оценка качества медицинской услуги, как правило, производится опосредованно. Некоторые особенности оценки конкурентоспособности медицинских услуг заключаются в следующем: объектом оценки является деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, лечебной, профилактической, просветительской практики и др.), предоставляющей медицинские услуги; оценка услуг связана с определением качества лечебно-профилактического процесса и технологии обслуживания; оценка деятельности медицинских работников производится непосредственно потребителем. При этом оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую помощь, превалируют; персонифицированная медицина и стандартизация лечения противопоставляются.

В связи с этим в России, а также во многих экономически развитых странах наблюдается тенденция к ограничению конкуренции в сфере здравоохранения [3, 5]. К примеру, в искусственном сдерживании предложений медицинских услуг населению в США важная роль отводится американской медицинской ассоциации, объединяющей около 50 % всех частнопрактикующих врачей [1, 3]. Ею ограничивается набор студентов на медицинские факультеты университетов, повышается плата за обучение врачей, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок устанавливаются дополнительные барьеры — частые аттестации, новое лицензирование деятельности при переезде врача из одного штата в другой и т.п. Для сформировавшегося профильного специалиста относительно легко обеспечивается выход на рынок медицинских услуг и уход из него, т.к. оказание определенных видов медицинской помощи не связано с крупными первоначальными затратами, значительным стартовым капиталом в отличие от деятельности в промышленности или торговле и других сферах. С другой стороны динамический спрос на медицинские услуги, появление новых потребностей и «ниш» на таком рынке и сопутствующих товаров активно привлекает в сферу здравоохранения новых специалистов и псевдоспециалистов. Поэтому понятно стремление уже устоявшегося контингента производителей медицинских услуг всеми возможными путями и не только экономическими средствами минимизировать появление на указанном рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложения, максимизировать цены и доходы.

На российском рынке медицинских услуг можно прогнозировать укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сети оздоровительных, профилактических учреждений, общественных институтов здоровья в рамках реализации Национального проекта «Здоровье». Планируется создание ряда крупных многопрофильных медицинских центров, главной задачей которых будет использование высокотехнологичных методов лечения и профилактики болезней, формирование бренда клиники. Пока рынок медицинских услуг в России, а также во многих других странах, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. Это обстоятельство накладывает отпечаток на поведение производителей услуг, отражается на системе ценообразования, вызывая тем самым необходимость государственного регулирования.

Повышению конкуренции и конкурентоспособности в сфере здравоохранения должно способствовать развитие конкурентной модели обязательного медицинского страхования (ОМС), как считает М.М. Шейман [5]. В России конкурентная модель обязательного медицинского страхования еще не сформирована. Сама система здравоохранения в стране не может быть отнесена к конкурентной (страховой), так как лишь 30 % поступающих финансовых средств проходят через Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), а остальные средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного финансирования. Многие эксперты [3, 4] признают, что в российской системе здравоохранения в настоящее время отсутствуют условия для конкуренции по цене медицинских услуг (государственные медицинские учреждения часто предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам), качеству страховых и медицинских услуг по причине слабого развития системы добровольного медицинского страхования (ДМС). Так, полис добровольного медицинского страхования имеет лишь каждый пятый россиянин, т.к. страховщики предпочитают работать с крупными компаниями в связи с тем, что цены на дополнительные медицинские услуги составляют от 30 до 100 тыс. руб. в год и выше в зависимости от выбранной программы обслуживания. В настоящее время в секторе добровольного медицинского страхования 90 % портфеля страховых компаний представлено корпоративными договорами, а на долю индивидуальных клиентов приходится лишь до 5—10 % [5]. Только с развитием в последние десятилетия малого и среднего бизнеса круг потребителей ДМС в нашей стране стал расширяться. Определенно, что добровольное медицинское страхование — только одна из составляющих рынка платных медицинских услуг, т.к. существуют кассовые платежи, теневой сектор и др.

В целом для того, чтобы система здравоохранения в нашей стране стала конкурентоспособной, эффективной по качеству оказываемых

щ I нмиит 1111111111111111

213

медицинских услуг, рациональной по используемым ресурсам необходимо совершенствовать нормативно-правовую основу для поддержки предпринимательства в здравоохранении, развитие модели регулируемой конкуренции, в основе которых лежит расширение возможностей потребительского выбора на рынке страховых медицинских услуг, введение дополнительных программ медицинского страхования, разделение финансовых рисков между покупателями (страховщики, органы управления здравоохранения) и поставщиками медицинских услуг (учреждения здравоохранения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы политики. Планирование оказания медицинской помощи. Обзор международного

Сведения об авторах

опыта / под ред. S. Ettelt, E. Nolte, S. Thomson, N. Mays ; пер. с англ. яз. — М., 2009. — 64 с.

2. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. — М., 2006. — 472 с.

3. Системы здравоохранения и проблемы инфекционных заболеваний. Опыт Европы и Латинской Америки / под ред. R. Coker, R.Atun, M. McKee. — М. : Европейская Обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2009. — 286 с.

4. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. — 2008. — Режим доступа : http://www.cfn.ru.

5. Шейман М.М. Конкурентная модель обязательного медицинского страхования: опыт Нидерландов и его значение для России // Экономика здравоохранения. — 2006. — № 3 — 4. — С. 7 — 15.

Николаев Игорь Сергеевич - инженер экономического отдела Байкальского института природопользования СО РАН, аспирант заочного отделения на кафедре экономической теории экономического факультета ВСГТУ (670047, г Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6).

Багинова Виктория Матвеевна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории экономического факультета ВСГТУ.

Маланов Ким Жапович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета БГУ.

214

nil niiinm 11 111111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.