Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ВЫШИВКА / ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ / ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО / ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРИННЫХ ТЕХНИК ВЫШИВКИ / ЗОЛОТНОЕ И ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ШИТЬЕ / СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ / УНИКАЛЬНЫЙ ВИД ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Славянская Жанна Владимировна, Иов Марина Владимировна

Возрождение и развитие церковного шитья в XX веке открывает простор для творчества мастеров золотного шитья и взаимодействия церкви, музеев, реставрационных мастерских, отдельных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Славянская Жанна Владимировна, Иов Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF PICTORIAL EMBROIDERY IN PRIMORSKY KRAI

The revival and development of church embroidery in the twentieth century opens up space for the creativity of masters of gold embroidery and for an interaction between church, museums, restoration workshops and individual craftsmen.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ»

Фрагмент средника. Лик и ручки вышиты шелковыми нитями в раскол. 2021

Мастерская ««Золотая нить» (Владивосток)

A fragment of the mullion. The face and handles are embroidered with silk threads in split. 2021 Workshop "Golden thread" (Vladivostok)

DOI: 10.17516/2713-2714-0004 УДК 247.9

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF PICTORIAL EMBROIDERY IN PRIMORSKY KRAI

Slavinskaya Zhanna Vladimirovna Iov Marina Vladimirovna

Workshop of secular and church embroidery

"Golden Thread"

Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The revival and development of church embroidery in the twentieth century opens up space for the creativity of masters of gold embroidery and for an interaction between church, museums, restoration workshops and individual craftsmen.

Keywords: church embroidery; preservation of traditions; unique art form; pictorial embroidery; Christian art; revival of the old embroidery techniques; gold and ornamental embroidery.

Citation: Slavinskaya, Zh.V., Iov, M.V. (2022). PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PICTORIAL EMBROIDERY IN PRIMORSKY KRAI. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 34-39.

Ж. В. Славинская М. В. Иов

Мастерская светского и церковного шитья «Золотая нить»

Владивосток, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Возрождение и развитие церковного шитья в ХХ веке открывает простор для творчества мастеров золотного шитья и взаимодействия церкви, музеев, реставрационных мастерских, отдельных мастеров.

Ключевые слова: церковная вышивка; лицевое шитье; христианское искусство; возрождение старинных техник вышивки; золотное и орнаментальное шитье; сохранение традиций; уникальный вид искусства.

Церковное лицевое и золотное шитье насчитывает многовековую историю. Традиция этого шитья пришла на Русь из ии во времена принятия христианства. Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко [4, 6]. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, и далеко не каждая вышивальщица могла овладеть искусством сложной вышивки: она должна была знать историю искусства, разбираться в богословии, быть художником и верующим человеком. Золотым шитьем украшали праздничные облачения и головные уборы служителей церкви [6].

Древнерусское искусство художественного церковного шитья включает в себя разные виды и техники: лицевое («личное») шитье шелком, орнаментальное шитье жемчугом и шнурами, шитье золотное - золотыми, серебряными или мишурными нитями в прикреп.

Произведения церковного шитья занимали важное место в художественной и общественной жизни Древней Руси. Искусство церковного шитья прежде всего коллективное. В работе над большими произведениями обычно участвовало несколько мастеров: знаменщик создавал рисунок для вышивки, словописец подготавливал литургические надписи, травщик рисовал узоры (травы), затем наступал черед вышивальщиц, каждая из которых шила то, в чем была искуснее других.

В течение столетий искусство церковного лицевого и золотного шитья развивалось, совершенствовалось, приходило в упадок и вновь возрождалось. Живо оно и в наши дни благодаря усилиям исследователей и реставраторов древнерусского церковного шитья, мастеров декоративно-прикладного искусства [9].

С 80-х гг. ХХ века с повышением интереса к древнерусскому шитью проводятся выставки, конференции, которые сопровождаются выпуском каталогов, сборников научных статей. К концу 1990-х годов в центральных регионах России формируются первые мастерские церковного шитья силами церкви и мастеров-энтузиастов. В Приморском крае в силу удаленности от центра этот вид уникального искусства не был развит ни в дореволюционное время, ни в первые десятилетия постсоветского периода, литургические предметы были в основном привозными.

С восстановлением старых и строительством новых храмов, возрождением монастырей возникла идея создать мастерскую светского и церковного шитья. Появились мастера, готовые перенять технологии древнерусского лицевого шитья как самостоятельно, так и на дистанционных курсах Православного гуманитарного института «Со-Действие» (Москва), в мастерской «Убрус» (С.-Петербург).

В октябре 2018 года такая мастерская с названием «Золотая нить» была организована на общественных началах автором статьи, магистром декоративно-прикладного искусства. В ее составе, кроме руководителя, еще два магистра

Закрепление фигуры

на основной фон, вышивка букв. 2021

Мастерская «Золотая нить» (Владивосток)

Fixing the figure on the main background, embroidery letters. 2021 Workshop "Golden Thread" (Vladivostok)

►Фрагмент мафория

Пресвятой Богородицы. 2021. Золотный шнур, канитель, жемчуг, парча Мастерская «Золотая нить» (Владивосток)

Fragment of the maforium of the Most Holy Theotokos. 2021 Gold cord, rope, pearls,brocade. Workshop "Golden Thread" (Vladivostok)

ДПИ, педагог традиционных ремесел и просто увлеченные древним искусством мастера1.

Работа велась (и этот процесс продолжается) по нескольким направлениям:

- формирование клубной библиотеки книг о церковном и светском золотном шитье;

- формирование собственного фонда образцов золотного, орнаментального шитья и инструментов Х1Х-ХХ вв.;

- освоение разнообразных техник на основе учебно-методической литературы и видеоуроков;

- создание демонстрационных образцов, что позволяет более прочно закрепить приобретенные навыки, сразу применить их на практике и подготовить изделия для участия в выставоч-но-просветительских мероприятиях краевого уровня с целью привлечения внимания общественности к возрождению и развитию древнего искусства в Приморье.

Фрагмент орнамента каймы. 2021.

Мастерская «Золотая нить» (Владивосток)

Fragment of the border ornament. 2021

Workshop "Golden Thread" (Vladivostok)

На каймах вышит тропарь

Успения Пресвятой Богородицы: "В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша"

В мастерской «Золотая нить» работают мастерицы в возрасте от 40 лет, которые проявили себя в других видах творчества. Однако одной из задач мастерской является привлечение молодых прихожанок храмов города и края к освоению этого уникального искусства.

В 2019 году мастерская участвовала в IX Всероссийском конкурсе народного творчества и национальных культур «Солнцеворот» во Владивостоке (диплом I степени); XI Детском этническом фестивале «Живой источник» в г. Находке; фестивале народных ремесел «Кустари» (г. Фокино); фестивале - ярмарке талантов Приморского края «Экологически чистое творчество» (г. Владивосток); Краевом фестивале декоративно-прикладного искусства «Грани творчества», г. Владивосток (победитель в номинации «Вышивка» - Ж.В. Славинская).

Важным направлением деятельности мастерской «Золотая нить» стало сотрудничество с православным Свято-Серафимовским мужским монастырем на Русском острове.

За год работы вышивальщицы освоили основные техники орнаментального шитья и соборно исполнили закладки для Евангелия, комплект покровцов, хоругви для мужского монастыря на острове Русском. Ручная вышивка - очень долгий и трудоемкий процесс: на комплект покров-цов может уйти до четырех месяцев, поэтому такие работы выполняют по две и более вышивальщиц.

Новым и важным этапом в деятельности мастерской стало создание плащаницы Пресвятой Богородицы для храма Свято- Серафимовского мужского монастыря по благословению настоятеля отца Климента. Работа проходила в ряд этапов, первым и важнейшим из которых был подготовительный: изучение техник и технологий, традиционно применяющихся в изготовлении плащаниц. Был приобретен онлайн-курс с сопровождением в Школе церковной вышивки и золотного шитья золотошвейной мастерской «Убрус» из Санкт-Петербурга в сентябре 2020 года.

Были подготовлены в натуральную величину прориси, разработаны эскизы орнаментов, буквиц, выполнены образцы, подобраны ткани2. В основу орнамента мафория Пресвятой Богородицы лег узор костюма Александры Дмитриевны Шевелевой, жены владивостокского купца и судовладельца. Он шился к одному из русских балов, проводившихся в честь 300-летия дома

Романовых. В настоящее время костюм хранится в Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

Для вышивки Псалма Пресвятой Богородицы, расположенного на кайме плащаницы, были выбраны две техники: обводка контура буквиц золотным шнуром и дальнейшая их вышивка китайским некрученым шелком в раскол. Орнамент на каймах выполнен золотными шнурами в прикреп, украшен натуральным жемчугом, канителью, латунными пайетками.

Фигура Богородицы (одежды, нимб) выполнена в технике аппликации серебряной парчой и золотым глазетом. Орнамент мафория вышит канителью, серебряными шнурами, украшен натуральным жемчугом, натуральными камнями, серебряными пайетками3.

В августе 2021 года работа над плащаницей была завершена. Это первая плащаница, которая изготовлена в нашем городе местными мастерами соборно.

Как многие мастера, которые делают вклад в украшение церкви, «Золотая нить» осуществляет свою деятельность на благотворительной основе, и все материалы приобретаются за счет мастеров.

Таким образом, церковное лицевое и золотное шитье - это новый вид искусства для нашего региона. Перспективы его развития возможны при личной инициативе мастеров, поддержке Приморской Епархии, меценатов и благотворительных фондов.

Примечания

1. Мастерская «Золотая нить» (Владивосток):

Евгения (Жанна) Славинская - руководитель мастерской «Золотая нить», дизайнер, магистр декоративно-прикладного искусства, мастер лицевого шитья;

Марина Иов - магистр декоративно-прикладного искусства, филолог, преподаватель русского языка и литературы, почетный работник общего образования РФ;

Ольга Бахаева - магистр декоративно-прикладного искусства, мастер орнаментальной и золотной вышивки;

Лариса Николаева - мастер орнаментальной и золот-ной вышивки;

Ирина Лукьяненко - мастер декоративно-прикладного искусства, педагог дополнительного образования;

Наталья Герасимова - мастер декоративно-прикладного искусства, швея;

Татьяна Даниловская - участник мастерской, помощница;

Мария (Татьяна) Медведева - дизайнер, помощница.

2. Общий размер плащаницы - 90x124.

3. Материалы для создания плащаницы:

Бахрома, яркое золото (Китай) - 6 м Бязь - 2,5 м

Глазет золотой - 40x70 см

Жемчуг натуральный белый (рис) 5-6 мм - 143 см

Жемчуг натуральный белый 5-6 мм - 165 см

Жемчуг натуральный белый (круглый) 4 мм - 35 см

Жемчуг натуральный розовый 6 мм - 192 см

Жемчуг натуральный розовый 4 мм - 163 см

Жемчуг натуральный розовый 2 мм - 70 см

Канитель, серебро - 150 г

Канитель, золото - 100 г

Натуральные камни 3 мм - 9 шт.

Натуральные камни 3 мм - 3 шт.

Нити армированные - 4 катушки

Нити «ботос» - 100 г (230 м)

Подкладочная ткань - 2,5 м

Парча золотая - 30x30 см

Парча серебряная - 50x30 см

Пайетки латунные 2 мм - 50 г

Пайетки серебряные З мм - 70 г

Подрамник 43x110 см - 4 шт.

Подрамник 50x80 см - 1 шт.

Скатерочная ткань - 2,3 м

Сборка плащаницы. 2021

Мастерская «Золотая нить» (Владивосток)

Assembling the

shroud.

2021

Workshop "Golden Thread" (Vladivostok)

Вышивка каймы. Буквы вышиты шелковыми нитями в раскол. 2021

Мастерская «Золотая нить» (Владивосток)

Border embroidery. The letters are embroidered with silk threads in split. 2021

Workshop "Golden Thread" (Vladivostok)

Стабилизатор - 3 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трунцал, золото - 100 г

Шнур, молочное серебро (Индия) № 10 - 35 м

Шнур, молочное серебро (Индия) № 4 - 32 м

Шнур, светлое золото (Индия) № 4 - 36 м

Шнур, яркое золото (Индия) № 4 - 35 м

Шнур, яркое золото (Индия) № 8 - 90 м

Шелк некрученый (Китай) № 14 - 70 пасм

Шелк некрученый (Китай) № 3 - 33 пасм

Шелк некрученый (Китай) № 72 - 60 пасм

Шелковые нити крученые (Россия) № 33 - 1 катушка

Литература

1. Бабушкина, Н.В. Золотое шитье. - Москва : ОЛ-МА-ПРЕСС, 2003. - 64 с.

2. Бойченко, И.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом. Народные художественные промыслы : учебное пособие. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. - 112 с.

3. Ветюкова, А.П. Золотное орнаментальное шитье : метод. пособие. - Москва : Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2004.

- 19 с.

4. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / отв. ред. О.А. Платонов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2014. - 704 с.

5. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития : учеб. пособие для вузов.

- Москва : Владос, 2014. - 232 с.

6. Круглова, А.Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV-XVI веков.

- Санкт-Петербург : Коло, 2011. - 288 с.

7. Постникова-Лосева, М.М. Русская золотая и серебряная скань. - Москва : Искусство, 1981. - 288 с.

8. Со-действие: Православный гуманитарный институт. - URL: https://artvuz.ru (дата обращения 02.03.2022).

9. Убрус : журнал / гл. ред. Е.Ю. Катасонова ; Успенское подворье Оптиной пустыни ; золотошвейная мастерская «Убрус». - Санкт-Петербург, 2007-2009.

- № 8-12. - URL: http://ubrus.ru/taxonomy/term/116 (дата обращения 13.02.2022).

10. Шабельская, Н.Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации : сборник центральных государственных реставрационных мастерских / под ред. Игоря Грабаря.

- Москва, 1926. - C. 113-124.

References

1. Babushkina N. V. Zolotoe shit'e [A gold embroidery]. Moscow, OLMA-PRESS, 2003, 64 p.

2. Bojchenko I. V. Osnovy' teorii dekorativno-prikladnogo iskusstva s praktikumom [The basics of the theory of decorative and applied arts with practicum]. Folk arts and crafts, textbook. Tyumen', pub. Tyumen

State University, 2012, 112 p.

3. Vetyukova A. P. Zolotnoe ornamental'noe shit'e [A gold ornamental embroidery]. Methodical guide. Moscow, pub. St. Tikhon's Orthodox University, 2004, 19 p.

4. Zabelin I. E. Domashnij by't russkix czaricz v XVI i XVII stoletiyax [Domestic life of Russian Tsarinas in XVI-XVII centuries]. Ex. ed. O. A. Platonov. Moscow, Institut russkoj civilizacii, 2014. 704 p.

5. Koshaev V. B. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Ponyatiya. E'tapy' razvitiya [Decorative and applied arts. Definitions. Development stages]. Textbook for universities. Moscow, Vlados, 2014, 232 p.

6. Kruglova A. R. Zolotoshvejnoe rukodelie velikoknyazheskix i czarskix masterskix XV-XVI vekov [A gold embroidery work in workshops of great princes and tsars in XV-XVI centuries]. Saint Petersburg, Kolo, 2011, 288 p.

7. Postnikova-Loseva M. M. Russkaya zolotaya i serebryanaya skan' [Russian gold and silver filigree]. Moscow, Art, 1981, 288 p.

8. So-dejstvie: Pravoslavny'j gumanitarny'j institut [So-dejstvie: Orthodox humanitarian institute], available at: https://artvuz.ru (accessed 02.03.2022).

9. Ubrus: zhurnal [Ubrus: Journal]. Main ed. E. Yu. Katasonova. Uspenskoe podvor'e Optinoj pusty'ni, gold embroidery tread "Ubrus". Saint Petersburg, 20072009, no. 8-12, available at: http://ubrus.ru/taxonomy/ term/116 (accessed 13.02.2022).

10. Shabel'skaya N. L. Materialy' i texnicheskie priemy' v drevnerusskom shit'e [Materials and techniques in the old Russian embroidery]. Voprosy' restavracii, sbornik central'ny'x gosudarstvenny'x restavracionny'x masterskix, ed. Igor Grabar. Moscow, 1926, pp. 113-124.

Об авторах

Славинская Жанна Владимировна - магистр декоративно-прикладного искусства, руководитель мастерской светского и церковного шитья «Золотая нить», Владивосток

E-mail: i_jannka@list.ru

Иов Марина Владимировна - магистр декоративно-прикладного искусства, мастерская «Золотая нить», Владивосток

E-mail: iov_marina@mail.ru

Slavinskaya Zhanna Vladimirovna

Master of Decorative and Applied Arts, head of the workshop of secular and church embroidery "Golden Thread", Vladivostok

Iov Marina Vladimirovna

Master of Decorative and Applied Arts, workshop "Golden Thread", Vladivostok

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.