Научная статья на тему 'Перспективы развития медиации в России'

Перспективы развития медиации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ / СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИАЦИИ / МЕДИАЦИЯ В РОССИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исакова Юлия Игоревна

В данной статье автором рассматривается актуальность, содержание и потенциал, которые заложены в медиативных технологиях. Приводятся примеры отраслей, в которых медиация получила свое развитие в России. Указаны основные принципы медиации. Осуществляется сравнение медиативных практик от других институциональных способов разрешения конфликтов, в том числе и судебного разбирательства, показаны социальные и психологические преимущества медиации в ходе минимизации конфликтного противостояния сторон и роль медиации в гармонизации общественных отношений. Осуществлен анализ социальных тенденций и сценариев развития медиации в России и ее значимого влияния на общественные отношения и социальные институты гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития медиации в России»

УДК 316.33

Исакова Юлия Игоревна

доктор социологических наук, профессор, декан юридического факультета, Донской государственный технический университет [email protected]

Yuliya I. Isakova

Doctor of Sociology, Professor, Dean of the Law Faculty, Don State

Technical University [email protected]

Перспективы развития

медиации в россии

Prospects of development

of mediation in russia

Аннотация. В данной статье автором рассматривается актуальность, содержание и потенциал, которые заложены в медиативных технологиях. Приводятся примеры отраслей, в которых медиация получила свое развитие в России. Указаны основные принципы медиации. Осуществляется сравнение медиативных практик от других институциональных способов разрешения конфликтов, в том числе и судебного разбирательства, показаны социальные и психологические преимущества медиации в ходе минимизации конфликтного противостояния сторон и роль медиации в гармонизации общественных отношений. Осуществлен анализ социальных тенденций и сценариев развития медиации в России и ее значимого влияния на общественные отношения и социальные институты гражданского общества.

Ключевые слова: медиация, принципы медиации, становление медиации, медиация в России, социальные тенденции, социальные институты.

Annotation. In this article the author considers the relevance, content and potential, which are incorporated in mediative technologies. Examples are given of industries in which mediation has developed in Russia. The main principles of mediation are presented in the article. Carries out compare of mediatory practices from other institutional methods of conflict resolution, including trial, compares the social and psychological benefits of mediation in the course of minimizing the conflict between the parties and the role of mediation in harmonizing public relations. Carries out the analysis of social trends and scenarios of the development of mediation in Russia and its significant impact on social relations and social institutions of civil society.

Keywords: mediation, principles of mediation, formation of mediation, mediation in Russia, social trends, social institutions.

Сегодня все большую актуальность приобретает вопрос развития медиации в России. При этом если ранее медиация, по большей части, входила в круг научных интересов, в первую очередь, юристов и конфликтологов, то теперь повышенный интерес примирительные технологии и процедуры стали вызывать у социологов, психологов, философов и представителей других отраслей научного познания.

Медиация представляет собой совокупность специфичных технологий разрешения конфликтов посредством привлечения независимого профессионала-медиатора в целях выработки решения, в равной степени приемлемого для обеих сторон.

В большинстве случаев, участники научных дискуссий исходят из определения, которое используется в Федеральном законе о медиации. Он гласит, что «процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» [1].

Различные исследователи проблематики отмечают достижения инициаторов процесса внедрения и развития медиации во множестве иногда совершенно разных направлений.

Сейчас медиация в России применяется в трудовых, межличностных, семейных, экономических и множестве других конфликтов [2]. При этом диапазон конфликтов, разрешение которых осуществляется посредством обращения к медиатору, постоянно растет. Так, одним из наиболее прогрессирующих направлений развития медиации на сегодняшний день выступает так называемая школьная медиация, которая подразумевает специфическую форму применения медиативных технологий и принципов в образовательной среде, в частности в школах [3].

Медиативные технологии внедряются в крупных организациях с большим персоналом и множеством клиентов. В первом случае - для профилактики и регулирования конфликтов и напряженности внутри организации, а во втором - для досудебного разрешения конфликтов, возникающих с клиентами, что позволяет сократить количество судебных тяжб для организации, уменьшая за-

траты и сохраняя ее позитивную деловую репутацию.

Семейные медиации пользуются успехом и популярностью в виду того, что стороны конфликта, которых объединяют длительные, устойчивые родственные связи часто избегают судопроизводства, а если все же прибегают к нему, то попадают в ситуацию обострения взаимоотношений и эскалации противостояния, на длительное время сохраняя неприязнь и обиду друг на друга. Переместив процесс развития конфликта в юридическую плоскость, которая подразумевает формализацию отношений, отстранение сторон, включение посторонних лиц и публичность, стороны выводят конфликт на новый уровень и масштаб, что во многих случаях в долгосрочной перспективе ведет к бесповоротному ухудшению отношений. Фактором, обусловливающим такую тенденцию, выступает та особенность судебного процесса, что он базируется на принципе состязательности сторон [4] и принудительности судебного решения. К тому же, при обращении к судебным инстанциям истинные интересы сторон оказываются значительно шире заявленных требований, так что даже вынесенное судебное решение не может удовлетворить стороны конфликта, и они оказываются недовольными принятым решением, ибо, по сути требовалось бы рассмотрение нескольких исковых заявлений [5, с. 13].

Это лишь отдельные обобщенные примеры тех направлений и форм развития медиации, которые получили распространение в России, наряду с другими иными.

Возрастающая популярность медиации во многом обусловлена ее универсальностью. Некоторые исследователи проблематики отмечают, что такой широкий диапазон применения потенциала медиации связан с основными принципами, на которых строится концепция современной медиативной технологии. В разных странах мира наблюдаются некоторые отличия в реализации медиативных практик, которые связаны с различными социальными, экономическими, социокультурными и другими особенностями, которыми обладает каждая из этих стран. При всем этом разнообразии форм реализации медиации сегодня существует единая общепринятая концепция, которая базируется на принципах, применяющихся во всем мире, независимо от специфических отличий каждой отдельной страны.

Основными принципами современной медиации принято считать принцип добровольности, принцип равноправия сторон, принцип нейтральности медиатора и принцип конфиденциальности [6].

Принцип добровольности подразумевает максимальное соблюдение интересов и мнений сторон на протяжении всей процедуры медиации. Стороны добровольно прибегают к помощи медиатора, в любой момент имеют право прервать процесс медиации, а все условия процедуры предварительно оговариваются с обеими сторонами и утверждаются ими. Благодаря реализации данного принципа обеспечивается диспози-

тивность медиативных технологий, их отличие от других методов разрешения конфликтов.

Принцип равноправия сторон подразумевает, что стороны находятся в равном статусе во время процедуры медиации. В отличие от судопроизводства, в медиации нет истца и ответчика. Здесь сторонам уделяется равное внимание со стороны медиатора, они имеют равные права и возможности.

Нейтральность медиатора является важнейшим требованием к процедуре медиации наряду с другими профессиональными и личностными качествами медиатора. Именно нейтральность медиатора обуславливает кардинальное отличие медиации от конвенционального разрешения конфликта при посредничестве посторонних личностей: авторитетных для обеих сторон конфликта друзей, знакомых или, как правило, родственников. Лишь при максимальной нейтральности медиатора возможна выработка решения, в наибольшей степени отвечающего интересам обеих сторон. И лишь соблюдение интересов обеих сторон способно сохранить их долгосрочные отношения.

Принцип конфиденциальности предоставляет сторонам конфликта ту защиту персональной информации, репутации и личного пространства, которую не может дать ни одна другая более формализованная инстанция. Информацией относительно медиации владеют лишь стороны конфликта и медиатор, если предварительно сторонами не оговорено иное.

Именно обеспечение данных принципов в рамках осуществления медиативной практики и является наиболее значимым фактором распространяющего применения медиации в России. Изучение медиации со временем позволило выявить потенциал, который способен при правильном его раскрытии, оказать сильное позитивное влияние не только на судебную систему, как это предполагалось ранее в среде юристов, практикующих технологии примирения. Также влияние сказывается на ряд долгосрочных, масштабных тенденций, которые имеют значение для общества в целом, а не только для отдельных его элементов или отрасли.

Так, медиация считается одним из наиболее потенциально эффективных методов повышения индивидуальной гражданской ответственности, направлений развития гражданского общества и снижения общего уровня социальной напряженности в России [7].

Повышение индивидуальной гражданской ответственности может осуществляться в том числе и в значительной мере за счет развития медиации в связи с тем, что данные технологии разрешения конфликтов подразумевают максимальное вовлечение в данный процесс всех сторон конфликта. Это одно из основных отличий от других институциональных способов разрешения конфликтов, таких, например, как судебное разрешение. В рамках судопроизводства стороны конфликта помещены в высшей степени форма-

лизованные условия, в которых их личный контакт сводится к минимуму, а разрешение конфликта происходит силами адвокатов, судей и других лиц, которым априори делегированы полномочия по выработке решений и стратегии разрешения конфликта. Таким образом, во-первых: появляется сильное дистанцирование сторон, происходит эскалация конфликта между ними в виду того, что сознательно, подсознательно и формально их конфликт приобрел новую, более острую форму противостояния. Во-вторых, не участвуя лично в выработке решения по урегулированию конфликта, стороны как личности не развиваются с точки зрения приобретения ими компетенций бесконфликтного, конструктивного разрешения спорных вопросов и совместных усилий к преодолению разногласий и проблем. В случае же использования услуг профессионала-медиатора стороны конфликта неизбежно претерпевают, наряду с приобретением позитивного опыта, и повышение личной гражданской ответственности.

Таким образом, разрешение конфликтов с помощью медиации, приобретая постоянный, повторяющийся, рутинный характер и переходя на социетальный уровень, положительно будет сказываться на выработке именно таких личностных компетенций, ценностных ориентаций на поиск компромиссных, консенсусных позиций и психологических установок на примирительные практики социальных отношений в случае возникновения конфликтных ситуаций. В свою очередь, приобретение компетенций по самостоятельному или командному поиску взаимоприемлемых решений должно формировать в индивидах чувство личной гражданской ответственности посредством максимальной вовлеченности в процесс поиска компромисса.

Вклад в развитие гражданского общества в России осуществляется медиацией во многом благодаря описанной выше специфике медиативной практики. Часть конфликтов, которые прежде разрешались посредством судопроизводства, переходит в ведение медиации, что во многом обуславливает положительные изменения и тренды становления гражданского общества в России. Это связано с тем, что содержательно медиация является одним из наиболее диспози-тивных методов разрешения конфликтов, подразумевающим гармоничный баланс максимально-

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.10 № 193-ФЗ // Консультант Плюс.

2. Минкина Н.И. Некоторые особенности применения медиации в урегулировании трудовых конфликтов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. № 3(44). С. 157-162.

3. Оборотова С.А. Медиация как современная технология управления конфликтами в образо-

го вовлечения в разрешение конфликта всех сторон, а также привлечения стороннего специалиста-медиатора, который создает условия и организует пространство для того, чтобы конфликт проходил в наиболее конструктивном русле за счет применения прогрессивных конфликтологических технологий и с учетом требующихся нормативных и иных требований.

В перспективе развитие медиации и медиативных практик будет оказывать все большее позитивное влияние на тенденции снижения уровня напряженности в различных сферах общественной жизни в России. Это связано с тем, что медиация, являясь менее формализованной процедурой, нежели например судебный процесс, представляет собой диспозитивную, менее формальную процедуру, которая выводит из сектора теневого разрешения ту часть конфликтов, которая не вышла на институциональный уровень в виду тех или иных особенностей судопроизводства [8].

Таким образом, вместо того, чтобы стороны конфликта видели перед собой, скажем три варианта разрешения конфликта: судопроизводство, двустороннее разрешение и привлечение непрофессионального посредника из числа знакомых или родственников, то теперь к ним добавляется еще один способ разрешения конфликтов: профессиональная медиация [9]. При этом медиация обладает своим уникальным набором особенностей, которые делают ее эффективной там, где другие методы были бы не столь эффективны, либо не удовлетворяли бы в полной мере стороны конфликта [10].

В целом, уже сегодня практическую значимость и эффективность медиации подтверждают исследования результатов ее внедрения в разных сферах деятельности, как в России, так и в других странах мира [11]. В России потенциал медиации на данный момент не раскрыт полностью, однако благодаря приобретению в 2011 году нормативно-правовой базы и отдельным инициаторам развития, постепенно происходит расширение многообразия форм применения и популяризация медиации. Со временем, преодолевая проблемы, которые стоят на пути ее становления в России, медиация сможет окончательно утвердиться в качестве социального института, благодаря чему, сможет реализовать заложенные функции в полном объеме [12].

Literature:

1. The Law of the Russian Federation «Federal Law» On an Alternative Procedure for the Settlement of Disputes with the Participation of an Intermediary (Mediation Procedure) «dated 27.07.10 № 193-FL // Consultant Plus.

2. Minkina N.I. Some features of the application of mediation in the settlement of labor conflicts // Bulletin of Omsk State University. Series. Right. 2015. № 3(44). P. 157-162.

3. Oborotova S.A. Mediation as a Modern Technology of Conflict Management in

вательной среде // Ценности и смыслы. 2015. № 1(35). С. 116-126.

4. Пантелеева И.А. Семейная медиация как альтернативная процедура разрешения споров // Вестник ННГУ. 2014. № 1-2. С. 452-457.

5. Коблева М.М. Медиация, ее сила и преимущество в медиативных техниках // Актуальные вопросы применения медиации в различных сферах: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д. : РГУП, 2018. С. 12-16.

6. Синенко В.С. Проблемы реализации принципа добровольности в процедуре медиации // Научные ведомости БелГУ. Серия : Философия. Социология. Право. 2014. № 22(193). С. 104-108.

7. Карягина О.В. Медиация как форма демократизации судебной практики в современной России // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 183-185.

8. Минкина Н.И. Медиация: обзор подходов в исследовании и правовая основа // Евразийская адвокатура. 2014. № 4(11). С. 43-46.

9. Бенова В.И. Классификация способов альтернативного разрешения споров // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 128-129.

10. Феоктистов А.В. Медиация как способ урегулирования конфликтов // Концепт. 2014. № 27. С. 1-7.

11. Бодрова Е.А. Необходимость подготовки специалистов для развития детской медиации в России // Юридическая наука. 2014. № 3. С. 42-44.

12. Масленникова Л.В. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом с учетом заключенного сторонами медиативного соглашения // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 97. С. 1-12.

the Educational Environment // Values and Meanings. 2015. № 1(35). P. 116-126.

4. Panteleeva I.A. Family mediation as an alternative dispute resolution procedure // Bulletin of UNN. 2014. № 1-2. P. 452-457.

5. Kobleva M.M. Mediation, its strength and advantage in media technologies // Actual issues of applying mediation in various fields: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don : RPMU, 2018. P. 12-16.

6. Sinenko V.S. Problems of implementation of the principle of voluntariness in the procedure of mediation // Scientific statements of BelSU. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2014. № 22(193). P. 104-108.

7. Karyagina O.V. Mediation as a form of democratization of judicial practice in modern Russia // Juridical engineering. 2014. № 8. P. 183-185.

8. Minkina N.I. Mediation: an overview of the approaches in the study and the legal framework // Eurasian Advocacy. 2014. № 4 (11). P.43-46.

9. Benova V.I. Classification of alternative dispute resolution methods // Gaps in Russian legislation. 2013. № 5. P. 128-129.

10. Feoktistov A.V. Mediation as a way of conflict resolution // Concept. 2014. № 27. P. 1-7.

11. Bodrova E.A. Necessity of training specialists for the development of children's mediation in Russia // Juridical Science. 2014. № 3. P. 42-44.

12. Maslennikova L.V. Approval of the settlement agreement by the arbitration court with due regard for the mediatory agreement concluded by the parties // Scientific Journal of KubSAU. 2014. № 97. P. 1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.