Научная статья на тему 'Перспективы развития отношений России со странами АТЭС в условиях санкций'

Перспективы развития отношений России со странами АТЭС в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЭС / APEC / РОССИЯ / RUSSIA / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепцова Е.В., Калашникова А.А.

Статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия России со странами АТЭС в условиях экономических санкций, дается оценка перспектив развития сотрудничества и получения экономических выгод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RELATIONS OF RUSSIA WITH APEC COUNTRIES IN TERMS OF SANCTIONS

The article deals with topical issues of Russia's interaction with APEC countries in the conditions of economic sanctions, the assessment of prospects for cooperation and economic benefits.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития отношений России со странами АТЭС в условиях санкций»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ АТЭС В

УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент А.А. Калашникова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. Статье рассматриваются актуальные вопросы взаимодействия России со странами АТЭС в условиях экономических санкций, дается оценка перспектив развития сотрудничества и получения экономических выгод.

Ключевые слова: АТЭС, Россия, экономическое сотрудничество, экономические санкции.

Глобализация мировых экономических процессов неизбежно ведет к усилению конкуренции. Учитывая, что большинство стран имеют ограниченное количество ресурсов и узкий внутренний рынок, они нее могут достаточно эффективно производить товары для внутреннего рынка. Экономическая интеграция и интернационализация являются условием экономического роста, поэтому любое ограничение и тем более прекращение экономических отношений между странами существенно затрудняет нормальное функционирование национальной экономики. Введенные против России санкции предусматривают значительные ограничения на экономическое сотрудничество в таких областях, как доступ к долгосрочному кредиту для крупных российских банков, энергетических компаний и оборонной промышленности, экспорт арктических и морских энергетических технологий и торговля оружием. Санкции также препятствуют участию России в многостороннем сотрудничестве. Вместе с падением цен на нефть, экономические санкции повлияли на способность России реализовывать свои интересы [1].

Согласно данным Федеральной таможенной службы основными торговыми партнерами России являются страны Евросоюза (42,2% внешнеторгового оборота), страны СНГ (12,3%), страны ЕАЭС (8,7%), страны АТЭС (30,5%). Среди стран наибольший объем взаимной торговли приходится на Китай, Германию, Нидерланды, Италию, США, Турцию, Японию, Польшу и Францию [2].

Анализ структуры товарооборота между Россией и западными партнерами позволяет сделать вывод, что дальнейшее ужесточение санкций может привести к очень серьезным для России проблемам. Тем более, что бюджет страны более чем наполовину зависит от экспорта товаров в эти страны. Также существует проблема импортозависимости от некоторых групп промышленных товаров.

Последние санкции правительства США могут оказать серьезное влияние на деятельность российских компаний, ограничивая их способность торговать и обслуживать долларовые обязательства. Санкции, вероятно, окажут глубокое воздействие на компании, которые не смогут совершать сделки в долларах.

Поэтому в режиме санкций против России приоритетным направлением развития торговых отношений становятся страны Азии. Уже сейчас треть товарооборота приходится на эту группу стран.

Регион АТЭС обладает высоким потенциалом экономического развития для мировой экономики и может обеспечить возможность экономического роста в России. Рынки Китая и Индии являются самыми быстрорастущими в мире, в связи с чем одной из главных задач России является расширение присутствия там своих компаний. Сотрудничество с этими странами может охватывать многие области: помимо увеличения поставок нефти по трубопроводу ВСТО и соглашений о продажах СПГ в Китай и Индию инвесторы из двух стран проявляют большой интерес к различным проектам в России (Ванкор, Вос-

точная нефтехимическая компания, Верх-нечонск и Ямал СПГ) и обеспечить доступ к проектам на их собственных территориях (Essar в Индии и Тяньцзиньский нефтеперерабатывающий завод в Китае). Существует также большой интерес к некоторым российским технологиям. Китайские и другие партнеры готовы к сотрудничеству независимо от санкций США. Иллюстративными примерами этого является много миллиардное финансирование Ямальского СПГ и прокладка подводного кабеля от Тамани до Крыма.

Характер экономического сотрудничества с другими странами АТЭС носит иной характер и основан в основном на двусторонних соглашениях. В то же время можно ожидать, что с углублением экономической интеграции между государствами АТЭС такое сотрудничество будет определяться общими нормативными документами, которые будут приняты этой организацией. Таким образом, экспорт и импорт из России в Таиланд и наоборот - это в основном сырье и, в меньшей степени, промышленные (металлы в обмен на сахар и натуральный каучук). Между Малайзией и Индонезией сложилась другая ситуация во взаимной торговле. В эти государства поставляется российская военная техника, реализуются совместные проекты в космической и радиоэлектронике. Объем торговли с этими странами растет довольно быстро, а с Малайзией, например, уже превышает один миллиард долларов в год. До 80% российского экспорта в страны АСЕАН - это машины и оборудование [3].

Его специфическими особенностями являются экономические отношения между Россией и Вьетнамом. В этой стране отечественные компании, опираясь на старые традиции технической помощи Советского Союза ДРВ, имеют совместные российско-вьетнамские проекты в горнодобывающей и нефтяной промышленности, в строительстве электростанций. Поставки российского оружия во Вьетнам продолжаются. Объем товарооборота между Россией и Вьетнамом в денежном выражении почти равен российско-малазийскому. Экономическое сотрудничество России с Сингапуром имеет свои особенности. Учи-

тывая специфику этого небольшого государства, существует ряд филиалов российских финансовых и экспортно-импортных компаний. В свою очередь, Сингапур инвестирует в российскую экономику [4].

Понимая, что «разворот на Восток» -главный вектор движения российской экономики, необходимо обратить пристальное внимание на процессы, происходящие в АТЭС, как одной из ключевых региональных площадок. Выделим ряд основных причин такой стратегии.

Во-первых, АТЭС как интеграционное объединение в настоящее время является наиболее открытой системой, на площадках которой активно ведется диалог, проводятся семинары, осуществляется обмен актуальной информацией, что способствует развитию экономических отношений.

Во-вторых, страны АТЭС готовы к проведению экономических экспериментов, положительные результаты которых могут быть перенесены, например, в ВТО.

В-третьих, АТЭС по сравнению с другими интеграционными объединениями менее бюрократизирована. Многие решения, принимаемые в АТЭС, не являются обязательными, однако характер взаимодействия настолько эффективен, что большая часть договоренностей выполняется, что значительно улучшает имидж организации.

В-четвертых, АТЭС объединяет разные по уровню экономического развития страны, что, тем не менее, не мешает им успешно взаимодействовать.

Из перечисленного выше можно сделать выводы, что Россия может получить от участия в АТЭС:

- Поиск новых партнёров и обмен опытом. В рамках АТЭС оказывается поддержка малому и среднему бизнесу, проводятся деловые встречи, выставки, ярмарки, круглые столы по вопросам сотрудничества, которые позволяют обмениваться практическими результатами с представителями бизнеса из других стран.

- Снижение издержек при выходе на внешние рынки. Несмотря на то, что рекомендации АТЭС носят необязательный характер, тем не менее, осуществляется гармонизация стандартов, договариваются

о сокращении тарифных и нетарифных ограничений.

- Возможность продвижения собственных разработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.

И еще один важный момент. Ключевой лозунг АТЭС - обсуждать только экономическое сотрудничество и к политическим вопросам, связанным с санкционным давлением, обращаться не следует. Поэтому АТЭС - это одна из немногих площадок, где Россия сегодня имеет возможность сотрудничать на равноправных условиях.

По итогам саммита во Вьетнаме в конце 2017 года Россия получила финансирование четырех своих проектов:

1. Система мониторинга землетрясений и цунами с применением Интернета (программа подготовлена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

2. Семинар по инновационным фирмам с высокими темпами роста (HGIF) (подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации).

Библиографический список

1. Main Areas of Russia's International Cooperation in the Energy Sector. 2016. № 4 [электронный ресурс] - Режим доступа: http://eng.globalaffairs.ru/number/Old-Goals-New-Tasks-18399

2. Федеральная таможенная служба. URL: http:// customs.ru

3. АТЭС - сотрудничество вне политики, 2017 год [электронный ресурс] - Режим доступа: http://2035.media/2017/08/07/apec/

4. Давыдов А.Ю. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях санкций запада // Россия и Америка в 21 веке. 2017.

5. Russia in APEC [электронный ресурс] - Режим доступа: http://apec-center.ru/en/russia-in-apec/

3. Анализ перспектив устойчивого развития туризма в отдаленных районах стран АТЭС (подготовлен Федеральным агентством по туризму Российской Федерации).

4. IP Commercialisation для МСП (подготовлен Федеральной службой по интеллектуальной собственности) [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотрудничество России со странами АТЭС осуществляется различными способами из-за особенностей и уровня экономического развития той или иной страны, но главным является то, что страны могут получить взаимные выгоды.

Также, Россия имеет возможность посредством расширения внешнеэкономических отношений закрепить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и простимулировать свою экономику. Несомненно, сотрудничество со странами АТЭС для России сейчас необходимо, как в целях диверсификации экономических связей, так и для возмещения потерь, связанных с санкциями. При всех перечисленных выше выгод, развитие отношений с государствами АТЭС может предоставить нашей стране огромные возможности. Экономики региона характеризуются высокими темпами роста, доступ к таким рынкам потенциально может стимулировать отечественную экономику.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RELATIONS OF RUSSIA WITH APEC COUNTRIES IN TERMS OF SANCTIONS

E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor Â.Â. KalashnikovH, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with topical issues of Russia's interaction with APEC countries in the conditions of economic sanctions, the assessment of prospects for cooperation and economic benefits.

Keywords: APEC, Russia, economic cooperation, economic sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.