УДК 342
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А.В. Куликов1, М.С. Тихомирова2
1 Балтийский федеральный университет им.И.Канта, Россия, 236041, г. Калининград, ул. А.Невского, 14;
2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, 190005, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4.
Статья раскрывает особое геополитическое положение Калининградской области как эксклава; особенности регулирования законодательства в условиях свободной (особой) экономической зоны, налоговых и таможенных льгот в их сравнительном анализе и определяет перспективные направления развития региона.
Ключевые слова: Субъект Российской Федерации, эксклав, свободная (особая) экономическая зона, таможенные и налоговые льготы, свободный порт, специальный административный район
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE KALININGRAD REGION IN THE CONTEXT OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE: A COMPARATIVE ANALYSIS OF
LEGISLATION
A.V. Kulikov, M.S. Tikhomirova
I.Kant Baltic Federal University, Russia, 236016, Kaliningrad, A.Nevsky str., 14;
2Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, 190005, St. Petersburg, 2nd Krasnoarmeiskaya st., 4.
The article reveals the special geopolitical position of the Kaliningrad region as an exclave; features of regulation of legislation in the conditions of a free (special) economic zone, tax and customs privileges in their comparative analysis and determines the promising directions of development of the region.
Keywords: Subject of the Russian Federation, exclave, free (special) economic zone, customs and tax incentives, free port, special administrative region
I. Калининградская область - эксклав
России
Калининградская область с 25 декабря 1991 года в связи с распадом СССР потеряла территориальное единство с основной метрополией страны. С этой конкретной даты потребовался целый год, чтобы возникшее особое географическое и экономическое положение Калининградской области было признано и зафиксировано в правовом акте федерального уровня. Таким первым правовым актом стал указ Президента РФ от 23 декабря 1992 года № 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области»[3], который предусматривал таможенные и налоговые льготы. Однако, после введения в действие с 1 июля 1993 года Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе», который обладал более высокой
юридической силой, область лишилась предоставленных льгот.
Разрешение возникшей коллизии было осуществлено 7 декабря 1993 года, когда Президентом РФ был издан Указ № 2117 «О Калининградской области»[4]. Данный Указ предусматривал предоставление ей инвестиционного налогового кредита на осуществление региональных программ сроком на 10 лет, выделение субвенций на 10 лет. Созданным после 1 января 1992 года на территории области предприятиям (в том числе с иностранными инвестициями), относящимся к сфере материального производства, предоставлялся налоговый кредит на прибыль на 4-5 лет в зависимости от вида деятельности. Предоставление только налоговых преференций с учетом приостановленного действия
1Куликов Александр Викторович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, заслуженный юрист РФ, e-mail: [email protected];
2Тихомирова Мария Сергеевна - канд. юр. наук, доцент Архитектурно-строительного университета, email: [email protected]
таможенных льгот было недостаточно для развития области в эксклавных условиях.
Спустя только 5 лет был принят Федеральный закон от 22 января 1996 г. N° 13-Ф3 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»[5], который определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение. В законе подчеркивалось, что ОЭЗ является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, но в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, ОЭЗ рассматривалась как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными непосредственно Федеральным законом об ОЭЗ. Вчаст-ности:
1) товары, произведенные в ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождались от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применялись меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2) товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождались от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могли применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
Резидентом ОЭЗ могли стать индивидуальные предприниматели и любые юридические лица - участники внешнеэкономической деятельности, зарегистрированные в установленном порядке.
Открытие свободной (особой) экономической зоны, предоставление таможенных и налоговых льгот дало мощный импульс развития экономики региона.
В разрезе сравнительного анализа следующий Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Фе-дерации»[6] внес ряд существенных ограничительных мер, препятствующих свободе предпринимательства в условиях ОЭЗ.
Так, в качестве резидента ОЭЗ может
быть только юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона при условии реализации инвестиционного проекта. Объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен был составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей в течение первых 3 лет. Конечно, есть исключения, в том числе при внедрении информационных технологий - 1 млн рублей.
Основной недостаток - это сужение сферы действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, с учетом принятия ограничительных мер положений Соглашения о СЭЗ между государствами-членами ЕЭС[7] и Таможенного кодекса ЕЭС, которые фактически нейтрализовали действие прямых норм Закона. То есть, реальных таможенных льгот не осталось, но есть налоговые преференции, которые предоставляются резидентам ОЭЗ на срок до 15 лет при определенных условиях. Государством выдаются субсидии на поддержку рынка труда, даются гарантии на фиксированную арендную плату и неприменения мер финансовой нагрузки. Налог и НДС на ввоз материалов и комплектующих для резидентов составляет 0%. Кроме того, налог на имущество и прибыль первые 6 лет ведения деятельности составляет 0%, также налог на землю составляет 0% в первые 5 лет ведения деятельности.
Таким образом, геополитическое положение области к настоящему времени, исходя из окружения иностранных государств и выхода к международным водам, определяется как эксклав [1. С. 16-18]. По мнению зарубежных аналитиков, «с одной стороны, политическая ситуация в Европе привела к изоляции области от остальной части России, с другой - именно она сделала возможными контакты с внешним миром» [2]. Положение эксклава, несмотря на внешнюю закрытость (наличие территориальных границ области, совпадающих с государственными границами Российской Федерации), оставляет благоприятные возможности при условии политической воли:
- Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее выгодное положение и стратегический потенциал для России;
- область отличается близостью к про-мышленно развитым странам Европы — потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.
II. За истекший период Калининградская область решала вызовы:
- первый связан со вступлением России во
ВТО (2012г.) и процессом сближения (гармонизации) законодательств. Принятые в соответствие с принципами ВТО обязательства по регулированию внешнеторговой деятельности фактически отменили возможность льготного режима свободной таможенной зоны в части свободного передвижения товаров. То есть регион перешел к конкуренции с соседними территориями на общих правилах;
- второй связан со вступлением в действие с 2 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС), принятием Таможенного кодекса ЕЭС и ограничением действия Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области...». Продление действия таможенного режима свободной таможенной зоны (в рамках второго Закона об ОЭЗ) стало проблематично в силу ограничительного действия законодательства ЕЭС, но это спорный юридический вопрос.
- третий связан с «проблемой 2016 года». С 1 апреля 2016 года закончилось действие переходного периода и таможенных преференций для резидентов ОЭЗ, зарегистрированных по первому Федеральному закону 13-ФЗ, и они выпали из правового поля как участники ОЭЗ.
III. Решение прикладных задач развития Калининградской области как эксклава
Безусловно, основным направлением развития области должно стать формирование конкурентоспособной экономической базы, поиск и определение новых источников роста. Как указал Президент РФ В.В. Путин, в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира, быстрого обновления технологий и острой борьбы за лидерство, «выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности» [8].
Исходя из экономической ситуации и ограничения действия Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области...» в части регистрации резидентом ОЭЗ, получения таможенных льгот, нужно определить компенсационные меры поддержки, а также перспективные направления развития ко-номики Калининградской области:
1. С учетом, что в 2016 г. закончились таможенные преференции для Калининградской области, необходимо и далее сохранять альтернативные меры такой поддержки, чтобы сохранить соответствующий уровень предпринимательской деятельности. Речь идет о поддержке калининградских предприятий в части рынка
труда, а именно компенсации тех расходов, которые возникли после 1 апреля 2016 года. Принятое постановление Правительства РФ определило предоставление и размеры иных межбюджетных трансфертов [9]. В целях обеспечения государственной поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ в Калининградской области, разработаны Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Калининградской области и методика расчета объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Калининградской области на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ. Эти меры поддержки охватывают около 80 % предприятий региона. Это резиденты ОЭЗ, и предприятия, зарегистрированные до 1 апреля 2006 года на территории Калининградской области. По состоянию на 18.10.2022 в Едином реестре резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области всего зарегистрировано 279 действующих инвестиционных проектов с общим объемом заявленных инвестиций в первые три года реализации - 182,5 млрд рублей [10].
С 2014 года действует комплексная государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», поддержка которой направлена на все сферы экономики региона, и она действует со сроком реализации до 2025 года [11]. Она должна создавать условия для инновационного опережающего развития региона. Всего запланировано направить на реализацию мероприятий программы развития Калининградской области на период до 2025 года за счет всех источников финансирования: на 2021 год - 61083135,2 тыс. рублей; на 2022 год - 64921608,4 тыс. рублей; на 2023 год - 71264242,5 тыс. рублей; на 2024 год - 93090731,6 тыс. рублей; на 2025 год -92180017,5 тыс. рублей[12].
2. Прямое субсидирование железнодорожных перевозок для Калининградской области. Транзит для калининградских перевозчиков по территории Литвы и Белоруссии рассчитывается в иностранной валюте. Сложность вопроса состоит в том, что надо привести расходы на транспортировку в соответствие с расходами, как если бы они шли по территории Российской Федерации. Соответствующий проект постановления Правительства РФ разрабатывался еще в 2015 году. Минтранс РФ против дополнительного снижения тарифов на железнодорожные
Перспективы развития Калининградской области в условиях особой экономической зоны.
перевозки с основной территории России в Калининградскую область и обратно, ведомство считает более надежным развивать железнодо-рожно-паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск. С учетом обострения политической ситуации паромное сообщение временно становится приоритетным, но экономически невыгодным.
3. Решение вопроса снижения и иного расчета энергетических тарифов для Калининградской области, что обсуждается также Правительством РФ с 2015 года[13]. Но мы в очередной раз имеем обратный эффект, начиная с 1 июля 2021 года в Калининградской области увеличиваются тарифы на электроэнергию, которые выше чем в других регионах страны.
IV. Решение объективных проблем и поиск перспективных путей развития Калининградской области
1. Вопрос жизнедеятельности Калининградской области приобретает особую актуальность в связи с нарастающей изоляцией этого региона. Фактор полного отделения территории Калининградской области от остальных субъектов РФ территориями других государств и международными морскими водами, то есть экс-клавное положение, носит не временный, а постоянный характер, в отличие от специальной военной операции (СВО), что диктует необходимость осуществления по отношению к области иного правового регулирования, отличного от других регионов России.
2. После успешного завершения СВО, в соответствии с пунктом «о» статьи 72 Конституции РФ («координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации..») необходимо наделить Калининградскую область как субъект Российской Федерации дополнительной компетенцией в сфере внешнеэкономических связей. Калининградская область как эксклав России не реализует конституционные гарантии о единстве российского экономического пространства, свободном перемещении товаров и услуг. Вопрос наделения дополнительной компетенцией решается через принятие Федерального закона «О Калининградской области».
3. При условии улучшения международной обстановки. Для превращения Калининградской области в активного участника приграничного сотрудничества, развития российско-европейских торговых отношений возможно создание зоны свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕЭС) с Европейским союзом (ЕС). Зона свободной торговли может создаваться по территориальному принципу, исходя из Договора о ЕЭС (ст. 7, 35, 102)[14], иных
международных договоров ЕЭС, согласия государств-членов Союза, с учетом эксклавности региона, а также возобновления действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения [15].
4. Создание такой разновидности ОЭЗ как свободный порт. Введение такой специальной таможенной зоны включает в себя много различных преимуществ, которыми пользуются многие субъекты хозяйственной деятельности: грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, экспедиторы и логистические компании, портовая и местная администрация и регион в целом. Товары, поставляемые в рамках СТЗ из-за рубежа и вывозимые отсюда за границу, свободны от любых таможенных сборов на их оборот (количественные и качественные квоты тоже отсутствуют). В рамках СТЗ не применяются ограничительные меры торговой политики, а также не проводится санитарный, фито-санитарный и др. виды контроля, обязательные в обычных условиях (однако, если товар покидает зону СТЗ, то в обязательном порядке проводятся все процедуры досмотра и контроля качества). Товары, ввозимые из-за рубежа в СТЗ, не облагаются НДС, акцизами и прочими сборами.
Приморское положение Калининградской области, ее развитая транспортная инфраструктура, незамерзающие порты и близость к развитым странам Западной Европы дают благоприятные предпосылки для функционирования транспортных узлов и логистики.
Сегодня в Республике Польша функционируют 7 свободных таможенных зон, созданных в рамках функционирования единого европейского таможенного пространства. Процедура открытия таможенной зоны регулируется НПА, а инициатором создания такой таможенной зоны может являться заинтересованное лицо, в частности в порту Гданьск она была создана под эгидой правления АО «Порт Гданьск»[16].
5. Функционирование САР (специального административного района). В соответствии с Федеральными законами от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»[17], от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»[18] создан САР «Остров Октябрьский». Участниками САР могут быть международные компании и международные фонды, заключившие договор об осуществлении деятельности на территории САР и включенные в реестр участников САР по итогу их государственной регистрации. По состоянию на
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА №2(64) 2023
115
июль 2022 года в реестр участников САР на территории острова Октябрьский (Калининградская область) входит 85 имеющих статус международных компаний и 1 международный фонд. Одними из наиболее крупных компаний, перерегистрированных в САР, являются публичные компании Эн+Груп и РУСАЛ; холдинговая структура одного из крупнейших предприятий агропромышленного комплекса «Содружество» и др. Механизм САР заработал еще в 2018 году, но резкий всплеск его популярности произошел именно в 2022 году - на фоне беспрецедентно жестких антироссийских санкций за рубежом и принятия стимулирующих «переезд из-за рубежа» поправок в законодательство РФ.
Следует констатировать, что при условии гарантированного финансирования государственной программы социально-экономического развития Калининградской области до 2025 года и возможное определение ее в качестве перспективной зоны свободной торговли и (или) открытие свободного порта; а также функционирование специального административного района позволит получить ускоренное экономическое развитие региона в интересах всей Российской Федерации.
Литература
1. Винокуров Е. Теория анклавов. Калининград, 2007. С. 16—18
2. Gromadzki G., Wilk A. Die Fremdheit ueberwinden. // Frankfurter Rundschau//, 2001.29.3
3. Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области: указ Президента РФ от 23 декабря 1992 г. № 1625 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 26. Ст. 2367.
4. О Калининградской области: указ Президента РФ от 7 декабря 1993 г. № 2117 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 24. Ст. 2952.
5. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 224.
6. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2006г. № 16-ФЗ //Собрание законодательства РФ", 16.01.2006, № 3, ст. 280.
7. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2022.
8. О наших экономических задачах. Президент Российской Федерации В.В. Путин. / Ведомости, 2012, 30.01.
9. Постановление от 29 ноября 2014 г. № 1275 «О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны в Калининградской области /http://www.pravo.gov.ru, 03. 11.2022.
10. Единый реестр резидентов ОЭЗ. Администрация Особой Экономической Зоны в Калининградской области / https://oez.gov39.ru/registry/ . Дата доступа 06.11. 2022.
11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 311 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» (в ред. от 31.03.2021) // СЗ № 18 (часть II). Ст. 2157.
12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля
2014 г. № 311. Приложение № 4.
13. Стенограмма заседания Правительства РФ «О социально-экономическом развитии Калининградской области» // http://government.ru/news/17359/ 24 марта
2015 года.
14. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) //СПС «Консультант Плюс».
15. О ратификации соглашения между правительством РФ и правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения: Федеральный закон от 14 июня 2012 года № 68-ФЗ //СЗ РФ, 18.06.2012, № 25, ст. 3258.
16. Ustawa z dnia 19 marca 2004 r. Prawo celne. Dz. U. z 2019 r. poz. 1169, 2070. Review of maritime transport 2016, Report by the UNCTAD Secretariat, New York and Geneva 2016.
17. О международных компаниях и международных фондах: Федеральный закон от 03.08.2018 № 290-ФЗ (ред. от 24.02.2021) //СПС КонсультантПлюс
18. О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края: Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ (ред. от 26.11.2019) //СПС КонсультантПлюс