УДК 746
Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2020. Т. 10. Вып. 3
Шитые иконы В. Б. Казариной: подвиг веры и труда
О. Л. Некрасова-Каратеева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
Для цитирования: Некрасова-Каратеева, Ольга. "Шитые иконы В. Б. Казариной: подвиг веры и труда". Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 10, по. 3 (2020): 518-535. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.309
Вера Борисовна Казарина — руководитель мастерской древнерусского церковного шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря, кандидат искусствоведения, член Союза художников России. Исследуется ее активная творческая, научная и просветительская деятельность в области современного церковного искусства, в частности иконного шитья. Как исследователь она собирает древние образцы церковной вышивки, осваивает древнюю иконографию, раскрывает символику православных орнаментов, изучает происхождение, историю и особенности старинных золотошвейных мастерских, реконструирует традиционные приемы вышивки. Ею собраны, классифицированы и описаны разные виды лицевого и золотного шитья. В. Б. Казарина защитила кандидатскую диссертацию и на ее основе издала монографию «Древнерусская орнаментика на подвесных пеленах XVI века» (2014). Как высококлассная вышивальщица Вера Борисовна создает авторские шитые иконы с образами древних и новоявленных святых, художественно вышитые текстильные комплекты для литургии. Большинство работ она исполняет самостоятельно. Наиболее крупные произведения (плащаница, одеяния священников, хоругвии) — совместно с другими вышивальщицами из мастерской «Покров». Многочисленные монастыри и храмы разных епархий становятся ее заказчиками. Как просветитель Вера Казарина служит популяризации истории, духовных основ и культуры России. Она проводит образовательные мастер-классы, организует выставки современного церковного шитья и научно-практические конференции, публикуя их материалы в статьях, каталогах и сборниках. Вера Борисовна пишет научные и популярные статьи, ведет телепередачи и виртуальные дистанционные курсы по церковной вышивке. Своим энтузиазмом, творческой, практической и просветительской деятельностью В. Б. Казарина способствует развитию современной петербургской школы иконного шитья со своей художественной стилистикой. Ее жизненный и творческий путь — пример духовно-творческого служения людям, а произведения — ценный вклад в современное развитие русского искусства.
Ключевые слова: церковное шитье, богослужебные предметы, иконные образы, техники вышивки, семантика иконных орнаментов, плащаница, пелена, хоругвь, епитрахиль, покровец.
Путь к искусству В. Б. Казариной начался в переломный период в истории нашей страны в 1990-е годы («перестройка», распад СССР), которые кризисно и радикально сказались на судьбах многих граждан.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
Вышивать Вера Казарина любила с детства, но всерьез занялась этим во время «декретного отпуска» по уходу за маленькими детьми (их у нее пятеро) во спасение от однообразного домашнего быта и от отчаяния, безденежья и разлада в семейных отношениях. Ей хотелось заниматься доступным и результативным делом, доставляющим успокоение и удовольствие.
Встреча с Богом произошла на волне перестройки в поиске веры, защиты, уверенности в жизни. Пришло понимание, что без Бога все рушится. В ее семье по линии матери было несколько поколений священников, но ни ее родители, ни она сама не были воцерковленными. Торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г., многие духовно-просветительские мероприятия, проповеди патриарха, способствовали укреплению ее желания к воцерковлению.
По ее воспоминаниям, приход в Церковь переживался как возвращение на древнюю Родину, даже старославянский язык литургии казался понятным, а все убранство: фрески, иконы, одеяния священнослужителей, вышивки — вызывали состояние сильного душевного подъема. Потрясение от встречи с Богом и с Церковью вызвало желание что-то сделать для Церкви, «пережитое дало в руки дело и мир в душе» [I].
В 1980-1990-е годы после многих лет гонения на церковь и запрета на церковное искусство в советское время произошло новое к нему обращение, начался процесс возвращения верующим храмов, их реставрация и строительство новых, которые нуждались в церковной утвари для богослужения. В. Б. Казарина одна из первых в Санкт-Петербурге стала вышивать разные предметы церковного обихода и небольшие иконы с образами святых. Вышивала постоянно, между домашними делами. «Пяльцы всегда были запялены — сделаешь несколько стежков, увидишь, как проявляется образ, и наступает утешение» [I].
Первые работы исполнялись с искренним вдохновением, но сейчас ей самой стало очевидно их несовершенство. Техники вышивки были примитивными, самодеятельными. Прориси образов исполнялись по напечатанным репродукциям икон. Переводились они на ткань через копировальную бумагу для пишущих машин или пробивались припорохом краской-синькой через перфорированный на кальке рисунок. Вышивался образ нитками мулине, яркими и довольно грубыми. Но очень хотелось научиться шить как умелые древнерусские мастерицы.
Профессиональное образование В. Б. Казариной — физико-техническое. Она окончила Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина), но потом долгие годы вынуждена была дома воспитывать детей. Для серьезных занятий церковной вышивкой ей явно не хватало знаний и умений, а хотелось достичь хорошего качества в этой ответственной миссионерской работе, ведь иконы и пелены к ним со святыми образами, библейскими и евангельскими сюжетами, по сути, являются визуальной проповедью христианства.
Она стала много смотреть музейных образцов, читать научные публикации, посещать научно-практические конференции, следить за развитием современного церковного искусства, интересоваться традиционной и новой иконописью. О памятниках старинного русского искусства узнавала в трудах В. Т. Георгиевского, И. Я. Богуславской, методологии искусствознания и классификации орнаментов училась по публикациям Т. И. Макаровой, символику христианского искусства постигала по научным изданиям А. Н. Овчинникова, с особенностями древнерусско-
го лицевого шитья знакомилась по книгам и каталогам Н. А. Маясовой, Т. Н. Ма-нушиной, Л. Д. Лихачевой, А. В. Силкина, иконографию пелен узнавала по трудам И. А. Стерлиговой и многое другое о древнерусском шитье постигала из иных изданий.
Искусство Византии и Древней Руси в иконописи и церковных вышивках привлекало ее красотой и убедительностью библейских и древнерусских сюжетов. Средневековая иконопись и церковные вышивки завораживали духовностью святых образов, они стали источником для ее собственного творчества, в них она постоянно черпает свое вдохновение. В вышивке В. Б. Казарина не просто заимствовала образы, мотивы, приемы, но внимательно изучала древние памятники церковного искусства и пыталась найти созвучие с собственными духовными исканиями.
В эти годы появились и другие мастерицы-вышивальщицы, работавшие для церквей в одиночку у себя дома. Ей же хотелось не только самой создавать шитые иконы, но и делиться этим благим умением с другими близкими женщинами, в том числе с соседками по деревне, где она проводила лето с детьми. По ее инициативе в 1990 г. пять знакомых мастериц-вышивальщиц объединились в группу «Николаевская мастерская», названную так в честь святителя Николая и убиенного императора Николая II, позднее преобразовавшуюся в мастерскую «Покров» [1]. Вышивали у себя дома, но постоянно встречались и обсуждали свои работы. Они изготавливали разные изделия для церквей: пелены под иконы с лицевым и орнаментальным шитьем, плащаницы, покровы, хоругви и другие богослужебные предметы. Никто из начинающих вышивальщиц не имел специального художественного образования, но у них было сильное влечение к творчеству и желание учиться и совершенствовать свое мастерство. Они уже не застали в живых носителей искусства древнерусского шитья, их просто не было к этому времени, поэтому первые работы мастерской выполнялись лишь на энтузиазме, без знаний техник и канонов. Освоить древнерусское шитье помогло изучение старинных памятников, их стилистики, колористического решения и техники исполнения, выполнение копий по музейным оригинальным образцам, имевшим большой художественный потенциал. Поэтому в мастерской в первую очередь исполнялись копийные работы, которые сразу занимали положенное место в церковных интерьерах разных храмов.
Первым учителем Веры Борисовны в технике древнерусской вышивки была Ольга Николаевна Новичкова — выпускница Академии художеств, с нею мастерицы постигали изографические традиции изображения святых. Иконной композиции вышивальщицы мастерской обучались у иконописцев Марины Константиновны Тепловой и Андрея Васильевича Бударина. Они учили рисовать фигуры, лики, руки и стопы святых образов, создавать прориси одеяний, складок на одеждах в разных положениях фигур. Живописец и реставратор Алексей Алексеевич Живаев, руководитель художественно-иконописной мастерской Региональной общественной организации «Православный центр духовного возрождения г. Санкт-Петербурга», согласился обучать вышивальщиц академическому рисунку и законам иконопи-си1. Сам он с 1980-х годов расписывал храмы в разных городах и открывал для вышивальщиц особенности церковного монументального искусства. Профессиональный художник Татьяна Константиновна Круглова, выпускница института им.
1 А. А. Живаев — заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств [II, с. 16].
И. Е. Репина, помогала мастерицам тем, что готовила прориси для иконных вышивок. Такое неформальное образование вышивальщиц придало профессиональный художественный уровень изделиям будущей мастерской «Покров». К тому же изначально как руководитель мастерской В. Б. Казарина ориентировалась не на прямое заимствование и повтор старинных образцов, но на внимательное изучение древних памятников церковного искусства и попытки найти созвучие с современными духовными переживаниями. Вдохновляясь образцами древнерусского творчества, копируя их, каждая мастерица сегодня привносит нечто свое. «В церковном искусстве фотографическая точность невозможна, как неповторим и индивидуален каждый мастер, так неповторимо и индивидуально каждое его произведение. Даже один мастер не может сам себя скопировать, ведь духовное состояние, в котором он находился в момент творчества, неповторимо» [1, с. 92-3]. Копии вышивали в ином материале и колорите, преклоняясь перед мастерством и верой предшественниц и стремясь передать «собственное благоговение перед святым образом» [I].
Вскоре В. Б. Казарина стала создавать для своих вышивок композиционные варианты иконных прорисей, основываясь на византийской и древнерусской традиции, но организуя свое творчество соответственно собственным духовным исканиям. Творческое осмысление традиций прошлого направляло ее композиционное мышление к поиску современных художественных акцентов и новых технологических приемов в иконной вышивке. Первые авторские работы (вышитые образы «Ксения Блаженная» и др.) экспонировались в 1998 г. на «Осенней выставке» в Союзе художников и на III выставке «Русь Православная». Для вышивки образа Ксении Петербургской был взят список с иконы, находящейся в часовне на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, но впоследствии при новых вышивках ею привносились уже авторские колористические и графические трактовки.
В 1980-1990-е годы, время разочарования, безверия, социальных, экономических и культурных кризисов, наряду со стремлением людей к обновлению жизни, церковное искусство стало импульсом к подъему человеческого духа. Движение по возрождению церковной вышивки набирало широкий размах. Актуальным требованием его развития стала необходимость организации системного образования вышивальщиц. Первые курсы по церковному шитью в Санкт-Петербурге были организованы при Исидоровской церкви в «Православном центре духовного возрождения», которым руководила Любовь Васильевна Афанасьева.
В 1999 г. в золотошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пустыни, созданной и руководимой Еленой Юрьевной Катасоновой и впоследствии преобразованной в мастерскую «Убрус», была создана Школа церковной вышивки. В ней по определенной программе «в рамках канона и ориентации на традиции древнерусского золотного и лицевого шитья» стали обучаться начинающие вышивальщицы [2].
В 2000-е годы складывались и другие группы вышивальщиц, создавались профессиональные мастерские, исполняющие разные заказы для церквей.
К этому времени уже десять лет успешно работала и развивалась руководимая В. Б. Казариной мастерская древнерусского церковного шитья «Покров», которая ныне действует при Константино-Еленинском женском монастыре Санкт-Петербургской епархии. По своему укладу это не производственная мастерская и не монастырская светлица, а творческая община, и мастерицы в ней — сестры
по творчеству, вышивальщицы-сотрудницы. Большие вещи (плащаницы по два метра и более или облачение священнослужителей) они вышивают коллективно. Соборная, совместная работа исстари характерна для церковного искусства [3; 4]. Создать такое произведение одному невозможно, мастерицы друг без друга не могут осуществить весь объем работы. У каждой из них свое место и задачи в этом общем деле. Плащаницы вышиваются в мастерской, располагающейся на подворье монастыря в храме Святого Преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте в Санкт-Петербурге.
Вышивка икон — процесс живой, трудоемкий и творчески интересный. В. Б. Казарина так говорит об этом: «Получаешь задание — плащаница. Затихаешь, чтобы сосредоточиться, чтобы представить ее мысленно и сердцем, почувствовать попадание в широкую реку воли Божьей. Начинается размышление об иконографии в формате полотна. Иконография сюжета каноничная, но в каноне есть пространство для творчества. Стиль и манера рисования у каждого мастера отличается индивидуальным характером, но рисуемая форма должна быть наполнена богословским содержанием и определяется литургическим значением. Образы ангелов и святых из христианской истории обретают материальное воплощение в вышивке и должны быть достоверными» [I].
Иконографии святых мастерицы обучались по музейным образцам, репродукциям и по «Энциклопедии православной иконы» [5]. Знакомство с большим количеством образцов церковной вышивки происходило по актуальным изданиям музейных каталогов, а пониманию их художественных достоинств способствовали вступительные статьи и примечания [6].
Идея и эскизное решение композиции осуществляется В. Б. Казариной, далее происходит совместное обсуждение проекта вышивальщицами и начинается от-рисовка картона в натуральную величину. Обсуждается колористическое решение соответственно основному настроению изографической программы. Лики святых прорисовывает и вышивает сама Вера Борисовна Казарина. Ирина Геннадиевна Ар-куш (Денисова) работает с монументальными формами. Ольга Александровна Мамонова (из палехских миниатюристов) прорисовывает детали, Светлана Александровна Скокова разрабатывает орнаменты. Все частные задачи решаются в полном соответствии с основной композиционной программой, и созданные фрагменты соединяются в целостное произведение.
Это зрелые мастерицы. Ими создано уже значительное количество произведений церковного шитья, среди которых есть и копии, и авторские интерпретации сюжетов с устоявшейся иконографией, и совершенно новые композиции иконографических программ. Вышивки создаются как по желанию и велению души, предназначенные в дар, так и заказные для храмов и коллекционеров.
За прошедшие десятилетия мастерская «Покров» обрела свой стиль, приемы шитья и узнаваемое «лицо». «В 2012 г. музеем (Государственным музеем истории религии) были приобретены сразу два полных комплекта иерейских облачений («Успенское» и «Св. Андрей Критский»), выполненные по заказу Линтульского подворья Константино-Еленинского монастыря мастерской "Покров" (рук. В. Б. Каза-рина). Обращение к работам этой мастерской также неслучайно, так как их произведения отличают оригинальная иконография и редкая сегодня техника лицевого шитья» [7, с. 178].
О работах мастерской пишет Т. В. Хребина в сборнике, посвященном конференции и выставке по современному церковному шитью, прошедшей в Боровске в 2013 г. [8, с. 151-6].
Приемы росписи фресок, создания мозаик и вышивки икон принципиально различны, и их технические возможности не совпадают. Возник свой, особый язык ручной вышивки. Да и процесс создания вышитых икон отличается от живописного иконописания. «Многовековыми традициями техника написания икон была организована таким образом, что сначала писалось "доличное", а потом "личное", так как письмо лика, его тональность и насыщенность высветленных участков могут быть определены только после раскрытия всей композиции в целом» [9, с. 126].
В вышивке наоборот. Технологические особенности требуют начинать шитье с ликов и рук, лишь потом образ обретает «одежду», а цветной фон определяет основное настроение сакрального полотна. Определение колорита для общей композиции каждого вышиваемого произведения осуществляется тщательным подбором цветных нитей в соответствии с сюжетом, образами в их общей цветовой гармонии.
Моделировка ликов происходит не при использовании множества цветных оттенков, а за счет направления укладки шелковых стежков одной нити по форме ликов, мышц тела, складок одеяний. Шелковая фактура вышивки создает таинственную игру света, «оживляя» образ. Одеяния и фон в вышитых иконах разыгрываются разнообразными узорными и крестчатыми стежками, часто дополняются золотым шитьем.
Вышивальщицы мастерской «Покров» за несколько лет от первых трогательных, наивных работ прошли путь до создания сложных композиций, настоящих произведений искусства. Мастерская «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря открыта для обучения всех желающих учиться церковной вышивке на очных курсах в монастырской летней школе и на заочных курсах онлайн в Интернете.
Приобретенный опыт творчества и осмысления природы и сути искусства церковного шитья сформировал у В. Б. Казариной убеждение в необходимости приобретения фундаментальных и развернутых знаний о традиционном церковном искусстве и научно исследовать этот феномен.
Об учебе в Академии художеств она и не мечтала, но с детских лет тянулась к искусству, интересовалась историей. Школьницей занималась в Клубе археологов в Эрмитаже, студенткой посещала выставки, экскурсии и слушала лекции в Русском музее. Академия художеств почиталась ею как верховный храм науки и искусства, недосягаемый для нее в тогдашней самооценке. Но постепенно зрела нравственная основа для поступления в аспирантуру, которая базировалась на переживании личного открытия огромного и пока для многих закрытого или непознанного мира духовной культуры, древнерусского церковного искусства. Со временем у нее собралась большая коллекция оригинальных и копийных предметов церковного шитья. Ей хотелось познать тайны иконописи, систематизировать и научно исследовать собранные примеры церковной вышивки — всего текстильного облачения церковного интерьера и предметов сопровождения литургии. Восхищение этими произведениями ручного мастерства вышивальщиц побуждало больше
и глубже его познать, обобщить эти знания и просветить ими других людей, писать и рассказывать об этом.
Поступила В. Б. Казарина в аспирантуру Института живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина при Российской академии художеств на кафедру русского искусства в 2004 г. (В 40 лет!) Полученное академическое образование наполнило ее фундаментальными искусствоведческими знаниями, оформило ее профессионализм в художественном творчестве. Академия дала новый взгляд на искусство, опыт анализа произведений, построения научного текста и аргументированных доказательств. Защита кандидатской искусствоведческой диссертации состоялась в 2011 г. По материалам исследования и диссертации ею издана монография «Древнерусская орнаментика на подвесных пеленах XVI века» [10], в которой освещались проблемы орнаментики древнерусского шитья, его семантики, изучения символического языка орнаментов. Книга адресована широкому кругу читателей и в доступной форме раскрывает сакральное и символическое значение орнаментального убранства шитых икон, их предназначение в храмовом интерьере и богослужебной практике и место в декоративно-прикладном искусстве.
С годами постепенно формировались индивидуальный почерк и стиль вышивки В. Б. Казариной. Их своеобразие заключается в первую очередь в ее отношении к созданию произведения — это не вышивка по списку известной иконы, а исполнение новой иконы шитьем. Ею понимается церковная миссия иконографии и материального тела самой шитой иконы как «действенной и доходчивой церковной проповеди» [I].
Знание искусства Византии и Древней Руси, восхищение и любовь, влекут ее к творчеству. У нее ясная эстетическая позиция. Композиции ее шитых икон тяготеют к высшей точке древнерусского искусства XV — начала XVI в. Влияние Византии, «византийская стилистика», черты «византизма» особенно ощутимы в трактовке образов, характере рисования, роли силуэта на орнаментальном фоне, но это не прямое повторение первоисточников, а современное их осмысление. Это стремление показать и раскрыть духовные глубины древней культурной традиции и приблизить их к современному человеку через воспитание интереса и доверия к таким ценным истокам духа. В ее авторском иконном шитье меняются некоторые композиционные акценты: ритмические, колористические, технологические, материальные, — но главенствует стремление сохранить сакральную сущность иконы и протянуть «связующие нити» из прошлого в настоящее и будущее. Ею это осмысливалось как на практике, так и на обширном, еще не исследованном современном материале [11, с. 81-100].
В. Б. Казариной были освоены разные техники вышивки, творчески осмыслены приемы древнего шитья шелковыми нитями «в раскол», благодаря которому стежки, плотно прилегая друг к другу, располагаются «по форме», что позволяет обозначить объем лика на плоскости. Стежки шелковых нитей, выкладываемые таким способом, создают выразительный рельеф, переливаются на свету, а вся поверхность шитья словно оживает. В вышитых В. Б. Казариной иконах лики святых без всякой умильной слащавости буквально дышат святостью, той мудростью и достоинством, которые были им присущи в земной жизни и сохранились в людской памяти. Образы одухотворенные, добрые, благостные, выражающие сосредоточенное раздумье и переживания. Они притягивают внимание зрителя, приглашают
Рис. 1. Положение Христа во гроб. Плащаница. 2013
100 см х 150 см. Бархат, камка, шелковые и золотные нити, жемчуг. Шитье в раскол, «сажение по бели». Мастерская Константино-Еленинского женского монастыря «Покров».
Автор проекта: В. Б. Казарина (член СХР). Прорись: М. К. Теплова (член СХР). Исполнители: И. В. Аникина, В. Н. Жерлицина, В. Б. Казарина (член СХР), Н. В. Каминская (член СХР), И. Н. Коломийченко (член СХР), Е. М. Пенькова, И. Н. Самараковская, Е. Г. Скокова, С. А. Скокова (член СХР), М. П. Трекущенко (член СХР).
Место хранения: Константино-Еленинский женский монастырь.
к молчаливому и вдумчивому общению. Таковы ее шитые иконы «Положение Христа во гроб. Плащаница» (рис. 1), «Успение Пресвятой Богородицы. Плащаница» (рис. 2), «Тихвинская Божия Матерь» (рис. 3), «Божья Матерь Донская» (рис. 4), «Св. прп. Мария Египетская. Пелена» (рис. 5), «Святой Георгий Победоносец» (рис. 6), а также «Богоматерь Страстная», «Ксения Петербургская», «Святитель Николай», «Успение» на оплечье Успенского облачения, на облачении св. Андрея Критского, на Пасхальном облачении Константино-Еленинского монастыря и многие другие.
В. Б. Казарина серьезно работает над эскизами, корректирует композицию, уточняет прориси. Ее образам свойственна четкость пропорций, хорошо читаются энергичные линии в ликах и фигурах, в складках одеяний. В своем решении композиций она стремится к простоте и ясности в раскрытии сюжетов, праздничности, особой «светлоте» общего решения при четкой контрастности. Она заранее выстраивает всю цветовую палитру, подбирает и сама окрашивает нити, добиваясь тончайших оттенков, нужного свойства. Подбор общего колорита происходит
Рис. 2. Успение Пресвятой Богородицы. Плащаница. 2015
120 см х 180 см. Бархат, камка, шелковые и золотные нити, жемчуг. Шитье в раскол, «сажение по бели». Мастерская Константино-Еленинского женского монастыря «Покров».
Автор проекта: В. Б. Казарина (член СХР). Прорись: М. К. Теплова (член СХР). Исполнители: И. В. Аникина, В. Н. Жерлицина, В. Б. Казарина (член СХР), Н. В. Каминская (член СХР), И. Н. Коломийченко (член СХР), Е. М. Пенькова, И. Н. Самараковская, Е. Г. Скокова, С. А. Скокова (член СХР), М. П. Трекущенко (член СХР).
Место хранения: Константино-Еленинский женский монастырь.
Рис. 3. Образ Божьей Матери Тихвинской. Икона для хоругви. 2016
55 см х 45 см. Атлас, шелковые и золотные нити. Шитье в раскол и в прикреп. Мастерская Константино-Еленинского женского монастыря «Покров».
Автор проекта: В. Б. Казарина (член СХР). Прорись: И. Г. Аркуш (Денисова) Исполнитель: В. Б. Казарина (член СХР).
Место хранения: Константино-Еленинский женский монастырь.
Рис. 4. Божья Матерь Донская. Икона. 1997
25 см х 18 см. Бархат, шелковые, золотные и серебряные нити. Шитье в раскол и прикреп.
Автор прориси и исполнитель: В. Б. Казарина (член СХР).
Место хранения: частная коллекция, Санкт-Петербург.
из выбора нитей разных оттенков каждого цвета в соответствии с сюжетными линиями, образами в их цветовой гармонии. Цвета ее шитых икон локальные, но между ними тонкие живописные отношения. Даже при повторе некоторых сюжетов композиция и общее решение произведений В. Б. Казариной создаются по-новому, проявляя ее узнаваемую авторскую манеру в моделировке одежд, воспроизведении ликов, цветовой гармонии, ритмов в расположении и прорисовке фигур, в выборе нитей по текстуре и цвету, характеру стежков и швов в вышивке. Ей присуще особое чувствование и понимание цвета. Колорит ее вышивок слегка приглушенный, но светлый, тонкий и точный в своей гармонии северных широт. В ее вышивках словно звучит духовная цветовая музыка. Ею составлена многочисленная колерная технологическая коллекция с образцами разного цвета шелковых нитей с указанием рецептов крашения разными природными красителями. Этим она делится с вышивальщицами на мастер-классах.
В древнерусском шитье всегда сложной и важной техникой было золотное шитье металлической нитью. В древний домонгольский период мастерицы шили золотой нитью «на прокол», прошивая полотно. Позднее ведущим становится прикрепное золотное шитье, при котором нити не прокалывают ткань, а уклады-
Рис. 5. Св. прп. Мария Египетская. Пелена. 2004
35 см х 25 см. Бархат, шелк, шелковые нити. Шитье в раскол.
Автор прориси и исполнитель: В. Б. Казарина (член СХР).
Место хранения: частная коллекция, Санкт-Петербург.
ваются (прикрепляются шелковой нитью) сверху на полотне, создавая его цельную поверхность, которая символично отражает Божественное сияние святости в иконе.
В. Б. Казарина является виртуозным мастером золотного шитья. Ее почерку свойственно деликатное шитье золотыми нитями техникой «в прикреп», что позволяет обогатить икону не только драгоценными золотом, но и художественным узорочьем. В результате многолетнего труда ею были собраны, изучены и опробованы на практике разные технологические приемы древнерусской вышивки золотыми и серебряными нитями «в прикреп». Виды прикрепов металлических нитей на ткани формировались на протяжении всей многовековой истории золотного шитья. Начиналось все от самых простых архаичных приемов, а к концу XVI — началу XVII в. их уже в арсенале разных золотошвейных мастерских насчитывалось большое многообразие. В. Б. Казарина описала множество образцов, создала
Рис. 6. Св. Георгий Победоносец. Пелена. 1998
40 см х 30 см. Бархат, шелковые, золотные и серебряные нити. Шитье в раскол и прикреп.
Автор проекта: В. Б. Казарина (член СХР), автор прориси: М. К. Теплова (член СХР).
Исполнитель: В. Б. Казарина (член СХР).
Место хранения: частная коллекция, Санкт-Петербург.
их расчетные схемы, составила наглядные таблицы для разных групп прикрепов, исторически получивших образные названия («косой ряд», «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок», «клопчик», «перышки», «елочка» и другие), их вариации и разнообразные сочетания. Свои разработки она опубликовала в 2007 г. в статье «Прикрепы в золотном шитье», которая стала ценным пособием для современных золотошвейных мастериц [12, с. 72-6].
Ею созданы многочисленные копийные и собственные иконографические композиции шитых икон, варианты пелен и покровов, индитии на престол, хо-ругвии, воздухи с вышитыми сюжетами праздников и иные изделия. При всем техническом совершенстве шитья ее творчество не является чисто технологическим, но глубоко одухотворено верой. Ее работы прекрасны образами, их худо-
жественным решением, рисунком, колоритом и убедительны уровнем мастерства. Авторские копии Казариной становятся самобытными произведениями. Присущее ей чувство гармонии, художественное чутье и вкус (осознание меры и стилевого соответствия) — основа успешного решения композиции. Творческое осмысление искусства древнерусского церковного шитья, освоение его технических приемов, современное копирование в ее руках сообщает древнему памятнику новую жизнь.
Результатами собственного познания и практического опыта ей хочется делиться с каждым. В. Б. Казарина осуществляет особое служение — ведет большую просветительскую работу, организует конференции, выставки, курсы, чтобы дело жило, чтобы люди узнавали и ценили это достояние народной духовной культуры.
В 2001 г. на кафедре духовного образования Академии постдипломного педагогического образования (АППО), возглавляемой тогда доктором педагогических наук Мариной Владимировной Захарченко, при участии В. Б. Казариной был реализован обучающий курс по церковному шитью, включавший такие дисциплины, как иконописный рисунок, история шитья, катехизис.
Еще учась в аспирантуре и исследуя особенности и традиции орнаментального убранства икон, В. Б. Казарина принимала живейшее участие в деятельности Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» на базе РГПУ им. А. И. Герцена. В 2004 г. состоялась первая научно-практическая конференция «Традиции древнерусского шитья и современное образование», на которой В. Б. Казарина выступила с развернутым докладом «Некоторые тенденции в развитии лицевого шитья XVI в.» [13]. При участии В. Б. Казариной в Государственном Русском музее были организованы в 2018 г. серии мастер-классов: «Древнерусские великокняжеские светлицы» и «Древнерусские монастырские светлицы».
С 2004 по 2007 г. совместно с межвузовской ассоциацией «Покров» ежегодно проводились «Покровские чтения», с 2007 г. уже в Константино-Еленинском монастыре — «Лентуловские чтения», а в 2018 г. по инициативе и при активном участии В. Б. Казариной в залах Академии художеств проходили I Покровские академические чтения «Древнерусское шитье — история и современность». Конференция «Возвращение к истокам. Воспоминание о Музее древнерусского искусства Академии художеств» сопровождалась выставкой современного церковного шитья.
В. Б. Казарина — главный редактор «Покровских образовательно-просветительских листков: диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций», которые издаются по решению научно-исследовательской лаборатории христианской (православной) педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Номер, выпущенный в 2007 г., посвящен церковной вышивке [14]. Текст, написанный Верой Борисовной, содержит историю церковного шитья, знакомит с шитыми текстильными предметами для украшения интерьера храма, дает практическое руководство для церковной вышивки, включает два десятка цветных иллюстраций.
Она принимает участие в научном и практическом руководстве по проблемам современного церковного шитья на форумах по реставрации произведений храмового искусства [15, с. 155-64].
На XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве в 2019 г. ею был прочитан доклад «Нетварный свет в произведениях современ-
ного церковного шитья», в котором был сделан семантический анализ современных шитых икон и раскрыт их содержательный аспект [16, с. 334-9].
Казарина является организатором и участником научно-практических семинаров, на которые собираются исследователи и мастерицы из разных мест, обмениваются опытом, выступают с сообщениями о научных открытиях и демонстрацией своих произведений церковного шитья, дают свои мастер-классы. Эти семинары и выставки показывают, насколько в разных стилях работают современные мастерицы, на каком высоком уровне находятся и техника исполнения, и художественные особенности их произведений. Такое взаимное общение способствует осмыслению этого явления, его оценке и выработке критериев, для того чтобы было возможно давать рекомендации мастерам по улучшению художественных достоинств богослужебных предметов [8; 17].
Своим подвижничеством, творческой, практической и просветительской деятельностью Казарина способствует развитию современной петербургской школы церковного шитья со своими особенностями. Современные петербургские мастера, внимательно изучая древние памятники, создают их современные реплики, предлагая новые иконографические изводы и колористические гармонии, таким образом, продлевают жизнь древних памятников духовной культуры [18, с. 81-101].
Для петербургской школы современного церковного шитья характерны ясное построение композиции, выразительное использование швов в иконе, шитье «по форме», сдержанный и гармоничный колорит в лаконичной цветовой гамме. В них отражаются результаты постоянной учебы на лучших образцах архитектуры храмов Санкт-Петербурга, на живописном наследии их убранства, шитых иконах в петербургских музейных коллекциях.
Большая заслуга творческой и просветительской деятельности В. Б. Казариной в том, что за прошедшие тридцать лет наблюдается процесс возрождения древнего искусства от стихийного характера до организованного профессионального состояния. Ее трудами и трудами ее соратников на этом поприще современное церковное шитье обрело черты серьезного дела и высокого искусства, организовались мастерские, учебные учреждения, проходят выставки и конференции. Мастера не только выросли профессионально, но и смогли осмыслить свой опыт, понять место и роль современного церковного шитья в контексте русской церковной культуры. Их знание технологических особенностей вышивки и богатый богословско-литур-гический материал, который в предшествовавшую эпоху был сокрыт (его опасно было привлекать к искусствоведческим исследованиям), свидетельствуют о том, что сейчас наблюдается возрождение древнерусского шитья, как в изучении его наследия, так и в современной практике.
В. Б. Казарина убеждена, что обращение к древнерусским православным традициям имеет в настоящее время особое значение, представляет собой альтернативу в ситуации нарастания глобализации, распространения массовой стандартизированной культуры, нивелирования национальных культур и связанных с ними духовно-нравственных ценностей. Ее жизненный и творческий путь — пример духовно-творческого служения людям. Ее произведения — ценный вклад в современное развитие русского искусства.
Считаю правомерным закончить статью словами В. Б. Казариной, приложившей свою веру и огромный труд к возрождению церковной вышивки: «Можно
с уверенностью сказать, что древнерусское шитье теперь уже не утраченное искусство, а бурно развивающееся, приносящее достойные плоды и имеющее надежды на достойное положение в будущем» [1, с. 90].
Литература
1. Казарина, Вера. "Древнерусские традиции в лицевом шитье мастерской 'Покров'". В изд. Церковное шитье в современной жизни православного храма: материалы Международной научно-практической конференции, Боровск, 20-22 февраля2013 г., сост. Александр Морозов и др., отв. ред. Димитрий Орлов, 89-103. Боровск: МКК "Стольный город Боровск"; Благовещенский кафедральный собор в г. Боровске, 2018.
2. Катасонова, Е., Е. Драчева, М. Кулыбина, и Е. Смоленчук. "Золотошвейная мастерская 'Убрус'. Санкт-Петербург". В изд. Лицевое шитье: материалы выставки-конференции "Основы церковной вышивки. Опыт передачи древних традиций в церковном искусстве", прошедшей в Новодевичьем монастыре 3-4 ноября 2013 года, отв. ред. Ольга Вялкова, 63-72. М.: Московский Новодевичий монастырь; Арткитчен, 2014.
3. Маясова, Наталия. Древнерусское шитье: альбом. М.: Искусство, 1971.
4. Маясова, Наталия. Древнерусская живопись иглой. М.: Московский рабочий, 1979. (Сокровища музеев Московского Кремля).
5. Алексеев, Сергей. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПб.: Сатисъ, 2001.
6. Маясова, Наталия. Древнерусское лицевое шитье: каталог. М.: Красная площадь, 2004. (Музеи Московского Кремля).
7. Николаева, Елена. "К проблеме пополнения музейных коллекций памятниками современного православного искусства. Музей истории религии в Санкт-Петербурге". В изд. В поисках образа. Восстановление, воссоздание, развитие: сборник статей, координатор проекта Нина Кутейникова, 173-8. СПб.: Библикон, 2015.
8. Хребина, Татьяна. "Международная научно-практическая конференция 'Церковное шитье в современной жизни православного храма'". В изд. Церковное шитье в современной жизни православного храма: материалы Международной научно-практической конференции, Боровск, 20-22 февраля 2013 г., сост. Александр Морозов и др., отв. ред. Димитрий Орлов, 151-62. Боровск: МКК "Стольный город Боровск"; Благовещенский кафедральный собор в г. Боровске, 2018.
9. Щирова, Берта. "Палехская иконописная мастерская 'Похвала Богородице'. Создание образов новопрославленных святых". В изд. В поисках образа. Восстановление, воссоздание, развитие: сборник статей, координатор проекта Нина Кутейникова, 125-32. СПб.: Библикон, 2015.
10. Казарина, Вера. Древнерусская орнаментика на подвесных пеленах XVI века: монография. СПб.: КультИнформПресс, 2014.
11. Казарина, Вера. "Византийские традиции иконографии плащаниц и воздухов конца XX — начала XXI века". В изд. Труды Государственного Эрмитажа: материалы конференции, посвященной памяти А. В. Банк (1906-1984), ред. Вера Залесская и др., 81-100. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015, т. 74: Византия в контексте мировой культуры.
12. Казарина, Вера. "Прикрепы в золотном шитье". В изд. Покров: сборник научных статей, науч. ред. Сергей Гончаров и Вера Казарина, 72-6. СПб.: Береста, 2007, вып. 3: Традиции древнерусского шитья и современное образование: материалы международной научно-практической конференции VII Покровских чтений 2006 г.
13. Казарина, Вера. "Некоторые тенденции в развитии лицевого шитья XVI в.". В изд. Покров: сборник научных статей, науч. ред. Сергей Гончаров и Вера Казарина, 25-34. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005, вып. 1: Традиции древнерусского шитья и современное образование: материалы межрегиональной научно-практической конференции V Покровских чтений 2004 г.
14. Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения "Покров", Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Покровские образовательно-просветительские листки: диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб.: ООО "Нестор", 2007, вып. 20: Казарина, Вера. Вышивка в православном храме.
15. Казарина Вера. "Реконструкция средневековых техник шитья шелком на проем в произведениях современного церковного шитья". В изд. Искусствоведение и реставрация. Вопросы в со-
временных исследованиях искусства: сборник статей участников форума Содружества молодых искусствоведов и реставраторов "СМИР" (г. Москва, 25 апреля 2019 г.), отв. ред. Полина Симакина, 155-63. М.: МФЮА, 2019.
16. Казарина, Вера. "Нетварный свет в произведениях современного церковного шитья". В изд. XXVII Международные Рождественские образовательные чтения. Молодежь: свобода и ответственность: направление Церковь и культура, 22-25.01.2019: Пространство. Движение. Свет в искусстве христианского мира от античности до современности. Изобразительное монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда <...>, сост. А. Лаврентьев и др., 334-9. М.: [б. и.], 2019.
17. Казарина, Вера, сост. Возвращение к истокам. Воспоминание о Музее христианского искусства Академии художеств: сборник научных статей: материалы международной научной конференции I Покровские академические чтения "Древнерусское шитье — история и современность". СПб.: КультИнформПресс, 2019, вып. 1.
18. Лепшина, Лилия. "Роль, значение и проблемы современной приходской золотошвейной мастерской". В изд. Церковное шитье в современной жизни православного храма: материалы Международной научно-практической конференции, Боровск, 20-22 февраля2013 г., сост. Александр Морозов и др., отв. ред. Димитрий Орлов, 105-9. Боровск: МКК "Стольный город Боровск"; Благовещенский кафедральный собор в г. Боровске, 2018.
Источники
I. Некрасова-Каратеева, Ольга. "Интервью с В. Б. Казариной", Личный архив, июль 08, 2019.
II. "Художественное убранство храма". Церковный благоукраситель, no. 53 (2016): 16-7.
Статья поступила в редакцию 16 марта 2020 г.;
рекомендована в печать 28 мая 2020 г.
Контактная информация:
Некрасова-Каратеева Ольга Леонидовна — д-р искусствоведения, проф.; [email protected]
Embroidered Icons by V. B. Kazarina: Feat of Faith and Labor
O. L. Nekrasova-Karateeva
Herzen State Pedagogical University of Russia,
48, nab. r. Moiki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation
For citation: Nekrasova-Karateeva, Olga. "Embroidered Icons by V. B. Kazarina: Feat of Faith and Labor". Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 10, no. 3 (2020): 518-535. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.309
Vera Borisovna Kazarina is the head of Pokrov, a workshop of the Ancient Russian Church Embroidery of the Constantino-Eleninsky Convent, Candidate in History of Arts, and a member of the Union of Artists of Russia. The article examines her active creativity, research and educational work in modern Church art, in particular, icon embroidery. As a researcher, she collects ancient samples of church embroidery, masters the ancient iconography, reveals the symbolism of Orthodox ornaments, studies the origin, history, and features of ancient gold embroidery workshops, as well as reconstructs traditional embroidery techniques. She collected, classified and described different types of pictorial and gold embroidery. V. B. Kaza-rina defended her Candidate of Art History dissertation and used it as a basis for her monograph "Old Russian Ornamentation on Hanging Shrouds of the 16th Century" (2014). As a high-profile embroiderer, Vera Borisovna creates her unique embroidered icons with images of ancient and newly appeared saints, artistically embroidered clothing for the liturgy. Kaza-
rina creates most of her works independently. The largest works are performed together with other embroiderers from Pokrov workshop, which she established and oversees. Her customers are numerous monasteries and churches of different dioceses. As an educator, Vera Kaza-rina works to popularize the history, spiritual foundations, and culture of Russia. Researchers, curators of museum collections, and practicing embroiderers come together to share their knowledge. Vera Borisovna writes research and popular articles, hosts TV programs, and runs virtual distance courses on church embroidery. With her enthusiasm, creative, practical, and educational activities, Kazarina contributes to the development of the modern Saint Petersburg school of icon embroidery with its own artistic style. Her life and her creative path is an example of spiritual and creative service to people, and her works are a valuable contribution to the modern development of Russian art.
Keywords: Ancient Russian church embroidery, liturgical objects, iconic images, embroidery techniques, the semantic of patterns in icons, shroud of Christ, veil, gonfalon, stole, pokrovets.
References
1. Kazarina, Vera. "Old Russian Traditions in Pictorial Sewing at the Pokrov Workshop". In Tserkovnoe shite v sovremennoi zhizni pravoslavnogo khrama: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Borovsk, 20-22fevralia 2013 g., comp. by Aleksandr Morozov et al., ed. by Dimitrii Orlov: 89-103. Borovsk: MKK "Stol'nyi gorod Borovsk" Publ.; Blagoveshchenskii kafedral'nyi sobor v g. Bor-ovske Publ., 2018. (In Russian)
2. Katasonova, E., E. Dracheva, M. Kulybina, and E. Smolenchuk. "Gold-Sewing Workshop 'Ubrus'. St. Petersburg". In Litsevoeshite: materialy vystavki-konferentsii "Osnovy tserkovnoi vyshivki. Opytpere-dachi drevnikh traditsii v tserkovnom iskusstve", proshedshei v Novodevichem monastyre 3-4 noiabria 2013 goda, ed. by Ol'ga Vialkova: 63-72. Moscow: Moskovskii Novodevichii monastyr' Publ.; Art-kitchen Publ., 2014. (In Russian)
3. Maiasova, Nataliia. Old Russian Sewing: Album. Moscow: Iskusstvo Publ., 1971. (In Russian)
4. Maiasova, Nataliia. Old Russian Painting with a Needle. Moscow: Moskovskii rabochii Publ., 1979. (Sokrovishcha muzeev Moskovskogo Kremlia). (In Russian)
5. Alekseev, Sergei. Encyclopedia of the Orthodox Icon. Basics of Theology of the Icon. St. Petersburg: Satis" Publ., 2001. (In Russian)
6. Maiasova, Nataliia. Old Russian Pictorial Sewing. Catalog. Moscow: Krasnaia ploshchad' Publ., 2004. (Muzei Moskovskogo Kremlia). (In Russian)
7. Nikolaeva, Elena. "On the Problem of Replenishing Museum Collections with Monuments of Modern Orthodox Art. Museum of the History of Religion in St. Petersburg". In Vpoiskakh obraza. Vosstanov-lenie, vossozdanie, razvitie: sbornik statei, project coordination by Nina Kuteinikova, 173-8. St. Petersburg: Biblikon Publ., 2015. (In Russian)
8. Khrebina, Tat'iana. "International Research-to-Practice Conference 'Church Sewing in the Modern Life of the Orthodox Church'". In Tserkovnoe shite v sovremennoi zhizni pravoslavnogo khrama: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Borovsk, 20-22fevralia 2013 g., comp. by Aleksandr Morozov et al., ed. by Dimitrii Orlov, 151-62. Borovsk: MKK "Stol'nyi gorod Borovsk" Publ.; Blagoveshchenskii kafedral'nyi sobor v g. Borovske Publ., 2018. (In Russian)
9. Shchirova, Berta. "Palekh icon-painting workshop Praise to the Theotokos. Creating images of the newly-glorified saints". In Vpoiskakh obraza. Vosstanovlenie, vossozdanie, razvitie: sbornik statei, project coordination by Nina Kuteinikova, 125-32. St. Petersburg: Biblikon Publ., 2015. (In Russian)
10. Kazarina, Vera. Old Russian Ornamentation on Hanging Curtains of the 16th Century: Monograph. St. Petersburg: Kul'tInformPress Publ., 2014. (In Russian)
11. Kazarina, Vera. "Byzantine Traditions of Iconography of the Shrouds and Covers of the Late 20th — Early 21st Century". In Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha: materialy konferentsii, posviashchennoi pa-miati A. V. Bank (1906-1984), ed. by Vera Zalesskaia et al., 81-100. St. Petersburg: Gos. Ermitazh Publ., 2015, vol. 74: Vizantiia v kontekste mirovoi kul'tury. (In Russian)
12. Kazarina, Vera. "Couching in Gold Embroidery". In Pokrov: sbornik nauchnykh statei, science ed. by Sergei Goncharov and Vera Kazarina, 72-6. St. Petersburg: Beresta Publ., 2007, iss. 3: Traditsii drevnerusskogo shit'ia i sovremennoe obrazovanie: materialy mezhdunarodnoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii VII Pokrovskikh chtenii 2006 g. (In Russian)
13. Kazarina, Vera. "Some Trends in the Development of Pictorial Sewing of the 16th Century". In Pokrov: sbornik nauchnykh statei, science ed. by Sergei Goncharov and Vera Kazarina, 25-34. St. Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena Publ., 2005, iss. 1: Traditsii drevnerusskogo shit'ia i sovremennoe obra-zovanie: materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii V Pokrovskikh chtenii 2004 g. (In Russian)
14. Mezhvuzovskaia assotsiatsiia dukhovno-nravstvennogo prosveshcheniia "Pokrov", Rossiiskii gosu-darstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena. Pokrov's Educational Papers: Dialogue of National Secular and Church Educational Traditions. St. Petersburg: OOO "Nestor" Publ., 2007, iss. 20: Kazarina, Vera. Vyshivka v pravoslavnom khrame. (In Russian)
15. Kazarina Vera. "Reconstruction of Medieval Silk Sewing Techniques on the Opening in the Works of Modern Church Sewing". In Iskusstvovedenie i restavratsiia. Voprosy v sovremennykh issledovanii-akh iskusstva: sbornik statei uchastnikov foruma Sodruzhestva molodykh iskusstvovedov i restavratorov "SMIR" (g. Moskva, 25 aprelia 2019g.), ed. by Polina Simakina, 155-63. Moscow: MFIuA Publ., 2019. (In Russian)
16. Kazarina, Vera. "Uncreated Light in the Works of Modern Church Sewing". In XXVII Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniia. Molodezh': svoboda i otvetstvennost': napravlenie Tserkov i kul'tura, 22-25.01.2019: Prostranstvo. Dvizhenie. Svet v iskusstve khristianskogo mira ot antichnosti do sovremennosti. Izobrazitel'noe monumental'no-dekorativnoe iskusstvo, arkhitektura i predmetno-pros-transtvennaia sreda <...>, comp. by A. Lavrent'ev et al., 334-9. Moscow: s. n., 2019. (In Russian)
17. Kazarina, Vera, comp. Return to the roots. A memory of the Museum of Christian Art at the Academy of Fine Arts: Collection of the scientific articles: materials of the international scientific conference "1st Intercession Academic Readings" Old Russian Sewing — History and Modernity". St. Petersburg: Kul'tIn-formPress Publ., 2019, iss. 1. (In Russian)
18. Lepshina, Liliia. "The Role, Significance and Problems of the Modern Parish Gold Embroidery Workshop". In Tserkovnoe shite v sovremennoi zhizni pravoslavnogo khrama: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Borovsk, 20-22 fevralia 2013 g., comp. by Aleksandr Morozov et al., ed. by Dimitrii Orlov, 105-9. Borovsk: MKK "Stol'nyi gorod Borovsk" Publ.; Blagoveshchenskii kafedral'nyi sobor v g. Borovske Publ., 2018. (In Russian)
Sources
I. Nekrasova-Karateeva, Ol'ga. "Interview with V. B. Kazarina", Personal Archive, July 08, 2019. (In Russian)
II. "The Decoration of the Temple". Tserkovnyi blagoukrasitel', no. 53 (2016): 16-7. (In Russian)
Received: March 16, 2020 Accepted: May 28, 2020
Author's information:
Olga L. Nekrasova-Karateeva — Dr. Habil., Professor; [email protected]