Научная статья на тему 'Перспективы развития избирательного права в РФ'

Перспективы развития избирательного права в РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
708
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЦЕННОСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПОЛИТИКА / ELECTION / ELECTORAL SYSTEM / VALUE / ELECTORAL RIGHT / THE POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шемелин Аркадий Валерьевич

Рассматриваются проблемы, связанные с перспективами развития политико-правового поля и избирательной системы России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of electoral rightdevelopment in Russian Federation

The author considers variety of problems, in accordance with the prospects of further development of politician-legal field and electoral system in Russian Federation

Текст научной работы на тему «Перспективы развития избирательного права в РФ»

УДК 342.81

Шемелин Аркадий Валерьевич Arkady Shemelin

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РФ

PROSPECTS OF ELECTORAL RIGHT DEVELOPMENT IN RUSSIAN FEDERATION

Рассматриваются проблемы, связанные с перспективами развития политико-правового поля и избирательной системы России

Ключевые слова: выборы, избирательная система, ценности, избирательное право, политика

The author considers variety of problems, in accordance with the prospects of further development of politician-legal field and electoral system in Russian Federation

Key words: election, electoral system, value, electoral right, the policy

Тенденции развития в современной России избирательного права позволяют выделить проблемы, связанные со становлением избирательного права и процесса, и определить необходимые пути его совершенствования. Рассмотрение аксиологии избирательного права в реформируемой России связано с пониманием воспроизводства социальных ценностей, правовых убеждений и норм в целях обеспечения реализации прав граждан в современном политическом процессе.

Исследование переходного периода становления новых институтов власти, как кризисного периода развития политической системы, основано на оценке этических и политико-правовых ценностей. Ценностный аспект, влияющий на содержание политического сознания, выступает в качестве объективного актуализируемого принципа по утверждению идеального морального строя, основанного на интегральном сочетании социокультурных норм и ценностей, морали и права. Гегель утверждает: «В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоре-

чиями. ... Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права» [1].

Примат демократических ценностей повлек развитие гражданских свобод, которые выступали в условиях становления либерально-демократических ценностей мотивационным фактором для оценки изменений, происходящих в сфере политики, социума и экономики. Принцип максимизации эффективности демократических начал требовал развития гражданственности или прямого участия. «Прямая демократия требует не просто участия, а гражданской подготовки и гражданской добродетели для эффективного участия в обсуждении и принятии решений. Демократия участия, таким образом, понимается как прямое правление образованных граждан. Граждане — это не просто частные индивиды, действующие в частной сфере, а хорошо информированные общественные граждане, отдалившиеся от своих исключительно частных интересов настолько, насколько общественная сфера отдалена от частной. Демократия — это не столько правление народа пли правление масс, сколько правление образованных граждан» [2]. В рассматриваемый период оценка готовности

избирателей к осмысленным действиям не производилась.

Избирательное право, основанное на международных стандартах и демократических ценностях содержало нормы, где выборы приобретали качество блага, обеспеченного правом, удовлетворяя широкий спектр интересов (от индивидуальных до групповых, общесоциальных и государственных), т.к. «организация публично-правового строя гораздо новее, и в основанном на нем поведении людей легче видеть как бы некоторый моральный придаток к природной мощи индивида» [3].

Ценность выборов как средства достижения известных целей объединялось с обновленным законодательством. Само право, как регулятор общественных отношений, становилось ценностным механизмом в цивилизационном развитии общества и государства. Избирательное право, предоставляя правовые гарантии на участие в управлении делами государства посредством выборов, принципиально меняло политическое сознание избирателя. Поскольку политические преобразования требуют поддержки и одобрения со стороны граждан, важны ценностные ориентиры политической элиты, лидеров государства. «Политика, лишенная ценностей и перспектив, неизбежно ведет к размыванию основ стабильности государства и общества, искажает социальные ориентации индивидов, лишает их уверенности в социальном и личном существовании» [4]. Политики, добивающиеся признания со стороны избирателей, включают себя в контуры государственного устройства. Ценностные ориентиры при их реализации облегчают процесс легитимации политических деятелей и обеспечивают массовую поддержку политических преобразований, которые проводятся в государстве. Становление новых нормативно-ценностных систем является важным аспектом формирования нового социально-экономического и политико-правового порядка в России.

Формирование норм избирательного права иод влиянием политической элиты превращало правовые акты в неустойчивую

сферу взаимодействия. Главной особенностью российского демократического транзита являлось отсутствие долгосрочного, интенсивного и устойчивого взаимодействия между элитой, различными ее группировками и основной массой населения, а также единой ценностной системы, принимаемой как элитой, так и массовыми слоями общества [5]. Политическая элита как актор в избирательном праве была заинтересована в издании необходимых для нее актов, исходя из собственных предпочтений. Российские политики не были способны «нести ответственность за свои действия и их последствия, исправлять причиненный ущерб, если его действия инкриминируются ему с позиций гражданского права, и нести наказание, если он заслуживает этого согласно уголовному праву» [6].

Проектирование электорального сознания и поведения с помощью избирательных технологий, низкий уровень гарантированности прав избирателей, «утилитарный подход к голосованию», неустойчивость политико-мировоззренческих ценностей избирателей, авторитета политиков искажали реальную картину доверия власти и состояния политической системы РФ.

Таким образом, 1990-е гг. стали периодом разрозненных и достаточно противоречивых представлений о феномене политического сознания российского избирателя, отсутствовали попытки осуществить адекватный политический анализ происходящего. В постучредительный период избирательное право будет дополняться новыми правовыми установлениями, нацеленными на предотвращение нарушений, но в целом, это не изменит ситуацию.

Процесс формирования политического сознания избирателей в РФ был сложным не только в силу резкой смены политической ситуации, состояния социально-экономической сферы, но и потому, что политическое сознание «представляет собой освоение и организацию политической жизни. Оно отражает степень восприятия актором мира политики и особенности отношения к нему. Главным в понимании природы политического сознания является то, что оно, как и

политика в целом, включает в себя в качестве объекта своей рефлексии и «деятельности» все сферы общественной жизни» [7]. Поскольку процесс освоения политической жизни в условиях демократического транзита требовал утверждения и принятия российским избирателем всех новелл политической жизни, то ожидать быстрых сдвигов в общественном сознании не приходилось. Коммуникативные свойства политического сознания формировали различные модели электорального поведения под влиянием множественности факторов политической и социально-экономической жизни.

Кроме того, данный процесс требовал положительной динамики в обновлении политической культуры, развития социальноэкономического состояния страны, но стабилизация в состоянии государственности и социально-экономической сфере началась только после 1999 г.

Проведение выборов предполагает непростой процесс их подготовки, начиная с предвыборной агитации, при этом «проблематично абсолютно все, начиная с базовой категории «предвыборная агитация» и ее формально-юридических (законодательных) определений и заканчивая воп-

росами защиты и восстановления самого важного публичного политического права граждан-избирателей — права на достоверную информацию» [8]. Качество законодательного регулирования выборов было невысоким, поэтому целевая направленность предвыборной агитации устанавливалась Верховным Судом Российской Федерации, указавшим, что вся предвыборная агитация сводится к возможному психологическому воздействию агитационных мероприятий наизбирателя [9].

Поскольку в рассматриваемый период из поля зрения законодателя выпал значительный блок политико-правовых отношений, требующих правовой регламентации, современное избирательное право нуждается в обновлении.

Избирательное право РФ нуждается в качественном законодательном материале, ответственной политике, проводимой лицами, вызывающими уважение у избирателя своими действиями в политической сфере. Это будет способствовать повышению активности избирателей в избирательных кампаниях, формирующих органы народовластия, и вернет доверие россиян к власти.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права: пер. с нем. // Ред. и сост. Д.А. Каримова и B.C. Нерсе-сяиц. — М.: Мысль, 1990. (Филос. наследие). — С. 57-58.

2. Barber В. Participatory Democracy // Encyclopedia of Democracy. — New York, 1995. — Vol. 3. - P. 923.

3. Тарановскнй Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2001. — С. 234.

4. Kohl H. Der Weg zur Wende: Von der Wohlfahrtsgesellschaft zur Leitungsgemeinschaft. Hun-sum: Geist und Politic, 1983. — S. 27.

5. Лапкин B.B., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Полис, 2000. — №1.—С. 12-15.

6. Рикер Поль. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. — М.: АО «KAMI», Издательскийцентр «ACADEMIA», 1995. — С. 45-46.

7. Поливаева Н.П. Политическое сознание в условиях трансформации российского общества: автореф. дне. д-раполит. наук. — М., 2009. — С. 20 (55 с.).

8. О региональном семинаре «О взаимодействии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и средств массовой информации по повышению профессиональной подготовки журналистов, освещающих избирательный процесс» // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. — 2001,— № 6 (120). — С. 73.

9. Решение Верховного Суда РФ от 25 марта 1996 г. по делу № ГКПИ96-17 // Избиратель-

ные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995—2000): в 2-хт. T. 1. — М.: НОРМА, 2001. — С. 200.

10. Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центральной избирательной комиссии. — 2003. — №2(140). — С. 63-73.

11. Дьюи Джон. Общество и его проблемы: пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Касиловой. — М.: Идея-Пресс, 2002. — 160 с.

12. Иванченко A.B. Конституционные и международные основы современного российского избирательного права / Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: материалы международной конференции // Под ред. A.B. Иванченко и А.Е. Лазарева. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 348 с. — С. 137-140.

13. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» // Избирательное право России / Под ред. В.О. Лунина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закониправо, 2008. — 671 с.

14. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2001. — 176 с.

15. Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / Общ. ред.: В.Я. Гельман, Г.В. Голосов, Е.Ю. Мелешкина. — М.: Весь Мир, 2000. — 248 с.

16. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. // Российская газета (Неделя). — 2008. — № 4787. — 6 ноября.

17. Протасов В.И. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — 240 с.

18. Сморгунов Л.В. Сети, знание, коммуникация // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАИН по сравнительной политологии (СП-РАПН). — СПб., 2006.-50 с.-С. 5-14.

19. Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». — 1993. — 21 сентября. № 1400 / Указ Президента Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 39. — 27.09.1993. — Ст. 3597.

20. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 64 с.

Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

ШемелинА.В. ,канд.юрид.наук,доцент,профес- A. Shemelin, Candidate of Law sciences, assistant cop кафедры государственного и муниципального professor, professor of state and municipal right de-права, Читинский государственный университет partment, Chita state university (ЧитГУ)

Научные интересы: выборы, избирательная сис- Scientific interests: election, electoral system, value, тема, ценность, избирательное право, политика electoral right, the policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.