Научная статья на тему 'Перспективы развития музыкально-педагогического образования в контексте Болонского процесса'

Перспективы развития музыкально-педагогического образования в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития музыкально-педагогического образования в контексте Болонского процесса»

© 2005 г. Н.Н. Гладченкова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В последнее время в данном журнале появился целый ряд статей, посвященных будущему музыкально-педагогической профессии.

Корреспондируемые материалы, прежде всего статья И.А. Знаменской, В.В. Попова, актуализируют назревшую проблему модернизации системы педагогического образования [1]. Авторы справедливо отмечают, что серийная подготовка специалистов, работающая по советской модели, находится в критическом состоянии. Несоответствие реального предложения на рынке труда и системы подготовки кадров в высшей школе, равно как несоответствие объявленных и реально получаемых компетенций в государственных и частных вузах, привели к существенной девальвации дипломов о высшем образовании.

Совершенно очевидно, что в условиях информационного общества традиционные формы и содержание высшего образования становятся недостаточными, неконкурентоспособными на международном образовательном рынке. С одной стороны, перед системой образования возникла здесь возможность использовать «болонский формат» для радикальной реорганизации модели профессионального образования в стране, с другой - мы обязаны бережно хранить традиции, то положительное, что накоплено отечественными педагогической теорией и практикой.

Осенью 2003 г. на конференции министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонской декларации. В мае 2005 г. на конференции того же уровня в норвежском городе Бергене Россия участвовала в работе уже в качестве полноправного партнера. Долгосрочная цель составленной там программы - создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования. Основные задачи, которые должны быть выполнены, в том числе и нами до 2010 г., в самом общем виде предполагают:

- реализацию двухуровневой системы подготовки во всех странах: первая ступень - бакалавр (не менее трех лет), и вторая - магистр и/или доктор наук;

- создание системы кредитов, аналогичной всей Европейской системе перезачета кредитов, и принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечивающего сопоставимость дипломов и отдельных курсов;

- повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

- развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий;

- усиление «Европейского измерения» в высшем образовании [2, 3].

Очевидно, что Болонское соглашение прежде всего предусматривает формирование к 2010 г. на терри-

тории 40 стран Европы единого образовательного пространства, которое обеспечивало бы взаимное признание дипломов вузов стран-участниц. Переход системы высшего образования на подготовку по схеме «бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года)», введение единых приложений об оценках к диплому -теперь одно из ведущих условий переориентации обучения и в российской высшей школе.

По свидетельству аналитиков, к 2009 г. пятилетнее обучение специалистов будет упразднено, и на рынок труда вузы выпустят только бакалавров и магистров. Причем подготовка в рамках четырехлетнего бакалавриата будет осуществляться в большинстве вузов, а магистерское образование - только в ведущих университетах и преимущественно на платной основе.

Для того чтобы выжить в подобных условиях, педагогическим вузам, годами готовящих специалистов, необходимо как можно скорее осознать грядущие перемены и выработать стратегию своего развития в контексте европейского высшего образования. Если ведущие педагогические вузы страны (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и другие) имеют определенный опыт подготовки специалиста в условиях как моноуровневого (пятилетнего), так и многоуровневого (четырех- и шестилетнего) образования, то ряду провинциальных вузов только предстоит осваивать двухступенчатую модель высшего образования, а она уже регламентирована.

Согласно уже действующему закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (с получением соответствующего диплома) составляют для получения квалификации (степени):

- «бакалавр» - не менее чем четыре года;

- «дипломированный специалист» - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

- «магистр» - не менее чем шесть лет [4].

В отличие от стандарта подготовки дипломированного специалиста (в котором доминируют дисциплины, по своему содержательному наполнению имеющие профессионально ориентированный характер) общая стратегия подготовки бакалавра уже предполагает включение в стандарт дисциплин, в которых теперь фундаментальная составляющая играет ведущую роль. Она предполагает: а) фундаментальность; б) широту теоретической подготовки; в) готовность продолжить образование по разным образовательным программам; г) высокую степень адаптивных способностей к изменению вида профессиональной деятельности. Подготовка магистров направленно обеспечивает специализированную фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров.

По мнению разработчиков Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования, подготовка педагогов в системе бакалавриата и магистратуры - это все-таки подготовка специалистов образовательной элиты. Бакалавр - это также принципиально новый специалист, который сам выбирает дальнейший свой путь и может:

- продолжить обучение по программе специализированной подготовки магистра (на конкурсной основе);

- выбрать любую магистерскую программу и при этом иметь индивидуальный план обучения в магистратуре;

- продолжить обучение в формате дополнительной образовательной программы по соответствующей специальности;

- завершить или временно прервать образовательный маршрут [5].

В связи с этим возникает вопрос о соотношении направлений подготовки бакалавров и магистров с традиционными педагогическими специальностями.

И вот здесь положение факультетов музыкального образования (ФМО) оказывается достаточно непростым. Согласно новому Перечню направлений подготовки (общих специальностей) высшего профессионального образования, предлагается семь направлений в профессиональной группе 540000 «Образование», принципиально по-иному содержательно структурирующих эту область: 540100 - «Естественнонаучное образование», 540200 -«Физико-математическое образование», 540300 - «Филологическое образование», 540400 - «Социально-экономическое образование», 540500 - «Технологическое образование», 540600 - «Педагогика», 540700 - «Художественное образование».

Ключевым при определении направлений является слово «образование», что обусловлено необходимостью выбора сферы профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с уровнем квалификации. Основным критерием при сигментации направлений высшего педагогического образования является достаточно широкая, но содержательно целостная предметная область знаний (естественно-научная, физико-математическая, филологическая и др.). Выделенные направления не предполагают полного соответствия их группе специальностей, что позволяет рассматривать подготовку по направлениям и по специальностям как несколько разные формы подготовки кадров. Таким образом, музыкальное образование по направлению 540700 мыслится как более специализированное, а по направлению 540600 - в более широком педагогическом контексте.

Внутри каждого направления предлагается и аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки). Например, в направление 540600 «Педагогика» вошли следующие магистерские программы: 540601 - «Дошкольное образование», 540602 - «Начальное образование», 540604 - «Высшее образование», 540605 - «Педагогическая психология» и др. При этом предусмотрена возможность, с одной стороны, перехода на основную

образовательную программу подготовки дипломированного специалиста (математика, русский язык и литературы и т.д.); с другой - подготовки по перспективным специальностям и программам, даже пока не внесенным в Перечень [6].

Осуществление многоуровневой подготовки студентов ФМО Таганрогского ГПИ представляется нам более перспективным именно в рамках образовательного направления 540700 «Художественное образование». Магистерская программа 540701 «Музыкальное образование», входящая в данное направление, предусматривает интенсивный рост уровня компетенций в области музыкального искусства, культуры и образование обучающихся как в аспекте знаний, эрудиции, так и собственно художественно-практического мастерства, где предусмотрено овладение специальными технологиями и методикой научного труда в области музыкального образования; дальнейшая оптимизация творческих способностей; формирование личности как субъекта культуры, освоение современных информационных технологий, используемых в практике преподавания музыкальных дисциплин. Однако и ТГПИ, и любой другой вуз должен, наверное, хорошо осмыслить возникающую многоукладную реальность, оценить свои силы; возможно, найти свою собственную нишу в структурах образовательных ассоциаций.

Помимо программы 540701 «Музыкальное образование», данное направление реализует магистерские программы: 540702 - «Художественное образование», 540703 - «Искусствоведение», 540704 - «Информационные технологии в художественном образовании». Основная образовательная программа подготовки формируется из дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Федеральный компонент включает дисциплины: «Современные проблемы науки», «Педагогика и психология высшей школы», «Информационные технологии в науке и образовании», «Методология психолого-педагогических исследований». Состав и содержание специальных дисциплин определяются требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы (включая курсы по выбору). Полагаем, что здесь должны быть задействованы и творчески-профессиональные моменты с тем, чтобы художественная педагогика развивалась на живой питательной среде.

При разработке программ магистерской подготовки и отбора содержания учебных дисциплин важно учитывать согласованность программ бакалавриата и магистратуры; обеспечение вариативности, гибкости и мобильности педагогического образования; научно-исследовательскую ориентацию обучения; индивидуальную и личностно ориентированную направленность образования; возможность учета региональных условий.

Таким образом, концептуальными основами развития отечественной системы педагогического образования в контексте Болонского процесса можно считать:

- совершенствование многоступенчатой структуры вузовской системы;

- создание общего образовательного поля на уровне стандартизации высшего профессионального образования;

- соотнесенность ГОС высшего профессионального образования в России с европейскими и международными стандартами;

- выделение федеральных, национально-региональных и вузовских задач в сфере высшего педагогического образования;

- усиление роли индивидуализированных форм обучения;

- соотнесенность разных по своей ориентации учебных программ (теоретических, собственно научно-педагогических и прикладных) и т.п. В рамках данной публикации обозначены лишь некоторые аспекты развития отечественного музыкально-педагогического образования. Очевидно, что совершенствование системы высшего образования в России предполагает решение и других проблем, связанных с особенностями индивидуальной образовательной траектории студента, необходимостью владения специальными прикладными информационно-коммуникативными технологиями, целенаправленного формирования научно-педагогических кадров для высшей школы и т.д.

Литература

1. Знаменская И.А., Попов В.В. К вопросу о перспективах развития музыкально-педагогических факультетов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. Спец. выпуск. Экономика, право, образование. 2005.

2. Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора // Высшее образование сегодня. 2003. № 1. С. 2-7.

3. Стронгин Р. Опыт взаимного признания образовательных программ вузами России и Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2. С. 22-29.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96. № 125-фЗ (принят ГДФСРФ 19.07.96) / Собрание законодательства РФ от 26.08.96. № 35, ст. 4135 // Российская газета. 1996. 8 авг. № 164.

5. Степанова Н.Л., Шубина Н.Л. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы подготовки бакалавров и магистров в области знаний «Педагогические науки»: Метод. рекомендации. СПб., 2000.

6. Магистратура: Сборник нормативно-методических материалов / Сост. Г.А. Грекова, Е.В. Шейко. Ростов н/Д, 2002.

Ростовский государственный педагогический университет

16 июня 2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.