Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 50-56. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 50-56.
Научная статья УДК 323.28
https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.6
Перспективы развития институтов и технологий борьбы с терроризмом в Анголе Родригеш Питра Диаш Душ Сантуш
Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме роста террористической угрозы в современной Анголе и перспективам её снижения. Доказывается, что складывающаяся ситуация обусловлена совокупностью экономических, политических и социальных факторов. Обеспечение стабильного развития общества требует от Анголы повышения качества работы социальных институтов в плане развития технологий борьбы с терроризмом. Необходимо учитывать возможные информационные инновации, которые при отсутствии институционального ответа могут сделать население страны более уязвимым к террористической пропаганде. Долгосрочное противодействие ей в Анголе следует связывать с государственной программой экономического развития отстающих регионов и диверсификацией экономики. Особенно перспективным выглядит совершенствование IT-отрасли, которое не только усилит экономику страны, но и позволит государству освоить эффективные технологии противодействия терроризму в цифровом пространстве. Определяющий вклад в снижение уровня террористической угрозы должны внести институциональные изменения, которые предполагают легитимацию политических элит Кабинды, а также формирование сильной национальной идентичности, что невозможно без построения более инклюзивной системы образования.
Ключевые слова: Ангола, институты, терроризм, террористические инновации, технологии борьбы с терроризмом
Для цитирования: Сантуш Р.П.Д.Д. Перспективы развития институтов и технологий борьбы с терроризмом в Анголе // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 50-56. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.6.
Original article
Prospects for the Development of Counter-Terrorism Institutions and Technologies in Angola Rodrigesh P.D.D. Santush
Independent Researcher, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article focuses on the growth of the terrorist threat in modern Angola and the prospects for its reduction. It is argued that the emerging situation is due to a combination of economic, political and social factors. Ensuring the stable development of society requires Angola to improve the quality of social institutions in terms of counter-terrorism technology development. In particular, it is necessary to take into account possible terrorist innovations, which, in the absence of an institutional response, can make the country's population more vulnerable to terrorist propaganda. Long-term counteraction to terrorism in Angola should be linked to the state program of economic development of lagging regions and economic diversification. The state development of the IT industry looks particularly promising, which will not only strengthen the country's economy, but also allow the state to develop effective counter-terrorism technologies in the digital space. A decisive contribution to reducing the level of the terrorist threat should be made by institutional changes that involve the legitimisation of Cabinda's political elites, as well as the formation of a strong national identity, which is impossible without building a more inclusive education system.
Keywords: Angola, institutions, terrorism, terrorist innovations, counter-terrorism technologies
For citation: Santush R.P.D.D. (2023) Prospects for the Development of Counter-Terrorism Institutions and Technologies in Angola. Society: Politics, Economics, Law. (6), 50-56. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.6 (In Russian).
Введение. В последнее десятилетие в Анголе наблюдается существенный рост террористической угрозы. Это можно утверждать на основании статистики, опубликованной Институтом экономики и мира1. В отдельные годы индекс влияния снижался, однако в 2018 г. был зафиксирован очередной рост террористической угрозы, что позволяет говорить о современной Анголе как о неблагополучной стране в данном аспекте. Рост влияния феномена терроризма на ангольское общество обусловлен воздействием многих факторов: неравномерным экономическим развитием регионов (Lee, 2016), наличием в стране сепаратистских политических движений (Джен-
1 Angola Terrorism Index [Электронный ресурс] // Trading Economics. URL: https://clck.ru/34ksTY (дата обращения: 19.05.2023).
© Сантуш Р.П.Д.Д., 2023
чакова, 2018), а также миграционным кризисом, вызванным политическими переворотами в соседних странах. Последний фактор заслуживает упоминания в связи с тем, что именно в 2017— 2018 гг. в Анголе зафиксирован существенный приток беженцев1, что по времени совпадает с упомянутым ранее ростом влияния терроризма на ангольское общество. Кроме того, участники недавнего саммита с участием представителей Анголы и Африканского союза прямо связывают проблему усугубления террористической угрозы в африканских странах - в том числе в Анголе -с миграционными процессами, вызванными насильственной сменой политических режимов2. Устранение террористической угрозы требует создания в Анголе качественных политических институтов и применения эффективных технологий по борьбе с терроризмом. Определение данных действий и составляют цель настоящей работы.
Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что современный терроризм представляет собой глобальную угрозу, текущей ситуации, сложившейся в Анголе, в отечественной научной литературе уделяется не так много внимания. В некоторых исследованиях проблема терроризма в Анголе затрагивается в ряду других аналогичных, характерных для африканских странах (Рав-няго, 2018; Урнов, 2015). Нередко её изучение осуществляется в контексте внешней политики Российской Федерации (Михлин, Молочный, 2020) и других государств и союзов (Гордиенко, 2021).
Отдельные отечественные исследователи уделяют особое внимание рассмотрению генезиса политической нестабильности в Анголе и связанной с ней проблемы терроризма. Особое внимание при этом уделяется изучению сепаратизма в стране. В частности, в ряде статей подробно исследуются исторические предпосылки и современное состояние подобного политического движения в Кабинде (Бердникова, 2019; Дженчакова, 2018; 2020).
Зарубежные исследователи уделяют именно проблеме террористической угрозы в Анголе существенно больше внимания. В частности, ситуация в стране отражена в исследованиях сопоставительного характера, посвящённых динамике террористических угроз в странах мира, при этом рассмотрению подлежат факторы развития институциональной среды (Ajide, Raheem, 2020), экономического развития (Meierrieks, Schneider, 2021), а также некоторые другие (Asongu et al., 2018).
Имеются также исследования, в которых детально изучаются отдельные аспекты терроризма в Анголе. Так, К.Б. Ажиде и О.Й. Алими рассматривают экономические предпосылки появления террористических организаций в стране, оценивая их ресурсную базу (Ajide, Alimi, 2021). К. Ли проводит сопоставительный анализ экономического развития разных регионов Анголы и связывает неравномерное развитие территорий страны с ростом сепаратистских настроений и террористической угрозы (Lee, 2016). В общем виде проблема терроризма в Анголе затрагивается также в работе М. Мамдани (Mamdani, 2002). Проблема сепаратизма в Кабинде также освещена в нескольких статьях3, в том числе содержащих рекомендации по решению этой проблемы (Domingos Bembe, 2014).
Хотя перечисленные работы вносят существенный вклад в изучение терроризма в Анголе, в них недостаточно внимания уделяется оценке перспектив противодействия терроризму в этой стране с учётом её институционального состояния и доступных ей технологий. В настоящей статье будут акцентированы эти вопросы.
Институциональные проблемы Анголы. Рост террористической угрозы в Анголе обусловлен институциональным несовершенством, которое проявляется во многих сферах общественной жизни. Выше уже были отмечены проблемы, которые испытывает страна в связи с неравномерным экономическим развитием территорий, несовершенством политических институтов и миграционным кризисом. В этом разделе они будут рассмотрены подробнее как взаимосвязанные и исторически обусловленные факторы.
Слабость политических институтов Анголы, вероятно, должна объясняться прежде всего постколониальным наследием. Государственность страны достаточно молода - ещё в 19611974 гг. Ангола вела войну за независимость, практически сразу за ней последовал продолжительный период гражданской войны, окончившейся лишь в 2002 г. (Дженчакова, 2018). В обоих конфликтах принимали участие три крупных политических движения: УНИТА - Национальный союз за полную независимость Анголы (UNITA), ФНЛА - Национальный фронт освобождения Анголы (FNLA), МПЛА - Народное движение за освобождение Анголы (MPLA). В период граждан-
1 Angola [Электронный ресурс] // UNHCR. URL: https://www.unhcr.org/angola.html (дата обращения: 19.05.2023).
2 Angola and African Union gear up for Terrorism Summit [Электронный ресурс] // Further Africa. URL: https://furtherafrica.com/2022/04/08/angola-and-african-union-gear-up-for-terrorism-summit/ (дата обращения: 20.05.2023).
3 Cabinda entre 'nao-paz' e 'nao-guerra': Jean-Michel Mabeko-Tali [Электронный ресурс] // Hitler Samussuku. URL: https://politica210.wordpress.com/2017/03/13/cabinda-entre-nao-paz-e-nao-guerra-jean-michel-mabeko-tali/ (дата обращения: 07.06.2023).
ской войны МПЛА возглавлялась Агостиньо Нето, ФНЛА - Холденом Роберто, а УНИТА - Жона-сом Савимби. Различия между этими движениями могут проявляться в том числе на идеологическом уровне. Так, движение МПЛА может быть определено как левоцентристское (изначально марксистское), ФНЛА - праворадикальное, тогда как политическая платформа УНИТА представляла собой африканский социализм, демократизм и антикоммунизм. В то же время, как справедливо отмечается в монографии Д.Г. Жасинту, политический конфликт был обусловлен разной электоральной базой политических движений и их ориентацией в глобальном политическом противостоянии (Jasinto, 2010). Так, МПЛА опиралась на городскую интеллигенцию, преимущественно представленную гражданами народности амбунду; при этом движение пользовалось поддержкой СССР. ФНЛА ориентировалась на баконго и поддерживалась такими государствами, как США и Заир. Наконец, УНИТА имела за спиной ЮАР и США.
Изучая генезис современной ангольской государственности, важно, однако, учитывать ещё одно политическое движение - Фронт освобождения анклава Кабинда (ФЛЕК), лидером которого исторически был Луиш Ранке Франке. Оно не примыкало ни к одному из упомянутых выше ангольских освободительных движений, поскольку преследовало несколько иные цели. ФЛЕК воспринимал Кабинду не как часть Анголы, а как анклав на конголезской территории, как суверенное государство. Целью этого политического движения было формирование государства, не являющегося частью Анголы.
Предпосылки для отделения Кабинды начали формироваться задолго до начала гражданской войны. В частности, в качестве важного фактора исследователями упоминается Симулам-букский договор, заключённый ещё в колониальную эпоху, согласно которому Португалия наделяла Кабинду статусом протектората, что предполагало наделение местной племенной аристократии более широкими властными полномочиями, нежели были доступны в колониальной Анголе (Дженчакова, 2020). Кроме того, в силу особенностей разделения территории в интересах колониальных держав и созданных ими институтов жители Кабинды стали активно интегрироваться в конголезское общество, в результате чего даже некоторая часть конголезских элит имеет сегодня кабиндское происхождение1. Таким образом, сильная кабиндская идентичность стала фактором, препятствующим формированию ангольской государственности в современных границах, несмотря на то, что кабиндцы относятся к народности баконго, проживают на территории Анголы и в некоторых регионах составляют большинство населения (впрочем, представители баконго можно встретить также и в ДР Конго и Конго).
Таким образом, ангольские политические институты исторически формируются в условиях ожесточённой борьбы, где факторами вражды являются идеологические и этнические различия. Окончание гражданской войны вместе со смертью лидера движения УНИТА Жонаса Савимби в полной мере не разрешило имеющиеся противоречия. Отчасти этому не способствуют сформировавшиеся в послевоенной Анголе политические институты. Так, Ангола является президентской республикой, при этом глава государства не избирается напрямую: им становится лидер списка партии, получившей наибольшее количество депутатских мандатов в однопалатном парламенте страны - Национальной ассамблее, насчитывающей 220 депутатов2. Нынешний президент Анголы - Жоау Мануэл Гонсалвеш Лоуренсу, лидер МПЛА.
После окончания гражданской войны враждующие друг с другом военно-политические движения Анголы (МПЛА, УНИТА, ФНЛА) превратились в политические партии, полноценно участвующие в жизни страны. Среди них по состоянию на 2022 г., когда были проведены последние на момент написания статьи выборы в Национальную ассамблею, определяющий политический вес имеют представители лишь МПЛА, получившей 51,17 % голосов и 124 из 220 мандатов в парламенте, а также УНИТА, набравшей 43,95 % голосов и получившей 90 депутатских мандатов3.
Если освободительные движения Анголы (МПЛА, УНИТА, ФНЛА) после окончания гражданской войны получили возможность ведения легитимной деятельности, то ФЛЕК до сих пор не признаётся законной политической силой в Анголе и продолжает существовать в статусе подпольной организации, ведущей борьбу за освобождение Кабинды. Таким образом, современная институциональная система Анголы не способствует решению проблемы сепаратизма, поскольку ограничивает доступ к власти представителям ФЛЕК, что делает невозможным конструктивный политический диалог. В условиях недостаточной инклюзивности политических институтов в Анголе усугубляется проблема терроризма, инспирированного сепаратистскими настроениями.
Дополнительно террористическая угроза в Анголе усугубляется в связи с миграционным кризисом. Его причиной является политически нестабильная ситуация в соседних странах, порождаю-
1 Cabinda entre 'nâo-paz' e 'nâo-guerra': Jean-Michel Mabeko-Tali ....
2 Деловой совет Россия - Ангола [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: https://rus-ago.tpprf.ru/ru/country/ (дата обращения: 07.06.2023).
3 Там же.
щая поток беженцев. Ангола, являясь достаточно развитой по африканским меркам страной, привлекает беженцев и экономических мигрантов, значительная часть которых исповедует ислам, тогда как большинство населения Анголы - сторонники христианства. Миграционный фактор также дестабилизирует ангольское общество и повышает риск террористической угрозы. Это связано с тем, что, как показывает исследование Г.М. Сидоровой, значительная часть мигрантов прибывает в Анголу из ДР Конго, где наблюдаются процессы исламизации части населения, приводящие в том числе к религиозному радикализму (Сидорова, 2017). Таким образом, миграционный приток в Анголу уроженцев ДР Конго потенциально повышает риски возникновения межрелигиозной вражды. Кроме того, принимая во внимание влияние Кабинды на конголезскую культуру, можно рассматривать приток беженцев и как фактор усиления сепаратистских настроений в ангольском обществе.
Некоторые экономические факторы также усугубляют террористическую угрозу в Анголе. Страна ориентирована на экспорт природных ресурсов, что, с одной стороны, позволяет государству легче пополнять бюджет, с другой - оборачивается угрозой «ресурсного проклятия». Ангола, видимо, не смогла предотвратить развитие негативного сценария, при котором страна становится чрезмерно зависимой от добывающего сектора на фоне недостаточного стимулирования развития других отраслей экономики. В результате возникает дисбаланс в экономическом развитии разных регионов - те, что специализируются на добыче полезных ископаемых, обеспечивают большую часть денежных поступлений в государственный бюджет. В целом государство оказывается вынужденным распределять ресурсную ренту в пользу недобывающих регионов, что вызывает недовольство у других, прежде всего в Кабинде, где и без того сильны сепаратистские настроения. Зависимость экономики Анголы от ресурсной ренты становится перманентной угрозой стабильному общественному развитию и должна рассматриваться в качестве одной из главных причин роста террористической угрозы в стране.
Возникающие в обществе разногласия относительно распределения ресурсной ренты могли бы разрешаться в рамках общественной дискуссии, однако это требует установления в стране более эффективных механизмов участия широких слоёв населения в политической жизни страны. По этой причине следует признать, что рост террористической угрозы в Анголе обусловлен в первую очередь именно сравнительно низким качеством политических институтов, которые оказываются недостаточно инклюзивными.
Меры по противодействию терроризму, принимаемые в Анголе. Учитывая сложную социальную, экономическую и политическую обстановку в Анголе, правительство страны стремится принимать меры по противодействию терроризму. Отчасти Ангола использует международный опыт, кооперируя свои усилия с ведущими мировыми институтами. Так, в сотрудничестве с ООН Ангола обеспечивает надлежащее исполнение обязательств по приёму и размещению беженцев на своей территории, в том числе предпринимая меры по их интеграции в ангольское общество.
Кроме того, государство стремится разрабатывать собственные технологии противодействия терроризму с учётом специфики локальных угроз. Так, уязвимость населения перед терроризмом обусловлена в том числе тем, что после окончания гражданской войны в стране остаётся большое количество оружия в личном владении. Для решения этой проблемы государство организует мероприятия по изъятию оружия у населения, что вносит вклад в постепенное снижение уровня насилия в обществе1. Также органы власти принимают меры по формированию гражданского самосознания и информируют население об угрозах со стороны криминала и террористов, предоставляя гражданам инструкции, регулирующие поведение в потенциально опасных ситуациях2. Наконец, в последние годы правительство Анголы существенно увеличивает финансирование полиции и структур, чьей задачей является борьба с терроризмом, что также вносит положительный вклад в снижение имеющейся с этой стороны угрозы.
Также власти Анголы предпринимают меры по борьбе с кабиндским сепаратизмом. Уже введены законы, создающие предпосылки для наделения регионального правительства Кабинды большими властными полномочиями, а Кабинду - особым статусом. В то же время эти институциональные изменения не завершены, и, как справедливо отмечает М. Домингос Бембе, благополучное решение проблемы сепаратизма может быть достигнуто лишь в том случае, если институциональные реформы на деле предоставят Кабинде большую политическую и экономическую автономию (Domingos Bembe, 2014). При этом текущие уступки, такие как возврат в Кабинду 10 % доходов с продажи нефти, не выглядят достаточными: из-за проблем с коррупцией распределение этих средств осуществляется недостаточно эффективно, во всяком случае Кабинда
1 Angola: Plano Nacional de Desarmamento da Populagao Civil Comegou a Ser Posto em Prática [Электронный ресурс] // Publico. 2008. URL: https://clck.ru/34kswN (дата обращения: 22.05.2023). (на испан. яз.)
2 Do Direito a Seguranga Pública. Agoes Securitárias vs Eficácia Judicial. Caetano Manuel da Conceigao Quiar. Maio, 2014. Р. 94.
остаётся одним из экономически наиболее отсталых регионов Анголы, где значительная часть населения не имеет доступа к электричеству и школьному образованию1.
Параллельно с этим власти Анголы стремятся использовать и другие инструменты, позволяющие косвенно устранить проблему кабиндского сепаратизма. Государство пытается создать новые центры добычи нефти на севере страны, тем самым снизив зависимость бюджета от ка-биндской нефтедобывающей промышленности (Дженчакова, 2018). В целом, однако, принимаемых мер оказывается явно недостаточно для снижения террористической угрозы в Анголе до приемлемого уровня.
Перспективные технологии борьбы с терроризмом. Оценивая эффективность действий правительства Анголы для борьбы с терроризмом, следует учитывать, что последний не представляет собой статичный феномен. Напротив, терроризм постоянно эволюционирует, находя новые способы деструктивного влияния на общество. Современные исследователи подчёркивают, что в цифровую эпоху террористические инновации появляются особенно часто, что обусловлено облегчением кооперации разных террористических групп в глобальном масштабе ^иЬгапо, 2023). Новшества возникают на разных уровнях ведения террористической деятельности: речь может идти как о применении современных типов оружия, таких как беспилотные летательные аппараты, так и о появлении новых организационных форм терроризма. Кроме того, в отдельных регионах инновации особенно быстро появляются в идеологической сфере - политические, религиозные и экономические предпосылки зарождения терроризма могут реализовываться в виде самобытных идеологий, набирающих популярность среди радикально настроенного населения. С учётом высокой вероятности возникновения террористических инноваций следует определить перспективные направления развития институтов и технологий борьбы с терроризмом в Анголе.
Одним из наиболее важных направлений институционального реформирования Анголы следует признать изменение механизмов распределения ресурсной ренты. При сохранении ныне действующих правил недовольство населения добывающих регионов объясняется тем, что ресурсная рента распределяется в пользу менее развитых регионов, что будет и дальше подпитывать сепаратистские движения, деятельность которых может принять агрессивные формы. В этой связи для Анголы борьба с терроризмом должна заключаться не только в увеличении финансирования силовых структур, непосредственно борющихся с террористическими организациями, но и в устранении фундаментальных причин их появления. В ближайшие годы Ангола должна создать программу экономического развития отстающих регионов, предусматривающую открытие в них новых производств, не связанных с добывающей промышленностью, и привлечение инвестиций в отсталые регионы. Диверсификация экономики Анголы со временем сделала бы страну более устойчивой к кризисным явлениями и устранила бы необходимость чрез-мер-ного распределения ресурсной ренты.
Важно отметить, что в Анголе имеются предпосылки для диверсификации экономики за счёт развития недобывающих отраслей. Прибывающие в страну мигранты могут повышать привлекательность Анголы для иностранных инвестиций за счёт удешевления стоимости труда. Также по мере повышения качества жизни в стране Ангола может рассчитывать на развитие индустрии туризма, по крайней мере природно-климатические условия этому способствуют. В целом же государственная поддержка стратегических отраслей промышленности сможет создать много новых рабочих мест и сгладить существующие различия между регионами, что существенно снизит политическую напряжённость и разногласия между заинтересованными сторонами.
Стратегически важным полем борьбы с терроризмом для Анголы является интернет. Поскольку до сих пор лишь около трети населения страны имеет доступ к Сети, перспективным выглядит развитие в стране 1Т-отрасли. Современные террористические организации активно используют интернет для кооперации усилий и поиска лояльной аудитории. По мере того, как всё большая часть населения Анголы будет получать доступ в Сеть, народ будет всё более уязвим к террористической пропаганде. Следовательно, государство должно действовать на упреждение и заблаговременно создать цифровую инфраструктуру, необходимую для предотвращения террористических угроз в цифровом пространстве.
Государство имеет возможность перенимать международный опыт борьбы с терроризмом в цифровом пространстве, адаптируя его к особенностям поведения соответствующих группировок, действующих на территории Анголы. Прежде всего государственные структуры могут осуществлять надзор за коммуникацией граждан в интернете, блокировать веб-ресурсы террористических организаций, выявлять факты нарушения закона в интернете и привлекать к ответственности тех, кто ведёт террористическую деятельность или способствует ей с помощью цифровых технологий. Ограничение террористических организаций в возможностях рекрутирования новых
1 Cabinda Rapid Assessment Report [Электронный ресурс] // World Vision Angola. URL: https://www.wvi.org/sites/default/files/2021-09/Rapid%20Assessment%20Report%20Cabinda_0.pdf (дата обращения: 07.06.2023).
сторонников сможет существенно усложнить их деятельность на территории Анголы. По этой причине важной государственной задачей является быстрая подготовка квалифицированных кадров, способных противостоять террористической угрозе в Сети, оберегая уязвимые к террористической пропаганде слои населения от радикализации.
Кроме того, в случае обеспечения доступа к интернету большей части ангольских граждан государство получит эффективный инструмент воздействия на общественное сознание, что потенциально снизит восприимчивость населения к террористическим идеологиям. Следует также ожидать, что доступ к интернету будет способствовать демократизации политических институтов Анголы, повысит качество общественной дискуссии по проблемным вопросам благодаря вовлечению в неё более широких слоёв населения. Последнее само по себе может при определённых условиях становиться фактором снижения вероятности радикализации граждан. Для этого требуется повышение инклюзивности политических институтов, поиск механизмов, облегчающих обществу влияние на принятие решений, определяющих траекторию развития страны на многие годы вперёд.
Предложенные выше меры, однако, окажутся эффективными лишь в случае создания в стране благоприятной институциональной среды. В Анголе наиболее серьёзны институциональные проблемы, связанные с ограниченным доступом жителей Кабинды к участию в политической жизни. В то время как основные противоборствующие ангольские политические силы, проявившие себя в гражданской войне (МПЛА, ФНЛА, УНИТА), сегодня легитимированы и могут осуществлять полноценную политическую деятельность на территории Анголы, ФЛЕК остаётся подпольной организацией, которой не находится места в политической системе Анголы. Это не способствует формированию конструктивной политической дискуссии в обществе. Между тем Ангола, уже обладая опытом преодоления разногласий гражданской войны и перемещения конфликта в плоскость политической борьбы, могла бы распространить его и на решение проблемы кабиндского сепаратизма.
Предоставление ФЛЕК права полноценного участия в политической жизни Анголы, однако, едва ли будет достаточным институциональным изменением, защищающим страну от террористической угрозы. Проведённый анализ показал, что вообще дифференциация политических сил в Кабинде осуществляется в том числе на основе этнических различий, что указывает на недостаточную сформированность у населения ангольской идентичности, что в том числе является предпосылкой для появления в обществе сепаратистских настроений.
Слабость ангольской идентичности объясняется не только молодостью государства, но и недостаточной инклюзивностью институтов. В частности, ранее отмечалось, что значительная часть населения Кабинды не имеет доступа даже к школьному образованию, что характерно также и для других регионов Анголы. Ограниченный доступ к образованию является фактором, препятствующим формированию национальной идентичности. Кроме того, этот вакуум могут заполнять террористические идеологии. В этой связи важной стратегической задачей современной Анголы является, во-первых, обеспечение максимально широкого доступа населения к образованию, во-вторых, формирование государственной образовательной программы, нацеленной на создание в среде населения сильной национальной идентичности, что позволило бы в долгосрочной перспективе объединить общими интересами и мироощущением народности страны.
Заключение. Рост террористической угрозы в Анголе обусловлен совокупностью экономических, политических и социальных факторов. Обеспечение стабильного развития общества требует от правительства страны повышения качества борьбы с терроризмом. С этой целью имеет смысл сконцентрироваться на развитии социальных, политических институтов, пересмотреть структуру экономики страны. В том числе необходимо учитывать возможные террористические инновации, которые при отсутствии институционального ответа могут сделать население страны более уязвимым к террористической пропаганде. Представляется также развитие IT-отрасли, лежащей в основе развития современных инновационных технологий в разных областях, и в сфере противодействия терроризму в том числе. Кроме того, перевод оппозиционных правительственных элит Анголы в статус законодательно признанных структур поможет ослабить накал страстей в их противостоянии с действующей властью и обозначить перспективы для формирования сильной национальной идентичности, которая может послужить основанием для объединения граждан страны и их ориентацию на конструктивное развитие государства.
Список источников:
Бердникова О. О проблеме сепаратизма в Республике Ангола // Зарубежное военное обозрение. 2019. № 8. С. 33-36.
Гордиенко Д.В. Африканский компонент политики США, КНР и Российской Федерации (часть 2) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2, № 1 (109). С. 4-20. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.001.
Дженчакова О.А. К истории вопроса Кабинды (исторический аспект развития современной Анголы) // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2020. № 3 (68). С. 76-83. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.68.3.008.
Дженчакова О.А. Судьба анклава Кабинда // Азия и Африка сегодня. 2018. № 10 (735). С. 51-55. https://doi.org/10.31857/S032150750000870-9.
Михлин А.А., Молочный В.В. Перспективы развития военного сотрудничества России со странами африканского континента // Военная мысль. 2020. № 3. С. 55-73.
Равняго А.С. Концептуальные подходы США в отношении Африки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. № 2 (800). С. 100-109.
Сидорова Г.М. О тенденциях распространения радикального ислама в Африке (на примере Демократической Республики Конго) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 90-115.
Урнов А.Ю. Саммит США - Африка. Окончание // Азия и Африка сегодня. 2015. № 2 (691). С. 3-8. Ajide K.B., Alimi O.Y. Environmental Impact of Natural Resources on Terrorism in Africa // Resources Policy. 2021. Vol. 73. Р. 102133. https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2021. 1021.
Ajide K.B., Raheem I.D. Does Democracy Really Fuel Terrorism in Africa? // International Economic Journal. 2020. Vol. 34, iss. 2. Р. 297-316. https://doi.org/10.1080/10168737.2020.1741014/
Asongu S.A., Tchamyou V.S., Minkoua N., Asongu N., Tchamyou N.P. Fighting Terrorism in Africa: Benchmarking Policy Harmonization // Physica A: Statistical Mechanics and Its Applications. 2018. Vol. 492. Р. 1931-1957. https://doi.org/10.1016/j.physa.2017.11.109.
Domingos Bembe M. Partilha do Poder no Enclave Angolano de Cabinda: Modelo e Processo // Mulemba. 2014. Vol. 4, iss. 8. https://doi.org/10.4000/mulemba.416. (на испан. яз.)
Jasinto D.G. O Papel Das Nagoes Unidas No Conflito Angolano (1991-2002). Cabinda, 2010. 89 p. (на испан. яз.) Lee C. Oil and Terrorism: Uncovering the Mechanisms // Journal of Conflict Resolution. 2016. Vol. 62, iss. 5. Р. 903-928. https://doi.org/10.1177/0022002716673702.
Lubrano M. Navigating Terrorist Innovation: A Proposal for a Conceptual Framework on How Terrorists Innovate // Terrorism and Political Violence. 2023. Vol. 35, iss. 2. Р. 248-263. https://doi.org/10.1080/09546553.2021.1903440.
Mamdani M. An African Perspective on Contemporary Terrorism // Development. 2002. Vol. 45, iss. 2. Р. 25-27. https://doi.org/10.1057/palgrave.development.1110344.
Meierrieks D., Schneider F. Terrorism and International Economic Policy // European Journal of Political Economy. 2021. № 69. Р. 102011. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2021.10201.
References:
Ajide, K. B. & Alimi, O. Y. (2021) Environmental Impact of Natural Resources on Terrorism in Africa. Resources Policy. (73), 102133. Available from: doi:10.1016/j.resourpol.2021.1021.
Ajide, K. B. & Raheem, I. D. (2020) Does Democracy Really Fuel Terrorism in Africa? International Economic Journal. 34 (2), 297-316. Available from: doi:10.1080/10168737.2020.1741014.
Asongu, S. А., Tchamyou, V. S., Minkoua, N., Asongu, N. & Tchamyou, N. P. (2018) Fighting Terrorism in Africa: Benchmarking Policy Harmonization. Physica A: Statistical Mechanics and Its Applications. 492, 1931-1957. Available from: doi: 10.1016/j.physa.2017.11.109.
Berdnikova, O. (2019) O probleme separatizma v Respublike Angola [On the Problem of Separatism in the Republic of Angola]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. (8), 33-36. (In Russian).
Domingos Bembe, M. (2014) Partilha do Poder No Enclave Angolano de Cabinda: Modelo e Processo. Mulemba. 4 (8). Available from: doi:10.4000/mulemba.416. (In Spanish).
Dzhenchakova, O. A. (2018) The Fate of Cabinda. Asia and Africa Today. (10 (735)), 51-55. Available from: doi: 10.31857/S032150750000870-9. (In Russian).
Dzhenchakova, O.A. (2020) To the History of the Issue of Cabinda (a Historical Aspect of Modern Angola's Development). The Bulletin of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. (3 (68)), 76-83. Available from: doi:10.37724/RSU.2020.68.3.008. (In Russian).
Gordienko, D. V. (2021) African Policy Component of the US, PRC and Russian Federation (Part 2). Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2 (109), 4-20. Available from: doi:10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.001. (In Russian).
Jasinto, D. G. (2010) O Papel das Nagoes Unidas No Conflito Angolano (1991-2002). Cabinda. 89 p. (In Spanish). Lee, C. (2016) Oil and Terrorism. Journal of Conflict Resolution. 62 (5), 903-928. Available from: doi:10.1177/0022002716673702. Lubrano, M. (2023) Navigating Terrorist Innovation: A Proposal for a Conceptual Framework on How Terrorists Innovate. Terrorism and Political Violence. 35 (2), 248-263. https://doi.org/10.1080/09546553.2021.1903440.
Mamdani, M. (2002) An African Perspective on Contemporary Terrorism. Development. 45 (2), 25-27. https://doi.org/10.1057/palgrave.development.1110344.
Meierrieks, D. & Schneider, F. (2021) Terrorism and International Economic Policy. European Journal of Political Economy. 69, 102011. Available from: doi:10.1016/j.ejpoleco.2021.10201.
Mikhlin, A. A. & Molochnyy, V. V. (2020) The Development Prospects of Military Cooperation between Russia and African Countries. Military Thought. (3), 55-73. (In Russian).
Ravnyago, A. S. (2018) US Conceptual Approaches in Africa. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. (2 (800)), 100-109. (In Russian).
Sidorova, G. M. (2017) Trends in the Spread of Radical Islam in Africa (the Case of the Democratic Republic of the Congo). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences. (2 (786)), 90-115. (In Russian).
Urnov, A. Yu. (2015) Sammit SShA - Afrika. Okonchanie [The Us - Africa Summit. Ending]. Aziya i Afrika segodnya. (2 (691)), 3-8. (In Russian).
Информация об авторе Р.П.Д.Д. Сантуш - независимый исследователь, Москва, Россия.
Information about the author R.P.D.D. Santush - Independent Researcher, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.