Научная статья на тему 'Перспективы развития логистики в Беларуси'

Перспективы развития логистики в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1825
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенкова Ирина

Логистика имеет важное значение как для конкретной компании в частности, так и для страны в целом. В последнее время много говорят о необходимости оптимизации бизнес-процессов, сокращении затрат и развитии логистики. Статья анализирует перспективы развития данного направления в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The logistics development opportunities in Belarus

There is given the reasons for the necessary optimization of the business processes, expenses cutting and logistics development in Belarus. The author gives the data on the logistics effectiveness LPI index along with the recommendations on the logistics system formation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистики в Беларуси»

Перспективы развития логистики в Беларуси

Ни для кого не секрет, что логистика имеет важное значение как для конкретной компании в частности, так и для страны в целом. В последнее время много говорят о необходимости оптимизации бизнес-процессов, сокращении затрат и развитии логистики. Это обусловлено тем, что на предпринимательскую деятельность и белорусскую экономику оказали влияние нестабильность покупательского спроса и, как следствие, увеличение запасов на складах; повышение стоимости логистических услуг; вступление республики в Таможенный союз; реализация государственных программ по совершенствованию логистической системы и использованию транспортного потенциала страны; активное развитие коммуникационных технологий; а также тот факт, что отечественные предприятия становятся участниками международных цепей поставок.

Беларусь имеет большой транзитный потенциал благодаря своему географическому положению. Страна находится на перекрестке основных транспортных маршрутов и является буферным элементом в торговле между странами ЕС и Россией. Открывающиеся возможности должны быть использованы в соответствии с Программой развития логистической системы до 2015 г. Согласно последней, в республике не только появятся логистические центры, но и будут созданы условия, обеспечивающие их функционирование.

Тем не менее логистический сектор в республике формируется не так динамично, как хотелось бы. К примеру, пропускная способность трех из девяти европейских коридоров задействована не более чем на одну треть. Если сравнить логистическую систему Беларуси и стран Европы, то можно сказать, что мы делаем в этом направлении первые шаги. Использование опыта веду-

Ирина Лысенкова,

ведущий

консультант

направления

«Логистика»,

бизнес-тренер

консалтинговой

группы

«Здесь и сейчас»

11763046

2007 2012 2014

LPI RANC Общий рейтинг 74 91 99

LPI Score Показатель индекса 2,53 2,61 2,64

CUSTOMS Эффективность работы таможенного и пограничного оформления 2,67 2,24 2,5

INFRASTRUCTURE Качество торговой и транспортной инфраструктуры 2,62 2,78 2,55

INTERNATIONAL SHIPMENTS Простота организации и конкурентность цен международных перевозок 2,12 2,58 2,74

LOGISTICS QALITY & COMPETENCE Качество и компетентность логистических услуг 2,12 2,65 2,46

TRACKING & TRACING Отслеживание прохождения грузов 2,71 2,58 2,51

TIMELINESS Своевременность поставок грузов 3,0 2,87 3,05

Таблица 1. Индекс

логистической эффективности Беларуси. Сравнение по годам

щих европейских государств, таких как Германия, Франция, Голландия, позволит избежать многих ошибок и сэкономить временные и финансовые ресурсы.

Мировая практика показывает, что эффективное управление логистикой позволяет сократить время с момента заказа

товара у поставщика до момента поступления на склад клиента, существенно уменьшить запасы сырья и материалов на складах, оперативно получать информацию о местонахождении товара и повысить уровень логистического сервиса. Используя современные подходы к управлению материальными потоками, можно снизить совокупные логистические затраты на 15-20%. Доказано, что сокращение логистических издержек на 1% эквивалентно увеличению объема продаж на 10%. Поэтому одна из первоочередных задач - добиться снижения затрат в конечной стоимости продукции. В Беларуси этот показатель стабильно высокий, порой он достигает 35%, но в среднем составляет 20-25% (для сравнения, в Китае - 14%, в США и Канаде -10%, в странах ЕС - 11%, что соответствует среднемировым данным).

Экономика Беларуси характеризуется недостаточным использованием логистических активностей, о чем свидетель-

ствуют данные обзора индекса эффективности логистики ЬР1 (табл. 1). Методику оценки уровня развития логистики в различных странах разработал Всемирный банк совместно с университетом г. Турку (Финляндия). ЬР1 измеряет удобство логистических систем по всей цепи поставок услуг в стране и дает оценку с двух позиций: национальной и международной. Данное исследование проводится раз в два года с 2007 г.

Индекс эффективности логистики - это оценка страны по 6 компонентам:

■ качество и компетентность логистических услуг;

■ эффективность таможенного и пограничного оформления;

■ простота организации международных поставок товаров;

■ соблюдение сроков поставок грузов;

■ качество торговой и транспортной инфраструктуры;

■ отслеживание прохождения грузов.

2007 г. Общий индекс логистической эффективности Эффективность работы таможенного и пограничного оформления Качество торговой и транспортной инфраструктуры Простота организации и конкурентность цен международных перевозок Качество и компетентность логистических услуг Отслеживание прохождения грузов Своевременность поставок грузов

Страна показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг

Сингапур 4,19 1 3,90 3 4,27 2 4,04 2 4,21 2 4,25 1 4,53 1

Голландия 4,18 2 3,99 ' 1 4,29 ' 1 4,05 ' 1 4,25 ' 1 4,14 4 4,38 5

Германия 4,10 3 3,88 4 4,19 3 3,91 4 4,21 3 4,12 5 4,33 8

Швеция 4,08 4 3,85 6 4,11 5 3,90 5 4,06 6 4,15 3 4,43 4

Австрия 4,06 5 3,83 8 4,06 8 3,97 3 4,13 4 3,97 13 4,44 3

Япония 4,02 6 3,79 11 4,11 6 3,77 10 4,12 5 4,08 7 4,34 6

Швейцария 4,02 7 3,85 5 4,13 4 3,67 14 4,00 8 4,04 9 4,48 2

Гонконг 4,00 8 3,84 7 4,06 9 3,78 7 3,99 9 4,06 8 4,33 7

Великобритания 3,99 9 3,74 13 4,05 10 3,85 6 4,02 7 4,10 6 4,25 11

Канада 3,92 10 3,82 9 3,95 12 3,78 8 3,85 12 3,98 11 4,19 13

Беларусь 2,53 74 2,67 50 2,63 54 2,13 127 2,13 120 2,71 66 3,00 78

Россия 2,37 99 1,94 137 2,23 93 2,48 94 2,46 83 2,17 119 2,94 86

Казахстан 2,12 133 1,91 139 1,86 137 2,Ю 129 2,05 126 2,19 116 2,65 120

Афганистан 1,21 150 1,30 150 1,10 150 1,22 150 1,25 150 1,00 150 1,38 150

Таблица 2. Рейтинг стран по индексу логистической эффективности за 2007 г.

по данным Всемирного банка: http://lpi.worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/BLR/2014#chartarea

Международный показатель индекса выставляют торговые партнеры - эксперты в области логистики, ведущие деятельность за пределами страны, а национальный основан на мнении специалистов, работающих в ней. Оценка дается по шкале от 1 до 5

баллов. Согласно полученным данным (табл. 2-4), в 20072014 гг. в первую десятку входят страны с наиболее развитыми логистическими системами, в том числе Германия, Нидерланды, Сингапур, Бельгия, Великобритания, Гонконг и Япония.

В 2014 г. в исследовании приняли участие 160 стран. На основании представленных данных видно, что, несмотря на повышение показателя ЬР1, рейтинг Беларуси ухудшается (74-е место в 2007 г. и 99-е -в 2014). С 2012 по 2014 г.

2012 г. Общий индекс логистической эффективности Эффективность работы таможенного и пограничного оформления Качество торговой и транспортной инфраструктуры Простота организации и конкурентность цен международных перевозок Качество и компетентность логистических услуг Отслеживание прохождения грузов Своевременность поставок грузов

Страна показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг

Сингапур 4,13 1 4,10 1 4,15 2 3,99 2 4,07 6 4,07 6 4,39 1

Гонконг 4,12 2 3,97 3 4,12 7 4,18 4,08 5 4,09 5 4,28 4

Финляндия 4,05 3 3,98 2 4,12 6 3,85 4 4,14 1 4,14 1 4,10 15

Германия 4,03 4 3,87 6 4,26 3,67 11 4,09 4 4,05 7 4,32 2

Голландия 4,02 5 3,85 8 4,15 3 3,86 3 4,05 7 4,12 2 4,15 12

Дания 4,02 6 3,93 4 4,07 10 3,70 8 4,14 2 4,10 4 4,21 7

Бельгия 3,98 7 3,85 7 4,12 8 3,73 6 3,98 8 4,05 8 4,20 9

Япония 3,93 8 3,72 11 4,11 9 3,61 14 3,97 9 4,03 9 4,21 6

США 3,93 9 3,67 13 4,14 4 3,56 17 3,96 10 4,11 3 4,21 8

Великобритания 3,90 10 3,73 10 3,95 15 3,63 13 3,93 11 4,00 10 4,19 10

Казахстан 2,69 86 2,58 73 2,60 79 2,67 92 2,75 74 2,83 70 2,73 132

Беларусь 2,61 91 2,24 121 2,78 65 2,58 107 2,65 89 2,58 98 2,87 114

Россия 2,58 95 2,04 138 2,45 97 2,59 106 2,65 92 2,76 79 3,02 94

Бурунди 1,61 155 1,67 155 1,68 153 1,57 155 1,43 155 1,67 154 1,67 155

Таблица 3. Рейтинг стран по индексу логистической эффективности за 2012 г.

по данным Всемирного банка: http://lpi.worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/BLR/2014#chartarea

2014 г. Общий индекс логистической эффективности Эффективность работы таможенного и пограничного оформления Качество торговой и транспортной инфраструктуры Простота организации и конкурентность цен международных перевозок Качество и компетентность логистических услуг Отслеживание прохождения грузов Своевременность поставок грузов

Страна показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг показатель рейтинг

Германия 4,12 1 4,10 2 4,32 1 3,74 4 4,12 3 4,17 1 4,36 4

Голландия 4,05 2 3,96 4 4,23 3 3,64 11 4,13 2 4,07 6 4,34 6

Бельгия 4,04 3 3,80 11 4,10 8 3,80 2 4,11 4 4,11 4 4,39 2

Великобритания 4,01 4 3,94 5 4,16 6 3,63 12 4,03 5 4,08 5 4,33 7

Сингапур 4,00 5 4,01 3 4,28 2 3,70 6 3,97 8 3,90 11 4,25 9

Швеция 3,96 6 3,75 15 4,09 9 3,76 3 3,98 6 3,98 7 4,26 8

Норвегия 3,96 7 4,21 1 4,19 4 3,42 30 4,19 1 3,50 31 4,36 5

Люксембург 3,95 8 3,82 10 3,91 15 3,82 1 3,78 14 3,68 22 4,71 1

США 3,92 9 3,73 16 4,18 5 3,45 26 3,97 7 4,14 2 4,14 14

Япония 3,91 10 3,78 14 4,16 7 3,52 19 3,93 11 3,95 9 4,24 10

Казахстан 2,70 88 |2,33 121 1|2,38 106 2,68 100 |2,72 83 |2,83 81 |3,24 69

Россия 2,69 90 2,20 133 2,59 77 2,64 102 2,74 80 2,85 79 3,14 84

Беларусь 2,64 99 2,50 87 2,55 86 2,74 91 2,46 116 2,51 113 3,05 93

Сомали 1,77 160 2,00 147 1,50 160 1,75 159 1,75 160 1,75 160 1,88 160

Таблица 4. Рейтинг стран по индексу логистической эффективности за 2014 г.

по данным Всемирного банка: http://lpi.worldbank.org/international/scorecard/radar/254/C/BLR/2014#chartarea

по трем параметрам (качество торговой и транспортной инфраструктуры, качество и компетентность логистических услуг и отслеживание прохождения грузов) наблюдается снижение показателей по субиндексам. Причем последний характеризуется постоянной отрицательной динамикой. Схожая ситуация и в странах Таможенного союза.

Из приведенных данных становится ясно, что по развитию логистики мы серьезно отстаем от ведущих стран. Поэтому назрела острая необходимость реструктуризовать логистическую систему Беларуси и стран ТС, превратить ее в современную, динамичную, интегрированную с европейскими и другими государствами.

Почему же, несмотря на то что в последние годы реализуется много мероприятий по развитию логистики у нас в стране, эффективность логистической системы остается на низком уровне? Это обусловлено большим количеством проблем, с которыми сталкивается отрасль, начиная с непонимания самого термина и заканчивая отсутствием законодательной базы в этой сфере.

Как уже было сказано, экономика в последние годы интенсивно развивается и рынок предъявляет все новые требования. Поэтому традиционный подход к управлению предприятием (когда спрос превышает предложение) в нынешней ситуации не дает ожидаемых результатов. Руководители, которые во главу угла ставят продажи и все силы и средства направляют на совершенствование работы соответствующего отдела, а логистику отодвигают на второй план, рискуют оказаться в аутсайдерах.

Глобализация рынка, доступность Интернета, изобилие производителей, особенно

товаров массового спроса, высокая конкуренция привели к тому, что на первое место вышел потребитель. Условия на рынке диктует покупатель. И для него важно не только соотношение цены и качества, но и доступность товара в данный момент. Многие компании в борьбе за своего потребителя используют лозунг «Любой ценой выполнить заказ клиента», не всегда считая, во что это им обходится. В результате они теряют больше, чем зарабатывают. Если учесть, что прибыли существенно убавились по сравнению с тем, что было несколько лет назад, то вопрос снижения издержек становится очень актуальным.

Поэтому ведущие мировые компании уже давно применяют логистический подход. Принципиальное отличие его от традиционного состоит в том, что деятельность предприятия рассматривается как интегрированное управление сквозным материальным потоком с целью сокращения и оптимизации затрат. Это направление взаимосвязано с другими, такими как маркетинг, планирование производства, работа с финансами. Зачастую между ними и рациональной организацией совокупного материального потока предприятия может возникать конфликт. Логистический подход предполагает выделение специальной службы на основе объединения отдельных участков товаропроводящей цепи в единую систему (с момента формирования договорных отношений с поставщиком до момента доставки готовой продукции покупателю), способную управлять материальными и информационными потоками предприятия, своевременно и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причем интеграция должна охватывать все звенья: технологию, методы планирования и контроля деятельности. Данный подход позволяет проанализировать процессы в логистической цепи и устранить дублирующиеся функции и операции, перераспределить товарные потоки для оптимизации затрат в системе, что на выходе дает сокращение совокупных логистических издержек.

До сих пор у нас многие руководители предприятий под логистикой понимают только контроль работы транспорта и склада, процесса закупки, и лишь немногие воспринимают ее как систему управления материальными потоками и затратами. Кстати сказать, их компаниям удается достаточно эффективно организовать логистические процессы и получить реальное снижение издержек. Основная масса директоров видит только последствия отсутствия логистической системы: большие запасы товаров на складах и одновременный дефицит по востребованным позициям, недостаток оборотных средств, потерю клиентов, высокие транспортные затраты и расходы по оплате труда. Однако даже задумываясь о причинах этих проблем, они не считают необходимым пересмотреть свое отношение к логистике.

Создание на предприятии логистической системы - это только первые шаги по снижению затрат. Это локальные мероприятия, реализация которых, конечно же, повышает конкурентоспособность компании на внутреннем рынке, но не дает преимуществ при выходе на внешний.

Развитие мировой экономики способствовало созданию новой современной концепции управления цепями поста-

вок, что позволило получить дополнительный эффект от логистики. Она основывается на том, что организация может достичь наилучших результатов не в конкурентной борьбе со своими поставщиками и клиентами, а благодаря совместным партнерским усилиям по достижению конкурентных преимуществ конечного в цепи поставок продукта. Данный принцип кардинально меняет философию управления экономическими системами: между собой соперничают не отдельные компании, а цепи поставок, в состав которых входят все предприятия, участвующие в создании конкретного конечного продукта, ведущие деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами, что приводит к формированию глобальной логистики.

Эффективность функционирования логистических систем и цепей поставок с точки зрения логистики может оцениваться по-разному. В первую очередь, это динамичное снижение затрат в каналах распределения за счет оптимизации запасов, транспортных, складских, управленческих расходов, применения современных разработок, технологий контроля и мониторинга состояния системы, а также внедрения более гибких стратегий (технологий) перераспределения логистических функций (доведения товара, маркировки, перемещения части подготовительных операций, использования общих складов, выбора посредников и др.).

Таким образом, речь идет об эффективности как оценке оптимизации логистических процессов. Этот подход позволяет упорядочить движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, снизить издержки на обслуживание потока, повысить способность цепи

обеспечивать своевременную поставку готового продукта конечному потребителю.

Стратегия совершенствования управления рассматривает конечного потребителя как звено в цепи поставок, вовлекает его в бизнес-процессы и позволяет контролировать взаимоотношения с ним. Первым шагом к оптимизации интегрированного потока становится заключение устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения, когда появляется реальная возможность применять согласованные технологии переработки грузов благодаря прозрачности внутренних систем учета издержек и информации. Такой системный подход позволил экономически развитым странам вывести логистику на более высокий уровень.

Таким образом, для повышения эффективности логистического сектора необходимо начать построение современных логистических систем в компаниях, усиливая влияние логистики на их деятельность. Основная проблема белорусской экономики заключается в том, что она очень медленно реагирует на мировые тенденции в сфере логистики. Отрасль развивается хаотично, в немалой степени инерционно. Многие директора понимают, какие преимущества дает комплексное управление логистикой, но, привыкнув к определенному рабочему порядку, не спешат передавать руководителям логистических подразделений дополнительные компетенции и оптимизировать логистические процессы своего предприятия. Большинство начальников складов, к сожалению, по уровню знаний не опережают старшего кладовщика. В связи с интенсификацией интеграционных процессов специалисты в области

логистики должны постоянно совершенствовать свои умения. Ключевая функция любого руководителя логистического подразделения, от директора до линейного менеджера,-управление материальным потоком. И пока компании не начнут предпринимать действия по созданию логистической системы, а не обособленных подразделений, говорить о построении цепей поставок преждевременно.

Исходя из сказанного, выделим первоочередные задачи предприятий:

■ развивать навыки и расширять компетенции руководителей логистических подразделений;

■ применять логистический подход в управлении;

■ активно участвовать

в создании логистической системы предприятия;

■ совершенствовать процессы в цепях поставок.

Применение системного подхода к созданию эффективного современного логистического механизма приведет к оптимизации складских запасов и высвобождению замороженных финансовых ресурсов, снижению конечной стоимости продукта за счет сокращения совокупных логистических затрат, повышению качества сервиса и конкурентоспособности предприятия. В конечном итоге все это благоприятно отразится на состоянии реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.