УДК 656.01
Хасратов Р.Ш. студент 2 курса магистратуры
Негево Г.Б. студент 2 курса магистратуры Московский автомобильнодорожный государственный
технический университет (МАДИ)
Россия, г. Москва
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
КОРИДОРОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Аннотация: в статье рассматривается практического аспекта участия Азербайджана в системе международных логистических коридоров. Создание эффективных международных логистических коридоров является главной задачей стратегии Азербайджана.
Ключевые слова: Транспорт, транспортные коридоры, логистический инфраструктур, логистические центры, морской порт.
Hasratov R.Sh.
2nd year master's student of the Moscow automobile and road state
technical University (MADI) Russia, Moscow Negewo G.B.
2nd year master's student of the Moscow automobile and road state
technical University (MADI) Russia, Moscow
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS IN AZERBAIJAN Annotation. The practical aspects of Azerbaijan's participation in the international logistics corridors system are considered. Creating efficient international logistics corridors is the main task of forming and implementing Azerbaijan's logistics strategy.
Key words: Transport, transport corridors, logistics infrastructure, logistics centers, sea port.
Развитие глобальных торговых, транспортных и логистических систем играет важную роль в интеграцию стран в мировое экономическое и информационное пространство. Азербайджан имеет определенный положительный опыт в этом направлении, страна активно участвует в развитие международных проектах по созданию региональных транспортно -логистических центров, разработаны и внедряется ряд государственных программ и проектов, которые нацелены на интеграцию в глобальные транспортно-логистические системы.
Транспорт - важнейшее направление и движущая сила глобальной экономической интеграции. Этим, а также стратегическим курсом на всесторонний подъем не нефтяного сектора экономики и продиктовано
нынешнее внимание властей Азербайджана к транспортным коридорам и вопросам транзита.
Азербайджан, расположенный на пересечении транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», играет решающую роль в расширении транзитных возможностей региона, превращается в его важный транспортный и логистический центр. [1]
Развитие транспортно-логистического и транзитного потенциала является одним из приоритетов страны, где создается высокоразвитая транспортная инфраструктура, повышается качество услуг транспортного комплекса. Реализованы проекты, строительство Баку-Тбилиси-Карс железной дороги, международного морского торгового порта в Баку, логистического центра в Апшероне, продолжается реализация международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток - Запад» и «Юг-Запад», которые соединяют многие крупные страны мира, расположенные на разных континентах.
Создание инфраструктуры, усовершенствование мультимодальных логистических систем имеют значение для функционирования надежной и безопасной транспортной системы и развития коридоров, проходящих через Азербайджан. Ведь благодаря развитию транспортно-логистических систем можно в несколько раз увеличить объемы перевозок. А это будет способствовать притоку зарубежной валюты, повышению занятости населения, росту престижа страны на международной арене. [2]
Территория Азербайджана, по которой проходит исторический Шелковый путь, во все времена был известен как стратегический торгово -экономический коридор, соединяющий Европу и Азию и даже очень дальние страны. В современных условиях страны вынуждены качественно менять сложившиеся связи, однако региональные транспортные коридоры по-прежнему сохраняют свою значимость во всемирной коммуникационной системе. Благоприятное географическое положение республики, проводимые в жизнь широкомасштабные проекты, более эффективное использование потенциала транзита и грузоперевозок предоставляют хорошие возможности для неуклонного увеличения объема доходов из этой сферы.
Говоря о морских возможностях Азербайджана, особое внимание необходимо обратить на строительство нового международного морского порта в поселке Алят, который включен в зону свободной торговли (ЗСТ). Проект международного логистического центра (МЛЦ) в поселке Алят был представлен на инвестиционном форуме ТРАСЕКА в Брюсселе в октябре 2010 г. Проект вызвал интерес некоторых финансовых институтов и представителей частного сектора. Новый Международный логистический центр (МЛЦ) в Алят будет играть ключевую роль в международных мультимодальных перевозках и Европейско-Азиатской цепи поставок через Азербайджан. Обновляется железнодорожная инфраструктура. На Каспийском море Азербайджан обладает самым крупным флотом. Азербайджан укрепляет свое лидерство. Сдача в строй действующего
судостроительного завода позволит отказаться от покупки судов из-за рубежа.
[3]
МЛЦ в Алят предусматривает несколько компонентов в том числе: порт для грузовиков со стоянкой; таможенные службы и зону таможенных складов; контейнерный терминал и центр контейнерного обслуживания; складской комплекс с общей и температурными помещениями для хранения грузов; зона свободной торговли. Важно, однако, рассматривать МЛЦ в Алят как нечто большее, чем просто региональный логистический центр, предлагающий услуги складирования. Успех нового порта в Алят будет зависеть от концептуальной модели, выбранной для развития свободной экономической зоны в рамках нового порта. По нашему мнению, концепция функционирования МЛЦ должна базироваться на интегрированной и гибкой модели его деятельности, не только служить мультимодальным транзитным логистическим центром, но и быть основным центром консолидации и распределения в Центральной Евразии, предоставляя широкий спектр дополнительных логистических услуг. Иными словами, вместо того, чтобы стать одним узлом в цепи поставок, МЛЦ в Алят должен стремиться стать основным центром в регионе, который обслуживает рынки Южного Кавказа, Центральной Азии, Ирана, Южной России и Турции. МЛЦ в Алят также будет способствовать установлению морских связей с другими каспийскими портами, сможет предлагать быстрые и конкурентные интермодальные маршруты и услуги железнодорожных перевозок в сторону Грузии, Ирана, Турции, России и Юго-Восточной Европы, а также интеграции Бакинского международного аэропорта в международный рынок авиаперевозок. [4]
Сегодня маршруты транспортировки из Центральной Азии через Каспийское море и далее через Кавказ приобретают особую актуальность. Все больше стран стали проявлять интерес к перевозкам по БТК, особенно страны Востока. Присоединение к БТК входит в комплексную программу совершенствования инфраструктуры Узбекистана и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы. Эта страна заинтересована в использовании железнодорожного транспортного коридора Навои-Туркменбаши-Баку-Тбилиси-Карс, который соединит железные дороги Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Грузии с транспортной сетью Турции.
Баку-Тбилиси-Карс открыл широкие возможности для межконтинентальных перевозок. Благоприятные условия, предоставляемые этой железной дорогой, являющейся кратчайшим маршрутом между Китаем и европейскими странами, привлекают внимание многих стран, особенно. Эта новая железнодорожная линия обеспечивает кратчайшее соединение железнодорожных сетей Европы и Азии, является кратчайшим путем не только между тремя странами, но и Азией и Европой, сокращающим более чем вдвое время, затрачиваемое на перевозку грузов. Железная дорога Баку -Тбилиси-Карс облегчает выход стран Центральной Азии - Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана на
европейские и мировые рынки Востока.
БТК рассматривается в призме стратегии экономического развития «Один пояс - Один путь», о которой объявил Китай и которую наряду с другими странами поддержал Азербайджан. Данная стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Общая протяженность Шелкового пути составляет 18 тысяч километров, он охватывает более 60 стран. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Рассматривая Баку-Тбилиси-Карс, как составную часть экономического пояса Шелкового пути, главным предназначением которого является перевозка товаров из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу, можно с уверенностью говорить, что данная железная дорога открывает возможность для межконтинентальных перевозок.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, обновившая транспортную карту Евразии, становится в регионе весьма значимым фактором влияния Азербайджана, превращающегося в центр транзитных перевозок. Выступая на церемонии торжественного открытия БТК, Президент Ильхам Алиев сказал: «Баку-Тбилиси-Карс является историческим проектом, проектом стратегического значения. Протяженность этой дороги составляет 850 километров, из которых 504 километра проходят по территории Азербайджана. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс является самым коротким и надежным путем, соединяющим Европу с Азией.
Лазуритовый коридор - это самый удобный и дешевый способ транспортировки грузов из Афганистана и Азии в Европу, включающий автомобильные, железнодорожные и морские перевозки. Пятистороннее соглашение о транзитном и транспортном сотрудничестве по маршруту «Lapis Lazuli» было подписано 15 ноября 2017 года в Ашхабаде на полях VII региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану между Афганистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией. Соглашение предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры стран-участниц (автомобильной, железнодорожной и морской), а также облегчение процедуры таможенного оформления. Оно способствует бесперебойному передвижению по территории договаривающихся сторон, упрощению связанных с транзитным движением административных вопросов и процедур, обеспечивает безопасность транспорта, грузов и пассажиров. Проект транспортного коридора носит название «Лазурит», поскольку именно по этому пути более двух тысячелетий назад афганский лазурит и другие полудрагоценные камни доставлялись на Кавказ, Балканы, в Северную Африку и Европу. [5]
Лазуритовый коридор позволит странам-участницам проекта диверсифицировать свои транспортные сети с выводом на региональные и континентальные торговые рынки. Это, в конечном итоге, даст экономический рост как странам, перевозящим по этому коридору грузы, так и странам, предоставляющим свою территорию для транзита товаров и
странам-получателям более дешевых товаров за счет быстрой и недорогой перевозки. Лазуритовsq маршрут позволит существенно ускорить грузопотоки и сократить расстояния от производителя товаров до рынков сбыта, что удешевит продукцию для зарубежных потребителей и заинтересует крупные торговые предприятия в наращивании сотрудничества с производителями в регионе. Этот маршрут превратится в будущем в торгово-экономический и культурный мост между Азией и Европой.
Нынешняя пилотная перевозка по Лазуритовому маршруту является особо значимым событием и свидетельством того, что Азербайджан стал логистическим центром транспортно-транзитных коридоров. Находясь на стыке международных транспортных коридоров, таких как «Север-Юг», Баку-Тбилиси-Карс, «Юг-Запад» и Лазуритовый коридор, Азербайджан имеет все предпосылки стать основным логистическим звеном, соединяющим Европу и Азию, БТК позволит Узбекистану обеспечить выход на Средиземное море через турецкий порт Мерсин. БТК станет продолжением еще одного межконтинентального транспортного коридора - Лазурит, который соединит афганский город Тургунди с Ашхабадом, затем с Международным портом Туркменбаши. Далее коридор продолжится через Каспий до Баку, затем через Тбилиси до Турции и далее - в Европу. С развитием Транс каспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который является составной частью транспортного коридора «Восток-Запад», в разы увеличатся объемы грузов, перевозимых посредством дороги Баку-Тбилиси-Карс и Бакинского Международного морского торгового порта. Пассажир перевозки со следующего года по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс будут курсировать пассажирские поезда.
Апшеронский логистический центр еще одним звеном в развитии транспортно-логистического потенциала страны является открывшийся в августе нынешнего года Апшеронский логистический центр. Этот важный инфраструктурный объект связан с железнодорожными маршрутами Баку -Тбилиси-Карс, Иран-Астара-Баку, Россия-Ялама-Алят. С началом функционирования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в полную мощность посредством этого центра появится возможность оперативное осуществлять импортно-экспортные операции в соседние страны, а также Мультимодальные грузоперевозки с территории Азербайджана. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, как важная составляющая центрального коридора нового Шелкового пути, вносит вклад в развитие инфраструктуры и технических возможностей стран, которые подключились к инициативе «Один пояс - Один путь», он способствует продвижению программ развития транспортного сообщения. Эффективность маршрута будет повышаться вместе с наращиванием грузопотока. Участие Азербайджана в осуществлении любых проектов, способствующих региональной стабильности, миру и экономическим выгодам, является весьма важным делом как для развития экономики самой страны, так и всего региона.
Апшеронский логистический центр предоставляет все услуги и
гарантирует экономию времени и снижение расходов. На первом этапе предприятие на территории 28 га будет обеспечивать взаимосвязь железнодорожной и автомобильных путей и начнет оказывать логистические услуги. Для второго этапа разработан проект в 35 га. После завершения проекта центр внесет вклад в развитие логистики в Азербайджане и на Кавказе, а также будет способствовать экономическому развитию страны. В Апшеронском логистическом центре будут сооружены терминал на 2400 контейнеров, крупный грузовой терминал объемом 21.000 тонн, крытый склад на участке в 8100 кв.м, открытая грузовая платформа и другая самая современная техника. В центре создан рассчитанный на 200 автомобилей автопарк, построены железнодорожный мост и автомобильные пути. Здесь также возведен 3-х этажный таможенный контрольно-пропускной пункт, помещение для клиентов, а также объекты общественного пользования, административные здания, специальные комнаты для наблюдения за входом и выходом из объекта. В центре имеется железная дорога протяженностью в 12 км, 6 пунктов для приема составов, для погрузочно-разгрузочных операций в складских помещениях предусмотрены две линии для контейнеров и две линии для открытых грузов. На предприятии посредством терминала, способного обработать 3,5 млн тонн грузов в год, будут проводиться импортно-экспортные операции, перевозка транзитных грузов. Этот важный инфраструктурный объект имеет сообщение с железнодорожными маршрутами Баку-Тбилиси-Карс, Иран-Астара-Баку, Россия-Ялама-Алят. После ввода железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс на полную мощность центр предоставит возможность проводить импортно-экспортные операции с соседними государствами, более гибко осуществлять перевозки мультимодальных грузов через территорию Азербайджана. Для расширения экспорта из Азербайджана предусмотрено создание логистических центров за пределами страны.
Наглядное свидетельство тому функционирование азербайджанского производственного и логистического центра в казахстанском городе Актау. Отметим, что это первый логистический центр Азербайджана за рубежом с 25-процентной государственной долей. Объект создает благоприятные условия для вывоза из Азербайджана в Казахстан и в другие страны Центральной Азии промышленных товаров, сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также импорта казахстанских изделий в нашу страну. Деятельность логистического центра имеет особое значение в налаживании торгово-экономических отношений между Азербайджаном и Казахстаном, развития транспортной инфраструктуры в регионе, увеличения международных грузоперевозок.
Центр реализует хранение сельскохозяйственной и продовольственной продукции и предоставляет предпринимателям и экспортерам ряд возможностей и преимуществ. Создание центра в Казахстане неслучайно. Наши страны имеют общее прошлое, отношения между Азербайджаном и Казахстаном всегда основывались на дружбе. В основе этих отношений,
безусловно, стоят такие факторы, как близость народов, общие исторические корни, а также схожая стратегия будущего развития.
Вышеупомянутое позволяет утверждать, что за последние 15 лет успешно выполнены все задачи по повышению транзитных возможностей Азербайджана. За прошедший период претворены в жизнь масштабные проекты и вложены крупные инвестиции для повышения транзитного потенциала республики. Важную роль в расширении зарубежных экономических связей страны имеют строительство международных аэропортов в Баку и регионах, автомобильных дорог международного значения в направлении транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг» и обновление железнодорожных путей. Самое главное, все это расширяет возможности Азербайджана для участия в транзитных перевозках. С другой стороны, республика активно поддерживает создание больших экономических маршрутов на шелковом пути и является надежным гарантом эффективной перевозки транзитных грузов через свою территорию. Весьма высок экономический потенциал международных транспортных маршрутов, проходящих через территорию Азербайджана.
Работа в данном направлении в последние годы превратила страну в важный транспортно-логистический узел Евразии. «Стратегическая дорожная карта по развитию логистики и торговли в Азербайджанской Республике» подтверждает, что у страны есть конкретная политика с далеко идущими целями. Реализуемые комплексные проекты предусматривают привлечение региональных транзитных грузов в проходящие через Азербайджан транспортные коридоры. Реалии показывают, что наша страна уверенно движется к намеченным целям и скоро она станет привлекательным международным транспортным узлом.
Использованные источники:
1. Каратаева. К.Н. Подходы основных участников к развитию евразийской системы транспортных коридоров // Проблемы национальной стратегии № 4 (37) 2016 [Электронный ресурс], URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2016/4/10.pdf
2. Баженов Ю., ГрозинА. Международный транспортный коридор "Север-Юг" как фактор интеграции евразийского пространства // Институт Каспийского сотрудничества КАСФАКТОРЖ, 2012.
3. Логистические процессы и морские магистрали II в Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. Проект мастер-плана "LOGMOS".
4. Обзор транспортно-логистического сектора Азербайджана в 2016 году.— [Электронный ресурс] —URL: https://www.trend.az/business/economy/2705175.html.
5. www.azertag.az