Научная статья на тему 'Россия и АТЭС: от формального членства к реальному участию'

Россия и АТЭС: от формального членства к реальному участию Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
568
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) / АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) / САММИТ РОССИЯ АСЕАН / ASIAN PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) / ASEAN (ASSOCIATION OF SOUTH-EAST ASIAN NATIONS) / SUMMIT RUSSIA ASEAN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Троекурова И. С.

В статье доказана необходимость заключения двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) между Россией и азиатскими экономиками АТЭС. Показана возможность заключения в перспективе многостороннего ССТ Россия АСЕАН. Автор полагает, что Россия должна ориентироваться на активное участие в инвестиционных проектах в регионе и выработать стратегическую линию, отвечающую национальным интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION: FROM TOKEN MEMBERSHIP TO REAL PARTICIPATION

The paper states the necessity of signing bilateral free-trade agreements between Russia and the Asian economies, member-states of the Asian Pacific Economic Cooperation. The author considers the possibility of signing multilateral free-trade agreements between Russia and the Association of South East Nations, ASEAN. The author thinks that Russia should aim for active participation in regional investment projects and develop a strategy which reflects national interests.

Текст научной работы на тему «Россия и АТЭС: от формального членства к реальному участию»

удк 3399 и.С. Троекурова

ШШШ □ ЛШП: □□ □□сплпспп\с □□□□□□□л □ ишхшпп палпшп

В статье доказана необходимость заключения двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) между Россией и азиатскими экономиками АТЭС. Показана возможность заключения в перспективе многостороннего ССТ Россия □ АСЕАН. Автор полагает, что Россия должна ориентироваться на активное участие в инвестиционных проектах в регионе и выработать стратегическую линию, отвечающую национальным интересам.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), саммит Россия □ АСЕАН.

I.S. Troyekurova

RUSSIA AND ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION: FROM TOKEN MEMBERSHIP TO REAL PARTICIPATION

The paper states the necessity of signing bilateral free-trade agreements between Russia and the Asian economies, member-states of the Asian Pacific Economic Cooperation. The author considers the possibility of signing multilateral free-trade agreements between Russia and the Association of South East Nations, ASEAN. The author thinks that Russia should aim for active participation in regional investment projects and develop a strategy which reflects national interests.

Key words: Asian Pacific Economic Cooperation (APEC), ASEAN (Association of South-East Asian Nations), summit Russia □ ASEAN.

В настоящее время, когда в различных регионах мира углубляются процессы интеграции и значительно активизируются мирохозяйственные связи, перед Россией встает вопрос о роли и формах ее участия в мировом хозяйстве. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является той частью современного мира, где объединительные интеграционные тенденции проявляются все больше. Специфика этого региона во многом определила и особенности этих процессов, характер движущих сил, а также механизмы их реализации. В 1989 г. в Канберре (Австралия) на встрече министров 12 стран была образована организация, получившая название форум «Ази-атско -Тихоокеанское экономическое сотрудничество^ (АТЭС), что стало импульсом для интеграционных процессов в этом регионе. С момента образования и до настоящего времени количество участниц форума постоянно увеличивалось и сейчас насчитывает 21 экономику (именно экономику, так как Гонконг и Тайвань не являются государствами)1.

Создание АТЭС стало ответом экономик региона на усиление европейской экономической интеграции. В 1991 г в Сеульской декларации АТЭС целями форума были названы поддержание экономического роста экономик региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на передвижение между ними товаров, услуг и капиталов. Только АТЭС имеет такие значительные размеры (кольцо вокруг Тихого океана), огромные различия в уровнях экономического развития (особенно промышленного) □ членами этой организации являются как развитые (США, Канада, Япония), так и развивающиеся (Вьетнам, Папуа □ Новая

1 Экономики-члены АТЭС □ Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа □ Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, Таиланд, Тайвань, США, Филиппины, Чили и Япония.

Гвинея) экономики, □ размерах ВВП, численности населения, в исторических и социокультурных корнях.

По данным 2009 г, на долю входящих в форум экономик приходится более 57% мирового ВВП, 48% оборота международной торговли, более 40% объема прямых иностранных инвестиций и около 40% населения мира [3].

Россия была принята в АТЭС на саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, 1998 г), хотя заявку подала еще в 1995 г., когда входящие в форум экономики демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии. Первые годы членства в АТЭС российское участие в деятельности форума было не слишком заметным, несмотря на то что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭСП (ДКА) □ неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на АТР Участие России в ДКС позволяет изложить стратегические планы по вхождению экономики в АТЭС, открывает перспективы для установления деловых контактов и расширяет возможности для российского бизнеса в регионе.

Однако до последнего времени Россия оставалась для экономик АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте экономик АТЭС составляет около 1%). В 2009 г в российском товарообороте экономики АТЭС занимали 20,7% (2008 г. □ 20,4%, 2007 г. □ 19,3%). По данным Центра внешнеэкономических исследований РАН, к 2025 г. произойдут заметные изменения в географической структуре внеш -неэкономических связей России. Товарооборот с ЕС сократится до 36%, а доля экономик АТЭС возрастет до 35% в связи с ожидаемым увеличением поставок сырья и энергоресурсов в Китай, Республику Корея и Японию, а также машинно -технической продукции двойного назначения в страны ЮВА [5, с.113].

Сейчас Россия имеет беспошлинный режим для экспорта в США, Японию, Китай и другие экономики. Главная причина □ топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике почти не облагаемого ввозными пошлинами. Таким образом, при сохранении сложившейся экспортной специализации РФ задача получения дополнительных льгот и преференций теряет свою важность и актуаль -ность. Однако если в перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки, то ее пассивность по налаживанию привилегированных торговых отношений с ведущими партнерами по АТЭС становится критическим фактором. Можно с большой долей уверенности говорить, что даже при незначительном совершенствовании структуры российского экспорта появятся проблемы доступа на рынки экономик форума.

Новая концепция участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь □ изучение возможности заключения двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе □ и многостороннего ССТ Россия □ АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны РФ давно назрела.

Начиная с 1992 г Россия на постоянной основе уча -ствует в министерских конференциях АСЕАН, является одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С середины 1997 г. начал действовать Совместный комитет сотрудничества Россия □ АСЕАН.

В 2005 г. прошел первый саммит Россия □ АСЕАН (г. Куала-Лумпур, Малайзия), итоговыми документами которого стали Совместная декларация, Соглашение России и АСЕАН о сотрудничестве в области экономики и развития, Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005 □ 2015 гг. Программой предусматриваются различные меры и шаги по развитию взаимодействия России со странами-членами Ассоциации в таких сферах, как торговоэкономическое сотрудничество, промышленность, энергетика, транспорт, финансы, наука и технологии, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, культура, а также противодействие терроризму и транснациональной преступности [9]. Развитие сотрудничества с Россией важно и для внутренней интеграции в АСЕАН.

Торгово-экономические связи России со странами АСЕАН имеют большие потенциальные возможности, однако по ряду объективных причин в полной мере не реализуются. Рассчитанные автором коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Россией и этими азиатскими странами за 1998 □ 2008 гг позволяют сделать вывод, что, к сожалению, у России этот коэффициент незначителен (таблица). В 2008 г. со всеми странами АСЕАН коэффициент не превышал 0,25, в связи с чем о каких-либо значимых интеграционных процессах РФ с ними пока говорить рано [7].

Одно из основных направлений расширения взаимодействия со странами Ассоциации □ повышение качества и объемов торгово-экономического сотрудничества. Так, в 2009 г. объем торговли России со всеми десятью странами АСЕАН составил менее 10 млрд дол. Более 75% общего объема торговли приходилось на

пять стран: Сингапур (2 019,6 млн дол.), Малайзию (1 632,6 млн дол.), Вьетнам (1 561,8 млн дол.), Таиланд (1 369,8 млн дол.) и Индонезию (974,2 млн дол.) [6].

Коэффициенты интенсивности двусторонних товаропотоков между Россией и азиатскими экономиками АТЭС *

Экономики 1998 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009

И ндонезия 0,04 0,07 0,16 0,16 0,12 0,13 0,13 0,13

Малайзия 0,15 0,27 0,06 0,06 0,05 0,07 0,06 0,08

Таиланд 0,06 0,08 0,20 0,20 0,11 0,08 0,23 0,14

Филиппины 0,08 0,10 0,26 0,20 0,06 0,08 0,14 0,41

Сингапур 0,04 0,61 0,06 0,07 0,13 0,16 0,12 0,24

Вьетнам 1,87 0,78 0,90 0,62 0,26 0,30 0,24 0,28

*Сост. по: The APEC Region Trade and Investment за соответствующие годы. Australia. URL: http://www.dfat.gov.au/geo/fs/

Для развития сотрудничества со странами Ассоциации в 2007 г был создан Финансовый фонд диалогового партнерства Россия □ АСЕАН, на счет которого были переведены три транша из России на общую сумму 1,75 млн дол. Эти средства пойдут на осуществление совместных проектов в перспективных областях. России еще только предстоит создать мощный клуб деловых людей, для которых экономики АСЕАН будут таким же важным местом приложения капитала, как, например, Китай, Европа или в последнее время Индия.

Между экономикой России и экономиками государств АСЕАН существует взаимодополняемость. Рынки стран Ассоциации являются весьма перспективными с точки зрения экспорта российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции. В этом регионе используется продукция российского аэрокосмического комплекса, энергетическое оборудование, в том числе и для АЭС, гидро- и теплостанций, автомобильная и специальная техника. Большинство стран АСЕАН заинтересовано в поставках энергоносителей, удобрений, металлов, других традиционных товаров российского экспорта. В государствах Ассоциации будет сохраняться заинтересованность в поставках российской спец-техники и вооружений. Вместе с тем нынешний уровень двусторонних торгово-экономических связей не отвечает ни потребностям экономик России и стран АСЕАН, ни их потенциалу Развитие делового сотрудничества с государствами Ассоциации сдерживается определенными факторами:

□ острой конкуренцией на региональном рынке,

□ традиционными связями АСЕАН с японскими, американскими, европейскими, китайскими, тайваньскими фирмами, давно поделившими между собой рынки государств Ассоциации,

□ ограниченностью экспортных ресурсов России,

□ невысоким уровнем качества российских машин и оборудования,

□ отсутствием у РФ возможностей в проведении активной кредитной политики.

Товарная структура торговли России с основными странами-партнерами в АСЕАН за последние годы не претерпела существенных изменений. Экспорт России ограничен по номенклатуре: подавляющая его часть приходится на металлопродукцию, химические товары, удобрения, бумагу и целлюлозу Удельный вес машин и оборудования в российском экспорте продолжает ос-

таваться незначительным. Россия импортирует из го -сударств АСЕАН, главным образом, товары традиционного национального экспорта: натуральный каучук и латекс, пальмовое и кокосовое масло, чай, товары народного потребления, бытовую электронику

Потребности экономического развития стран АСЕАН открывают определенные возможности для облагораживания структуры российского экспорта. Структурная перестройка в экономике этих стран, проводимая модернизация сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, расширение систем связи и транспорта, осуществление крупных инвестиционных проектов в строительстве, энергетике, других отраслях, укрепление собственной базы НИОКР, предопределяют увеличение спроса на машины, оборудование, технологии.

В целом страны АСЕАН (прежде всего Вьетнам, Малайзию, Таиланд и Индонезию) можно рассматривать в качестве перспективного рынка для российской машиностроительной продукции, особенно в энергетике, авиакосмической промышленности, металлургии, нефте- и газодобыче, производстве строительных материалов и минеральных удобрений. При надлежащей гибкой внешнеэкономической политике с российской стороны можно использовать эти возможности. Значимое место в этой работе должно отводиться вопросам кредитного содействия российскому экспорту машин и оборудования.

Важным условием роста российского экспорта в страны АСЕАН и улучшения его структуры является увеличение поставок наукоемкой продукции, развитие научнотехнического и инвестиционного сотрудничества. Это особенно актуально, если учесть, что экспортные возможности основных товарных групп российского экспорта (продукция черной и цветной металлургии и нефтехимической промышленности) уже начали сужаться в связи с созданием в странах Ассоциации ряда аналогичных производств.

Большую роль в увеличении экспорта по всем товарным группам, и прежде всего по готовой промышленной продукции, могут сыграть прямые инвестиции в создание в странах АСЕАН совместных производств, ориентированных на местные рынки и экспорт в третьи страны. Российские предприятия и фирмы может заинтересовать Программа промышленного сотрудничества в рамках АСЕАН, призванная стимулировать промышленное развитие стран Ассоциации посредством расширения производственной кооперации между отдельными компаниями. Данная схема предусматривает предоставление компаниям с иностранным участием тарифных и других льгот в рамках зоны свободной торговли АСЕАН при условии, что доля национального капитала в них составляет не менее 30%.

Однако до сих пор не стало реальностью развитие многостороннего сотрудничества России и АСЕАН. Именно многосторонние проекты Ассоциации представляют для российской экономики значительный интерес, так как речь идет о тех отраслях и проектах, где Россия имеет конкурентные преимущества. Намечаемое строительство трансАСЕАНовских объектов энергетики, предполагающее наличие мощной геологической службы, создание транснациональных гидрокаскадов, единых трубопроводных транспортных систем, региональных систем гидропередачи □ это как раз те проекты, где Россия имеет большой опыт, хорошие технологические

наработки, квалифицированных специалистов и менеджеров. Совместная реализация таких крупных проектов потребует участия в них с российской стороны крупных компаний, что не должно привести к ослаблению внимания к сотрудничеству между малыми и средними предприятиями , особенно в инновационной сфере [2, с. 25].

Следует обратить внимание на возможность подключения России к реализации некоторых крупных многосторонних региональных проектов:

□ освоение дельты реки Меконг;

□ строительство трансАСЕАНовской энергосети и газопроводной системы;

□ строительство трансконтинентальной железной дороги «Азия □ ЕвропаП, первая фаза которого предусматривает создание железной дороги на участке Сингапур □ Куньминь (Китай);

□ сооружение промышленных объектов в «треугольниках ростаП (Индонезия □ Малайзия □ Таиланд; Индонезия □ Малайзия □ Сингапур и др.);

□ создание международной системы комплексного мониторинга Земли, предупреждения природных и техногенных катастроф, презентация которой состоялась в апреле 2000 г. в Куала-Лумпуре в ходе бизнес -форума Россия □ АСЕАН;

□ запуск с помощью российских ракет-носителей телекоммуникационных и научных спутников стран-членов АСЕАН [10].

Актуальной является задача налаживания и развития контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН, прежде всего в направлении расширения круга потенциальных инвесторов в экономику двух стран. Отдельные фирмы стран АСЕАН (Сингапура и Малайзии) обладают финансовыми возможностями и опытом участия в различных инвестиционных проектах за рубежом. Имеются возможности по привлечению инвестиций из стран АСЕАН в такие отрасли, как нефтегазовая, горнодобывающая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, строительство объектов инфраструктуры, жилья, гостиничный бизнес, в реализацию программ экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Это стало особенно актуальным, так как в планах, определяющих экономическое развитие страны вплоть до 2020 г, намечено, что с 2009 г основные инвестиции будут направляться на подъем производительных сил восточных регионов России. Российская Объединенная судостроительная компания совместно с азиатскими инвесторами построит в Приморском крае две современные верфи: с китайско-сингапурским концерном Yantai Raffles Shipyard Ltd. в бухте Чажма (поселок Дунай) □ она получила название ПВосток □ РаффлзП Пи с корейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering на территории завода «Звезда» в Большом Камне. Партнерство призвано обеспечить доступ российских предприятий к технологиям концернов, лидирующих на мировом рынке судостроения. Современные конкурентоспособные корабли необходимо строить в России. «Газпром» и »Роснефть» до 2030 г. планируют заказать у Объединенной судостроительной корпорации 307 судов [11].

Верфь ПВосток □ РаффлзП будет строить крупнотоннажные суда водоизмещением до 250 тыс. т, современные буровые платформы пятого и шестого поколения, а также буровое оборудование и оборудование для заводов по производству сжиженного природного газа

(СПГ). Основными потребителями платформ и оборудования партнеры видят операторов проектов по освоению Штокмана и Ямала. Строительство верфи началось в марте 2010 г. и займет два года, 300 млн дол. □ это стоимость первого этапа проекта (строительство сухого дока, сверхтяжелого крана и инжинирингового центра), а общая стоимость создания подобной верфи □ около 1 млрд дол. На верфи впервые поставят кран грузоподъемностью 20 тыс. т, построят сухой док; общее число сотрудников составит около 3 тыс. человек. Основным инвестором создания верфи выступит ВЭБ [1, с. 14]. Российская и китайская стороны будут инвестировать в проект согласно своим долям в СП, а доля Yantai Raffles в проекте может в перспективе вырасти до 50%. Возможно использование китайских специалистов и при строительстве, и при эксплуатации судоверфи.

Строительство в Приморье двух крупных судоверфей уже на первом этапе привлечет в регион крупные инвестиции и выведет край в лидеры мирового судостроения. Развитие отрасли даст мультипликативный эффект, позволит задействовать смежные производства и вывести экономику Приморского края на новый уровень. По значимости строительство судоверфей □ это проекты на уровне саммита АТЭС □ 2012 во Владивостоке.

Сейчас рассматриваются новые направления сотрудничества России со странами АСЕАН, в том числе в таких перспективных областях, как биотехнологии и вакцины. Так, прошел совместный семинар ученых России и стран Ассоциации ^Разработка и создание вакцин нового поколения, проблемы обеспечения региональных и локальных потребностей □. Действующие в настоящее время национальные программы обеспечения вакцинами стран региона ориентированы на использование научных, технологических и финансовых ресурсов других стран, что приводит к дублированию отдельных направлений исследований и разработок и одновременно к сокращению объемов необходимых работ из-за ограниченности имеющихся ресурсов. Создание механизма научной кооперации и межстранового разделения труда по производству субстанций вакцин позволит сократить сроки получения вакцин против вновь выявленных массовых инфекций, удешевить производство уже известных вакцин массового использования, обеспечить необходимые количества препаратов при возникновении критических ситуаций.

Во Вьетнаме (г Ханой) в 2009 г. прошел семинар-выставка ПБиотехнологии. Россия □ АСЕАН». В экспозиции было представлено 14 российских перспективных разработок и технологий в области биотехнологии и пищевой биотехнологии, результаты исследований, проводимых в рамках ФЦП ^Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 годы □ Представители вьетнамского бизнеса и научных кругов проявили большой интерес к российским разработкам, посвященным практическому применению биотехнологий в пищевой промышленности, в том числе в области функциональных и специализированных продуктов питания, биологически активных веществ, приборов для определения безопасности и качества сырья и пищевых продуктов.

По итогам семинара-выставки были заключены конкретные соглашения о сотрудничестве между российскими и вьетнамскими инновационными компани-

ями. Осуществление подобных «точечных^ совместных шагов вполне может стать одним из элементов решения более масштабной задачи □ наращивания внешнеторговой и инвестиционной составляющих в экономическом сотрудничестве Россия □ АСЕАН.

В октябре 2010 г прошел второй саммит Россия □ АСЕАН. Согласованные лидерами подходы были зафиксированы в итоговом совместном заявлении. В числе приоритетов взаимодействия □ наращивание торговоэкономического сотрудничества, кооперации в области обеспечения региональной энергетической безопасности, высокие технологии, космические исследования, медицина, информационные технологии, машиностроение. На саммите главы государств рассмотрели ход реализации Комплексной программы действий по развитию сотрудничества Россия □ АСЕАН на 2005 □ 2015 гг. и Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области развития экономики. К саммиту была принята Рабочая программа энергетического сотрудничества Россия □ АСЕАН на 2010 □ 2015 гг. по основным направ -лениям, включая традиционную (нефть, газ, электроэнергия) и возобновляемую энергетику, в том числе ядерную, экологически чистые технологии.

РФ готова оказывать содействие в сфере сокращения разрыва в уровнях развития стран АСЕАН. В этом контексте изучаются условия сотрудничества с Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом и Таиландом в программах освоения бассейна реки Меконг Россия окажет помощь странам АСЕАН в обеспечении продовольственной безопасности, в области подготовки национальных кадров. Сейчас обсуждаются вопросы не только участия российского бизнеса в проектах по разведке и добыче энергоресурсов, но и его содействие развитию энергетической инфраструктуры Филиппин, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Таиланда. Определенный потенциал есть и в сфере атомной энергетики, например России и Индонезии. Уточняются детали закупки Индонезией плавучих АЭС российского производства. Большое значение имеет российско-индонезийский проект □ Воздушный стартП по выводу на орбиту гражданского спутника связи [4].

Саммит Россия □ АСЕАН стал важным шагом в решении поставленных Президентом РФ задач по укреплению позиций страны в АТР, активизации участия в региональных интеграционных процессах в интересах ускорения модернизационного и инновационного развития национальной экономики.

В целом расширение сотрудничества России со странами АСЕАН инициировано самой РФ. Взаимодействие со странами Ассоциации проводится в многостороннем формате, что свидетельствует о стремлении России быть вовлеченной в интеграционные процессы в Азии. Необходимо отметить, что АСЕАН выступает лишь первым звеном в логической интеграционной цепочке. Это означает, что Россия стремится создать в АТР благоприятные внешние условия для социально-экономического развития страны в целом, и прежде всего □ для Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, начинающееся сотрудничество в своей основе имеет долгосрочные приоритеты.

Следовательно, сейчас у России появилась возможность для заключения ССТ с азиатскими экономиками АТЭС. Заключение такого соглашения позволит расширить и дифференцировать внешние товарные потоки и направить их на новые рынки, в результате снизится

зависимость России от традиционных рынков, особенно европейского. В дальнейшем РФ сможет стать значимым партнером азиатских экономик форума, однако первые шаги необходимо сделать уже сейчас.

1. Азиаты нам помогут // Дальневосточный капитал. 2009. № 12.

2. АСЕАН: ответ на вызовы глобализации // Азия и Африка сегодня. 2009. № 5.

3. Митяев О. АТЭС □ островок свободной торговли во время кризиса. иК1_: http://rain.ru/analitics/20091116/193939077.html.

4. Российский бизнес заинтересован в интеграции АСЕАН . иК1_: http://rus.ruvr.ru/2009/10/23/2066154.html.

5. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: сценарий до 2025 года / под ред. С.А. Ситаряна; отв. ред. А.Н. Барковский. М., 2005.

6. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 2009 год. URL: http://www.custom.ru.

7. Троекурова И.С. Перспективы сотрудничества России с азиатскими экономиками АТЭС // Материалы XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 6 □ 8 апреля 2010 г.). М., 2010.

8. The APEC Region Trade and Investment. Australia. URL: http ://www.d f at. gov. a u/g eo/fs/

9. URL: http://lite.rian.ru/m_kamynin/20051209/42401117.html.

10. URL: http://www.extech.ru/rrscce/bio/concept.php.

11. URL: http://www.sudprom.ru/news/365.

удк 338.431.6 Т. А. Устиновская

□ ГГЛГГПДН ПППППГЛПП ГППГПГГПГППППППППППГП □ ППГПППППП\П ГДШПГПП ГГ\ПППДПШПН Д\ГППГППППППШГПГПППН ПППГШ

В статье рассматриваются важнейшие резервы повышения конкурентоспособности и устойчивого развития селекционно-семеноводческого подкомплекса Саратовской области. Дается авторская классификация резервов конкурентоспособности и устойчивого развития селекционно-семеноводческого подкомплекса региональных агропродовольственных систем. Межотраслевая интеграция селекции и семеноводства рассматривается как важнейшая составная часть межотраслевой интеграции агропромышленного производства, как непременное условие обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны

Ключевые слова: резервы, конкурентоспособность, устойчивое развитие, селекционно-семеноводческий подкомплекс, межотраслевая интеграция, продовольственная независимость и безопасность.

TA. Ustinovskaya

POTENTIAL FOR COMPETITIVENESS IMPROVEMENT AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGROFOOD SYSTEMS

The paper deals with potential for competitiveness improvement and sustainable development of cattle and plant breeding subcomplex in the Saratov region. The author classifies competitiveness potential and sustainable development of plant-breeding subcomplex of regional agrofood complexes. The paper considers interbranch integration of cattle-breeding and plant-breeding as a major component of interbranch integration of agroindustrial complex and as a necessary condition for food independence and safety.

Key words: reserves, competitiveness, sustainable development, plant-breeding subcomplex, interbranch integration, food independence and safety.

Семеноводство как сегмент зернового рынка по своей значимости во многом определяет состояние не только сельского хозяйства, но и всей аграрной экономики, а ресурсы отрасли семеноводства имеют первостепенное значение в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Основной тенденцией устойчивого развития агропромышленного производства является углубление и расширение его межотраслевой интеграции. Межотраслевая агропромышленная интеграция производства представляет собой одновременное соединение его частей по каждой из двух противоположных сторон: затратам на производство при их уменьшении и результатам затрат на производство на единицу продукта при их увеличении. Поскольку результатом производства является повышение полезности качества продукта, по-

стольку в системе межотраслевых связей, выражающих этапы воспроизводства, полезность, качество продукта выступают источником снижения затрат на производство, повышения его эффективности и конкурентоспособности.

В связи с этим необходимо выделять и рассматривать межотраслевую интеграцию селекции и семеноводства как важнейшую, органически составную часть межотраслевой интеграции агропромышленного производства.

Межотраслевую интеграцию селекции и семеноводства в агропромышленное производство необходимо рассматривать в пространственном аспекте, в этом случае она выражает разнообразие производственных связей между агропромышленными предприятиями по горизонтали; во временном аспекте она выражает свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.