Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матова И.С.

Современный период можно охарактеризовать оживлением научного интереса к проблеме возмездного оказания услуг (поскольку в советское время гражданское право не делало различий между работами и услугами). В связи с ростом диверсификации услуг потребовалось создать единый правовой режим, который распространился бы на все отношения об оказании услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред от 13.07.2015 № 233-Ф3) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. -Ст. 766; Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29. - ч. I. - Ст. 4359.

3. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21 декабря 2013 № 353-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 229-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 51. - Ст. 6673; 2014. - № 30. - Ч. I. - Ст. 4320.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17 // Российская газета. - 11.07.2012. - № 156.

5. Гришина Я.С. Социально-имущественные потребности граждан как объект гражданско-правового обеспечения // Гражданское право. - 2012. -№ 3. - С. 14-18.

6. Южанин Н.В. Реализация субъективного права на защиту посредством односторонних правоохранительных мер // Юрист. - 2013. - № 15. -С. 42-47.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© Матова И.С.1

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Современный период можно охарактеризовать оживлением научного интереса к проблеме возмездного оказания услуг (поскольку в советское время гражданское право не делало различий между работами и услугами). В связи с ростом диверсификации услуг потребовалось создать единый правовой режим, который распространился бы на все отношения об оказании услуг.

Ключевые слова возмездное оказание услуг, гражданское право.

В настоящее время наблюдается бурное развитие имущественных отношений, которые возникают в связи с оказанием услуг. Подтверждением этого является и ГК РФ, часть вторая которого содержит ряд отдельных самостоятельных договоров, предмет которых связан с оказанием услуг. В связи с ростом диверсификации услуг потребовалось создать единый правовой режим, который распространился бы на все отношения об оказании услуг, специально не урегулированные ГК РФ, отражением чего явилась глава 39 ГК РФ.

1 Студент.

Учитывая изложенное, Ж.Ж. Сеитова обращает внимание на следующие направления развития законодательного регулирования в сфере возмездного оказания услуг [10, с. 216]:

1. Усиление нормативного содержания главы ГК, регулирующей возмездное оказание услуг. Следует заметить, что предполагаемая потребность обращения к главе для восполнения пробелов нормативного регулирования договоров в сфере услуг, получивших специальное урегулирование в ГК РФ, крайне маловероятна и по сути представляет собой плод теоретической абстракции, если сопоставить насыщенность нормативного содержания главы 39 ГК РФ и соответствующих глав, отраженных в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Вместе с тем, глава 39 ГК РК должна стать полноценной нормативной базой, а не дежурной главой, восполняющей образовавшиеся пробелы правового регулирования отношений об оказании тех или иных услуг.

В цивилистической литературе неоднократно обращалось внимание не тот факт, что ГК РФ должен учитывать современные особенности предмета гражданско-правового регулирования, в частности, отношения собственности в статике и динамике [2, с. 4], иметь запас правового регулирования. Последнее означает возможность регулирования нормами и институтами ГК РФ отношений, еще реально не существующих, но могущих возникнуть в будущем. Думается, что современные экономические тенденции развития сферы услуг свидетельствуют о необходимости иметь такой запас для отношений возмездного оказания услуг, часть из которых пока не стала реалиями экономического оборота. Изложенное усиливает потребность в совершенствовании нормативного содержания главы 33 ГК РФ.

Ближайшие законодательные разработки касательно совершенствования главы 39 ГК РФ должны выстраиваться в направлении формирования новых и пересмотра действующих норм, которые составляют общие положения об обязательствах возмездного оказания услуг.

Уже сейчас можно предположить, что многие договора об оказании тех или иных видов услуг вполне могут претендовать на специальный правовой режим в рамках главы 39 ГК РФ. Таковы, например, услуги связи, образовательные, медицинские, информационные, аудиторские, маркетинговые, туристические услуги. Возможно, что в будущем нормы, регламентирующие оказание указанных услуг, приобретут статус устойчивого договорного типа и будут преобразованы в самостоятельные правовые институты. Процесс появления новых договорных типов осуществляется уже сейчас, по мере накопления специфических юридических признаков в практике и их нормативного оформления (в специальном нормативном акте) каждого из приведенных договоров. Соответственно, в ближайшем будущем можно будет наблюдать становления института оказания услуг связи, института образовательных услуг и т.д. Так, А.Ю. Галаев обосновал необходимость выделения договора оказания информационных услуг, А.И. Петров выступил с

аналогичной позицией в отношении договора оказания консультационных услуг[8, с. 3], Э.О. Мамедова - в отношении договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и т.д. [6].

Уже сейчас можно наблюдать «глобализацию» отношений об оказании услуг, понимаемую в смысле: появления услуг, которые удовлетворяют потребности разных субъектов; расширения круга объектов услуг; увеличения отношений возмездного оказания услуг, осложненных иностранным элементом.

Безусловно, объективные предпосылки ведут к дифференциации режимов правового регулирования, появлению новых и новых правовых институтов. Однако на данном этапе представляется целесообразным усилить общие положения главы 39 ГК РФ, что, впрочем, не исключает параллельного развития нормативных положений, регулирующих отдельные виды договоров возмездного оказания услуг, в первую очередь на уровне источников, гражданского законодательства. В частности, речь идет о дополнении главы 39 ГК РФ следующими статьями: «Сроки выполнения услуги», «Порядок оплаты услуги», «Приемка выполненных услуг заказчиком», «Качество услуги», «Права и обязанности сторон», «Гарантии прав заказчика».

2. В последнее время все более широкую нишу на рынке занимают т.н. «наукоемкие услуги», для которых требуются специальные технические, экономические, управленческие знания. Данная наметившаяся в экономике тенденция должна привести к определенной интеграции в правовом регулировании как отношений, которые связаны с возмездным оказанием услуг, так и правовых режимом охраны объектов интеллектуальной собственности, с которыми данные услуги тесно связаны. Речь идет о таких наукоемких услугах, как эффективный менеджмент, инжиниринг, телекоммуникационные, информационные, маркетинговые исследования и пр.

3. Многие услуги уже сейчас оказываются при помощи программных продуктов. Соответственно, электронная коммерция в сфере услуг будет обращать все более пристальное внимание к проблемам специфики правового режима заключения сделок в сфере возмездного оказания услуг с использованием электронного документооборота. Возрастет роль правовой защиты баз данных, которые содержат информацию, затрагивающую личные неимущественные права граждан. Таким образом, объект информационных услуг и способы передачи этой информации должны быть урегулированы более тщательно.

Так, например, М.Ю. Недбаевский указывает, что «поскольку признак возмездности при оказании услуг не является обязательным, т.к. информационные услуги могут быть оказаны безвозмездно, то название главы 39 целесообразно изложить в редакции «Оказание услуг» и, соответственно, из ст. 779-783 ГК РФ исключить термин «возмездность» [7, с. 15].

4. Принимая во внимание общемировую тенденцию оказания множества услуг при помощи франчайзинговой системы, можно сделать предполо-

жение, что существенную роль в отношениях, направленных на возмездное оказание услуг, станут играть договора коммерческой концессии. Особенно большими выглядят перспективы по использованию системы договоров коммерческой концессии в сфере организации послепродажных услуг изготовителями сложной техники.

5. Дальнейшая обстоятельная теоретическая проработка необходима вопросу о возможности объединения правовых институтов, которые регулируют отношения в сфере возмездного оказания услуг, в единый раздел в структуре ГК РФ, в рамках которого можно было бы образовать некую «общую часть», объединяющую нормы, характерные для всех договоров возмездного оказания услуг. В этом смысле полезной является наработка нормативного материала и практики его применения в рамках главы 39 ГК РФ, на базе которой представляется возможным сформировать «общую часть» будущего раздела. Однако такой пересмотр структуры ГК РФ требует взвешенного, теоретически обоснованного подхода, а также учета сложившихся традиций нормативно-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг, получивших в ГК РФ устойчивый договорной тип в рамках отдельной главы.

Право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и для заказчика, и для исполнителя носит безусловный характер, так как оно не оговаривается в законе какими-либо уважительными причинами. В ст. 782 ГК РФ не установлены основания, по которым такой отказ допускается.

Однако М.Ю. Недбаевский полагает, что будет целесообразно законодательно ограничить право услугодателя на односторонний отказ от исполнения обязательств, которые возникают из публично-правовых договоров дополнив ч. 2 ст. 782 ГК РФ положением: «за исключением случаев, когда договор возмездного оказания услуг является публичным договором». Кроме того, в специальных законах, которые регулируют отдельные виды публичных договоров возмездного оказания услуг, необходимо установить исчерпывающий перечень оснований для расторжения указанных договоров по инициативе услугодателя [7]. Представляется, что данное предложение будет способствовать защите интересов потребителей услуг, в связи с чем подлежит включению в текст ГК РФ.

В заключение еще раз выделим основные перспективы развития законодательного регулирования в сфере возмездного оказания услуг:

1. Усиление нормативного содержания главы ГК, регулирующей возмездное оказание услуг. В частности, речь идет о дополнении главы 39 ГК РФ следующими статьями: «Сроки выполнения услуги», «Порядок оплаты услуги», «Приемка выполненных услуг заказчиком», «Качество услуги». В настоящее время эти моменты отданы на откуп судебной практике.

2. Интеграция в правовом регулировании отношений, которые связаны с возмездным оказанием услуг, и правовых режимов охраны объектов интеллектуальной собственности, с которыми данные услуги тесно связаны, в лице наукоемких услуг (эффективный менеджмент, инжиниринг, телекоммуникационные, информационные, маркетинговые исследования и пр.).

3. Электронная коммерция в сфере услуг будет обращать все более пристальное внимание к проблемам специфики правового режима заключения сделок в сфере возмездного оказания услуг с использованием электронного документооборота.

4. Существенную роль в отношениях, направленных на возмездное оказание услуг, станут играть договоры коммерческой концессии (франчайзинга).

5. Правовые институты, которые регулируют отношения в сфере возмездного оказания услуг, могут быть объединены в единый раздел в структуре ГК РФ, в рамках которого на базе главы 39 можно было бы образовать некую «общую часть», объединяющую нормы, характерные для всех договоров возмездного оказания услуг.

Список литературы:

1. Галаев А.Ю. Договор возмездного оказания информационных услуг: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. / А.Ю. Галаев. - СПб., 2009. - С. 4.

2. Зайцев В.В., Рыбаков В.А. Некоторые теоретические вопросы развития гражданского законодательства // Право и экономика. - 2015. - № 9. -С. 12.

3. Казаченок О.П. Актуальные вопросы заключения договора возмездного оказания услуг / под общ. Ред. С.С. Чернова // Новый взгляд. Международный научный вестник: сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - Вып. 3. - 353 с. - С. 319-328.

4. Казаченок О.П. Подтверждение фактических отношений по договору возмездного оказания услуг // Новая правовая мысль. - 2014. - № 3 (62). -С. 44.

5. Казаченок О.П. Срок как существенное условие договора возмездного оказания услуг // Право как основа современного общества: матер. XV Междунар. науч.-практ. конф., 25.06.2014 г. - М.: Изд-во «Спутник+», 2014. -81 с. - С. 21.

6. Мамедова Э.О. Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии: автореф. дис. ... докт. юр. наук: 12.00.03. / Э.О. Мамедова. - СПб., 2009.

7. Недбаевский М.Ю. Правовое регулирование договора возмездного оказания информационных услуг по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2012.

8. Петров А.И. Договор возмездного оказания консультационных услуг: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.И. Петров. - Рязань, 2004. - С. 3.

9. Петрушкин В.А. Актуальные проблемы правовой модели системы оборота недвижимости: монография / В.А. Петрушкин; науч. ред. В.В. Вит-рянский. - М.: Статут, 2014.

10. Сеитова Ж.Ж. Перспективы развития отношений возмездного оказания услуг // Вестник КазНУ - 2011. - № 5. - С. 216-218.

ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА1

© Сятчихин А.В.

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

г. Пермь

В статье рассматривается вопрос определения сторонами договора денежного эквивалента исполнения обязательства как средства правового стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательств и гарантирования имущественных интересов кредитора. Определяется частноправовая природа взыскания заранее оцененных убытков.

Ключевые слова: денежный эквивалент исполнения обязательства, убытки, заранее оцененные убытки, стимулирование к надлежащему исполнению обязательств.

Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ [5] каждому предоставляется право защиты прав любыми способами, не запрещенными законом. Свобода выбора способа защиты нарушенных прав является одним из главных элементов права на защиту.

По мнению В.Ф. Яковлева, в качестве критерия выбора способа защиты в каждом случае выступает, во-первых, эффективность восстановления нарушенного права и, во-вторых, ее полнота [9]. Трудности при определении точного размера убытков и их последующего взыскания свидетельствуют о низкой продуктивности способа защиты, необходимости выбора иного, более эффективного способа восстановления имущественного положения, каким может выступать, как нам представляется, взыскание заранее оцененных убытков как денежного эквивалента исполнения договорного обязательства.

Как правило, признание и обеспечение государством отдельной меры ответственности происходит посредством закрепления в правовой норме той

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ - грант N° 16-03-00741 «Система правовых механизмов стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательств и гарантирования интересов кредитора в российском гражданском праве»

2 Аспирант кафедры Предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.