ГАСАНОВАД.Б.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье проведен анализ текущего состояния лесных ресурсов и перерабатывающего потенциала лесной промышленности Республики Дагестан, исследованы источники финансирования лесной отрасли республики. На основе проведенного анализа внесены предложения по совершенствованию деятельности лесного хозяйства, которые позволят рационально и с большим экономическим эффектом использовать имеющиеся в республике лесные ресурсы с последующим переходом на самофинансирование.
(МХАМОУА 1).В.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF WOOD FUND OF REPUBLIC DAGESTAN
In article the analysis of a current condition of wood resources and the processing potential of the wood industry of Republic Dagestan, is-sledovany sources of financing of wood branch of republic is carried out. On the basis of the spent analysis offers on perfection of activity of a forestry which will allow rationally are made and with the big economic benefit to use wood resources available in republic with the subsequent transition to self-financing.
Ключевые слова: лесная отрасль, лесные ресурсы, лесное хозяйство, запасы, бюджет, мощность, доход, бюджет, проблемы.
Keywords: forest industry, forest resources, forestry, supplies, budget, power, profit, budget, problems.
Общая площадь земель лесного фонда на 01.01.2009 года составляет 527,3 тыс. гектаров, из них в ведении ГУПР по РД находится 447,7 тыс. гектаров. Земли лесного фонда составляют 8,9 % от территории Республики Дагестан и делятся на две категории:
1. Лесные земли площадью 380,3 тыс. гектаров, в том числе покрытые лесной растительностью - 364,5 тыс. га, из них лесные культуры - 18,0 тыс. га, не покрытые лесной растительностью - 15,8 тыс. га, в том числе несомкнувщиеся лесные культуры - 9,7 тыс.га, лесные питомники и плантации - 1,3 тыс. га, естественные редины - 1,4 тыс. га, погибший древостой - 0,1 тыс. га, вырубки - 0,1 тыс. га, пустыри и прогалины - 2,5 тыс. га.
2. Нелесные земли - 67,3 тыс. гектаров, в том числе пашни - 1,2 тыс. га, сенокосы - 2,8 тыс. га, пастбища - 18,1 тыс. га, воды - 1,5 тыс. га, сады, ягодники, тутовники и другие - 0,5 тыс. га, дороги и просеки - 1,4 тыс.га,
усадьбы - 0,6 тыс. га, болота - 1,7 тыс. га, пески - 5,8 тыс. га, прочие земли - 33,7 тыс. га.
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значениями лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями лесной фонд на территории Республики Дагестан отнесен к лесам первой группы, основным значением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций.
Леса первой группы на территории Республики Дагестан в соответствии с их местоположением и выполняемыми функциями подразделены на следующие категории защитности:
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов на площади 15,4 тыс.га;
противоэрозионные леса на площади 187,7 тыс.га;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб на площади 7,5 тыс.га;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значений на площади 0,9 тыс. гектаров;
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов на площади 25,9 тыс.га;
другие леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды на площади 210,2 тыс. гектаров.
В лесах первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов, в противоэрозионных лесах, запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб на общей площади 210,6 тыс. га, рубки главного пользования запрещены, в них проводятся только рубки промежуточного пользования. В лесах остальных категорий защитности на площади 237,0 тыс. га допускается проведение рубок главного пользования, из них возможная для эксплуатации площадь лесов в 95,2 тыс.га.
Основные лесообразующие породы на территории лесного фонда Республики Дагестан являются: дуб, сосна, береза, липа, тополь, осина, ясень, робиния лжеакация, ольха, ильмовые, орех грецкий и другие древесные породы. Перечисленные породы занимают 96,5% земель, покрытых лесной растительностью, прочие древесные породы (абрикос, груша, яблоня, ива) занимают около 1,0 % покрытых лесом земель, кустарники (боярышник, лох, можжевельник и другие кустарники) - 2,7%.
Основные лесообразующие породы сгруппированы в хозяйства: хвойное - 19,1%, твердолиственное - 60,4%, мягколиственное - 20,5%.
Наибольший средний запас имеют насаждения бука восточного - 198,8 кбм на 1 гектар, сосны - 145,3 кбм/га, граба - 125,5 кбм/га. В целом по Республике площадь, занятая основными лесообразующими породами, остается стабильной на протяжении последних десятилетий.
Хвойное хозяйство в основном представлены (около 99 %) насаждениями сосны сосновского и менее 1% насаждениями сосны эльдарской (южные районы республики), крымской и пицундской.
В твердолиственном хозяйстве 53,6% занимают насаждения низкоствольного дуба, а дуб высокоствольный и бук занимают 21,8% от площади твердолиственного хозяйства.
Средний запас дуба высокоствольного и бука составляет 198,8 кбм /
гектар (запас дуба высокоствольного 207 кбм / гектар - самые высокопродуктивные насаждения в республике).
В мягколиственном хозяйстве, по данным материалов лесоустройства (2007 год), 22,2% площади представлены спелыми и перестойными насаждениями, а фактически около половины площади представлено спелыми и перестойными насаждениями.
В настоящее время в республике идет процесс ухудшения в возрастной структуре, вызванной запрещением рубок главного пользования.
С 1994 года в республике запрещены рубки главного пользования. Лесхозы республики стараются поддерживать возрастную структуру лесов с помощью рубок промежуточного пользования (рубки обновления, рубки переформирования). Однако желаемые результаты не были достигнуты, и в лесах республики идут процессы интенсивного накопления спелой и перестойной древесины, которая теряет свои технические качества.
Общий запас древесины основных лесообразующих пород, по данным государственного учета лесного фонда, по состоянию на 1.01.2007 года составил 39,24 млн. кбм, в том числе спелых и перестойных - 4,43 млн. кбм.
В целом средний запас древесины в республике на одном гектаре спелых и перестойных насаждений составляет 151 кбм, что на 14 кбм. 1 га выше, чем в целом по Российской Федерации.
Ежегодный средний прирост древесины в лесном фонде, который находится в ведение Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, по данным государственного учета лесного фонда 2007 года, составляет 760 тыс. кбм., или 2,1 кбм. на одном гектаре земель, покрытые лесной растительностью, что на 156,7% выше, чем в целом по Российской Федерации.
Таблица 1
Биологические и эксплуатационные запасы не древесных ресурсов1
Виды ресурсов Запас, в тоннах
биологический эксплуатационный
Орех грецкий 261,0 110,0
Боярышник 1664,0 681,0
Кизил 549,0 157,0
Шиповник 154,0 66,0
Лешина 170,0 151,0
Рябина 2,0 0,9
Барбарис 36,0 11,0
Бузина 1,0 0,4
Ежевика 5,8 1,4
Яблоки 176,0 85,0
Груша 34,0 21,0
Облепиха 16,0 4,0
1 По данным государственного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Дагестан.
Леса республики богаты недревесными ресурсами. Биологические и эксплуатационные запасы недревесных ресурсов приведены в таблице 1 (по данным материалов лесоустройства 2007 года).
Из-за ограниченности сырьевой базы заготовкой березового сока и сбором грибов в республике не занимаются. Недревесные ресурсы леса в настоящее время практически не используются.
Согласно федерального и республиканского законов «Об особо охраняемых природных территориях», на территории республики выделены заповедник «Дагестанский» площадью 19,0 тыс. гектаров, охранная зона 21,0 тыс. га, государственные природные заказники на общей площади 563,4 тыс. га.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 июля 2003 года № 191 на территории Казанищенского лесничества Буйнакского лесхоза организован памятник природы «Казанищенский» регионального значения на площади 6000 гектаров.
Основными видами промежуточного пользования в республике являются рубки ухода за лесом: осветления и прочистки (рубки ухода в молодняках), прореживание, проходные рубки.
Кроме того, в целях сохранения возрастной структуры лесных насаждений в лесном фонде, где запрещены рубки главного пользования, особое распространение в республике получило рубки обновления и переформирования. В целях улучшения санитарного состояния насаждений путем уборки сухостойных, усыхающих, пораженных вредителями и болезнями деревьев в лесном фонде проводятся выборочные санитарные рубки.
По степени интенсивности в республике проводятся рубки слабой интенсивности (выбираемая масса древесины с одного гектара не превышает 20% от общего запаса).
Древесина, получаемая при проведении рубок промежуточного пользования, санитарных рубок и других видов рубок, отпускается школам, больницам, детским дошкольным учреждениям, населению как топливные дрова, а деловая низкокачественная древесина - как стройлес.
За 2007 год в результате рубок по уходу за лесом было заготовлено 53400
3 3
м древесины, из которых только 6700 м являлись деловой древесиной, а остальные 46700 м - дровами.
Расходы на заготовку одного кубометра древесины при проведении рубок промежуточного пользования составляют от 80 до 110 рублей. Стоимость одного кубометра ликвидной древесины по ценам фактической реализации составила 100 руб., в том числе деловой - 270 руб.
При ведении лесного хозяйства в республике имеются некоторые серьезные трудности, связанные с финансированием лесовосстановительных работ в лесном фонде, резким усилением деградационных процессов в регионе Черных земель и Кизлярских пастбищ, состоянием материально -технической базы лесхозов.
Так как в Республике Дагестан с 1994 года рубки главного пользования не
проводятся, нет поступлений в республиканский бюджет в виде лесного дохода за отпуск древесины на корню. Из республиканского бюджета, к сожалению, за этот период не выделено ни одного рубля, хотя в законе республики «О республиканском бюджете» на эти цели были предусмотрены средства. Объясняется это тем, что республика в силу известных причин оказалась дотационной и в настоящий период не может выделять необходимые средства на нужды лесного хозяйства.
Учитывая исключительную важность проведения в республике лесовосстановительных работ, необходимо их финансирование в полном объеме осуществлять за счет средств федерального бюджета. По утвержденным нормативам, на ежегодный объем лесовосстановительных работ эта сумма составляет 16 млн. рублей.
В крайне неудовлетворительном состоянии находится материально -техническая база лесхозов. С 1992 года практически не выделялась лесокультурная, лесохозяйственная, лесопожарная техника и оборудование. Практически вся имеющая техника выработала ресурс, и для ее поддержания в рабочем состоянии приходится тратить огромные средства. На техническое перевооружение лесного хозяйства республики необходимо ежегодно выделять капитальные вложения в сумме 15 млн. рублей.
Есть и другие вопросы. Крайне низким остается зарплата работникам лесного хозяйства, и этот вопрос, считаем, целесообразным решать на федеральном уровне.
Существенные трудности в организации работы государственной лесной службы связаны с необеспечением работников государственной лесной охраны форменным обмундированием. За последние 2 года практически централизованно не выделено ни одного рубля для приобретения форменного обмундирования. Необходимы на эти цели финансовые средства в сумме 3 млн. рублей, так в лесных регионах лесхозы ГУПР по РД для решения этих и других вопросов социальной поддержки работников лесного хозяйства не имеют возможностей.
Очень значима для республики проблема борьбы с опустыниванием земель в регионах Черных земель и Кизлярских пастбищ. В северной части республики их площадь составляет более 1 млн. гектаров.
В регионе Черных земель и Кизлярских пастбищ в настоящее время резко усиливаются процессы деградация и опустынивания земель в результате неадекватных антропогенных нагрузок на «хрупкие» аридные экосистемы. Практически все пастбища региона отнесены к категории сбитых, причем более половины сильно сбитых, значительно увеличились площади открытых песков. Однако состояние земель в данном регионе республики не получило отражение в подпрограмме «Регулирование качества окружающей природной среды» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)».
В целях предотвращения опустынивания аридных территорий и восстановления хозяйственного потенциала деградированных территорий в регионе Черных земель и Кизлярских пастбищ (закрепление песков путем
проведения агролесомелиоративных работ) считаем необходимым дополнительно включить в мероприятия подпрограммы «Регулирование качества окружающей природной среды» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» и объемы по Республике Дагестан на площади 200 тыс. га.
Основными направлениями развития лесного фонда Республики Дагестан представляются нам в виде увеличения площадей лесного фонда республики, в т.ч. за счет роста площадей, занятых лесными массивами в равнинной зоне (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и др. районы), которые дадут возможность в большей степени получать деловую древесину. Учитывая, что лесной фонд находится в федеральной собственности, а Правительство Республики Дагестан распоряжается им на основе оперативного управления, а также то, что все затраты на лесовосстановительные и иные мероприятия финансируются исключительно из федерального бюджета, а из бюджета республики на эти цели средства не выделяются, на наш взгляд, было бы целесообразным организовать при Комитете Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству перерабатывающие производства или передать в распоряжение Комитета уже функционирующие предприятия.
Как показывают данные таблицы 2, использование среднегодовой мощности промышленных предприятий по обработке древесины и производству изделий из дерева составляет не более 5%, тогда как при использовании этих мощностей Комитетом Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству их можно было бы загрузить на 30-50%. Это позволило бы более рационально использовать промышленные мощности в республике, а Комитету Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству получить дополнительный доход, который можно было бы расходовать на лесовосстановительные и иные необходимые для нормального функционирования лесного хозяйства цели (приобретение технических средств для посадки саженцев, тракторов, вахтовых автобусов и другой техники).
Таблица 2
Использование среднегодовой мощности промышленных предприятий по выпуску отдельных видов промышленной продукции (в процентах)1
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Обработка древесины и производство изделий из дерева
Пиломатериалы 5,5 5,0 4,5 5,0 4,6 5,0
Ящичные комплекты - - - - 5 -
Использование приведенных рекомендаций по организации переработки древесины в рамках Комитета Правительства Республики Дагестан по
1 По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. Без малых предприятий и промышленных подразделений при непромышленных организациях
лесному хозяйству позволит быстро окупить затраты на данные оргмероприятия и принесет дополнительный доход в бюджет республики.
Приведем простой расчет. В 2007 году лесхозами республики было
3 3
заготовлено 53,4 тыс. м древесины. Из этого объема 46,7 тыс. м древесины было продано на дрова учреждениям республики (школам, больницам и др.)
33
по цене 100 руб./ м . Выручка от реализации примерно составила 46,7 тыс. м
33
х 100 руб./ м = 4,67 млн. руб. Оставшуюся часть объемом 6,7 тыс. м в качестве деловой древесины продали переработчикам в среднем по 300 руб./
33
м . Примерная выручка от данной реализации составила 6,7 тыс. м х 300 руб./ м = 2,01 млн. руб. Общая примерная выручка от реализации древесины лесхозами республики составила 6,68 млн. руб. При этом расходы на заготовку данного объема древесины составили в среднем 5,34 млн. руб. (по 100 руб. на 1 м ). Примерная общая прибыль от данных операций составила 1,34 млн. руб., которые пошли на лесовосстановление и нужды лесхозов.
Теперь посчитаем возможный доход Комитета Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству при использовании собственной перерабатывающей базы.
Из объема 46,7 тыс. м древесины, которая была продана в качестве дров, 30% можно использовать для изготовления мебели из дерева и еще 50% могут послужить сырьем для изготовления фанеры, ДВП и ДСП, из которых в последующем также можно изготавливать мебель. В результате этого в качестве дров по цене 100 руб./ м3 будет реализовано только 9,34 тыс. м древесины, за которые будет получено в качестве дохода 934 тыс. руб. Прибыли от реализации нет.
От 6,7 тыс. м деловой древесины и 14,01 тыс. м3 древесины, позволяющей ее обработку для изготовления мебели, возможно получение дохода от 50 до 80 млн. руб., в зависимости от качества данной древесины и вида изготавливаемой мебели. При этом расходы на оплату труда, электроэнергию, амортизацию и т.д. составят порядка 60% от данной суммы (30-50 млн. руб.). Примерная прибыль от данной категории древесины составит от 20 до 40 млн. руб.
Из 23,35 тыс. м древесины, пригодной для изготовления фанеры, ДВП и ДСП можно получить доход как от их реализации, так и от реализации изготовленных из них предметов мебели и домашнего обихода. Минимальный доход будет составлять примерно 50 млн. руб. (при реализации фанеры, ДВП и ДСП), максимальный - более 200 млн. руб. (при реализации мебели). Дополнительные расходы, связанные с переработкой данной категории древесины, также примем равными 60% от дохода (от 30 до 140 млн. руб.). В результате прибыль от переработки и реализации продукции из данной категории древесины составит примерно от 20 до 100 млн. руб.
Общая прибыль при условии реализации данных предложений Правительством Республики Дагестан и Комитетом Правительства Республики Дагестан по лесному хозяйству составит в среднем от 40 до 140 млн. руб.
Если сравнивать с имеющимися на данный момент 1,34 млн. руб.
прибыли, которые идут на текущие расходы лесхозов без возможности капитальных вложений в лесное хозяйство, прибыль от реализации разработанных нами предложений позволит не только компенсировать все текущие расходы, но и проводить программные мероприятия в области лесного хозяйства силами самой Республики Дагестан в полном объеме без привлечения средств федерального бюджета.
Литература
1. Киреева А.В. Земли лесного фонда: проблемы и пути решения. СПб, 2000. -с.154.
2. Государственный доклад о состоянии и использовании лесных ресурсов в 2007 году / Государственное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Дагестан, 2008. - с.85.
3. Воробьев Г.И. Мировые проблемы лесного хозяйства. - М.: «Лесная промышленность», 2006г. - с.184.