ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА КАК СПОСОБА СОКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК Гурецкайте К.Ж.1, Салов А.И.2
1Гурецкайте Кристина Жидруновна - магистрант, направление: технология транспортных процессов;
2Салов Александр Игоревич - аспирант, направление: динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье рассматриваются экономические причины роста популярности логистического аутсорсинга в России и корреляция данного процесса с общемировыми тенденциями, осуществляется классификация уровней сервиса логистических провайдеров и анализ перспектив и путей развития логистического аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, перевозки, оптимизация, Россия, 5PL.
В экономической теории существует два подхода к определению ключевой цели существования и функционирования организации. Одна часть научного сообщества во главу угла ставит формирование стабильного денежного потока и извлечение максимальной прибыли; вторая - рассматривает прибыль лишь в качестве средства, с помощью которого необходимо и возможно достигать высших социальных целей -увеличение качества жизни социума, решение острых проблем на локальном и (или) глобальном уровнях и так далее [1].
Ни для кого не секрет, что российские реалии и присущая ей ментальность не особо способствуют развитию социально ориентированного бизнеса, так что в отечественной практике господствует первый, ориентированный на прибыль, подход.
При этом вариантов повышения прибыльности организации так же немного - это наращивание объёмов продаж и снижение любых издержек, прямо или косвенно связанных с повседневной деятельностью организации.
С начала нового тысячелетия и вплоть до мирового финансового кризиса 2008 года российская экономика росла феноменальными темпами - среднегодовой рост Валового Внутреннего Продукта за этот период превышал семь процентов, а суммарно составил 91% [2]. В таких условиях отечественные предприниматели не особо обращали внимание на расходы и отдавали предпочтение экстенсивному, количественному росту.
Последовавшее за кризисом пятилетие Россия вместе со всем миром преодолевала последствия лопнувшего "пузыря", но в тот момент, когда ситуация более-менее стабилизировалась, Россия подверглась мощнейшему коллективному санкционному давлению. В результате отечественная экономика вместо заявленных опережающих темпов развития на протяжении всех этих десяти лет пребывала в стагнирующем состоянии. Темпы роста российской экономики оказались в два раза меньше среднемировых и самыми слабыми среди всех стран постсоветского пространства (за исключением Украины):
Прирост ВВП* в постсоветских государствах в 2008-2018 гг.
Страна Кумулятивный Среднегодовые
прирост, % темпы прироста, %
1 Туркменистан 96,6 7
2 Узбекистан 71,3 5,5
3 Грузия 60,4 4,8
4 Таджикистан 51,1 4,2
5 Молдова 37,8 3,3
6 Литва 31,3 2,8
7 Казахстан 28,7 2,6
8 Латвия 22,5 2
9 Киргизстан 21,9 2
10 Армения 20,7 1,9
11 Беларусь 19,1 1,8
12 Эстония 19 1,8
13 Азербайджан 9,9 0,9
14 Россия (МВФ) 7,5 0,7
Россия (Росстат) 3,8 0,4
15 Украина -10,6 -1,1
Рис. 1. Прирост ВВП в постсоветских государствах в 2008-2018 гг.
При сохранении высокой конкуренции практически во всех рыночных сегментах предприниматели начали адаптироваться к изменившимся условиях и адаптировать под них бизнес-модели. Процесс адаптации сопровождался повсеместным переходом к политике минимизации издержек.
Год от года данная тенденция всё больше и больше набирает обороты, и одна из ключевых форм её реализации - аутсорсинг, то есть частичная или полная передача какой-либо третьей стороне тех или иных функций организации.
Всё больше производителей, основная масса которых пока ещё сконцентрирована в развитых странах, делает ставку на аутсорсинг, снимая с себя обязанности и риски, связанные с перевозкой и хранением грузов. Процентное соотношение передаваемых на аутсорсинг функций, согласно статистическим данным [3], распределяется следующим образом:
• транспортные услуги - 66%;
• складские услуги - 52%;
• комиссионирование и управление запасами - 41%;
• клиентский сервис - 22%;
• упаковка, складирование и маркировка - 21%;
• сопутствующие услуги - 18%;
• возврат товаров от потребителя обратно к производителю - 15%.
Высокий спрос на логистический аутсорсинг объясняется тем, что использование услуг сторонних организаций позволяет устранить:
1) Необходимость подготовки и последующего содержания отдельного логистического подразделения;
2) Необходимость регулярной переподготовки кадров в целях поддержания достаточного компетентного уровня;
3) Рассредоточение точек приложения сил руководителя, снижение управляемости;
4) Невозможность оперативного воплощения новых концепций и идей из-за отсутствия необходимых кадровых и иных ресурсов.
Аутсорсинг позволяет организации сэкономить денежные средства, а также время сотрудников, что благоприятно сказывается на её общей рентабельности. Согласно рыночным законам, активный спрос породил не менее активное предложение, в связи
с чем провайдеры логистических услуг были классифицированы сперва на три, а после - на пять уровней сервиса [4].
- 1PL (автономия): логистическим провайдером является сам грузовладелец, выполняющий все операции с помощью собственного подвижного состав и персонала;
- 2PL (частичный аутсорсинг): логистический провайдер предоставляет грузовладельцу транспортные средства и складские помещения, все остальные процессы осуществляет технический персонал грузовладельца;
- 3PL (комплексный аутсорсинг): грузовладелец выполняет только функцию планирования логистических процессов, чаще всего на концептуальном уровне; логистический провайдер при этом не только предоставляет транспортные средства и складские помещения, но и организует и контролирует все промежуточные процессы, минимизируя участие грузовладельца.
Несмотря на свою комплексность, 3PL-подход перестал в полной мере соответствовать потребностям грузовладельцев. От провайдеров понадобилось не просто выполнение поставленных задач, а проектирование, обоснование и управление цепями поставок - так и появился следующий уровень, 4PL, который подразумевал анализ деятельности, реинжиниринг бизнес-процессов и максимально эффективное внедрение технологий. Таким образом, 4PL-подход стал стратегическим, в то время как 3PL по-прежнему оставался тактическим [5].
Последующие достижения научно-технического прогресса стали основой появления следующего уровня аутсорсинга в логистике - 5PL, получившего неформальный статус "виртуальной логистики". Исследователь Иванов Д.А. в работе "Стратегическая кооперация" дал следующее определение 5PL-провайдеру: "динамическая открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению проекта от источников первичного сырья до сдачи продукции конечному потребителю" [6]. Его ключевые черты одновременно являются и его преимуществами: децентрализованность; гибкость; адаптивность; саморегулируемость; согласованность действий между всеми субъектами цепи поставок. Они особенно наглядны в формате сравнительной таблицы:
Использование услуг каждого из этих провайдеров в большей или меньшей степени позволяет получить следующие преимущества:
- фокусировка сил и внимания на основных организационных процессах, улучшение их качества;
- улучшение операционного контроля;
- минимизация затрат на перевозку и складирование;
- частичное сокращение инвестиций, связанных с обучением персонала, закупкой транспортных средств и их обслуживанием;
- снижение рисков, связанных с осуществлением логистической деятельности;
Показатель 3РЬ 4РЬ 5РЬ
Форма управления Тактическая Стратегическая Стратегическая + 1Т-управление
Ключевая функция Исполнение физических логистических операций вместо грузовладельца Формирование цепи поставок, выполнение всех её составляющих и стремление к оптимизации процессов Трансформация цепи поставок в интеллектуальную логистическую систему
Наличие активов Провайдер чаще всего владеет материальными активами и ресурсами, нематериальный капитал минимален, ограничен системой отслеживания грузов Ключевой актив - технологии, знания и опыт; материальные активы - техника и программное обеспечение Ключевой актив -технологии, знания и опыт; материальные активы - техника и программное обеспечение
Клиентская база Компании и грузовладельцы, не обладающие достаточными материальными и нематериальными активами для совершения логистических операций Компании с усложнёнными цепями поставок Грузовладельцы и организации с разветвлённой сетью контрагентов и сверхсложными цепочками поставок
При этом реализация двух последних уровней предполагает наличие развитой материально-технической базы, владение передовыми программами и системами, а также предпринимательскую смелость. В наиболее развитых странах 4PL-провайдеры уже давно получили широкое распространение, а 5PL пока что нацелены только на крупнейшие компании, глобальные корпорации и межнациональные конгломераты, системы связи в которых отличаются повышенной сложностью.
И, несмотря на присущий отрасли консерватизм, её будущее за цифровизацией и внедрением современных информационных технологий на всех этапах цепочки продаж. В ближайшем будущем стоит ожидать трансформации существующих 3PL- и 4РЬ-провайдеров до пятого уровня; при этом компании, не пожелавшие скорректировать бизнес-процессы, не пропадут с рынка, а лишь частично потеряют рыночную долю и станут субподрядчиками 5PL-провайдеров. Данное направление развития логистического аутсорсинга обусловлено стремлением к минимизации тех немногих недостатков, которые пока ещё ограничивают коэффициент полезного действия от его применения:
- рост вероятности непредвиденных расходов, связанных с ошибочными решениями провайдера;
- снижения контрольно-надзорного потенциала компании-заказчика, как следствие, снижение управленческой гибкости.
И, наконец, последний вопрос, требующий разрешения, - это создание международной нормативно-правовой базы аутсорсинга, на основании которой будут самостоятельно функционировать и взаимодействовать между собой участники логистических цепочек, не боясь утечек информации, корпоративного шпионажа и иных противоправных действий со стороны контрагента.
Таким образом, логистический аутсорсинг имеет огромный потенциал для роста и развития, зачатки которых мы наблюдаем уже сейчас. И будем наблюдать в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Список литературы
1. Когда цель бизнеса - не прибыль, а лучший мир. [Электронный ресурс] // Портал "SEB" 18.10.2017. Режим доступа: goo.gl/SciERH/ (дата обращения: 15.04.2019).
2. Башкатова Анастасия. За 10 лет Россия выбилась в аутсайдеры. [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 02.09.2018. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-09-02/2_7301_outsider.html/ (дата обращения: 15.04.2019).
3. Виряскин С. Передай другому: российский рынок аутсорсинга // Клерк, 2015. 03.11.2015. Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/432610/ (дата обращения: 15.04.2019).
4. Карпова Н.П., Королев В. О. Аутсорсинг и его роль в логистике // Молодой ученый, 2015. № 19. С. 379-381. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/99/22141// (дата обращения: 15.04.2019).
5. Зуева Е.М. Формирование концепции 5PL-логистики. [Электронный ресурс] // Материалы конференции самарского государственного экономического университета, 2013. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008907/ (дата обращения: 15.04.2019).
6. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация // М.: Вершина, 2006. 176 с.