Грищенко М.И.
особенности ситуационного подхода в аспекте применения медиативных процедур в процессе примирения сторон в уголовном судопроизводстве
Цель: Статья направлена на рассмотрение некоторых проблем применения медиации в уголовном судопроизводстве России.
Методология: Автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: В работе делается вывод о том, что в уголовном, административном, гражданском и арбитражном процессах в последнее время все большее значение играет принцип целесообразности, который создает возможности разрешения противоречий и конфликтов, исходя не из формально-юридических возможностей и реалий, а из практической выгоды и результата. Важнейшим механизмом, который создает условия для примирения сторон, является процедура медиации. Медиация в уголовном судопроизводстве и криминалистическая ситуалогия неразрывно связаны. Развитие научной мысли в контексте ситуационного подхода при применении медиативных процедур создаст важную теоретическую основу для их практического и целесообразного применения в уголовном судопроизводстве.
Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность работы заключается в рассмотрении важных аспектов применения медиативных процедур в уголовном судопроизводстве России.
Ключевые слова: медиация, уголовное судопроизводство, конфликт, ситуационный подход.
Grishchenko M.I.
features of situational approach in aspect of application THE MEDIATIVE procedures in the course of reconciliation of the parties in criminal trial
Purpose: Article is sent for consideration of some problems of application of mediation in criminal trial of Russia.
Methodology: The author applied a formal-legal and comparative and legal method.
Results: In work the conclusion that in criminal, administrative, civil and arbitration processes, recently, the increasing value accepts the principle of expediency which creates possibilities of resolution of conflicts and the conflicts not proceeding from legal opportunities and realities, and proceeding from practical benefit and result is drawn. The major mechanism which creates conditions for reconciliation of the parties, mediation procedure is. Mediation in criminal trial and a criminalistic situalogiya are inseparably linked, and development of scientific thought in the context of situational approach in aspect of application the mediative of procedures in the course of reconciliation of the parties in criminal trial, will create an important theoretical basis for practical and expedient application of conciliatory procedures in criminal trial.
Novelty/originality/value: The scientific value of work consists in consideration of important aspects of application of mediative of procedures in criminal trial of Russia.
Keywords: mediation, criminal trial, conflict, situational approach.
В уголовном, административном, гражданском и арбитражном процессах в последнее время все больший оборот набирает принцип целесообразности, который позволяет разрешить противоречия и конфликты, исходя не из формально-юридических возможностей и реалий, а из практической выгоды и результата. Очень часто возникает ситуация, когда сторона в судопроизводстве, которая фактически на основании вступившего в законную силу решения или приговора суда имеет право на материальную компенсацию, на практике, исходя из реалий исполнительного производства и формально-юридических моментов, не может получить положенное возмещение. В данном случае целесообразно применять примирительные процедуры для возникновения консенсуса, общей удовлетворенно-
сти сторон, а также практического разрешения юридического конфликта.
Важнейшим механизмом, который создает условия для примирения сторон, является процедура медиации [3]. Фактически медиация представляет технологию альтернативного урегулирования конфликтов с привлечением третьей стороны, которая является нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте и помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору [4, 5, 7, 8]. В уголовном процессе иностранных государств такой стороной может выступать специализированный субъект - медиатор. В России в уголовном процессе данный институт отсутствует, однако к участникам процесса, которые фактически могут выполнять роль медиатора, исходя из юридиче-
евразийская
> 5 (18) 2015 <
адвокатура
ской практики и уголовно-процессуального законодательства, можно отнести адвоката, прокурора, следователя, дознавателя, а также судью.
Однако урегулирование правого конфликта путем переговоров и заключения мировых и иных соглашений не всегда возможно. Это обусловлено тем, что не все конфликтно-юридические ситуации могут разрешаться положительно, в русле мирных переговоров. Это продиктовано спецификой уголовно-правовых конфликтов, когда возмещение не всегда уместно, и общественная опасность совершенного со стороны деликта уголовного правоотношения слишком высока. В данном контексте важно учитывать ситуационный подход к разрешению уголовно-правовых конфликтов. Кроме того, возрастает значение ситуационного подхода в расследовании и профилактике преступлений.
«Вопросы, связанные с анализом ситуаций, изучаемых криминалистикой, решаются в рамках криминалистической ситуалогии - научного направления, разработанного профессором Т.С. Волчецкой в 1998 г.» [5]. Выделяя указанное направление как элемент общей теории криминалистики, она к ее объектам причисляет все многообразие изучаемых криминалистикой ситуаций: ситуации системы «преступление», ситуации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, ситуации, возникающие в самой криминалистической науке. Таким образом, составными частями криминалистической ситу-алогии будут являться учения о криминальных ситуациях; о следственных ситуациях; о судебных ситуациях; об оперативно-розыскных ситуациях; об экспертных ситуациях [2].
Следует согласиться с выводом Т.С. Волчец-кой о том, что логически ситуационное моделирование представляет собой один из способов решения продуктивных мыслительных задач, ведущих к получению нового знания. В самых общих чертах логика моделирования может быть представлена таким образом: постановка проблемы, определение задач моделирования; создание адекватной оригиналу модели с необходимой для исследования степенью формализации; исследование модели, проведение экспериментов; получение нового знания [1].
При обращении к процедуре медиации также возможно и необходимо применять ситуационный подход. Это обусловлено тем, что примирение сторон может длиться относительно большой период времени и так и не принести желаемого результата, и фактически медиатор может затянуть рассмотрение уголовного дела, что
противоречит принципам уголовного процесса: целесообразности и разумному сроку рассмотрения. Кроме того, важно учитывать и тонкость уголовно-правого конфликта, когда обвиняемый не может фактически загладить вред перед потерпевшим, когда сама процедура медиации противоречит нормам морали и нравственности.
Ввиду вышеизложенного необходимо обозначить классификацию медиабельных и немедиа-бельных ситуаций, когда субъект процедуры медиации, исходя из конкретного уголовного дела, будет принимать решение о возможности проведения медиации или медиативных процедур фактически сразу после возбуждения уголовного дела или подачи жалобы по делам частного обвинения.
К медиабельным можно отнести ситуации, когда конкретному противоправному деянию и ситуации объективно присущи один или несколько из следующих признаков, по которым можно решить вопрос о целесообразности проведении примирительных процедур: общественная опасность невелика (дело частное или частно-публичного обвинения); преступление было совершено неосознанно или в состоянии аффекта; обвиняемый или подозреваемый готов возместить причиненный ущерб; обвиняемый или подозреваемый готов принести публичные извинения за содеянное; обвиняемый или подозреваемый раскаивается в содеянном; потерпевший имеет желание примириться с обвиняемым или подозреваемым; с момента конфликта прошло достаточно времени, когда не доминирует эмоциональный фактор; между сторонами отсутствует личная неприязнь.
К немедиабельным можно отнести ситуации, когда объективно конкретному противоправному деянию и ситуации присущи один или несколько из следующих признаков, по которым можно решить вопрос о нецелесообразности проведения примирительных процедур: общественная опасность велика (тяжкое или особо тяжкое преступление); преступление было совершено осознанно, было спланировано и имело конкретные противоправные цели в отношении потерпевшего; обвиняемый или подозреваемый не готов возместить причиненный ущерб и не имеет такого желания; обвиняемый или подозреваемый не готов и не имеет желания принести публичные извинения за содеянное; обвиняемый или подозреваемый не раскаивается в содеянном; потерпевший не имеет желания примириться с обвиняемым или подозреваемым; между сторонами личная неприязнь.
eurasian
> 5 (18) 2015 <
advocacy
В аспекте криминалистического исследования важно применять анализ факторов в комплексе, а также заранее исследовать личность преступника и потерпевшего на предмет психологической совместимости.
Перечень факторов, на основании которых субъект медиации может принимать решение о применении или неприменении примирительных процедур, весьма широк и не ограничивается вышеуказанными.
Кроме того, медиатору или участнику процесса, выполняющему его роль, важно учитывать и юридический аспект, когда примирительные процедуры незаконны, и заключение соглашения в принципе невозможно и противоправно.
В XXI веке роль медиативных процедур весьма существенна. В ближайшее время общественные отношения и правовые конфликты не смогут обходиться традиционными способами разрешения в русле правового регулирования. В данном аспекте исследование медиации весьма перспективно как в теоретическом, так и в практическом плане. На наш взгляд, медиация в уголовном судопроизводстве и криминалистическая ситу-алогия неразрывно связаны, и развитие научной мысли в контексте ситуационного подхода при применении медиативных процедур создаст важную теоретическую основу для их практического и целесообразного применения в уголовном судопроизводстве.
Пристатейный библиографический список
1. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: монография / под ред. проф. Н.П. Яблокова. М., 1997.
2. Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности. Калининград, 1999.
3. Кантюкова И.Т., Кулагин А.В. IV Петербургский международный юридический форум. Дискуссионная сессия «Возможности медиации в сфере семейных отношений и защите интересов и прав детей»: обзор мероприятия // Евразийская адвокатура. 2014. № 4 (11).
4. Минкина Н.И. Медиация: обзор подходов в исследовании и правовая основа // Евразийская адвокатура. 2014. № 4 (11).
5. Ренер Н.А. О становлении и развитии научной школы криминалистической ситуалогии в Балтийском федеральном университете им. И. Канта // Эксперт-криминалист. 2013. № 1.
6. Игбаева Г.Р. Обязательное страхование как способ защиты прав и интересов страхователей и третьих лиц // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 1 (282). С. 194-201.
7. Игбаева Г.Р. Перспективы внесудебных способов защиты в сфере обязательного страхования // Евразийский юридический журнал. 2014. № 1 (68). С. 151-153.
8. Игбаева Г.Р. Гражданско-правовая характеристика договора страхования // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 9. С. 15-18.
References (transliterated)
1. Volcheckaja T.S. Kriminalisticheskaja situalogija: мonografija / pod red. prof. N.P. Jablokova. M., 1997.
2. Volcheckaja T.S. Situadonnyj podhod v praktiches-koj i issledovatel'skoj kriminalisticheskoj dejatel'nosti. Kaliningrad, 1999.
3. Kantjukova I.T., Kulagin A.V. IV Peterburgskij mezhdunarodnyj juridicheskij forum. Diskussionnaja ses-sija «Vozmozhnosti mediacii v sfere semejnyh otnoshenij i zashhite interesov i prav detej»: obzor meroprijatija // Evrazijskaja advokatura. 2014. № 4 (11).
4. Minkina N.I. Mediacija: obzor podhodov v issledo-vanii i pravovaja osnova // Evrazijskaja advokatura. 2014. № 4 (11).
5. Rener N.A. O stanovlenii i razvitii nauchnoj shkoly kriminalisticheskoj situalogii v Baltijskom federal'nom universitete im. I. Kanta // Jekspert-kriminalist. 2013. № 1.
6. Igbaeva G.R. Objazatel'noe strahovanie kak sposob zashhity prav i interesov strahovatelej i tret'ih lic // Izvesti-ja vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. 2009. № 1 (282). S. 194-201.
7. Igbaeva G.R. Perspektivy vnesudebnyh sposobov zashhity v sfere objazatel'nogo strahovanija // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2014. № 1 (68). S. 151-153.
8. Igbaeva G.R. Grazhdansko-pravovaja harakteristika dogovora strahovanija // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2007. № 9. S. 15-18.
ШШР1ШШШШ
kfflctmw птошлшм пиршд
[email protected] +7-917-40-61-340