Научная статья на тему 'Перспективы развития Мурманской области в условиях антироссийских санкций'

Перспективы развития Мурманской области в условиях антироссийских санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический кризис / антироссийские санкции / антикризисные меры / Мурманская область. / economic crisis / anti-Russian sanctions / anti-crisis measures / Murmansk region.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серова Наталья Александровна, Скуфьина Татьяна Петровна

Проведен анализ ситуации в российской экономике в условиях введения антироссийских экономических санкций. Определена позиция Мурманской обл. и основные направления ее развития. Предложены антикризисные меры в части общих перспектив управления и обозначены возможные объективные угрозы этих мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AND PROSPECTS OF THE MURMANSK REGION IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS

The article analyzes the situation in the Russian economy resulted from the introduction of anti-Russian economic sanctions. The position of the Murmansk region and the main directions of its development are determined. Some anti-crisis measures in the general prospects of the management are proposed and possible threats to the objective of these measures arec identified.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Мурманской области в условиях антироссийских санкций»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.14; 338; 339

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ*

Н.А.Серова, Т.П.Скуфьина

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Проведен анализ ситуации в российской экономике в условиях введения антироссийских экономических санкций. Определена позиция Мурманской обл. и основные направления ее развития. Предложены антикризисные меры в части общих перспектив управления и обозначены возможные объективные угрозы этих мер.

Ключевые слова:

экономический кризис, антироссийские санкции, антикризисные меры, Мурманская область.

Первые санкции в отношении России с целью ее международной изоляции были введены в марте 2014 г. после подписания декларации о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ. Инициатором введения ограничительных политических и экономических мер в отношении России выступили США. Рискуя понести значительный экономический ущерб, санкции поддержали и страны Евросоюза, а также Австралия, Новая Зеландия и Канада (рис. 1).

■ ЕС

Другие страны

Рис. 1. Страны, которые ввели санкции против России в 2014 г. [1]

Россию обвинили в военной агрессии против Украины и ввели визовые ограничения для некоторых политиков, бизнесменов, военных, журналистов (всего около 150 чел.). Было

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №11-06-00030 «Эконометрическая оценка развития межрегиональной дифференциации в России и прогноз влияния ВТО на динамику процесса» и гранта РГНФ №14-02-00128 «Трансформация социально-экономического пространства Севера России и альтернативы развития».

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)

115

Перспективы развития Мурманской области в условиях введения антироссийских санкций

приостановлено инвестиционное и военное сотрудничество, в том числе наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности, запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений. Кроме того, были заморожены активы крупнейших российских банков с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк и др.), а выдача им долгосрочных кредитов запрещена.

Таким образом, прекращение действия в минувшем году двух ключевых факторов, на которых строилась предыдущая модель развития российской экономики, а именно благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков и доступ к дешевым международным финансовым ресурсам, нарушило экономическую стабильность в стране, длившуюся с начала 2000-х гг.

Подешевевшая нефть, снизившая экспортные доходы России, а также антироссийские санкции, ограничивающие возможности по привлечению финансирования на внешних рынках, привели к резкому падению курса рубля (рис. 2). С начала 2014 г. курс рубля к доллару снизился с 32.7 до 67.15, евро - с 45.1 до 76.26. Обесценивание рубля началось в конце августа, и только с сентября по декабрь рубль потерял более 30 % к доллару и четверть к евро.

2

Ь

й

2014

^^“Цена на нефть Urals, долл/барр. ^^"Курс доллара к рублю, руб./USD

Рис. 2. Цены на нефть и валютный курс в 2014 г. Источник: составлено авторами на основе данных Министерства экономического развития и Центрального банка РФ

Санкции, падение нефтяного рынка, девальвация рубля наряду с продолжающимся геополитическим кризисом на Украине привели к значительному оттоку капитала из России и повлияли на ее позиции в международных рейтингах. По данным Центрального банка РФ, отток чистого капитала в 2014 г. составил 134 млрд долл., где 49 млрд долл. - за четвертый квартал. В связи с этим международные рейтинговые агентства Moody's, Fitch и Standard and Poor's (S&P) понизили кредитный рейтинг России до уровня ВВВ- (самый низкий рейтинг в инвестиционной категории, т.е. обязательства ниже среднего качества), изменив при этом прогнозы по долгосрочному рейтингу со «стабильного» на «негативный». В начале текущего года агентство S&P снизило кредитный рейтинг России уже до спекулятивного BB+ (так называемого «мусорного»), что тут же существенно сказалось на курсе рубля - в среднем евро и доллар подорожали на 5 руб. каждый. Россия также не вошла в 2014 г. в топ-25 рейтинга A.T. Kearney, определяющего уровень доверия иностранных инвесторов (для сравнения в 2013 г. Россия занимала в указанном рейтинге 12-е место) [2, с. 79-80].

Девальвация рубля наряду с продовольственным эмбарго, которое правительство РФ ввело в ответ на антироссийские санкции, привели к ускорению инфляции. Так, по данным Росстата

116

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)

Н.А. Серова, Т.П. Скуфьина

уровень инфляции в 2014 г. составил 11.4 %, а в 2015 г. прогнозируется 13 %. Непродовольственные товары в 2014 г. подорожали на 8.1 %, продовольственные - на 15.4 %, из них наиболее подорожала гречневая крупа (рост почти на 80 % за год), белокочанная капуста (44 %), сахарный песок (38 %), курица и свинина, яблоки, помидоры, рыба, рис, сыр и молочные продукты.

Кроме того, кризис российской экономики отразился и на тарифах ЖКХ - в отдельных регионах тарифы выросли в несколько раз. Например, в Ивановской обл. на 260 %, в Чувашии -на 223.7 %.

Резко снизился уровень жизни населения. По данным Росстата уже в ноябре 2014 г. реальные денежные доходы населения упали на 4.7 %. С углублением кризиса в 2015 г. падение доходов россиян продолжится и может составить по различным прогнозам 8-10 %. Число бедных в 2014 г. достигло 15.7 млн чел. и их количество будет только увеличиваться.

В конце января Правительство РФ обнародовало антикризисный план на 2015 г., в котором на реализацию антикризисных мер предусмотрено 2.3 трлн руб. На мероприятия в сфере занятости будет выделено около 52.2 млрд руб., на социальные выплаты безработным до 30 млрд руб., будут также проиндексированы страховые пенсии. Большинство категорий расходов бюджета в 2015 г. предполагается сократить на 10 %, в частности, планируется сокращение расходов на функционирование органов власти.

Антикризисный план содержит меры, которые позволят снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес. Один из ключевых его пунктов - расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Также вводятся «налоговые каникулы» для малого бизнеса в производственной, социальной и научной сферах, бытовых услуг. При этом в антикризисном плане предусмотрено право регионов снижать ставки для налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для малого бизнеса с 15 до 7.5 % и налога на доходы с 6 до 1 % для упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, антикризисный план содержит меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта, что в условиях санкций является одним из самых эффективных шагов по повышению безопасности страны. Однако следует отметить, что сокращение импорта не приведет к скорому развитию отечественной промышленности, так как около 80 % нового оснащения в российской промышленности и сельском хозяйстве составляет импорт, а поднятие процентной ставки ЦБ РФ до 17 % отрезало для предприятий кредитные ресурсы.

Как отмечалось выше, экономические санкции в отношении России значительно затронули топливно-энергетический комплекс, а именно: был введен запрет на оказание услуг, связанных с нефтедобычей (касательно глубоководных, арктических проектов и сланцевой нефти); запрет на поставки оборудования для глубинной добычи (свыше 152 м) и технологий нетрадиционной добычи энергоносителей; запрет на инвестиции в проекты транспортного и энергетического секторов, а также добывающей промышленности. Поэтому следует ожидать, что именно в нефтегазовых, а также промышленно развитых регионах, к которым относится и Мурманская обл., негативное влияние кризиса будет наиболее острым.

Уже сейчас реальные денежные доходы населения Мурманской обл. уменьшились на 3.7 % по сравнению с 2013 г. [3]. Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 г. составил 6.7 %. В дальнейшем безработица будет усиливаться, особенно в монопрофильных городах. В этих условиях актуальным становится опыт поддержки занятости в моногородах: пошаговое сокращение со значительными выходными выплатами; перевод работников в рамках одного предприятия на другие должности; практика неполной занятости и административных отпусков; поддержка малого бизнеса.

По данным Министерства экономического развития Мурманской области в 2014 г. сократились индексы промышленного производства - 97.8 % относительно 2013 г. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил за январь - сентябрь 2014 г. 98.6 % по отношению к январю - сентябрю 2013 г.

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)

117

Перспективы развития Мурманской области в условиях введения антироссийских санкций

В связи с падением экспортных грузоперевозок из-за ухудшения конъюнктуры мирового рынка фрахтовых перевозок более чем на треть сократились перевозки грузов морским и воздушным транспортом [4].

В 2014 г. наблюдалось ускорение темпов роста потребительских цен и цен производителей промышленных товаров, чему способствовало увеличение стоимости продуктов питания с высокой импортозависимостью.

Наряду с негативными тенденциями, в Мурманской обл. наблюдаются и положительные эффекты, в первую очередь в металлургии и рыбной отрасли. Так, за 2014 г. в обрабатывающих производствах региона отмечается рост отгруженной продукции: в сфере металлургического производства на 20.5 % и рыбопереработки на 29.1 %. Этому способствовало активное повышение цен в экспортноориентированных видах деятельности, вызванное падением курса рубля.

Кроме того, в регионе снизились средние цены на различные виды рыбной продукции: свежемороженые треску, пикшу, горбушу, камбалу, скумбрию и др. Однако в дальнейшем, по мнению специалистов, рыба будет дорожать из-за увеличения себестоимости ее промысла. В первую очередь, цены поднимут те компании, флот которых состоит из иностранных рыболовецких судов. Тем не менее с учетом текущей экономической и политической ситуации развитие рыбохозяйственной отрасли может стать ключевой точкой роста и важным фактором продовольственной стабильности региона.

В условиях кризиса другой важнейшей точкой роста Мурманской обл. является развитие туризма. Из-за ослабления курса рубля в 2014 г. турпотоки в зарубежные страны в целом по России снизились на 25-30 %. В Мурманской обл. отмечалось значительное снижение спроса на визы в Финляндию и Норвегию по сравнению с 2013 г. (на 27 и 25 % соответственно). В то же время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока. Так, в новогодние праздники посещаемость туристских объектов Мурманской обл. увеличилась более чем на 30 % как за счет местных жителей, так и за счет туристов их других регионов России.

Особо стоит отметить туристско-рекреационный кластер «Хибины», где приток туристов в новогодние праздники увеличился на 40-50 % по сравнению с этим же периодом прошлого года. Инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационного кластера “Хибины”» включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2015-2018 гг., а его стоимость составляет более 1 млрд руб. Проект предполагает создание в Хибинах комплекса сервисных и туристических услуг, модернизацию существующей и строительство новой инфраструктуры, что создаст свыше 140 новых рабочих мест и позволит увеличить турпоток до 200 тыс. чел в год к 2025 г.

Сельское хозяйство Мурманской обл. при поддержке государства также будет играть важную роль для развития экономики. Несмотря на продовольственную зависимость от завоза всех видов продовольствия (кроме яиц, рыбы и рыбопродуктов), Мурманская обл. располагает значительным собственным потенциалом в обеспечении населения продуктами питания. В настоящее время в области осуществляют производственную деятельность 16 сельскохозяйственных предприятий, 26 крестьянских фермерских хозяйств, 6.9 тыс. личных подсобных хозяйств, и именно они являются источником обеспечения населения высококачественными продуктами питания, такими как мясо, молоко, яйца [5, с. 187-188]. В целях стимулирования импортозамещения в 2015 г. планируется завершение инвестиционного проекта по модернизации производства в агрохолдинге «Мурманский», объединяющем производство, переработку и реализацию мяса свиней и птицы, восстановление бройлерного производства ООО «Птицефабрика “Мурманская”», наращивание производства молока в агрофирме «Индустрия» и ООО «Полярная Звезда», а также рост производства фермерских хозяйств.

В условиях экономических санкций со стороны западных стран актуальным для нашей страны является также развитие новых направлений в промышленности, в частности возрождение отечественной отрасли редких и редкоземельных металлов. Например,

118

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)

Н.А. Серова, Т.П. Скуфьина

осуществление в Мурманской обл. проектов по добыче и обогащению таких металлов, как титан или тантал, при прежнем развитии экономики было затруднительно, а в настоящее время их реализация получила сильный толчок к воплощению.

Вместе с тем, следует понимать, что, так же как и всю Россию, Мурманскую обл. ждет длительный и глубокий кризис. То есть в сложившейся ситуации речь, в первую очередь, должна идти не о развитии региона, а о недопущении катастроф в экономике и социальной сфере [6]. Нельзя допускать, чтобы консолидация ресурсов федерального и регионального уровней на приоритетных отраслях шла в ущерб тем направлениям, которые в условиях санкций получили новые стимулы для развития. Поэтому приоритетами антикризисных мер для Мурманской обл. должны являться:

• повышение конкурентоспособности экономики региона и переход на качественно новый уровень экономического развития за счет стимулирования внутреннего спроса на производимую продукцию, сохранения промышленного потенциала, продолжения реализации крупных инвестиционных проектов;

• развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, информационной), создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики;

• оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития при условии выполнения в полном объеме обязательств региона перед населением;

• развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в силу социальной значимости малого предпринимательства, поддерживающего самозанятость и смягчающего целый ряд последствий кризиса в социальной сфере;

• поддержка социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения в условиях снижения реальных денежных доходов, напряженности на рынке труда.

Подводя итоги, подчеркнем, что успешность антикризисных мер для Мурманской обл. зависит от плодотворности диалога между государством, бизнесом и обществом. Для этого региональным органам власти необходимо наладить реально действующий механизм взаимодействия с бизнесом и общественными организациями Мурманской обл. с целью получения оперативной информации, повышения возможностей ручного управления, снижения рисков неэффективного администрирования антикризисных мер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons /2/29/Sanctions_2014_Russia2.png 2. Серова Н.А. Предпринимательский и инвестиционный климат России в международных рейтингах // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: материалы VI междунар. науч.-практич. конф. (20 ноября 2014 г.): в 2 ч. / отв. ред. А.Н. Плотников. Саратов: Академия бизнеса, 2014. Ч. 2. С. 79-80. 3. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2014 году: доклад / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2015 - 98 с. 4. Серова В.А. Транспортная инфраструктура Арктической зоны: новый этап развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 2. С. 29-34. 5. Региональная экономика и вопросы североведения: монография / под науч. ред. д.э.н., проф. В.С. Селина; д.э.н. Т.П. Скуфьиной. Апатиты: Изд. кНц РАН, 2013. С. 187; 6. Скуфьина Т.П. Региональная политика сбалансированного развития и северные территории России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. №5 (42). С. 83-85.

Сведения об авторах

Серова Наталья Александровна - к.э.н., старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: serova@iep.kolasc.net.ru

Скуфьина Татьяна Петровна - д.э.н., профессор, зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН; e-mail: skufina@iep.kolasc.net. ru

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2015(22)

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.