ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АКАДЕМИИ № 2 2018_
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.6
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ, ОЖИДАНИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ МАГИСТРАНТОВ (по материалам социологического опроса)
А. В. КОЛМЫКОВ, Е. В. ДУБЕЖИНСКИЙ, Н. Г. ТРАПЯНОК
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» г. Горки, Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 30.04.2018)
Основываясь на материалах социологического исследования, в статье рассматриваются проблемы магистратуры и то, как они преломляется в представлениях магистрантов. Обосновывается тезис, что магистратура может занять свое место в системе подготовки высококвалифицированных специалистов, предложив для освоения многообразие образовательных программ.
Ключевые слова: мотивация выбора, ожидания, жизненные планы магистрантов, образовательная программа магистратуры.
Based on the materials of sociological research, the article examines the problems of Graduate School and how they are refracted in the presentations of master's students. We have substantiated the idea that Graduate School can take its place in the system of training highly qualified specialists, offering a variety of educational programs for mastering.
Key words: choice motivation, expectations, master's students life plans, Graduate School educational program.
Введение
Относительно новой формой подготовки специалистов в учреждениях высшего образования (УВО) является магистратура. Она обеспечивает углубленную подготовку специалистов для научной и педагогической работы, а также для последующего поступления в аспирантуру с выдачей диплома соответствующего образца. Магистратура - это более высокий уровень высшего образования, спрос на которое с каждым годом, казалось бы, должен расти, т. к. углубленная образовательная подготовка нужна как для научно-преподавательской карьеры и для практической работы, так и реализации себя в бизнесе. Однако ее внедрение не дает пока ожидаемых результатов. Здесь накопилось немало проблем, требующих своего решения, - слабое финансирование, недостаточная проработка нормативно-правовой базы магистратуры, невысокая её привлекательность для выпускников вузов из-за невидения ими перспектив дальнейшего трудоустройства, низкая осведомленность граждан и «вялое» их информирование об ее образовательных программах и др. Кроме того, необходимо также время для более полного раскрытия ее возможностей, чтобы новшества образования плотно вошли в образовательную среду.
С целью изучения состояния и проблем, связанных с обучением в магистратуре, в январе-марте 2018 г. МНИЛ мониторинга совместно с лабораторией социологических исследований БГСХА в 4-х аграрных УВО был проведен сплошной анкетный опрос магистрантов (n = 148), некоторые результаты и выводы которого представляется возможным здесь осветить.
Основная часть
Мотивация выбора и ожидания магистрантов. Поступление в магистратуру для продолжения образования на следующей ступени для каждого в неё поступившего было делом далеко не простым. Основная часть магистрантов (72 %) поступило в неё сразу после окончания обучения на I ступени получения высшего образования по рекомендации совета факультета, 8 % - самостоятельно после отработки на производстве, 16 % - самостоятельно без соответствующей отработки. Среди обучающихся тех, кто сделал этот выбор случайно, особо не раздумывая, не выявлено.
Свой выбор респонденты мотивировали прежде всего стремлением иметь «законченное» высшее образование на II ступени (44 % от их общего числа); перспективой дальнейшего поступления в аспирантуру, написания и защиты диссертации (36 %); большими возможностями трудоустройства для специалиста со степенью магистра (32 %), намерением преподавать в вузе, колледже (24 %), заниматься научно-исследовательской работой (20 %), получить другую или еще одну специальность
(16 %). Среди значимых мотивов поступления присутствовали и намерения продлить «беззаботные» годы учебы, студенчества (19 %), переждать сложный период и подобрать в перспективе более подходящую работу (14 %), а также возможность «откосить» от службы в армии (10 %) или «уйти» от распределения (9 %). Число респондентов, руководствовавшихся при поступлении в магистратуру нежеланием проживать в сельской местности, работать в АПК по полученной ранее специальности -незначительное, менее 5 %.
Основной задачей обучения в магистратуре является формирование у будущих специалистов профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций).
В этой связи респондентам задавался вопрос, касающийся их социальных ожиданий: «Какие компетенции (знания, умения, опыт) Вам бы хотелось приобрести за годы учебы в магистратуре?». Приоритеты в ожиданиях магистрантов (в зависимости от частоты выборов) распределились в следующем порядке.
Прежде всего магистранты ожидают от магистратуры, что обучение в ней позволит им углубить и расширить свои знания по специальности (44 %), приобрести опыт практической работы в ней (41 %), при этом смогло бы обеспечить хорошим владением иностранным языком (языками) (37 %).
В следующий по значимости ряд ожиданий, которые можно отнести к инструментальным, вошли: стажировка за рубежом во время обучения (34 %), гибкость адаптации к различным ситуациям, применение творческого подхода (32 %), самостоятельность в принятии решений (31 %), а также получение опыта преподавательской деятельности (28 %).
Немного магистрантов, но статистически значимое их число хотело бы обучиться в магистратуре оперативной работе с информацией (18 %), самостоятельно освоить новые области знаний (13 %), учебные курсы на иностранном языке (10 %).
2. Освоение магистрантами образовательных программ. Учитывая сложность задач, решаемых магистрантами за период учебы, им задавался вопрос: «Достаточно ли 1-го года обучения в очной и 1,5 года в заочной магистратуре, чтобы успеть написать и защитить магистерскую диссертацию, сдать кандидатские экзамены по иностранному языку, философии и методологии науки?».
При ответе на него %, или 74 % респондентов подтвердили, что этого времени им вполне хватает, 23 % - не совсем и только 3 % указали на то, что им его явно не хватает. Из тех магистрантов, которым этого времени недостаточно, большинство склоняется к тому, чтобы продлить срок обучения в очной магистратуре до 1,5 лет, а заочной - до 2-х.
В этом контексте респондентам был задан вопрос: «Какие качества учеба в магистратуре развивает в наибольшей степени?». Около %, или 63 % магистрантов к ним отнесли умения и навыки научно-исследовательской работы, почти половина - получение опыта самостоятельной подготовки и самообразования (47 %), расширение кругозора и общей культуры (46 %), углубление и систематизация знаний по циклу изучаемых дисциплин (45 %). И гораздо в меньшей степени, по их мнению, обучение в магистратуре формирует и развивает умения и навыки педагогической деятельности (18 %), а также получение опыта практической работы по специальности (13 %).
Как известно, компетенции (знания, умения и навыки «плюс» опыт) педагогической и научно-исследовательской деятельности приобретаются не только в ходе аудиторных занятий, но и путем непосредственного участия в реальном процессе. Однако, как показал опрос, на постановку и проведение опытов респонденты затрачивают меньше всего учебного времени. Только // магистрантов активно участвует в учебной и научной работе кафедр, 39 % из них привлекаются к проведению аудиторных занятий; 30 % - к участию в выполнении научно-исследовательских проектов в качестве исполнителей. Результатами прохождения производственной практики удовлетворены лишь 37 % из них.
Таким образом, основная часть магистрантов не задействована в реальный процесс освоения знаний, навыков, умений и получения практического опыта, что существенно затрудняет их профессиональное становление и расходится с их ожиданиями.
Улучшить обучение в магистратуре могло бы, на их взгляд, предоставление им больших возможностей выбора курсов и образовательных программ (36 %), организация и проведение семинаров по развитию навыков написания научных статей (35 %), привлечение их к участию в реальных исследовательских проектах (32 %). Позитивную роль для некоторой части магистрантов (10-19 %) могли бы сыграть дополнительные консультации преподавателей (19 %), курсы перед магистратурой (13 %) и модули (10 %) для улучшения теоретических знаний и практических навыков по специальности.
3. Эффективность магистратуры и жизненные планы магистрантов. Магистратура призвана обеспечивать углубленную подготовку специалистов для педагогической и научно-исследовательской деятельности, а также для обучения в аспирантуре. То, насколько качественно магистратура выполняет возложенную на нее миссию, мы попытались выяснить у респондентов, задав им вопрос: «Как Вы считаете, магистратура в том виде, в котором она существует, в полной ли мере выполняет свои задачи и функции по научной и углубленной подготовке специалистов ?».
Опрос показал, что % (76 %) магистрантов считает, что со своей миссией она справляется, иначе думает только каждый шестой из них (17 %) и лишь 7 % - затрудняются дать ответ.
Вместе с тем 34 % из них высказались, что со своей задачей справлялась бы лучше единая система «магистратура-аспирантура»; столько же (34 %) - магистратура, приём в которую осуществлялся бы из числа «отличников» и без вступительных экзаменов; 32 % - обучение в которой велось бы не по одной, а по ряду образовательных программ как научной, так и практической направленности.
На наш взгляд, магистратура аграрных вузов могла бы найти и занять свою нишу в системе подготовки высококвалифицированных специалистов, производя не «массовый», а «штучный товар», предложив разнообразные программы обучения по узким специализациям для получения степени магистра, тем самым более чутко реагировать на потребности рынка.
На последний вопрос, который задавался респондентам: «Чем Вы предполагаете заняться после окончания магистратуры?» - они отвечали по-разному, с большим разбросом мнений. Так, каждый четвертый магистрант (23 %) намеревается поступить в очную аспирантуру, примерно столько же (22 %) - работать по распределению без продолжения учёбы, почти каждый пятый (19 %) - работать по месту распределения и поступить в аспирантуру на заочную форму. Преподавать в вузе или колледже после окончания предполагают не так уж много, около 13 % из них и совсем незначительное их число (5 %) - видит перспективу для себя после окончания магистратуры в трудоустройстве научным сотрудником в НИИ, НИЛ. Между тем в аграрных вузах страны магистерские образовательные программы осваиваются исключительно как научно-исследовательские. Можно также отметить, что высокое рассеивание данного признака может свидетельствовать как об отсутствии преобладающей выраженной тенденции в ответах респондентов, так и о большой неопределенности магистрантов относительно своих жизненных планов после окончания магистратуры.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что развитие магистратуры ориентировано на повышение качества образования через обновление его содержания, методов и организационных форм. Опрос показал, что кафедры, к которым прикреплены магистранты, слабо задействованы в организации и управлении их деятельностью, для этого, на наш взгляд, необходимы более регулируемые механизмы и централизованные формы.
Заключение
В перспективе магистратура в нашей стране может активно развиваться как при двухступенчатой системе высшего образования, так и в единой системе подготовки «магистратура-аспирантура». Главное, по нашему мнению, разработать и предложить обучающимся для освоения множество образовательных программ как исследовательской, так и практической направленности. Кроме того, при целевой подготовке магистрантов необходимо учитывать пожелания заказчиков для уточнения их содержания и тематики магистерских диссертаций. Несомненно, это благоприятно скажется на создании условий и предоставлении возможностей для становления и развития личности, формирования навыков преподавательской и исследовательской работы, выработки креативного мышления, коммуникабельности и лидерских качеств у будущих специалистов.