УДК 636.5
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА
А.Б. Шморгун, аспирант ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»,
(88422)5-11-75
Ключевые слова: птицеводство, эффективность производства.
Key words: poultry, production efficiency.
Организационно-экономический механизм повышения эффективности производства продукции птицеводства представляет собой совокупность элементов -организационно-экономическое регулирование, организационная структура, методы и рычаги управления финансовыми потоками, стратегическое планирование и кредитование, направленные на повышения эффективности производства продукции птицеводства.
Птицеводство - одна из наиболее экономически эффективных отраслей АПК, производящая высококачественные продукты питания при относительно низких затратах труда и средств в расчете на единицу продукции. В современных условиях эту отрасль характеризует высокий уровень индустриализации, глубокая специализация и концентрация производства. Птицеводство синтезировало в себе многие достижения генетической науки. Благодаря использованию достижений научно-технического прогресса мясо птицы в экономически развитых странах занимает ведущее место в мясном балансе. В то же время процесс производства и реализации продукции птицеводства тесно связан с вероятностью возникновения ситуаций, ведущих к потере прибыли, несостоятельности предприятий и банкротству [4].
Эффективность птицеводства на современном этапе следует рассматривать с трех позиций: эффективности функционирования отрасли (регулируется государственными ведомственными органами), эффективности деятельности сельскохозяйственной организации (регулируется руководством организации), эффективности производства продукции (регулируется механизмом, основанном
на государственно-частном партнерстве).
На повышение эффективности отрасли, предприятия и продукции птицеводства влияют экономические и организационные факторы. Отдельные факторы (мировые цены, политика зарубежных стран по продвижению продукции птицеводства на российский рынок) приходится лишь учитывать, другие (аграрная политика по регулированию российских рынков ресурсов и продовольствия, господдержка птицеводства, стоимость и доступность кредитных ресурсов и др.) используются органами государственного управления при создании условий развития отрасли.
Основными критериями организационно-экономического механизма повышения эффективности производства продукции птицеводства являются:
- оперативность организационноэкономического механизма, включающая в себя ценность и своевременность подготовки и принятия решений;
- надежность организационноэкономического механизма, включающая в себя достоверность, соответствие приемов и методов работы современному уровню научно-технического прогресса; уровень подготовки, стаж практической деятельности и стабильность кадров;
- оптимальность организационноэкономического механизма, включающего в себя обоснованность ступенчатости (иерархичности) в холдингах, а также соотношение централизации и децентрализации управления применительно к конкретным условиям, нормы управляемости и т.д.
Основными факторами, способствующими развитию и росту показателей отрасли, являются:
- поддержка государства - субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное налогообложение, меры таможенно-тарифной политики;
- рост частных инвестиций;
- повышение спроса на мясо птицы среди населения.
Механизм эффективности производства продукции птицеводства должен обеспечивать стратегическую вертикаль в разработке и реализации целевых федеральных и региональных программ развития птицеводства. Государственные органы должны обеспечивать регулирование рынков ресурсов и продовольствия, своевременное поступление субсидируемых кредитов и других средств господдержки, а руководство птицеводческих сельхозорганизаций должно сохранять свою кредитоспособность, формировать команду квалифицированных специалистов, обеспечивать получение и эффективное использование бюджетных средств на техническую и технологическую модернизацию [6].
Поэтому для существенного повышения эффективности птицеводства необходимо организовать эффективный менеджмент и мониторинг, маркетинговые исследования рынков сбыта продукции. Экономический кризис, охвативший в минувшем десятилетии практически все отрасли АПК, привел к резкому снижению производства яиц и мяса птицы, однако птицеводство и сегодня остается наиболее реальным источником пополнения продовольственных ресурсов в стране. Отечественные товаропроизводители вновь набирают темпы роста,
увеличивая выпуск продукции птицеводства при одновременном сокращении ее себестоимости.
В последние 5 лет развитие эффективности производства продукции птицеводства определялось наращиванием внутреннего производства на фоне снижения объемов импорта. При этом рост потребления существенно - более чем вдвое - отставал от темпов роста производства.
В 2009 году, несмотря на кризис, птицеводство демонстрировало высокие темпы роста: поголовье птицы увеличилось на 4% по сравнению с 2008 годом, рост производства птицы на убой сельскохозяйственными организациями составил 16,5%. По своей структуре внутренний рынок со стороны отечественных производителей формируется в первую очередь за счет сельхозпредприятий: из 2540 тыс. тонн мяса в убойном весе ими в 2009 году было произведено 2225 тыс. тонн (88%), еще 315 тыс. тонн (12%) приходится на фермерские и личные приусадебные хозяйства населения. Данное соотношение за последние 12 лет существенно сместилось в сторону сельхозпредприятий. Так, в 1998 г. сельхозпредприятия производили 431 тыс. тонн (62%), а на фермерских и личных приусадебных хозяйствах было получено 259 тыс. тонн мяса птицы в убойном весе (38%). Птицеводство характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала, обеспечивающей высокую рентабельность и окупаемость капиталовложений [5].
Производство яиц, как сектора агропромышленного комплекса, имеет огромное значение в продовольственной безопасности страны и обеспечении населения полноценным белком животного происхождения.
В 2009 году спрос на яйца в Российской Федерации был полностью удовлетворен за счет отечественного производства и общий объем рынка составил 39,4 млрд. яиц, из которых 29,8 млрд. шт. (76%) произведено в сельхозпредприятиях, а 9,6 млрд. шт. (24%) в фермерских
и личных приусадебных хозяйствах населения. За последние 12 лет производство яиц в Российской Федерации выросло на 7,2 млрд. яиц.
Среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов в Российской Федерации в 2009 г. не достигло необходимых показателей, согласно нормам питания оно должно составлять 292 яйца в год. В 2009 году в Российской Федерации среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов составило 258 шт. Таким образом, потребление продукции яичного птицеводства населением достигает лишь 88% от рекомендуемых норм. Россия по потреблению яиц занимает среднее место среди развитых стран. Для полного удовлетворения потребностей населения в яйце до рекомендуемых рациональных норм потребления (298 штук) данный сектор агропромышленного комплекса требует дальнейшего развития [7].
Современные технологии отрасли птицеводства позволяют в короткие сроки не только количественно увеличить объемы отечественного производства мяса птицы и яиц, но и снизить их себестоимость. Это подтверждает опыт развития птицеводства Белгородской, Ленинградской, Челябинской обла-
стей, Республик Мордовия и Татарстан. Продукция отечественного птицеводства сможет обладать не только абсолютной конкурентоспособностью по сравнению с импортом, но также и потенциалом для экспорта в зарубежные страны.
Таким образом, развитие отрасли птицеводства является экономически обусловленным, социально выгодным и наиболее перспективным направлением в достижении продовольственной безопасности России [1].
Согласно нормам питания, среднегодовое потребление мяса и мясопродуктов составляет 81 кг убойного веса на душу населения, из которых 30 кг убойного веса - мяса птицы. В 2009 году в Российской Федерации среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов составило 66,7 кг в убойном весе, потребле-
ние мяса птицы 25 кг. Важно отметить, что уровень потребления 1990 года (12,4 кг/ чел) был преодолен еще в 2001 г. Более того, среднедушевое потребление мяса птицы в России превысило уже и среднеевропейский показатель - 20,1 кг на душу населения по 25 странам Евросоюза, однако при сравнении с США, где потребляют 47,3 кг на душу населения, становится очевиден потенциал для дальнейшего роста потребления мяса птицы [5].
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и значительно низким уровнем потребительских цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является более доступным для низкооплачиваемых слоев населения.
Насыщение рынка мяса птицы в нашей стране происходит в настоящее время по двум направлениям: 64% обеспечивается поставками отечественных товаропроизводителей и 36% рыночной ёмкости заполняется импортной продукцией.
Здесь необходимо сказать о жизненной необходимости ограничения импорта мяса птицы для налаживания экономики отечественного производства птицеводческой продукции. Введение с января 2010 г. ограничения на ввоз импортного мяса птицы, произведённого с использованием хлора, позволит, наконец-то, отечественному производителю обеспечить россиян не мороженной, а экологически чистой охлаждённой продукцией.
Из общего объёма рыночных ресурсов мяса птицы (а это 3 млн. 495 тыс. т в убойном весе) уже в 2009 г. отечественное производство составило 2 млн. 200 тыс. т, что на 283,6 тыс. т больше уровня предыдущего года (рис. 1).
Становление и функционирование в Московской области регионального и местных рынков продукции птицеводства в полной мере подвержено влиянию общих тенденций современного сельскохозяйственного производства. Среди них
— снижение как объёмов производства,
Потребительские цены за 2009 г., руб./кг (данные Росстата)
так и продуктивности. И ещё низкая экономическая эффективность, а в большинстве случаев даже убыточность производства.
Имеющиеся на сегодня пути решения продовольственной проблемы (в частности, получение мясной продукции птицеводства) на основе отдельных организационных мероприятий пока не дают ожидаемого роста производства. В
результате потребность населения в продуктах птицеводства отечественного производства в настоящее время полностью не удовлетворяется [2].
Однако, несмотря на то, что производство мяса птицы в ряде специализированных хозяйств промышленного типа ещё является низко рентабельным, в 2008—2009 гг. ситуация в отрасли имела устойчивую тенденцию к улучшению.
или
9 %
■ Отечественное производство н Импорт
п Ресурсы на рынке
2007 год 20 08 год
Рис. 1. Формирование рынка мяса птицы, тыс. т, по данным Минсельхоза РФ
Необходимо подчеркнуть, что отмеченный прирост обеспечили сельскохозяйственные предприятия (рост производства мяса птицы в них составил 300 тыс. тонн). И это при том, что производство куриного мяса в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах сократилось на 16 тыс. т - 300 тыс. т в 2009 г против 316 тыс. т в 2008 г. В отечественном производстве к 2008 г. число КФХ и ЛПХ уменьшилось на 5%. Как мы уже убедились, на современном этапе развития агропромышленного производства важное значение имеет оценка организационно-экономического развития специализированных птицеводческих предприятий, особенностей их функционирования в конкретных условиях, а также определение системы показателей эффективности птицеводческой отрасли и конъюнктуры рынка птицепродуктов.
В конкретных экономических условиях развития рынков сбыта и расширения ассортимента выпускаемой продукции особую значимость приобретает создание на птицеводческих предприятиях собственных служб маркетинга. Ускорение в полной мере товарооборота продукции возможно только с использованием перераспределения каналов сбыта через создание собственных торговых сетей. Там, где этим вплотную занимаются, получают немалый прямой выигрыш, ведь себестоимость включает как прямые материальные и трудовые затраты, так и накладные расходы на управление и обслуживание производства птицеводства [2].
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Жесткая конкуренция на рынке заставляет предприятие пересматривать установившиеся принципы и методы работы, выходить на новый уровень развития организации работы и стиль хозяйствования. Для увеличения прибыли приходится корректировать каждый передел, процесс производственного цикла, выбирать более выгодные ресурсосберегающие технологии, анализировать направления сбыта продукции и др [3].
В целом по отрасли, несмотря на рост продуктивности и объемов производства продукции птицеводства, снижается рентабельность продажи продукции, что требует пересмотра деятельности птицефабрик, смены приоритетов и поиск новых путей повышения эффективности отрасли.
Анализ тенденций развития отрасли показал, что перспективы развития организационно-экономического меха-
низма зависят от совершенствования интеграционных процессов. Экономическую интеграцию и синергетический эффект в птицеводстве целесообразно рассматривать как конечный результат развития интегрированной системы на основе формирования организационно-экономического механизма устойчивого развития. Организационно-экономический меха-
низм повышения эффективности про-
изводства продукции птицеводства можно представить как совокупность следующих элементов: организационноэкономическое регулирование, организационная структура, методы и рычаги управления финансовыми потоками, стратегическое планирование и кредитование, направленные на повышения эффективности производства продукции птицеводства.
Совершенствование организационно-экономического меха-
низма повышения эффективности производства продукции птицеводства вызвано необходимостью конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. Формирование организационноэкономического механизма развития птицеводства способствует быстрой адаптации предприятий к новым экономическим условиям, развивает хозяйственную самостоятельность и систему соответствующих стимулов и интересов, способствует повышению конкурентоспособности и эффективности птицеводческой отрасли.
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы // «РГ» - Федеральный выпуск № 4265 от 11 января 2007 г.
2. Будаева Л.А., Дусаева Е.М. Пути повышения экономической эффективности производства продукции птицевод-
ства на основе снижения себестоимости
- Оренбургский государственный аграрный университет, 2010, № 25-1. - С. 148
- 150.
3. Золотарева Е.Л., Комарицкий
В.О. Приоритетные направления повышения экономической эффективности производства продукции птицеводства
- М.: Региональная экономика, теория практика, 2009, № 36. - С. 71 - 73.
4. Перчаткина И.Н. Структурная модель устойчивого развития птицеводческого холдинга // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Интеграция аграрной науки и производства: состояние, проблемы и пути решения». Ч.1 - Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2008. - С. 172 - 177.
5. Стратегические тенденции развития яичного и мясного птицеводства России // V Международный конгресс по птицеводству. - М., 2009.
6. Малышева Е.Н., Завгороднева О.В. Факторы повышения эффективности производства продукции птицеводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2010.
7. Фетисов, С.Д. Программноцелевой подход в развитии промышленного птицеводства / С.Д. Фетисов, В.И. Нечаев, Н.А. Мисюра // АПК: экономика, управление, 2010, №4 - С. 41 - 48.
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // «РГ» - Федеральный выпуск № 5100 от 3 февраля 2010 г.