Научная статья на тему 'Перспективы развития Интернетэкзамена как элемента внутривузовской системы качества: по итогам х Всероссийской (с международным участием) конференции «Теория и практика латентных переменных в образовании и других социальноэкономических системах»'

Перспективы развития Интернетэкзамена как элемента внутривузовской системы качества: по итогам х Всероссийской (с международным участием) конференции «Теория и практика латентных переменных в образовании и других социальноэкономических системах» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Интернетэкзамена как элемента внутривузовской системы качества: по итогам х Всероссийской (с международным участием) конференции «Теория и практика латентных переменных в образовании и других социальноэкономических системах»»

Ганченко Игорь Олегович

доктор педагогических наук, профессор,

заместитель начальника Краснодарского университета МВД России Гривенная Елена Николаевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранного языков Краснодарского университета МВД России

Перспективы развития Интернет-экзамена как элемента внутривузовской системы качества: по итогам Х Всероссийской (с международным участием) конференции «Теория и практика латентных переменных в образовании и других социальноэкономических системах»

Стандарты и рекомендации для | гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве1, разработанные в 2005 г. Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA и рекомендованные вузам решением Аккредитационной коллегии от 05 апреля 2007 г. № 3-2007 для использования при создании систем качества, отводят важную роль внешней оценке уровня подготовки обучающихся. При этом форма внешнего аудита качества может варьироваться и содержать институциональные оценки различных типов. Вместе с тем, отмечается, что процедура оценки уровня знаний обучающихся и в целом внешний аудит качества должны основываться на четких общепринятых критериях, применяемых последовательно и согласованно. Наконец, учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности как в стране, так и на международной арене.

Российский опыт позволяет утверждать, что диагностирование и отслеживание уровня подготовки обучающихся по результатам Интернет-

экзамена представляет собой эффективную модель внешней независимой оценки качества знаний. Как отмечает директор Росаккредагентства В.Г. Наводнов2, участие в Интернет-экзамене является добровольной процедурой, способствующей тому, чтобы вузы могли демонстрировать то качество образовательных услуг, о котором они заявляют, и иметь возможность сравнить себя по результатам знаний студентов с другими учебными заведениями страны. Очевидно, что начатый в 2005 г. эксперимент по проведению Интернет-тестирования в настоящее время доведен до стадии воплощения в практическую деятельность и успешно выполняет задачу по установлению соответствия подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам на основе единых аккредитационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) для каждого направления подготовки.

Сказанное подтверждается статистическими данными Росаккредагентства, свидетельствующими о расширении круга участников Интернет-экзамена с 58 вузов на ФЭПО-1 до 1216 вузов на ФЭПО-7. Подчеркнем, что в 2006 г. к эксперимен-

1 Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. С. 58.

2 Интернет-экзамен: реализуя принцип открытости // Аккредитация в образовании. 2007. № 5. С. 32.

10

ту присоединились вузы из стран СНГ: Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Приднестровья, Украины, Казахстана. На сегодняшний день контингент участников Интернет-экзамена выглядит следующим образом:

Государственные вузы Негосударственные вузы Филиалы государственных Филиалы негосударственн

Еще более убедительной является приведенная ниже динамика участия студентов в Интернет-экзамене:

285

п

Не участвовали

Участвуют после Участвовали только до

аккредитации аккредитации

Участие в ФЭПО вузов (и филиалов), выходивших на комплексную оценку в I полугодии 2008 г.

■ off-Mr

ФЭПО-1 ФЭПО-2

ай/июнь 2005 дек/янв

2005/2006

ФЭПО-3 ФЭПО-4 ФЭПО-5 ФЭПО-6 ФЭПО-7

1ай/июнь 2006 дек/янв май/июнь 2007 дек/янв апр/июнь 2008

2006/2007 2007/2008

Востребованность Интернет-экзамена как инновационной технологии оценки качества подготовки специалистов значительно возрастает в связи с предоставленной вузам возможностью зачитывать его результаты в качестве официальных при проведении комплексной оценки в соответствии с Распоряжением Рособрнадзора от 17 июля 2006 г. № 1192-05, Методикой проведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования оценки качества освоения студентами программного материала в соответствии с требованиями ГОС ВПО, утвержденной заместителем руководителя Рособрнадзора Е.Н. Геворкян 16.10.2007 г., и Решением Аккредитационной коллеги от 07 февраля 2008 г. № 1-2008/АК. В данном контексте уместно привести следующие сведения об участии в ФЭПО вузов, прошедших аккредитацию в 2007-2008 гг.:

Государственные вузы

Негосударственные вузы

Филиалы государственных вузов

Филиалы негосударственных в узов

0 20 40

Участие вузов (и филиалов) в ФЭПО

Всего запланировано проведение внешней экспертизы

в 1 полугодии 2008 г. в 439 вузах и филиалах

□ более 5 раз

□ 4 раза

□ 3 раза

□ 2 раза

0

Количество результатов, тыс

1200

1000

925,5

68%

749.6

520,2

69%

364,2

454,5

68%

122.5

240,8

66%

445,5

32%

229,4

31%

217,9

32%

123,4

34%

15,8

Всего запланировано проведение внешней экспертизы во 2 полугодии 2008 г. в 233 вузах и филиалах

28 (12%)

Интернет-экзамен имеет важное значение на федеральном уровне, поскольку позволяет поддерживать в актуальном состоянии систему мониторинга качества подготовки специалистов и отслеживать общероссийский уровень знаний студентов. Так, из 855 тыс. результатов (по данным на 10 июня 2008 г.), свидетельствующих об уровне подготовки студентов вузов, полностью соответствуют требованиям ГОС 486 тыс. (57%):

Студенты вузов

Не соответ- Соответствуют ствуют

43% 57%

Вместе с тем, принципиально важно подчеркнуть заинтересованность всех участников Интернет-экзамена в использовании его технологий: студентов (самодиагоностика): профессорско-преподавательского состава (диагностика так называемых «слабых мест»);

родителей (позволяет установить, представил ли вуз все возможности для освоения предметов на уровне ГОС ВПО);

работодателей, в том числе комплектующих органов внутренних дел, если речь идет о системе образования МВД России (позволяет определить, как выглядят программы вуза на общероссийском фоне);

руководства вузов (подготовка к самообследо-ванию и комплексной оценке);

вуза в целом (позволяет избежать стрессовых ситуаций при внеочередных проверках);

Рособрнадзора (обеспечивает масштабный охват учебных заведений в отличие от разовых выездов, а также доброжелательное отношение академической общественности).

Отдельно подчеркнем принципиальную важность использования Интернет-экзамена как модели внешней оценки результатов обучения в качестве необходимого элемента внутривузовских систем качества. При условии регулярного участия в Интернет-экзамене вузы обеспечивают себе возможность проведения мониторинга качества подготовки специалистов и основных образовательных программ на соответствие выполнения ГОС ВПО и сравнение с аналогичными направлениями подготовки других вузов. Не вызывает сомнения тот факт, что измерение качества подготовки студентов является сложной и многоплановой задачей. При этом оценка знаний обучающихся с помощью традиционного подхода не является достаточно объективным и достоверным методом и не в полной мере удовлетворяет требованию единства измерений, т.е. не позволяет строить на ее основе эффективную систему управления качеством обучения1.

Наряду с этим технологии тестирования при правильной организации анализа полученных результатов могут стать действенным инструментом выявления скрытых факторов, влияющих на уровень обучения. Так, к сожалению, не всегда выполнение лекционного курса по дисциплине соответствует требованиям стандарта. Это становится очевидным по результатам тестирования, из которых видно, что студентами не освоены какие-то определенные разделы (дидактические единицы). Сказанное обусловливает необходимость оперативной проверки соответствия УМК -стандартам, а читаемых разделов - рабочей программе по дисциплине. Как отмечают исследователи, «для того чтобы исключить такие негативные моменты, не позволяющие гарантировать качество обучения, необходимо внедрять в систему повышения квалификации ППС разделы, которые научат преподавателей не только правильному методическому обеспечению своей деятельности, но заставят их регулярно повышать свой профессиональный уровень с помощью таких методик, которые нам дает проведение Ин-тернет-экзамена»1.

Участие в Интернет-экзамене инициирует включение оценки базового уровня подготовки в рей-

1 См. подробнее: Гусятников В.Н., Соколова Т.Н. Использование результатов Интернет-экзамена в управлении качеством образовательного процесса // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах: Материалы Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (22-29 июня 2008 г.). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. С. 232.

_______________________________________________12.

тинговую систему оценки учебной деятельности обучающихся и позволяет аналитически сравнивать результаты текущей, предварительной и промежуточной успеваемости. При этом ранняя диагностика (каждые полгода) позволяет вносить необходимые, а главное обоснованные коррективы в учебный процесс при установлении тех или иных несоответствий. Все это способствует повышению внимания вузовской общественности к качеству подготовки специалистов и методам его измерения.

Помимо постоянного роста участников Интернет-экзамена и активного нормотворчества в рассматриваемой сфере важным свидетельством полноправного вхождения данной технологии измерения качества в вузовскую практику является включение педагогической общественности в исследование данной проблематики на страницах специализированных изданий, а также в рамках научно-практических конференций и информационно-методических семинаров. Так, на Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах» в научной дискуссии по проблемам организации, обработки и использования результатов Интернет-экзамена приняли участие представители свыше 70 вузов России. На повестке дня стояли наиболее актуальные в данной области вопросы:

развития системы Интернет-экзамена; педагогического анализа результатов Интернет-экзамена;

информационного обеспечения Интернет-экзамена; '

разработки инструментария для Интернет-экзамена;

методической поддержки, сопровождающей ФЭПО;

использования результатов Интернет-экзамена в вузе;

организации сопровождения тестирования в рамках комплексной оценки;

методики оценки освоения дидактических единиц;

практического опыта разработки тестовых заданий по отдельным дисциплинам для ФЭПО и др. Учитывая замечания, высказанные на конференции, и основываясь на собственной практике участия в Интернет-экзамене, считаемым необходимым обозначить следующие дискуссионные вопросы и одновременно перспективные направления развития технологии Интернет-экзамена: создание уровневой системы Интернет-экзамена в соответствии с требованиями Болонского процесса, а также проведение Интернет-олимпиад с целью выявления одаренной студенческой молодежи;

увеличение объема репетиционных тестовых заданий;

включение в технологию тестовых заданий открытого типа;

введение уровневых тестовых заданий сообразно компетентностному походу ГОС ВПО третьего поколения (знать, уметь, владеть навыками), что имеет принципиальное значение для систем образования стран-участниц Болонского процесса;

ориентация в ходе составления тестовых заданий не только на ГОС ВПО, но и на примерные программы по соответствующим дисциплинам;

увеличение перечня общепрофессиональных дисциплин, выносимых на Интернет-экзамен;

постоянная калибровка тестов посредством ди-стракторного анализа2 и поддержание в актуальном состоянии банка тестовых заданий;

усовершенствование дихотомической шкалы3 оценивания результатов Интернет-экзамена (освоил - не освоил), в частности по гуманитарным дисциплинам, путем учета частично правильных ответов;

разграничение общекультурных и профессиональных компетенций и отражение их в тестах;

ранжирование дидактических единиц по степени значимости в целях более объективной оценки знаний студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработка тезауруса4 и глоссария5 по всем дисциплинам, выносимым на Интернет-экзамен, размещение их на соответствующем сайте;

обеспечение социального сопровождения Интернет-экзамена путем анкетирования всех уча-

1 Матвеюк О.В., Мышлявцев А.В., Шамец С.П. Мониторинг качества обучения средствами Интернет-тестирования // Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах: Материалы Х Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (22-29 июня 2008 г.). Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. С. 271-273.

2 Дистрактор (альтернатива, отвлекающий ответ) - вариант ответа на тестовое задание, близкий к правильно-му, но не являющийся таковым.

3 Дихотомическая шкала - шкала, содержащая только две категории.

4 Тезаурус - словарь, в котором слова, относящиеся к каким-либо областям знания, расположены по тематическому принципу // Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. С. 467.

5 Глоссарий - словарь к какому-либо тексту, объясняющий... малоизвестные слова // Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2006. С. 264.

13

стников эксперимента (экспертов, рецензентов, разработчиков, тестируемых, преподавателей, руководства вузов и т.д.) и определение таким образом социальных установок по отношению к процедуре тестирования;

исключение повышения результатов тестирования за счет адаптации к данной процедуре;

развитие системы взаимодействия с УМО по рассмотрению и утверждению кодификаторов элементов содержания дисциплин, используемых в рамках Интернет-экзамена;

привлечение ведущих вузов России к разработке тестовых заданий;

открытие форума на сайте www.fepo.ru в целях оперативного рецензирования тестовых заданий профессорско-преподавательским составом ву-зов-участников эксперимента, поскольку группы разработчиков тестовых заданий по дисциплинам не всегда имеют возможность ознакомиться с замечаниями, присылаемыми в адрес Росаккре-дагентства;

исключение возможности пополнения банка тестовых заданий, подготволенных преподавателями, не входящими в состав профильной группы разработчиков.

В заключение отметим, что Краснодарский университет МВД России намерен принимать дальнейшее активное участие в процедуре Интернет-тестирования, осознавая в полной мере эффек-

тивность и принципиально важное значение данной технологии в процессе мониторинга качества подготовки специалистов. Не вступая в дискуссию об оптимальных объемах университетской автономии при определении содержания образования по каждому направлению подготовки, подчеркнем, что Интернет-экзамен во многом является своеобразным компромиссом и едва ли не единственным связующим звеном между требованиями госстандартов и субъективным походом при определении логики и содержания учебных дисциплин отдельно взятым преподавателем. Иными словами, Интернет-экзамен - это эффективное средство подержания пристального внимания педагогического сообщества к необходимости выполнения базовых требований к уровню подготовки обучающихся, предусмотренных стандартами в области образования.

Вместе с тем, считаем целесообразным сказать следующее: учебный процесс в нашем вузе строится с учетом твердого убеждения педагогов о нецелесообразности всеобъемлющей механической замены тестами живого общения субъектов образовательной деятельности - педагога и обучающегося, в процессе которого имеется предельно объективная возможность оценить уровень профессионального мышления будущих специалистов по каждой дисциплине.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.