Научная статья на тему 'Интернет-экзамен в сфере профессионального образования'

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-экзамен в сфере профессионального образования»

приеме на вторую ступень образования. В этом случае подготовка специалистов должна проводиться в соответствии с задачами, которые будут ставиться перед ними на производстве. При этом возможно более широкое привлечение к преподаванию спе-

циалистов с производства и переноса части занятий на предприятия. Тесная связь вуза с промышленными предприятиями даст возможность готовить молодых специалистов, адаптированных к современным условиям труда.

В. НАВОДНОВ, профессор, директор А. МАСЛЕННИКОВ, доцент, начальник отдела

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке [1] является процедура самообследования, предполагающая оценку качества подготовки студентов.

Обычно такая процедура происходит в виде тестирования (аттестационных педагогических измерений [2]) и требует от вуза больших усилий на разработку тестовых материалов, их сертификацию, обучение персонала, способного не только корректно провести педагогические измерения и обработать результаты, но и грамотно их проанализировать и проинтерпретировать. Однако проводимые педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но порой даже и с главным критерием - государственными образовательными стандартами (ГОС). Огромные усилия дают минимальный эффект. В связи с этим надо признать, что критика сложившейся практики [3, 4] во многом является обоснованной.

Более того, сложившаяся практика не в полной мере отвечает «букве закона». Согласно Закону «Об образовании» (статья33, п. 20), «целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям ГОС... Условием аттестации образовательного учрежде-

Интернет- экзамен в сфере

профессионального

образования

ния являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет». Таким образом, закон предполагает не разовый «срез» остаточных знаний, а их мониторинг в течение как минимум трех лет.

Кроме того, обязательным условием са-мообследования и аттестации является проведение аттестационных педагогических измерений, во-первых, по всем аттестуемым основным образовательным программам (ООП), во-вторых, по всем циклам дисциплин каждой ООП и, наконец, не менее чем по трем дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН и не менее чем по пяти дисциплинам циклов ОПД и СД.

При этом контроль знаний студентов для целей аттестации имеет определенные особенности, связанные с:

1) объектом оценивания - учебные достижения группы, курса, всех студентов ООП (но не личные достижения отдельных студентов);

2) видом контроля - контроль «остаточных» знаний (после изучения дисциплины, цикла дисциплин);

3) содержанием контроля - оценка всех элементов (дидактических единиц) содержания дисциплины (или цикла дисциплин) по ГОС на заданном уровне;

4) шкалой оценивания - бинарная оценка (усвоил- не усвоил);

16

Высшее образование в России • № 4, 2006

5) характером процедуры - массовое оценивание в ограниченные сроки.

Таким образом, имеющиеся в вузах тестовые и контрольные материалы, созданные для оценки текущей успеваемости студентов, их достижений и дифференциации по пятибалльной шкале оценок, как правило, не могут быть использованы в целях аттестации отдельных образовательных программ и вуза в целом.

Нельзя не учитывать и факт субъективизма при определении уровня сложности и приоритетности отдельных заданий в тестовых материалах, оценке и интерпретации результатов.

Помощь вузамв проведении самообсле-дования могли бы обеспечить в данном случае единый федеральный банк измерительных материалов и единая технология обработки результатов. Такой подход позволил бы реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь к разработке, корректировке и широкому обсуждению академический потенциал высших учебных заведений и, что, возможно, наиболее актуально сегодня, на деле обеспечить требование независимости процедуры оценки как от органов управления образованием, так и от вуза.

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагент-ство) предлагает вузам, проводящим само-обследование, использовать возможности интернет-экзамена по циклам ЕН и ГСЭ, проводимого дважды в год - во время зимней (декабрь-январь) и летней (май-июнь) сессий.

Суть интернет-экзамена состоит в том, что студенты одной специальности разных вузов по всей стране оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам (АПИМ) в одно и то же время на основе современных компьютерных технологий [5, 6].

Интернет-экзамен может проводиться в двух режимах.

В режиме ои-Ние студенты выполняют задания АПИМ в специально разработан-

ной программной оболочке е-ТестЭкзаме-натор в среде Интернет. По результатам выполнения экзаменационного АПИМ студент получает «оценки» - процент правильно выполненных заданий и процент освоенных дидактических единиц ГОС по данной дисциплине. По окончании экзамена группы (или всего потока) в режиме on-line формируется рейтинг-лист. Вся аналитическая информация поступает в вуз в виде информационно-аналитической карты [7] после окончания экзамена по всей стране.

В режиме off-line в вуз по электронной почте высылается (зашифрованный) пул заданий и программная оболочка ТестЭк-заменатор. Студенты в этом случае также выполняют задания за компьютером, но результаты получают на следующий день после отсылки ответов для проверки в Рос-аккредагентство. Интегральная информация, как и в первом случае, поступает в вуз в форме информационно-аналитической карты после окончания экзамена по всей стране.

Информационно-аналитическая карта вуза представляет собой аналитический отчет (несколько десятков, а для большого вуза - сотен страниц) о результатах выполнения заданий АПИМ образовательными программами вуза. Аналитика приводится в двух направлениях:

• сравнение результатов с Государственными образовательными стандартами;

• сравнение результатов по отдельной программе вуза на фоне статистики всех однопрофильных программ, участвующих в экзамене.

АПИМ составляются таким образом, чтобы можно было проанализировать степень освоения студентами всей совокупности дидактических единиц дисциплины [2]. При этом вуз не только получает ответ о выполнении студентами ГОС, но и, в случае невыполнения, перечень дидактических единиц, которые не были освоены. Такимобра-зом, проводится массовая диагностика степени усвоения студентами учебного материала - по каждому студенту, учебной группе,

образовательной программе; по каждой учебной дисциплине и циклу дисциплин.

С одной стороны, подобный анализ дает возможность преподавателям, заведующим кафедрами, деканам и ректорату корректировать учебный процесс (рабочие учебные планы, расписание и т.п.) с целью обязательного выполнения ГОС. С другой стороны, собранная статистика по результатам выполнения дидактических единиц ГОС студентами большого количества вузов страны позволит разработчикам стандартов третьего поколения откорректировать сами стандарты.

Собранная статистика результатов выполнения АПИМ всех однопрофильных программ, участвующих в экзамене, представляет руководству вуза незаменимый (и независимый!) материал для диагностики качества подготовки в вузе по всем образовательным программам в разрезе отдельных дисциплин по каждому циклу.

На данном этапе интернет-экзамен проходит по двум циклам дисциплин: ЕН (математика, физика, концепции современного естествознания и информатика) и ГСЭ (отечественная история и философия). АПИМ по этим предметам представляют собой специальным образом подобранные наборы тестовых заданий закрытой формы (выбор одного или нескольких ответов из предложенных). Такой подход делает процедуру интернет-экзамена достаточно технологичной и относительно дешевой. Вместе с тем такой экзамен решает лишь одну задачу - оценить уровень освоения ГОС (т.е. минимальный, базовый уровень подготовки) и, следовательно, не может служить полноценной экзаменационной процедурой для студентов. Опыт показывает, что вузы рассматривают интернет-экзамен не как альтернативу обычному экзамену, а как его дополнение. Выполнил интернет-экзамен -значит освоил базовый уровень подготовки, т.е. в традиционной шкале оценок - на «троечку». Для получения «четверки» и «пятерки» необходимо показать творческий подход к предмету, который может

быть оценен на экзамене, проводимом преподавателями.

В мае-июне 2005 г. в интернет-экзамене приняли участие студенты 601 образовательной программы58вузов из31 региона. Получено около 16 тыс.результатов экзамена. При этом интересно отметить, что 42% результатов получены в режиме on-line (неявное подтверждение активного внедрения вузами современных информационных технологий).

В декабре 2005 г. - январе 2006 г. в интернет-экзамене уже приняли участие студенты 3890 образовательных программ 179 вузов из 51 региона России. Получено более 122 тыс. результатов, причем более 40% из них - в режиме on-line.

Если учитывать единый подход к оценке качества подготовки студентов, напрашивается сравнение интернет-экзамена в сфере профессионального образования с ЕГЭ. Однако при определенной внешней схожести процедур (единые измерительные материалы, единые сроки проведения) есть и принципиальные различия. Интернет-экзамен базируется на следующих принципах.

• Экзамен предполагает использование только компьютерного тестирования и соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

• Вузы участвуют в интернет-экзамене на добровольной основе и сами планируют объемы тестирования и процедуру проведения (on-line или off-line).

• Полное доверие вузамв организации и проведении экзамена. Результаты являются конфиденциальными для окружающих и направляются только в вуз для проведения самоанализа. Такой подход порождает доброжелательное отношение академической общественности к процедуре экзамена.

• Экзамен проходит дважды в год по всей стране (как правило, во время зимней и летней сессий), и не только для выпускников, но и для студентов 2, 3, 4 курсов.

• С технологической точки зрения экзамен является относительно дешевым. Основные финансовые затраты при проведении интернет-экзамена - это сто-

18

Высшее образование в России • № 4, 2006

имость разработки высококачественных АПИМ.

• Проект реализуется в режиме самофинансирования.

• Обратная связь: централизованная обработка на интернет-сервере Росаккред-агентства позволяет формировать для каждого вуза и каждой образовательной программы информационно-аналитическую карту, в которой проводится анализ на соответствие ГОС и сравнительный анализ результатов обученности студентов данного вуза по данной программе с аналогичными программами других вузов. Возможность сравнить качество подготовки по конкретной программе вуза на фоне всех родственных программ в стране.

• Оперативность проведения и обработки (практически в режиме реального времени). Интегрированная аналитическая информация поступает в вузы в течение месяца с окончания экзамена.

• При наличии внешних наблюдателей - сертифицированных экспертов (по желанию вуза) - результаты могут рассматриваться как официальные.

• Заинтересованность всех участников:

- студентов (самодиагностика);

- преподавателей (диагностика «слабых мест»);

- руководства вуза(подготовка к са-мообследованию и комплексной оценке; управление качеством подготовки специалистов);

- родителей(предоставил ли вуз все возможности для освоения студентами предметов на уровне ГОС);

- вуза в целом (избежать стрессовых ситуаций при внеочередных проверках);

- работодателей, попечительского совета (как выглядят программы вуза на общероссийском фоне);

- Рособрнадзора (определение общероссийского уровня качества подготовки в целом: огромный охват в отличие от разовых выездов, доброжелательное отношение академической общественности).

Хотя целью создания технологии интер-

нет-экзамена является прежде всего помощь вузам в проведении процедуры само-обследования при подготовке к проведению комплексной оценки, интернет-экзамен может стать необходимым звеном в структуре внутривузовских систем гарантии качества образования. При регулярном применении он обеспечивает мониторингкаче-ства подготовки студентов и программ на соответствие выполнения ГОС и сравнение с аналогичными программами других вузов. Ранняя диагностика (каждые полгода) позволяет при сбое процесса вносить необходимые коррективы.

Особый интерес интернет-экзамен может представлять при внедрении принципов Болонского процесса, так как одним из важнейших требований к системе гарантии качества вуза является постоянная демонстрация качества подготовки студентов, причем не столько для органов управления образованием, сколько для широкой академической общественности, родителей и работодателей. Интернет-экзамен при соблюдении определенных условий способен реализовать эту задачу.

Единый уровень требований в технологии оценки знаний студентов создает необходимые условия мобильности студентов внутри страны. Однако есть опасение, что студенты станут понимать мобильность не с точки зрения более качественной подготовки, а исходя из наименьших требований при приеме экзаменов, и начнут «кочевать» из вуза в вуз в поисках не лучшей профессуры и лучших систем обучения, а слабых мест контроля, где можно «проскочить». В этом случае «единая шкала» уровня требований просто необходима. Это обеспечит и большее доверие вузов друг другу.

Для студентов заочной формыобучения и обучающихся экстерном интернет-экзамен предоставляет исключительные возможности при подготовке к экзаменам.

В перспективе интернет-экзамен может решать и другие задачи, например, предлагая студентам задания повышенного уровня сложности. Если базовый уровень опре-

деляет только соответствие качества подготовки студентов требованиям ГОС (на языке фигуристов - это «школа»), то повышенный уровень будет предполагать более сложные задания. На этот уровень будут допущены студенты, успешно прошедшие экзамен базового уровня. К проведению второго этапа и разработке тестов должны быть приглашены УМО, центры общественно-профессиональной аккредитации, все заинтересованные профессиональные структуры. Студенты, успешно прошедшие второй этап испытаний, могут быть рекомендованы для обучения в магистратуре и аспирантуре, что позволит выбрать действительно способных студентов и повысить эффективность аспирантуры.

Возможен и третий этап, когда студенты, успешно выполнившие второй тур интернет-экзамена, приглашаются на очную сессию - олимпиаду (зональную, всероссийскую). Это элита нашего студенчества. Таким образом, интернет-экзамен, кроме выполнения основной своей функции, может способствовать созданию системы селекции способной студенческой молодежи.

Литература

1. Геворкян Е.Н., Наводнов В.Г., Мотова

Г.Н., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений. -М., 2003.

2. Масленников А.С., Савельев Б.А. Оценка

уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учебное пособие. - М., 2003.

3. Рубин Ю, Емельянов А. Стандартизация

как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 11.

4. Сидоренко А. Узда стандартов // Поиск. -

№ 42, 14 октября 2004.

5. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов

В.Г., Савельев Б.А. О компьютерной технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. - 1993. - № 3.

6. Наводнов В.Г. Математические модели

САПР ПИМ. - Йошкар-Ола, 1997.

7. Киселева В.П., Масленников А.С., Навод-

нов В.Г. Методика определения уровня подготовки студентов по результатам аттестационных педагогических измерений. - Йошкар-Ола, 2004.

Количество студентов, участвовавших в Интернет-тестировании

□ май 2005

□ декабрь 2005

История Философия Математика Информатика КСЕ

Физика Математика и ®

сч

информатика «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.