Научная статья на тему 'История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества'

История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
915
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА / СИСТЕМА МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АССОЦИАЦИИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ДОГОВОРЫ / MUNICIPAL REFORM / SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT / INTER-MUNICIPAL COOPERATION / ASSOCIATION / BUSINESS ENTITIES / CONTRACTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миронова Ольга Васильевна

В рамках проведения муниципальной реформы 2006 г. и вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. для органов местной власти существенно расширился перечень местных задач и обязанностей. В связи с этим возник гибкий механизм местной власти в виде межмуниципального сотрудничества, базовыми формами которого являются ассоциативная, хозяйственная и договорная. Представленная в работе концептуальная модель системы межмуниципального сотрудничества раскрывает сущность исследуемого понятия, наглядно отображая совокупность взаимосвязанных групп-элементов в виде институтов, целей, ресурсов и результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Миронова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND EXPERIENCE OF THE FORMATION OF THE MODERN MODEL OF INTERMUNICIPAL COOPERATION

As part of the municipal reform in 2006 and the entry into force of the Federal Law N 131-FL «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» dated 06.10.2003 for local authorities a list of local tasks and responsibilities significantly expanded. In this connection, there was a flexible mechanism for local authorities in the form of inter-municipal cooperation, basic shapes of which are associative, economic and contractual. The presented conceptual model of inter-municipal cooperation reveals the essence of the test concepts, clearly displaying a set of interrelated groups of elements in the form of institutions, goals, resources and results.

Текст научной работы на тему «История и опыт формирования современной модели межмуниципального сотрудничества»

УДК 332.135

О. В. Миронова

ИСТОРИЯ И ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

O. V. Mironova

HISTORY AND EXPERIENCE OF THE FORMATION OF THE MODERN MODEL OF INTERMUNICIPAL COOPERATION

В рамках проведения муниципальной реформы 2006 г. и вступления в силу Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. для органов местной власти существенно расширился перечень местных задач и обязанностей. В связи с этим возник гибкий механизм местной власти в виде межму-ниципального сотрудничества, базовыми формами которого являются ассоциативная, хозяйственная и договорная. Представленная в работе концептуальная модель системы межмуни-ципального сотрудничества раскрывает сущность исследуемого понятия, наглядно отображая совокупность взаимосвязанных групп-элементов в виде институтов, целей, ресурсов и результатов.

Ключевые слова: муниципальная реформа, система местной власти, межмуниципальное сотрудничество, ассоциации, хозяйствующие субъекты, договоры.

As part of the municipal reform in 2006 and the entry into force of the Federal Law N 131-FL «On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation» dated 06.10.2003 for local authorities a list of local tasks and responsibilities significantly expanded. In this connection, there was a flexible mechanism for local authorities in the form of inter-municipal cooperation, basic shapes of which are associative, economic and contractual. The presented conceptual model of inter-municipal cooperation reveals the essence of the test concepts, clearly displaying a set of interrelated groups of elements in the form of institutions, goals, resources and results.

Key words: municipal reform, system of local government, inter-municipal cooperation, association, business entities, contracts.

Введение

Нет богатой России без богатой провинции, города, района, поселка [1, с. 11]. А богатство провинции невозможно без функционирования эффективной системы местного самоуправления. Местное самоуправление - это не только основа государственного устройства, это также и связующее звено между народом и властью, и, главным образом, это механизм рационального и результативного хозяйствования территориального пространства. Данная система власти и принципы ее организации в России многократно подвергались значительным преобразованиям, и в настоящее время продолжается поиск оптимальной модели организации системы местного самоуправления.

Так, в начале XX в., с приходом советской власти, для управления на местах были созданы местные советы. По Конституции РСФСР от 1918 г. в состав государственных органов власти входили областные съезды советов, губернские съезды советов, уездные съезды советов, волостные съезды советов, городские и сельские советы. В период реализации новой экономической политики советам была предоставлена самостоятельность в решении местных проблем, вышестоящая власть в их ведение передала сферу жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство территорий и дорог, пожарное дело, общественный транспорт. В 1929 г. произошло преобразование уездов и волостей в республику или округ, формирование территорий происходило главным образом по национальному признаку. Конституция РСФСР 1937 г. значительно преобразовала систему государственных органов власти, переименовав все органы власти, в том числе на местах, в советы. Но главное изменение заключалось в том, что советы на местах полностью утратили самостоятельность и свободу в принятии решений и, таким образом, стали исполнителями воли вышестоящих советов. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хо-

зяйства в СССР» 1990 г. и закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. предполагали возрождение самостоятельности органов местной власти по отношению к структурам центральной власти и формирование института местного самоуправления как такового.

Однако настоящее возрождение и становление института местного самоуправления произошли в постсоветский период, когда были приняты следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон (ФЗ) «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» - 1996 г., ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» - 1997 г., ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» - 1998 г., Указ Президента РФ «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ» от 15.10.1999 г. № 1370. Позже, в 2003 г., был принят новый ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, инициировавший проведение муниципальной реформы и окончательно вступивший в силу с 1 января 2009 г.

К сентябрю 2006 г. был завершен первый этап муниципальной реформы: сформирована новая система муниципальных образований (субъект РФ делится на городские округа и муниципальные районы, муниципальные районы, в свою очередь, делятся на поселения и межселен-ные территории, поселения же подразделяются на городские и сельские); прошли выборы органов местного самоуправления; скорректированы уставы муниципальных образований в соответствии с требованиями нового законодательства. В 2009 г. завершилось проведение муниципальной реформы, изменившей принципы территориальной организации местной власти, муниципально-правовые акты, подходы к экономической основе местного самоуправления, перечень и объем вопросов местного значения, разграничение в полномочиях между органами местного самоуправления.

Важно подчеркнуть еще одно изменение: в российской практике местного самоуправления с принятием ФЗ № 131-Ф3 широкое распространение получило межмуниципальное сотрудничество или взаимодействие как автономный механизм местной власти, имеющий экономическое и юридическое подкрепление со стороны государства, цель которого заключается в достижении достойного уровня социально-экономического развития территорий.

Тем не менее в действующем законодательстве о местном самоуправлении существует много пробелов, относящихся к регламентации самого определения понятия «межмуниципаль-ное сотрудничество или взаимодействие», а также механизмов, моделей и процедур осуществления сотрудничества между территориями. Проблемы межмуниципального сотрудничества находятся под пристальным вниманием отечественных и зарубежных ученых, однако теоретические и прикладные аспекты данного процесса до конца еще не изучены и не обоснованы исследователями. Вследствие этого целью исследования стал анализ сущности и структуры меж-муниципального сотрудничества и его базовых форм. Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

- осуществлен анализ нормативно-правовых актов, научных статей и докладов, методических рекомендаций в области межмуниципального сотрудничества;

- рассмотрены детерминирующие подходы к сущности межмуниципального сотрудничества;

- разработана концептуальная модель системы межмуниципального сотрудничества;

- определены и проанализированы базовые формы межмуниципального сотрудничества или взаимодействия.

На современном этапе исследователями в области экономики, социологии, права, управления, политологии и других наук дано достаточно большое количество определений понятия «межмуниципальное сотрудничество или взаимодействие». Обратимся к некоторым из них.

Е. С. Арумова определяет межмуниципальное сотрудничество как процесс взаимодействия органов публичной власти с заинтересованной общественностью, в корне которого лежит согласование по поводу способов реализации интересов в решении ключевых проблем местного сообщества [2, с. 17].

А. А. Петроградская полагает, что межмуниципальное сотрудничество - совокупность предусмотренных законодательством форм взаимодействия муниципальных образований (объединений муниципальных образований) и (или) их органов местного самоуправления (муници-

пальных органов), ориентированных на решение общих политических, экономических и иных социально полезных задач в сфере местного самоуправления при сохранении организационной самостоятельности самих субъектов сотрудничества [3, с. 15].

М. А. Михайлова предлагает под межмуниципальным сотрудничеством понимать совместную деятельность муниципальных образований, выражающуюся в специфических организационно-правовых формах, как в целях взаимодействия, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, так и в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения [4, с. 10].

Несмотря на разность формулировок исследуемой дефиниции, всех ученых объединяет единство управленческого, институционального, комплексного и системного подходов к определению. Вследствие этого мы считаем, что через совокупность перечисленных подходов раскрывается сущность межмуниципального взаимодействия как институционально закрепленная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность органов местного самоуправления, направленная на комплексное решение проблем функционирования и развития территорий.

От рассмотрения формулировок межмуниципального сотрудничества перейдем к анализу и рассмотрению концептуальной модели системы межмуниципального сотрудничества, предлагаемой нами (рис. 1). Данная концептуальная модель предполагает, что межмуниципальное взаимодействие является системой, основу которой составляют четыре группы элементов - цели, институты, ресурсы и результаты.

Первая группа элементов в предлагаемой модели - это цели, ради которых объединяются для сотрудничества муниципальные образования. Основными целями такого сотрудничества будут являться реализация местных задач функционирования и развития территорий, нивелирование локальных проблем, влияние на межбюджетную политику перераспределения доходов, создание совместных хозяйствующих субъектов, обмен организационным и управленческим опытом, объединение ресурсной базы.

Вторая группа элементов - это институты, а именно нормативно-законодательная база, включающая Бюджетный кодекс (БК), Налоговый кодекс (НК), Гражданский кодекс (ГК) РФ, ФЗ № 131-ФЗ, и организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества в виде закрытых акционерных обществ (ЗАО), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), негосударственных коммерческих организаций (НКО). Муниципальные образования, исходя из приоритетов и направленности вопросов местного значения, сначала выбирают для создания подходящую форму межмуниципального сотрудничества, опираясь на действующее законодательство и условия окружающей среды.

Третья группа элементов_- это ресурсы муниципальных образований (финансовые, кадровые, природные, информационные, производственные, организационные, инфраструктурные и т. д.), благодаря которым удается реализовать на практике выбранную форму межмуници-пального сотрудничества.

Четвертая группа элементов - это результаты, которых удается достичь после разработки проектно-учредительной документации, утверждения плана технико-экономического обоснования, получения средств финансирования и в конечном итоге - реализации на практике формы межмуниципального сотрудничества. Результаты, которые будут являться главными, это повышение социально-экономического уровня развития муниципального образования, сглаживание асимметрии развития территорий, достижение сбалансированности в перераспределении доходов, рост уровня жизни населения, повышение уровня управления территориями. За счет полученных результатов будет складываться оценка эффективности деятельности межмуници-пального экономического сотрудничества, которая определит дальнейшее существование выбранной формы сотрудничества и ее направления.

В РФ межмуниципальное сотрудничество или взаимодействие представлено тремя основными моделями или формами - ассоциативной, договорной и хозяйственной. Рассмотрим подробнее каждую из них.

В рамках ассоциативной формы межмуниципального сотрудничества реализуются как прямо регламентированные ФЗ № 131-ФЗ варианты взаимодействия, так и варианты, способ реализации которых хотя и допускается законом, но требует дополнительной детализации со стороны самих участников. Так, в соответствии с положениями ст. 66, 67 ФЗ № 131-ФЗ в каж-

дом субъекте РФ предусматривается образование советов муниципальных образований субъекта РФ, помимо этого может быть образовано единое общероссийское объединение муниципальных образований [5, с. 9]. Таким образом, ассоциативная форма сотрудничества, как обязательная, представлена на всех государственных уровнях: региональный уровень - совет муниципальных образований, федеральный уровень - Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс).

Рис. 1. Концептуальная модель системы межмуниципального сотрудничества:

МО - муниципальное образование; ОКМО - Общероссийский конгресс муниципальных образований

Главными направлениями в деятельности практически каждой ассоциации являются: участие в формировании законодательной базы, связанной с местным развитием территорий; выявление и поиск решения проблем состояния и развития территорий; анализ и распространение лучших образцов муниципального управления социально-экономическим развитием локалите-тов; организация обмена административным опытом посредством проведения семинаров и конференций для глав и других уполномоченных представителей муниципальных образований; сбор и обработка информации о социально-экономическом состоянии территорий; представление интересов муниципалитетов на федеральном и региональном уровнях; способствование консолидации локальных ресурсов или территориальному преобразованию для общего решения местных проблем [6, с. 247].

В связи с многообразием и многочисленностью существующих видов ассоциаций целесообразно в рамках исследования осуществить их систематизацию по авторам и классификационным признакам. Результаты систематизации и классификации ассоциативных форм представлены в таблице.

Классификация ассоциативных форм сотрудничества

Автор Классификационный признак Примеры

И. Кокин По типам муниципальных образований Союз российских городов, Союз малых и средних городов, Ассоциация сельских поселений

По профилю Союз представительных органов местного самоуправления муниципальных образований РФ, Ассоциация шахтерских городов, Ассоциация наукоградов, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и др.

По территориальному охвату Межрегиональные ассоциации (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Центра и Северо-Запада РФ, ассоциация «Города Урала», Ассоциация городов Поволжья) и внутрирегиональные (Ассоциация восточных городов и районов Алтайского края, Ассоциация сельских поселений Калужской области и др.)

В. Ю. Маслихина Территориальный Союз российских городов, Ассоциация городов Поволжья и др.

Демографический Ассоциация малых и средних городов России, Союз малых и средних городов РФ

Отраслевой Ассоциация городов металлургической ориентации, Ассоциация городов с объектами атомной энергетики и т. д.

Функциональный Союз исторических городов и регионов России, союз «Старейшие города России» и др.

Е. С. Барабаш Границы деятельности Национальные Межрегиональные Региональные ОКМО; Союз российских городов

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов; Ассоциация городов Юга РФ; Ассоциация городов Урала

Ассоциация органов местного самоуправления Республики Карелия; Муниципальный союз городов Тюменской области и т. п.

Еще одна форма межмуниципального сотрудничества - договорная, основная цель которой - заключение соглашений между муниципальными образованиями по делегированию полномочий на вышестоящий уровень власти или по обмену управленческой, культурной, методологической, организационной, финансово-экономической и другой информацией в рамках норм гражданского законодательства. Таким образом, контроль и регулирование договорных отношений между муниципалитетами базируются на гражданском праве.

Весьма востребованной формой межмуниципального сотрудничества является создание совместных органов муниципальных образований. В настоящее время во многих регионах России предусматривается создание различных координационных советов под воздействием и с участием координатора - областного органа государственной власти, например Законодательного собрания или губернатора. Полномочия указанных органов носят самый общий характер и не отличаются определенностью. Координационно-консультативные советы муниципальных образований осуществляют согласование планов и стратегий социально-экономического развития территорий, нормативных правовых актов муниципалитетов и др. [3, с. 23].

Однако межмуниципальные соглашения могут предусматривать либо не предусматривать создания входящими в них муниципалитетами совместных органов управления. Например, Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в вопросах организации библиотечного обслуживания населения Шпаковского муниципального района (Ставропольский край) предусматривает создание единого координационного центра оказания библиотечных услуг населению [7, с. 33].

Существует следующий порядок в подготовке и реализации межмуниципальной договорной формы сотрудничества. Договор о межмуниципальном сотрудничестве, как правило, заключается главой муниципального образования. Для того чтобы заключить межмуниципальный договор, необходимо предоставить обоснование о необходимости его заключения с указанием планируемых направлений сотрудничества и местных вопросов, которые будут решаться. В документе об обосновании необходимо также заранее определить сумму бюджетных средств для реализации полномочий местных властей, к которым зачастую относят организацию тепло-, электро-, водоснабжения; медицинское обеспечение; строительство и ремонт школ и детских

садов; обеспечение жильем молодых семей и льготных категорий граждан; реализацию мер по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций и т. д. Вступление в силу договора возможно только при выделении указанной суммы бюджетных средств. Исполнение заключенных межмуниципальных договоров и соглашений обеспечивается органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Решение об изменении или расторжении межмуниципального соглашения или договора принимается главой муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Следующей формой межмуниципального взаимодействия является хозяйственная, которая предполагает создание совместных хозяйствующих субъектов в виде ЗАО, ООО и совместных автономных некоммерческих организаций, фондов с уставным капиталом, формируемым муниципалитетами-участниками.

Нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность межмуниципальных хозяйствующих субъектов, составляют ГК РФ и следующие ФЗ: Закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Межмуниципальные организации создаются на основе решения муниципального образования об учреждении, уставной и учредительной документации и за счет средств, внесенных участниками в уставный капитал. Субъектами или участниками в межмуниципальном хозяйственном сотрудничестве могут выступать городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа.

Основными целями межмуниципального хозяйственного сотрудничества будут являться реализация инвестиционного, технологического, социального и других проектов в сфере инженерной и социальной инфраструктуры. К базовым направлениям рассматриваемой формы сотрудничества относят: организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; водоотведение; снабжение населения топливом; организацию транспортного обслуживания населения; создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организацию, сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения; строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог и т. д. Органы местного самоуправления могут также выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Хозяйственной форме межмуниципального сотрудничества присущ определенный порядок создания и реализации на практике. Так, главой муниципального образования принимается решение о создании межмуниципальных хозяйствующих субъектов, о выходе из них, об их реорганизации и ликвидации. Для принятия решения об учреждении межмуниципального хозяйствующего субъекта органам местной власти необходимо разработать и предоставить проект решения муниципального образования об учреждении межмуниципального предприятия или об участии в нем, учредительные документы, информацию о социально-экономическом и финансовом положении муниципального образования, обоснование расходов на создание или участие в межмуниципальном хозяйствующем субъекте. После одобрения муниципальными образованиями решения о создании или участии в межмуниципальном хозяйственном обществе, утверждения состава учредителей и необходимых учредительных документов производится его государственная регистрация в соответствии с действующим законодательством.

Заключение

Подводя итог исследованию, в том числе рассмотрению всех трех форм межмуниципаль-ного сотрудничества в современной российской практике местного самоуправления, необходимо отметить, что каждая из них обладает рядом преимуществ и недостатков.

Так, среди преимуществ в создании ассоциации стоит отметить широкое распространение данной формы сотрудничества на всех государственных уровнях, возможность предоставления интересов муниципалитетов на федеральном и региональном уровнях, эффективность в налаживании связей и обмене опытом между органами местной власти. К недостаткам такой формы

следует отнести: недостаточность мер стимулирования со стороны федерального и регионального правительств; отсутствие права судебной защиты совместных интересов муниципальных образований; отсутствие методической и экспертной поддержки со стороны государства; отсутствие права законодательной инициативы в законодательном органе власти субъекта РФ.

Для договорной формы сотрудничества основными преимуществами будут являться: возможность передачи полномочий на вышестоящий уровень власти; обмен необходимой управленческой информацией; создание совместных органов управления (например, создание координационных и консультационных советов); возможность согласования планов и целей социально-экономического развития территорий; реализация совместных программ и проектов; привлечение инвестиционных вложений; возможность оказания муниципальных услуг на более экономичных условиях за счет эффекта от масштаба; возможность обеспечения общественными благами населения, которые ранее были недоступны или доступны в ограниченном количестве; способность к консолидации ресурсов для решения общих проблем местного значения. Слабыми сторонами договорной формы сотрудничества можно считать неразвитость законодательной базы в отношении регулирования данной формы сотрудничества; ресурсные ограничения муниципалитетов на сбор и подготовку документации, необходимой для исполнения данной формы сотрудничества; отсутствие возможности прямого контроля и управления по переданным полномочиям; несбалансированное распределение общественных благ и услуг; недоучет местных и территориальных особенностей; отстранение местной власти от населения.

При выборе хозяйственной формы сотрудничества важно учитывать, что ее главными преимуществами считаются эффективное предоставление муниципальных услуг населению; реализация социальных, инвестиционных, технических проектов, способствующих развитию социальной, инвестиционной инфраструктуры муниципалитетов; возможность «горизонтального сотрудничества» (между муниципальными образованиями одного уровня) и «вертикального» сотрудничества (между муниципальными образованиями разного уровня).

При рассмотрении недостатков данной формы следует учитывать, что виды межмуници-пального хозяйственного сотрудничества законодательно ограничены (ЗАО, ООО, НКО); деятельность органов местного самоуправления в форме межмуниципальных хозяйственных обществ законодательно не развита и не урегулирована (например, отсутствует порядок владения, пользования и распоряжения в отношении имущества межмуниципального хозяйственного общества); отсутствует возможность прямого регулирования и контроля над объединенными ресурсами и полномочиями; возможен недоучет всех местных, территориальных особенностей муниципальных образований, участвующих в межмуниципальном хозяйственном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладышев А. Г. Муниципальное управление / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. М.: Муниципальный мир, 2002. 560 с.

2. Арумова Е. С. Организационные схемы и механизмы межмуниципального сотрудничества: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук / Е. С. Арумова. Краснодар, 2012. 27 с.

3. Петроградская А. А. Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Петроградская. Саратов, 2011. 28 с.

4. Михайлова М. А. Межмуниципальное сотрудничество при реализации полномочий муниципальных образований в городской агломерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. А. Михайлова. Иркутск, 2012. 24 с.

5. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения. М.: Мин-во регион. развития, 2010. URL: http://zakonbase.ru/content/part/1153833.

6. Миронова О. В. Ассоциативная модель межмуниципального сотрудничества как способ достижения социально-экономического развития территорий / О. В. Миронова // Годичные науч. чтения: материалы докл. ежегод. науч. чтений препод., аспирантов, магистрантов, 4-5.02.2014 г., Таганрог; Сочи). Изд-ль А. Н. Ступин, 2014. 332 с.

7. Информационная подборка материалов к заседанию Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Вопросы развития межмуниципального хозяйственного сотрудничества». М.: Парламентская библиотека, 2009.

REFERENCES

1. Gladyshev A. G., Ivanov V. N., Savchenko E. S. i dr. Munitsipal'noe upravlenie [Municipal management]. Pod obshchei redaktsiei V. N. Ivanova, V. I. Patrusheva. Moscow, Munitsipal'nyi mir Publ., 2002. 560 p.

2. Arumova E. S. Organizatsionnye skhemy i mekhanizmy mezhmunitsipal’nogo sotrudnichestva. Av-toreferat dis. kand. ekon. nauk [Organizational schemes and mechanisms of municipal cooperation. Abstract of dis. cand. econ. sci.]. Krasnodar, 2012. 27 p.

3. Petrogradskaia A. A. Pravovoe regulirovanie mezhmunitsipal’nogo sotrudnichestva v Rossiiskoi Fed-eratsii. Avtoreferat dis. kand. iurid. nauk [Law regulation of inter-municipal cooperation in the Russian Federation. Abstract of dis. cand. law]. Saratov, 2011. 28 p.

4. Mikhailova M. A. Mezhmunitsipal'noe sotrudnichestvo pri realizatsii polnomochii munitsipal'nykh obrazovanii v gorodskoi aglomeratsii. Avtoreferat dis. kand. ekon. nauk [Inter-municipal cooperation at realization of tasks of municipal forms in civil aglomeration]. Irkutsk, 2012. 24 p.

5. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii mezhregional'nogo i mezhmunitsipal’nogo sotrud-nichestva v sfere realizatsii raskhodnykh polnomochii i voprosov mestnogo znacheniia [Methodical recommendations on organization of interregional and inter-municipal cooperation in the sphere of realization of ex-penditure powers and local problems]. Ministerstvo regional'nogo razvitiia. Moscow, 2010. Available at: http://zakonbase.ru/content/part/1153833.

6. Mironova O. V. Assotsiativnaia model’ mezhmunitsipal’nogo sotrudnichestva kak sposob dostizheniia sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiia territorii [Associative model of inter-municipal cooperation as a way to achieve social and economic development of the territories]. Godichnye nauchnye chteniia. Materialy dokladov ezhegodnykh nauchnykh chtenii prepodavatelei, aspirantov, magistrantov, 4-5.02. 2014 g., Taganrog: Sochi. Izdatel' A. N. Stupin, 2014. 332 p.

7. Informatsionnaia podborka materialov k zasedaniiu Soveta po mestnomu samoupravleniiu pri Predse-datele Gosudarstvennoi Dumy Federal’nogo Sobraniia Rossiiskoi Federatsii na temu «Voprosy razvitiia mezhmunitsipal’nogo khoziaistvennogo sotrudnichestva» [Informative collection of the materials to the meeting of the Committee on Local Self-Administration at the President of State Duma of the Federal Committee of the Russian Federation by theme "Problems of development of inter-municipal economic cooperation"]. Moscow, Parlamentskaia biblioteka, 2009.

Статья поступила в редакцию 15.03.2014

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Миронова Ольга Васильевна - Таганрогский институт управления и экономики; аспирант кафедры «Экономика и финансы»; [email protected].

Mironova Olga Vasilievna - Taganrog Institute of Management and Economics; Postgraduate Student of the Department "Economics and Finance"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.