ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 6
ФАКУЛЬТЕТ
А.Н. Тихонов
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня мы являемся наблюдателями и активными участниками перестройки российской системы высшего образования в соответствии с требованиями и стандартами Болонской декларации, ратифицированной Россией в 2003 г. Сейчас сложно однозначно оценивать перспективы развития российской системы образования, так как уже в самом начале пути внутри научного сообщества существуют противоположные позиции в отношении будущего российского высшего образования, интегрирующегося в Болонский процесс.
Дополнительную интригу рассмотрению перспектив преподавания политологических дисциплин добавляет то, что в настоящий момент ведется подготовка образовательного стандарта по политологии третьего поколения, и пока не ясно до конца, какую стратегию изберет рабочая группа и отдаст ли приоритет теоретическим дисциплинам, балансу теоретических и прикладных дисциплин или прикладным дисциплинам. Исходя из духа Болонского процесса можно предположить, что более адекватным выбором была бы стратегия приоритета прикладных дисциплин. Однако такой подход противоречит основам университетского образования, которые, несмотря на взятые на себя обязательства, игнорировать ни в коем случае нельзя.
Все указанные факторы, на наш взгляд, напрямую будут влиять на перспективы преподавания дисциплины "Политический менеджмент", которая является, безусловно, прикладной. Однако картина была бы неполной без изучения отношения к политическому менеджменту как к виду практической деятельности людей со стороны как представителей научного политологического сообщества, так и непосредственных участников отношений, возникающих в предметном поле данной дисциплины.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует единой точки зрения на определение понятия "политический менеджмент". В частности, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского университета имени М.В. Ломоносова Г.В. Пушкарева определяет политический менеджмент как управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право "легитимного насилия" и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэ-
тому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления1.
В терминологическом словаре по социально-экономической тематике политический менеджмент трактуется как "система делового управления политической деятельностью, осуществляемая для достижения поставленных целей; для политического менеджмента характерно управление людьми в быстро меняющихся условиях"2.
Как видно, понятие "политический менеджмент" является достаточно многогранным и неоднозначным. Более того, представляется необходимым привлечение иностранной трактовки этого явления, в том числе и потому, что в нашей стране политический менеджмент существует всего около 15 лет, в отличие, например, от США, где он был институционализирован в начале XX в. В процессе изучения американского подхода к пониманию сущности, роли и места политического менеджмента в политической системе мы пришли к выводу, что в американской практике под политическим менеджментом понимается деятельность, охватывающая широкий круг направлений в профессиональной политике. К основным направлениям относятся управление избирательными кампаниями, политическая реклама (разработка/продажа), изучение электорального поведения, проведение стратегических исследований, организация и проведение опросов общественного мнения, лоббистская деятельность, лидерство и фондрайзинг. Часть этих направлений могут по праву относиться в качестве объектов изучения и к политической науке в целом.
Позиция автора по определению места и роли политического менеджмента в предметном поле политологии и в политической жизни общества заключается в том, что, во-первых, политический менеджмент — это система управленческих действий, предпринимаемых субъектом политического процесса (политический актор, обладающий самостоятельной политической волей и имеющий явные политические цели) в отношении объекта (электоральные группы, государственные служащие и др.). Специфика воздействия субъекта на объект заключается в том, что субъект, вступая в правоотношения с объектом, не должен использовать право легитимного насилия, даже если по своему статусу субъект им и наделен. В основном субъект при оказании воздействия использует различные софт-технологии3. Во-вторых, принципиально важно четкое понимание того, что политический менеджмент не является абсолютно самостоятельным направлением управленческой науки, и нам представляется методоло-
1 См.: Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002. С. 4.
2 Сайт Российской национальной библиотеки (www.nlr.ru ).
3 От англ. soft-technologies — мягкие технологии (например, в ходе избирательной кампании не должен использоваться административный ресурс, способствующий повышению явки избирателей, а может использоваться агитация населения по активному участию в выборном процессе).
гически верным относить его к одной из разновидностей менеджмента, а потому ключевыми элементами по-прежнему остаются планирование, организация, мотивация и контроль. Очень важно сделать акцент на том, что политический менеджмент — это управление в политической сфере (точнее в той части, где государственное управление не должно и не может быть использовано). Основными направлениями использования инструментария политического менеджмента являются следующие: 1) менеджмент в избирательных кампаниях; 2) менеджмент в партийном строительстве; 3) лоббистская деятельность; 4) политическое проектирование; 5) политическое лидерство; 6) фондрайзинг.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, его можно дополнять новыми направлениями. Именно такое понимание сути политического менеджмента и предопределило разработку рабочей программы дисциплины. Стоит сказать, что политический менеджмент как учебная дисциплина появился в учебных планах вузов, осуществляющих подготовку в области политологии, на основании принятого в 2000 г. Государственного образовательного стандарта. Примечательно, что в кратком содержании дисциплины было указано: "Политический менеджмент: принятие и реализация политических решений, политическая социализация и мобилизация, политическое участие, политическая реклама, политическое консультирование, лоббирование, переговоры, технология избирательных кампаний". Как можно заметить, практически все основные элементы, вошедшие в комментарий к дисциплине в государственном стандарте, входят также и в круг вопросов, обязательных для изучения в предлагаемом курсе "Политический менеджмент".
На сегодняшний день дисциплина "Политический менеджмент" изучается на протяжении двух семестров, в частности, на отделении политологии философского факультета МГУ это 6-й и 7-й семестры. Подразумевается, что к 6-му семестру студенты должны быть теоретически готовы воспринимать материал в рамках рассматриваемой дисциплины. Изучение одного из направлений управленческой науки, которое является достаточно специфичным, должно основываться на полученных студентами знаниях в рамках курса "Менеджмент", в противном случае первые занятия по политическому менеджменту придется посвятить изучению фундаментальных основ и теорий общего менеджмента.
Принципиально важным методологическим вопросом является необходимость изучения всех указанных выше разделов с точки зрения управления этими процессами. Так, в разделе "Менеджмент в избирательных кампаниях" необходимо рассматривать именно вопросы менеджмента (стратегическое планирование избирательной кампании, особенности формирования предвыборного штаба, специфика управления отдельными подразделениями штаба, теоретико-практические вопросы построения отношений с внешними структурами, такими как ЦИК, СМИ, политические оппоненты и т. д.), не от-
влекаясь на рассмотрение материала, более подходящего для изучения в рамках курса "Политические отношения и политический процесс в современной России" или спецкурса "Избирательные системы и избирательный процесс".
В разделе "Менеджмент в партийном строительстве" особое внимание необходимо уделить вопросам управления процессами создания, регистрации и последующего функционирования политической партии. Здесь нам представляется важным обратить внимание на такие узловые моменты, связанные с функционированием политической партии, как формирование оптимальной структуры управления, специфика деятельности подразделений политической партии, построение стратегических, приемлемых отношений с государством, особенности внутрипартийной работы, рекрутинг новых членов партии, особенности функционирования политической партии в период электоральных циклов. В этом разделе также не следует рассматривать вопросы общего характера, имеющие сугубо теоретическое значение, связанные, например, с рассмотрением феномена политической партии и ее ролью в обществе и государстве.
Раздел "Лоббистская деятельность" должен быть посвящен изучению непосредственно технологий лоббизма, который здесь понимается как осознанная и целенаправленная деятельность по продвижению интересов структур, относящихся к бизнес-сообществу, в политике. Одним из алгоритмов изучения материала в рамках этого раздела может послужить отдельное рассмотрение специфики лоббистской деятельности в зависимости от выбранного объекта воздействия:
1) лоббистская деятельность в законодательных органах государственной власти;
2) лоббистская деятельность в исполнительных органах государственной власти;
3) лоббистская деятельность в судебных органах государственной власти.
Отдельным блоком вопросов может выступать подраздел "Government Relations", призванный рассмотреть технологии построения взаимоотношений конкретных крупных корпораций непосредственно с определенными чиновниками органов государственной власти в целях оказания дальнейшего лоббистского воздействия на принятие государственных решений.
Политическое проектирование также является достаточно актуальным и востребованным направлением. В общем смысле под политическим проектом понимается любая позитивная деятельность политика (политической партии), результаты которой используются в публичной политике. В рамках этого раздела особое внимание предлагается уделять следующим вопросам:
1) политические проекты и выборы;
2) политические проекты и их роль в процессе партстроительства;
3) общественные организации как политический проект.
Раздел "Политическое лидерство" носит в большей степени теоретический характер и основывается на трех основных аспектах:
1) лидерство и политика;
2) организация рабочего времени политика;
3) актуальные проблемы лидерства в политике.
Последний из предлагаемых разделов — "Фондрайзинг" — раскрывает наиболее актуальные проблемы, рассматривает максимально эффективные технологии привлечения финансовых ресурсов для осуществления политическими акторами своих непосредственных функций. В настоящее время признается, что фондрайзинг является неотъемлемой частью современного политического процесса. Основными направлениями этого раздела выступают следующие:
1) общая теория фондрайзинга;
2) практика фондрайзинга для организаций;
3) актуальные проблемы фондрайзинга.
Подводя некоторый итог рассмотрению перспектив развития политического менеджмента как учебной дисциплины, следует отметить, что указанный автором подход сформировался на основе изучения методик преподавания данной дисциплины в некоторых российских вузах, анализа подходов к профессиональной подготовке специалистов в области политического менеджмента, использующихся за рубежом (в частности, в Высшей школе политического менеджмента, Университет Джорджа Вашингтона, США), а также самостоятельного осмысления политического менеджмента как политического феномена.
Безусловно, используемый в настоящей статье подход к построению курса может претерпеть изменения в процессе более тесного взаимодействия с коллегами из других вузов, осуществляющих профильную подготовку студентов.