- Юридические науки -
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ В 2020 ГОДУ
А.С. Анискин, магистрант Научный руководитель: О.Е. Суркова, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-3-134-135
Аннотация. В статье автор рассматривает основные изменения в статусе местного самоуправления, которые произошли после принятия в июле 2020 года поправок в Конституцию Российской Федерации и перспективы развития местного самоуправления после вступления поправок в силу, проблемные вопросы, связанные с возможностью ограничения самостоятельности местного самоуправления
Ключевые слова: поправки, самостоятельность, государственная власть, взаимодействие, органы местного самоуправления, муниципальные проблемы, муниципальное образование, субъект РФ.
2020 год ознаменовался серьезными изменения в законодательстве РФ, наиболее масштабным среди которых стало внесение в июле 2020 поправок в Конституцию РФ. Они коснулись статуса главы российского государства, который теперь наделен дополнительными полномочиями, также были ужесточены требования к судьям, было введено понятие «сенатор» и множество иных изменений. Многие изменения нельзя назвать существенными, и они не привлекли пристального внимания исследователей и экспертов. Наиболее спорным стал вопрос об изменениях, связанных с положениями Конституции РФ о местном самоуправлении.
Вопросы, касающиеся местного самоуправления, считаются в российском обществе очень актуальными, как подчеркивают П.А. Паулов и Д.В. Кравцов именно местное самоуправление является особым институтом, который олицетворяет сближение публичной власти и населения [3, с. 381].
В российском обществе в преддверии принятия поправок сложилось мнение, что они станут концом самостоятельности местного самоуправления (далее - МС). Как установлено в ст. 1 ФЗ 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», МС - это форма осуществления народом своей власти в пределах, устанавливаемых Консти-
туцией РФ, соответственно внесение изменений в Конституцию означает изменение пределов осуществления народом своей власти на уровне МС [2].
В соответствии с поправками в Конституцию РФ статью 131 было решено дополнить новой частью, устанавливающей, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов МС в случаях и порядке, установленных российским федеральным законодательством [1]. Данное положение не стало чем-то новым и не содержит никаких радикальных изменений в части изменения системы местного самоуправления, так как оно лишь отражает уже существующие в федеральном законодательстве нормы. Таким образом, большинство изменений в статусе местного самоуправления не являются критичными и радикальными.
Наибольшие опасения у российского населения, политических деятелей и исследователей вызывали изменения, внесенные в ст. 132 Конституции, а именно поправка, в соответствии с которой была введена категория «публичная власть» и определено место МС в системе публичной власти.
Можно отметить, что такое определение дает возможность однозначно определить плоскость соприкосновения государства и муниципалитетов в их взаимодействии, и такой плоскостью является выпол-
■ Юридические науки -
нение ими государственно важных функций и полномочий, которые связаны с социальным предназначением и изначально властной природой органов государственной власти и местного самоуправления. Данная норма не предусматривает решение муниципалитетами исключительно государственных задач, все решаемые на уровне МС задачи должны осуществляться в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Таким образом, очень важно взаимодействие государственных органов и орга-
политики в области здравоохранения, образования, культуры, экологии, в социальной сфере и многих других.
В заключении также необходимо отметить тот факт, что многие ограничения самостоятельности местного самоуправления уже существовали и до внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а судьба местного самоуправления в дальнейшем будет зависеть не столько от самих поправок в Конституцию, сколько от того, каким образом они будут реализо-вываться на практике.
нов МС в осуществлении государственной
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 07.04.2021 г.).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 29.12.2020) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 07.04.2021 г.).
3. Паулов П.А., Кравцов Д.В. Особенности местного самоуправления и его взаимодействие с гражданским обществом // Matters of Russian and International Law. - 2019. - №9. -С. 381-385.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AFTER AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RF IN 2020
A.S. Aniskin, Graduate Student Supervisor: O.E. Surkova, associate professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. In the article, the author examines the main changes in the status of local self-government that occurred after the adoption in July 2020 of amendments to the Constitution of the Russian Federation and the prospects for the development of local self-government after the amendments entered into force, problematic issues related to the possibility of limiting the independence of local self-government
Keywords: amendments, independence, state power, interaction, local self-government bodies, municipal problems, municipal formation, constituent entity of the Russian Federation.