Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ / PAYMENT SYSTEM / LEGAL MECHANISM / PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF PAYMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салина Елизавета Сергеевна

Представленное исследование раскрывает подход к построению правового механизма функционирования платежных систем. Предложенный подход основывается на применении принципов правового регулирования. Целью данной работы является определение существующего правового механизма функционирования платежных систем, выявление его недостатков и предложение нового подхода к правовому регулированию для обеспечения надлежащего функционирования платежных систем. Предлагаемый подход к правовому регулированию учитывает специфику функционирования платежных систем, которая заключается в наличии трех элементов в ее деятельности: институционального, процедурного и организационного. Указанные элементы отражают субъектный состав платежной системы, процесс оказания ими услуг по переводу денежных средств и способы организации взаимодействия субъектов платежной системы при предоставлении услуг. Каждый из элементов должен быть определен в рамках правового механизма функционирования платежной системы для обеспечения ее надлежащего функционирования. Предложенные принципы правового регулирования учитывают особенности указанных элементов платежной системы, в частности принципы квалифицированы по трем группам в зависимости от элемента, на который они воздействуют. В работе описаны способы внедрения принципов в правовой механизм: анализируется возможность их непосредственного применения в зависимости от вида значимости платежной системы. Также делается вывод о том, что внедрение принципов в правовой механизм позволит снизить регуляторную нагрузку на платежные системы за счет использования указанного дифференцированного подхода. В работе определена роль принципов, заключающаяся в возможности принципов устранять пробелы, выявленные в законодательстве о национальной платежной системе, и предотвращать появление новых пробелов в нем.The presented research reveals an approach to the construction of a legal mechanism for the functioning of payment systems. The proposed approach is based on the application of the principles of legal regulation. The purpose of a work is to determine the existing legal mechanism for the functioning of payment systems, identify its drawbacks and propose a new approach to legal regulation to ensure the proper functioning of payment systems. The proposed approach to legal regulation takes into account the specifics of the functioning of payment systems, which consists in the presence of three elements in its activities: institutional, procedural and organizational. These elements reflect the subject structure of the payment system, the process of providing money transfer services by them, and the ways in which payment system entities interact during providing payment services. Each of the elements must be defined within the legal framework of the payment system to ensure its proper functioning. The proposed principles of legal regulation take into account the features of these elements, in particular, the principles are classified into three groups, depending on the element they affect. The paper describes ways to implement the principles in the legal mechanism: the possibility of their direct application, depending on the type of significance of the payment system, is analyzed. It is also concluded that the implementation of the principles in the legal mechanism will reduce the regulatory burden on payment systems by using an approach depending on the level of significance of the payment system. The paper defines the role of the principles, which is that the principles allow to eliminate the legal gaps in the legislation on the national payment system, and prevent the emergence of new gaps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ»

УДК 347.734 DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-3-079-084

3.2. Перспективы развития правового механизма функционирования платежных систем

©Салина Елизавета Сергеевна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия e-mail: betsalina@yandex.ru

Аннотация

Представленное исследование раскрывает подход к построению правового механизма функционирования платежных систем. Предложенный подход основывается на применении принципов правового регулирования. Целью данной работы является определение существующего правового механизма функционирования платежных систем, выявление его недостатков и предложение нового подхода к правовому регулированию для обеспечения надлежащего функционирования платежных систем. Предлагаемый подход к правовому регулированию учитывает специфику функционирования платежных систем, которая заключается в наличии трех элементов в ее деятельности: институционального, процедурного и организационного. Указанные элементы отражают субъектный состав платежной системы, процесс оказания ими услуг по переводу денежных средств и способы организации взаимодействия субъектов платежной системы при предоставлении услуг. Каждый из элементов должен быть определен в рамках правового механизма функционирования платежной системы для обеспечения ее надлежащего функционирования. Предложенные принципы правового регулирования учитывают особенности указанных элементов платежной системы, в частности принципы квалифицированы по трем группам в зависимости от элемента, на который они воздействуют. В работе описаны способы внедрения принципов в правовой механизм: анализируется возможность их непосредственного применения в зависимости от вида значимости платежной системы. Также делается вывод о том, что внедрение принципов в правовой механизм позволит снизить регуляторную нагрузку на платежные системы за счет использования указанного дифференцированного подхода. В работе определена роль принципов, заключающаяся в возможности принципов устранять пробелы, выявленные в законодательстве о национальной платежной системе, и предотвращать появление новых пробелов в нем.

Ключевые слова: платежная система, правовой механизм, принципы правового регулирования платежных систем.

Для цитирования: Салина Е.С. Перспективы развития правового механизма функционирования платежных систем // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 079-084. DOI: 10.33693/2072-31642020-13-3-079-084

DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-3-000-000

Prospects for the development of the legal mechanism for the functioning of payment systems

©Elizaveta S. Salina

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia e-mail: betsalina@yandex.ru

Abstract

The presented research reveals an approach to the construction of a legal mechanism for the functioning of payment systems. The proposed approach is based on the application of the principles of legal regulation. The purpose of a work is to determine the existing legal mechanism for the functioning of payment systems, identify its drawbacks and propose a new approach to legal regulation to ensure the proper functioning of payment systems. The proposed approach to legal regulation takes into account the specifics of the functioning of payment systems, which consists in the presence of three elements in its activities: institutional, procedural and organizational. These elements reflect the subject structure of the payment system, the process of providing money transfer services by them, and the ways in which payment system entities interact during providing payment services. Each of the elements must be defined within the legal framework of the payment system to ensure its proper functioning. The proposed principles of legal regulation take into account the features of these elements, in particular, the principles are classified into three groups, depending on the element they affect. The paper describes ways to implement the principles in the legal mechanism: the possibility of their direct application, depending on the type of significance of the payment system, is analyzed. It is also concluded that the implementation of the principles in the legal mechanism will reduce the regulatory burden on payment systems by using an approach depending on the level of significance of the payment system. The paper defines the role of the principles, which is that the principles allow to eliminate the legal gaps in the legislation on the national payment system, and prevent the emergence of new gaps.

Keywords: payment system, legal mechanism, principles of legal regulation of payment systems.

For citation: Salina E.S. Prospects for the development of the legal mechanism for the functioning of payment systems // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 079-084. (in Russ.) DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-3-000-000

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 79

ISSN 2310-7049 (online)

Введение

Представленное исследование направлено на разработку нового подхода к правовому регулированию платежных систем (далее - ПС) в целях устранения выявленных проблем в указанной сфере и оптимизации существующего регулирования. Развитие ПС, форм и способов осуществления перевода денежных средств1 обуславливает увеличение нормативных требований. Также наблюдается тенденция конкретизации правового регулирования единичных ситуаций, возникающих в деятельности ПС. Кроме того, в Федеральный закон № 161-ФЗ2 за период 2018-2020 гг. изменения вносились девять раз. В связи с изменениями указанного Федерального закона Банк России первично принял или издал в новой редакции четырнадцать нормативных актов, при этом планируется разработка или актуализация положений еще шести нормативных актов3.

В результате система правового регулирования ПС усложняется, становится казуистичной и запутанной. Это повышает вероятность реализации правового риска в деятельности ПС4. Реализация правового риска нарушает надлежащее функционирование ПС, снижает качество предоставляемых услуг по переводу денежных средств, влечет применение Банком России мер принуждения в отношении оператора ПС5. В связи с этим становится актуальной разработка нового подхода, обеспечивающего надлежащее функционирование ПС и снижающего потребность постоянного внесения изменений в законодательство, регулирующее деятельность ПС.

Предлагаемый подход основывается на применении принципов правового регулирования ПС. Правовой механизм ПС представляет собой совокупность способов правового регулирования деятельности ПС. Предлагаемый подход в качестве ключевого способа регулирования использует принципы, которые позволяют учитывать специфику деятельности Пс, установить приоритеты развития и регулирования ПС.

1 По данным Банка России, количество и объем переводов денежных средств, осуществленных в рамках платежных систем на начало 2018 года, увеличились по сравнению с 2016 годом на 18,4 и 8,8% соответственно, не смотря на незначительное сокращение организаций, оказывающих услуги по переводу денежных средств в рамках национальной платежной системы. Результаты наблюдения в национальной платежной системе за 2016 - 2019 годы // Официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Режим доступа URL: https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/48359?fileId=-1&scope=2046. Дата обращения: 23.02.2020.

2 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // «Российская газета», № 139, 30.06.2011. Здесь и далее - Федеральный закон № 161 -ФЗ.

3 Статистика подсчитана автором работы с использованием данных Справочной правовой системы «КонсультантПлюс» об опубликовании нормативных актов Банка России за период 20182020 год.

4 Согласно приложению 2 к Положению Банка России от 03.10.2017 № 607-П «О требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков» под правовым риском понимается риск оказания платежных услуг, не соответствующих предъявляемым к ним требованиям, вследствие наличия правовых коллизий и (или) правовой неопределенности в законодательстве.

5 Под надлежащим функционированием ПС понимается состо-

яние, при котором в ПС обеспечивается точное соблюдение обя-

зательных требований, предъявляемых к оказанию услуг по пе-

реводу денежных средств и деятельности оператора ПС, опера-

торов услуг платежной инфраструктуры, участников ПС.

Представленное исследование состоит из трех разделов. Первый раздел раскрывает специфику правового регулирования ПС. Второй раздел определяет действующий правовой механизм ПС и выявленные в нем проблемы. Третий раздел раскрывает новый подход к правовому регулированию ПС на основе принципов, обеспечивающих единство законодательства в сфере НПС, а также содержит рекомендации по внедрению принципов правового регулирования ПС.

Специфика правового регулирования платежных систем

Платежные системы как объект правового регулирования имеют особенности, которые должны учитываться при создании правового механизма их функционирования. Платежная система представляет собой результат взаимодействия нескольких субъектов права: оператора ПС, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников ПС6. Права и обязанности указанных лиц, требования к их деятельности установлены законодательно в целях обеспечения качества оказываемых ими услуг.

Кроме того, процесс взаимодействия субъектов и участников ПС при оказании услуг по переводу денежных средств также является объектом правового регулирования. В процессе функционирования ПС все ее субъекты и участники выполняют функции, строго определенные законодательством, правилами ПС и иными организационными договорами. Распределение функций позволяет установить ответственность каждого субъекта ПС7, организовать устойчивое взаимодействие внутри ПС и с клиентами - получателями услуг по переводу денежных средств (таблица 1).

Таблица 1

Распределение функций между субъектами платежной

системы / Division of functions between subjects of the

payment system

Субъект платежной системы Выполняемые функции Роль в механизме функционирования ПС

Оператор платежной системы Разработка правил ПС, обеспечение соблюдения правил ПС субъектами ПС и ее участниками Является организующим субъектом ПС, обеспечивает устойчивое существование ПС как института, управление деятельностью ПС

Операционный центр Прием и передача информации, в том числе распоряжений о переводе денежных средств Является обеспечивающим субъектом ПС, организует связь внутри ПС, между ПС и ее клиентами

Платежный клиринговый центр Определение платежных клиринговых позиций участников ПС Является обеспечивающим субъектом ПС, организует платежный клиринг денежных обязательств участников ПС для оптимизации осуществляемых переводов денежных средств, сокращения издержек

Расчетный центр Исполнение распоряжений участников ПС и их клиентов Является исполняющим субъектом ПС, совершает перевод денежных средств в целях исполнения обязательств участников ПС

Источник: составлена автором на основе положений Федерального закона № 161-ФЗ8

6 В рамках настоящей статьи под субъектами ПС понимаются оператор ПС и операторы услуг платежной инфраструктуры.

7 Так, законодательно предусмотрена возможность договорной ответственности операционного центра платежной системы за предоставление операционных услуг ненадлежащего качества (часть 5 статьи 17 Федерального закона № 161-ФЗ). Аналогичные положения предусмотрены для платежного клирингового центра (часть 6 статьи 18) и участников платежной системы (пункт 3 части 1 статьи 20).

8 Представленное распределение является базовым для любой ПС. В зависимости от используемых способов расчетов (расчеты на валовой основе или в режиме реального времени), масштаба

80 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

Особенностью регулируемых отношений является установление требований не только к субъектам и участникам ПС, но и к порядку их взаимодействия при оказании услуг по переводу денежных средств в целях обеспечения их качества для потребителей (рис.1).

Институциональный , элемент

Взаимодействие

Субъекты ПС Участники ПС

внуфи ПС

Внешнее взаимодействие с клиентами при оказании услуг по переводу денежных средств

Ж^ Процедурный элемент

Организационный жсиент

Клиенты

Рис. 1.

Структура элементов платежной системы / The structure of the payment system elements

Правовой механизм функционирования ПС должен определять институциональный элемент ПС, то есть правовой статус ее субъектов и участников, требования к ним; процедурный элемент ПС, то есть требования к процессу оказания субъектами и участниками ПС услуг по переводу денежных средств; а также организационный элемент ПС, то есть требования к организации взаимодействия субъектов и участников ПС в целях обеспечения надлежащего качества услуг по переводу денежных средств.

Существующий правовой механизм платежных систем

Правовой механизм должен устанавливать каждый из указанных выше элементов функционирования ПС в целях комплексного регулирования деятельности платежных систем. Правовой механизм представляет собой систему правовых способов регулирования деятельности субъектов и участников ПС, обеспечивающих устойчивое развитие ПС, а также оказание услуг по переводу денежных средств надлежащего каче-ства9. Применяемый в России правовой механизм ПС установлен Федеральным законом № 161-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России (таблица 2).

Анализ содержания существующего правового механизма ПС показывает, что указанные выше акты законодательства содержат положения о каждом из элементов функционирования ПС10. Вместе с тем, суще-

(розничные или системы крупных переводов) и рынка, на котором представлена платежная система, (национальные, международные) механизм функционирования ПС может дополняться соответствующими особенностями.

9 В теории права под правовым механизмом принято понимать комплекс правовых средств, с помощью которых реализуется правовое воздействие на общественные отношения (указанный подход относится к инструментальной теории права [Шабаева, 2011], [Родионова, 2012], [Шарабанов, 2018]. Существуют иные концепции, включающие в правовой механизм процессы правотворчества и правоприменения, субъектов права и их правоспособность, позволяющую не только нести обязанности и реализо-вывать права, но также создавать нормы права (комплексное исследование подходов к пониманию механизма правового регулирования содержится в исследовании В.П. Гаврикова [Гавриков, 2015].

10 Так, например, Федеральным законом № 161-ФЗ установлены критерии, которым должно отвечать лицо, намеривающее стать оператором ПС, что позволяет заранее ограничить рынок от

ствующий правовой механизм требует оптимизации, поскольку практика его применения выявила недостатки, которые не позволяют своевременно реагировать на изменения в деятельности ПС.

В частности, увеличилось число разъяснений Банка России в виде информационных писем по вопросам применения законодательства о национальной платежной системе, в особенности нормативных актов о защите информации в ПС. С 2018 года таких писем вышло порядка десяти, в среднем - это размещение одного разъяснения раз в три месяца11. Необходимость разъяснения законодательства указывает на невозможность учета особенностей функционирования ПС в рамках применяемого механизма правового регулирования. В процессе разъяснения законодательства могут заполняться его пробелы, наличие которых свидетельствует о повышении правового риска в деятельности ПС из-за наличия коллизий и неопределенностей в законодательстве.

Таблица 2

Современный механизм правового регулирования платежных систем / Modern mechanism of legal regulation of payment systems

Формы правового регулирования Субъекты нормотворчества Содержание и способы правового регулирования

Федеральные законы Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации Федеральные законы устанавливают основные права и обязанности субъектов и участников ПС, требования к оказываемым услугам по переводу денежных средств, составы нарушений законодательства в сфере НПС и применяемые меры ответственности

Нормативные правовые акты Правительство Российской Федерации12, иные федеральные органы исполнительной власти В рамках предусмотренной законодательством компетенции устанавливают порядок реализации положений федеральных законов, дополнительные требования к деятельности субъектов ПС

Нормативные акты Банк России В рамках предусмотренной законодательством компетенции устанавливают порядок реализации положений федеральных законов, дополнительные требования к деятельности субъектов ПС и участников ПС, требования к порядку оказания услуг по переводу денежных средств, порядок надзора, наблюдения и применения мер ответственности за нарушение законодательства в сфере НПС

Источник: составлена автором на основе положений Федерального закона № 161-ФЗ

субъектов, не имеющих возможностей гарантировать надлежащее функционирование платежной системы (статья 15), то есть институционный элемент функционирования ПС.

11 Статистика подсчитана автором работы с использованием данных Справочной правовой системы «КонсультантПлюс» о размещении информационных писем, разъясняющих писем Банка России за период 2018-2020 год (за исключением информационных писем о неприменении мер принуждения).

12 Например, постановление Правительства Российской Феде-

рации от 01.12.2018 № 1466 «Об утверждении перечня иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2018, № 50, ст. 7777; постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2017 № 637 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном направлять в Центральный банк Российской Федерации информацию о введении иностранными государствами запретов в отношении платежных систем, операторы которых зарегистрированы Центральным банком Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.06.2017, № 23, ст. 3336; постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 № 584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» // «Собрание законодательства РФ», 18.06.2012,

№ 25, ст. 3380.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 81

ISSN 2310-7049 (online)

Кроме того, результатом конкретизации законодательства о ПС является расширение нормотворческой компетенции Банка России. Так, в развитие положений Федерального закона № 264-ФЗ13 Банку России предоставлена компетенция на принятие порядка десяти нормативных актов, при этом в связи с изменением состава лиц, обязанных соблюдать установленные Банком России требования, необходимо внести изменения или издать в новой редакции порядка пяти актов.

Целью принятия Федерального закона № 264-ФЗ было регулирование деятельности иностранных поставщиков платежных услуг. С одной стороны, ужесточение регулирования в отношении иностранных субъектов платежного рынка является продолжением курса по обеспечению суверенного развития национальной платежной системы. С другой стороны, требования к деятельности иностранных поставщиков платежных услуг установлены через обязанность российских операторов ПС обеспечить соблюдение таких требований (статья 9.1 Федерального закона № 161-ФЗ). Результатом такого подхода является увеличение регулятор-ной нагрузки на российские ПС, состава их отчетности и требований к их договорам с контрагентами, не являющимися российскими резидентами.

Некоторые новые нормы законодательства сложны в своей реализации, поскольку не учитывают специфику ПС:

1) например, право Банка России взыскивать штраф с оператора услуг информационного обмена (далее -ОУИО) в связи с односторонним приостановлением оказания услуг информационного обмена трудно реализуемо. Страна регистрации ОУИО в Федеральном законе № 161-ФЗ не конкретизирована. Соответственно, в отношении ОУИО - иностранных организаций применение штрафа не имеет правовых механизмов, например, без соглашений о правовой помощи.

2) требования статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ, направленные на предупреждение переводов денежных средств без согласия клиента, практически не применимы при осуществлении операций с использованием платежных карт. Технология процедуры авторизации14 операций с использованием платежных карт

13 Федеральный закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.08.2019, № 31, ст. 4423.

14 Понятие авторизации установлено пунктом 1.12 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств». Под авторизацией понимается получение банком получателя средств согласия банка плательщика на списание денежных средств. Таким образом, успешное завершение авторизации влечет за собой безусловное списание банком плательщика денежных средств со счета своего клиента. Невозможность проведения авторизации или отказ в ее проведении, в том числе при выявлении признаков операции без согласия клиента влечет за собой отмены операции (отказ в осуществлении перевода денежных средств). Однако Федеральным законом № 161-ФЗ не предусмотрена возможность отказа в совершении списания денежных средств при выявлении признаков операции без согласия клиента. Статья 8 указанного Федерального закона обязывает обслуживающий банк приостановить исполнение распоряжения клиента и запросить у него подтверждение совершения операции. Таким образом, при совершении операций с использованием платежных карт, наиболее подверженных мошенническим действиям, операторы по переводу денежных средств, операторы ПС из-за пробела в законодательстве используют иной механизм защиты денежных средств клиента, не предусмотренный законом.

не позволяет банку информировать клиента о приостановлении операции при выявлении ее соответствия признакам операции без согласия клиента. В связи с этим банки отклоняют такие операции, что означает использование ими для сохранения средств клиентов механизма, не предусмотренного законодательством.

Анализ текущего состояния нормативно-правового регулирования функционирования ПС показывает, что негативными тенденциями являются: увеличивающаяся частота изменений, появление норм, не имеющих механизма реализации, вмешательство в договорные отношения, наделение операторов ПС несвойственными им обязанностями по контролю за соответствием контрагентов законодательству России. В связи с этим правовой механизм ПС нуждается в совершенствовании в целях обеспечения логичности и эффективности правового регулирования деятельности ПС.

Применение принципов для развития системы регулирования платежных систем

Инструментом, обеспечивающим логичность и целостность правового механизма ПС, являются принципы правового регулирования их деятельности. Принципы обеспечивают заполнение правовых пробелов и развитие регулирования в едином направлении. Под принципом правового регулирования понимаются руководящие и ключевые идеи, лежащие в основе и отражающие специфику правовых явлений, объединяющие их теоретические и эмпирические стороны, выражающие направленность их применения [Крохи-на, 2015: 60]. Принципы определяют характер правовых предписаний, объектом которых являются соответствующие общественные отношения [Лаврусь, 2005: 4], в том числе возникающие в рамках ПС.

В зарубежной практике регулирования деятельности ПС применяются принципы построения и функционирования инфраструктур финансового рынка, в том числе платежных систем, разработанные Банком международных расчетов15. Указанные принципы в основном ориентированы на применение при организации и осуществлении перевода денежных средств. В связи с этим подходы Банка международных расчетов следует учитывать при формировании нового подхода к правовому регулированию ПС в России. Кроме того, принципы должны учитывать специфику деятельности ПС в целях создания условий для их надлежащего функционирования. Принципы правового регулирования ПС могут быть разделены на институциональные, процедурные и организационные16 для обеспечения их целенаправленного влияния на каждый из элементов механизма ПС (таблица 3).

При создании новых норм, регулирующих деятельность ПС, необходимо использовать указанные принципы как ориентиры. Кроме того, применение принципов обеспечит стабильность законодательства в сфере НПС, поскольку они могут применяться даже в ситуациях, не урегулированных законодательно. Основными преимуществами применения принципов как основы правового регулирования ПС являются:

15 Письмо Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка».

16 См. рисунок 1, где представлена структура функционирования ПС.

82 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) адаптивность такого механизма правового регулирования к развивающемуся рынку платежных услуг;

2) возможность учета специализации платежных систем без чрезмерной конкретизации нормативных положений;

3) предотвращение появления пробелов в законодательстве, которыми могут воспользоваться недобросовестные участники рынка платежных услуг.

При применении принципов правового регулирования ПС необходимо учитывать два способа их действия. Принципы, как основные направления регулирования, служат основой для создания требований к деятельности ПС. Опосредованное применение принципов через положения законодательства, развивающие их содержание, целесообразно при регулировании функционирования значимых ПС, предоставляющих услуги по переводу денежных средств значительному числу потребителей. Для ПС, не являющихся значимыми, специализирующимися на отдельных сегментах рынка, возможно непосредственное применение принципов без создания нормативных требований. Операторы таких ПС должны обеспечить реализацию принципов в деятельности ПС посредством самостоятельного установления требований к ее субъектам и участникам (таблица 4).

Таблица 3

Классификация принципов правового регулирования

платежных систем / Classification of principles of legal regulation for payment systems

Группа принципов Принцип правового регулирования Особенность отношений в ПС

Институциональные принципы Обеспечение профессионализма Наличие законодательных требований к субъектам ПС, а также установление критериев участия в ПС ее оператором

Обеспечение конкуренции Коммерческий характер деятельности субъектов ПС

Процедурные принципы Организационная определенность Взаимодействие «внутреннее» (между субъектами платежной системы) и «внешнее» (с регулятором и иными платежными системами)

Эффективность функционирования Распределение функций

Ответственность и распределение рисков Распределение ответственности

Организационные принципы Сочетание публичных и частных интересов Наличие договорных механизмов регулирования отношений в ПС

Обеспечение надлежащего качества платежных услуг Взаимодействие направлено на обеспечение перевода денежных средств

Источник: составлена автором17 Так, например, принцип обеспечения профессионализма означает установление требований к субъектам и участникам ПС в целях оказания ими услуг по переводу денежных средств надлежащего качества18. Для значимых ПС такие требования, например, к финансовому состоянию субъектов и участников ПС, к способам обеспечения защиты информации в ПС и информирования клиента, должны быть установлены в законе или нормативном акте. В свою очередь, оператор ПС, не являющейся значимой, должен с учетом специфики своей деятельности, состава клиентов самостоятельно установить требования в отношении субъ-

17 Состав принципов может быть уточнен в ходе дальнейших исследований.

18 Характеристиками надлежащего качества услуг по переводу денежных средств могут быть обеспечение своевременного завершения расчетов, защита платежной информации клиентов субъектами и участниками ПС.

ектов и участников ПС, соответствие которым обеспечит качество оказываемых платежной системой услуг. Требования, установленные оператором ПС, не являющейся значимой, на основании указанного принципа, должны содержаться в правилах ПС. Также они могут дополнительно раскрываться в политике управления ПС и организационных договорах.

Таблица 4

Предлагаемый механизм правового регулирования платежных систем / Proposed mechanism of legal regulation of payment systems

Формы правового регулирования Содержание правового регулирования Пояснение механизма применения принципов

Принципы Определение правовых основ, закрепление презумпций функционирования ПС для регулирования их деятельности Устанавливают цепи, направления правового регулирования ПС с учетом специфики функционирования ПС

Федеральные законы Устанавливают общие требования к функционированию ПС, меры ответственности за их нарушение Положения федеральных законов должны конкретизировать направления регулирования, обозначенные принципами, устанавливать критерии для непосредственного применения принципов операторами ПС

Подзаконные акты (в том числе нормативные акты Банка России) Устанавливают дополнительные требования к функционированию значимых ПС, порядок контроля за ПС Положения подзаконных актов направлены на обеспечение соблюдения принципов в деятельности любой ПС, создание механизма их реализации оператором ПС

Документы оператора ПС (правила, организационные договоры ПС) Устанавливают правила деятельности ПС на основе требований, предусмотренных законодательством Положения документов оператора ПС раскрывают содержание принципов применительно к деятельности конкретной ПС

Источник: составлена автором

Для применения принципов правового регулирования ПС следует закрепить их законодательно, что сделает их обязательным для любой ПС, а также раскрыть их в Стратегии развития национальной платежной системы для учета при планировании развития правового регулирования ПС. Внедрение принципов обеспечит последовательность правового регулирования значимых ПС, поскольку правовые нормы, созданные на основе принципов, будут учитывать весь состав элементов функционирования ПС. В отношении ПС, не являющихся значимыми, применение принципов уменьшит объем требований, что соответствует целям административной реформы по снижению регу-ляторной нагрузки.

Заключение

Правовой механизм функционирования ПС должен учитывать организационные и функциональные особенности ПС. В этом случае правовое регулирование будет способствовать не только повышению качества услуг по переводу денежных средств, но развитию ПС, расширению их деятельности и конкурентоспособности. Для улучшения правового механизма ПС предлагается внедрить принципы правового регулирования ПС. Принципы должны устанавливать приоритеты и цели правового регулирования функционирования ПС и направленно воздействовать на каждый элемент ПС. Дальнейшие исследования, посвященные правовому механизму ПС, в основе которого лежат принципы правового регулирования ПС, должны быть направлены на установление перечня принципов и подходов в их выявлении, на разработку способов контроля за реализацией принципов и механизмов их внедрения в надзор и наблюдение за деятельностью ПС.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 83

ISSN 2310-7049 (online)

Список литературы:

1. Гавриков В.П. Теория государственно-правового регулирования: результаты специального исследования // «Международный журнал экспериментального образования». № 9. 2015. С. 63-77.

2. Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.

3. Родионова О.М. Механизм гражданско-правового регулирования: состав, структура, действие // «Законодательство». № 8. 2012.

4. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.

5. Шабаева О.А. Общая характеристика механизма правового регулирования // «Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия». № 2. 2011. С. 214-219.

6. Шарабанов С.В. Механизм правового регулирования, его понятие и структура: обзор теоретических подходов // «Matters of Russian and International Law». 2018. Vol. 8. Is. 3A. P. 7-12.

References

1. Gavrikov V.P. Teorija gosudarstvenno-pravovogo regulirovanija: rezul'taty special'nogo issledovanija // «Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija». № 9. 2015. P. 63-77.

2. Lavrus' S.Ju. Realizacija principov prava v ju-ridicheskoj praktike : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Volgograd, 2005.

3. Rodionova O.M. Mehanizm grazhdansko-pravovogo regulirovanija: sostav, struktura, dejstvie // «Za-konodatel'stvo». № 8. 2012.

4. Finansovoe pravo Rossii: uchebnik / Ju.A. Krohina. -5-e izd., pererab. i dop. - M.: Norma: INFRA-M, 2015.

5. Shabaeva O.A. Obshhaja harakteristika mehanizma pravovogo regulirovanija // «Vestnik Burjatskogo gosudar-stvennogo universiteta. Pedagogika. Filologija. Filosofija». № 2. 2011. P. 214-219.

6. Sharabanov S.V. Mehanizm pravovogo regulirovanija, ego ponjatie i struktura: obzor teoreticheskih podhodov // «Matters of Russian and International Law». 2018. Vol. 8. Is. 3A. P. 7-12.

Рецензия

на статью Е.С. Салиной «Перспективы развития правового механизма функционирования платежных систем»

Статья Е.С. Салиной посвящена вопросам развития механизма правового регулирования деятельности платежных систем. Изучение вопросов правового регулирования функционирования платежных систем является актуальной темой, поскольку национальная платежная система, элементом которой являются платежные системы, представляет собой один из новых институтов российского права, который теоретически изучен незначительно, а механизмы правового регулирования отношений в указанной сфере находятся в стадии формирования. В связи с этим поиск ориентиров для развития правового механизма платежных системы является своевременным и важным для обеспечения надлежащего функционирования платежных систем.

Е.С. Салиной проведен общий анализ механизма функционирования платежных систем, результаты которого позволили выделить институциональный, процедурный и организационный элементы платежных систем. Автором исследования предлагается подход к правовому регулированию, учитывающий особенности выявленных функциональных элементов платежных систем.

Также автором исследования выявлены пробелы и недостатки существующего механизма правового регулирования платежных систем, например, увеличивающееся число изменений и разъяснений Банка России, отсутствие точного и исчерпывающего регулирования операций с использованием платежных карт. Недостатки и пробелы законодательства о платежных системах, по мнению автора, связаны с отсутствием единства подходов к регулированию, учитывающего особенности функционирования платежных систем.

В качестве решения Е.С. Салиной предлагается новый подход к правовому механизму платежных систем, в основе которого лежат принципы правового регулирования. Автор исследования справедливо подчеркивает сущностную роль принципов, что позволит предотвратить появление пробелов в законодательстве, повысить его применимость ко всем Специальным операциям платежных систем. Автором статьи предлагается характеристика и классификация принципов правового регулирования применительно к выявленным элементам функционирования платежных систем.

Кроме того, автором исследования предлагается подход к внедрению нового правового механизма посредством дифференцированного регулирования в зависимости от вида значимости платежных систем. В связи с этим результаты исследования имеют практическую применимость и могут быть реализованы в рамках изменений законодательства о национальной платежной системе, предложения по совершенствованию которого в целях внедрения принципов также изложены в статье Е.С. Салиной.

Научный руководитель, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М.В.Ломоносова Крохина Юлия Александровна

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,76%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Салина Елизавета Сергеевна, аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4232-6108, e-mail: betsalina@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Elizaveta S. Salina, postgraduate student of Lomono-sov Moscow State University, Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4232-6108, e-mail: betsa-lina@yandex.ru

84 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №3 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.