2. Казыбайкызы А., Муханова А.Е., Смагулова Ж.Б. Особенности и перспективы развития туризма в мире // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-2. - С. 265-269; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34827. Дата обращения: 03.10.2019.
3. Лушников Р.Л., Баяндурян Г.Л. Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в условиях модернизации экономики // Вестник Адыгейского государственного университет. — Серия 5: Экономика. — 2011.
— №3. — С.256-262.
4. Российский статистический ежегодник. Каталог публикаций, www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru. Дата обращения: 03.03.2019.
5. Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf. Дата обращения: 11.03.2019.
6. Концепция создания туристического кластера в Северо- Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея, www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011 .pdf. Дата обращения: 01.10.2019.
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2028 годы), утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644. // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://www.garant.ru. Дата обращения: 03.10.2019.
8. Штрек П.А. Экологизация управления в сфере туристско-рекреационных услуг: автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб, 2010. — 26 с.
Sources:
1. Ismieva R.T. Management of the effectiveness of the functioning of tourism business organizations: abstract. dis. Cand. econ. sciences. - Makhachkala, 2011.26 s.
2. Kazybaikyzy A., Mukhanova A.E., Smagulova Zh.B. Features and prospects for the development of tourism in the world // Successes in modern science. - 2015. - No. 1-2. - S. 265-269; URL: http://www.natural-sciences.ru/en/article/view?id=34827. Date of appeal: 10/03/2019.
3. Lushnikov R.L., Bayanduryan G.L. Substantiation of directions for improving the mechanism of resource conservation in the modernization of the economy // Bulletin of the Adygea State University. - Series 5: Economics. - 2011. - No. 3. - S.256-262.
4. Russian statistical yearbook. Catalog of publications, www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru. Date of appeal: 03.03.2019.
5. Russia in numbers 2017. A brief statistical compilation. www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf. Date of appeal: 03/11/2019.
6. The concept of creating a tourism cluster in the North Caucasus Federal District, Krasnodar Territory and the Republic of Adygea, www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011.pdf. Date of appeal: 01.10.2019.
7. The federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2028), approved. Decree of the Government of the Russian Federation of August 2, 2011 No. 644. // Guarantor. Legal information support. URL: http: //www.garant.ru. Date of appeal: 10/03/2019.
8. Shtrek P.A. Ecologization of management in the field of tourist and recreational services: author. dis. Cand. econ. sciences.
— St. Petersburg, 2010. — 26 p.
А.М. Кипкеева - доцент ФГБОУВО Северо-Кавказской государственной академии, Черкесск,
A.M. Kipkeeva - docent FGBOU VO Severo-Kavkazskoj gosudarstvennoj akademii, Cherkessk;
Х.К. Урусов - магистрант 3 курса ФГБОУ ВО Северо-Кавказской государственной академии, Черкесск,
H.K. Urusov - magistrant FGBOU VO Severo-Kavkazskoj gosudarstvennoj akademii, Cherkessk.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. статья посвящена изучению эволюции налогового администрирования в РФ. Изучены этапы развития налогового администрирования в РФ. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «налоговое администрирование». Дана оценка современного этапа контрольных функций и полномочий налоговых органов РФ. В процессе исследования выделены периоды институционализации налогового администрирования в России. Обоснованы основные направления развития налогового администрирования с учетом сложившейся теории и практики налогообложения в РФ. Выявлены особенности этапов развития налогового администрирования в России и дана их характеристика. Основной акцент сделан на то, что налоговое администрирование является динамически развивающейся системой управления налоговыми отношениями, которая призвана защищать интересы государства. Определены основные принципы эффективного налогового администрирования в РФ, к которым можно отнести: снижение уровня налоговой преступности, а именно снижение количества налогоплательщиков уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, не законное занижение сумм налогов, а также достижение высокого уровня налоговой культуры.
Annotation. the article is devoted to the study of the evolution of tax administration in Russia. The authors studied the stages of development of tax administration in the Russian Federation. The article considers the main approaches to the definition of "tax administration". The assessment of the modern stage of control functions and powers of tax authorities of the Russian Federation is given. The basic principles of tax administration in Russia are considered. The study highlights the periods of institutionalization of tax administration in Russia. The main directions of development of tax administration taking into account the developed theory and practice of taxation in the Russian
Federation are proved. The authors identify the features of the stages of development of tax administration in Russia and give their characteristics. In the study, the authors focus on the fact that tax administration is a dynamically developing system of management of tax relations, which is designed to protect the interests of the state. In the course of the study, the authors identified the basic principles of effective tax administration in the Russian Federation, which include: reducing the level of tax crime, namely, reducing the number of taxpayers evading taxes and fees, not legally understating the amounts of taxes, as well as achieving a high level of tax culture.
Ключевые слова: налоговое администрирование, миссия Федеральной налоговой службы России (ФНС России), принципы налогового администрирования, основные функции и задачи налогового администрирования, основные направления работы налоговых органов РФ.
Keywords: tax administration, mission of the Federal tax service of Russia (FTS of Russia), principles of tax administration, main functions and tasks of tax administration, main directions of work of tax authorities of the Russian Federation.
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) на протяжении многих лет выстраивает эффективное взаимодействие с налогоплательщиками (плательщиками боров) с целью пополнения бюджетов всех уровней. Основная роль в данном процессе отводится налоговому администрированию.
Понятие налоговое администрирование широко освещается в научных публикациях, а также документах Правительства РФ и Министерства финансов РФ.
Бывший руководитель Департамента налоговой политики и Минэкономразвития России М.Ю. Орлов писал о том, что налоговое администрирование - это «властные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности» [9].
Понятие налогового администрирования вошло в теорию и практику налогообложения в 1990 году. Термин «налоговое администрирование» и «налоговый контроль» является синонимами. Однако, понятие «налоговое администрирование» является более емким по своему содержанию. Рассмотрим основные отличия между понятиями «налоговое администрирование» и «налоговый контроль».
Налоговое администрирование - это система управления налоговыми отношениями, а налоговый контроль является элементом налогового механизма. К основным функциями налогового администрирования следует отнести планирование, учет, контроль. Функции налогового контроля - фискальная, контрольная и регулирующая. К основным задачам налогового администрирования относятся увеличение поступлений по налогам (сборам), снижение уровня налоговой задолженности и уклонения от уплаты налогов и сборов. Задачи налогового контроля - обеспечение своевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предупреждение нарушений законодательства «О налогах и сборах» и т.д. Принципы налогового администрирования - это законность, федерализм, самостоятельность и публичность. Принципы налогового контроля в России - прозрачность, действенность, регулярность.
В настоящее время налоговое администрирование сочетает в себе как контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, так и управление налоговой системой в целом. На рисунке 1 представлены элементы налогового администрирования, реализующие миссию налоговых органов РФ.
Миссия налоговых органов РФ заключается в осуществлении эффективной контрольно - надзорной деятельности и достижения высокого качества предоставляемых услуг с целью ведения прозрачного и комфортного ведения предпринимательской деятельности, а также обеспечение соблюдения прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) и формирование финансовой базы государства.
В настоящее время задачи налогового администрирования подразделяются на макроэкономический и микроэкономический уровень. Макроэкономический уровень предполагает прогнозирование и планирование налоговых доходов в бюджетную систему РФ и разработку разъяснений законодательства «О налогах и сборах».
Микроэкономический уровень предполагает обеспечение поступлений по налогам (борам) и контроль за соблюдением налогового законодательства.
К основным направлениям развития налоговых органов в РФ следует отнести:
Во - первых, соблюдение налогового законодательства.
Во - вторых, создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов) обязанностей по уплате налогов и сборов.
В - третьих, совершенствование кадрового потенциала.
В - четвертых, оптимизация деятельности налоговых органов России с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
Далее рассмотрим этапы развития налогового администрирования в России.
Налоговая служба была создана в январе 1990 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. №76 «О Государственной налоговой службе» [10].
Миссия ФНС
эффективная контрольно - надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирование финансовой основы деятельности государства.
Принципы налогового администрирования
Законность ст. 75 Ко нституции РФ
Федерализм ст. 7174 Конституции РФ
Самостоятельность ст. 24 Конституции РФ
Публичность ст. 10 Конституции РФ
планирование
налоговых
поступлений
Функции налогового администрирования
аналитическая деятельность
контрольная деятельность
обеспечение деятельности и развития налоговой системы
регулирующая деятельность
Задачи налогового администрирования
макроуровень
прогнозирование и планирование налоговых поступлений
разработка и разъяснения налогового законодательства
микроуровень
обеспечение доходов бюджета налоговыми поступлениями
контроль за соблюдением и исполнением налогового законодательства
Основные направления работы налоговых органов
обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах
создание комфортных условий для исполнения налогоплательщикам налоговых обязанностей
снижение административной нагрузки и
упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и
обществом
укрепление и
совершенство
вание
кадрового
потенциала
оптимизация деятельности налоговых органов с учетом
эффективности затрат на ее осуществление
Рис. 1. Основные элементы работы современного налогового администрирования, реализующего
миссию налоговых органов [1, с. 15]
До 1990 года функции налоговой службы выполняли финансовые органы, которые в настоящее время занимаются вопросами планирования и исполнения бюджета РФ. На данном этапе параллельно создавались инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). Процесс создания единой централизованной системы налоговых органов России был завершен в 1991 - 1992 гг.
Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах, в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля [6, с. 215].
В России развитие налогового администрирования связано с развитием налоговой системы. Деятельность налогового администрирования неразрывно связана с развитием государства в целом.
Взаимосвязь развития налогов и государства подчеркивается многими исследователями. К. Маркс выделял императивный характер налогов, подчеркивая, что «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства» [3, с. 45].
А. Смит отмечал, что у государства три функции: оборона, правосудие и организация общественных учреждений.
Первый вклад среди отечественных экономистов в определение сущности налогового администрирования был сделан Оспановым М.Т. в своей работе «Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений» [8, с. 64]. По его мнению, налоговое администрирование представляет собой осуществление функций и полномочий налоговых органов, определенных государством.
Очень близкое по значению определение дано О.Б. Буздалиной, согласно которому налоговое администрирование включает в себя ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая бремя, возлагаемая на налогоплательщика [4, 2].
Отличительным признаком налогового администрирования в Российской Федерации является высокая степень формальности условий его институционализации [9, с. 3]. Это проявляется в установлении системы правового регулирования на основе кодифицированного законодательства о налогах и сборах, а также систематического контроля налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Начало 1990 года характеризуется созданием Государственной налоговой инспекции в составе Минфина
России.
В 1991 году была создана Государственная налоговая служба РФ. Данный этап характеризуется введением законов, регулирующих функционирование налоговой системы РФ; использованием подзаконных актов в качестве формальных правил налогообложения [5, с. 10].
Государственная налоговая служба была создана в 1991 году, затем в 1998 году была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России). Далее в 2004 году создана Федеральная налоговая служба России (ФНС России).
Начиная с 2006 года в ФНС России и ее территориальных органах внедряется методология налогового администрирования. Данный этап характеризуется автоматизацией обработки данных в налоговых инспекциях.
Период с 2008 по 2010 гг. характеризуется, оптимизацией и упрощением налогового администрирования в РФ. На данном этапе происходит изменение правил зачета излишне уплаченных налогов; введение процедур досудебного урегулирования налоговых споров; упрощение камеральных проверок; развитие системы предоставления отчетностей по телекоммуникационным каналам связи.
С 2011 года и по настоящее время налоговая система РФ находится на стати совершенствования налогового администрирования. Данный этап можно охарактеризовать полной автоматизацией деятельности налоговых органов России, например, развитие технологий электронного документооборота, включая перестройку сервиса «Личный кабинет» и т.д.
Последние несколько лет можно охарактеризовать увеличением числа налогов в РФ, а также увеличением ставок налогов по отдельным налогам и сборам. Так, например, с 01.01.2019 года основная ставка НДС была увеличена на 2 % и в настоящее время составляет 20 % вместо 18 %. Также следует отметить и проводимые реформы в нефтегазовом секторе под названием «налоговый маневр», увеличение ставок акцизов на бензин, алкогольную и табачную продукцию, отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в 2021 году. Примеров таких великое множество. Это все лишний раз подтверждает нестабильность налоговой системы РФ.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Налоговое администрирование является динамически развивающейся системой управления налоговыми отношениями, которая призвана защищать интересы государства. Современный этап налогового администрирования характеризуется введением новых налогов, ужесточением налогового контроля и увеличением ставок действующих налогов и сборов с целью увеличения поступлений в бюджетную систему РФ. По нашему мнению, эффективное налоговое администрирование должно строиться на снижении уровня налоговой преступности, повышении уровня налоговой культуры налогоплательщиков.
Основными путями развития налогового администрирования являются достижение прозрачности действий налоговых органов РФ, а также расширение прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Источники:
1. Становление и перспективы развития налогового администрирования / Аристархова М.К., Шеина А.Ю. Материалы третьей науч. - практич. конференции, г. Уфа, 2019. С. 14 - 19.
2. Буздалина О.Б. Усиление налогового администрирования // Все о налогах. 2004. № 5. С. 60 - 63.
3. Голдина А.А., Андреенко Е.С. Развитие эффективного налогового администрирования в России // Известия высших учебных заведений. 2017. № 1 (5). С. 43 - 51.
4. Ефремова Т.А. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика: дисс. ... док. экон. наук: 08.00.10: утв. 12.02.18 Саранск, 2017. 390.
5. Ефремова Т.А. Налоговое администрирование в России: предпосылки становления и особенности функционирования // Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 1 - 23.
6. Механизм реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения / Казакова З.М. Межднарод. науч. - практич. конференция, г. Курск, 2015. С. 214 - 219.
7. Коростелкина И.А. Исследование механизмов реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения // Финансы и кредит. 2014. № 38 (614). С. 2 - 14.
8. Сайдулаев Д.Д., Сулейманов И.Р. Основные подходы к понятию налоговое администрирование // Modern science. 2019. № 10 - 1. С. 64 - 67.
9. Проблема идентификации налогового администрирования в теории, законодательстве и системе государственного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://allrefrs.ru/3-1180.html (дата обращения 17.11.2019).
10. Finance Kind - [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.financekind.ru/dlcs-452-2.html (дата обращения: 17.11.2019).
Sources:
1. Stanovlenie i perspektivy' razvitiya nalogovogo administrirovaniya / Aristarxova M.K., Sheina A.Yu. Materialy' tret'ej nauch. - praktich. konferencii, g. Ufa, 2019. S. 14 - 19.
2. Buzdalina O.B. Usilenie nalogovogo administrirovaniya // Vse o nalogax. 2004. № 5. S. 60 - 63.
3. Goldina A.A., Andreenko E.S. Razvitie e'ffektivnogo nalogovogo administrirovaniya v Rossii // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. 2017. № 1 (5). S. 43 - 51.
4. Efremova T.A. Razvitie nalogovogo administrirovaniya v Rossii: teoriya, metodologiya, praktika: diss. ... dok. e'kon. nauk: 08.00.10: utv. 12.02.18 Saransk, 2017. 390.
5. Efremova T.A. Nalogovoe administrirovanie v Rossii: predposy'lki stanovleniya i osobennosti funkcionirovaniya // Finansovoe pravo i upravlenie. 2013. № 2. S. 1 - 23.
6. Mexanizm realizacii nalogovogo administrirovaniya v sovremennoj sisteme nalogooblozheniya / Kazakova Z.M. Mezhdnarod. nauch. - praktich. konferenciya, g. Kursk, 2015. S. 214 - 219.
7. Korostelkina I.A. Issledovanie mexanizmov realizacii nalogovogo administrirovaniya v sovremennoj sisteme nalogooblozheniya // Finansy* i kredit. 2014. № 38 (614). S. 2 - 14.
8. Sajdulaev D.D., Sulejmanov I.R. Osnovny'e podxody' k ponyatiyu nalogovoe administrirovanie // Modern science. 2019. № 10 - 1. S. 64 - 67.
9. Problema identifikacii nalogovogo administrirovaniya v teorii, zakonodatel'stve i sisteme gosudarstvennogo upravleniya [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://allrefrs.ru/3-1180.html (data obrashheniya 17.11.2019).
10. Finance Kind - [Oficial'ny'j sajt]. - Rezhim dostupa: http://www.financekind.ru/dlcs-452-2.html (data obrashheniya: 17.11.2019).
Е.Н. Клочко - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета ([email protected]),
E.N. Klochko - Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university (magadan. [email protected]);
М.В. Зелинская - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета ([email protected]),
M.V. Zelinskaya - Dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university ([email protected]);
Ж.С. Симонян - студентка 2 курса факультета управления Кубанского государственного аграрного университета (magadan. [email protected]),
Zh.S. Simonyan - student of the 2 course of the faculty of management Kuban state agricultural university (magadan. [email protected]).
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ INFORMATION AND ADVISORY SUPPORT OF APC OF KRASNODAR REGION: EVALUATION OF
FUNCTIONING EFFICIENCY
Аннотация. В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрного сектора особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения отечественной и мировой науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Определено, что в целом функционирование информационно-консультационной службы как единой системы информационно-консультативного обеспечения субъектов агропромышленного комплекса в Краснодарском крае в настоящее время осуществляется недостаточно эффективно.
Сокращение в последние годы в крае количества районных ИКЦ приводит к тому, что за информационно-консультационным обслуживанием сельхозтоваропроизводители вынуждены обращаться в другие муниципальные образования, где такие центры действуют. Выявлено, что объем платных услуг в общем объеме финансирования деятельности информационно-консультационной службы является недостаточным и, как следствие, большинство муниципальных информационно-консультационных центров остаются дотационными и зависят от бюджетного финансирования.
Предложено для повышения качества оказываемых консультационных услуг предусмотреть включение в государственную программу края пунктов по обучению и повышению квалификации консультантов информационно-консультационной службы региона. Реализация данных мероприятий позволит снизить дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве и в дальнейшем восполнить необходимое кадровое обеспечение информационно-консультационной службы края.
Для повышения эффективности государственного регулирования информационно-консультационной деятельности АПК Краснодарского края необходимо обеспечить условия по привлечению инвестиций в развитие исследуемой деятельности, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития, что позволит создать эффективную систему информационно-консультативного обеспечения, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок.
Annotation. In the context of reforming the Russian economy as a whole and its agricultural sector, the availability and timely dissemination of various kinds of information to users is of particular importance. Achievements