Научная статья на тему 'Перспективы развития комплексного анализа деятельности организации в период перехода к рыночным отношениям'

Перспективы развития комплексного анализа деятельности организации в период перехода к рыночным отношениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина М. А.

В статье рассмотрены основные направления комплексного анализа деятельности организации, такие как: экономический, финансовый, управленческий и конъюнктурный. Также приводится характеристика рыночной экономики, направления развития комплексного экономического анализа, обозначены его проблемы, перспективы в условиях рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития комплексного анализа деятельности организации в период перехода к рыночным отношениям»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338

М. А. Маркина, студент, 3 курс Финансово-экономический факультет Оренбургский Государственный Университет г. Оренбург, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В

ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления комплексного анализа деятельности организации, такие как: экономический, финансовый, управленческий и конъюнктурный. Также приводится характеристика рыночной экономики, направления развития комплексного экономического анализа, обозначены его проблемы, перспективы в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова

Комплексный анализ, экономический анализ, финансовый анализ, переходная экономика, управление, совершенствование, перспективы.

В последнее время все большее значение в организациях отводится проблеме развития аналитической деятельности и возникает необходимость разработки современных методов комплексного анализа, в котором целесообразно выделить четыре основных направления: финансовый анализ; управленческий анализ; конъюнктурный анализ; экономический анализ. В связи с этим, опираясь на мнения таких ученых как: Алексеева А.И. [1], Арсеньева Н.В. [2], Баканов М.И. [3], Климова Н.В. [4], Прокофьев В.А. [5], Цыпин А.П. [6, 7] и др., рассмотрим особенности применения методов экономического анализа в современных условиях, а также перспективы развития данной отрасли экономической науки.

В рыночной экономике стабильность работы организаций в значительной степени зависит от их финансового состояния, а также от финансового положения их партнеров и конкурентов. Поэтому так необходимо проведение финансового анализа, определяющего эффективность управления финансами организации.

Финансовый анализ организации может проводиться с различной степенью детальности, в связи с этим он реализуется в виде экспресс анализа, детализированного анализа и комплексного анализа. Каждый из этих видов различается целью и задачами проведения. Экспресс анализ дает оценку финансового состояния организации, используя ограниченный перечень показателей, взятых в динамике. Детализированный анализ проводится для подробного исследования определенных участков финансового и имущественного положения организации, например: анализ ликвидности, уровня финансовой устойчивости, деловой активности, кредитоспособности и т.д. Комплексный финансовый анализ включает проведение аналитических расчетов по всем направлениям, с учетом или без учета приоритетности отдельных показателей, и комплексную оценку, реализуемую на основе экспертных методов. Однако эти методы довольно ограничены, их применение существенно опирается на субъективное мнение экспертов, дающих оценку финансового состояния.

Управленческий анализ имеет целью оценить эффективность и целесообразность перспективных задач развития организации и принимаемых управленческих решений в процессе их разработки и реализации [2, с. 203].

Конъюнктурный анализ дает оценку развития организации в рыночной среде, ее позиций, уровень конкурентоспособности. Основные направления: анализ конкурентоспособности; анализ рыночной конъюнктуры выпускаемой продукции; анализ эффективности маркетингового плана и др.

Важное направление комплексного анализа деятельности организации - экономический анализ, изучающий специализацию фирмы, экономический потенциал и эффективность его использования, а также результаты хозяйственной деятельности. В нем можно выделить следующие самостоятельные направления:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

- анализ специализации фирмы: анализ общих показателей специализации (коэффициент специализации производства, номенклатура и ассортимент продукции и др.) и технико-экономический анализ (рентабельность, прибыль на единицу продукции, себестоимость производства и реализации товаров и др.);

- анализ экономических ресурсов организации и эффективности их использования (анализ основного капитала организации и эффективности его использования, анализ оборотного капитала, анализ трудовых ресурсов);

- анализ основных результатов хозяйственной деятельности фирмы: анализ прибыли и рентабельности, анализ производства, реализации и себестоимости продукции, анализ использования производственных мощностей [6, с. 196].

Роль комплексного экономического анализа сегодня имеет все большее значение как на уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей, так и на микроуровне. Анализ проводят и аудиторские фирмы, и биржи, юристы, консультанты, пресса, ассоциации. Анализ нужен собственникам средств производства (инвесторам). Руководителю компании необходимо знать партнеров, конкурентов, клиентов. Нужно определить уменьшение или увеличение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов организации. Банкам при предоставлении кредитов необходим анализ балансов предприятий, так как нужна уверенность в их надежности. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности заказчиков. Итак, организациям нужны: объективная оценка своего бизнесе, прогнозы финансово-экономических показателей; причины и последствия результатов хозяйственной деятельности; эффективное управление ресурсами; экономические выгоды.

Анализ - один из важных элементов механизма управления производством и деятельностью организации в целом, он представляет собой творческий процесс, а также инструмент, обеспечивающий научную обоснованность принимаемых управленческих решений, за счет чего уменьшается риск их выбора.

Комплексный экономический анализ имеет большое значение не только в процессе принятия решения. Его функции состоят в оценке закономерностей развития хозяйственных процессов, их динамики и степени напряженности, характера и размера отклонений от плана и нормативов, причин этих отклонений.

При этом важно отметить, что в рыночной экономике сущность и роль анализа заметно изменяются, что обусловлено принципиальными различиями рыночного типа экономики от административно-командного. С распространением разгосударствления, приватизации, с установлением хозяйственной самостоятельности организационных структур расширилась сфера применения комплексного экономического анализа. Так, стали конкретнее и глубже маркетинговые составляющие анализа, усиливается значение анализа финансовых позиций, доходности, конкурентоспособности и кредитоспособности организаций. Определяются приоритетные направления инвестиционной политики, экспорта и импорта, эффективность внутренних и внешних связей в вопросах производства, снабжения, сбыта.

Наука комплексного экономического анализа находится в состоянии развития. В результате перехода к рыночным отношениям есть необходимость совершенствования методологии и организации учета и анализа.

Широко распространены такие направления развития анализа как:

1. Ситуационный анализ. В условиях динамичности конъюнктуры рынка важен ситуационный анализ, способствующий оперативному управлению маркетинговой деятельностью организации с помощью автоматизированных информационных систем. Ситуационный анализ предполагает анализ спроса и предложения, учет инфляции и конкуренции, оценку риска.

2. Маркетинговый анализ ориентирует организации на рыночный спрос, создание новой продукции для расширения рынков сбыта. Данный вид анализа включает разработку методов маркетингового прогнозного анализа, бизнес планирования, а также применение эвристических и других методов.

3. Институциональный анализ заниматься исследованием роли социальных институтов в экономическом развитии.

Наряду с перечисленными направлениями развития анализа разработке подлежат инновационный анализ; оценка и анализ денежных потоков, рисков; управленческий анализ в различных отраслях рыночной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

экономики.

В настоящее время есть ряд проблем, связанных с комплексным анализом, среди которых: недооценка его роли и неприменение анализа в управлении организацией, неполнота информации для его проведения, недостаточная проработанность методов, неучтение отраслевых особенностей и др.

На что же следует сделать упор в развитии комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности на современном этапе?

Во-первых, усилить значение и роль оперативного анализа и управления. Динамичность развития экономических процессов в настоящее время требует оперативных, точных знаний о ситуации во внешней и внутренней среде. Распространенным недостатком оперативного анализа является его относительная неточность из-за неполноты данных и нехватки времени.

Во-вторых, развитие стратегического и перспективного анализа. Стратегический анализ служит основой для принятия решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей. Перспективный анализ дает оценку предполагаемых результатов деятельности организации в будущем. Проблема его использования связана с невозможностью полного учета всех факторов, влияющих на тот или иной показатель.

В-третьих, необходимо совершенствовать методику оценки конкурентоспособности организации. На данный момент идеальной методики комплексного оценивания конкурентоспособности организации нет. Чтобы обеспечить конкурентоспособность фирмы нужно учесть неравномерную динамику развития систем, вероятностный характер протекающих процессов, децентрализацию функций управления, ввиду чего и добавляются задачи анализа.

В-четвертых, развивать и внедрять маркетинговый анализ, появившийся сравнительно недавно. Он включает объяснение, оценку, моделирование, прогноз процессов, явлений товарного рынка и собственной торговой и инновационной деятельности организации, используя статистические, эконометрические и другие методы исследования для принятия эффективных маркетинговых решений.

В-пятых, развивать и применять социально-экономический анализ. Этот вид анализа исследует взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями. Его цель -определение резервов для развития и содействие росту экономической эффективности управления социальной сферой.

В-шестых, необходимо углубить дифференциацию анализа по отраслям (видам экономической деятельности), что обусловлено их спецификой.

Кроме того, необходимо создание единой обоснованной системы оценочных показателей эффективности хозяйственной деятельности организаций. Очень важна разработка многовариантных решений аналитических задач и методика выбора из них оптимального варианта. Стоит также обратить внимание на опыт развитых стран по организации и методики анализа.

Политические изменения, происходящие события в экономике, переход на международные стандарты требуют инноваций не только в экономическом анализе, но и в подготовке профессиональных аналитиков. Отмечается прямая связь между уровнем аналитической подготовки руководителя, качеством принимаемых им решений и степенью реализации поставленных целей. Необходимо улучшать профессиональные качества специалистов еще на этапе их обучения, например, путем взаимодействия бизнес-структур и вузов: аналитическое мышление специалиста является решающей характеристикой его квалификации, однако подготовка ориентированного на практику выпускника невозможна без взаимодействия самих работодателей с вузами.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящее время комплексный анализ хозяйственной деятельности организации расширяется и углубляется, имея определенную сложившуюся теоретическую базу, постоянно совершенствующуюся на основе смежных наук: бухучета, статистики, математики и многих других. Динамичность экономики способствует совершенствованию и развитию комплексного экономического анализа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева. - М.: Инфра-М. - 2011. - 718 с.

2. Арсеньева Н.В. Модель оценки финансово-экономического потенциала отечественных предприятий наукоемких отраслей промышленности / Н.В. Арсеньева, Е.В. Джамай // Финансовый менеджмент. - 2010. -№ 6. - С. 4-9.

3. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика. - 2005. - 536 с.

4. Климова Н.В. Экономический анализ: история и перспективы развития / Н.В. Климова //Экономический анализ: история и практика. - 2009. №23. - С. 10-19.

5. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В.А. Прокофьев, В.В. Носов, Т.В. Саломатина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 133-144.

6. Цыпин А.П. Статистика в табличном редакторе Microsoft Excel: лабораторный практикум / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова. - Оренбург: 2016. Изд-во Оренбургский государственный университет. - 290 с. - ISBN 978-5600-01401-5.

7. Цыпин А.П. Условно-натуральные показатели в экономических исследованиях / А.П. Цыпин. // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2016. - С. 1758-1762.

© Маркина М.А., 2016

УДК 368

О.С Маслич

Финансовый Университет при правительстве РФ (Уфимский филиал)

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье анализируются основные показатели функционирования рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ, раскрываются основные факторы, определяющие рост убыточности на рынке автострахования, характеризуются приоритетные меры, направленные на уменьшение убыточности по автострахованию.

Ключевые слова

Автогражданская ответственность, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО),

убыточность, страховая премия, страховая выплата

Актуальность темы определяется сложившейся экономической ситуацией в стране и в мире, которая оказывает большое влияние на отечественный рынок автострахования. Кроме влияния очевидных негативных факторов, характерных для экономики в целом, в самой отрасли накопилось немало проблем. Система ОСАГО, несмотря на повышение тарифов, продолжает оставаться убыточным.

Рынок обязательного автострахования за последнее время затронули существенные законодательные изменения: дважды были скорректированы тарифы (в октябре 2014 года - на 23% и в апреле 2015 года - на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.