СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 665. 73
Арсланова И. Г.
магистр 2 курса ФГБОУ ВО УГНТУ,
г. Уфа, РФ
E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые моменты и показатели развития нефтяной отрасли России, аспекты её влияния на бюджет страны, вопросы нефтепереработки и транспортировки нефтепродуктов, поиск путей освобождения от ценовой зависимости на нефть.
Ключевые слова
нефть, нефтепереработка, добыча нефти, товарный бензин, компаунирование.
За 2018 год ситуация на мировом рынке нефти улучшилась. Избыток запасов (резервов) нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР в течение года уверенно сокращается.
Ключевым фактором, способствующим этому, стала сделка по сокращению добычи нефти на 1,8 млн барр./день между участниками ОПЕК и другими нефтедобывающими странами.
В 2018 году добыча нефти в России, по данным Минэнерго России, составила 546,7 млн т, что на 0,6 млн т (-0,1%) меньше по сравнению с 2017 годом. Незначительное снижение добычи нефти обусловлено участием страны в сделке ОПЕК+. Россия выполнила свои обязательства по сокращению добычи в рамках сделки ОПЕК+ в 2018 году более чем на 100%. Однако из-за технологических ограничений, связанных с эксплуатацией скважин в зимний период, выход на целевые уровни добычи в России произошел ближе к лету (рисунок 1).
Цсясйой уровень | сделка ОПГК<
Рисунок 1 - Добыча нефти (с учетом газового конденсата) в России, 2017-2018 годы
В 2018 году прирост добычи нефти (на 5,1 млн т) обеспечил и главным образом независимые нефтяные компании и «Газпромнефть», а сокращение добычи нефти - «Сургутнефтегаз» (23% от общего объема сокращения), «Лукойл» (22%) и «Роснефть» (18%). При этом сокращение добычи нефти российскими компаниями осуществлялось в основном за счет снижения их активности на старых месторождениях, главным образом в Западной Сибири, характеризующихся низкими дебитами и рентабельностью.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
Сокращение добычи нефти в России не помешало российским нефтяным компаниям увеличить ее экспорт. Так, экспорт нефти в 2018 году, по данным Минэнерго России, составил 256,7 млн т, что на 3 млн т (+1,2%) больше по сравнению с предыдущим годом. Экспорт нефти вырос из-за повышения привлекательности экспорта на фоне снижения ставки таможенной пошлины и роста цен на нефть, а также снижение рентабельности нефтепереработки (реализация большого налогового маневра).
Рост экспорта нефти из России в условиях повышения цен на нефть привел к росту бюджетных поступлений. Однако увеличение доходов от экспорта нефти для бюджета и нефтяных компаний ограничился укреплением курса рубля. Важным трендом в отношении экспорта является перераспределение экспортных потоков российской нефти, в том числе марки Urals, в пользу потребителей АТР. Это стало возможным благодаря сделке ОПЕК+ (сокращение поставок нефти странами ОПЕК в АТР). В результате в период с января по ноябрь 2018 г. экспорт российской нефти в страны АТР увеличился на 6,5 млн т (+9,5%), главным образом в Китай. Продление срока действия соглашения ОПЕК+ до конца 2018 года позволило сохранить уровень добычи нефти в России по итогам 2018 года на уровне 2017 года, т.е. около 547 млн т. Дальнейшее увеличение объемов поставок российской нефти на восток благодаря началу действия в январе 2018 г. пятилетнего соглашения между «Роснефтью» и китайской CEFC China Energy общим объемом 60,8 млн т нефти тоже повлияют на значения экспорта.
Перед нефтяными компаниями страны на ближайшие годы стоят непростые задачи: удовлетворение спроса на бензин на внутреннем рынке и наращивание объема экспортируемого топлива. Стимулом решения второй задачи является налоговый маневр, который предполагает уменьшение экспортных пошлин на товарный бензин от 90 до 30 % от пошлины на сырую нефть при одновременном увеличении НДПИ. Однако, в настоящее время низкая глубина переработки на многих НПЗ страны заставляет Федеральную антимонопольную службу (ФАС) беспокоиться о дефиците топлива на внутреннем рынке.
Автомобильный бензин в нашей стране является основным видом топлива для легкового транспорта и одним из ключевых продуктов нефтепереработки. С принятием Технического регламента Таможенного союза и поэтапным вводом жестких экологических требований к бензину наблюдается существенное изменение структуры его рынка. Так, если в 2010 г. доля производимых в РФ бензинов 4-5 классов составила 14 %, то в 2015 г. уже 85 % топлива соответствовало 5 классу, а остальные - 4-му. При этом суммарный объем производства автомобильных бензинов, в соответствии с потребностями внутреннего рынка, увеличился за аналогичный период с 36,6 млн т до 39,2 млн т, а доля высокооктановых марок возросла с 89,5 до 99 %. Такие успехи последних лет стали возможными за счет ввода новых мощностей облагораживающих процессов на НПЗ, в первую очередь изомеризации пентан-гексановой фракции, благодаря чему удалось снизить долю риформатов в товарных бензинах и выйти на нормы по содержанию ароматических углеводородов. В это же время инвестиции в развитие углубляющих процессов на заводах были недостаточны. Такое положение дел уже в 2014 г. привело к сокращению выхода бензина от общего объёма первичной переработки до 13,3 % (для сравнения в 2007 г. - 15,7 %). Более того, суммарная мощность процессов, которые направлены на углубление переработки нефти и должны быть построены на НПЗ в ближайшие 5-10 лет, составляет около 84 млн т/год, и только 16 млн т/год из них приходятся на установки каталитического крекинга, позволяющие получать высокооктановый компонент автомобильного бензина.
С 1 июля 2016 г., согласно ТР ТС 013/2011, вступил в силу запрет на оборот бензина 4 класса на территории РФ. Это связано с повышением экологических требований к качеству бензина, которые диктуют отказ от использования бензола до 1% об., а в целом ароматических соединений до 35% об. Для реализации этих требований при сохранении имеющихся мощностей риформинга (или незначительном их увеличении) необходимо наращивать мощности таких процессов как алкилирование, изомеризация, гидрокрекинг, а также производство оксигенатов. Доля риформата в реформулированном бензине (т.е. соответсвующем новым экологическим требования) по сравнению с традиционным должны уменьшиться с 35-50% до 2035%.
В 2017 и 2018 годах модернизацировалась структура переработки. Нефтеперерабатывающие заводы планируют строительство и запуск значительного количества новых мощностей (рисунок 2).
СИМВОЛ НАУКИ
ISSN 2410-700X
№ 5/2019
Первичная переработке
Рисунок 2 - Запланированный ввод установок в 2017-2018 гг., тыс.т
В общей сложности вводимые в 2017-2018 гг. процессы дали отрасли технологическую возможность увеличить производство автомобильных бензинов примерно на 6 млн. т, а дизельного топлива - на 18 млн. т.
На сегодняшний день перед отечественными нефтеперерабатывающими предприятиями стоит задача повышения эффективности переработки нефти и выпуска качественных товарных продуктов, в частности автомобильных бензинов неэтилированных марок АИ-92, АИ-95, АИ-98.
По составу бензины представляют собой смесь компонентов, являющихся результатом технологических процессов, таких как: прямая перегонка обессоленной и обезвоженной нефти, предварительное фракционирование прямогонного бензина, каталитическое гидрогенизационное облагораживание, каталитическая ароматизация, каталитический риформинг, изомеризация, деизогексанизация. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок нефтеперерабатывающего завода. Компонентные составы автомобильных бензинов различных марок, в соответствии с действующей технологией производства приведены в таблице 1.
Таблица 1
Компонентные составы автомобильных бензинов, %
Компонент АИ-92 АИ-95 АИ-98
Бутановая фракция 0-15 0-15 0-15
Отбензоленный катализат 0-60 0-60 0-60
Изомеризат 15-35 15-35 15-35
МТБЭ 0-10 0-15 0-15
Фр. 75-100 оС, В количестве,
вырабатываемая на блоке обеспечивающее качество
предварительного фракционирования прямогонного бензина 0-100
Фр. 30-100 оС В количестве, обеспечивающее качество 0-100 - -
Изопентановая фр. 0-15 0-10 0-20
Фр. 75-100 оС, В количестве,
вырабатываемая на блоке обеспечивающее качество
низкотемпературной 0-100 - -
изомеризации
МТБЭ 0-10 0-15 0-15
Задачей оптимизации выбора рецептуры компонентов для процесса компаундирования при производстве товарных бензинов является подбор такого соотношения между имеющимися компонентами,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019
при которых получается товарный продукт с допустимыми по ГОСТ значениями основных параметров и с минимальной себестоимостью вовлекаемых компонентов. При этом учитываются ограничения на запасы компонентов при смешивании в резервуарах, допустимые расходы компонентов, поступающих на смешение, их стоимость, план выпуска готовых продуктов. Список использованной литературы:
1 Выгон, Г.Д. Нефтяная отрасль России: итоги 2017 г. и перспективы 2018-2019 гг./ Г.Д. Выгон, А.Г. Рубцов, С.Н. Ежов // Выгон Консалтинг. -2017. - №2.
2 Гэри, Дж.Х. Технология и экономика нефтепереработки / Дж.Х. Гэри, Г.Е. Хэндверк, М.Дж. Кайзер. - 5-е изд. - СПб.: Профессия, 2013.
3 Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/oil13.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
© Арсланова И.Г., 2019
УДК 621.577
Базулин И.С.
магистрант гр. 419.2 института энергетики и автоматизации ВШТЭ
Липатов М.С.
Ассистент каф. ТСУиТД СПбГУПТД ВШТЭ, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО НАСОСА В СИСТЕМЕ ОТОПЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
Аннотация
Тепловые насосы в Европе используются уже достаточно длительный срок в качестве элемента системы теплоснабжения. В России же наоборот, такая система теплоснабжения не пользуется большой популярностью. Это связанно с многими факторами. Как же, как и в любой другой системе есть проблемы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием такой системы. В данной статье рассматриваются наиболее частые случаи выхода из строя оборудования, и приведены работы, выполняемые при обслуживании.
Ключевые слова
Тепловой насос, система отопления, проблемы при использовании, обслуживание тепловых насосов.
Тепловые насосы в настоящее время являются перспективно развивающимся направлением. Тепловые насосы имеют высокую энергоэффективность, что в конечном итоге влияет на снижение эксплуатационных затрат. Каждый год совершенствуются характеристики, технологии изготовления и применения непосредственно в системах отопления тепловых насосов.
Тепловые насосы, установленные в Европе, перешли границу в 10 миллионов еще в 2015 году. На контрасте можно сопоставить количество установок, используемых в России. Эта цифра - несколько тысяч единиц оборудования. Рынок тепловых насосов достаточно разнообразен: представлены и европейские, и китайские и российские производители. Существуют факторы, которые сдерживают спрос на данное оборудование, а именно, не осведомленность потенциальных потребителей, и отсутствие программ поддержки и субсидирования конечного потребителя теплонасосного оборудования.
Таким образом, сегодня основной российский потребитель теплонасосного оборудования, будь то частное домовладение или более крупный объект, - это потребитель, поставленный в такие условия, что