Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межмуниципальное сотрудничество / местное самоуправление / муниципальное управление / соглашение / договорные отношения / inter-municipal cooperation / local self-government / municipal administration / agreement / contractual relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нигоева Алина Романовна, Павлов Николай Владимирович

Положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают, что муниципальные образования взаимодействуют межу собой посредством использования организационно-правовых механизмов. К примеру, такое взаимодействие может осуществляться путем объединения финансовых средств и ресурсов для решения вопросов местного значения. Кроме того, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения. Соглашения об осуществлении межмуниципального сотрудничества могут заключаться как органами законодательной власти местного самоуправления, так и органами исполнительной власти. Такие соглашения могут быть они направлены, как правило, на решение вопросов местного значения. Для осуществления межмуниципального сотрудничества применяются меры правового, организационного и экономического характера, особые правила и процедуры заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-MUNICIPAL COOPERATION

The provisions of the federal Law "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" provide that municipalities interact with each other through the use of organizational and legal mechanisms. For example, such interaction can be carried out by combining financial resources and resources to solve local issues. In addition, in order to resolve issues of local importance, local self-government bodies have the right to conclude contracts and agreements. Agreements on the implementation of inter-municipal cooperation can be concluded by both legislative authorities of local self-government and executive authorities. Such agreements can be concluded between municipalities of various levels. Such agreements are usually aimed at solving issues of local importance.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 342.15

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

Нигоева Алина Романовна

Студентка, Юридический факультет Кубанского государственного аграрного

университета им. И.Т. Трубилина

Павлов Николай Владимирович

Кандидат юридических наук, доцент, Юридический факультет

Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают, что муниципальные образования взаимодействуют межу собой посредством использования организационно-правовых механизмов. К примеру, такое взаимодействие может осуществляться путем объединения финансовых средств и ресурсов для решения вопросов местного значения. Кроме того, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе заключать договоры и соглашения. Соглашения об осуществлении межмуниципального сотрудничества могут заключаться как органами законодательной власти местного самоуправления, так и органами исполнительной власти. Такие соглашения могут быть они направлены, как правило, на решение вопросов местного значения. Для осуществления межмуниципального сотрудничества применяются меры правового, организационного и экономического характера, особые правила и процедуры заключения.

Ключевые слова: межмуниципальное сотрудничество, местное самоуправление, муниципальное управление, соглашение, договорные отношения.

Межмуниципальное сотрудничество особо актуально для Российской Федерации на сегодняшний день, поскольку позволяет восполнить дефицит, а также повысить уровень квалификации и компетенции управленческих кадров. Институт сотрудничества между муниципальными образованиями широко известен и применяется в зарубежных странах. Такое сотрудничество осуществляется посредством заключения договоров и соглашений. К примеру, такие соглашения предусматривают исполнение взятых обязательств в сфере коммунального снабжения, при проведении капитального ремонта [1]

К примеру, институт межмуниципального сотрудничества в Дании предусматривает, что в рамках такого сотрудничества местные жители одного муниципального образования (общины] могут воспользоваться коммунальными услугами, которые предоставляются местным жителям другой общины. В Дании речь идет предоставление услуг, на основе платных соглашений. Оплата таких услуг предусматривает предварительное обсуждение. Кроме того, каждое соглашение предусматривает условие об уплате. Прежде чем заключить соглашение, необходимо получить одобрение местного совета. Например, договоренности о создании и обеспечении деятельности местных пожарных бригад и отделений скорой медицинской помощи. Помимо этого, речь идет о с формированием бюджета. [3]

В Российской Федерации договоры о межмуниципальном сотрудничестве предусматривают положения, в которых определяются полномочия местных органов. Действие соглашения прекращается в тот момент, когда цели, обозначенные в нем, достигнуты. Как правило, в договорах оговариваются условия расторжения. [2]

Межмуниципальное сотрудничество осуществляется для решения различных задач. Применение таких способов позволяет получить наибольший положительный

Страница | 64

эффект от осуществления управленческой деятельности, поскольку формируется спрос среди жителей одновременно нескольких образований. Вопрос о соглашении может быть рассмотрен при заключении соответствующего договора. В настоящий момент местные советы существуют на основании договора. [4] На сегодняшний день соглашения используются для обмена опытом. При осуществлении такого сотрудничества применяются не обязательственные договоры, т.е. соглашения о намерениях. [5] Такие соглашения представляют собой наиболее оптимальную форму сотрудничества, они которая используется местными властями, расположенными на одной территории. Кроме того, таким образом могут предоставляться муниципалитетами взаимные услуги.

Примерами соглашений служат соглашения об организации библиотечного фонда. Соглашения между муниципальными образованиями также заключаются также с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, в рамках таких соглашений учреждается аварийно-спасательная служба, объединяются финансовые ресурсы для осуществления поисково-спасательных работ [6].

Анализ договоров о проведении мероприятий по осуществлению межмуниципального сотрудничества показывает, что их публичная природа обусловлена должностным положением их участников. Предмет договора носит особый характер, поскольку имеет тесную связь со сферой управления. Иные формы сотрудничества основаны на соответствующих решениях, например, главы муниципального образования, который, согласно положениям российского законодательства о местном самоуправлении, имеет право принимать решение о заключении соглашений [7].

В то же время наиболее оптимальным подходом служит разграничение полномочий и сфер ведения должных лиц по отношению к решению одних и тех же вопросов. К примеру, соглашения предусматривают использование средств местного бюджета, поэтому такое решение должно приниматься коллегиально. В обсуждении такого решения должны принимать участие органы и должные лица, которые формируют и утверждают бюджет муниципального образования. В случае расторжения соглашений в одностороннем порядке могут возникать споры по их исполнению. В данной связи следует сформировать механизмы решения таких споров. Законодательство РФ не предусматривает совместной администрации, а только запрет на передачу полномочий [8].

Полномочия органов местного самоуправления тесно связаны с вопросами местного значения, поэтому не относятся к предмету межмуниципального сотрудничества. В данной связи осуществление такого взаимодействия и передача контрольных полномочий невозможна. Являясь участниками гражданско-правовых отношений, органы местного самоуправления вправе сформировать органы для координации отдельных вопросов. Данные органы вправе осуществлять консультативную деятельность.

Координационные органы осуществляют свою деятельность под руководством координатора, которым может выступать законодательное собрание субъекта или губернатор. Координационный характер таких советов предусматривает, что в их деятельности имеется горизонтальный элемент, связанный с осуществлением сотрудничества, а также наличие вертикального элемента. В данной связи имеется тенденция, связанная не только с осуществления координационных действий, но и тенденция, связанная с осуществлением властно-управленческой деятельности. [9]

По характеру полномочий координационный совет не является юридическим лицом, он оказывает поддержку, методическое и информационное обеспечение. [10]

Одним из наиболее перспективных направлений в сфере осуществления межмуниципального сотрудничества является аутсорсинг. Предусмотрено четыре подхода к его организации. Согласно первому подходу, на основе контрактных соглашений производится передача части полномочий. Второй подход предусматривает делений функций между администрациями. Третий предусматривает разделение функций на договорной основе. При этом, речь идет только о передаче отдельных полномочий, осуществлении вспомогательный функций администрацией. Четвертый

подход основан на том, что законодательство запрещает передавать полномочия, даже если они создаются в условиях сотрудничества [11].

Это приводит к возникновению относительно формирования органов. Дефицит кадров обуславливает актуальность данного вопроса. Речь идет не только о наличии определенной возможности передать функции, но и о целесообразности урегулирования посредством разработки специального федерального закона [12].

Такой закон должен предусматривать передачу полномочий органам, созданным на основе соглашения о межмуниципальном сотрудничестве, который будет наделен управленческими функциями. Формирование агломераций представляет собой еще одну специфическую форму сотрудничества, которая представляет собой создание единой системы населенных пунктов, которая имеет производство, единую инфраструктуру. Сотрудничество муниципальных образований предусматривает объединение совместных ресурсов [13].

Среди преимуществ следует также выделить наличие единой транспортной системы, поскольку такое пространство позволяет обеспечить взаимодействие. Механизм городских агломераций позволяет обеспечить рациональное использование совместных ресурсов, а также осуществлять регулирование инвестиционной деятельности, улучшать инвестиционный климат. Правовой статус данной формы сотрудничества не определен, поскольку в законодательстве не предусмотрено даже понятия, а также самой разновидности формы. Таким образом, среди наиболее распространенных проблем муниципального управления на сегодняшний день является юридическое оформление.

Представляется, что наиболее рациональным способом юридического оформления следует сделать наличие законодательных положений о союзах, основанных на партнерских отношениях, что позволит создать единое пространство. В данной связи необходимо провести координацию управленческий органов, а также для обеспечения возможности информационного обмена. Формирование специальных администраций в рамках таких агломераций представляется наиболее оптимальным решением. Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Список использованных источников

1. Алпатов Ю.М. К вопросу о формировании концепции межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Право и государство: теория и практика. 2018. N 4. С. 34 - 38.

2. Валентей С.Д., Бухвальд Е.М. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии // Журнал российского права. 2018. N 3. С. 56-59.

3. Власова Н.Ю., Джек Л.Н. Перспективы развития межмуниципального сотрудничества в субъектах Российской Федерации // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2019. N 3. С. 110-15.

4. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2017. 325 с..

5. Маркварт Э., Исупова С. Межмуниципальное сотрудничество в Германии // Российская муниципальная практика. 2019. N 6 - 7. С. 12 - 16.

6. Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе: Дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2008. 185 с.

7. Облогин Д.Д., Павлов Н.В., Широкая П.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России. Эпомен. 2019. № 23. С. 238-245.

8. Павлов Н.В., Британ С.А. Место органов местного самоуправления в системе органов государственной власти. Евразийский юридический журнал. № 3 (154]. 2021. С. 34-39.

9. Павлов Н.В., Гореликова Х.А. К вопросу конституционных изменений в сфере местного самоуправления. Молодой ученый. 2021. № 8. С. 129-135.

10. Пиндт Х. Столетний опыт кооперации в Дании // Российская

Страница j 66

муниципальная практика. 2019. N 8. С. 17 - 21.

11. Рагозина Л. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом // Муниципальная власть. 2019. N 4. С. 76 - 85.

12. Серебренникова А.С. Государственно-правовые проблемы межмуниципального сотрудничества: сравнительный анализ: на примере России и Франции: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2016. 147 с.

13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-MUNICIPAL COOPERATION

Nigoeva A. R., Pavlov N. V.

The provisions of the federal Law "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" provide that municipalities interact with each other through the use of organizational and legal mechanisms. For example, such interaction can be carried out by combining financial resources and resources to solve local issues. In addition, in order to resolve issues of local importance, local self-government bodies have the right to conclude contracts and agreements. Agreements on the implementation of inter-municipal cooperation can be concluded by both legislative authorities of local self-government and executive authorities. Such agreements can be concluded between municipalities of various levels. Such agreements are usually aimed at solving issues of local importance.

Keywords: inter-municipal cooperation, local self-government, municipal administration, agreement, contractual relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.