Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае'

Анализ тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / ЭКСПЕДИТОРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / THE MARKET OF A CARGO TRANSPORTATION / FREIGHT FORWARDERS / LOGISTICS OPERATORS / LOGISTICS TECHNOLOGIES OF FREIGHT TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерцева Наталья Петровна, Ярайкина Мария Сергеевна

Проводится анализ основных тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае, приводятся результаты исследования уровня развития транспортных услуг, основных проблем и тенденций развития транспортной логистики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белозерцева Наталья Петровна, Ярайкина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development analysis of the cargo transportation market in the Primorsky territory

In this article analyses the basic trends of development of the market of cargo transportation in the Primorsky territory, the results of investigation of the level of development of transport services, the main problems and tendencies of the development of transport logistics in the region.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае»

УДК 338.1

Белозерцева Наталья Петровна, Ярайкина Мария Сергеевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Анализ тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае

Проводится анализ основных тенденций развития рынка грузоперевозок в Приморском крае, приводятся результаты исследования уровня развития транспортных услуг, основных проблем и тенденций развития транспортной логистики в регионе.

Ключевые слова и словосочетания: рынок грузоперевозок, экспедиторы, логистические операторы, логистические технологии грузоперевозки.

Использование достижений логистики при организации процесса грузоперевозок является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.

Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых перевозчиков и экспедиторов. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения логистического мышления и освоения принципов логистики.

На сегодняшний день самыми современными технологиями в сфере транспортировки грузов обладают логистические операторы. Они в состоянии обеспечить для клиента построение всей логистической цепочки от производителя до конечного потребителя, заменив собой службу логистики на предприятии (логистический аутсорсинг). Для оказания таких услуг компания должна обладать серьезными материальными и нематериальными активами: складами, специализированной техникой, развитой филиальной сетью, квалифицированным персоналом и т.п.

Увеличение количества и качества работы логистических операторов способствует существенному улучшению состояния рынка грузоперевозок. В России, по оценке РБК, проникновение на рынок логистических

операторов составляет всего 22%, в то время как в Европе и США этот показатель доходит до 60%.

Каково же состояние развития рынка грузоперевозок в Приморском крае? Для выяснения этого вопроса было проведено пилотное исследование среди 45 компаний-грузоперевозчиков на железнодорожном и морском транспорте и 25 компаний - потребителей этих услуг (рис. 1).

8%

24%

■ 2 йлллл

■ 3 балла

■ 4б2лл£

68%

Рис. 1. Оценка уровня развития транспортно-логистических услуг в Приморском крае (мнение потребителей данных услуг)

Согласно данным рис. 1 на вопрос: как вы оцениваете уровень развития транспортно-логистических услуг в Приморском крае? - 68% респондентов ответили, что он заслуживает оценку 3 балла, т.е является «средним», 24% опрошенных считают, что он заслужил всего 2 балла, т.е. имеет «низкий» уровень развития. При этом стоит учесть, что не было ни одного ответа с оценкой 5 баллов «высокий» и всего 8% респондентов присвоили ему оценку 4 балла - «выше среднего». Полученные данные указывают на неудовлетворенность клиентов качеством услуг грузоперевозок.

Монопольное положение крупных..

Невысокий уровень конкуренции

Тарифная политика перевозчиков Работа таможенных структур Недостаток современных складских площадей Недостаток современных логистических.. Неравномерное распределение грузопотоков Неразвитая транспортная инфраструктура

■ 2, 76 8 ,84 2,88

2,4

■ 2.6

:

28

■ 3.1

2,88

\ \ 1\ \

Ш 3,04

0,5

3,5

1 1,5 2 2,5 Проблемы Средний балл

Рис. 2. Оценка важности проблем, препятствующих развитию транспортной логистики

в Приморском крае

Н.П. Белозерцева, М.С. Ярайкина Анализ тенденций развития рынка

В чем же причина столь низко оцененного уровня развития транс-портно-логистических услуг в Приморском крае? Для выяснения этого респондентам было предложено выбрать из 10 вариантов самые, на их взгляд, важные препятствия в развитии транспортной логистики и оценить их в баллах от 1 до 5 по степени важности (1 - наименее важные, 5 - наиболее важные). Затем, рассчитав средний балл, был выстроен рейтинг проблем развития грузоперевозок в Приморском крае (рис. 2).

По данным рис. 2 наибольший средний балл согласно мнению компаний-респондентов получила проблема недостатка современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки. На втором месте по значимости стоит проблема неразвитой транспортной инфраструктуры, на третьем - недостаточно эффективная работа таможенных структур и неравномерное распределение (несбалансированность) грузопотоков по направлениям «во Владивосток» и «из Владивостока».

Бесспорно, что развитие рынка грузоперевозок связано, прежде всего, с внешними факторами: инфраструктурой, таможенными органами, законодательством. Но безусловным фактором развития служат и сами участники рынка: крупные компании, логистические операторы, способные, совершенствуя свою деятельность, дать серьезный толчок развитию всей отрасли.

Существуют ли в Приморском крае логистические операторы и какова их доля в структуре рынка грузоперевозок?

На вопрос о том, известно ли понятие «логистический оператор» потребителям транспортных услуг, 32% респондентов ответили отрицательно, остальные 68% ответили положительно и приняли участие в уточнении перечня услуг, которые отличают его от транспортно-экспедиторской компании. Обработка данных показала следующие отличия, присущие логистическим операторам (рис. 3).

Рис. 3. Отличия логистических операторов и транспортно-экспедиторских компаний

по набору предоставляемых услуг

На рисунке 3 под условным обозначением ЛО приведен набор услуг, который отличает логистического оператора от транспортно-экспедиторской компании (ТЭК).

Из 45 опрошенных транспортных компаний в Приморском крае лишь 4% компаний предоставляют весь спектр приведенных выше логистических услуг, а значит, могут именоваться логистическими операторами. Этот показатель подчеркивает значительное отставание не только от мировых, но и от общероссийских тенденций развития рынка грузоперевозок.

Увеличение логистических операторов могло бы существенно улучшить состояние транспортной отрасли. Согласны ли с таким утверждением компании-потребители транспортных услуг Приморского края? (рис. 4).

Согласно данным рис. 4 большинство компаний, пользующихся услугами грузоперевозок, посчитали увеличение количества логистических операторов на рынке нашего региона необходимостью. При этом 59% респондентов уточнили, что нужно увеличить количество истинных логистических операторов, предоставляющих качественные услуги грузоперевозок. 18% респондентов считают, что в этом нет необходимости, а еще 18% уточняют, что услуги логистических операторов необходимы только крупным компаниям, корпорациям, поэтому того количества компаний, которое сейчас присутствует на рынке, вполне достаточно.

■ Необходимоувеличить

■ Необходимо увеличить, если это будут истинные Л О

Нет необходимости

■ Нет необходимости, услуги /10 нужны только очень крупным компаниям, корпорациям

Рис. 4. Мнение клиентов транспортных услуг об увеличении количества логистических операторов в Приморском крае

Несмотря на необходимость увеличения количества логистических операторов, грузоотправители хотели бы также улучшить качество работы существующих транспортно-экспедиторских компаний по самым важным для них критериям, по которым они выбирают, какой компанией пользоваться. Из предложенного списка в 20 критериев наиболее важными для оценки качества работы транспортной компании респонденты ука-

Н.П. Белозерцева, М. С. Ярайкина Анализ тенденций развития рынка ...

зали (в порядке убывания важности): выдерживание сроков транспортировки, тарифную политику компании-перевозчика, своевременное предоставление документации, широкую географию перевозок, возможность доставки сборных грузов.

Наименее значимыми критериями для выбора транспортной компании в Приморском крае стали (также в порядке убывания): наличие собственного подвижного состава, собственных складских площадей и собственных подъездных путей, наличие акций, бонусов, продолжительность работы компании на рынке, известность компании на рынке.

Приморский край (в частности Владивосток), так же как и другие российские регионы, развивается аналогично европейским странам. Поэтому в соответствии с мировым опытом, они пройдут три основных этапа роста и развития логистических компаний:

1 этап. Транспортировка/дистрибуция по контракту.

2 этап. Логистический аутсорсинг.

3 этап. Интегральное управление логистическими цепочками.

В 2005 г. РФ вошла во второй этап становления рынка. К 2017 г. по прогнозам экспертов постепенно придет и к третьему. Ускорению этого процесса будет способствовать увеличение на рынке компаний-логистических операторов, предоставляющих весь комплекс услуг по грузоперевозке.

Проведенное в Приморском крае пилотное исследование обозначило ряд острых проблем, которые необходимо решать для качественного роста рынка транспортно-логистических услуг и ликвидации отставания от мировых тенденций развития. В частности, это недостаток логистических технологий, неразвитая инфраструктура, неэффективная работа таможенных структур, несбалансированность грузопотоков. Также важным фактором является недостаток крупных логистических операторов, способных, совершенствуя свою деятельность, дать качественный скачок развитию отрасли в конкретно взятом регионе.

Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.

Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки: учеб. пособие / Р.С. Беспалов. -М.: Вершина, 2008. - 384 с.

Белозерцева Н. П. Структура и особенности современного рынка грузоперевозок / Н.П. Белозерцева, М.С. Ярайкина // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: научный журнал. - 2012. - №1(14). - С. 64 - 73.

Белозерцева Н.П. Динамика основных показателей транспортной отрасли Дальнего Востока [Электронный ресурс] / Н.П. Белозерцева, М.С. Ярайкина // Науковедение: Интернет-журнал. - 2013. - №2(15). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik2/15.pdf, свободный.

Структура и особенности рынка логистики и грузоперевозок [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uleks.ru/blogs/1/3.html (дата обращения: 06.04.2012).

Куда стремится логистический аутсорсинг в России? [Электронный ресурс] // Новости ИЛЦ «Аэроград». Режим доступа: http://www.aero-grad.ru/projectairgrad/pviewcomm?new=787 (дата обращения: 06.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.