Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИК / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная М.Н., Гагиев Д.Ю.

Данная статья посвящена особенностям маркетингового исследования при построении деятельности грузоперевозчиков в информационной среде на современном этапе. Изучены основные нюансы ведения хозяйственной деятельность в сфере логистики, выделены закономерности и проблемные стороны нынешней транспортной логистики посредством анкетирования целевых участников бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CARGO CARRIERS' ACTIVITIES IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

This paper analyzes the features of building the activities of cargo carriers under modern conditions and within the information environment through marketing research. The main nuances of doing business in the field of logistics are studied, the patterns and problematic aspects of the current transport logistics are highlighted by means of a questionnaire of target business participants.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент Д.Ю. Гагиев, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-4-190-193

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям маркетингового исследования при построении деятельности грузоперевозчиков в информационной среде на современном этапе. Изучены основные нюансы ведения хозяйственной деятельность в сфере логистики, выделены закономерности и проблемные стороны нынешней транспортной логистики посредством анкетирования целевых участников бизнеса.

Ключевые слова: маркетинговое исследования, автомобильные грузоперевозчик, анкетирование, логистика, информационная среда, корреляция.

Рынок автомобильных грузоперевозок с точки зрения организации бизнеса занимает место довольно низкорентабельной сферы для получения конечной прибыли. В первую очередь такая ситуация подкрепляется очень высокой долей затрат транспортной сферы, политической и общей экономической ситуацией, но в то же время важно отметить и высокий уровень конкуренции, где превалирует именно ценовая борьба, которая ведет к снижению цен. Необходимы учитывать аспекты роста переменных издержек, это налогообложение, система «Платон», рост цен на горюче-смазочные материалы и запчасти для технического обеспечения.

Такое положение дел на рынке транспорта приводит к росту стоимости автомобильных грузоперевозок. Средняя цена автомобильной грузоперевозки в 2021 году выросла на 20%. На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Краснодарским краем, цены увеличились на 50-100% [4]. А объем перевозимых грузов падает, В 2019 г. на фоне замедления экономики вес грузов снизился на 4% относительно 2018 г. -до 2,94 млрд т. В 2020 г. объем грузоперевозок в России сократился еще на 4% и составил 2,82 млрд т. [5]. Мы приходим к выводу, что в настоящих реалиях инвестору при прочих равных условиях будет выгоднее вкладывать деньги в банк на депозитные счета [3].

Но в тоже время важность логистики и транспорта в России очень велика, так в 2019 году данная отрасль обеспечила 7% валовой добавленной стоимости. Транспортная связь в России занимает одно из ведущих мест в мире. Если брать во внимание общую протяженность автомобильных и железнодорожных путей сообщения, то России занимает третье место по железной дороге и пятое место по автомобильной дороге, уступая США и Китаю [2].

Особенно актуален сейчас вопрос циф-ровизации производственной цепочки транспортных услуг и логистики в целом, как и в России, так и в зарубежных странах. Субъекты бизнеса в сфере транспорта на сегодняшний день имеют достаточное количество получаемых преимуществ за счёт внедрения в производимую деятельность цифровых технологий. Важно отметить, что речь идет не только о получении конкретных преимуществ на этом фоне, но и о комплексном уровне рассмотрения вопросов рисков, идентификации, что в целом на уровне принятия решения субъектов бизнеса по вопросам повышения эффективности системы логистики является крайне важным [1].

Привычные в транспортной отрасли логистические биржи включают в себя огромное количество участников, разделяющихся по определённому роду деятельности. Это грузоотправители и грузо-

получателями, экспедиторские компании, перевозчики, диспетчера и многие другие профессиональные направления. На данный момент самый распространённый способ работы субъектов бизнеса - это участие экспедиторских компаний в торгах на получение права временного владения на тот или иной груз грузовладельца. Даже не имея собственного транспорта, экспедиторская компания посредством логистической биржи находит перевозчика и буквально продаёт ему информацию, что выражается в его найме по договор-заявке.

Для выявления широты нюансов и возможных проблем при работе с логистическими информационными биржами описанными было проведено целевое маркетинговое исследование. В исследовании принимали участие 41 юридическое лицо. Метод исследования - анкетирование в формате онлайн-опроса. Выборка направлена на транспортные компании, специализирующиеся на грузоперевозках. Где из 41-го юридического лица - 10 оказались участниками малого бизнеса, 18 участниками микробизнеса, а также 13 индивидуальных предпринимателей.

Все участники опроса оказались целевыми, ответы которых приняли участие в исследовании. Главным условием при разработке выборки было - обязательная регистрация респондентов на информационной логистической бирже, как например АвтоТрансИнфо, и работа посредством данного инструмента.

Исследование показало, что в целом размер компании напрямую влияет на её производственные мощности. Среди самых крупных респондентов (малых компаний) большинство перевозят более 100 грузов (60% малых компаний), а оставшаяся часть от 10 и до 100 грузов в месяц (40% малых компаний). В тоже время индивидуальные предприниматели перевозят всего до 10 грузов в месяц (62% ИП), но есть и значительная часть, вырывающиеся из 10 грузов в месяц (31% ИП), но в тоже время есть участники, которые будучи ИП перевозят более 100 грузов в месяц (8% ИП).

Также среди участников опроса 49% имеют собственный автопарк, и они не

пользуются наёмный транспортом. У 27% на балансе собственный транспорт, но они также пользуются и наёмный транспортом. У 24% участников в пользовании только арендованный транспорт. Такой высокий процент отсутствия собственного автопарка подкрепляется слишком высокими издержками на его обеспечение, что в тех или иных случаях менее выгодно найма или лизинга транспортных средств.

Все участники опроса в своей деятельность используют информационные транспортные биржи, это значительно облегчает поиск как грузов, так и перевозчиков, документооборот, проверку фирмы на надёжность, появляется возможность использования различных логистических инструментов, а также удобное построение долгосрочных связей с иными субъектами бизнеса. Среди опрашиваемых респондентов целых 98% пользуются лидером среди транспортных бирж «АТИ», параллельно 20% используют «Ingruz» и 24% «Trans».

При построении своей производственной деятельности путем использования транспортных бирж, респонденты выделяют ряд важных аспектов работы и возможностей. Среди внутренних функций транспортных информационных систем лидирующие позиции занимает возможность встроенной проверки фирмы на надежность, здесь 78% респондентов присваивают этой позиции максимальный балл. В то же время 68% считают важным необходимость внутреннего страхования грузов. А 56% опрашиваемым весьма важно иметь максимальную полноту информации о потенциальном грузе.

В рамках данного вопроса для понимания взаимосвязи переменных и пропорциональности изменчивости двух переменных была произведена корреляция Пирсона. Для выборки в 41 единицу, r-Пирсона не должно быть менее 0,26.

Среди наиболее взаимосвязанных переменных оказались: возможность общения между участниками и профессиональный расчет расстояний (r=0,67; Р<0,01); возможность страхование груза и проверка фирмы на надёжность (r=0,41; Р<0,01); профессиональный расчёт расстояний и

актуальные новости грузоперевозок (г=0,48; Р<0,01);

Среднюю взаимосвязь показали: возможность общения между участниками и страхование груза (г=0,40; Р<0,05); проверка фирмы надёжность и профессиональный расчёт расстояний (г=0,32; Р<0,01).

Важный аспект зависимости грузопере-возчиков от экспедиторских услуг подтверждается тем, что 77% опрашиваемых ИП работают через экспедиторов, и только 23% ИП имеют возможность работать с грузовладельцем напрямую. Микропредприятия также весьма зависимы, поскольку 55% из них, как правило, работают с экспедиторами. И 40% малых предприятий также через экспедиторов, но и 60% малых предприятий имеют возможность работы с грузовладельцем напрямую. Поскольку выборки в данном вопросе разного размера, и есть видимые различия, то для проверки равенства двух дисперсий необходимо применить критерий Фишера. Обе выборки соответствуют условию п1,2>7 ^-размер выборки). В тоже время при минимальном возможном значении ^=1,29, выявлено ^=1,67, где р < 0,05, что говорит о присутствии отличий и достоверности. Возможность работы с заказчиками напрямую действительно более свойственно малым предприятиям.

При выборе основных трудностей при работе в информационной среде, 39% участников исследования сталкиваются со слишком низкими ставками фрахта (стоимости перевозки), а 27% не всегда имеют полное информационное обеспечение ка-

сательно того или иного груза, как правило такие компании сталкивались с ситуациями, когда по прибытию на погрузку, вытекали несостыковки в тоннаже и объеме груза. И 24% компаний не всегда могут найти подходящий груз, как правило именно эти компании отвечали ранее, что перевозят опасные грузы или негабаритные грузы, которые не всегда появляются на логистических биржах.

Отсюда можно сделать вывод о том, что на данный момент нет более положительной картины относительно рентабельности услуг по грузоперевозкам. Участникам зачастую невыгодно иметь собственный транспорт в связи с высокими издержками. Также достаточно насущной является проблема обмана со стороны недобросовестных фирм, что подкрепляется желанием респондентов проверять своих контрагентов на надежность. Многие участники рынка грузоперевозок сталкиваются с проблемами низких ставок фрахта при поиске груза. В тоже время многие грузопе-ревозчики вынуждены пользоваться услугами экспедиторских компаний.

Существенный недостаток как для перевозчика, так и для грузоотправителя заключается в том, что экспедиторская компания берёт свой процент от стоимости фрахта за фактическую передачу информации. Довольно часто экспедиторские компании злоупотребляют и пользуются ситуацией, когда грузовладелец готов заплатить высокую стоимость фрахта, но в свою очередь экспедитор приравнивает эту стоимость к среднерыночной для перевозчика.

Библиографический список

1. Курбанов Т. Цифровые логистические технологии, 2018 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customsexpert.ru/articles/tsifrovie-logisticheskie-t.htm

2. BusinesStat, Анализ рынка автомобильных грузоперевозок в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/27086/

3. Аксентьев А.А. Анализ ценовой ситуации на рынке автомобильных грузоперевозок в России // Вестник НГИЭИ. - 2021. - №2 (117).

4. Forbes. Автогрузоперевозки в России подорожали на фоне восстановления рынка 2021 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/440487-avtogruzoperevozki-v-rossii-podorozali-na-fone-vosstanovlenia-rynka

5. RBC, Анализ отрасли грузовых перевозок в России в 2016-2020 гг., прогноз на 20212025 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/27086/

- Экономицеские HayKU-

MARKETING FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CARGO CARRIERS' ACTIVITIES IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.Yu. Gagiev, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This paper analyzes the features of building the activities of cargo carriers under modern conditions and within the information environment through marketing research. The main nuances of doing business in the field of logistics are studied, the patterns and problematic aspects of the current transport logistics are highlighted by means of a questionnaire of target business participants.

Keywords: marketing research, trucking, survey, logistics, information environment, correlation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.