Научная статья на тему 'Перспективы развития механизма государственно-частного партнерства в макрорегиональном пространстве'

Перспективы развития механизма государственно-частного партнерства в макрорегиональном пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ. СЛОВА: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / INFRASTRUCTURAL PROJECTS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF MANAGEMENT / МАКРОРЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MACRO-REGIONAL SPACE / СКФО / NCFD / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATIONAL PROCESSES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАКРОРЕГИОНА / SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM OF THE MACRO-REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова Фатимат Абдуллаховна, Аллахвердиев Аликбер Ибрагимович, Халимбекова Бела Нажмутдуновна

В статье проводится анализ проблем функционирования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в макрорегиональном пространстве Северо-Кавказского федерального округа. Выявляются перспективы развития в специфических условиях СКФО на основе анализа реализации крупных инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП. Определены факторы, сдерживающие развитие механизмов ЧГП в реализации долгосрочных проектов, среди которых ключевым является незаинтересованность предпринимателей в реализации сложных долгосрочных проектов, обусловленная неуверенностью в сохранении стабильности в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамбетова Фатимат Абдуллаховна, Аллахвердиев Аликбер Ибрагимович, Халимбекова Бела Нажмутдуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MACRO-REGIONAL SPACE

The manuscript performs an analysis of problems of functioning of mechanisms of state-private partnership (SPP) in the macro-regional space of the North Caucasian Federal District. The prospects of development in the specific conditions of the NCFD are found based on an analysis of implementation of large infrastructural projects using the mechanism of SPP. Factors that slow the development of SPP mechanisms in the implementation of long -term projects are found, and those include the key issue of lack of interest of entrepreneurs to implement complex, long-term projects due to lack of confidence to preserve the stability long-term.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития механизма государственно-частного партнерства в макрорегиональном пространстве»

Региональная экономика

МАМБЕТОВА ФА., АЛЛАХВЕРДИЕВ А.И. ,ХАЛИМБЕКОВА Б.Н.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МАКРОРЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье проводится анализ проблем функционирования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в макрорегиональном пространстве Северо-Кавказского федерального округа. Выявляются перспективы развития в специфических условиях СКФО на основе анализа реализации крупных инфраструктурных проектов с использованием механизма ГЧП. Определены факторы, сдерживающие развитие механизмов ЧГП в реализации долгосрочных проектов, среди которых ключевым является незаинтересованность предпринимателей в реализации сложных долгосрочных проектов, обусловленная неуверенностью в сохранении стабильности в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, модернизация, инфраструктурные проекты, управление, система управления, макрорегиональное пространство, СКФО, интеграционные процессы, социально-экономическая система макрорегиона.

MAMBETOVA F.A.,ALLAKHVERDIEV A.I., KHALIMBEKOVA B.N.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE MACRO-REGIONAL SPACE

Abstract. The manuscript performs an analysis of problems of functioning of mechanisms of state-private partnership (SPP) in the macro-regional space of the North Caucasian Federal District. The prospects of development in the specific conditions of the NCFD are found based on an analysis of implementation of large infrastructural projects using the mechanism of SPP. Factors that slow the development of SPP mechanisms in the implementation of long -term projects are found, and those include the key issue of lack of interest of entrepreneurs to implement complex, long-term projects due to lack of confidence to preserve the stability long-term.

Keywords: state-private partnership, modernization, infrastructural projects, management, a system of management, macro-regional space, NCFD, integrational processes, social-economic system of the macro-region.

Современное развитие социально-экономической системы страны и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в условиях глобальных вызовов и взаимосвязанных процессов, обусловленных как ростом развитых экономик, так и кризисными явлениями, затронувшими все экономические системы независимо от уровня развития, предполагает использование объективно необходимых эффективных механизмов развития экономик в макрорегиональном пространстве страны. Одним из эффективных механизмов, способных оказать значительное влияние на развитие инфраструктуры территориальных экономик страны в мезоэкономическом пространстве, по нашему видению, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Объективную необходимость использования в Российской Федерации механизма ГЧП попытаемся обосновать. Само государтвенно-частное партнерство (ГЧП), без учета понятия «концессия», впервые появилось в законодательном акте в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Эта форма инвестиционных проектов создавалось в Великобритании в недалеком прошлом, и ее формализация началась в 1981 г. [1].

ГЧП является институционально-организационным взаимодействием государства и бизнеса для реализации социально значимых проектов и программ развития отраслей экономики и инфраструктуры территорий.

К формам реализации ГЧП можно отнести такие формы взаимодействия государства и бизнеса, как государственные контракты, государственно-частные предприятия, лизинговые отношения, финансовый лизинг, концессионные соглашения и др.

Мамбетова Ф.А., Аллахвердиев А.И. Халимбекова Б.Н.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МАКРОРЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Традиционными сферами государственно-частного партнерства во всех странах являлись объекты социальной и транспортной инфраструктуры, а движущей силой процесса была тенденция к повышению эффективности расходования государственных средств (вызванная дефицитом бюджета). В основе идеи ГЧП лежит теория смешанной экономики, однако нельзя считать любое взаимодействие государства и частного капитала ГЧП. Критерием может являться выполнение бизнесом функций, которые традиционно выполняло государство, то есть социально важных функций. Как пример, можем привести развитие и поддержание производственной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Рассматривая региональную специфику развития ГЧП, отметим, что законодательство по данной форме реализации проектов принято в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. В некоторой степени варианты регулирования ГЧП оговорены в Федеральных законах от 21.07.2005 г. №115-ФЗ о концессионных соглашениях и от 21.07.2005 г. №94-ФЗ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Поскольку предоставление бизнесу льгот на определенной территории — тоже вариант ГЧП в широком смысле, то Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ об особых экономических зонах в РФ также можно рассматривать как законодательный документ, развивающий ГЧП. Эти законопроекты в совокупности не обеспечивают все возможные формы сотрудничества частного инвестора и государства, что серьезно ограничивает применение этих нормативных актов в качестве правовой основы ГЧП [2].

В настоящее время в мировой практике нет единого представления о законодательной форме государственно-частного партнерства, так, в некоторых развитых странах (Франция, Великобритания, Япония, Австралия и др.) с достаточно высоким уровнем развития ГЧП основные принципы заложены в различные законодательные акты и нормы гражданского права. В таких государствах, как Бразилия, Греция, Египет, Ангола, с так называемой «догоняющей экономикой», а также в развитой Германии приняты отдельные законы о ГЧП. Такие различия в правовом развитии обусловлены дифференциацией способов развития ГЧП в этих группах стран. В первой группе стран государственно-частное партнерство развивалось естественным образом, и соответствующие правки постепенно вносились в уже действующие законы, а во второй группе стран развитие происходило с активным участием государства, и принимались отдельные законодательные акты о ГЧП.

Россию и страны СНГ относят к государствам с догоняющей экономикой, и для стран такого типа развития экономики априори нужно активное участие государства в развитии ГЧП. Весьма важным шагом для развития ГЧП в нашей стране является внесение на рассмотрение в Государственную думу законопроекта о ГЧП, разработанного Министерством регионального развития. Примечательным является тот факт, что в стране активно создаются институты развития ГЧП, но, как нам представляется, это только первые шаги в направлении эффективного внедрения механизма сосуществования государства и частного бизнеса.

Заданный руководством страны курс модернизации экономики и развития инфраструктуры народного хозяйства, в т. ч. осуществление крупных проектов по строительству автомобильных дорог и железнодорожных магистралей, аэропортов, энергетических и коммунальных систем, не может происходить в условиях дефицита бюджетных средств при существовании большого объема объектов, для которых необходимы серьезные инвестиции. Решение существующей проблемы, как показывает мировой опыт, возможно посредством привлечения отечественного и зарубежного капитала с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Эффективное внедрение механизмов ГЧП в РФ и ее регионах предполагает проведение оценки инвестиционной деятельности, реализации проектов ГЧП и выявление факторов, сдерживающих дальнейшее развитие ГЧП. В нашем исследовании проводится анализ реализации ГЧП проектов с привлечением внебюджетных источников финансирования, различных правовых форм ГЧП, наличие институтов развития ГЧП и нормативно-правовой базы субъектов СКФО.

Реализация крупных проектов в субъектах СКФО с использованием механизмов ГЧП позволил выявить, что наибольшее количество реализуемых проектов приходится на Республику

Региональные проблемы преобразования экономики, №7, 2015

Дагестан и Ставропольский край, причем лидером до 2012 г. была Республика Дагестан, а в 2012 г. — Ставропольский край. Лидирующими отраслями по количеству реализуемых проектов в субъектах СКФО являются энергетика, туризм, АПК, строительная и химическая промышленность, что является специфичным, так как в большинстве федеральных округов страны, лидируют такие отрасли, как транспорт, ЖКХ и здравоохранение [3].

Анализ динамики инвестиционной привлекательности регионов СКФО позволил сделать ряд выводов (см. табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактически действовавших ценах), 2000-2012 гг.*

Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Место,в РФ в 2012 г.

Российская Федерация 7949 10308 12129 15115 19887 25161 33066 47031 61521 55860 64068 75383

Северо-Кавказский федеральный округ 2993 4229 4816 5547 6864 10351 14227 21873 28203 28687 33356 36580

Республика Дагестан 1412 3221 3110 4152 6320 10090 14584 21980 30966 35885 41727 46171 54

Республика Ингушетия (1990 г. — включая Чеченскую Республику) 2425 3436 1514 1845 2293 8063 8178 18880 9685 15892 18039 10570 83

Кабардино-Балкарская Республика 2722 3927 5190 6140 6236 6688 7472 14906 18525 20392 24379 20541 82

Карачаево-Черкесская Республика 1447 3973 5008 5647 6829 13798 17438 19573 23495 21497 19218 29412 76

Республика Северная Осетия - Алания 2369 3205 4075 5081 5492 8432 9765 20621 23936 19568 22755 29693 75

Чеченская Республика 922 3219 4462 3827 6090 11537 19460 34884 41614 33551 39896 36820 70

Ставропольский край 5788 6070 7150 8105 9008 11555 15303 19491 27156 27151 31865 38282 68

*Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики (Регионы России. : Стат. сб. : Социально-экономические показатели. 2013 г.

Объемы инвестиций на душу населения возросли за период с 2000 г. в 15-20 раз, однако рейтинг инвестиционной привлекательности (по оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», «Эксперт-Юг», табл. 2) большинства субъектов СКФО является очень низким. Это обусловлено существующими проблемами и рисками, определяющими характер современного социально-экономического развития регионов СКФО, в числе которых ключевыми, по нашему видению, являются: высокий уровень численности незанятого трудоспособного населения и ограниченной поглощающей способности регионального рынка труда; высокая степень социальной дифференциации населения, размытость среднего класса; узкопрофессиональный кадровый потенциал территории округа; низкий уровень развития рыночных отношений, неразвитость рыночных институтов и конкурентной рыночной среды; теневая экономика; угрозы межнациональных конфликтов и террористической деятельности; неблагоприятный в целом инвестиционный климат на территории округа.

Таблица 2

Оценка рисков и потенциала инвестиционных проектов в регионах СКФО за 2012 г.*

Инвестиционный климат Субъект СКФО

Пониженный потенциал — умеренный риск Ставропольский край

Пониженный потенциал — высокий риск Дагестан

Незначительный потенциал — высокий риск Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания

Низкий потенциал — экстремальный риск Ингушетия, Чечня

*Источник: «Эксперт-РА», «Эксперт-Юг»2.

www.rppe.ru

29

Мамбетова Ф.А., Аллахвердиев А.И. Халимбекова Б.Н.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МАКРОРЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Наряду с вышеперечисленными негативными факторами наблюдаются серьезные сдвиги в области инфраструктурного и отраслевого развития округа посредством реализации запланированных государственных программ и проектов, реализуемых с использованием механизмов ЧГП. Результаты исследования экспертных агентств также подтверждают преимущества проектов, реализуемых в регионах Северо-Кавказского федерального округа в рамках государственно-частного партнерства [5].

Так, по результатам исследования аналитического центра «Эксперт Юг» количество инвест-проектов в СКФО растёт гораздо быстрее, чем их совокупный объём, увеличивается, прежде всего, число небольших точечных проектов. Реальных инвестпроектов в округе на четверть стало больше (в 2011 — 139, в 2012 — 179). В ценовом выражении за год бюджет инвестзаявок в округе вырос на 15% — почти на 4,9 млрд долл.; в 2012 г. он составляет 37,5 млрд долл. Большинство новых проектов в СКФО скромны по масштабам, что объясняет разрыв прироста в единицах и ценовом выражении. В то же время более 60% прироста анализируемой базы обеспечили объекты, базирующиеся в Ставропольском крае. Прирост обеспечивается главным образом за счёт одного региона. Встает вопрос, возможно ли использовать опыт края в других регионах СКФО, явно нуждающихся в инвестициях?

Положительная динамика в инвестиционной деятельности СКФО наблюдается благодаря качественной проработке приоритетных инвестпроектов и их подготовке к инвестированию, расширение инвестиционных механизмов, повышение системности в работе федеральных банков и их подразделений по крупным инвестиционным проектам, также усилилось и внимание к проблемам СКФО со стороны федеральных органов власти. При этом, к сожалению, большинство механизмов федеральной поддержки в настоящее время пока не заработали. В связи с этим можно сделать вывод о том, что улучшение инвестиционного климата происходит, но оно незначительно [5].

Существенным сдерживающим фактором успешной реализации стратегических решений в области обеспечения экономического роста СКФО является отсутствие в большинстве регионов федерального округа эффективной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития государственно-частного партнерства, что затрудняет, в частности, реализацию широкого спектра инфраструктурных проектов.

Среди факторов, сдерживающих развитие механизмов ЧГП в реализации долгосрочных проектов (за исключением административных), — не столько высокая стоимость заемных денег и отказ банков кредитовать на длительные сроки, сколько незаинтересованность предпринимателей в реализации сложных долгосрочных проектов, сомнения в сохранении стабильности в долгосрочной перспективе, так как проекты ГЧП рассчитаны на десятки лет. Таким образом, подводя итог, отметим, что в ГЧП сейчас могут участвовать только крупные инвестиционные фонды, и без создания эффективной системы финансирования крупных соглашений, даже при принятии законодательства, ГЧП в России будет в основном существовать в виде реализации отдельных уникальных проектов. Литература

1. Концепция Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. — URL : // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166.

2. Эксперт-Юг. Реальные инвестиционные проекты СКФО-2012. — URL : // http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-15.html.

3. Алиев, Б. Х, Аллахвердиев, А. И., Султанов, Г. С. Проблемы теории и практики формирования эффективной системы управления АПК Республики Дагестан. — М., 2012.

4. Мустаев, М. М., Мамбетова, Ф. А., Султанов, Г. С. Интеграционно-пространственные процессы и формирование институциональных основ отношений собственности в современной экономике // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41-4). С. 290-293.

5. Регионы России : Стат. сборник, 2014. — URL : //http://www. gks.ru. References:

1. The concept of socio-economic development of the North Caucasus Federal district until 2025, available at: http: // http:// www. kavkaz-uzel. ru/articles/175166.

2. Expert-South. Real investment projects of North Caucasus Federal district-2012. Available at: http: / / http://www.ppp-russia. ru/analitica/item-15. html.

3. Aliev B. H., Allakhverdiev, A. I., Sultanov, G. S. problems of the theory and practice of formation of effective system of management of agriculture of the Republic of Dagestan. — M., 2012.

4. Mustaev M. M., Mambetova F. A., Sultanov, G. S. Integration of spatial processes and the formation of the institutional framework of property relations in the modern economy // Economics and entrepreneurship. 2013. No. 12-4 (41-4). S. 290293.

5. Regions Of Russia : Stat. collection, 2014. Available at: http: //http://www. gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.