ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 324
Е.В. Галкина, Р.Э. Герман
О ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОД
В статье рассматривается политический менеджмент в двух аспектах: как политическая технология, связанная с управленческой функцией акторов политики, и как часть политической науки, её субдисциплина, как сфера изучения политики. Анализируются различные научные подходы к концепциям политического менеджмента, политических технологий в современном политологическом дискурсе. Актуальным является рассмотрение авторами новых
подходов к концепту электоральный менеджмент, электронное правительство и др., которые в настоящее время все больше привлекают внимание исследователей и политиков.
Ключевые слова: политический менеджмент, электоральный менеджмент, управление в политике, политические технологии, прикладная политология, политический процесс, политические структуры, электронное правительство.
E.V. Galkina, R.E. German
OF POLITICAL MANAGEMENT: INSTITUTIONAL APPROACH
This article discusses political management in two ways: as political technology related to the managerial function of policy's actors, and as a part of political science, its subdiscipline and an area of political studies. Various scientific approaches to the concepts of political management, political technologies in modern political science discourse are analysed. The authors examine new ap-
proaches to the concept of electoral management, e-government and others which at present are increasingly attracting the attention of researchers and policy makers.
Key words: political management, electoral management, politics, political technologies, applied political science, political process, political structures, electronic government.
Политический менеджмент рассматривается нами через призму прикладной политологии, которая является составной частью и одновременно специфическим исследовательским уровнем политологии. Данное направление политологии связано с изучением возможностей использования результатов теоретических исследований в политической деятельности. Предметное поле прикладной политологии имеет четкие пространственно-временные границы: она рассматривает конкретные политические проблемы в локализированных политиче-
ских ситуациях, с учетом того, что в решении этих проблем значимым ресурсом политической деятельности выступает фактор времени. Прикладная политология выступает как бы связующим звеном между теоретическими знаниями фундаментального характера и непосредственно политическими технологиями, которые реализуются при непосредственном участии политологов [3, с. 301-302].
В настоящее время понятие «политический менеджмент» активно используется в политической науке. Это понятие весьма
Гуманитарные и юридические исследования
СКФУяеЕ;
близко понятию политической деятельности, но не идентично ему. Появление понятия «политический менеджмент» можно объяснить определенной близостью управленческих и политических технологий, их единой направленностью на человека и его интересы. Само понятие менеджмента очень широкое, потому допускается его использование в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
Менеджмент (от англ. «management» - управление, заведование, организация) выделился в самостоятельную область знаний в ХХ в. Основоположником менеджмента, как науки, считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а продуктивностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. В своих работах «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда [11].
В структуре политического менеджмента рассматриваются следующие институциональные единицы: новые политические технологии, политический рынок, политическая кампания, политический PR, имиджмейкинг, электоральные технологии, политическая идентичность, политический маркетинг, политическая реклама, политическая коммуникация, политическое прогнозирование и др. [8, с. 12-13].
На наш взгляд, в современной политологии актуальны вопросы об обстоятельном анализе и оценке способов подготовки прогнозов, более точном определении возможностей и границ каждого из них, а также апробации новых методов.
Особенностью научного знания о политическом менеджменте является его междисциплинарный характер. Исследование этого вида управленческих отношений в политике в настоящее время осуществляется учеными различных направлений -политологами, социологами, психологами, экономистами и др. [9, с. 47]. Для всех пе-
речисленных ученых есть свое поле научных разработок. Прежде всего, нас интересуют политологи, которые рассматривают политический менеджмент как прикладную политическую науку, ее направление, где осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни.
Соответственно, политический менеджмент - это особый вид управленческих отношений, складывающийся в политике, но, с другой стороны, этим же термином можно обозначить и систему знаний об этом виде управления. Междисциплинарный подход к политическому менеджменту обусловлен также актуальностью его изучения в современных условиях, когда переплетены предметные поля политологии, социологии, экономики, психологии, истории, культурологии, географии, журналистики и других дисциплин [9, с. 48].
В ХХ столетии в жизни многих обществ происходили серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, идеологические столкновения, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценностных ориентаций населения, выход на политическую арену партий, общественно-политических движений, объединений потребовали внесения серьезных коррективов в способы достижения политических целей. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений - к политическому менеджменту [5; 7, с. 164-170].
По мнению Г. В. Пушкаревой, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации [9, с. 16].
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи: укрепление авторитета госу-
дарственного или политического деятеля; создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта; формирование электоральных предпочтений населения; организация политических союзов, блоков; влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах; оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения; мобилизация масс для политической поддержки и т. д. [6].
Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выполнению принятых управляющими решений. Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия и статусные ресурсы политической власти. Политический менеджмент использует специфические приемы и методы как особый вид управленческих отношений.
Развитие новых политических технологий в России идет мощными темпами. Здесь актуален вопрос изучени понятия «политические технологии» в структуре политического менеджмента. Несомненно, политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание; способы побуждения людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта; приемы внесения в массовое сознание новых представлений, ценностей, установок, убеждений и др.
Отметим, что возрастает значение функций и роли политического менеджмента в современных условиях, а именно, в современной социально-политической практике. Политический менеджмент рассматривается как возможность решения политических задач
без физического принуждения и повышение эффективности государственного управления без репрессивного механизма санкций.
Выделим следующие виды политического менеджмента: имиджмейкинг, корпоративный политический имиджмейкинг, электоральный менеджмент, технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, технологии лоббизма, политический брендинг, технологии политического лидерства и др.
Определенную трудность составляет анализ различных технологий в политическом менеджменте, таких как технологии политического лидерства (определенный порядок процедур, действий, сочетающих в себе научный анализ ситуаций, возможностей, этапов деятельности и получение соответствующих результатов), технологии взаимодействия с различными политическими и неполитическими структурами, объединениями, массовыми организациями [1, с. 15-16], технологии регулирования и разрешения политических конфликтов (предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе) [4], технологии лоббизма (как деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения).
Значительное место в институциональной структуре занимает электоральный менеджмент и, соответственно, вопрос о его месте и роли в ходе проведения избирательных кампаний в современном российском политическом процессе. При характеристике понятия «избирательная кампания» следует учитывать ряд позиций: предварительный анализ и сроки проведения избирательной кампании, диагностика политического рынка, предварительная оценка конкурентной среды, оценка положения кандидатов в электоральном пространстве. Так, избирательная кампания - это всегда война компроматов. Поэтому кандидаты всегда выполняют (учитывают) следующие операционные параметры: сбор информации о соперниках; составление психологи-
Гуманитарные и юридические исследования
СКФУяеЕ;
ческого портрета конкурентов; разработка основных способов снижения негативного воздействия конкурентной среды; разделение «чистых» и «грязных» технологий в избирательном процессе; применение РR-техно-логий в предвыборных кампаниях и др.
Технологии электронного правительства также широко используются в политическом менеджменте [10, с. 123-124]. Одним из главных ресурсов современного государства является информация, что не может не возлагать на государственный аппарат обязанностей по ее производству, использованию в рамках стратегии развития государства, хранению и структурированию с целью подачи населению. Особенно актуальным это становится в эпоху интенсивного развития информационных технологий, дающих возможности для скоростного оперирования крупными информационными массивами.
Современный этап развития информационной политики в современных политиях с развитой системой электронного праитель-ства имеет характер сетевого присутствия, когда основная масса государственных услуг оказывается гражданам в электронном формате, а широкие возможности электронного правительства используются для повышения степени участия граждан в государственном управлении; институционально оформлена система обратной связи, являющаяся предпосылкой для контроля гражданским обществом деятельности органов власти и управления [2, с. 148-150].
Так, органы государственного управления ряда стран, таких как США, Канада, Франция, Индонезия, Южная Корея и др., их истеблишмент и структуры гражданского общества за последние десятилетия смогли создать институционально развитую систему государственной информационной политики, позволяющей рационально организовать оказание государственных услуг населению и обеспечить возможности для участия граждан в государственном управлении и гражданского контроля.
Таким образом, электронное правительство и такие его элементы, как сайты органов власти и управления представляют собой действенный инструмент развития демократии, сокращения государственных расходов и времени граждан, затраченного на получение государственной услуги [12, с. 21-22].
В заключение отметим, что развитие политического менеджмента открывает новые знания о политике, политических технологиях. Рассмотрение политического менеджмента через институциональный подход позволило выделить ряд ключевых единиц анализа, таких как политический рынок, электоральные технологии, электронное правительство и др., на которые делается акцент во взаимоотношениях граждан и государственной власти, что в дальнейшем будет способствовать повышению транспарентности и интерактивности в этих взаимоотношениях.
Литература
1. Галкина Е. В. Гражданское общество в политическом пространстве современной России: дис.... д-ра полит. наук. - Краснодар, 2010.
2. Галкина Е. В. Становление гражданского общества в современной России: политологический анализ: монография. - Ставрополь: Мир данных, 2008.
3. Герман Р. Э. Деловые игры в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Историко-пе-дагогические чтения. - 2003. - № 7.
4. Гильмуллина Д. А., Наточий В. В. Применение методов политического менеджмента в сфере регулирования межнациональных отношений на нормативно-правовой основе// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 5(43). [Электронный ресурс] URL: http://e.lanbook.com/view/journal/82084 (Дата обращения 28.06.2014).
5. Грейсон Дж., мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1991.
6. Политическая кампания: стратегии и технологии: учебник для вузов / Е. В. Забурдаева; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2012.
7. Керов В. В., Шпотов Б. М. Этические концепции эффективного менеджмента в США и России в конце XIX - начале XX века: Опыт сравнительного анализа // Американский ежегодник, 1999. -М.: Наука, 2001.
8. Лютый В. П. Политический менеджмент (политология, прикладные исследования, менеджмент): учебное пособие. - М.: Российская академия правосудия, 2012.
9. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: учебное пособие. - М.: Дело, 2002.
10. Рябцева Е. Е., Казаноков А. Х. Электронное правительство в условиях модернизации современных управленческих решений // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. -№ 1.
11. Тейлор Ф. У. Менеджмент. - М.: Контроллинг, 1992.
12. Тризно Т. А. Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канада: автореф. дис.... канд. полит. наук. - Астрахань, 2014.
УДК 32.019.52
В.А. Кнурова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО РОССИИСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
В статье сопоставлены рейтинговые показатели трех российских президентов, проанализированы особенности их восприятия общественным мнением, а также рассмотрено явление т.н. «рейтингового толчка», с помощью которого автор объясняет высо-
кое одобрение обществом политика, который становится преемником действующего президента.
Ключевые слова: опросы общественного мнения, рейтинг, президент, власть, респондент.
V.A. Knurova
POLITICAL LEADERSHIP OF RUSSIAN PRESIDENTS IN THE MIRROR OF PUBLIC OPINION
The article compares ratings of three Russian presidents, analyzes the features of their perception by public opinion, and also examines the phenomenon of the so-called «rating push» by which the author
explains the high approval of a politician, who becomes the successor of the current president.
Key words: public opinion polls, rating, president, power, respondent.
Учитывая относительно недавнюю (в сравнении, например, с американской) историю российского президентства, а также ее ограниченность тремя конкретными персоналиями, представляется целесообразным совместный анализ рейтинговых показателей Б. Н. Ельцина, В. В. Путина и Д. А. Медведева с их последующим сопоставлением, а также привлечение данных сопутствующих опросов общественного мнения. Сформировавшийся за эти годы в России специфический характер передачи президентской власти, когда действующего
главу государства каждый раз сменяет его непосредственный преемник, т. е. политик, кандидатура которого предлагается самим уходящим президентом, также требует изучения с точки зрения уровня доверия, оказываемого населением как предыдущему, так и последующему главе государства.
В 1990 г., в эпоху стремительных и кардинальных преобразований в стране, все более заметной на политической сцене становится фигура Б. Ельцина. Критика коммунистической партии и последующий выход из нее, требование отставки М. Горбачева