Актуальные вопросы современного права
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10104
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ
Анна Викторовна КУКУШКИНА, доцент кафедры международного права Московского государственного института международных отношений МИД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Владимир Николаевич ШИШКИН, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института международных отношений
МИД России
Анатолий Васильевич ШЕВЧУК, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил РАН, доктор экономических наук, профессор
Валерий Иванович САЛЫГИН, Директор — научный руководитель МИЭП МГИМО, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. К числу экологических проблем Арктики относятся такие, как загрязнение региона металлами, шумовое и радиоактивное загрязнение, за-кисление, разрушение естественных экосистем, нарушение природных ландшафтов, деградация вечной мерзлоты. Вероятно, в Арктике находятся одни из самых больших в мире запасов нефти. Они располагаются как на суше, так и на континентальном шельфе. Основную экологическую проблему, связанную с загрязнением углеводородами, создают добыча и транспортировка нефти и газа, но локальный ущерб природной среде наносят также технологические сбросы нефти с судов.
Ключевые слова: Арктика, международный улов, охрана окружающей среды, запасы углеводородов, Арктический Совет.
Annotation. Environmental problems in the Arctic include such issues as pollution of the region with metals, noise and radioactive pollution, acidification, destruction of natural ecosystems, disturbance of natural landscapes, and degradation of permafrost. There are probably some of the largest oil reserves in the world in the Arctic. They are located both on land and on the continental shelf. The main environmental problem associated with pollution by hydrocarbons is created by the extraction and transportation of oil and gas, but technological discharges of oil from ships also cause local damage to the natural environment.
Keywords: Arctic, international catch, environmental protection, hydrocarbon reserves, Arctic Council.
Российская Федерация традиционно относится к числу крупных морских держав, имеющих долговременные интересы и в добыче минеральных ресурсов, и в охране окружающей среды. Северные регионы играют ключевую роль в экономике, обеспечении безопасности и геополитических интересов Рос-
сии. Здесь сосредоточено 80% запасов всех полезных ископаемых страны.
В будущем роль Севера для России будет возрастать, что обусловлено не только усиливающейся потребностью в сырьевых ресурсах, но и транзитно-транспортным потенциалом. Северные регионы обладают непосредственным вы-
№ 3/2019
ходом как в западную, так и в тихоокеанскую сферы мирового рынка. Для транспорта исключительную роль играет Северный морской путь. Через Северный полюс проходят самые короткие воздушные маршруты между Северной Америкой, Европой и странами АТР.
Под Арктикой понимается часть земного шара, площадью в 21 млн кв. км, расположенная от Северного полярного круга до Северного полюса, основную часть которой занимают воды и льды Северного ледовитого океана, а также прилегающие к Северному полюсу районы Атлантического и Тихого океанов1.
Также считается, что общепринятое географическое определение Арктики — район севернее полярного круга (660о 322 с.ш.), который очерчивает зону полуночного солнца2.
Приарктическими странами являются Дания / Гренландия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Арктика — это «легкие» всего мира и особенно высоких стандартов охраны требует ее уязвимый и очень часто эндемичный животный и растительный мир. Нельзя просто выкачивать природные ресурсы, включая углеводородное сырье, не считаясь с интересами защиты флоры и фауны и обеспечением безопасности жизнедеятельности коренного населения.
К числу экологических проблем Арктики относятся такие, как загрязнение региона металлами, шумовое и радиоактивное загрязнение, закисление, разрушение естественных экосистем, нарушение природных ландшафтов, деградация вечной мерзлоты. Все это и другие проблемы способствуют ухудшению здоровья проживающего в регионе населения, изменению традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Приоритетные экологические проблемы в российской части Арктики связаны, главным образом, с наличием локальных «горячих точек» в местах интенсивной хозяйственной деятельности, прежде всего ресурсодобывающих компаний. Здесь уровень загрязнения многократно превышает общий региональный фон3.
Необходимость особой государственной политики Российской Федерации в Арктике вызывается также созданием в сентябре 1996 г. межправительственной организации по сотрудничеству в этом регионе — Арктического совета, призванного осуществлять согласованную политику арктических стран в области охраны окружающей природной среды и устойчивого развития региона.
Весной 1989 г. Финляндия предложила провести конференцию по охране окружающей среды Арктики. Эта идея была поддержана правительствами стран региона — Дании / Гренландии, Исландии, Канады, Норвегии, Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Швеции. Первые подготовительные встречи, проведенные в Рованиеми (Финляндия) в сентябре 1989 г., положили начало «процессу Рованиеми», где 14 июня 1991 г. на первой конференции министров по защите окружающей среды Арктики была принята Декларация по защите окружающей среды Арктики.
Вероятно, в Арктике находятся одни из самых больших в мире запасов нефти. Они располагаются как на суше, так и на континентальном шельфе. Основные районы современной добычи — это Норманн-Уэльс на р. Маккензи в Канаде, нефтяные поля у бухты Прадхо на побережье моря Бофорта на Аляске, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах в России, а также два месторождения на норвежском шельфе. Кроме того, может начаться эксплуатация разведанных месторождений нефти в Баренцевом море, у северо-западных берегов России, на норвежском шельфе Баренцева моря, у западного побережья Гренландии и на Северном Склоне Аляски.
Отечественными учеными отмечается, что «в углеводородном потенциале европейской части России в ближайшие годы особое место будет занимать шельф Баренцева моря»4.
Основную экологическую проблему, связанную с загрязнением углеводородами, создают добыча и транспортировка нефти и газа, но локальный ущерб природной среде наносят также технологические сбросы нефти с судов. В региональном масштабе загрязнение состоит из стока с суши, сбросов сточных вод и атмосферных осадков. Другой существенный источник — естественное просачивание нефти. Растворимые компоненты нефти содержатся также и в технологических сбросах при ее добыче на морском шельфе.
Российский арктический регион вместе с исключительной экономической зоной и континентальным шельфом, прилегающим к его побережью, превышает 30% территории Российской Федерации. На долю этого региона приходится: более 200 млрд тонн нефтяного эквивалента прогнозируемых запасов углеводородного сырья; из них, по оценкам специалистов, запасы нефти только на шельфе Баренцева и Карского морей составляют около 100 млрд
№ 3/2019
тонн; 80% отечественной и 6% мировой добычи нефтепродуктов; 90% инфраструктуры морских коммуникаций. Российская Арктика является крупнейшим поставщиком никеля, золота, меди, вольфрама, алмазов, редких металлов, камнесамоцветного сырья5.
18 сентября 2008 г. были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. В Основах определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России6.
В настоящее время действует ряд международно-правовых документов, касающихся добычи нефти и газа в море, в том числе:
■ Международная Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г.,
■ Международная Конвенция по созданию международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г., а также Протоколы 1992 г. об изменении Международной Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и об изменении Международной Конвенции о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г.;
■ Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
■ Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78;
■ Конвенция 1976 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна;
■ Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;
■ Конвенция 1990 г. по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству.
Работы по добычи нефти и газа в Арктике должны проводиться в соответствии с действующим международным правом.
В дальнейшем необходима разработка комплексного регионального соответствующего как национального, так и международно-правового
режима для того, чтобы морские работы по нефти и газу проводились с обеспечением максимально возможного уровня защиты окружающей среды, защиты здоровья людей, соблюдения концепций экологической безопасности и устойчивого развития.
30 января 2008 г. было проведено заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу обеспечения экологической безопасности России, на котором Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что необходимо создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые вызовы в этой сфере7.
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:
■ установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды в Арктической зоне Российской Федерации, включая мониторинг ее загрязнения;
■ рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения8.
В 1989 г. Финляндия выступила с новой международной инициативой, в которой отмечалось, что на данный момент нет международного многостороннего органа, который был бы способен управлять и контролировать действия человека, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду Арктики, людей, живущих здесь, и природные ресурсы. После двухлетней подготовки в 1991 г. в Рова-ниеми состоялась Первая Арктическая министерская конференция, где была приняла Стратегия защиты окружающей среды Арктики.
Арктическая Стратегия защиты окружающей среды позднее была преобразована в Арктический Совет. Основным направлением деятельности Арктического Совета является охрана окружающей среды.
В 1991 г. в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики (АЕПС) для ее осуществления было учреждено пять рабочих групп:
Программа арктического мониторинга и оценки (АМАП), Охрана арктической флоры и фауны (КАФФ), Предотвращение, готовность и
№ 3/2019
реагирование на экстренные ситуации (ЕППР), Защита морской природной среды Арктики (ПАМЕ), Устойчивое развитие и использование (СДУ). По инициативе Норвегии в 1993 г. в г. Киркинес был создан Совет Баренцева / Евро-Арктического региона.
В 2001 г. была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, включая и перечень из 12 стойких органических загрязнителей (СОЗ).
В Конвенции отмечается, что арктические экосистемы и коренные общины находятся в особой опасности в результате биоусиления воздействия стойких органических загрязнителей, а также, что заражение используемых ими традиционных пищевых продуктов является вопросом охраны здоровья населения.
В 1991 г. в Эспо (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте9.
В современной России согласно принятой концепции устойчивого развития осуществляется поиск эффективного механизма адекватной оценки экологической ситуации, экологического регламентирования хозяйственной деятельности и прогнозирования последствий ее реализации.
Таким механизмом является законодательно закрепленное выполнение требований экологической безопасности, а важнейшим элементом экологической безопасности — процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
В своем выступлении министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров на конференции пяти прибрежных арктических государств (Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 г.) отметил, что климат на планете меняется. Едва ли еще где-то в мире последствия глобального потепления проявляются столь же существенно, как в Арктике. Отсюда — встающая перед всеми арктическими государствами задача наращивать предпринимаемые на национальном уровне усилия, еще активнее сотрудничать друг с другом в природоохранной, экономической и социальной областях. А те из них, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану, наряду с этим несут особую ответственность за защиту от загрязнения его акватории и побережья, обеспечение устойчивого развития в регионе10.
Арктический регион играет исключительную роль в сохранении экологического равновесия на планете, являясь районом формирования
глобальных атмосферных процессов и своеобразным фильтром для загрязненных потоков воздуха. Также нужно отметить, что фактически он является «кухней погоды», особенно для северного полушария.
В 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, разработанная под эгидой ООН / ЕЭК11.
В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30%12.
В 1988 г. в Софии (Болгария) был принят Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков13.
В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (РКИК). В Конвенции отмечается, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что усиливает естественный парниковый эффект и приведет к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.
В 1997 г. на 5-й конференции сторон был принят Киотский протокол к РКИК. Периодом демонстрации обязательств по Протоколу является период с 2008 по 2012 гг.
Согласно ст. 3 Протокола страны приняли на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов (диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуг-леродов и фторида серы) на 5%. Для Российской Федерации установлено обязательство не превышать уровень выбросов 1990 г.14.
Отвечая интересам безопасности и благополучия человека, основной руководящей политикой в Арктике должно быть сохранение ресурсов, позволяющее рассчитывать на их устойчивое рациональное использование.
Кроме того, были приняты: Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц 1971 г.; Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г.; Конвенция о биологическом разнообразии (КБР)15.
В 2004 г. Арктическим Советом был принят Стратегический план по защите арктической морской среды, в котором отмечается, что деятельностью людей, влияющей на морскую сре-
№ 3/2019
ду Севера, надлежит управлять таким образом, чтобы способствовать ее сохранению и защите, биологическому разнообразию и устойчивому развитию16.
В среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике позволит России сохранить роль арктической державы. В дальнейшем необходимо осуществить комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации в целях укрепления позиций России в Арктике, упрочения международной безопасности, поддержания мира и стабильности в Арктическом регионе.
Мы считаем, что необходимо разработать комплексный подход к восстановлению нарушенной окружающей среды российской Арктики, который бы не только соответствовал целям промышленного и социального развития, но и отвечал бы интересам населения, проживающего в Арктике, в том числе коренных малочисленных народов, а также способствовал бы устойчивому развитию.
Помимо этого, Российской Федерации необходимо разработать и принять комплексную общегосударственную программу, учитывающую и интересы обеспечения безопасности нашей страны, и охрану окружающей среды при добыче углеводородов, и их безопасную транспортировку.
1 Международное морское право: Справочник. М., 1985. С. 228.
2 Загрязнение Арктики: Доклад о состоянии окружающей среды Арктики. АМАП. СПб., 1998. С. 6.
3 Проект ЮНЕП/ГЭФ: «Российская Федерация — Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды». IAWG 1/9 г. С. 7.
4 Кокошин A.A. Международная энергетическая безопасность. М., 2006. С. 43.
5 Совет Безопасности Российской Федерации. Экологическая безопасность России. Вып. 2. М., 1996. С. 234.
6 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // File // Е:/Агс^!с/Госполитика в Арктике до 2020.htm С. 1—3.
7 Заседание Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России. 30 января 2008 г. С. 1 // Офиц. сайт Президента России
8 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу... С. 4.
9 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны по эгидой ЕЭК ООН. Изд. ООН. Нью-Йорк, 1992. С. 99—122.
10 Тезисы выступления С.В. Лаврова на конференции пяти прибрежных арктических государств (Илулиссат. Гренландия. 28 мая 2008 г.).
11 Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. // Конвенции по окружающей среде... С. 1—10.
12 Протокол 1985 г. о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30% к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. // Конвенции по окружающей среде... С. 19—24.
13 Протокол 1988 г. об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. // Конвенции по окружающей среде... С. 25—44.
14 Киотский протокол 1997 г. к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 1992 г. // https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ kyoto.shtml
15 Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/biodiv.shtml
16 Кукушкина A.B., Краснопольский Б.Х., Солдаткин Е.И. Социоэкологическая безопасность и устойчивое развитие Арктики // Международная безопасность России в условиях глобализации. М., 2007. С. 470—471.
Редакция журнала «Государственная служба и кадры» информирует о том, что по Решению Комиссии РАН по противодействию фальсификации исследований ретрагируются следующие статьи:
1. Суглобов А.Е. «Развитие методических подходов к анализу рыночного окружения предприятия». 2016. № 2.
2. Сараджева О.В. Субъекты взаимодействия в системе организации противодействия коррупции в России. 2016. № 2.
3. Шиленков М.И. Проблема недобросовестного правоосуществления в российском гражданском праве. 2016. № 2.
4. Бобошко Н.М., Бобошко И.В. Модернизация налоговых органов в процессе реформирования системы налогового администрирования. 2016. № 3.
Основание — «обнаружение некорректных заимствований (плагиата) в публикации».
Информация о ретрагировании указанных статей будет доведена до сведения РИНЦ (https://elibrary.ru)
№ 3/2019