Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ВИРТУАЛЬНОГО ТУРИЗМА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ВИРТУАЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
254
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ХАДЖ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Межевникова О.П.

В статье раскрываются особенности становления религиозного (исламского) виртуального туризма. Важность разработки системы туристского религиозного виртуального пространства обусловлена необходимостью соответствовать инновационным процессам, затрагивающим современные технологии виртуальной реальности, особенно актуальным в период пандемии. Автором была предпринята попытка проследить влияние технологий виртуальной реальности на создание виртуальных религиозных (исламских) туров и экскурсий. Проведенный сравнительный анализ позволил проследить преимущества и недостатки традиционного и виртуального религиозного туризма. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ВИРТУАЛЬНОГО ТУРИЗМА»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Межевникова О.П.*

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОГО ВИРТУАЛЬНОГО ТУРИЗМА

DOI: 10.31249/птт/2021.01.05

Аннотация. В статье раскрываются особенности становления религиозного (исламского) виртуального туризма. Важность разработки системы туристского религиозного виртуального пространства обусловлена необходимостью соответствовать инновационным процессам, затрагивающим современные технологии виртуальной реальности, особенно актуальным в период пандемии. Автором была предпринята попытка проследить влияние технологий виртуальной реальности на создание виртуальных религиозных (исламских) туров и экскурсий. Проведенный сравнительный анализ позволил проследить преимущества и недостатки традиционного и виртуального религиозного туризма.

Ключевые слова: ислам; хадж; религиозный туризм; виртуальный тур; инновации; информационные технологии; виртуальная реальность; эффект присутствия.

Туристическая индустрия - это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро растущих в мировом хозяйстве, уровень развития которой является своеобразным показателем состояния общества, его материального достатка и духовного здоровья. Развитие туризма

*

Межевникова О.П., старший преподаватель кафедры «Философия и национальная идея» Ташкентского государственного технического университета (Узбекистан), e-mail: olgamejevnikova@mail.ru © Межевникова О.П., 2021

в целом зависит от комплекса природно-географических, историко-политических, социально-экономических и демографических условий и факторов, которые их определяют. С точки зрения социально-культурного значения развитие туризма совершенствует систему социально-культурного обслуживания населения, увеличивает ресурсы для модернизации соответствующей инфраструктуры, повышает качество жизни. Продуманная государственная политика туризма способствует расширению сотрудничества в сфере международного туризма, повышает конкурентоспособность туриндустрии путем эффективного использования инноваций и информационных технологий.

Объектом данного исследования стала сфера виртуального исламского туризма, которая в настоящее время претерпевает значительные изменения за счет расширения информационных технологий, а также политической и экономической ситуации в мире, вызванной пандемией.

Все меняется под влиянием инноваций, которые могут рассматриваться как сочетание процесса, услуги и продукта, меняющего формы, продвигаясь от идеи до внедрения. «Сегодня туризм -это глобальный бизнес 1Т-технологий, в котором взаимодействуют известные компании» [1, с. 8]. Например, благодаря повсеместному распространению Интернета в индустрии туризма произошло смещение потребителя с «реального» рынка в виртуальный. Развитие информационных технологий в индустрии туризма повышает не только эффективность функционирования отрасли, но и за счет более тесной интеграции с другими секторами экономики и технологической модернизации выводит на новый уровень развития. Новые технологии помогают в том числе программе оздоровления индустрии, что очень важно в постпандемический период. Пожалуй, единственными сдерживающими факторами для бурного и качественного роста отрасли виртуального туризма, в том числе и религиозного, остаются слабые коммуникации, низкий уровень осведомленности туроператоров и высокая стоимость оборудования. Также следует помнить, что исламский туризм в той или иной степени связан с догматикой и практикой ислама, а совершить те или иные действия или предписания в виртуальном туре практически невозможно.

Религиозный туризм представляет собой «особый вид деятельности, который связан с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них

среды» [2, с. 6]. История религиозного туризма уходит в глубь веков. Религиозные туристы совершали путешествия самостоятельно с целью посещения мест сохранения святых реликвий. Это, пожалуй, одно из самых первых туристических направлений во всем мире, которое появилось более 1000 лет назад. Первое упоминание о религиозном туризме относится к античным временам, когда древние греки посещали Дельфы.

Выделяют следующие виды религиозного туризма.

1. Паломничество, которое представляет собой стремление верующих людей к поклонению святым местам. Паломники имеют самые различные цели, например, желание исцелиться от душевных и физических недугов, помолиться Всевышнему и быть ближе к нему, обрести благодать, реализовать богоугодную работу, отмолить грехи, высказать благодарность за блага, посланные свыше, обрести смысл жизни и т.д. Современные паломники используют множество удобств цивилизации для того, чтобы совершать свои путешествия.

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Ежегодно до пандемии эти города посещали около 2 млн паломников.

К важным мусульманским святыням относятся Голубая мечеть в Стамбуле, мечеть Омейядов в Дамаске, Золотая мечеть в Багдаде, мечеть Ибн Тулуна и султана Хасана в Каире, минарет Кутб-Минар и мечеть Кувват-уль -слам в Дели и другие.

2. Религиозно-познавательный туризм, дающий общее ознакомление с культурой и религией того или иного государства, что также представляет познавательный интерес. «Туристы данного направления не стремятся достигнуть какого-либо просветления, замолить свои грехи, они просто желают путешествовать и знакомиться с новыми уголками нашего мира» [2, с. 62].

Факторы, влияющие на развитие туризма, в том числе религиозного, разнообразны и многогранны. Исламский туризм не ограничивается рамками религиозного, а, наоборот, охватывает все его виды, за исключением тех, которые противоречат исламским нормам и ценностям. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

В 2020 г. индустрия туризма столкнулась с серьезным вызовом в своем развитии, связанным со стремительным распростра-

нением нового вида коронавируса по всей планете. Туристическая отрасль понесла колоссальные убытки во всех странах мира.

В силу этого приоритетное внимание должно быть уделено именно информационным технологиям, которые благодаря их особым свойствам катализатора активно содействуют технологическому прорыву не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях. Виртуальный религиозный туризм быстро развивается, и его конечной целью становится возможность дать людям чувствовать, видеть, путешествовать, изучать, работать и жить внутри мира, являющегося не чем иным, как совершенной имитацией и при этом обогащать и культивировать их религиозную духовность.

Виртуальная реальность может предложить туристу или паломнику возможность побывать в интересующем месте без фактического пребывания в нем. Именно поэтому маркетологи и ученые исследуют виртуальную реальность и факторы виртуальной реальности, способные повлиять на покупку тура. Эффект полного погружения, высокое качество изображения, широкие возможности демонстрации объектов поклонения и достопримечательностей -все это делает виртуальную реальность мощным маркетинговым инструментом уже сегодня. Интерактивность виртуального тура создает у клиента иллюзию причастности, ощущение свободы действий. Виртуальные туры имитируют нахождение человека на этих объектах, дают возможность просмотра всех экспозиций в любое удобное время и решают проблемы доступности, так как не каждый из нас сможет посетить особенно удаленные объекты в силу тех или иных причин.

Прежде чем говорить о религиозном (исламском) виртуальном туризме, разберемся, что же такое виртуальный тур? Он рассматривается как способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства [4]. Он представляет собой «сшитую» комбинацию панорам с функцией перехода от одной объемной фотографии к другой. Такие туры могут быть дополнены музыкой, закадровой озвучкой, видеороликами, надписями, видеороликами и другим контентом. Главное отличие виртуального тура от набора обычных фотографий - его интерактивность: пользователь сам выбирает, какой фрагмент привлекателен для него в данный момент, чтобы использовать технологии полного контроля движения. Иными словами, зритель самостоятельно управляет картинкой, имея возможность перемещаться и разглядывать детали.

Анализируя различные источники туристических агентств, можно отметить, что в основном самыми популярными странами, где организуется достойный отдых для мусульман, являются Турция, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Малайзия [5]. Такой туризм заранее включает наиболее подробный ряд требований мусульман к отдыху по шариату - новые тенденции в индустрии туризма, которые позволяют людям отдыхать в соответствии с их религиозными убеждениями. Эти же страны предлагают и максимально разнообразные виртуальные туры по святым местам и достопримечательностям. В целом можно говорить, что виртуальный туризм подменяет собой подлинное путешествие и реальный туризм. Такое «туристское путешествие» более комфортно и удобно, безопасно, так как оно осуществляется в пределах уютной зоны кресла или дивана.

Однако существует большой разрыв между использованием виртуальной реальности в качестве пробной версии перед покупкой настоящих билетов и отношением к виртуальной реальности как к полноценному туризму. «С точки зрения развития религиозного (исламского) туризма важно понимать, что исламские нормы -это не просто религиозные предписания, а облеченные в правовую оболочку коранические заповеди, которые условно делятся на пять категорий: повелеваемое, рекомендуемое, в правовом плане безразличное, разрешенное (халяль), запрещенное (харам) поведение. На их основе мусульманские нормы регламентируют не только хозяйственную деятельность, но и как одеваться, что употреблять в пищу и т. д. И от того, насколько четко придерживается мусульманин этих требований, определяется уровень его религиозности. Это же находит отражение и в выборе отдыха: или это туризм как индустрия развлечений, как приятное путешествие, или, напротив, отказ от этого в пользу паломничества, если речь идет о культовых объектах» [6, с. 49]. В виртуальном туризме проблема религиозных предписаний исчезает, но иногда с ее исчезновением пропадает и смысл «путешествия», особенно если речь идет о паломничестве. Ведь паломничество - плод исламской духовности, ее наглядное воплощение в активности, ее дополнение, опора и поддержка для духовной жизни. Поэтому, на наш взгляд, виртуальное паломничество - это абсурд. В исламе понятие «паломник» имеет совершенно иное значение, нежели в других религиях. Паломником с точки зрения ислама можно называть человека, совершившего хадж в Мекку, к его имени после этого прибавляется почетное звание хаджи.

Но о виртуальном исламском туризме можно говорить, когда это религиозно-познавательный туризм, наполненный эмоциями, новыми знаниями и яркими впечатлениями.

Рассмотрим преимущества и недостатки виртуального религиозно-познавательного (исламского) туризма.

Во-первых, одним из главных преимуществ виртуального религиозного тура или путешествия является его доступность для тех, кто по каким-то причинам не может путешествовать в реальности. Это может быть и нехватка средств, и физические ограниченные возможности, и невозможность выезда с целью путешествия, и незнание иностранных языков, необходимых для коммуникации с коренным населением в стране пребывания, и политическая обстановка в стране, выбранной в качестве цели путешествия. Например, согласно данным экспертов ЮНЕСКО, в историческом центре Алеппо в Сирии в результате военных конфликтов было уничтожено почти 30% построек, причисленных к объектам всемирного наследия, а около 60% построек причинен серьезный ущерб. Значительный урон был нанесен мечети Омейядов, цитадели, мечетям, музеям, традиционным арабским рынкам, караван-сараям, медресе, хаммамам [7]. Однако рассмотреть все достопримечательности исламской Сирии, и в частности мечеть Омейядов, можно, используя виртуальный тур.

Во-вторых, это экономия средств и времени. При виртуальном путешествии нет необходимости тратить время на передвижение до места назначения и сборы в дорогу, не нужно тратить деньги на посещение и осмотр достопримечательностей, на путь до них, проживание, питание и так далее. Всё, что необходимо для путешествия, - это доступ в Интернет [8, с. 83]. Стоимость технологий виртуальной реальности постепенно удешевляется, доступность увеличивается. Большие перспективы в данном направлении открывают разработка и внедрение мобильных приложений с дополненной реальностью.

Благодаря последним технологиям, каждый мусульманин в любой точке земного шара в любое время сможет совершить виртуальный хадж благодаря новому приложению «Мекка 3Б». «Есть тысячи книг знаменитых ученых о том, как совершать хадж, но увидеть своими глазами как делается обход Каабы, стояние на горе Арафат и другие этапы паломничества - это совсем другое. Мы живем в XXI веке, и когда мир находится под нашими пальцами, было бы глупо не использовать это для изучения ислама» [9].

Виртуальная реальность дает определенную свободу и комфорт, ведь о времени и программе экскурсии не нужно ни с кем договариваться - путешественник сам управляет темпом своей активности.

В-третьих, эффект присутствия и детализация визуального объекта. Виртуальные технологии предоставляют уникальную возможность увидеть с эффектом погружения не только закрытые для посещения достопримечательности и святыни, но также и реконструированные исторические памятники, которые были разрушены временем или обстоятельствами. Например, Мекку и Медину разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама, где происходят ритуалы религиозного поклонения паломников-мусульман со всего мира. Приложения разработчиков из Саудовской Аравии позволяют увидеть эти священные города в виртуальной реальности всем желающим.

В-четвертых, виртуальный религиозный тур всегда успешен. «Путешественника» никогда не коснется отсутствие халяль-питания, халяль-сертифицированных ресторанов, молельных комнат, раздельных для мужчин и женщин, неблагоприятная политическая обстановка, забастовка авиадиспетчеров или крах туристической фирмы.

В-пятых, в виртуальной религиозной экскурсии, если она привлекла наше внимание, можно участвовать бесконечное количество раз и в любое время, используя возможность размещенной дополнительной информации и подсказок. Так, в Узбекистане наряду с другими достоин восхищения памятник средневековой архитектуры Шахи Зинда, расположенный в Самарканде. По оценке гостей, это - «портал времени» [10]. Проживая в Ташкенте и будучи поклонником этого великого архитектурного наследия, автор статьи не может бывать там постоянно, но виртуальный тур предоставляет возможность пересмотреть, переслушать необходимую информацию, уточнить интересующие детали, ведь «путешественник» располагает нерегламентированным количеством времени. В любой момент виртуальное путешествие можно прервать и продолжить при желании в другое подходящее время.

В-шестых, бесспорно важнейшим составляющим элементом религиозного туризма является посещение мест, которые имеют какое-либо значение для религии, и познание, которые и являются важнейшим результатом реализации мотивации на поездку. Вир-

туальный религиозный туризм - это прекрасное дополнительное средство для общего интеллектуального и духовного развития.

Как видим, достоинств у религиозных виртуальных туров к исламским святыням немало. Но их затмевает очень большой недостаток: это все не настоящее и дает намного меньше ощущений, впечатлений и религиозного трепета, чем реальное путешествие. Туристы, как правило, сосредоточены на новых впечатлениях и «духовных» открытиях. Коран призывает человека встать на путь поиска сакрального знания - духовного поиска. В исламе имеется множество своеобразных упоминаний о пути как некоем метафизическом состоянии верующего, который должен постоянно находиться в духовном поиске - поиске Всевышнего. Такой опыт пока невозможно воспроизвести в виртуальной реальности.

Еще одним недостатком является зависимость от создателей виртуального тура. Клиенту невозможно увидеть то, что не включено в виртуальную экскурсию, - ему предоставляют столько возможностей, сколько уже было разработано. Нельзя в таком «путешествии» открыть для себя малоизвестную достопримечательность, конечно, если этот вариант уже не был запрограммирован. Также компании, которые создают виртуальные туры, часто скрывают многие вещи, чтобы предоставить наиболее приятный опыт свои клиентам. Например, в виртуальном туре не расскажут о строительстве в Саудовской Аравии на месте снесенных исторических памятников - священных для мусульман мест - роскошных отелей, ресторанов, торговых центров и спа-салонов. Не случайно сами создатели программ виртуальных путешествий признают, что их программы не заменяют настоящие туры, а дополняют их и провоцируют людей путешествовать еще больше.

Наряду с достаточно высоким интересом потребителей к виртуальному религиозному туризму как новому направлению следует упомянуть, что обычные пользователи в большинстве своем всё же не относят просмотр виртуальных туров к отдельному виду религиозного туризма или паломничества. Однако он уверенными темпами движется к дальнейшему распространению в условиях современного технологичного мира. Это перспективное направление, которое однозначно необходимо развивать.

Литература

1. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия, 2014. - 145 с.

2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.

3. К 2025 году мир наполовину станет исламским. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islam-today.ru/novosti/ 2016/02/18/k-2025-godu-mir-napolovinu-stanet-islamskim-issledovanie/ (дата обращения: 14.10.2020)

4. Виртуальный тур. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 14.10.2020)

5. Туризм по законам Ислама. 03.06.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamisemya.com/turizm-po-zakonam-islama.html (дата обращения: 16.10.2020)

6. Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б.Т. Духовность, туризм и паломничество в исламе // Исламоведение. 2014. №1. С. 45-53.

7. Разрушенную мечеть Омейядов в Алеппо планируют восстановить к 2022 году. 26.12.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20181226/ 1548709075.html (дата обращения: 20.10.2020).

8. Елфимова Ю.М., Скорых Г.А. Виртуальный туризм - объективная реальность современного туристического бизнеса // Устойчивое развитие туристского рынка: международная практика и опыт России: сборник статей. Ставрополь: АГРУС, 2014. С. 80-87.

9. Виртуальный хадж. 02.07.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islam-today.ru/obsestvo/nauka-i-tehnologii/virtualnyj-hadz/ (дата обращения: 20.10.2020).

10. Архитектурный комплекс Шахи Зинда. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298068-d317900-Reviews-Shah_i_Zinda-Samarkand_Samarqand_Province.html (дата обращения: 21.10.2020).

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.