Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубицин Николай Сергеевич

В статье показано, как в настоящее время в условиях санкций и после ковидных ограничений разрушаются цепочки поставок товаров как внутри Российской Федерации, так и поставки из зарубежа. В работе используется анализ перспектив развития логистических компаний среди субъектов малого предпринимательства. Уделено внимание вопросам налогообложению данных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS COMPANIES AMONG SMALL BUSINESSES IN THE CONTEXT OF SANCTIONS RESTRICTIONS

The article shows that at present, under the conditions of sanctions and after covid restrictions, the supply chains of goods both within the Russian Federation and supplies from abroad are being destroyed. The paper uses an analysis of the prospects for the development of logistics companies among small businesses. Attention is paid to the issues of taxation of these organizations.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ

ОГРАНИЧЕНИЙ

Трубицин Николай Сергеевич,

Аспирант Московской международной академии, Москва, Россия

Аннотация. В статье показано, как в настоящее время в условиях санкций и после ковид-ных ограничений разрушаются цепочки поставок товаров как внутри Российской Федерации, так и поставки из зарубежа. В работе используется анализ перспектив развития логистических компаний среди субъектов малого предпринимательства. Уделено внимание вопросам налогообложению данных организаций.

Ключевые слова: логистика, экономика, санкции для грузоперевозчиков, малое предпринимательство

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS COMPANIES AMONG SMALL BUSINESSES IN THE CONTEXT OF SANCTIONS RESTRICTIONS

Nikolay S. Trubitsin,

Postgraduate student of the Moscow International Academy, Moscow, Russia

Annotation. The article shows that at present, under the conditions of sanctions and after covid restrictions, the supply chains of goods both within the Russian Federation and supplies from abroad are being destroyed. The paper uses an analysis of the prospects for the development of logistics companies among small businesses. Attention is paid to the issues of taxation of these organizations.

Keywords: logistics, economics, sanctions for carriers, small businesses

В настоящее время наше общество принято называть «обществом потребления», поэтому с каждым годом объемы производства возрастают.

Перед производителями постоянно встают новые вопросы от мест складирования готовой продукции до путей доставки до продавца и конечного потребителя. Большое влияние на скачок в развитии автомобильных грузоперевозок оказало развитие электронной коммерции, в период пандемии Covid-19 выручка интернет-магазинов выросла в сотни процентов. Все эти и другие вопросы берется решать такая наука как логистика, которая упорядочивает механизмы складирования и транспортировки.

Логистика - это наука об управлении рациональным перемещением материальных потоков и сопровождающих их информационных финансовых потоков и потоков услуг в товаро-образующих цепях [1,с.12] При этом именно логистика позволяет прогнозировать требуемое время для доставки товаров, контролировать сроки поставки и оптимизировать маршруты для доставки товаров, предоставлении информации или оказании услуг от производителя/поставщика до конечного потребителя. В связи с тем, что многие теоретики и практики сходятся во мнении, о том, что стадия производства завершается того, когда изготовленный товар уже доставлен потребителю, то логистический фактор это один из важнейших при выборе места расположения производства.

Логистика играет большую роль в освоении территорий, так как Россия имеет площадь 17 075 200 квадратных километров, что делает ее крупнейшей страной на мировой карте. С севера на юг страна протянулась более чем на 4000 км, а с запада на восток почти на 10 000 км [7], поэтому надежное транспортное сообщение имеет большое значение для развития экономики страны.

Перспективы развития логистических компаний...

При организации товародвижения необходимо обосновать определенный вид транспорта. Цель выбора транспорта - это снижение затрат на перевозку и разработка экономичных маршрутов. [2, с. 68] Каждый из видов транспорта воздушный, морской, внутренний водный, железнодорожный, трубопроводный, автомобильный имеет свои особенности с точки зрения логистического управления, свои недоставки и достоинства, определяющие возможности его использования в логистической системе.

На перевозки грузов автомобильным транспортом внутри России приходится около 70% всех грузовых перевозок, что обусловлено следующими преимуществами в его использовании:

• более низкая стоимость приобретения и владения;

• перевозка по принципу «от двери до двери»;

• гибкость и маневренность при построении маршрутов и различных схем доставки грузов.

По состоянию на конец 2021 года общая протяженность федеральных, региональных, межмуниципальных, местных автомобильных дорог Российской Федерации составляет 1,566 млн км, из которых порядка 75% имеют твердое покрытие. В сравнении с данными за 2013 год общая протяженность увеличилась на более чем 500.000 километров в рамках стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [4].

Прошедший 2022 год стал поворотным для многих отраслей экономики в Российской Федерации, в том числе и для сферы грузоперевозок. Введенные в отношении Российской Федерации западными странами санкции заставили многих крупных иностранных перевозчиков уйти с Российского рынка. Освободившуюся нишу необходимо заполнить представителями Российского бизнеса, в том числе субъектами малого предпринимательства - как основой роста и развития экономики страны. Но также стоит отметить, что крупные Российские перевозчики, работающие с импортными грузопотоками, сегодня ищут загрузку на внутреннем рынке, создавая конкуренцию для представителей СМП и имея зачастую большие финансовые ресурсы, увеличивают барьеры для входа на рынок автомобильных перевозок других игроков. Помимо это существенным препятствием для входа на рынок логистических услуг являются:

• Неудовлетворительное состояние трасс

• Отсутствие скоростных шоссе

На популярных направлениях всё это приводит к тому, что средняя скорость движения в стране в 2 раза ниже, расход топлива в полтора раза выше, стоимость обслуживания автомобилей в 3 раза выше, а срок их службы на треть меньше, чем в развитых странах мира. Помимо этих проблем значительное влияние на организацию бизнеса в области автомобильных перевозок оказывает финансовое планирование и налогообложение.

Излишняя или непропорциональная налоговая нагрузка значительно усложняет процесс входа на рынок автомобильных грузоперевозок субъектов малого бизнеса. В настоящее время юридическое лицо имеет налоговую нагрузку, состоящую из 13% (НДФЛ), в том числе от суммы заработной платы, и свыше 30% налогов возложенных на фонд оплаты труда, но в первую очередь организации на общем режиме налогообложения уплачиваются НДС, который составляет 20% для услуг транспортировки и грузоперевозки. А поскольку, как было указано выше из-за низкого качества дорожных покрытий львиную долю затрат составляет топливо и обслуживание автомобилей, то зачастую грузоперевозчики работают в убыток. Поэтому многие компании готовы к неоправданному риску для оптимизации платежей. Конечно, уход к «серым» схемам по реализации платежей в настоящее время является высоко рискованным для собственников бизнеса. При это необходимо отметить, что контроль за функционированием логистических компаний со стороны государства усиливается. Особенное внимание им уделяет налоговая служба, которая пристально следит за компанией, ее контрагентами и разрывами НДС в цепочке контрагентов. Введение в действие программного обеспечения для целей отслеживания всей цепочки взаимодействия контрагентов и выплат НДС «до 12 колена», значительно усложнило использование серых схем оптимизации недобросовестным перевозчикам.

«АСК НДС-2» - это программное обеспечение, являющееся одним из компонентов АИС «На-лог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур.

В настоящее время Министерство транспорта РФ активно разрабатывает проект Единого реестра перевозчиков, где можно будет отслеживать деятельность каждого владельца грузового транспорта в России. Для включения в реестр компания должна будет соответствовать нескольким критериям, разработанным на основе налоговых показателей, как например:

• средняя заработная плата;

• количество заключенных трудовых договоров;

• основания владения транспортными средствами;

• доля вычетов по НДС;

• показателю по уплате и исчислению налоговой нагрузки;

• финансовые результаты.

Эксперты сходятся во мнении, что внедрение Единого реестра приведет к обелению отрасли грузоперевозок, однако необходимо отметить, что это также может привести к удорожанию тарифов и, как следствие, удорожание товаров. И, конечно, потери конкурентоспособности среди многих грузоперевозчиков, представителей субъектов малого предпринимательства (далее - СМП).

В феврале 2019 года был разработан проект федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации». Разработка документа велась во исполнение поручений Владимира Путина от 29 ноября 2011 года №ВП-П9-8452. Согласно законопроекту, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретают право осуществления деятельности по перевозки грузов за плату только с момента внесения сведений о нем в реестр перевозчиков грузов за плату и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе из реестра. Причина подготовки документа - необходимость устранения избытка нелегальных автоперевозчиков в Российской Федерации. Авторы законопроекта утверждают, что больше половины всех зарегистрированных в стране грузовых транспортных средств принадлежат физическим лицам, которые не платят налог, так как не являются Индивидуальными Предпринимателями. Сложившая ситуация оказывает негативное воздействие на формирование собираемости государственного бюджета, и, конечно безопасности на дорогах. По состоянию на январь 2023г. Законопроект № 639949-7 «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» находится на рассмотрении в Государственной думе РФ, закон не принят. [8]

Однако, для стимулирования роста и развития рынка автомобильных грузоперевозок среди СМП необходимо не ужесточение контроля и раздувание количества контрольных инстанций, а введение простых и понятных механизмов налогообложения, не влекущих за собой высокой налоговой нагрузки.

Одним и положительных примеров реализации такой инициативы стало введение на территории Российской Федерации системы налогообложения в виде Налога на профессиональный доход (далее - НПД) для физических лиц или как его называют в народе «Налог на самозанятых». По данным Федеральной налоговой службы [5] мера позволила пополнить бюджет страны на внушительную сумму. С начала эксперимента в 2019 году самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 1,1 трлн рублей и уплатили налоги на 40 млрд рублей. Общий доход самозанятых в день составляет более 2 млрд рублей. Основные направления деятельности самозанятых: услуги такси, доставка товаров, аренда квартир, ремонтные и маркетинговые услуги, а также продажа продукции собственного производства. Около 23% самозанятых ведут деятельность вне региона своей прописки. Большинство приезжают на заработки в Москву,

Перспективы развития логистических компаний...

Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ленинградскую область. Однако налоговая ставка для всех самозанятых вне зависимости от региона регистрации универсальна и составляет при работе с гражданами он составляет 4%, при работе с юрлицами и ИП - 6%. Ожидается, что к 2030 году число самозанятых достигнет 10-11 млн человек.

Достаточно удачным аналогом НПД для субъектов малого предпринимательства является Патентная система налогообложения (далее - ПСН), введенная в качестве альтернативы к отмененному с 01 января 2021г. Единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД). Патентная система налогообложения обладает существенным недостатком - это значительные различия в порядке расчета величины стоимости патента в зависимости от региона постановки на учет в качестве плательщика ПСН. (табл. 1)

Таблица 1. Расчет стоимости патента на 12 месяцев по субъектам РФ на 2023 год (руб.)

Регион Индивидуальный предприниматель, 3 грузовых автомобиля, грузоподъемностью 10 т

Москва (стоимость патента зависит от количества транспортных средств и их грузоподъемности) 540 000,00

Московская область (стоимость патента зависит от количества транспортных средств) 86 208,00

Санкт Петербург (стоимость патента зависит от количества транспортных средств) 162 000,00

Казань (стоимость патента зависит от количества транспортных средств) 81 000,00

Пермь (стоимость патента зависит от количества транспортных средств) 36 000,00

Екатеринбург (стоимость патента зависит от количества транспортных средств) 25 174,00

Магадан (стоимость патента зависит от количества транспортных средств и их грузоподъемности) 61 740,00

Как видно из примера, приведенного в таблице 1. Различие в стоимости патента между регионами существенно, особенно высокой представляется стоимость патента в г. Москва, что заставляет Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в столичном регионе идти на нарушение налогового законодательства и оформлять патент в Московской области.

Наиболее распространенной организационной - правовой формой создания юридического лица в Российской Федерации является общество с ограниченной ответственностью (далее -ООО). Такая организационно-правовая применяется при наличии нескольких учредителей у юридического лица, а также достаточно часто выбирается и при наличии одного учредителя - физического или юридического лица. Применять ПСН имеют право только индивидуальные предприниматели, применение патентной системы для юридических лиц (ООО) невозможно. Такое положение вызывает дискриминацию одной формы организации бизнеса среди субъектов малого предпринимательства перед другой и дает ИП налоговые, а значит и финансовые преимущества перед ООО. Также стоит отметить, что ПСН достаточно проста в плане налогового администрирования и не требует высоких финансовых затрат на содержание в штате компании специалиста по налогообложению, в отличии от иных систем налогообложения.

Обратим внимание на введенные с 01 августа 2019г. рекомендации по правилам перевозки [6] на рынке агропромышленного комплекса, исключающие возможность индивидуальных предпринимателей быть агентом или экспедитором в указанных сделках. Однако, такие реко-

мендации, направленные на вывод «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспортных услуг, лишь толкают участников рынка к созданию новых всё более сложных схем и созданию «притворных» ООО, которые, как было ранее отмечено, не могут применять ПСН, а значит снова начнут прибегать к схемам ухода от излишней налоговой нагрузки.

В этой связи предложения различных представителей государственных органов о необходимости формирования хартии (то есть ассоциации) добросовестных участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом кажутся еще одним дополнительным барьером к развитию автомобильных перевозок среди субъектов малого предпринимательства, а также еще одним шагом, поддакивающим бизнес к применению недобросовестных схем и раздувающим и без того огромную систему надзорных органов, которым необходимо будет контролировать соблюдение участниками хартии, критериев и правил нахождения в этой ассоциации.

Поддержать транспортную отрасль, в первую очередь, способно государство. Среди наиболее эффективных мер поддержки могут стать:

• субсидии на приобретение транспортных средств для субъектов малого предпринимательства;

• субсидии на топливо;

• разработка альтернативных налоговых режимов, не приводящих к неравенству между различными организационно-правовыми формами среди СМП;

• снижение финансовой нагрузки в части уплаты различных дорожных сборов;

• разработка новых сухопутных логистических цепочек;

• активное привлечение СМП к выполнению гос. заказов по организации автомобильных грузоперевозок.

Список литературы

1. Тебекин А.В. Логистика: учебник / А. В. Тебекин. - 3-е изд., стер. - М: Дашков и К°, 2021. - 355 с.

2. Левкин Г. Г. Коммерческая логистика: теория и практика : учебное пособие: / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. - М-Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. - 336 с.

3. Сукало Г.М. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Г. М. Сукало. - М: Директ-Медиа, 2022. - 232 с.

4. Официальный сайт Государственная компания «Автодор» [Электронный ресурс] Сведения об изменении протяженности федеральных трасс. URL: http://www.russianhighways. ru (дата обращения 16.01.2023).

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс] Сведения о количестве зарегистрированных самозанятых (дата публикации 06.06.2022) URL:https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12258990/.

6. Официальный сайт Хартии Агро-промышленного комплекса России [Электронный ресурс]. Рекомендации по правилам автоперевозки АПК с 01.11.2019. URL: https://xn— -7sbb4am3adqy8h.xn--80ai4tf.xn--p1acf/novosü/26632-rekomendatii-po-pravilam-avtoperevozki-apk-s-01-11-2019 (дата обращения 17.01.2023).

7. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Габонской Республике [Электронный ресурс]. Сведения о Территории и населении Российской Федерации. URL: https://gabon.mid.ru/ru/countries/russia/welcome/territoriya_i_naselenie_rossiyskoy_ federatsii/#:~:text (дата обращения 13.01.2023).

8. Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество») Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Законопроект № 639949-7 «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/639949-7 (дата обращения 17.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.