Научная статья на тему 'Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования как элемент системы полноценного мониторинга качества высшего образования'

Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования как элемент системы полноценного мониторинга качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования как элемент системы полноценного мониторинга качества высшего образования»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН В СФЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

ПОЛНОЦЕННОГО

МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.Ю. Сергеева

с

V./ оответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС), а также эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования - важнейшие показатели деятельности высших учебных заведений, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [1].

Качество образования есть соответствие образования потребностям общества и личности, установленным нормами, требованиями, стандартами.

Качество образовательного процес-

СЕРГЕЕВА Елена Юрьевна -

начальник отдела методической работы управления учебно-методического обеспечения и контроля качества образования Поволжской академии государственной службы

им. П.А. Столыпина

са синтезируется из образовательной программы, потенциала научнопедагогического состава, задействованного в образовательном процессе, потенциала обучающихся, средств образовательного процесса, образовательных технологий и управления образовательными системами и процессами.

Содержание образовательной программы - один из ключевых показателей качества образования - оценивается с точки зрения ее целостности, отсутствия фрагментарности и дробности учебных дисциплин, наличия цикличной структуры как основы построения образовательных концентров. Содержание программы позволяет судить о сбалансированности образовательной и профессиональной, фундаментальной и практической составляющих обучения.

Качество потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе, во многом обусловливается квалификационными требованиями к кадровому составу учреждений высшего профессионального образования различных видов (институт, академия, университет). В целях повышения эффективности использования кадрового потенциала вузов рассматриваются возможности формирования межвузовских образовательных программ с привлечением к их реализации наиболее квалифицированных преподавателей сотрудничающих вузов, обладающих высоким научным и педагогическим потенциалом. В частности, такие возможности особенно эффективно используются при формировании в регионе единой образовательной среды открытого дистанционного образования.

Наглядным показателем качества потенциала обучающихся является разница потенциала абитуриентов, замеряемого «на входе» в учебное заведение, и потенциала выпускников, определяемого «на выходе» из вуза. На эффективность реализации политики повышения качества образования непосредственно влияют мотивация и профессиональная ориентация молодежи в процессе обучения.

Качество средств образовательного процесса не в последнюю очередь определяется материально-технической и лабораторной базой, учебно-методическим обеспечением, которые позволяют осуществить экспериментальную, методическую и информационную поддержку учебных программ в тесной связи с научными исследованиями, а также наличием инфраструктуры учебной работы и отдыха (учебных корпусов, спортивных сооружений, общежитий, организации питания и досуга), существенно определяющей показатели качества жизни студентов вуза.

Современное информационное обеспечение учебной и научно-иссле-

довательской деятельности является обязательным условием достижения высокого уровня применяемых образовательных технологий. В настоящее время особое значение приобретает возможность доступа к глобальной компьютерной сети Интернет, а также к специализированным базам данных и электронным библиотекам по тематике образовательной деятельности.

Чрезвычайно актуальны управленческие технологии, применяемые в сфере образования. Их разнообразие, вариативность способствуют повышению качества управления образовательными системами и процессами.

Указанные факторы особенно важны при вхождении в единое европейское образовательное пространство в целях обеспечения академической мобильности европейских студентов с сохранением уровня их качества жизни. Это требует не только активных действий и определенных финансовых затрат, но и времени.

Вместе с тем вуз не может дать объективную оценку качеству подготовки специалистов только собственными силами, вследствие чего применяется процедура аттестации и аккредитации. Согласно п. 20 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» «...условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение последовательных трех лет» [2].

Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования проводится Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (Росаккредагентство) в рамках эксперимента с целью оказания помощи образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования при формировании системы обеспечения качества образования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС. В первом этапе Интернет-тестирования (май 2005 г.) приняли участие 58 вузов из 31 региона России, во втором (декабрь 2005 г.) - 179 вузов из 51 субъекта РФ. Принципами Интернет-тестирования являются добровольность участия образовательных учреждений; полное доверие образовательным учреждениям по вопросам соблюдения технологии проведения экзамена; проведение экзамена в единое время по единым измерительным материалам.

В соответствии с приказом ректора Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина с 15 по 23 декабря 2005 г. был проведен Федеральный Интернет-экзамен в режиме компьютерного тестирования off-line по следующим дисциплинам: «Отечественная

история», «Философия», «Математика», «Информатика» и «Концепции современного естествознания». В тестировании приняли участие студенты 2-3 курсов девяти специальностей в количестве 205 человек, то есть 59% от общего контингента соответствующих потоков.

По итогам тестирования Росаккредагентство представило информационно-аналитическую карту, которая представляет собой подробный анализ результатов аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) по дисциплинам для каждой основной образовательной программы (ООП).

Анализ результатов АПИМ для каждой ООП по дисциплине включает следующее: содержание ГОС, тематическую структуру измерительных материалов, рейтинг-лист первичных результатов педагогических измерений, гистограмму плотности распределения первичных результатов (позволяет эффективно оценить расслоение студентов по уровню подготовки), карту коэффициентов решаемости заданий по темам (позволяет выявить темы, оказавшиеся трудными для студентов контролируемой группы), карту коэффициентов освоения дидактических единиц дисциплины (позволяет выявить разделы, освоенные на недостаточном уровне), график освоения дисциплины на основе выполнения совокупности дидактических единиц (позволяет сравнить доли студентов, освоивших все разделы дисциплины с критерием аттестации, то есть 50% студентов, освоивших все разделы).

Кроме того, по каждой дисциплине приводится сводная информация о положении академии на фоне результатов других учебных заведений участников Интернет-экзамена - диаграмма, позволяющая определить место ООП вуза по показателю освоения дисциплины.

Интернет-экзамен показал, что по шести из девяти тестируемых специальностей уровень подготовки студентов соответствует ГОС. Наиболее высокий уровень знаний студенты показали по профилирующим дисциплинам. Так, все дидактические единицы по дисциплине «Информатика» освоили 100% студентов специальности Прикладная информатика (в управлении); по дисциплине «Отечественная история» - 79% студентов специальности «Политология» и 54% студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».

Результаты тестирования подлежат анализу на разных уровнях, однако основная работа ложится на кафедры: провести анализ учебнометодических комплексов на их соответствие ГОС (наличие полной совокупности соответствующих дидактических единиц), обсудить на заседаниях кафедр гистограммы плотности распределения результатов, карты решаемости заданий по темам, карты коэффициентов освоения

дидактических единиц, графики освоения дисциплин на основе выполнения совокупности дидактических единиц для внесения необходимых изменений в учебно-методические комплексы соответствующих дисциплин.

На следующем этапе Интернет-экзамена (с 3 мая по 23 июня 2006 г.) значительно расширяется перечень дисциплин, а также добавляются две дисциплины для тестирования студентов среднего профессионального образования («Математика» и «Информатика»).

Дальнейшее участие в эксперименте «Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» позволит объективно оценивать степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов; сравнивать результаты обучения студентов ПАГС с результатами других образовательных учреждений России; эффективно использовать результаты для са-мообследования ПАГС при подготовке к комплексной оценке.

Интернет-тестирование ставит все вузы в равные условия, предлагая единые минимальные требования к уровню подготовки специалистов. Это способствует развитию еще одного направления деятельности вузов согласно Болонской декларации - академической мобильности студентов.

В дальнейшем Росаккредагентство планирует проведение Интернет-экзамена трех степеней сложности. Так, на семинаре, посвященном Интернет-экзамену в сфере профессионального образования (6 февраля 2006 г.), В.Г. Наводнов предложил следующие уровни: «Школа» (базовый уровень, основы ГОСа, азы, минимум минимо-рум); «Произвольная программа» (второй тур на повышенном уровне); «Олимпиадный уровень» (селекция талантливой студенческой молодежи).

В соответствии с письмом заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «результаты тестирования могут быть использованы вузом в отчете по самообследованию, а также при проведении мониторинга качества подготовки студентов во внутривузовских системах менеджмента качества» [3].

Однако порядок признания результатов Интернет-экзамена пока не определен. Известно только, что это должны быть результаты не менее трех лет и при проведении тестирования необходимо присутствие сертифицированного тестолога. Думается, что в ближайшее время вопрос о порядке признания результатов будет решен и найдет отражение в официальных документах Рособрнадзора.

Таким образом, эксперимент своевременен, полезен, поэтому необ-

ходимо продолжить участие в нем, так как «при успешном внедрении новая технология, по сути, может стать своеобразной «матрицей» единой системы полноценного мониторинга качества высшего образования на всем образовательном пространстве страны. А не об этом ли говорится в России на протяжении последнего десятилетия?» [4].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1938 «Об утверждении показателей деятельности критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» // http://www.nica.ru/

2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

3. Письмо заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян от 10 марта 2006 г. № 02-55-43 ин/ак // http://www.nica.ru/

4. Тихо: идет Интернет-экзамен // Аккредитация в образовании. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.